Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 17
Программа кружка «Занимательная география»
Автор: учитель географии
Жерздева Ю.А.
2013-2014гг.
Пояснительная записка
Как повысить интерес учащихся к изучению школьного курса географии? Этот вопрос волнует многих учителей. Один из путей решения этой проблемы – внеклассная работа, которая является неотъемлемой составляющей учебно – воспитательного процесса.
Хорошо организованные и интересно проведённые занятия кружка «Занимательная география» помогают обогатить знания детей, способствуют развитию индивидуальных качеств, раскрытию талантов.
Участие школьников в занятиях кружка открывает широкие возможности для формирования практических навыков работы с картой, книгой и другими источниками информации.
Важным моментом этой деятельности является формирование настоящего коллектива единомышленников.
Занятия кружка можно проводить в разнообразных формах, это может быть игра, конференция, небольшие по объёму сообщения новых занимательных знаний и т. д.
Программа предназначена для детей с 7-го по 10-й класс, у которых уже имеются определенные познания в области географии и навыки работы с картой. Объём программы составляет 34 часов, 1 час в неделю.
Основные дидактические цели курса:
- удовлетворение индивидуальных образовательных запросов участников кружка;
- развитие интереса к изучению географии;
- расширение кругозора учащихся в области географии;
- воспитание чувства коллективизма и ответственности через игру и соревнователь- ность;
- подготовка учащихся к самообразованию в области географии и смежных наук.
Задачи и основные идеи курса:
- формировать у учащихся представление о «замечательных» объектах своей страны и мира;
- развивать умение работать с различными источниками информации;
- развивать умение работать в группе;
- совершенствовать ораторское мастерство.
Прогнозируемый результат обучения:
в результате обучения на занятиях кружка учащиеся приобретут знания о природных и антропогенных достопримечательностях мира и России:
- истории их возникновения,
- их архитектуре,
- их географии;
приобретут практические навыки и умения:
- работы с картой,
- работы со справочной, научно- популярной литературой, Интернет- ресурсами,
- навыки организации работы в группе.
Содержание программы
Каменная летопись планеты
Эндогенные и экзогенные процессы, метеориты и астероиды – создатели каменной летописи. Башня Дьявола – самая причудливая из скал Запада США. Священная гора Улуру в самом сердце Австралии. Причудливый ландшафт и пещерные комплексы в горах Каппадокии (Турция). Долина привидений горы Демерджи в Крымских горах.
В мире песка и камня
Что такое пустыня. Как образовались пустыни. Какие бывают пустыни. Где расположены самые известные пустыни мира. Свирепые ветры пустынь. Вода и жизнь в пустыне. Пустыни мира: Сахара, Намиб, Пустыня Кающихся Грешников, Гоби, Высокогорные пустыни Азии и Южной Америки.
Каньоны мира
Почему и где образуются Каньоны. Самый величественный каньон мира – Колорадо. Жизнь в Большом Каньоне. Как открыли Большой Каньон.
В мире падающей воды
Водопад Анхель – самый высокий водопад мира. Водопад Йосемитский в сердце гор Сьерра – Невада. Самые широкие водопады мира. Как и когда возник Ниагарский водопад. Водопады Игуасу, Гуаира, Виктория. Другие водопады мира. Карельский водопад Кивач. Сказочные падуны Сибири и Дальнего Востока. Культ и праздники водопадов.
Эти удивительные озёра
Самые большие озёра мира: Байкал, Танганьика, Каспийское море, Ладожское Озеро, Подземное озеро на севере Намибии, Озеро в озере – Маниту. Озёра с уникальной солёностью: Байкал, Онежское, Ладожское, Верхнее, Венерн, Туз, Мёртвое море, Балхаш, Чад, Могильное. Самые диковинные озёра: Титикака, озеро на Синайском полуострове, Лох – Нес, озёра на острове Флорес, озёра с минеральной водой, озёра – пропасть, озёро смерти, озеро – убийца, озеро, где живут акулы, содовые озёра, сульфатные озёра.
В мире мрака и безмолвия
Пещеры священные, легендарные, таинственные. Сокровища пещер. Пещерные города. Сказочный мир подземных дворцов, сталактиты, сталагмиты, сталагнаты, геликтиты. Пещерная система Флинт – Мамонтова – самая длинная в мире. Пещера Оптимистическая – вторая в мире по общей длине ходов и первая среди пещер в гипсовых породах.
Глубочайшие пропасти планеты. Пещеры России: Конституционная, Сумганская, Большая Орешная, Торгашенский провал, пещера Макрушинская. Жители подземелий – троглобионты. Что такое клаустрофобия. Пещеры и полезные ископаемые.
Грозное дыхание Земли
Вулканы. Откуда произошло название «Вулкан» и другие имена. Вулкан Везувий. Как образовались и действуют вулканы. Продукты извержения вулканов: магма, лава, вулканические бомбы и глыбы, вулканический пепел, вулканические газы. Подводные вулканы и вулканические острова. Самые активные вулканы планеты. Вулканический туризм на Гавайском архипелаге, на острове Лансороте, в Японии. Вулканические горные породы и их применение.
Тепло поземных вод и природных фонтанов
Горячие источники Памуккале в Турции. Самый знаменитый гейзер Исландии – Большой гейзер. Гейзеры Йелоустонского парка самые грандиозные в мире. Новозеландское чудо – Страна чудес. Долина гейзеров на Камчатке.
Этот удивительный ледяной мир
Что такое лёд и в чём его уникальность. Сколько же льда на Земле? Формы оледенения: наземная, подземная, морская. Ледники Гренландии. Ледники Антарктиды. Айсберги. Великие оледенения прошлого: окское, днепровское, московское, валдайское.
В глубинах неизведанного
Звенящие и поющие камни в американском штате Пенсильвания. Необычный Вашкский камень в республике Коми. Мумиё – каменные слёзы гор и каменное масло таёжных скал. Неопознанные шумы. Полярные сияния. Гало и другие видения. Могут ли камни кататься сами собой? Багровый туман - странное явление малонаселённых северных районов. Озеро Монуи – смертоносное озеро Сахеля.
Гиблые места
Геопатогенные зоны – энергосиловой каркас Земли: глобальные прямоугольная и диагональная решетчатая сеть. Гиблые места. Здоровье и геопатогенные зоны. Поляна смерти, или тайна Чертова кладбища села Рожково. Корабли – призраки. Бермудский треугольник – треугольник смерти.
Тематическое планирование
№ | Раздел, тема | Час | Игра | Литература | |
| Каменная летопись планеты | 2 | | | |
1 | Каменная летопись планеты. Башня Дьявола. Каменные горбы Катажута. | 1 | Игра «Азы географии» по материалам географии 6 класса. | Авторская разработка. | |
2 | Конусы Каппадокии. Долина приведений горы Демерджи. | 1 | Игра «Царь горы». Командная игра по заданиям Международного географического соревнования школьников в ЮАР. | География в школе. №2 2003г., с.70. | |
| В мире песка и камня | 5 | | | |
3 | Что такое пустыня? Как образовались пустыни? Какие бывают пустыни? | 1 | «Что? Где? Когда?» | География в школе №8 2002г. с.64 | |
4 | Где расположены самые известные пустыни мира? Свирепые ветры пустынь. Вода и жизнь в пустыне. | 1 | КВН «Союз Земли и воды» | География в школе №3 2002г. с.75 | |
5 5 | Сахара крупнейшая пустыня мира. Берег скелетов в пустыне Намиб. | 1 | Интеллектуальная игра «Большая семёрка» | География в школе №5 1998г. с. 88 | |
6 | Пустыня Кающихся Грешников. Каменная симфония пустыни Гоби. | 1 | Географическая игра «Угадай» | География в школе №5 2002г. С.77 | |
7 | Высокогорные пустыни Азии и Южной Америки. | 1 | КВН «У нас в гостях Япония» | География в школе №2 1997г. с. 84 | |
| Каньоны мира | 2 | | | |
8 | Почему и где образуются каньоны? Самый величественный каньон мира. | 1 | Конкурс знатоков географии «Большое географическое ралли» | География в школе №6 2001г. С.87 | |
9 | Жизнь в Большом каньоне. Как открыли большой каньон. | 1 | Игра «Поле чудес» | География в школе №4 1998г. с. 76 | |
| В мире падающей воды | 4 | | | |
10 | Водопад Анхель. Водопад Йосемитский. | 1 | Географический КВН | География в школе №6 1998г. с. 85 | |
11 | Самые широкие водопады мира. Ниагарский водопад. Как и когда возник Ниагарский водопад. | 1 | Географическая викторина | География в школе №6 1998г. с. 89; 91 | |
12 | Водопады Игуасу и Гуагира. Водопад Виктория. другие водопады мира. | 1 | Олимпийский забег. Командная игра по заданиям географической олимпиады Воронежской области. | География в школе №8 2000г. с. 65 | |
13 | Карельский водопад Кивач. Сказочные падуны Сибири и Дальнего Востока. Культ праздников водопадов. | 1 | Кто хочет стать миллионером. | География в школе №2 2004г. с. 64 | |
| Эти удивительные озёра | 2 | | | |
14 | Самые большие озёра мира. | 1 | КВН по темам «Литосфера», «Атмосфера» и «Мировой океан». | География в школе №7 2000г. с. 76 | |
15 | Озёра с уникальной солёностью. Самые диковинные озёра. | 1 | Вопросы - шутки | География в школе №1 2000г. с. 81 | |
| В мире мрака и безмолвия | 6 | | | |
16 | Пещеры священные, легендарные, таинственные. Сокровища пещер. Пещерные города. | 1 | «Выше гор могут быть только горы…..» | Авторская разработка с использованием источников: География в школе №1 2000г. с. 81. «География занимательные материалы к урокам и внеклассным мероприятиям 6-8 классы» с. 76; 144 | |
17 | Сказочный мир подземных дворцов. | 1 | Экологическая игра | География в школе №3 1999г. с. 63 | |
18 | Пещерная система Флинт-Мамонтова. Пещера Оптимистическая. | 1 | Командная игра по теме: «Общая характеристика природы России» | География в школе №1 1999г. с. 62 | |
19 | Глубочайшие пропасти планеты. Пещеры России. | 1 | Вечер «Знатоки географии» | География в школе №1 2001г. С.78 | |
20 | Жители подземелий. Что такое Клаустрофобия. Пещеры и полезные ископаемые. | 1 | «Встреча Нового года» | География в школе №9 2002г. С. 67; 70 | |
| Грозное дыхание Земли | 3 | | | |
21 | Горы, извергающие огонь. Откуда произошло название «вулкан» и другие имена. | 1 | Географическая викторина «Интеллектуальный лабиринт» | География в школе №8 2003г. С.63 | |
22 | Коварный сон вулканов. Как образовались и действуют вулканы. Что извергают вулканы. | 1 | «Последний герой». 8 класс. | География в школе №8 2003г. С.65 | |
23 | Подводные вулканы и вулканические острова. Самые активные вулканы планеты. Вулканический туризм. | 1 | Командная игра «Внутренние воды России» | География в школе №1 1995г. с. 51 | |
| Тепло подземных вод и природных фонтанов | 2 | | | |
24 | Горячие источники Памуккале. Самый знаменитый гейзер Исландии. | 1 | Игра «Кто хочет стать миллионером» по теме «Страны мира» | География в школе №2 1996г. с. 39 | |
25 | Гейзеры Северной Америки. Новозеландское чудо. Долина гейзеров на Камчатке. | 1 | Командная игра «Олимпийский меридиан» по материалам 5-й Всероссийской олимпиады школьников по географии. | География в школе №4 1996г. с. 68 | |
| Этот удивительный ледяной мир | 3 | | | |
26 | Что такое лёд и в чём его уникальность. Сколько льда на Земле? | 1 | «Что бы это значило?» | География в школе №5 1995г. с. 67 | |
27 | Ледники Гренландии. Антарктиды, Айсберги. | 1 | Школьная географическая викторина | География в школе №2 1994г. с. 52 | |
28 | Великие оледенения прошлого. | 1 | Игра «Пойми меня» | Авторская разработка | |
| В глубинах неизведанного | 4 | | | |
29 | Звенящие и поющие камни. Вашкский камень | 1 | Игра «Что? Где? Когда?» по теме «Занимательные природные процессы и явления» | Селищев Е. Н. География для любознательных, или о чём не узнаешь на уроке. Ярославль. Академия развития. 2006. | |
30 | Каменные слёзы гор и каменное масло таёжных скал. Неопознанные шумы. | 1 | Игра «Пирамида» | Авторская разработка |
31 | Полярные сияния. Гало и другие видения. | 1 | Игра «Шаг вперёд, два назад» на тему: «По материкам и странам» | Селищев Е. Н. География для любознательных, или о чём не узнаешь на уроке. Ярославль. Академия развития. 2006. | |
32 | Могут ли камни кататься сами собой. Бывает ли туман багровым? Могут ли «перевернуться» и закипеть воды озера? | 1 | «Путешествие в Картляндию». | Авторская разработка. | |
| Гиблые места | 2 | | | |
33 | Геопатогенные зоны. Кому- то плохо, а кому- то и комфортно. Здоровье и геопатогенные зоны. | 1 | Игра «Земля» | Авторская разработка | |
34 | Поляна смерти, или тайна Чёртова кладбища. Безмолвные призраки морей. Треугольник смерти. | 1 | Викторина «Самое-самое в России» | Авторская разработка | |