СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа кружка по литературе в 5 классе «В мире волшебной сказки»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Кружок «В мире волшебной сказки» рассчитан на учащихся 5 класса и предполагает 35 занятий.

Кружковая работа предоставляет возможность расширить представление учащихся о писателях, понятии и передачи разных способов художественного образа, дает возможность глубже изучить литературные интересы каждого обучаемого, понять его наклонности, увлечения, характер, которые влияют на формирование мировоззрения.

    Для учащихся  кружок «В мире волшебной сказки» - это возможность проявить себя как личность, утвердиться в коллективе сверстников, развивать свои творческие способности.

 

Просмотр содержимого документа
«Программа кружка по литературе в 5 классе «В мире волшебной сказки»»

Программа кружка по литературе в 5 классе (35 часов)

«В мире волшебной сказки»

(Проектно-исследовательская деятельность учащихся)

Пояснительная  записка

Потребность в удовлетворении духовных запросов каждого человека определяется духовными запросами общества. Однако в наш век, в век дефицита общения и приоритета во времяпрепровождении детей и подростков компьютерных игр, у ребенка сдерживается развитие эмоций, и его психоэмоциональные качества загоняются в глубину сознания. Если не обращать внимания на духовный компонент в развитии личности, то невостребованными окажутся и духовные ценности, так как для их восприятия необходима активность эмоциональной сферы человека.

Параллельно с развитием у учащихся этих качества необходимо учить их эффективному общению, владению всеми видами речевой деятельности, грамотному использованию техники речи, умению выражать свое внутреннее состояние.

И самый эффективный путь эмоционального раскрепощения учащегося, снятие зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это могут дать занятия в театральном кружке.

Театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир человека любого возраста, на развитие его личности.

Кружок «В мире волшебной сказки» рассчитан на учащихся 5 класса и предполагает 35 занятий.

Кружковая работа представляет возможность расширить представление учащихся о писателях, понятии и передачи разных способов художественного образа, дает возможность глубже изучить литературные интересы каждого обучаемого, понять его наклонности, увлечения, характер, которые влияют на формирование мировоззрения.

Для учащихся кружок «В мире волшебной сказки» - это возможность проявить себя как личность, утвердиться в коллективе сверстников, развивать свои творческие способности.

Известно, что учащиеся 5 – х классов отличаются более сильным воображением, эмоциональной активностью, предметным восприятием. В то же время они могут заметить важные для текста художественные особенности, но не всегда способны обобщить свои впечатления, объяснить их. Именно на занятиях кружка учитель может открыть им «секреты» автора художественного произведения или произведения устного народного творчества, помочь осмыслить прочитанное глубоко.

Курс литературы уже в 5 классе предоставляет много возможностей для включения ребят в исследовательскую деятельность. Например, в период изучения сказок А.С. Пушкина, В.А.Жуковского и других авторов возникает вопрос: «Какова история рождения литературных и авторских сказок?» Подросткам-читателям интересно и важно выдвинуть свои предположения, версии, гипотезы, обсудить их в классе. А как же доказать свою точку зрения? Необходимо найти подтверждение в науке. Так возникает исследовательская задача, соединяющая учебное и научное содержание.
Цели кружка:
- обучить учащихся пониманию литературы как вида искусства;

- сформировать умение видеть проблему и наметить пути ее решения.

Задачи кружка:
- познакомить учащихся с русскими литературными и авторскими сказками;

- учить детей умению видеть эстетическую сторону текста и обучить их анализу произведения;
- развивать творческое и ассоциативное мышление, воображение, письменную и устную речь;
- прививать интерес к предмету, к различным видам искусств.

В кружковой работе используются следующие методы:

1.     Словесный (объяснение, беседа).

2.     Наглядный.

3.     Метод наблюдения.

Реализация программы требует от учителя творческого подхода к отбору дидактического материала, активизации учащихся, учета их индивидуальных особенностей, культурных запросов. Это позволит даже из закомплексованного и не слишком эмоционального ребенка создать творческую личность с художественным воображением и грамотной литературной речью.


Предполагаемые результаты реализации программы.

Личностными результатами являются следующие умения:

оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;

- оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

- выказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Средство достижения этих результатов – тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, тексты авторов (диалоги постоянно действующих героев) обеспечивающие эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.


Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

- определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

- проговаривать последовательность действий на уроке;

- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией книги;

- учиться работать по предложенному учителем плану.

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

слушать и понимать речь других;

 выразительно читать и пересказывать текст;

 договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

учиться работать в паре, группе;

выполнять различные роли (лидера исполнителя).


Предметными результатами изучения курса является сформированность следующих умений:

- воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащихся;

- отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

- подробно пересказывать текст;

- составлять устный рассказ по картинке;

- соотносить автора, название и героев прочитанных произведений;

- анализировать художественное произведение;

- сравнивать произведения разных жанров и авторов;

- давать характеристику героев.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


№ п/п

Тема

Количество часов


Дата

план

Дата

факт

Введение. Что такое сказка? В чем же секрет притягательности этих удивительных историй?

1




Сказочные жанры. Классификация сказок.

1



Особенности путешествия героя в «чужой» мир. Миф и сказка. Выражение народного взгляда в сказках. Понятие сюжета и композиции.

1



Литературоведческие основы сказки Законы «сказочного мира».

1



Виды народных сказок. Исторические корни русских народных сказок.

1



Святая Русь в волшебных сказках.

1



Законы волшебной сказки. Мотивы русской волшебной сказки.

1



Волшебство народных сказок.

1



Русские народные сказки и сказки народов мира.

1



«Волшебная сказка. Волшебная цифра» (волшебные цифры в сказках).

1



Художественные изобразительные средства волшебных сказок. Пословицы в сказках.

1



Волшебные предметы в сказках.

1



Художественный мир волшебной сказки «Василиса Прекрасная».

1



Викторина «Моя любимая народная волшебная сказка».

1



Отличие авторской сказки от сказки народной.

1



Волшебные сказки в стихах. П.П.Ершов «Конёк-горбунок».

1



«Там на неведомых дорожках…» Сказки А.С.Пушкина.

1



Игра «Волшебный мир пушкинской сказки»

1



Сказки – пьесы. С.Я.Маршак «Двенадцать месяцев».

1



Сравнительный анализ сказок В.Ф.Одоевского «Мороз Иванович» и народной сказки «Морозко».

1



Сказочники мира так прекрасно разны!

1



Сказки братьев Гримм.

1



А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» и «Белоснежка» Братьев Гримм. Сравним?

1



Особенности литературной сказки Г.Х. Андерсена.

1



Знакомый незнакомец Шарль Перро.

1



Схожесть волшебных сказок мира.

1



«Жизнь волшебной сказки». О чём может рассказать обложка книги со сказками?

1



28-30.

Волшебная сказка в разных видах искусства: в мультипликации, музыке, изобразительном искусстве.

3



31-33.

Творческая мастерская. Подготовка проекта «Создаём сборник волшебных сказок».

3



34.

Защита проектов.

1



35.

Занятие – обобщение «До свидания, сказка!»

1






Список литературы:

Сборники:

  • Русских народных сказок

  • Сказок народов мира



В настоящее время в электронных научных изданиях представлены:

  • http://feb-web.ru/feb/skazki/rub1.html?cmd=1&dscr=1

  • Пропп В.Я. Морфология волшебной сказки. М.: Лабиринт, 2001. 144 с.

  • Русская сказка. Избранные мастера: В 2 т. (Ред. и коммент. М. К. Азадовского. — [М.; Л.]: Academia, 1932)

  • Старая погудка на новый лад: Русская сказка в изданиях конца XVIII века — СПб.: Тропа Троянова, 2003 — (Полное собрание русских сказок; Т. 8. Ранние собрания)

  • Самые волшебные сказки: сказки/ Пер. с англ. М.Мельниченко. – М.: РОСМЭН-ПРЕСС, 2013. – 144 с.