Программа кружка по немецкому языку для детского сада:
«Играем и поём по-немецки»
Составила: Киселева Ирина Владимировна
Учитель немецкого языка МБОУ «СШ № 29»
Смоленск
Пояснительная записка
В последнее время из школ исчезает немецкий язык, как первый иностранный. Все больше родителей отдают предпочтение английскому языку.
Группы немецкого языка в школах становятся всё меньше, а иногда появляются классы, в которых вообще нет детей, желающих изучать немецкий язык. С целью популяризации немецкого языка на раннем этапе воспитания и развития детей, наша школа на протяжении трёх лет приглашала на внеурочные занятия по немецкому языку детей подготовительной группы детского сада «Звёздочка»
Рабочая программа кружка внеурочной деятельности «Играем и поём по-немецки» составлена в соответствии с ФГОС НОО и на основе программы «Немецкий язык в начальной школе» Бим И.Л.
Программа имеет общеинтеллектуальную направленность.
Изучение немецкого языка на раннем этапе способствует общему речевому развитию ребёнка, расширению его кругозора и воспитанию.
Формирование элементарной коммуникативной компетенции происходит на доступном уровне в таких главных видах речевой деятельности как аудирование и говорение.
Программа рассчитана на 1 год (подготовительную группу), 1 занятие в неделю.
Формы проведения занятий:
Фронтальная работа
Работа в парах, группе
Ролевые игры
Занятия проводятся в игровой форме с использованием наглядности (игрушек, картинок). На занятиях разучиваются рифмовки, песни, стихотворения, инсценируются различные ситуации.
Формы подведения итогов реализации данной программы:
Исполнение песен, рифмовок и стихотворений
Инсценировки
Концерт для родителей
Цель:
Развитие интереса к изучаемому языку, формирование практических умений и навыков в немецком языке, подготовка ребёнка к изучению немецкого языка в школе.
Задачи:
Воспитание и разносторонне развитие дошкольника средствами немецкого языка и немецкой культуры.
Развитие личности дошкольника, его интеллектуальных и познавательных способностей, умений, мотивации и интереса к дальнейшему изучению немецкого языка.
Обеспечение психологической адаптации детей к преодолению языковых и психологических барьеров.
Расширение лингвистического кругозора обучающихся.
Развитие внимания, мышления, памяти в ситуациях общения, в ходе овладения языковым материалом.
Формирование основ гуманитарного образования.
Ожидаемые результаты
Речевая компетенция
Дети научатся:
1. Вести элементарные диалоги в элементарных ситуациях, рассказывать о себе, своих друзьях, своих игрушках.
2. Понимать на слух речь учителя, собеседника, носителя языка.
3. Понимать на слух, выполнять просьбы и указания учителя, а также понимать на слух связное сообщение учителя, построенное на изученном языковом материале.
Языковая компетенция:
1. Адекватно произносить и различать на слух звуки и слова немецкого языка, соблюдать правила ударения в словах и фразах.
2. Распознавать и употреблять в речи изученные лексические единицы.
Общеучебные умения
1. Развитие умения взаимодействовать с окружающими в разных ситуациях.
2. Развитие коммуникативных способностей дошкольников, умения выбирать адекватные языковые и речевые средства для успешного решения элементарной коммуникативной задачи.
3. Расширение общего лингвистического кругозора дошкольника.
Содержание программы:
Знакомство
С учителем, игрушками, персонажами детских произведений; имя, возраст. Приветствие, прощание с использованием типичных фраз речевого этикета
Я и моя семья
Члены семьи, их имена, возраст, черты характера, увлечения/хобби.
Мы считаем
Счёт до 20
Времена года
Название времён года, месяцев. Любимое время года
Мои любимые занятия
Что я умею/люблю делать. Мои любимые сказки.
Я и мои друзья
Имя, возраст, внешность, характер, увлечения/хобби. Совместные занятия.
Животные
Любимое домашнее животное: имя, возраст, цвет, размер, характер, что умеет делать.
Дикие и домашние животные.
Страна изучаемого языка и родная страна
Общие сведения: название, столица. Литературные персонажи книг. Небольшие произведения детского фольклора на изучаемом иностранном языке (рифмовки, стихи, песни, сказки)
Виды деятельности:
Обучение осуществляется по двум видам речевой деятельности - говорению и аудированию. Изучение алфавита, чтение и письмо на данном этапе не предусмотрено.
Виды речевой деятельности
говорение
1. Диалогическая форма
Умение вести:
этикетные диалоги в типичных ситуациях бытового и межкультурного общения, в том числе с помощью средств коммуникации;
диалог - расспрос (запрос информации и ответ на него);
диалог - побуждение к действию.
2. Монологическая форма
Умение пользоваться:
основными коммуникативными типами речи: описание, рассказ, характеристика (персонажей).
аудирование
воспринимать на слух и понимать:
речь учителя в процессе общения на занятии и вербально/ не вербально реагировать на услышанное;
небольшие доступные тексты в аудиозаписи, построенные в основном на изученном языковом материале, в том числе полученные с помощью средств языковой коммуникации.
Тематическое планирование
Тема | Содержание | Количество часов |
Знакомство | -учиться приветствовать, знакомиться, прощаться, рассказывать о себе в процессе игры, представлять другого | 4 |
Я и моя семья | -описывать семейное фото; - отвечать на вопрос: Сколько тебе лет? | 4 |
Мы считаем | -учиться считать от 1 до 20, считать предметы, называть возраст | 4 |
Времена года | - название времен года, название месяцев | 4 |
Мои любимые занятия | -название действий, любимых занятий, что я могу, умею делать | 5 |
Я и мои друзья | -представлять друга, говорить какой он, давать краткое описание внешности | 4 |
Животные | -называть домашних и диких животных, определять их по картинкам, называть своё любимое животное | 4 |
Страна изучаемого языка и родная страна | -говорить название страны, изучаемого языка, называть столицу | 5 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Лексические единицы |
1 | Знакомство | Ich heiβe… Wie heiβt du? Und du? Hallo! Guten Tag, Guten Morgen, Guten Abend, Tschüss, Auf Wiedersehen, Wie geht`s? |
2 | Диалог – знакомство. Приветствие |
3 | Песенка: «Hallo! Hallo! Guten Morgen» |
4 | Привет! Как дела? Игры и сценки |
5 | Моя семья | Die Familie, die Mutter, der Vater, der Opa, die Oma, die Schwester, der Bruder, mein, meine, gut, lustig, schön, alt, jung |
6 | Мои родители |
7 | Мои родственники |
8 | Я и моя семья. Игры и сценки |
9 | Мы считаем пальчики. Счет до 10 | Eins, zwei, drei, vier… Ich zähle, wir zählen |
10 | Считаем дальше. Счет до 12 |
11 | Мы считаем всё подряд. Счет до 20 |
12 | Мы считаем и играем |
13 | Времена года. Новая песенка | Der Frühling, der Sommer, der Herbst, der Winter, песня: “Januar, Februar, März, April”, и про времена года |
14 | Календарь |
15 | Сколько месяцев в году |
16 | Песенка про месяцы |
17 | Мои любимые занятия | Spielen, singen, malen, turnen, Ball spielen, Fuβball, Klavier spielen, laufen, Szenen spielen, Rad fahren, schwimmen, können, ich kann… Rate mal… |
18 | Мы играем и поём |
19 | Что мы уже умеем. Игра-пантомима |
20 | Любимые занятия. Игры и сценки |
21 | Как много мы уже умеем. Повторение |
22 | Я и мои друзья | Mein Freund/meine Freundin, er/sie heiβt…, er/sie ist… Wie heiβt… Wie alt ist er/sie? |
23 | Как зовут моего друга |
24 | Как зовут моего друга, угадай |
25 | Мой самый лучший друг |
26 | Животные | Die Katze, der Hund, die Maus, der Papagei, der Hase, der Igel, der Fuchs, der Wolf, der Bär usw. |
27 | Кто живет у меня дома |
28 | Кто живёт в лесу |
29 | Моё любимое животное |
30 | Страна изучаемого языка | Deutsch, Deutschland, Berlin, Brüder Grimm, Aschenputtel, Schneewittchen, Frau Holle, Zwerg Nase usw. |
31 | Красивая Германия |
32 | Немецкие сказки |
33 | Персонажи немецких сказок |
34 | Что мы знаем и умеем. Итоговое занятие. Маленький концерт |
Примечание: В программе используются песни и рифмовки сборника: “Spielerisch Deutsch lernen.Lieder und Reime” издательства Hueber (Entwickelt vom Goethe-Institut London)