Отдел образования Администрации Семикаракорского района Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ново-Золотовская средняя общеобразовательная школа»
Рекомендована педагогическим советом протокол № 1 от 22.05.2023 г. | « Утверждаю» Приказ № 75 от 23.05.2023 г. Директор МБОУ Ново-Золотовская СОШ ________________ Жировов Е.В. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ, ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«Поиск»
Уровень программы: ознакомительный
Вид программы: модифицированная
Тип программы: разноуровневая
Возрастная категория: от 11 до 16лет
Срок реализации программы: 1 год (34 ч)
Состав группы: до 20 человек
Форма обучения: очная
ID – номер в Навигаторе____________
Составитель: педагог дополнительного
образования Пнева Елена Юрьевна
Семикаракорский район
Ст.Новозолотовская
2
023
ОГЛАВЛЕНИЕ
№п/п | Раздел | Страницы |
РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ |
1.1 | ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА | 3 |
1.1.1 | Направленность и вид программы | 3 |
1.1.2 | Новизна, актуальность и целесообразность программы | 3 |
1.1.3 | Отличительные особенности программы | 3 |
1.1.4 | Адресат программы | 3 |
1.1.5 | Уровень программы, объем и сроки реализации | 3 |
1.1.6 | Форма обучения | 3 |
1.1.7 | Особенности организации образовательного процесса | 4 |
1.1.8 | Режим занятий | 8 |
1.2 | ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ | 8 |
1.2.1 | Цель программы | 8 |
1.2.2 | Основные задачи программы | 8 |
1.3 | СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ | 9 |
1.3.1 | Учебный план | 9 |
1.3.2 | Содержание учебного плана | 12 |
1.4 | ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ | 14 |
РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ |
2.1 | КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК | 15 |
2.2. | Формы подведения итогов и оценочные материалы | 16 |
2.3. | Оценочные материалы | 16 |
2.4. | Методическое обеспечение программы. | 17 |
2.5. | Условия реализации программы | 18 |
2.5.1 | Кадровое обеспечение | 18 |
2.5.2 | Материально-техническое обеспечение | 18 |
2.5.3 | Информационное обеспечение | 18 |
2.6 | СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ | 18 |
2.6.1 | Нормативно-правовые документы | 18 |
2.6.2 | Информационные источники для педагога | 18 |
2.6.3 | Информационные источники для детей и родителей | 19 |
2.7 | ПРИЛОЖЕНИЕ | 19 |
РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В последнее десятилетие усиливается интерес к истории родного края, активно разрабатываются и реализуются региональные и местные краеведческие программы. Это находит свое отражение в организации различных видов краеведческой образовательной деятельности: работе факультативов, кружков, поисковых отрядов, групп, клубов и других объединений в учреждениях образования.
Закономерным итогом краеведческой деятельности учащихся нередко становится создание музеев, выставок, экспозиций по истории, культуре и природе родного края, своего учреждения образования. Организация школьного музея - одна из лучших форм общественно-полезной работы юных краеведов-историков, объединяющая не только членов кружка, но и широкие массы учащихся, их родителей.
направленность программы: туристско-краеведческая, военно-патриотическая;
вид программы: модифицированная;
актуальность данной программы связана с тем, что в последние годы падает уровень духовной культуры общества и подрастающего поколения, отсутствуют иерархии ценностей нравственно – ориентированные, проявляется непонимание значимости культурно – исторических памятников, низкая культура чувств, незначительный интерес к истории, непонимание её закономерностей, идёт процесс углубления противоречия между старшим и молодым поколениями. Воспитание патриотизма – это воспитание любви к Отечеству, преданности к нему, гордости за его прошлое и настоящее. Задачи, воспитания в нашем обществе Патриота и Гражданина своего Отечества призван в первую очередь решать школьный музей, так как он является хранителем бесценного фонда исторического наследия.
Детская аудитория традиционно является приоритетной категорией музейного обслуживания. Кроме того, сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения, что приобщение к культуре следует начинать с самого раннего детства, когда ребёнок стоит на пороге открытия окружающего мира.
Школьные музеи, безусловно, можно отнести к одному из замечательных феноменов отечественной культуры и образования. Такие музеи возникли как межпредметные кабинеты для хранения учебно- наглядных пособий по истории и природе родного края: собрания оформленных учащимися краеведческих материалов. Школьные музеи в течение сравнительно короткого времени получили широкое распространение – в педагогической практике как эффективное средство обучения и воспитания.
отличительные особенности программы состоят в том, что кроме определённых знаний и умений учащиеся проводят большую и направленную работу по накоплению краеведческого материала о прошлом и настоящем своего населённого пункта. Темы занятий взаимосвязаны между собой. Программа предусматривает знакомство с интересными людьми, экскурсии, творческие работы, участие в общественной жизни школы, станицы, округа.
адресат программы: программа рассчитана на обучающихся 5-11 классов с разным уровнем подготовки
уровень программы: базовый;
объем программы: сроком для реализации программы определен 1 учебный год (сентябрь 2023- май 2024 г.)
формы организации работы с музейной аудиторией:
• лекции;
• экскурсии;
• консультации;
• встречи с интересными людьми;
• исторические игры, викторины;
• проектная и исследовательская деятельность;
• использование интернет – технологий;
• создание видеопрезентаций;
• посещение школьных музеев и музеев города и области;
• оформление выставок, обновление экспозиций;
• встречи с ветеранами войны.
формы обучения: фронтальные: занятие, лекция, экскурсия.
ндивидуальные: конкурс, самостоятельная работа.
особенности организации образовательного процесса:
Работу по привлечению учащихся к краеведческой работе можно разделить на несколько этапов (блоков). К работе в школьном музее учащиеся привлекаются только на добровольной основе.
Первый этап – информационный или ознакомительный. Он рассчитан на учащихся 5-7х классов. Информация о работе музея должна быть предоставлена учащимся в доступной, увлекательной форме. Это могут быть экскурсии в музей, встречи с Советом и активом музея, презентации, короткие фильмы.
Блок №1 «Музей и история родного края»
№ | Тема | Форма проведения | Основные цели и задачи |
1 | Школьный краеведческий музей. | Экскурсия. | Знакомство с работой музея, правилами поведения в музее. Воспитание бережного отношения к культурному и историческому наследию своего народа. |
2 | История основания родной станицы. | Беседа. | Воспитание патриотизма, интереса к истории родного края. |
3 | Быт жителей станицы Новозолотовской. | Экскурсия. | Воспитание интереса к жизни, быту и культуре своих предков. Знакомство с орудиями труда, предметами быта местных жителей. |
4 | Обычаи и обряды, сохранившиеся до нашего времени. | Сбор информации у жителей станицы. | Приобщение учащихся к ценностям и традициям народов, населяющих наш край, воспитание уважения и бережного отношения к ним. |
5 | Легенды о нашем крае. | Встречи со сторожилами. | Знакомство с народным творчеством, расширение представления о народных традициях. |
6 | Старинные ремесла и современные мастера. | Встречи с народными умельцами. | Знакомство с предметным миром, историей вещей. |
7 | Моя родословная. | Беседа, практическое занятие. | Знакомство с правилами составления генеалогического древа, умение составлять родословную. |
8 | История родной школы. | Экскурсия. | Знакомство с историей школы, воспитание уважения к ее традициям. |
Перечень тем может быть изменен или дополнен по желанию учащихся.
Целесообразно на этом этапе привлечение детей к выполнению несложных видов работ. Это может быть участие в театрализованных представлениях, экспедициях по сбору памятников истории и культуры, оформление альбомов, встречи с интересными людьми.
Диагностика интересов и склонностей учащихся проводится в процессе знакомства с направлениями, методами работы музея. Ученики выбирают направление по интересам.
Второй этап - обучение методам и технологии учета и хранения основного и вспомогательного фондов музея. Ребята работают с архивом музея, создают и пополняют базу данных, составляют картотеки и каталоги. Данная работа требует привлечения дополнительных знаний. Каждый экспонат музея сопровождается краткой аннотацией, включающей историю создания, назначение экспоната, имя его владельца, оценку состояния и т.д.
У школьников формируются начальные навыки исследовательской деятельности, работы с архивами, справочниками, энциклопедиями.
Ребята знакомятся с правилами оформления документации, хранения экспонатов.
Блок №2 «Документоведение»
№ | Тема | Форма проведения | Основные цели и задачи. |
1 | Фонды музея. | Лекция. | Воспитание бережного отношения к музейным ценностям. Знакомство с основным и вспомогательным фондами музея. |
2 | Учет и обеспечение сохранности фондов музея. | Лекция. | Знакомство с правилами учета и хранения документов, ведения учетной документации. |
3 | Классификация и систематизация музейных экспонатов. | Практическое занятие. | Формирование навыков составления картотек и каталогов. |
4 | Правила хранения вещественных исторических источников. | Лекция. | Воспитание бережного отношения к памятникам истории и культуры. Знакомство с правилами светового и теплового режима музея |
5 | Исторический документ. | Практическое занятие. | Вооружение учащихся методикой самостоятельной работы с документами. Знакомство с правилами учета и хранения документов. |
Третий этап - привитие навыков коммуникативной деятельности. Учащиеся становятся экскурсоводами. Экскурсоводы, выбирая тему, разрабатывают планы и методику проведения экскурсии, учатся составлению тематико-экспозиционных планов. Широко приветствуются новые формы деятельности. Экскурсии могут проводиться в форме устных журналов, исторических гостиных, презентаций проектов. Одновременно с навыками частично-поисковой деятельности учащиеся приобретают опыт общения с аудиторией. Исчезает скованность, неуверенность, каждый вырабатывает свой стиль общения.
Блок №3 «Методика подготовки и проведения экскурсий»
№ | Тема | Форма проведения | Основные цели и задачи |
1 | Роль экскурсовода в работе музея. | Беседа. | Знакомство учащихся с работой экскурсовода. Привитие интереса к экскурсионной работе. |
2 | Методика подготовки экскурсий. | Лекция. Практическое занятие. | Развитие творческих способностей учащихся. Формирование умения составлять план экскурсии, отбирать и систематизировать значимый материал. Формирование навыков составления плана экскурсии, подбора материала. |
3 | Как провести экскурсию. | Практическое занятие. | Обучение правилам проведения экскурсии с учетом возрастных особенностей экскурсантов. |
4 | Я – экскурсовод. | Психологические тренинги. | Помочь учащимся преодолеть неуверенность в своих силах, развитие коммуникативных способностей. |
Пройдя курс обучения, учащиеся включаются в работу по проведению экскурсий.
Четвертый этап – организация поисково-исследовательской деятельности. При организации творческой деятельности учащихся ставятся следующие задачи:
- выявление детей, предрасположенных к исследовательской деятельности;
- создание условий для плодотворного общения и получения интересующей информации;
- развитие познавательной активности и интереса обучающихся;
- развитие творческих задатков и коммуникативных способностей учащихся;
- развитие умений и навыков самопрезентации и публичных выступлений.
Большую помощь в выявлении учащихся, имеющих склонность к исследовательской деятельности, оказывают учителя-предметники. Интересы детей помогают выявить родители.
Блок №4 «Введение в поисково-исследовательскую деятельность»
№ | Тема | Форма проведения | Основные цели и задачи |
1 | Введение. | Лекция. | Формирование основ научного мышления. Знакомство с основными понятиями и терминологией: актуальность темы, гипотеза, цели и задачи исследования, методы исследования. |
2 | Источниковедение и его роль в изучении истории. | Лекция. | Сформировать целостное представление об историческом знании, о роли работы с источниками в поисково-исследовательской работе. |
3 | Основные этапы работы с источниками. | Лекция и практическое занятие. | Вооружить учащихся методикой самостоятельной и творческой работы с источниками, познакомить с требованиями к работе с источниками. |
4 | Интервью, опросы, беседы и другие формы исследовательской деятельности. | Лекция и практическое занятие. | Формирование коммуникативных навыков. Знакомство с правилами проведения интервью, составления вопросников. |
5 | Оформление творческой работы. | Лекция. | Знакомство с видами оформления результатов поисково-исследовательской работы, библиографией, критериями оценки проекта. |
6 | Учимся строить выступление. | Психологический тренинг. | Освоение приемов публичных выступлений и способов снятия эмоционального напряжения перед выступлением. |
7 | Представление результатов поисково-исследовательской деятельности. | Презентация или защита проекта, выступление на конференции, конкурсе и т.д. | Закрепление навыков публичных выступлений. |
режим занятий: еженедельно, среда 14.20-15.00
направление деятельности: историческая реконструкция и поисковая деятельность;
Цель программы состоит в создании условий для гражданского и патриотического воспитания учащихся посредством музейной деятельности, формирования социальной активности учащихся, интеллектуального развития путем их вовлечения в поисково-исследовательскую краеведческую деятельность.
Основные задачи программы.
образовательные: познакомить учащихся с историей музейного дела;
дать необходимые знания основ музееведческой деятельности; познакомить с основными профильными музеями района и области: краеведческим, художественным, историческим, мемориальным и др.;
воспитательные: воспитать с помощью музейных средств творчески активного, гармонически развитого человека, с эстетическими идеалами и чувствами, воспитать бережное отношение к памятникам историко-культурного наследия, как к документальным свидетельствам прошлого.
развивающие: развить познавательную и творческую активность, инициативу .
Учебно-тематический план (учебный план).
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы организации занятий | Формы аттестации, диагностики, контроля |
всего | теория | практика | индивидуальные занятия и консультации |
1 | Вводное занятие. Знакомство с работой школьного музея. | 1 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | беседа | опрос |
2 | Музейный фонд. Знакомство с фондом и работой школьного музея. | 1 | 1 | 0 | 0,5 | беседа | |
3 | Музейный работник. История профессии. | 1 | 0 | 1 | 0,5 | лекция | опрос |
4 | Музейный урок «Учитель перед именем твоим» | 1 | 1 | 0 | 0 | лекция | опрос |
5 | «По следам школьных летописей». | 1 | 0,5 | 1 | 1 | встречи со сторожилами | |
6 | Традиции школы. | 1 | 0,5 | 0,5 | 0 | беседа, практическое занятие | |
7 | Посещение виртуальных выставок музеев Ростовской области. | 1 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | беседа, практическое занятие | опрос |
8 | Проектная деятельность «Я поведу тебя в музей» | 1 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | беседа, практическое занятие | |
9 | Символы Ростовской области. | 1 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | экскурсия | |
10 | История моей семьи в истории станицы Оформление виртуальной фото-выставки «Моя семья» | 1 | 0,5 | 0,5 | 0 | беседа, практическое занятие | |
11 | Музейный урок «Великие битвы нашей Родины» | 1 | 0,5 | 0,5 | 0 | беседа | |
12 | Казачья хата. Практикум по теме | 1 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | беседа, практическое занятие | |
13 | Казачья утварь. Одежда казаков. | 1 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | опрос, экскурсия | |
14 | Растительный мир Ростовской области. Животный мир Ростовской области. | 1 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | беседа, практическое занятие | |
15 | Экологические проблемы нашей малой Родины. Фото-акция «Экологические проблемы». | 1 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | беседа, практическое занятие | опрос |
16 | Классификация и систематизация музейных экспонатов. | 1 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | лекция, беседа | |
17 | Практикум по теме «Классификация музейных экспонатов» | 1 | 0 | 1 | 0,5 | опрос | тестирование |
18 | Исторический источник. Классификация исторических источников. | 1 | 1 | 0 | 0,5 | лекция, беседа | |
19 | Вещественные исторические источники школьного музея. | 1 | 1 | 0 | 0,5 | беседа | опрос |
20 | Письменные исторические источники школьного музея. | 1 | 1 | 0 | 0,5 | лекция, беседа | |
21 | Устные исторические источники моей малой родины. | 1 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | беседа | |
22 | Выполнение практических заданий по теме «Музейное сотрудничество» | 1 | 0 | 1 | 0,5 | практическое занятие | |
23 | История основания родной станицы. Быт жителей станицы Новозолотовская. | 1 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | опрос, экскурсия | |
24 | Обычаи и обряды разных народов. Обычаи и обряды, сохранившиеся до нашего времени. | 1 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | беседа, практическое занятие | |
25 | Легенды о нашем крае. | 1 | 0,5 | 0,5 | 0 | беседа, практическое занятие | |
26 | Места боевой славы моей родины. Великие битвы в истории нашей страны. | 1 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | беседа, практическое занятие | |
27 | Донская символика. | 1 | 0,5 | 0,5 | 0 | практическое занятие | |
28 | История района в памятниках | 1 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | беседа | опрос |
29 | Старинные ремесла и современные мастера. | 1 | 1 | 0 | 0 | беседа, практическое занятие | |
30 | Моя родословная. Славные династии станицы | 1 | 0,5 | 0,5 | 0 | беседа, практическое занятие | |
31 | История родной школы. Педагоги-ветераны | 1 | 1 | 0 | 0,5 | лекция, беседа | |
32 | «Май шагает по стране…» Урок мужества. | 1 | 0,5 | 1 | 0 | урок мужествабеседа, практическое занятие | |
33 | Урок мужества «Весна 45-го года» | 1 | 0,5 | 1 | 0 | урок мужествабеседа, практическое занятие | |
34 | Исторический кинозал «Дети из бездны» | 1 | 0 | 2 | 0 | практическое занятие | |
Содержание программы кружка «Поиск»
Вводное занятие. Знакомство с фондом и работой школьного музея.
Теория: Постановка целей и задач музея. Изучение и анализ имеющегося краеведческого материала. Организация учета экспонатов. Распределение по основным темам. Совет музея. Экскурсовод.
Практика: Ведение музейной документации.
«Я — житель станицы Новозолотовская».
Теория: История станицы. Посещение краеведческого музея.
Практика: Акция «Серия фотографий». Выставка по итогам акции «Виды родной станицы». Экспозиция «Станица прежде», «Станица сегодня». Подготовка экскурсий по экспозициям музея.
Музейный работник.
Теория: Встречи с музейными работниками. Музейный экспонат. Хранилище музея. Создание исследовательских групп среди учащихся школы. Создание и подготовка различных сменных экспозиций, экскурсионных уроков мужества.
Практика: Правила ведения музейной документации. Оформление музейных экспозиций.
Музейный урок «Учитель перед именем твоим»
Теория: Летопись школы. Изучение истории школы. Изучение биографии учителей-ветеранов школы.
Практика: Разработка и проведение музейного урока.
«По следам школьных летописей».
Теория: Летопись школы. Изучение истории школы. Ознакомление с Уставом школы и ее традициями.
Практика: Пополнение экспозиции.
Посещение виртуальных выставок музеев Ростовской области.
Теория: История донской символики. История создания герба и флага Ростовской области.
Практика: Выставка рисунков на тему донской символики. Пополнение экспозиции «Наша Родина».
История моей семьи в истории станицы.
Теория: Акция-конкурс «Самая интересная фотография нашей семьи».
Практика: Экскурсия-лекция «Из семейного альбома».
Военная история страны. Музейный урок «Битва под Москвой»
Теория: Изучение военной истории страны, основные боевые действиями на территории нашего края в ходе ВОВ и военных конфликтов. Подготовка экскурсии.
Практика: Пополнение экспозиции. Тематическая выставка. Проведение урока «Битва под Москвой»
«Казачий быт».
Теория: Изучение материальной культуры края. Казачья хата. Казачья утварь. Одежда казаков.
Практика: Пополнение экспозиции «Казачий быт». Проведение экскурсии для учащихся.
Растительный и животный мир Ростовской области.
Теория: Знакомство с флорой и фауной нашего края. Красная книга Ростовской области.
Практика: Творческие проекты по разнообразию растительного и природного мира Ростовской области.
«Экология края».
Теория: Экологические проблемы нашей малой Родины. Пути их решения.
Практика: Фото-акция «Экологические проблемы». Научно-исследовательская проблема. Защита проектов.
Музейное сотрудничество.
Теория: Посещение музеев города и образовательных учреждений. Знакомство с их экспозициями.
Практика: Обзорная лекция-экскурсия для гостей из других музеев города.
«С Днем Победы!»
Теория: Разработки экскурсий, посвященных ВОВ.
Практика: Проведение уроков мужества и экскурсий.
Планируемые результаты
1) В обучающей сфере – приобретение учащимися глубоких знаний по истории ст. Новозолотовской, Семикаракорского района, Ростовской области и страны, умений свободно ориентироваться в исторических событиях и фактах, связывать эти факты с историей России в целом, видеть неразрывную связь истории родного края с историей России.
2) В воспитательной сфере – воспитание у учащихся чувства уважения к истории родного края, гордости за его славное прошлое, уважения и преклонения перед людьми.
3) В развивающей сфере – достижения учащимися высокого уровня умений и навыков по самостоятельной работе по профилю музея – выработка этих умений в процессе поиска, научно-музейной обработки, учету, описанию, классификации предметов музейного значения, учений по организации и проведению экскурсий по экспозициям музея, по проведению мероприятий по профилю музея на внутришкольном (выставки, конкурсы, тематические часы) и межшкольном (семинары, конкурсы) уровнях; развитие творческих способностей учащихся в процессе создания и презентации творческих работ по профилю музея; развитие у учащихся навыков самостоятельного мышления в сфере исторического знания, и вообще – в сфере развития высокого уровня гражданского и патриотического сознания школьников.
РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
Календарный учебный график
№ | Название темы занятия | Дата проведения |
1 | Вводное занятие. Знакомство с работой школьного музея. | 06.09 |
2 | Музейный фонд. Знакомство с фондом и работой школьного музея. | 13.09 |
3 | Музейный работник. Музейный работник. История профессии. | 20.09 |
4 | Музейный урок «Учитель перед именем твоим» | 27.09 |
5 | «По следам школьных летописей». | 04.10 |
6 | Традиции школы. | 11.10 |
7 | Посещение виртуальных выставок музеев Ростовской области. | 18.10 |
8 | Проектная деятельность «Я поведу тебя в музей» Защита проекта «Я поведу тебя в музей» | 25.10 |
9 | Символы Ростовской области. | 08.11 |
10 | История моей семьи в истории станицы Оформление виртуальной фото-выставки «Моя семья» | 15.11 |
11 | Музейный урок «Великие битвы нашей Родины» | 22.11 |
12 | Казачья хата. Практикум по теме | 29.11 |
13 | Казачья утварь. Одежда казаков. | 06.12 |
14 | Растительный мир Ростовской области. Животный мир Ростовской области. | 13.12 |
15 | Экологические проблемы нашей малой Родины. Фото-акция «Экологические проблемы». | 20.12 |
16 | Классификация и систематизация музейных экспонатов. | 27.12 |
17 | Практикум по теме «Классификация музейных экспонатов» | 10.01 |
18 | Исторический источник. Классификация исторических источников. | 17.01 |
19 | Вещественные исторические источники школьного музея. | 24.01 |
20 | Письменные исторические источники школьного музея. | 31.01 |
21 | Устные исторические источники моей малой родины. | 07.02 |
22 | Выполнение практических заданий по теме «Музейное сотрудничество» | 14.02 |
23 | История основания родной станицы. Быт жителей станицы Новозолотовской. | 21.02 |
24 | Обычаи и обряды разных народов. Обычаи и обряды, сохранившиеся до нашего времени. | 28.02 |
25 | Легенды о нашем крае. | 06.03 |
26 | Места боевой славы моей родины. Великие битвы в истории нашей страны. | 13.03 |
27 | Донская символика. | 20.03 |
28 | История района в памятниках | 03.04 |
29 | Старинные ремесла и современные мастера. | 10.04 |
30 | Моя родословная. Славные династии станицы | 17.04 |
31 | История родной школы. Педагоги-ветераны | 24.04 |
32 | «Май шагает по стране…» Урок мужества. | 08.05 |
33 | Урок мужества «Весна 45-го года» | 15.05 |
34 | Исторический кинозал «Дети из бездны» | 22.05 |
формы подведения итогов: круглые столы, конкурсы, тестирование, опрос.
Условия реализации программы:
Осуществляемый в музее процесс передача культурных значений и смыслов, целью которого является восприятие информации учащимися, в ходе которой раскрывается информационный потенциал музейных экспонатов, реализуется образовательно-воспитательная и другие функции музеем.
Интеграция музейной педагогики, основного и дополнительного образования через основные направления работы:
Информирование. Первичное получение сведений о музее, составе и содержании его коллекций или об отдельных экспонатах.
Обучение, Передача и усвоение знаний, приобретенных умений и навыков. Обязательный фактор – неформальность и добровольность. Обучение осуществляется в форме экскурсий, уроков, занятий кружка, проектных работ.
Творчество. Создание условий для стимулирования творческого процесса. Это направление реализуется с помощью педагогов дополнительного образования, проектной деятельности, викторин, исторических игр, фестивалей и встреч.
Общение. Встречи с целью знакомства и общения с художниками, писателями и поэтами, ветеранами.
Отдых. Организация свободного времени учащихся и взрослых. Дни открытых дверей (1 раз в четверть), концерты, чаепития для ветеранов и гостей школы.
По основной направленности программа является развивающей (построена на выявлении и развитии научно-исследовательских способностей учащихся, освоение ими методов и способов познания мира средствами музейной культуры) и социально-адаптивной (помогает приобрести ребенку социальный опыт в познании материальных, духовных культурных ценностей, направлена на формирование ценностных ориентиров в сохранении, развитии и возрождении культурных традиций и воспитании нравственных качеств личности). Обучение строится на основе наблюдения, поиска и освоения окружающей действительности. Это помогает учащимся построить целостную картину мира, позволяющую принимать решения в широком спектре жизненных ситуаций.
По сложности программа является интегрированной, т.е. объединяет знания из областей: истории, краеведения, литературы, географии, культурологии с высокой степенью межпредметных обобщений.
Технологическую основу программы образуем система организационных форм и методов занятий по алгоритму творческой деятельности с учетом возрастных особенностей школьников, которой присуще стимулирование и развитие познавательного интереса у учащихся к истории и традициям родного края. Это обеспечивается системой учебных занятий.
Направления деятельности:
Работа с музейной аудиторией, направленная на формирование ценностного отношения к культурному наследию и привитие вкуса к общению с музейными ценностями.
Развитие способности воспринимать музейную информацию, понимать язык музейной экспозиции.
Воспитание эмоций, развитие воображения и фантазии, творческой активности.
Создание в музее условий, при которых работа с аудиторией протекала бы более эффективно.
Использование и популяризация новых технологий музейного образования в форме отдельных проектов, на разных площадках, с привлечением учителей предметников и педагогов дополнительного образования.
Кадровое обеспечение: руководитель музея Пнева Е.Ю., заместитель директора по воспитательной работе Калабина И.М., директор школы Жировов Е.В., актив музея.
Материально-техническое обеспечение: Помещение музея, музейные экспонаты, инвентарная книга, ИКТ.
Информационное обеспечение: инвентарная книга, журнал входящей/исходящей корреспонденции, книга отзывов и пожеланий, план работы музея, список актива и совета музея.
Нормативно-правовые документы: 1.Указ Президента РФ от 16 мая 1996 г. № 727 «О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодёжи»
2.Постановление Правительства РФ от 24 июля 2000 г. № 551 «О военно-патриотических молодёжных и детских объединениях»
3.Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 80-ФЗ «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов» 4.Закон РФ от 14 января 1993 г. № 4292-1 «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества»
5.Федеральный закон от 13 марта 1995 г. № 32-ФЗ «О днях воинской славы и памятных датах России»
6.Список нормативных документов, регламентирующих деятельность музея образовательной организации
7.Основные документы, необходимые для регистрации музея образовательной организации
Информационные источники для педагога:
1.Актуальные вопросы деятельности общественных музеев. М., 1980.
2.Голышева Л.Б. Музейная педагогика/Преподавание истории в школе №2, 2003 г.
3.Методика историко-краеведческой работы в школе, под ред. Н.С. Борисова. М., 1982
4.Майорова Н.П., Чепурных Е.Е., Шурухт С.М. Обучение жизненно важным навыкам в школе. Спб., 2002.
5.Родин А.Ф., Соколовский Ю.Е. Экскурсионная работа по истории, М., 1974.
6.Садкович Н.П., Практические рекомендации по созданию текста истории школы/Преподавание истории в школе «2, 2003 г.
Информационные источники для детей и родителей:
1.Юхневич М. Ю. Я поведу тебя в музей: Уч. пособие по музейной педагогике. М.,2001
2.Туманов В.Е., Школьный музей, М., 2002
ПРИЛОЖЕНИЕ
Викторина «Музеи мира».
1. Что означает слово «музей» в переводе с греческого?
а) «собрание картин»
б) «храм души»
в) «храм муз»
2. Как обычно называют предметы, выставляемые в музее?
а) фолианты
б) экспонаты
в) дубликаты
3. Какой из музеев является одним из крупнейших в России и в мире?
а) Эрмитаж
б) Русский музей
в) Кунсткамера
4. Жанр живописи, в котором изображается человек крупным планом.
а) натюрморт
б) пейзаж
в) портрет
5. Какую из этих картин написал Виктор Михайлович Васнецов?
а) «Девочка с персиками»
б) «Богатыри»
в) «Золотая осень»
6. Кто является основателем коллекции Эрмитажа?
А) президент Академии наук и художеств княгиня Дашкова
Б) императрица Екатерина II
В) великий российский ученый М.В.Ломоносов
7. В каком городе находится знаменитый музей Лувр?
А) Берлин
Б) Варшава
Г) Париж
8. Когда отмечается Международный день музеев?
А) 18 мая
Б) 25 мая
В) 1 июня
9. Что означает слово «Эрмитаж»?
А) крупный музей
Б) торжественное собрание дворян и предпринимателей
В) место уединения
10.Музей какого животного основали жители г. Мышкина?
А) Крысы Б) Кота В) Мышки
ПРИЛОЖЕНИЕ
Викторина
«Знаешь ли ты свой край?»
№ п/п | Вопрос | Ответ |
1 | Какова протяженность границ нашей области? | 2280 км. |
2 | Что является основным энергетическим богатством нашей области? | Каменный уголь |
3 | Какое растение называют у нас на Дону «шёлковой травой»? | Ковыль |
4 | Назовите самый древний из существующих ныне городов Ростовской области? | г. Азов - основан в 1067г. |
5 | Когда впервые упоминается о городе, будущем Ростове-на-Дону? | 1749 г.-Темерницкая таможня. |
6 | Как называлась первая столица донских казаков? | Черкасский городок |
7 | Как называлась первая столица Области Войска Донского? | Новочеркасск (основан в 1805 г.) |
8 | В каком городе Ростовской области Петр 1 предполагал основать столицу государства Российского? | г. Таганрог |
9 | Назовите фамилии великих писателей, живших и работавших определенное время на Дону. | А.П.Чехов, В.А. Закруткин, А.А. Фадеев, Н.Ф. Погодин, М.А.Шолохов, П.Лебеденко, А.В.Калинин, А.С.Серафимович, Б.В.Изюмский и др. |
10 | Когда область получила свое современное название? | В 1937 г. |
11 | О какой станице идет речь в романе писателя В.Закруткина «Плавучая станица»? Где она расположена? | станица Кочетовская Семикаракорского района |
12 | Как называли Донской край в древности? | Дикое поле |
13 | Какие племена жили на земле Дона в древности. | Аланы, половцы, скифы, сарматы. |
14 | Когда появились первые казачьи городки? | В 1549г |
15 | Что означает слово «казак»? | Свободный, вольный |
16 | «В куль да в воду»- с каким обычаем на Дону связано это выражение? | Наказание за воровство, существовавшее у казаков. |
17 | О каком событии говорится в отрывке: «Иртыш кипел в крутых брегах, вздымалися седые волны, И рассыпались с ревом в прах, бия о брег казачьи челны..» | К.Рылеев «Смерть Ермака» |
18 | О каком событии говорится в этой поэтичной, но не очень правдоподобной легенде: | Гибель Ермака. |
19 | Тана, Адзак, Казава, Казак - древние названия одного из современных городов Дона. Какого? Когда он был основан? | Азов, основан в 1067г |
20 | Кому из полководцев прошлого принадлежат эти слова: «Дайте мне одних казаков, и я пройду с ними всю Европу» «Почтение мое к Войску Донскому и благодарность к подвигам их в течение кампании 1812г., которые были главнейшей причиной к истреблению неприятеля…Сие чувство завещаю я и потомству своему». «Казаки делают чудеса». | Наполеону Бонапарту М.И.Кутузову М.И.Кутузову |
21 | 31 мая 1952г. была, наконец, воплощена в жизнь мечта, которую не удалось осуществить ни турецкому султану Селиму в 1569г., ни массам людей, посланным Петром 1 в 1705-1706гг. О чём идет речь? | Строительство и открытие Волго-Донского канала. |
22 | Кто был избран первым атаманом Союза Казаков Дона? | М.М. Шолохов-ноябрь 1990г. (сын М.А. Шолохова) |
23 | Что символизируют 3 продольные полосы на донском флаге? | Три народности, издревле живущие на Донской земле - донских казаков, калмыков и русских крестьян. |
24 | Ими гордится Дон. Кого из их числа вы можете назвать? | Платов, С.Разин, К.Булавин, Е.И.Пугачев, Ермак, С.М. Будённый, М.А.Шолохов |
25 | К какому году относится первое упоминание о постоянных казачьих поселениях на Дону и образование казачества? | 1549г |
26 | 1958 г., 1970 г., 1982 г.- с какими событиями связаны эти даты? | Награждение Ростовской области орденами: 2-мя орденами Ленина, 1-им - Отечественной войны 1-й степени. |
27 | Закончите стихотворение А.В.Софронова. О каком событии идет речь в стихотворении? «Он такой большой, Что, пожалуй, в стихах не уложишь. От того, что большой - хорошо Будет полю и людям тоже, Мы машинами степи накормим, Будет день - этот день будет наш Мы заменим слово «Мак-Кармик» Большевистским словом….» | О строительстве завода Россельмаш |
28 | «У Лукоморья дуб зеленый Златая цепь на дубе том. И днем и ночью кот ученый Все ходит по-цепи кругом…» Где находится знаменитое Пушкинское «лукоморье»? | Лукоморье - старинное название Таганрогского залива. Береговая северная часть его действительно напоминает изогнутый лук. |
29 | На территории какого ранее существовавшего казачьего округа проживаем мы с вами? | Таганрогского |
30 | Сколько всего казачьих округов существовало на территории области Войска Донского в конце 19 в.? | 10 округов - Черкасский, Таганрогский, Сальский, 1-й Донской, Донецкий, Ростовский, 2-й Донской, Усть-Медведицкий, Хоперский и Верхне-Донской. |
31 | Откуда взяты эти строки: «Всколыхнулся, взволновался Православный Тихий Дон, И послушно отозвался На призыв свободы он…» | Начальные строки Гимна Союза казаков |
32 | Как называлось торговое поселение греков, возникшее в 3-м веке до нашей эры, расположенное близ современного хутора Недвиговка Мясниковского района? | Танаис |
33 | Печать Войска Донского, наверное, видели все. А знаете ли вы, когда и при каких обстоятельствах была учреждена эта печать? | Петр 1 неоднократно бывал в столице Войска Донского г.Черкасске (ныне станица Старочеркасская). Однажды на станичном майдане верхом на бочке сидел изрядно подвыпивший казак, совершенно голый, но с ружьем в руках. Кто-то из приближенных сказал: «Казак все может пропить, но оружие-никогда». Эти слова и послужили толчком для учреждения Петром 1 в 1704г. новой печати. Донские казаки эту печать не любили. |
34 | Почему станицу Старочеркасскую называют «Донской Венецией»? | До 1952г. весенние воды ежегодно заливали пойму Дона, на 2-3 месяца затопляя низко расположенную над уровнем Дона столицу казачества. И тогда люди могли передвигаться только на лодках-баркасах). |
35 | Кому принадлежат слова: «Пусть мои глаза не увидят чаемого счастья родины, но…непоколебимо верую и в будущую неразрывную связь казачества с нею. За это говорят века общей истории, общих войн, общей религии, общих интересов, общего языка…Казак - драгоценный союзник в охране государства…со времен седой древности он стоял на рубежах земли русской, на передовых её постах…Казак – земледелец, казак – фермер…» | А.Куприну |
36 | Кто автор слов: «История казачества – часть истории величия России… Вся прошлая славная история казачества и те неисчислимые жертвы, которые принесли казаки во имя любви к Матушке-России, обеспечивают казачеству почётное место в грядущей судьбе нашего Отечества» | П.Врангель |
34