СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа кружка Поиск

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа кружка Поиск»

Отдел образования Администрации Семикаракорского района Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ново-Золотовская средняя общеобразовательная школа»

Рекомендована

педагогическим советом

протокол № 1 от 22.05.2023 г.

« Утверждаю»

Приказ № 75 от 23.05.2023 г.

Директор МБОУ Ново-Золотовская СОШ

________________ Жировов Е.В.






ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ, ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ



«Поиск»


Уровень программы: ознакомительный

Вид программы: модифицированная

Тип программы: разноуровневая

Возрастная категория: от 11 до 16лет

Срок реализации программы: 1 год (34 ч)

Состав группы: до 20 человек

Форма обучения: очная

ID – номер в Навигаторе____________

Составитель: педагог дополнительного

образования Пнева Елена Юрьевна





Семикаракорский район

Ст.Новозолотовская

2 023







ОГЛАВЛЕНИЕ



п/п

Раздел

Страницы


РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ

1.1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

3

1.1.1

Направленность и вид программы

3

1.1.2

Новизна, актуальность и целесообразность программы

3

1.1.3

Отличительные особенности программы

3

1.1.4

Адресат программы

3

1.1.5

Уровень программы, объем и сроки реализации

3

1.1.6

Форма обучения

3

1.1.7

Особенности организации образовательного процесса

4

1.1.8

Режим занятий

8

1.2

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

8

1.2.1

Цель программы

8

1.2.2

Основные задачи программы

8

1.3

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

9

1.3.1

Учебный план

9

1.3.2

Содержание учебного плана

12

1.4

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

14

РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ


2.1

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

15

2.2.

Формы подведения итогов и оценочные материалы

16

2.3.

Оценочные материалы

16

2.4.

Методическое обеспечение программы.

17

2.5.

Условия реализации программы

18

2.5.1

Кадровое обеспечение

18

2.5.2

Материально-техническое обеспечение

18

2.5.3

Информационное обеспечение

18

2.6

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

18

2.6.1

Нормативно-правовые документы

18

2.6.2

Информационные источники для педагога

18

2.6.3

Информационные источники для детей и родителей

19

2.7

ПРИЛОЖЕНИЕ

19



РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В последнее десятилетие усиливается интерес к истории родного края, активно разрабатываются и реализуются региональные и местные краеведческие программы. Это находит свое отражение в организации различных видов краеведческой образовательной деятельности: работе факультативов, кружков, поисковых отрядов, групп, клубов и других объединений в учреждениях образования.

Закономерным итогом краеведческой деятельности учащихся нередко становится создание музеев, выставок, экспозиций по истории, культуре и природе родного края, своего учреждения образования. Организация школьного музея - одна из лучших форм общественно-полезной работы юных краеведов-историков, объединяющая не только членов кружка, но и широкие массы учащихся, их родителей.

направленность программы: туристско-краеведческая, военно-патриотическая;

вид программы: модифицированная;

актуальность данной программы связана с тем, что в последние годы падает уровень духовной культуры общества и подрастающего поколения, отсутствуют иерархии ценностей нравственно – ориентированные, проявляется непонимание значимости культурно – исторических памятников, низкая культура чувств, незначительный интерес к истории, непонимание её закономерностей, идёт процесс углубления противоречия между старшим и молодым поколениями. Воспитание патриотизма – это воспитание любви к Отечеству, преданности к нему, гордости за его прошлое и настоящее. Задачи, воспитания в нашем обществе Патриота и Гражданина своего Отечества призван в первую очередь решать школьный музей, так как он является хранителем бесценного фонда исторического наследия.

Детская аудитория традиционно является приоритетной категорией музейного обслуживания. Кроме того, сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения, что приобщение к культуре следует начинать с самого раннего детства, когда ребёнок стоит на пороге открытия окружающего мира.

Школьные музеи, безусловно, можно отнести к одному из замечательных феноменов отечественной культуры и образования. Такие музеи возникли как межпредметные кабинеты для хранения учебно- наглядных пособий по истории и природе родного края: собрания оформленных учащимися краеведческих материалов. Школьные музеи в течение сравнительно короткого времени получили широкое распространение – в педагогической практике как эффективное средство обучения и воспитания.

отличительные особенности программы состоят в том, что кроме определённых знаний и умений учащиеся проводят большую и направленную работу по накоплению краеведческого материала о прошлом и настоящем своего населённого пункта. Темы занятий взаимосвязаны между собой. Программа предусматривает знакомство с интересными людьми, экскурсии, творческие работы, участие в общественной жизни школы, станицы, округа.

адресат программы: программа рассчитана на обучающихся 5-11 классов с разным уровнем подготовки

уровень программы: базовый;

объем программы: сроком для реализации программы определен 1 учебный год (сентябрь 2023- май 2024 г.)

формы организации работы с музейной аудиторией:

• лекции;

• экскурсии;

• консультации;

• встречи с интересными людьми;

• исторические игры, викторины;

• проектная и исследовательская деятельность;

• использование интернет – технологий;

• создание видеопрезентаций;

• посещение школьных музеев и музеев города и области;

• оформление выставок, обновление экспозиций;

• встречи с ветеранами войны.


формы обучения: фронтальные: занятие, лекция, экскурсия.

ндивидуальные: конкурс, самостоятельная работа.


особенности организации образовательного процесса:

Работу по привлечению учащихся к краеведческой работе можно разделить на несколько этапов (блоков). К работе в школьном музее учащиеся привлекаются только на добровольной основе.

Первый этап – информационный или ознакомительный. Он рассчитан на учащихся 5-7х классов. Информация о работе музея должна быть предоставлена учащимся в доступной, увлекательной форме. Это могут быть экскурсии в музей, встречи с Советом и активом музея, презентации, короткие фильмы.


Блок №1 «Музей и история родного края»

Тема

Форма проведения

Основные цели и задачи

1

Школьный краеведческий музей.

Экскурсия.

Знакомство с работой музея, правилами поведения в музее. Воспитание бережного отношения к культурному и историческому наследию своего народа.

2

История основания родной станицы.

Беседа.

Воспитание патриотизма, интереса к истории родного края.

3

Быт жителей станицы Новозолотовской.

Экскурсия.

Воспитание интереса к жизни, быту и культуре своих предков. Знакомство с орудиями труда, предметами быта местных жителей.

4

Обычаи и обряды, сохранившиеся до нашего времени.

Сбор информации у жителей станицы.

Приобщение учащихся к ценностям и традициям народов, населяющих наш край, воспитание уважения и бережного отношения к ним.

5

Легенды о нашем крае.

Встречи со сторожилами.

Знакомство с народным творчеством, расширение представления о народных традициях.

6

Старинные ремесла и современные мастера.

Встречи с народными умельцами.

Знакомство с предметным миром, историей вещей.

7

Моя родословная.

Беседа, практическое занятие.

Знакомство с правилами составления генеалогического древа, умение составлять родословную.

8

История родной школы.

Экскурсия.

Знакомство с историей школы, воспитание уважения к ее традициям.


Перечень тем может быть изменен или дополнен по желанию учащихся.

Целесообразно на этом этапе привлечение детей к выполнению несложных видов работ. Это может быть участие в театрализованных представлениях, экспедициях по сбору памятников истории и культуры, оформление альбомов, встречи с интересными людьми.

Диагностика интересов и склонностей учащихся проводится в процессе знакомства с направлениями, методами работы музея. Ученики выбирают направление по интересам.

Второй этап - обучение методам и технологии учета и хранения основного и вспомогательного фондов музея. Ребята работают с архивом музея, создают и пополняют базу данных, составляют картотеки и каталоги. Данная работа требует привлечения дополнительных знаний. Каждый экспонат музея сопровождается краткой аннотацией, включающей историю создания, назначение экспоната, имя его владельца, оценку состояния и т.д.

У школьников формируются начальные навыки исследовательской деятельности, работы с архивами, справочниками, энциклопедиями.

Ребята знакомятся с правилами оформления документации, хранения экспонатов.


Блок №2 «Документоведение»

Тема

Форма проведения

Основные цели и задачи.

1

Фонды музея.

Лекция.

Воспитание бережного отношения к музейным ценностям. Знакомство с основным и вспомогательным фондами музея.

2

Учет и обеспечение сохранности фондов музея.

Лекция.




Знакомство с правилами учета

и хранения документов, ведения учетной документации.


3

Классификация и систематизация музейных экспонатов.

Практическое занятие.

Формирование навыков составления картотек и каталогов.

4

Правила хранения вещественных исторических источников.

Лекция.

Воспитание бережного отношения к памятникам истории и культуры. Знакомство с правилами светового и теплового режима музея

5

Исторический документ.

Практическое занятие.

Вооружение учащихся методикой самостоятельной работы с документами. Знакомство с правилами учета и хранения документов.


Третий этап - привитие навыков коммуникативной деятельности. Учащиеся становятся экскурсоводами. Экскурсоводы, выбирая тему, разрабатывают планы и методику проведения экскурсии, учатся составлению тематико-экспозиционных планов. Широко приветствуются новые формы деятельности. Экскурсии могут проводиться в форме устных журналов, исторических гостиных, презентаций проектов. Одновременно с навыками частично-поисковой деятельности учащиеся приобретают опыт общения с аудиторией. Исчезает скованность, неуверенность, каждый вырабатывает свой стиль общения.


Блок №3 «Методика подготовки и проведения экскурсий»

Тема

Форма проведения

Основные цели и задачи

1

Роль экскурсовода в работе музея.

Беседа.

Знакомство учащихся с работой экскурсовода. Привитие интереса к экскурсионной работе.

2

Методика подготовки экскурсий.

Лекция.

Практическое занятие.

Развитие творческих способностей учащихся. Формирование умения составлять план экскурсии, отбирать и систематизировать значимый материал.

Формирование навыков составления плана экскурсии, подбора материала.

3

Как провести экскурсию.

Практическое занятие.

Обучение правилам проведения экскурсии с учетом возрастных особенностей экскурсантов.

4

Я – экскурсовод.

Психологические тренинги.

Помочь учащимся преодолеть неуверенность в своих силах, развитие коммуникативных способностей.


Пройдя курс обучения, учащиеся включаются в работу по проведению экскурсий.


Четвертый этап – организация поисково-исследовательской деятельности. При организации творческой деятельности учащихся ставятся следующие задачи:

- выявление детей, предрасположенных к исследовательской деятельности;

- создание условий для плодотворного общения и получения интересующей информации;

- развитие познавательной активности и интереса обучающихся;

- развитие творческих задатков и коммуникативных способностей учащихся;

- развитие умений и навыков самопрезентации и публичных выступлений.

Большую помощь в выявлении учащихся, имеющих склонность к исследовательской деятельности, оказывают учителя-предметники. Интересы детей помогают выявить родители.


Блок №4 «Введение в поисково-исследовательскую деятельность»

Тема

Форма проведения

Основные цели и задачи

1

Введение.

Лекция.

Формирование основ научного мышления. Знакомство с основными понятиями и терминологией: актуальность темы, гипотеза, цели и задачи исследования, методы исследования.

2

Источниковедение и его роль в изучении истории.

Лекция.

Сформировать целостное представление об историческом знании, о роли работы с источниками в поисково-исследовательской работе.

3

Основные этапы работы с источниками.

Лекция и практическое занятие.

Вооружить учащихся методикой самостоятельной и творческой работы с источниками, познакомить с требованиями к работе с источниками.

4

Интервью, опросы, беседы и другие формы исследовательской деятельности.

Лекция и практическое занятие.

Формирование коммуникативных навыков. Знакомство с правилами проведения интервью, составления вопросников.

5

Оформление творческой работы.

Лекция.

Знакомство с видами оформления результатов поисково-исследовательской работы, библиографией, критериями оценки проекта.

6

Учимся строить выступление.

Психологический тренинг.

Освоение приемов публичных выступлений и способов снятия эмоционального напряжения перед выступлением.

7

Представление результатов поисково-исследовательской деятельности.

Презентация или защита проекта, выступление на конференции, конкурсе и т.д.

Закрепление навыков публичных выступлений.


режим занятий: еженедельно, среда 14.20-15.00

направление деятельности: историческая реконструкция и поисковая деятельность;

Цель программы состоит в создании условий для гражданского и патриотического воспитания учащихся посредством музейной деятельности, формирования социальной активности учащихся, интеллектуального развития путем их вовлечения в поисково-исследовательскую краеведческую деятельность.

Основные задачи программы.

образовательные: познакомить учащихся с историей музейного дела;

дать необходимые знания основ музееведческой деятельности; познакомить с основными профильными музеями района и области: краеведческим, художественным, историческим, мемориальным и др.;

воспитательные: воспитать с помощью музейных средств творчески активного, гармонически развитого человека, с эстетическими идеалами и чувствами, воспитать бережное отношение к памятникам историко-культурного наследия, как к документальным свидетельствам прошлого.

развивающие: развить познавательную и творческую активность, инициативу .

Учебно-тематический план (учебный план).

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы организации занятий

Формы аттестации, диагностики, контроля

всего

теория

практика

индивидуальные занятия и консультации

1

Вводное занятие. Знакомство с работой школьного музея.

1

0,5

0,5

0,5

беседа

опрос

2

Музейный фонд.

Знакомство с фондом и работой школьного музея.

1

1

0

0,5

беседа


3



Музейный работник. История профессии.

1

0

1

0,5

лекция

опрос

4


Музейный урок «Учитель перед именем твоим»

1

1

0

0

лекция

опрос

5

«По следам школьных летописей».

1

0,5

1

1

встречи со сторожилами


6

Традиции школы.

1

0,5

0,5

0

беседа, практическое занятие


7

Посещение виртуальных выставок музеев Ростовской области.


1

0,5

0,5

0,5

беседа, практическое занятие

опрос

8

Проектная деятельность «Я поведу тебя в музей»

1

0,5

0,5

0,5

беседа, практическое занятие


9

Символы Ростовской области.

1

0,5

0,5

0,5

экскурсия


10

История моей семьи в истории станицы

Оформление виртуальной фото-выставки «Моя семья»

1

0,5

0,5

0

беседа, практическое занятие


11

Музейный урок «Великие битвы нашей Родины»

1

0,5

0,5

0

беседа


12

Казачья хата. Практикум по теме

1

0,5

0,5

0,5

беседа, практическое занятие


13

Казачья утварь.

Одежда казаков.

1

0,5

0,5

0,5

опрос, экскурсия


14

Растительный мир Ростовской области. Животный мир Ростовской области.

1

0,5

0,5

0,5

беседа, практическое занятие


15

Экологические проблемы нашей малой Родины.

Фото-акция «Экологические проблемы».

1

0,5

0,5

0,5

беседа, практическое занятие

опрос

16

Классификация и систематизация музейных экспонатов.

1

0,5

0,5

0,5

лекция, беседа


17

Практикум по теме «Классификация музейных экспонатов»

1

0

1

0,5

опрос

тестирование

18

Исторический источник. Классификация исторических источников.

1

1

0

0,5

лекция, беседа


19

Вещественные исторические источники школьного музея.

1

1

0

0,5

беседа

опрос

20

Письменные исторические источники школьного музея.

1

1

0

0,5

лекция, беседа


21

Устные исторические источники моей малой родины.

1

0,5

0,5

0,5

беседа


22

Выполнение практических заданий по теме «Музейное сотрудничество»

1

0

1

0,5

практическое занятие


23

История основания родной станицы.

Быт жителей станицы Новозолотовская.

1

0,5

0,5

0,5

опрос, экскурсия


24

Обычаи и обряды разных народов.

Обычаи и обряды, сохранившиеся до нашего времени.

1

0,5

0,5

0,5

беседа, практическое занятие



25

Легенды о нашем крае.

1

0,5

0,5

0

беседа, практическое занятие


26

Места боевой славы моей родины. Великие битвы в истории нашей страны.

1

0,5

0,5

0,5

беседа, практическое занятие


27

Донская символика.

1

0,5

0,5

0

практическое занятие


28

История района в памятниках

1

0,5

0,5

0,5

беседа

опрос

29

Старинные ремесла и современные мастера.

1

1

0

0

беседа, практическое занятие


30

Моя родословная.

Славные династии станицы

1

0,5

0,5

0

беседа, практическое занятие


31

История родной школы.

Педагоги-ветераны

1

1

0

0,5

лекция, беседа


32

«Май шагает по стране…» Урок мужества.

1

0,5

1

0

урок мужествабеседа, практическое занятие


33

Урок мужества «Весна 45-го года»

1

0,5

1

0

урок мужествабеседа, практическое занятие


34

Исторический кинозал «Дети из бездны»

1

0

2

0

практическое занятие





Содержание программы кружка «Поиск»

Вводное занятие. Знакомство с фондом и работой школьного музея.

Теория: Постановка целей и задач музея. Изучение и анализ имеющегося краеведческого материала. Организация учета экспонатов. Распределение по основным темам. Совет музея. Экскурсовод.

Практика: Ведение музейной документации.


«Я — житель станицы Новозолотовская».

Теория: История станицы. Посещение краеведческого музея.

Практика: Акция «Серия фотографий». Выставка по итогам акции «Виды родной станицы». Экспозиция «Станица прежде», «Станица сегодня». Подготовка экскурсий по экспозициям музея.


Музейный работник.

Теория: Встречи с музейными работниками. Музейный экспонат. Хранилище музея. Создание исследовательских групп среди учащихся школы. Создание и подготовка различных сменных экспозиций, экскурсионных уроков мужества.

Практика: Правила ведения музейной документации. Оформление музейных экспозиций.


Музейный урок «Учитель перед именем твоим»

Теория: Летопись школы. Изучение истории школы. Изучение биографии учителей-ветеранов школы.

Практика: Разработка и проведение музейного урока.


«По следам школьных летописей».

Теория: Летопись школы. Изучение истории школы. Ознакомление с Уставом школы и ее традициями.

Практика: Пополнение экспозиции.


Посещение виртуальных выставок музеев Ростовской области.

Теория: История донской символики. История создания герба и флага Ростовской области.

Практика: Выставка рисунков на тему донской символики. Пополнение экспозиции «Наша Родина».


История моей семьи в истории станицы.

Теория: Акция-конкурс «Самая интересная фотография нашей семьи».

Практика: Экскурсия-лекция «Из семейного альбома».


Военная история страны. Музейный урок «Битва под Москвой»

Теория: Изучение военной истории страны, основные боевые действиями на территории нашего края в ходе ВОВ и военных конфликтов. Подготовка экскурсии.

Практика: Пополнение экспозиции. Тематическая выставка. Проведение урока «Битва под Москвой»



«Казачий быт».

Теория: Изучение материальной культуры края. Казачья хата. Казачья утварь. Одежда казаков.

Практика: Пополнение экспозиции «Казачий быт». Проведение экскурсии для учащихся.


Растительный и животный мир Ростовской области.

Теория: Знакомство с флорой и фауной нашего края. Красная книга Ростовской области.

Практика: Творческие проекты по разнообразию растительного и природного мира Ростовской области.


«Экология края».

Теория: Экологические проблемы нашей малой Родины. Пути их решения.

Практика: Фото-акция «Экологические проблемы». Научно-исследовательская проблема. Защита проектов.


Музейное сотрудничество.

Теория: Посещение музеев города и образовательных учреждений. Знакомство с их экспозициями.

Практика: Обзорная лекция-экскурсия для гостей из других музеев города.


«С Днем Победы!»

Теория: Разработки экскурсий, посвященных ВОВ.

Практика: Проведение уроков мужества и экскурсий.


Планируемые результаты

1) В обучающей сфере – приобретение учащимися глубоких знаний по истории ст. Новозолотовской, Семикаракорского района, Ростовской области и страны, умений свободно ориентироваться в исторических событиях и фактах, связывать эти факты с историей России в целом, видеть неразрывную связь истории родного края с историей России.

2) В воспитательной сфере – воспитание у учащихся чувства уважения к истории родного края, гордости за его славное прошлое, уважения и преклонения перед людьми.

3) В развивающей сфере – достижения учащимися высокого уровня умений и навыков по самостоятельной работе по профилю музея – выработка этих умений в процессе поиска, научно-музейной обработки, учету, описанию, классификации предметов музейного значения, учений по организации и проведению экскурсий по экспозициям музея, по проведению мероприятий по профилю музея на внутришкольном (выставки, конкурсы, тематические часы) и межшкольном (семинары, конкурсы) уровнях; развитие творческих способностей учащихся в процессе создания и презентации творческих работ по профилю музея; развитие у учащихся навыков самостоятельного мышления в сфере исторического знания, и вообще – в сфере развития высокого уровня гражданского и патриотического сознания школьников.




РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

Календарный учебный график


Название темы занятия

Дата проведения

1

Вводное занятие. Знакомство с работой школьного музея.

06.09

2

Музейный фонд. Знакомство с фондом и работой школьного музея.

13.09

3



Музейный работник.

Музейный работник. История профессии.

20.09

4


Музейный урок «Учитель перед именем твоим»

27.09

5

«По следам школьных летописей».

04.10

6

Традиции школы.

11.10

7

Посещение виртуальных выставок музеев Ростовской области.


18.10

8

Проектная деятельность «Я поведу тебя в музей»

Защита проекта «Я поведу тебя в музей»

25.10

9

Символы Ростовской области.

08.11

10

История моей семьи в истории станицы

Оформление виртуальной фото-выставки «Моя семья»

15.11

11

Музейный урок «Великие битвы нашей Родины»

22.11

12

Казачья хата. Практикум по теме

29.11

13

Казачья утварь. Одежда казаков.

06.12

14

Растительный мир Ростовской области. Животный мир Ростовской области.

13.12

15

Экологические проблемы нашей малой Родины. Фото-акция «Экологические проблемы».

20.12

16

Классификация и систематизация музейных экспонатов.

27.12

17

Практикум по теме «Классификация музейных экспонатов»

10.01

18

Исторический источник. Классификация исторических источников.

17.01

19

Вещественные исторические источники школьного музея.

24.01

20

Письменные исторические источники школьного музея.

31.01

21

Устные исторические источники моей малой родины.

07.02

22

Выполнение практических заданий по теме «Музейное сотрудничество»

14.02

23

История основания родной станицы. Быт жителей станицы Новозолотовской.

21.02

24

Обычаи и обряды разных народов. Обычаи и обряды, сохранившиеся до нашего времени.

28.02

25

Легенды о нашем крае.

06.03

26

Места боевой славы моей родины. Великие битвы в истории нашей страны.

13.03

27

Донская символика.

20.03

28

История района в памятниках

03.04

29

Старинные ремесла и современные мастера.

10.04

30

Моя родословная. Славные династии станицы

17.04

31

История родной школы. Педагоги-ветераны

24.04

32

«Май шагает по стране…» Урок мужества.

08.05

33

Урок мужества «Весна 45-го года»

15.05

34

Исторический кинозал «Дети из бездны»

22.05



формы подведения итогов: круглые столы, конкурсы, тестирование, опрос.





Условия реализации программы:

Осуществляемый в музее процесс передача культурных значений и смыслов, целью которого является восприятие информации учащимися, в ходе которой раскрывается информационный потенциал музейных экспонатов, реализуется образовательно-воспитательная и другие функции музеем.

Интеграция музейной педагогики, основного и дополнительного образования через основные направления работы:

  • Информирование. Первичное получение сведений о музее, составе и содержании его коллекций или об отдельных экспонатах.

  • Обучение, Передача и усвоение знаний, приобретенных умений и навыков. Обязательный фактор – неформальность и добровольность. Обучение осуществляется в форме экскурсий, уроков, занятий кружка, проектных работ.

  • Творчество. Создание условий для стимулирования творческого процесса. Это направление реализуется с помощью педагогов дополнительного образования, проектной деятельности, викторин, исторических игр, фестивалей и встреч.

  • Общение. Встречи с целью знакомства и общения с художниками, писателями и поэтами, ветеранами.

  • Отдых. Организация свободного времени учащихся и взрослых. Дни открытых дверей (1 раз в четверть), концерты, чаепития для ветеранов и гостей школы.

По основной направленности программа является развивающей (построена на выявлении и развитии научно-исследовательских способностей учащихся, освоение ими методов и способов познания мира средствами музейной культуры) и социально-адаптивной (помогает приобрести ребенку социальный опыт в познании материальных, духовных культурных ценностей, направлена на формирование ценностных ориентиров в сохранении, развитии и возрождении культурных традиций и воспитании нравственных качеств личности). Обучение строится на основе наблюдения, поиска и освоения окружающей действительности. Это помогает учащимся построить целостную картину мира, позволяющую принимать решения в широком спектре жизненных ситуаций.

По сложности программа является интегрированной, т.е. объединяет знания из областей: истории, краеведения, литературы, географии, культурологии с высокой степенью межпредметных обобщений.

Технологическую основу программы образуем система организационных форм и методов занятий по алгоритму творческой деятельности с учетом возрастных особенностей школьников, которой присуще стимулирование и развитие познавательного интереса у учащихся к истории и традициям родного края. Это обеспечивается системой учебных занятий.

Направления деятельности:

  • Работа с музейной аудиторией, направленная на формирование ценностного отношения к культурному наследию и привитие вкуса к общению с музейными ценностями.

  • Развитие способности воспринимать музейную информацию, понимать язык музейной экспозиции.

  • Воспитание эмоций, развитие воображения и фантазии, творческой активности.

  • Создание в музее условий, при которых работа с аудиторией протекала бы более эффективно.

  • Использование и популяризация новых технологий музейного образования в форме отдельных проектов, на разных площадках, с привлечением учителей предметников и педагогов дополнительного образования.





Кадровое обеспечение: руководитель музея Пнева Е.Ю., заместитель директора по воспитательной работе Калабина И.М., директор школы Жировов Е.В., актив музея.

Материально-техническое обеспечение: Помещение музея, музейные экспонаты, инвентарная книга, ИКТ.

Информационное обеспечение: инвентарная книга, журнал входящей/исходящей корреспонденции, книга отзывов и пожеланий, план работы музея, список актива и совета музея.

Нормативно-правовые документы: 1.Указ Президента РФ от 16 мая 1996 г. № 727 «О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодёжи»

2.Постановление Правительства РФ от 24 июля 2000 г. № 551 «О военно-патриотических молодёжных и детских объединениях»

3.Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 80-ФЗ «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов» 4.Закон РФ от 14 января 1993 г. № 4292-1 «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества»

5.Федеральный закон от 13 марта 1995 г. № 32-ФЗ «О днях воинской славы и памятных датах России»

6.Список нормативных документов, регламентирующих деятельность музея образовательной организации

7.Основные документы, необходимые для регистрации музея образовательной организации

Информационные источники для педагога:

1.Актуальные вопросы деятельности общественных  музеев. М., 1980.

2.Голышева Л.Б. Музейная педагогика/Преподавание  истории в школе №2, 2003 г.

3.Методика историко-краеведческой работы в школе, под ред. Н.С. Борисова. М., 1982

4.Майорова Н.П., Чепурных Е.Е., Шурухт С.М. Обучение жизненно важным навыкам в школе. Спб., 2002.

5.Родин А.Ф., Соколовский Ю.Е. Экскурсионная работа по истории, М., 1974.

6.Садкович Н.П., Практические рекомендации по созданию текста истории школы/Преподавание истории в школе «2, 2003 г.

Информационные источники для детей и родителей:

1.Юхневич М. Ю. Я поведу тебя в музей: Уч. пособие по музейной педагогике. М.,2001

2.Туманов В.Е., Школьный музей, М., 2002



ПРИЛОЖЕНИЕ

Викторина «Музеи мира».

1. Что означает слово «музей» в переводе с греческого?

а) «собрание картин»

б) «храм души»

в) «храм муз»  


2. Как обычно называют предметы, выставляемые в музее?

а) фолианты

б) экспонаты 

в) дубликаты


3. Какой из музеев является одним из крупнейших в России и в мире?

а) Эрмитаж  

б) Русский музей

в) Кунсткамера


4. Жанр живописи, в котором изображается человек крупным планом.

а) натюрморт

б) пейзаж

в) портрет  


5. Какую из этих картин написал Виктор Михайлович Васнецов?

а) «Девочка с персиками»

б) «Богатыри»  

в) «Золотая осень»


6. Кто является основателем коллекции Эрмитажа?

А) президент Академии наук и художеств княгиня Дашкова

Б) императрица Екатерина II

В) великий российский ученый М.В.Ломоносов


7. В каком городе находится знаменитый музей Лувр?

А) Берлин

Б) Варшава

Г) Париж


8. Когда отмечается Международный день музеев?

А) 18 мая

Б) 25 мая

В) 1 июня


9. Что означает слово «Эрмитаж»?

А) крупный музей

Б) торжественное собрание дворян и предпринимателей

В) место уединения


10.Музей какого животного основали жители г. Мышкина?

А) Крысы Б) Кота В) Мышки

ПРИЛОЖЕНИЕ

Викторина

«Знаешь ли ты свой край?»


п/п

Вопрос

Ответ

1

Какова протяженность границ нашей области?

2280 км.

2

Что является основным энергетическим богатством нашей области?

Каменный уголь

3

Какое растение называют у нас на Дону «шёлковой травой»?

Ковыль

4

Назовите самый древний из существующих ныне городов Ростовской области?

г. Азов - основан в 1067г.

5

Когда впервые упоминается о городе, будущем Ростове-на-Дону?

1749 г.-Темерницкая таможня.

6

Как называлась первая столица донских казаков?

Черкасский городок

7

Как называлась первая столица Области Войска Донского?

Новочеркасск (основан в 1805 г.)

8

В каком городе Ростовской области Петр 1 предполагал основать столицу государства Российского?

г. Таганрог

9

Назовите фамилии великих писателей, живших и работавших определенное время на Дону.

А.П.Чехов, В.А. Закруткин, А.А. Фадеев, Н.Ф. Погодин, М.А.Шолохов, П.Лебеденко, А.В.Калинин, А.С.Серафимович, Б.В.Изюмский и др.

10

Когда область получила свое современное название?

В 1937 г.

11

О какой станице идет речь в романе писателя В.Закруткина «Плавучая станица»? Где она расположена?

станица Кочетовская Семикаракорского района

12

Как называли Донской край в древности?

Дикое поле

13

Какие племена жили на земле Дона в древности.

Аланы, половцы, скифы, сарматы.

14

Когда появились первые казачьи городки?

В 1549г

15

Что означает слово «казак»?

Свободный, вольный

16

«В куль да в воду»- с каким обычаем на Дону связано это выражение?

Наказание за воровство, существовавшее у казаков.

17

О каком событии говорится в отрывке:

«Иртыш кипел в крутых брегах,

вздымалися седые волны,

И рассыпались с ревом в прах,

бия о брег казачьи челны..»



К.Рылеев «Смерть Ермака»

18

О каком событии говорится в этой поэтичной, но не очень правдоподобной легенде:


Гибель Ермака.

19

Тана, Адзак, Казава, Казак - древние названия одного из современных городов Дона. Какого? Когда он был основан?


Азов, основан в 1067г

20

Кому из полководцев прошлого принадлежат эти слова:

  • «Дайте мне одних казаков, и я пройду с ними всю Европу»

  • «Почтение мое к Войску Донскому и благодарность к подвигам их в течение кампании 1812г., которые были главнейшей причиной к истреблению неприятеля…Сие чувство завещаю я и потомству своему».

  • «Казаки делают чудеса».



Наполеону Бонапарту





М.И.Кутузову

М.И.Кутузову

21

31 мая 1952г. была, наконец, воплощена в жизнь мечта, которую не удалось осуществить ни турецкому султану Селиму в 1569г., ни массам людей, посланным Петром 1 в 1705-1706гг. О чём идет речь?



Строительство и открытие Волго-Донского канала.

22

Кто был избран первым атаманом Союза Казаков Дона?

М.М. Шолохов-ноябрь 1990г. (сын М.А. Шолохова)

23

Что символизируют 3 продольные полосы на донском флаге?

Три народности, издревле живущие на Донской земле - донских казаков, калмыков и русских крестьян.

24

Ими гордится Дон. Кого из их числа вы можете назвать?

Платов, С.Разин, К.Булавин, Е.И.Пугачев, Ермак, С.М. Будённый, М.А.Шолохов

25

К какому году относится первое упоминание о постоянных казачьих поселениях на Дону и образование казачества?


1549г

26

1958 г., 1970 г., 1982 г.- с какими событиями связаны эти даты?

Награждение Ростовской области орденами: 2-мя орденами Ленина, 1-им - Отечественной войны 1-й степени.

27

Закончите стихотворение А.В.Софронова. О каком событии идет речь в стихотворении?

«Он такой большой,

Что, пожалуй, в стихах не уложишь.

От того, что большой - хорошо

Будет полю и людям тоже,

Мы машинами степи накормим,

Будет день - этот день будет наш

Мы заменим слово «Мак-Кармик»

Большевистским словом….»






О строительстве завода Россельмаш

28

«У Лукоморья дуб зеленый

Златая цепь на дубе том.

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по-цепи кругом…»

Где находится знаменитое Пушкинское «лукоморье»?

Лукоморье - старинное название Таганрогского залива. Береговая северная часть его действительно напоминает изогнутый лук.

29

На территории какого ранее существовавшего казачьего округа проживаем мы с вами?

Таганрогского

30

Сколько всего казачьих округов существовало на территории области Войска Донского в конце 19 в.?

10 округов - Черкасский, Таганрогский, Сальский, 1-й Донской, Донецкий, Ростовский, 2-й Донской, Усть-Медведицкий, Хоперский и Верхне-Донской.

31

Откуда взяты эти строки:

«Всколыхнулся, взволновался

Православный Тихий Дон,

И послушно отозвался

На призыв свободы он…»


Начальные строки Гимна Союза казаков

32

Как называлось торговое поселение греков, возникшее в 3-м веке до нашей эры, расположенное близ современного хутора Недвиговка Мясниковского района?

Танаис

33

Печать Войска Донского, наверное, видели все. А знаете ли вы, когда и при каких обстоятельствах была учреждена эта печать?

Петр 1 неоднократно бывал в столице Войска Донского г.Черкасске (ныне станица Старочеркасская). Однажды на станичном майдане верхом на бочке сидел изрядно подвыпивший казак, совершенно голый, но с ружьем в руках. Кто-то из приближенных сказал: «Казак все может пропить, но оружие-никогда». Эти слова и послужили толчком для учреждения Петром 1 в 1704г. новой печати. Донские казаки эту печать не любили.

34

Почему станицу Старочеркасскую называют «Донской Венецией»?

До 1952г. весенние воды ежегодно заливали пойму Дона, на 2-3 месяца затопляя низко расположенную над уровнем Дона столицу казачества. И тогда люди могли передвигаться только на лодках-баркасах).

35

Кому принадлежат слова:

«Пусть мои глаза не увидят чаемого счастья родины, но…непоколебимо верую и в будущую неразрывную связь казачества с нею. За это говорят века общей истории, общих войн, общей религии, общих интересов, общего языка…Казак - драгоценный союзник в охране государства…со времен седой древности он стоял на рубежах земли русской, на передовых её постах…Казак – земледелец, казак – фермер…»









А.Куприну

36

Кто автор слов:

«История казачества – часть истории величия России… Вся прошлая славная история казачества и те неисчислимые жертвы, которые принесли казаки во имя любви к Матушке-России, обеспечивают казачеству почётное место в грядущей судьбе нашего Отечества»






П.Врангель



















34



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!