СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа кружка «ProBio Новониколаевского района»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа кружка «ProBio Новониколаевского района»»




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «НОВОНИКОЛАЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 2»





















ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

кружка «ProBio Новониколаевского района»



НАПРАВЛЕННОСТЬ: ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ



Возраст обучающихся: 11–13 лет



Срок реализации: 1 год





Разработчик: Чермошенцев И. Д.













р.п. Новониколаевский

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Настоящая программа естественнонаучной направленности, модифицированная, разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897.

Актуальность в том, что она даёт возможность обобщить, систематизировать, расширить имеющиеся у учащихся представления о многообразии, строении и значении живых организмов на примере флоры и фауны Новониколаевского района.

Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что у обучающихся при её освоении повышается мотивация к занятиям по биологии, расширяется кругозор, развиваются коммуникативные качества личности, и как результат – участие в олимпиадах, биологических конкурсах разного уровня, научно-исследовательских конференциях.

Цель программы: углубление и расширение знаний о многообразии живого мира, на примере флоры и фауны Новониколаевского района, развитие познавательной деятельности, творческого потенциала, воспитание инициативы и творческой самостоятельности.

Достижение цели обеспечено посредством решения следующих задач.

Обучающие:

  1. Познакомиться с разнообразием мира растений и животных на примере флоры и фауны Новониколаевского района.

  2. Расширить представления о значении растений и животных в природе и хозяйственной деятельности человека.

Воспитывающие:

  1. Продолжить воспитывать чувство бережного отношения к природе.

Развивающие:

Продолжить развитие:

  1. биологического мышления, интеллектуальных умений;

  2. творческих способностей;

  3. познавательный интерес.

Продолжить формирование научного мировоззрения.

Прогнозируемые (ожидаемые) результаты программы:

В процессе изучения программы, обучающиеся приобретают следующие знания:

  • о многообразии живого мира, на примере флоры и фауны Новониколаевского района;

  • о строении организмов, о единстве взаимосвязи строения и функции;

  • о роли живых организмов в природе и жизни человека.

На основе перечисленных знаний формируются конкретные умения:

  • осмысливать и систематизировать знания о живых организмах, полученные на занятиях, при чтении литературы, просмотре фильмов, личных наблюдений за явлениями природы;

  • анализировать и обобщать изученный материал;

  • уметь самостоятельно работать с оборудованием.

У обучающихся должны быть развиты: коммуникативность, умение обсуждать результаты, участвовать в дискуссиях, делать выводы, работать на аудиторию и не бояться ее (например, при выступлении с сообщением или докладом); и воспитаны следующие личностные качества: гуманизм, коллективизм, трудолюбие, чувство ответственности за состояние окружающей среды и порученное дело.

Изучение флоры и фауны Новониколаевского района на кружковых занятиях даёт возможность школьникам достичь следующих личностных результатов:

  • поиск информации о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах);

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

  • формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы).

Метапредметными результатами освоения программы кружка «ProBio Новониколаевского района» являются:

  • умение работать с разными источниками биологической информации: тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках; анализировать и оценивать информацию;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции).

Предметными результатами работы кружка «ProBio Новониколаевского района» являются:

  • усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития для формирования современных представлений о естественнонаучной картине мира;

  • формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, овладение понятийным аппаратом биологии;

  • приобретение опыта использования методов биологической науки.



Возраст обучающихся, участвующих в реализации программы 11 – 13 лет.

Уровень программы – базовый.

Объём программы – 34 часа.

Формы обучения – очная.

Срок освоения программы: 1 год.

Режим занятий – 1 раз в неделю по 40 минут.

Основные формы обучения: теоретические и практические занятия.


УЧЕБНЫЙ ПЛАН

п/п

Наименование

разделов (тем) плана

Общее

количество

часов

В том числе

В том числе

теория

практика

экскурсии

1

2

3

4

5

6

1.

Введение.

1

1



2.

Краткая физико-географическая характеристика территории Новониколаевского района.

2

2



3.

Жизненные формы и экологические группы растений Ново- николаевского района.

7

3

3

1

4.

Особенности определения

представителей флоры и фауны.

3

2

1


4.

Основные систематические группы растений Новониколаевского района.

9

4,5

3,5

1

5.

Биоразнообразие грибов и лишайников.

3

1,5

1,5


6.

Животный мир Новониколаевского района.

6

5


1

7.

Редкие и охраняемые представители флоры и фауны Волгоградской области.


3

2

1



ИТОГО:

34

21

10

3





























УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Наименование

разделов (тем) плана

Общее

количество

часов

В том числе

теория

практика

экскурсии

1

2

3

4

5

6

Введение – 1 час.

1.

Введение.

Цели и задачи курса. Знакомство с планом работы. Проведение инструктажа по технике безопасности во время проведения практических работ и экскурсий.

1

1



Тема 1. Краткая физико-географическая характеристика

территории Новониколаевского района – 2 часа

2.

Особенности физико-географического положения территории Новониколаевского района.

1

1



3.

Климат, природная зона и ландшафт Новониколаевского района.

1

1



Тема 2. Жизненные формы и экологические группы растений

Новониколаевского района – 7 часов.

4.

Жизненные формы и экологические группы растений на примере местных видов.

1

1



5.

Практическая работа № 1: Описание жизненных форм и экологических групп растений на территории пришкольного участка.

1


1


6.

Растительность степи.

Практическая работа № 2: Флора степи Новониколаевского района.

1

0,5

0,5


7.

Растительность леса.

Практическая работа № 3: Флора лесов Новониколаевского района на примере урочища «Косарка» и урочища «Кардаил».

1

0,5

0,5


8.

Растительность водоемов. Практическая работа № 4: Флора водоемов Новониколаевского района на примере реки Касарочка (Свиного пруда или Гришина пруда).

1

0,5

0,5



1

2

3

4

5

6

9.

Искусственные растительные сообщества р.п. Новониколаевский.

Практическая работа № 5: Описание видового состава растительности парка «Победы» на территории р.п. Новониколаевский.

1

0,5

0,5


10.

Экскурсия в КФХ № 1: Агроценоз на примере поля.

1



1

Тема № 3: Особенности определения представителей флоры и фауны – 3 часа.

11.

Систематика растительного и животного мира.

1

1



12.

Понятие об определителе флоры и фауны. Структура определителей и определительных карточек.

1

1



13.

Практическая работа № 6: Работа с определителями и определительными карточками.

1


1


Тема № 4: Основные систематические группы растений

Новониколаевского района – 9 часов.

14.

Характеристика и видовое разнообразие растений семейства Крестоцветные (Капустные). Практическая работа № 7: Определение растений семейства Крестоцветные (Капустные).

1

0,5

0,5


15.

Характеристика и видовое разнообразие растений семейства Розоцветные.

Практическая работа № 8: Определение растений семейства Розоцветные.

1

0,5

0,5


16.

Характеристика и видовое разнообразие растений семейства Пасленовые.

Практическая работа № 9: Определение растений семейства Пасленовые.

1

0,5

0,5


17.

Характеристика и видовое разнообразие растений семейства Мотыльковые (Бобовые). Практическая работа № 10: Определение растений семейства Мотыльковые (Бобовые).

1

0,5

0,5



1

2

3

4

5

6

18.

Характеристика и видовое разнообразие растений семейства Сложноцветные.

Практическая работа № 11: Определение растений семейства Сложноцветные.

1

0,5

0,5


19.

Характеристика и видовое разнообразие растений семейства Лилейные и семейства Луковые.

Практическая работа № 12: Определение растений семейств Лилейные и семейства Луковые.

1

0,5

0,5


20.

Характеристика и видовое разнообразие растений семейства Злаки (Мятликовые).

Практическая работа № 13: Определение растений семейства Злаки (Мятликовые).

1

0,5

0,5


21.

Важнейшие сельскохозяйственные растения.

1

1



22.

Экскурсия в КФХ № 2: Важнейшие культурные растения. Реализация современных экологически безопасных технологий производства растениеводческой продукции.

1



1

Тема № 5: Биоразнообразие грибов и лишайников – 3 часа.

23.

Съедобные и ядовитые грибы

на территории Новониколаевского района.

Практическая работа № 14:

Распознание съедобных и ядовитых грибов.

1

0,5

0,5


24.

Разнообразие лишайников на территории Новониколаевского района.

1

1



25.

Практическая работа № 15: Оценка чистоты воздуха методом лихеноиндикации.

1


1


Тема № 6: Животный мир Новониколаевского района – 6 часов.

26.

Животный мир степи: беспозвоночные.

1

1



27.

Животный мир степи: позвоночные.

1

1



28.

Животный мир урочища «Косарка» и урочища «Кардаил».

1

1



29.

Животный мир водоема и околоводного пространства на примере реки Касарочка (Свиного пруда или Гришина пруда).

1

1



1

2

3

4

5

6

30.

Животный мир культурного ландшафта на примере поля.

1

1



31.

Экскурсия в КФХ № 3: Насекомые вредители. Меры борьбы с насекомыми вредителями.

1



1

Тема № 7: Редкие и охраняемые представители флоры и фауны

Новониколаевского района Волгоградской области – 3 часа

1.

По страницам Красной книги Волгоградской области (редкие и охраняемые растения, грибы, лишайники на территории Новониколаевского района).

1

1



2.

По страницам Красной книги Волгоградской области (редкие и охраняемые животные на территории Новониколаевского района).

1

1



3.

Итоговый урок.

1


1


ИТОГО:

34

21

10

3









































СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


ВВЕДЕНИЕ (1 час)

Теоретическая часть.

Цели и задачи курса. Знакомство с планом работы. Проведение инструктажа по технике безопасности во время проведения практических работ и экскурсий.


ТЕМА 1. КРАТКАЯ ФИЗИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

ТЕРРИТОРИИ НОВОНИКОЛАЕВСКОГО РАЙОНА (2 часа)

Теоретическая часть.

Географическое положение, рельеф. Климат. Ландшафты и природная зона Новониколаевского района Волгоградской области Отражение природно-климатических факторов в зональной растительности.


ТЕМА 2. ЖИЗНЕННЫЕ ФОРМЫ И ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ГРУППЫ

РАСТЕНИЙ НОВОНИКОЛАЕВСКОГО РАЙОНА (7 часов)

Теоретическая часть.

Жизненные формы и экологические группы растений. Жизненные формы растений степи. Жизненные формы и экологические группы растений леса. Искусственные растительные сообщества на территории Новониколаевского района Волгоградской области. Жизненные формы растений водоемов.

Практическая часть.

Практическая работа № 1: Описание жизненных форм и экологических групп растений на территории пришкольного участка.

Практическая работа № 2: Флора степи Новониколаевского района.

Практическая работа № 3: Флора лесов Новониколаевского района на примере урочища «Косарка» и урочища «Кардаил».

Практическая работа № 4: Флора водоемов Новониколаевского района на примере реки Касарочка (Свиного пруда или Гришина пруда).

Практическая работа № 5: Описание видового состава растительности парка «Победы» на территории р.п. Новониколаевский.

Экскурсия.

Экскурсия № 1 на территорию крестьянско-фермерского хозяйства (КФХ): Агроценоз на примере поля. Реализация современных экологически безопасных технологий производства растениеводческой продукции.


ТЕМА 3. ОСОБЕННОСТИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ

ФЛОРЫ И ФАУНЫ (3 часа)

Теоретическая часть.

Основы систематики. К. Линней. Основные систематические таксоны. Понятие об определителе флоры и фауны. Структура определителей и определительных карточек. Методика работы с определителями.

Практическая часть.

Практическая работа № 6: Работа с определителями и определительными карточками.


ТЕМА 4. ОСНОВНЫЕ СИСТЕМАТИЧЕСКИЕ ГРУППЫ РАСТЕНИЙ

НОВОНИКОЛАЕВСКОГО РАЙОНА (9 часов)

Теоретическая часть.

Систематика растений. Признаки классификации растений. Видовое разнообразие растений Новониколаевского района Волгоградской области. Характеристика растений: морфолого-анатомические особенности, распространение, экология и биология, использование и значение. Семейства класса Двудольные. Характеристика растений семейства Крестоцветные (Капустные). Характеристика растений семейства Розоцветные. Характеристика растений семейства Пасленовые. Характеристика растений семейства Бобовые (Мотыльковые). Характеристика растений семейства Сложноцветные. Семейства класса Однодольные. Характеристика растений семейства Лилейные и Луковые. Характеристика многообразие и значение растений семейства Мятликовые (Злаки). Искусственные сообщества поля, сада, огорода. Биологические основы выращивания культурных растений. Капуста. Яблоня. Картофель. Горох посевной. Подсолнечник. Лук. Пшеница. Кукуруза.

Практическая часть.

Практическая работа № 7: Определение растений семейства Крестоцветные (Капустные).

Практическая работа № 8: Определение растений семейства Розоцветные.

Практическая работа № 9: Определение растений семейства Пасленовые.

Практическая работа № 10: Определение растений семейства Мотыльковые (Бобовые).

Практическая работа № 11: Определение растений семейства Сложноцветные.

Практическая работа № 12: Определение растений семейств Лилейные и семейства Луковые.

Практическая работа № 13: Определение растений семейства Злаки (Мятликовые).

Экскурсия.

Экскурсия № 2 на территорию крестьянско-фермерского хозяйства (КФХ): Важнейшие культурные растения. Реализация современных экологически безопасных технологий производства растениеводческой продукции.


ТЕМА 5: БИОРАЗНООБРАЗИЕ ГРИБОВ И ЛИШАЙНИКОВ (3 часа)

Теоретическая часть.

Микология. Съедобные и ядовитые грибы Новониколаевского района Волгоградской области. Лихенология. Биоразнообразие, значение и охрана лишайников Новониколаевского района Волгоградской области. Метод лихеноиндикации.

Практическая часть.

Практическая работа № 14: Распознание съедобных и ядовитых грибов.

Практическая работа № 15: Оценка чистоты воздуха методом лихеноиндикации.


ТЕМА 6. ЖИВОТНЫЙ МИР НОВОНИКОЛАЕВСКОГО РАЙОНА (6 часов)

Теоретическая часть.

Видовое разнообразие животных Новониколаевского района Волгоградской области. Беспозвоночные и позвоночные животные степи. Животные древесно-кустарниковых насаждений (на примере урочища «Косарка» и урочища «Кардаил»). Животные водоёмов и околоводных биотопов (на примере реки Касарочка (Свиного пруда или Гришина пруда)). Животный мир культурного ландшафта на примере поля.

Экскурсия.

Экскурсия № 3 на территорию крестьянско-фермерского хозяйства (КФХ): Насекомые вредители. Меры борьбы с насекомыми вредителями.


ТЕМА № 7. РЕДКИЕ И ОХРАНЯЕМЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ ФЛОРЫ И ФАУНЫ

НОВОНИКОЛАЕВСКОГО РАЙОНА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ (3 часа)

Теоретическая часть.

Биологическое разнообразие как основа стабильности биосферы. Угрозы биоразнообразию. Подход к охране редких и исчезающих видов и мест их обитания. Красная книга. Виды растений, грибов, лишайников, и животных, занесенных в Красную книгу, произрастающих на территории Новониколаевского района Волгоградской области.

Практическая часть.

Выставка творческих работ, гербариев, коллекций.



ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА



  1. Бабенко, В. Г. Экология животных: 7 класс: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / В. Г. Бабенко, Д. В. Богомолов и др. / Под ред. д-ра биол. наук, проф. Н. М. Черновой. – М.: Вентана-Граф. 2007.

  2. Беме, Р. Л., Кузнецов, А. А. Птицы открытых и околоводных пространств СССР: Полевой определитель. Кн. для учителей. – М.: Просвещение, 1983.

  3. Бровкина Е. Т. Животные леса / Е. Т. Бровкина, В. И. Сивоглазов. – М.: Дрофа, 2006 – (Твой первый атлас-определитель).

  4. Бровкина, Е. Т. Животные водоемов и побережий: Учеб. пособие для школьников мл. и сред. кл. / Е. Т. Бровкина, В. И. Сивоглазов. – М.: Эгмонт Россия, 2002 – (Атлас родной природы).

  5. Брылев В. А. География и экология Волгоградской области. – Волгоград: Перемена, 2005.

  6. Былова, А. М. Экология растений: 6 класс: учебное пособие для учащихся общеобразовательных организаций / А. М. Былова, Н. И. Шорина; под ред. Н. М. Черновой. – 3- е изд., стереотип. – М.: Вентана-Граф, 2020.

  7. Верзилин, Н. М. Путешествие с домашними растениями. Детгиз, 1954.

  8. Герасимов, В. П. Беспозвоночные животные, изучение их в школе: Членистоногие. Иглокожие. Пособие для учителя. – М.: «Просвещение», 1978.

  9. Герасимов, В. П. Позвоночные животные, изучение их в школе. Пособие для учителя. – М.: «Просвещение», 1979.

  10. Жизнь животных. В 7 томах. – М.: Просвещение, 1987.

  11. Изучаем водоемы: как исследовать озера и пруды. Вологда: ВГПИ, издательство «Русь», 1994.

  12. Краеведение: биологическое и ландшафтное разнообразие природы Волгоградской области. 6 класс. Методическое пособие с мультимедийным приложением (рабочая программа курса, поурочные планы). – Авт. Сост. И. В. Зверева, И. П Чередниченко. – М.: Глобус, 2009.

  13. Краеведение: биологическое и ландшафтное разнообразие природы Волгоградской области. Метод. пособие. – М.: Глобус, 2008.

  14. Красная книга: Редкие и охраняемые растения и животные Волгоградской области / Сост. В. А. Брылев. Волгоград, 1992.

  15. Лисицына Л. И., Папченков В. Г. Флора водоемов России: Определитель сосудистых растений. – М.: Наука, 2000.

  16. Новиков В. С., Губанов И. А. Школьный атлас-определитель высших растений: Кн. для учащихся. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1991.

  17. Сагалаев В. А. Растения «Красной книги» Волгоградской области. Научно-популярные очерки . – М. Глобус, 2008.

  18. Яхонтов, А. А. Зоология для учителя. В 2 томах. – М.: Просвещение, 1968.

  19. Серия «Определители объектов природы России». – М.: Вентана-Граф, 2007 – 2016.



ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА

  1. Кассеты телевизионных передач волгоградского телевидения «Красная книга».



ИНТЕРНЕТ-САЙТЫ

  1. http://biodat.ru/db/rb/ – сайт Красной книги России.

  2. http://volgograd-area.narod.ru/ – сайт География Волгоградской области. https://oblkompriroda.volgograd.ru/other/redbook/ – сайт Красная книга Волгоградской области.

  3. https://sosh2chudo.ucoz.com/ – сайт Чудеса Новониколаевского района.