СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа кружка "Рукодельница"

Нажмите, чтобы узнать подробности

     Национальная одежда семейских - это своеобразная книга, научившись читать которую можно много узнать о традициях, обычаях и истории своего народа. Изучение костюма, как части духовного и материального наследия, способствует воспитанию уважения к её истории и традициям, развитию у учащихся чувства красоты и гармонии, способности воспринимать мир художественных образов. Приобщение к народному искусству незаменимо для эстетического и нравственного воспитания, развития уважения к труду, наследству своих предков. Кружковые занятия по изготовлению семейского костюма направлены на воспитание художественной культуры школьников, развитие их интереса к народному творчеству, его традициям

Просмотр содержимого документа
«Программа кружка "Рукодельница"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Хасуртайская средняя общеобразовательная школа»



Согласовано: Утверждаю:

Зам. директора по ВР Директор школы

Мартынова В.Ф. Иванова Н.В.

______________ ______________




Программа кружка

«Рукодельница»

(в воспитательном процессе учащихся средней школы

к воспитательной программе «Школа народного календаря» )










Составитель программы:

Мартынова В.Ф.,

учитель первой категории











с.Хасурта

СОДЕРЖАНИЕ


  1. Пояснительная записка 1

  2. Характеристика содержания программы 8

  3. Разработка занятия по изготовлению повязки 9

  4. Список использованной литературы 13

  5. Приложение 14













































Пояснительная записка


Одной из самых актуальных проблем, стоящих перед современным обществом является угроза духовного оскудения личности, опасность утраты нравственных ориентиров. Помимо экономических трудностей Россия переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Сегодня особенно важно обратиться к традициям, восстановить те нити, которые в прежние времена связывали старшее и младшее поколения, возродить преемственность. Необходимо передать подрастающему поколению те нравственные устои, которые пока ещё живы в людях старшего поколения, сохранивших чистоту помыслов, чувство любви к своему народу. Отказ от опоры на культуру родного народа в воспитательном процессе ведёт к бездуховности, в то время как сохранение народной культуры - это основа нравственного здоровья любого общества.
Благодаря своей ёмкости культура народа, народные традиции представляют интерес не только с художественной, но и с исторической, этнографической, социальной точки зрения. Осмысление и освоение основ народной культуры, быта, традиций, их природы и духовных ценностей составляет неотъемлемую часть духовной культуры будущего гражданина.
На протяжении всей истории человечества народное искусство было неотъемлемой частью национальной культуры. Народное искусство сохраняет преемственность поколений, влияет на формирование художественных вкусов. Основу декоративно - прикладного искусства составляет творческий ручной труд мастера.
Семейский костюм является частью духовного богатства своего народа, его культуры. Из поколения в поколение передавались традиции его изготовления.
Национальная одежда семейских - это своеобразная книга, научившись читать которую можно много узнать о традициях, обычаях и истории своего народа. Изучение костюма, как части духовного и материального наследия, способствует воспитанию уважения к её истории и традициям, развитию у учащихся чувства красоты и гармонии, способности воспринимать мир художественных образов. Приобщение к народному искусству незаменимо для эстетического и нравственного воспитания, развития уважения к труду, наследству своих предков. Кружковые занятия по изготовлению семейского костюма направлены на воспитание художественной культуры школьников, развитие их интереса к народному творчеству, его традициям.
Предлагаемая программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления об отличительных особенностях семейского костюма, его разнообразии, возрастных различиях, способах изготовления. Приобщение к процессу создания изделия по законам красоты доставляет детям радость, эстетическое наслаждение. Изготовление своими руками красивых и нужных предметов вызывает интерес к работе и приносит удовлетворение результатами труда.
Изделия могут выполняться как индивидуально, так и коллективно. Индивидуальная работа позволяет увидеть творческие возможности воспитанника, его предпочтение, меру художественного вкуса. Коллективные работы способствуют развитию навыков совместной деятельности, позволяют выполнять масштабные работы.
Развитие художественного восприятия и практическая деятельность в программе представлены в их содержательном единстве. У них развивается эстетический вкус, формируется представление о декоративно - прикладном искусстве. Дети учатся экономно расходовать используемый материал, развивают художественный вкус, формируют профессиональные навыки.

Концептуальные основы построения программы.
1.Принцип гуманизации образования, состоящий в том, что развитие ребёнка, формирование его личности – это главный смысл педагогического процесса. Это принцип, бережного отношения к каждому ребёнку. Согласно этому принципу взаимодействие «педагог-воспитанник» на занятиях народным творчеством базируется на уважении и любви к ребёнку, понимании и знании ребёнка, на вере в его возможности.


2.Принцип доступности, предусматривающий актуальность обращения к семейской культуре с опорой на этнокультуру.


3. Принцип системности и последовательности, обеспечивающий взаимосвязь и взаимообусловленность всех компонентов программы, а также определяющий соблюдение установок от «простого – к сложному», «от частного – к общему».


4.Принцип широкого использования игры как педагогического фактора развития личности ребёнка, способствующего созданию ситуации успеха для каждого ребёнка.


5.Принцип дифференциации и индивидуализации обучения, предусматривающий психолого-педагогическое изучение каждой личности, её от отношений в коллективе для создания условий, обеспечивающих максимальное раскрытие природных задатков ребёнка на занятиях народным творчеством.
6. Принцип творческого самовыражения, предусматривающий организацию такого взаимодействия педагога и воспитанника на занятиях народным творчеством, которое позволяет активно вовлекать каждого воспитанника в посильную и интересную деятельность. Соблюдение этого принципа позволяет реализовать свои лучшие качества в любой сфере деятельности, т. е. формирует активную, созидательную позицию.


7.Принцип цикличности, заложенный в структуру построения учебно-тематического плана и организации образовательно-воспитательного процесса. Соблюдение этого принципа обусловлено логикой изучения народной традиционной культуры, что позволяет обеспечить эффективность усвоения программы.


Цели программы.


●создание условий для формирования личности, бережно относящейся к историческому и культурному наследию семейских, ориентирующейся на общечеловеческие ценности.


●сформировать у учащихся знания о традиционной одежде семейских, её своеобразии, умении использовать знания при создании современных моделей одежды.


●сформировать у учащихся знания о профессиях, связанных с изготовлениям одежды (художник-модельер, инженер-технолог, технолог швейного производства, швея, стилист). Помочь выявить склонности и способности к этому виду деятельности.


●приобщить воспитанников к общечеловеческим и национальным ценностям через их собственное творчество и освоение художественного опыта прошлого.

Задачи:

●целенаправленно формировать эстетическое мировоззрение воспитанников через приобщение к природе, истории, культурным традициям своего села и родного края;


●воспитывать высокие нравственные качества в общении с памятниками отечественного искусства, последовательно формировать у учащихся эстетическое чувство любви к прекрасному в искусстве и жизни;


●активно развивать художественные способности детей на основе изучения и творческого освоения региональных традиций семейского костюма;


●сформировать умения и навыки самостоятельного творческого поиска при изучении традиций, культуры, применения полученных знаний при моделировании современного костюма;

●воспитывать трудолюбие, самостоятельность, чувство прекрасного, гордости за свой выполненный труд.


Характеристика программы.


Вид программы - познавательно-эстетический, развивающий творческие способности детей.


Уровень освоения программы - общекультурный.


Образовательная область – художественная.


Программа рассчитана на работу с детьми среднего школьного возраста.


Форма организации воспитательного процесса – сочетание групповых и индивидуальных занятий.


Продолжительность освоения – один года.


Условия реализации программы.


1.Объединение общей темой теоретических занятий (где предоставлены конкретные факты народной культуры) и практические работы (на которых дети учатся сами создавать их).


2. Создание благоприятных условий и возможностей для полноценной работы со стороны администрации школы, педагогического коллектива.


3. Совместная деятельность с родителями, руководителем кружка.


4. Региональная корректировка программы, учитывая местные особенности традиций, характерных ремёсел и промыслов, специфики народного костюма, своеобразие исторической судьбы края.


Методы обучения.


Успешной реализации задач курса способствует использование разнообразных методов и форм обучения.

Кроме традиционных методов (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный) на занятиях по курсу должны широко использоваться информационно-поисковые методыметод проблемного изложения, методы организации исследовательской деятельности, проектный метод, ИКТ, способствующие формированию познавательной активности учащихся.
Для контроля знаний применяются тестовые технологии, конкурсы, игровые формы, организация деловой игры, имитирующей профессиональную деятельность, изготовление эскизов, образцов одежды, головных уборов.


При изучении материала, используются разнообразные виды учебно-познавательной деятельности учащихся и учителя, в том числе:


  • анализ полученной информации, дополнительной литературы;


  • выполнение эскизов, набросков, образцов моделей костюма, орнамента, отделки;


  • подготовка устных сообщений с использованием различных источников информации;


Учебно-познавательная деятельность учащихся может быть индивидуальной и групповой, занятия носят комплексный, комбинированный характер.

Обучение строится на существовавших народных традициях, национально-культурных обычаях, региональных особенностях, учитывает социально-экономические изменения в жизни общества. Приоритетными в нем должны быть формирование и развитие личности, творческих способностей учащихся, возрождение, сохранение и приумножение культурного наследия семейских Забайкалья

Труд учащихся в рамках данной программы носит творческий характер, способствует приобретению и активному использованию знаний, формированию технологической и художественной культуры.

Обоснование актуальности.


В многоликом современном мире произведения народного искусства особенно радуют глаз своей рукотворностью, праздничностью. Наша культура окрашена внимательным обращением к её богатым традициям, которые широко используются в творчестве современных народных мастеров и профессиональных художников. На этой основе сложились различные художественные промыслы. Черты национального своеобразия ярко проявляются в народном костюме - наиболее массовом виде народного творчества. Старинные вещи помогают воссоздать историю их владельцев, отразить личность и образ человека.
Семейскую традиционную одежду еще можно изредка повстречать в Бурятии: на фольклорных праздниках, в сундуках бабушек.

Почему сейчас мы носим именно такую одежду, а не другую; какой был вид и крой одежды в прошлом; что используется в современных стилях одежды. Эта тема актуальна всегда, ведь историю человечества сопровождает его интеллектуальное, политическое, социальное, культурно-духовное развитие. А костюм рассматривается как явление художественной культуры, характеризующий образ и стиль жизни, нравы и мировоззрение, социальный уклад. В последнее десятилетие приоритетным направлением в совершенствовании учебно-воспитательной работы общеобразовательных школ является формирование национально-культурной среды как основы национально-культурно-ориентированного образования школьников. Именно такая направленность позволяет сформировать национальное самосознание у подрастающего поколения в процессе приобщения к регионально-культурным ценностям.
Огромный воспитательный потенциал в целях эстетического развития личности содержит художественная культура родного края, наполненная, как исторической, так и культурной памятью, отражающая национальное самосознание, дающая яркое и образное представление о национальном менталитете семейских .



Ожидаемые результаты.


В процессе усвоения знаний, формирования и развития умений и навыков на занятиях происходит становление личности ребёнка как национальных духовных традиций, высокой нравственной культуры, осознание ценностей, выверенных веками и сохранивших свою значительность для современного человека.

Научить ребёнка уважать свой народ, почувствовать себя частью великого целого, с достоинством относиться к его прошлому, заботиться о его будущем – таков предполагаемый результат воздействия на личность воспитанника данной программы.
В процессе обучения, учащиеся могут приобрести умения:


  • Рационально организовать своё рабочее место с учётом правил техники безопасности, поддерживать порядок во время работы.


  • Проводить анализ изделия, планировать последовательность его изготовления и осуществлять контроль результата самостоятельной практической деятельности.


  • Осуществлять анализ развития форм одежды семейского костюма. Составлять решения орнаментальной композиции в соответствии с народными традициями оформления одежды.


  • Владеть правильными приёмами обработки изделия.


  • Выполнять декоративную отделку образов .


  • Экономно расходовать материал.


  • Работать индивидуально и совместно, выполнять творческие задания;


Характеристика содержания программы
Сведения об истории семейского женского и мужского костюма, его особенностях. Изучается комплект народного костюма, обувь, головные уборы, украшения. Выясняется, какие возрастные группы какую одежду носили (включая головной убор и обувь); дети, юноши и девушки до вступления в брак, взрослые семейные мужчины и женщины, старики и старухи. Знакомятся с материалами, из которых создавались костюмы. Рассматриваются разнообразные способы изготовления костюма, его покрой, украшения одежды (вышивка, тканые узоры, иные украшения), а также украшения, которые не являются частью данной одежды, но входили в комплект костюма (бусы, серьги, браслеты и так далее).


Практическая часть включает работы по выполнению эскизов, образцов семейского народного костюма, орнаментов оформления одежды художественному моделированию современной одежды на основе традиционного народного творчества, национального колорита.

Изготовление элементов для головных уборов
Так как возраст детей от 10 лет умение и навыки развиты ещё не достаточно, поэтому основные цели и задачи содержания изучаемого курса начальной школы – это работа с бисером по изготовлению повязки для девичьего головного убора, женского головного убора – кички. Пошив косников, плетение «венков»


Украшения (изготовление бус, жерелок из отдельных наборов бисера, стекляруса и бусин типичных для семейского костюма)
Украшения, как составная часть семейского костюма. Виды украшений.
Шейные украшения: жерелок, гайтан, бусы. Материалы для их изготовления
Мастерим шейное украшение из бисера.
Защита проекта. Выставка работ.








Разработка занятия по изготовлению повязки

При изготовлении семейского костюма необходимо владение различными видами рукоделия, например, бисероплетения.

Это необходимо для качественного изготовления повязки – головного убора девочек. Бисероплетение формирует у детей творческие способности с разного возраста. Какими бы задатками от природы не обладал ребёнок, его творческие способности будут развиваться только в процессе труда, так как при этом необходимо напрягать внимание, запоминать последовательность тех или иных операций, преодолевать некоторые препятствия. Всё это в целом развивает волю, укрепляет внимание и память, что способствует развитию интереса к познанию и творчеству.

Изготовление изделий из бисера – это деятельность, которая уникальна перспективным видением всего процесса. Продумывая модель изделия, учащиеся хорошо представляют объект своей работы, при этом овладевают различными приёмами плетения, что стимулирует самостоятельную творческую деятельность, раскрытие творческого потенциала личности.

В процессе развития творческих способностей, учащихся средствами бисерного плетения происходит переоценка уровня имеющихся у них знаний, умений и навыков, при этом повышается личная самооценка и уверенность в своих способностях, повышается творческая активность.

При выполнении повязки применяется ажурное плетение, поэтому большое внимание мы уделяем этим занятиям.

Ажурное плетение (или сетка) технически не сложное по выполнению, а изделия выглядят очень красивыми – воздушными и изящными. Основано ажурное плетение на технике мозаика, отличие лишь в комбинации числа бисерин

Ажурное полотно можно плести по длине (прямое) и по ширине (поперечное) в зависимости от изделия. При соблюдения техники плетения получаются треугольники, ромбы, из которых и формируется рисунок, по ним удобно считать ширину и высоту изделия.

Технология изготовления ажурного полотна бисером:

  1. Закрепляем край стоп – бисериной и нанизываем на нить 24 бисерины, для удобства первая и после нее каждая третья бисерины другого цвета, их называют ключевыми, остальные бисерины – рабочие. (Рисунок 1)


  1. Проводим иглу через ключевую бисерину №13 снизу-вверх. (Рисунок 2)


  1. Нанизываем 5 рабочих бисерин и вводим иглу в бисерину №7, затем ещё 5 рабочих бисерин и выводим иглу через бисерину №1 – у нас появились три одинаковые ячейки (Рисунок 3)


  1. Переходим на следующий ряд. Набираем 6 рабочих бисерин (№4 – другого цвета), введите иглу в среднюю бисерину предыдущей петли. (Рисунок 4)


  1. Нанизываем 5 рабочих бисерин (средняя – другого цвета), иглу вводим в среднюю бисерину следующей петли. Делаем еще одну петельку через следующую серединку. (Рисунок 5)


  1. Переходим на следующий ряд – набираем 6 рабочих бисерин, иглу вводим в среднюю бисерину последней петельки предыдущего ряда и выводим вверх через 4 бисерины. (Рисунок 6)

  1. Продолжаем следующий ряд, дальше плетём до нужной нам длины.

Рисунок нашего полотна состоит со стороной в 4 бисерины. Такое плетение называется «сетка в три ромба», можно менять количество бисерин в ромбах и число ромбов, при этом плетение примет другую форму. По краям плетения можно добавлять свободные бисерины, бусины, стеклярус, тогда получится полотно с острыми зубцами. (Рисунок 7)


После этого мы приступаем к выполнению изготовления повязки.

Девичий головной убор отличался от головного убора замужней женщины по форме, значению и декоративному оформлению. Повязку в основном носили девушки в праздничные дни. К нарядному костюму они надевали повязку из бисера, перьев и лент, которая оставляла открытыми косу и волосы сверху головы.

Для изготовления повязки потребуется:

- атласная лента шириной 5 см – 0,5 м;

- нитки в тон;

- игла;

- ножницы;

- готовая ажурная сеточка из бисера.

Не надо забывать, что при выполнении ручных работ необходимо соблюдать правила безопасного труда.

При выполнении повязки мы с девочками сначала замеряем объем головы и отрезаем ленту с припуском для завязывания. Затем располагаем бисерную сеточку на край ленточки, оставляя одинаковое расстояние от краёв ленточки, закрепляем булавками и пришиваем мелкими стежками по краю ленточки.







СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Андреева И.А. Энциклопедия: Шитьё и рукоделие - 2-е изд. / И.А. Андреева -М.: Большая русская энциклопедия, 1998. - 288с.:ил.

  2. Белякова О. Бисероплетение / О. Белякова – М. :Эксмо, 2014 – 97 с.

  3. Болонев Ф.Ф. Старообрядцы Забайкалья в XVIII – начале XX вв. / Ф.Ф. Болонев. – Новосибирск, 1994. – 148 с.

  4. Гусейнова Т.Н. Традиционный костюм семейских Забайкалья / Т.Н. Гусейнова // Традиционный фольклор в полиэтнических странах : материалы Международного научного симпозиума (28 июня – 5 июля 1998 г.). – Улан-Удэ, 1998. – Ч.2. – С. 115-116.

  5. Зайцева А. Бисероплетение для начинающих мастериц / А. Зайцева – Эксмо-Пресс, 2010 – 64 с.

  6. Иванов В.Ф. Народный костюм семейских Забайкалья : научно-популярное издание / В.Ф. Иванов ; науч. ред. д-р.ист. наук С.В. Васильева. Улан-Удэ : Изд. дом «Экос», 2015. – 116 с.

  7. Кузнецова С.Г. Костюмы «семейских» Восточного Забайкалья как семиотическая система / С.Г. Кузнецова // Современные тенденции развития социально-культурной сферы в межнациональном пространстве: материалы Международной научно-практической конференции, Горно-Алтайск, Барнаул, 26-30 янв. 2012 г. – С. 225-230

  8. Кузнецова С.Г. Северная традиция в семейском костюме Красночикойского района Забайкальского края / С.Г. Кузнецова // EuropeanSocialScitnceJournal = Европейский журнал социальных наук. – 2013. -№9, т.2. – С. 318-325.

  9. Попова С.А. Особенности организации исследовательской деятельности школьников / С.А. Попова // Труды Научно-методического семинара «Наука в школе» -М.: НТА «АПФН», 2003. т.1,С.135-138.


Список электронных источников

  1. Алчедаева Е.Н. «Развитие творческих способностей на занятиях

кружка по декоративно-прикладному искусству посредством использования техники войлоковаляния» [электронный ресурс]. - Режим доступа: http://collegy.ucoz.ru/

  1. Валюшко В. И. «Развитие творческих способностей детей в кружковой деятельности» [электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pandia.ru/

  2. Орлова В.И. Развитие творческих способностей, обучающихся через интеграцию предмета технология и кружковой работы [электронный ресурс]. - Режим доступа:bsou2.ru/doc/person/orlova-vi/razv-tv.ppt

ПРИЛОЖЕНИЕ





6



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!