1.Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ«Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями, внесенными Федеральными законами от 14.06.2014 №145-ФЗ, от 06.04.2015 №68-ФЗ, от 02.05.2015 №122-ФЗ).
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 « Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», с изменениями от 31 декабря 2015 г. №1577
Основная образовательная программа основного общего образования на 2015-2020 учебный год Муниципального автономного общеобразовательного учреждения Московской средней общеобразовательной школы Тюменского муниципального района
Учебного плана МАОУ Московской СОШ, утвержденного пр. №55 – О от 29.06.2018г.
Программы основного общего образования по русскому языку М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского. – Москва «Просвещение», 2011 г.
Успешное овладение знаниями в 5 классе общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его “секреты”. В этом случае на помощь приходит кружок “Секреты русской грамматики ”, являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением.
Цель курса: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения
Задачи курса:
Обучающие:
-развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
-приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
-пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
-развитие мотивации к изучению русского языка;
-развитие творчества и обогащение словарного запаса;
-совершенствование общего языкового развития учащихся;
-углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
Воспитывающие:
-воспитание культуры обращения с книгой;
-формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.
Развивающие:
-развивать смекалку и сообразительность;
-приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
-развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
-учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:
занимательность;
научность;
сознательность и активность;
наглядность;
доступность;
связь теории с практикой;
индивидуальный подход к учащимся.
Кружок позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят. Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.
В каждом занятии прослеживаются три части: игровая; теоретическая; практическая.
Основные методы и технологии
технология разноуровневого обучения;
развивающее обучение;
технология обучения в сотрудничестве;
коммуникативная технология.
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.
Программа носит комплексный характер:
- рассчитана на учащихся 5 класса;
- направлена на расширение кругозора; развитие пытливости и любознательности школьников; на формирование навыков самостоятельной работы со словарями и справочной литературой;
- включает интеграцию учебных предметов: русский язык, литература,предусматривает работу с одаренными детьми;
- носит гибкий, адаптивный, практико-ориентированный характер, органично вписывается в учебно-воспитательный процесс школы.
Описание места учебного предмета , курса в учебном плане
Программа рассчитана на 1 год. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Курс изучения программы рассчитан на учащихся 5 классов.
2.Личностные, метапредметные результаты освоения курса
Личностные результаты
эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
интерес к изучению языка;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
3.Содержание учебного предмет, курса
Фонетика и орфоэпия (7 часов)
Тема 1. Что такое орфоэпия?(1ч.)
Знакомство с нормами литературного произношения. Углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке. Знакомство с понятиями «орфоэпия», «орфография». Обучение правильному произношению слов, соблюдая орфоэпические нормы.
Тема 2.Что такое фонография или звукозапись? (1ч.)
Знакомство с понятиями «фонография» и «звукозапись».Знакомство с историей письма, с этапом развития письменности – фонографией. Расширение знаний о буквах и звуках.
Тема 3. Звуки не буквы! (1ч.)
Знакомство с наукой фонетикой, правилами чтения и записи транскрипции. Рассказ учителя об отличии « буквы» от «звука». Составление транскрипций.
Тема 4. Звучащая строка. (1ч.)
Знакомство с фонетическими явлениями «звукозапись», «звукоподражание». Знакомство с терминами «ономатопеи», «аллитерация», «ассонанс». Развитие фонематического слуха.
Тема 5. Банты и шарфы. (1ч.)
Знакомство с наукой орфоэпия, с нормами произношения. Знакомство с произношением слов банты и шарфы . Разыгрывание ситуаций с этими словами.
Тема 6. «Пигмалион» учит орфоэпии. (1ч.)
Продолжить знакомство с наукой орфоэпия, с нормами произношения. Знакомство с героями и содержанием комедии Бернарда Шоу «Пигмалион». Правильная постановка ударений в словах.
Тема 7. Кис- кис! Мяу!, или Кое- что о звукоподражаниях. (1ч.)
Знакомство с ономатопоэтическими словами или звукоподражаниями. Познакомить с образованием звукоподражаний. Сравнение звукоподражаний разных языков. Развитие культуры речи. Выполнение заданий по теме «Орфоэпия и фонетика».
Лексикология (27 часов)
Тема 8. Имена вещей. (1ч.)
Знакомство с термином « лексика», и лексическим значением слов. Знакомство с толковыми словарями русского языка . Обогащение словарного запаса учащихся.
Тема 9. О словарях энциклопедических и лингвистических. (1ч.)
Дается понятие о лексическом значении слов. Знакомство с лингвистическими словарями русского языка, с особенностями словарной статьи. Сравнение роли энциклопедических и лингвистических словарей. Обучение умению пользоваться различными словарями.
Тема 10. В царстве смыслов много дорог. (1ч.)
Знакомство с многозначными словами, словами- омонимами. Рассматриваются способы и причины образования нескольких значений у слова. Практическая работа «Отличие многозначных слов и слов- омонимов».
Тема 11. Как и почему появляются новые слова? (1ч.)
Продолжение знакомства с лексическим значением слов. Работа с различными толковыми словарями, с историей появления новых слов в русском языке.
Тема 12. Многозначность слова. (1ч.)
Рассказ о свойстве « многозначность слова», о строении словарной статьи толкового словаря. Выделение отличительных признаков многозначности и омонимии. Работа с толковыми словарями. Игра «Прямое и переносное значение слов».
Тема 13. «Откуда катится каракатица?» О словарях, которые рассказывают об истории слов. (1ч.)
Рассматривается понятие «этимология», строение словарной статьи этимологического словаря. Работа с различными этимологическими и историческими словарями. Определение первоисточников слова,.
Тема 14. Об одном и том же- разными словами. (1ч.)
Изучается особенность синонимического ряда слов. Работа со словами- синонимами и правильным употреблением их в речи.
Тема 15. Как возникают названия. (1ч.)
Развитие речевых умений. Беседа о главных функциях языка. Вводится понятие «система номинации». Работа с этимологическими и историческими словарями.
Тема 16. Слова – антиподы. (1ч.)
Беседа по содержанию стихотворения В. Полторацкого «Слово о словах». Вводится понятие «антонимы». Работа с пословицами и поговорками. Работа со «Словарем антонимов русского языка».
Тема 17. Фразеологические обороты. (1ч.)
Изучение особенностей фразеологических сочетаний. Вводится понятие «фразеологические обороты». Беседа о правильном употреблении фразеологизмов в речи. Нахождение фразеологизмов в отрывке из повести А. Рыбакова «Приключение Кроша».
Тема 18. Словари «чужих» слов. (1ч.)
Рассматриваются особенности строения словарной статьи словаря иностранных слов. Вводится понятие «устойчивые обороты». Работа со словарем иностранных слов и определением значения этих слов.
Тема 19. Капитан и капуста. (1ч.)
Знакомство с историей происхождения и образования слов капитан и капуста, говядина и ковбой, портные и мошенники. Работа со словарем. Сравнение значения слов.
Тема20. «Он весь свободы торжество». (1ч.)
Исследуются языковые особенности произведений А. С. Пушкина. Вводится понятие «литературный язык» и «живая народная речь». Нахождение строк народной речи в произведениях А. С. Пушкина.
Тема21. Мы говорим его стихами. (1ч.)
Вводятся понятия «крылатые выражения» и «афоризмы. Нахождение афоризмов и крылатых выражений в произведениях А. С. Пушкина.Работа по обогащению словарного запаса учащихся.
Тема22. Слова, придуманные писателями. (1ч.)
Продолжается работа над языковыми особенностями произведений А. С. Пушкина. Вводятся понятия «индивидуально- авторские неологизмы» и «окказиональные неологизмы». Нахождение индивидуально- авторских неологизмов в произведениях А. С. Пушкина.
Тема 23. Слова уходящие и слова – новички. (1ч.)
Изучение особенностей устаревших слов- архаизмов. Знакомство со словами- новичками. Работа над пониманием и умение правильно употреблять архаизмы в речи. Рассматриваются виды неологизмов и виды архаизмов.
Тема 24. Словарь языка Пушкина. (1ч.)
Рассматривается особенность построения «Словаря языка Пушкина». Знакомство с созданием «Словаря языка Пушкина».Беседа о значении этого словаря. Работа со словарем.
Тема 25. Смуглая Чернавка. (1ч.)
Рассматривается особенность древнерусских имен. Знакомство с историей русских имен, с первыми русскими именами, на примере произведений А. С. Пушкина. Показать значение древнерусских имен.
Тема 26. Паронимы, или «ошибкоопасные» слова. (1ч.)
Знакомство с понятием «паронимы». Рассматриваются виды паронимов и способы их образования. Беседа о правильном употреблении паронимов в устной и письменной речи .
Тема27. Ошибка Колумба. «Ложные друзья переводчика». (1ч.)
Знакомство с явлением межъязыковой паронимии. Рассматриваются виды паронимов и способы их образования.
Тема 28. Какой словарь поможет избежать ошибок? (1ч.)
Знакомство со словарной статьей «Словаря паронимов» , с видами словарей паронимов. Способы образования паронимов. Работа над умением правильно употреблять паронимы в устной и письменной речи.
Тема 29. Словарь- грамотей. (1ч.)
Знакомство со словарной статьей орфографического словаря. Беседа о значении орфографического словаря. Работа с орфографическим словарем.
Тема 30. Научная этимология. (1ч.)
Знакомство со словарной статьей этимологического словаря. Рассматривается значение этимологического словаря, история происхождения слов «вол», «волк» и «волынка», «запонка»и «запятая». Способы образования паронимов. Работа над умением правильно употреблять паронимы в устной и письменной речи.
Тема 31. Какие бывают имена? (1ч.)
Знакомство с наукой «ономастика», С традиционными кличками животных на Руси. Рассматриваются способы и причины образования омонимов среди имен собственных. Работа со словарями.
Тема32. Древнерусские имена. (1ч.)
Знакомство с историей образования древнерусских имен. Работа с этимологическим словарем.
Тема33. Отчество и фамилия. (1ч.)
Беседа об истории появления отчеств и фамилий в русском языке. Знакомство с наукой «антропонимика». Объяснение происхождений фамилий на примере стихотворения С. Михалкова.
Тема 34. Надо ли останавливаться перед зеброй? (1ч.)
Знакомство со способами номинации, аффиксальном словообразовании и словосложении. Использование уже имеющегося названия предмета. Вводится понятие «метафорическая номинация».
4.Календарно-тематическое планирование
№п-п | Тема занятия | Характеристика деятельности учащихся | Планируемые результаты | Форма контроля | Дата проведения |
личностные | метапредметные | План | факт |
1 | Что такое орфоэпия? | Составление орфоэпического словаря | Осознают важность нормативного произношения для культурного человека. Формируют важнейшие произносительные нормы. | Составление плана решения учебной проблемы совместно с учителем; Работа по плану, коррекция свей деятельности | викторина | | |
2 | Что такое фонография или звукозапись? | Составление кроссоврда | Овладевают основными понятиями фонетики. Анализируют схему, демонстрирующую группы звуков речи в русском языке. Распознают гласные звуки. Различают ударные и безударные гласные | Расширение знаний о буквах и звуках. | Разгадывание кроссвордов | | |
3 | Звуки не буквы! | Работа с текстом | Читают текст, определяют его тему. Осознают соотношение произношения и правописания. Знакомятся с понятием транскрипции. | Вспоминают понятие орфографического правила | Творческая работа | | |
4 | Звучащая строка. | Работа с текстом | Осознают значение письма в истории человечества. Анализируют и объясняют важность графики и каллиграфии. Анализируют значение алфавита. Сопоставляют и анализируют звуковой и буквенный состав слова. | Располагают слова в алфавитном порядке, отрабатывают навыки поиска слов в словаре. | Составление словаря | | |
5 | Банты и шарфы. | Работа над презентацией | Осознают важность нормативного произношения для культурного человека | Формируют важнейшие произносительные нормы. | Проект (презентация) | | |
6 | «Пигмалион» учит орфоэпии. | Работа над презентацией | Учатся правильной постановке ударений в словах. | Формируют важнейшие произносительные нормы. | Викторина | | |
7 | Кис- кис! Мяу!, или Кое- что о звукоподражаниях. | Работа по карточкам | Опознают антонимы. Описывают с помощью антонимов происходящие на рисунке. | Характеризуют названных в управлении животных с помощью антонимов | Составление кроссворда | | |
Лексикология (27 часов) |
8 | Имена вещей | Работа с презентацией | Знакомство с толковыми словарями русского языка | Обогащение словарного запаса учащихся. | викторина | | |
9 | О словарях энциклопедических и лингвистических. | Работа по словарям | Сравнивают роль энциклопедических и лингвистических словарей. | Обучение умению пользоваться различными словарями. | Составление кроссворда | | |
10 | В царстве смыслов много дорог. | Работа с презентацией | Опознают омонимы. находят в толковом словаре примеры омонимов. Составляют и анализируют предложения и словосочетания с омонимами. | Анализируют стихотворение, содержащее омонимы | Составление словаря омонимов | | |
11 | Как и почему появляются новые слова? | Работа по словарям и с презентацией | Различают прямое и переносное значение слов. Выбирают в толковом словаре слова, имеющие прямое и переносное значение. | Составляют словосочетания, используя слово в его прямом и переносном значении | Работа над проектом | | |
12 | Многозначность слова. | Работа по словарям и с презентацией | Различают однозначные и многозначные слова. | Составляют словосочетания с многозначными словами, используя разные значения | Работа над проектом | | |
13 | «Откуда катится каракатица?» О словарях, которые рассказывают об истории слов. | Работа с этимологическим словарем и с презентацией | Работа с этимологическим словарем | Разыскивают происхождение интересных слов | Работа над проектом | | |
14 | Об одном и том же - разными словами | Работа с презентацией | Опознают синонимы. Составляют словосочетания с синонимами; анализируют предложения, содержащие синонимы. | Подбирают синонимы к данным в управлениях словам. | викторина | | |
15 | Как возникают названия | Работа с презентацией, со словарем антонимов | Опознают антонимы. Описывают с помощью антонимов происходящее на рисунке. | Выясняют причину появления разных слов | Составление кроссворда | | |
16 | Слова – антиподы. | Работа со словарем антонимов | Опознают антонимы. Описывают с помощью антонимов происходящее на рисунке. | Характеризуют названных в управлении животных с помощью антонимов | Составление презентации | | |
17 | Фразеологические обороты. | Работа со словарем и с презентацией | Нахождение фразеологизмов в отрывке из повести А.Рыбакова «Приключение Кроша». | Характеризуют фразеологизмы | Составление словаря фразеологизмов | | |
18 | Словари «чужих» слов. | Работа со словарем иностранных слов, просмотр мультфильма | Определение значения иностранных слов | Характеризуют происхождение иностранных слов | Составление словаря иностранных слов | | |
19 | Капитан и капуста. | Работа с презентацией | Знакомство с историей происхождения и образования слов капитан и капуста, говядина и ковбой, портные и мошенники. | Работа со словарем. Сравнение значения слов. | Викторина | | |
20 | «Он весь свободы торжество». | Работа с текстами А.С.Пушкина | Исследуют языковые особенности произведений А. С. Пушкина. Вводится понятие «литературный язык» и «живая народная речь». | Нахождение строк народной речи в произведениях А. С. Пушкина. | Викторина | | |
21 | Мы говорим его стихами. | Работа над афоризмами | Нахождение афоризмов и крылатых выражений в произведениях А. С. Пушкина | Работа по обогащению словарного запаса учащихся. | Составление словаря | | |
22 | Слова, придуманные писателями. | Работа с авторскими неологизмами | Нахождение индивидуально- авторских неологизмов в произведениях А. С. Пушкина | Работа по обогащению словарного запаса учащихся. | Составление словаря | | |
23 | Слова уходящие и слова – новички. | Работа со словарями, просмотр мультфильма | Работа над пониманием и умение правильно употреблять архаизмы в речи | Рассматриваются виды неологизмов и виды архаизмов. | Интеллектуальная игра | | |
24 | Словарь языка Пушкина. | Работа с текстами А.С.Пушкина, просмотр мультфильмов по его произведениям | Знакомство с созданием «Словаря языка» А.С.Пушкина | Работа по обогащению словарного запаса учащихся. | Составление ребусов | | |
25 | Смуглая Чернавка. | Работа с текстами А.С.Пушкина, просмотр мультфильмов по его произведениям | Знакомство с историей русских имен, с первыми русскими именами, на примере произведений А. С. Пушкина | Показать значение древнерусских имен. | Составление словаря имен | | |
26 | Паронимы,или «ошибкоопасные слова». | Работа с орфографическим словарем | Знакомство с понятием «паронимы». Рассматриваются виды паронимов и способы их образования. | Беседа о правильном употреблении паронимов в устной и письменной речи . | Работа над ребусами | | |
27 | Ошибка Колумба. «Ложные друзья переводчика». | Работа с текстами | Рассматривают виды паронимов и способы их образования. | Беседа о правильном употреблении паронимов в устной и письменной речи . | Интеллектуальная игра, тест | | |
28 | Какой словарь поможет избежать ошибок? | Работа со словарями | Работают с орфографическим словарем | Работа над умением правильно употреблять паронимы в устной и письменной речи | Интеллектуальная игра, составление предложений на заданную тему, тест | | |
29 | Словарь- грамотей. | Работа со словарем, просмотр мультфильма «В стране невыученных уроков» | Работают с орфографическим словарем | Работа над умением правильно употреблять паронимы в устной и письменной речи | Интеллектуальная игра, составление предложений на заданную тему, тест | | |
30 | Научная этимология. | Работа с презентацией, с орфографическим словарем | Знакомство со словарной статьей этимологического словаря. Рассматривается значение этимологического словаря, история происхождения слов «вол», «волк» и «волынка», «запонка»и «запятая». Способы образования паронимов. | Работа над умением правильно употреблять паронимы в устной и письменной речи. | тест | | |
31 | Какие бывают имена? | Работа с презентацией | Находят значения имен | Работа над правильностью употребления имен в русской речи | Проект | | |
32 | Какие бывают имена? | Работа со словарями | Ищут информацию о древнерусских именах | Работа над правильностью употребления имен в русской речи | Проект | | |
33 | Отчество и фамилия. | Работа с презентацией | Определяют происхождение кубанских имен и отчеств | Показать значение имен и отчеств | Составление проекта | | |
34 | Надо ли останавливаться перед зеброй? | Работа над стенгазетой | Осознают роль морфем в процессе формо- и словообразования. Определяют форму слова, подбирают однокоренные слова. | Вводится понятие «метафорическая номинация». | Составление стенгазеты | | |
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса:
Печатные пособия
Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. – М.: Просвещение, 2000г.
Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.
Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г.
Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996
Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 1996 г.
Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. Москва “Просвещение”, 1991 г.
7. Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой: Материалы для внеклас.работы по рус.яз.: Пособие для учителя. – 2-е изд., испр. и доп. –
М.: Просвещение, 1988. – 207 с.
8. Панов М.В. Занимательная орфография. – М., 1987г.
9. Сергеев В.Н. Словари – наши друзья и помощники. – М., 1998г.
10. Успенский Л.В. По закону буквы. – М., 1981г.
11.Шанский Н.М. В мире слов. – 3-е изд., испр. и доп. – М., 1985г.
12.Язовицкий Е.В. Говорите правильно. – М.; Л., 1968г.
13.Одинцов В. В.Школьный словарь иностранных слов /под ред. В. В. Иванова- М : Просвещение 1984.
CD/DVD для занятий в классе