СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа кружка "Шах и мат"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

программа кружка "Шахматы" 2 год занятий

Просмотр содержимого документа
«Программа кружка "Шах и мат"»

Пояснительная записка

Актуальность программы кружка «Шах и мат» обусловлена тем, что в современной общеобразовательной школе в связи с введением новых ФГОС происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей.

Занятия шахматами положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление,  начальные формы волевого управления поведением.

Обучение игре в шахматы помогает  многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч  детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость.

Стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование  занимательного материала, включение в уроки игровых ситуаций,  использование интерактивной доски и обучающих шахматных игр на электронных носителях и т. д. Важное  значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая дея­тельность на занятиях, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.

 

Цель программы: развитие творческих  и интеллектуальных способностей  обучающихся через занятия игрой в шахматы.

Задачи и тематика занятий обусловлена тем, что в составе группы – дети, имеющие начальные навыки игры в шахматы.

 

Задачи:

1.      Совершенствовать умение решать шахматные задачи.

2.  Тренировать умение записывать шахматную партию.

3.  Совершенствовать умение проводить элементарные комбинации.

4.  Развивать восприятие, внимание, воображение, память, мышление,  начальные формы волевого управления поведением



№ п\п

Тема занятия

Кол-во часов

1

Повторение изученного материала.

2

2

Краткая история шахмат.

1

3

Шахматная нотация. Обозначение горизонталей, вертикалей, полей.

1

4

Шахматная нотация. Обозначение шахматных фигур и терминов.

1

5

Ценность шахматных фигур. Сравнительная сила фигур.

2

6

Достижение материального перевеса.

2

7

 Способы защиты.

2

8

Техника матования одинокого короля. Две ладьи против короля.

2

9

Ферзь и ладья против короля.

2

10

Ферзь и король против короля.

2

11

Ладья и король против короля.

2

12

Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода в эндшпиле.

2

13

Учебные положения на мат в два хода в миттельшпиле. 

2

14

Учебные положения на мат в два хода в дебюте.

2

15

Повторение программного материала

1

16

Шахматные партии

5

17

Сеанс одновременной игры

1

18

Соревнования по шахматам

2

Итого

 

34

Тематическое планирование занятий кружка







Личностные, метапредметные и предметные результаты курса «Шахматы».

Личностные результаты освоения программы курса

 формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни;

 наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;

 бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

 развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

 развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

 формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

 развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.


Метапредметные результаты освоения программы курса

Регулятивные универсальные учебные действия:

 освоение способов решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях;

 формирование умений ставить цель – создание творческой работы, планировать достижение этой цели, создавать вспомогательные эскизы в процессе работы;

 оценивание получающегося творческого продукта и соотнесение его с изначальным замыслом, выполнение по необходимости коррекции либо продукта, либо замысла,

 соотнесение целей с возможностями

 определение временных рамок

 определение шагов решения задачи

 видение итогового результата

 распределение функций между участниками группы

 планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели;

 поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений.

Познавательные универсальные учебные действия:

 умение задавать вопросы

 умение получать помощь

 умение пользоваться справочной, научно-популярной литературой, сайтами

 умение читать диаграммы, составлять шахматные задачи синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

 построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

 умение обосновывать свою точку зрения (аргументировать, основываясь на предметном знании)

 способность принять другую точку зрения, отличную от своей;

 способность работать в команде;

 выслушивание собеседника и ведение диалога.


Предметные результаты освоения программы курса

 Научить играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами.

 Сформировать умение ставить мат с разных позиций.

 Сформировать умение решать задачи на мат в несколько ходов.

 Сформировать умение записывать шахматную партию.

 Сформировать умение проводить комбинации.



Учебно-методическое обеспечение программы

 

Компьютерная обучающая программа «Динозавры учат шахматам»

Зак В., Дуголенский Я. Я играю в шахматы (издание второе).: Для старшего дошкольного и младшего школьного возраста. – Издательство «Детская литература», 1985г.

Горенштейн Р.Я. Книга юного шахматиста: Учебное пособие для шахматистов второго-третьего разрядов. 2е изд., АОЗТ «Фердинанд» , 1993.

Сухин И. Приключения в шахматной стране. – М.: Педагогика, 1991.

Материалы сайта www.chess.com




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!