ГБОУ « Дьяковская гимназия имени И. М. Стрельченко»
УТВЕРЖДАЮ:
Директор Дьяковской гимназии
имени И. М. Стрельченко
__________________Е. Н. Осадчая «___»_____________2018
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Кружок «Театральный коллектив»
Составитель рабочей программы:
Усыпенко Елена Александровна
2018 год
Утверждено Министерством образования и науки Луганской Народной Республики (приказ №13 от 18.01.2017)
Рассмотрено Научно-методическим советом Государственного учреждения Луганской Народной Республики «Научно-методический центр развития образования Луганской Народной Республики» (протокол №1 от 11.01.2017)
Составители: Гордеева М.П., заместитель директора художественно-эстетического направления Государственного учреждения Луганской Народной Республики «Центр поддержки и развития воспитательной работы и дополнительного образования детей и учащейся молодежи». Общая редакция: Осадчая Е.В., методист отдела управления объектами образования Государственного учреждения Луганской Народной Республики «Научно-методический центр развития образования Луганской Народной Республики». Рецензент: Ермолаева И.Н., преподаватель высшей категории цикловой комиссии театрального искусства колледжа Государственного образовательного учреждения культуры Луганской Народной Республики «Луганской государственной академии культуры и искусств им. М. Матусовского», отличник образования Украины.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Проблема развития творческих способностей личности является одной из приоритетных в педагогике, поскольку прогресс общества – это путь постоянного творчества, преодоления стереотипов и выработка новых, нестандартных, зачастую, неожиданных идей, оригинальных подходов и путей к их воплощению.
Театр – это синтез многих искусств: литературной деятельности (чтение пьесы по ролям, постановка спектакля); изобразительной деятельности (подбор одежды персонажей, рисование декораций, изготовление атрибутов); музыкальной деятельности (исполнение песен, инсценирование музыкальных произведений и тому подобное). Театр – это мир искусства, который духовно обогащает человека, помогает глубже познать красоту окружающего мира.
Актуальность программы «Театральный коллектив» заключается в том, что она предусматривает творческое развитие личности в системе дополнительного образования; обеспечение потребностей обучающихся в профессиональном самоопределении, с учетом индивидуальных особенностей, склонностей и интересов; формирование ценностных эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности.
Программа имеет практическое направление. Содержание программы нацелено на выявление и реализацию актерских способностей обучающихся, формирование коммуникативных навыков.
Данная программа предусматривает использование технологии социального проектирования, игровых, информационно-коммуникативных, исследовательских технологий, а также технологии проведения культурномассовых мероприятий, методики активного обучения, которые позволяют успешно реализовать механизм художественно-эстетического воспитания подрастающего поколения, сформировать некоторые профессиональные навыки.
Целью программы «Театральный коллектив» является создание условий для личностного роста обучающихся, развитие их творческого потенциала посредством занятий театральной деятельностью.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
обучающие:
познакомить обучающихся с историей и современными направлениями развития театрального искусства;
формирование знаний, умений и навыков театрального искусства;
способствовать овладению различными техниками ораторского искусства.
развивающие:
развивать природные задатки обучающихся, их творческий потенциал, фантазию, наблюдательность;
развивать образное и пространственное мышление, память, воображение, внимание;
развивать положительные эмоции и волевые качества;
воспитательные:
приобщать обучающихся к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры;
побуждать к овладению основами нравственного поведения и нормами гуманистической морали: доброты, взаимопонимания, милосердия, веры в созидательные способности человека, терпимости по отношению к людям, культуры общения, интеллигентности;
воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной творческой деятельности.
Учебный материал программы распределен в соответствии с принципом последовательного и постепенного расширения теоретических знаний, практических умений и навыков
Содержание программы представлено следующими направлениями:
1. Приобретение обучающимися знаний о театре. Они знакомятся с театром как культурным учреждением и правилами поведения в театре. Процесс знакомства с непосредственными и опосредованными участниками спектакля происходит последовательно.
2. Использование знаний о театре в самостоятельной театрализованной деятельности обучающихся.
Учебный процесс направлен на усвоение различных типов творческих упражнений, которые направлены на развитие понимания образа.
Эти упражнения обеспечивают постепенное усложнение заданий. На их основе обучающиеся подходят к организации самостоятельной театрализованной деятельности. Формы организации деятельности с обучающимися предусматривают внедрение современных педагогических технологий, содействуют эффективному развитию интеллекта, творческого потенциала и индивидуальных особенностей обучающихся. Они разнообразны и отличаются: по способу подачи языкового материала (устные и письменные); по частоте проведения (систематические и эпизодические); по количеству участников (индивидуальные, групповые и массовые). Каждая из указанных форм имеет несколько видов, которые отличаются друг от друга методикой проведения, объемом используемого языкового материала, характером участия обучающихся в работе.
Усвоение программного материала оценивается по следующим критериям:
- овладение основными умениями и навыками актерского мастерства, правилами работы над образом, требованиями к сценической речи;
- наличие постоянного ощущения актерского ансамбля, чувство партнерства;
- умение анализировать свою сценическую работу и работу коллег;
- умение хорошо ориентироваться в разных сценических жанрах и амплуа и использовать приобретенные знания и умения в постановке номеров;
- мастерское исполнение индивидуальной программы декламатора;
- участие в театральной и концертной деятельности коллектива;
- участие в конкурсах и фестивалях различного уровня.
Прогнозируемые результаты.
Обучающиеся должны знать:
- о возникновении театрального искусства;
- народные истоки театра;
- возникновение театрального движения в России и Украине;
- основные профессии в театре и их роль в создании спектакля;
- оформление спектакля;
- этапы работы над спектаклем, инсценировкой;
- выразительные средства театрализации;
- о системе К.С. Станиславского;
- о творчестве знаменитых актеров и драматургов;
- театральные термины.
Обучающиеся должны уметь:
- владеть комплексом упражнений артикуляционной гимнастики;
- менять по заданию педагога высоту и силу звучания голоса;
- произносить скороговорки и стихотворный текст в движении;
- четко произносить в разных темпах по 5 скороговорок и считалок;
- двигаться в заданном ритме, по сигналу педагога, соединяясь в пары, тройки;
- ориентироваться в пространстве, равномерно распределяясь на сцене;
- строить диалог с партнером на заданную тему;
- составлять диалоги героев произведений - владеть на уровне исполнительским мастерством актера;
- выразительно читать стихи, диалоги, монологи, пьесы;
- подбирать к словам рифмы, четверостишия; - взаимодействовать с партнером на сцене;
- использовать в актерской деятельности словесные и несловесные формы общения;
- выполнять театрально-творческие упражнения на освоение сценического пространства;
- принимать участие в постановке спектаклей;
- владеть навыками общения и коллективного творчества;
- управлять своими эмоциями;
Учебно – тематический план
№ п-п | Содержание программного материала | Количество часов, отведенных на изучение раздела, темы |
1 | Введение | |
2. | Азбука театра | 6 |
3. | Театр – искусство коллективное | 4 |
4. | Культура и техника речи | 8 |
5. | Вокальный тренинг | 6 |
6. | Ритмопластика | 3 |
7. | Работа над репертуаром | 38 |
8. | Итоговое занятие | 2 |
Содержание программы
№ п-п | №по теме | Содержание | Дата проведения | Прим | |
по плану | по факту |
Теор. | практ |
1. | 1. | Введение. Азбука театра | | | | |
| | Театр – как вид искусства. | | | | |
2. | 1. | Театр – одно из древнейших искусств. | | | | |
3. | 2. | Родина театрального искусства. | | | | |
4. | 3. | Народные истоки театрального искусства – обряды, игры, праздники. | | | | |
5. | 4. | Культ предков. Возникновение российского и украинского театров. | | | | |
6. | 5. | Скоморохи – первые профессиональные актеры | | | | |
| | Театр – искусство коллективное | | | | |
7. | 1. | Путешествие по театральной программке. Знакомство с театральными профессиями: актер, режиссер-постановщик, художник, декоратор, костюмер, гример, бутафор, суфлер и другие. | | | | |
8. | 2. | Оформление спектакля: свет, музыка, декорации | | | | |
9. | 3. | Практические занятия: Актерские разминки. | | | | |
10. 11. | 4. 5. | Театральные игры: общеразвивающие, специальные Работа в творческих мастерских: костюмерный цех, бутафорский цех, цех по изготовлению декораций и т.д. | | | | |
12. | 6. | Конкурсы по актерскому мастерству внутри творческого объединения. | | | | | |
| | Культура и техника речи | | | | |
13. | 1. | Выразительность языка – основное требование к речи актеров. Речевое дыхание, артикуляция, голос, дикция. Громкость речи. Практические занятия: Дыхательные и артикуляционные упражнения. Упражнения на дикцию. Творческие игры со словами. Скороговорки, считалки. Диалоги. Работа над логическими ударениями. Речевые ситуации, их анализ. Создание, репетиции и постановки мини-спектаклей на основе сказочных сюжетов. | | | | |
14. | 2. | Речевое дыхание, артикуляция, голос, дикция. Громкость речи. | | | | |
15. | 3. | Практические занятия: Дыхательные и артикуляционные упражнения. Упражнения на дикцию | | | | |
16. | 4. | Практические занятия: Дыхательные и артикуляционные упражнения. Упражнения на дикцию | | | | |
17. | 5. | Творческие игры со словами. Скороговорки, считалки. | | | | |
18. | 6. | Творческие игры со словами. Скороговорки, считалки. | | | | |
19. | 7. | Диалоги. Работа над логическими ударениями. Речевые ситуации, их анализ. | | | | |
20. | 8. | Диалоги. Работа над логическими ударениями. Речевые ситуации, их анализ. | | | | | |
21. | 9. | Создание, репетиции и постановки мини-спектаклей на основе сказочных сюжетов. | | | | |
22. | 10. | Создание, репетиции и постановки мини-спектаклей на основе сказочных сюжетов. | | | | |
23. | 11. | Создание, репетиции и постановки мини-спектаклей на основе сказочных сюжетов. | | | | |
24. | 12. | Создание, репетиции и постановки мини-спектаклей на основе сказочных сюжетов. | | | | |
25. | 13. | Создание, репетиции и постановки мини-спектаклей на основе сказочных сюжетов. | | | | |
| | Вокальный тренинг | | | | |
26. | 1. | Музыкальное сопровождение при создании спектакля. - вокальные упражнения на разные слоги, пение звукоряда, музыкальные стишки, считалочки с элементами игры; - исполнения песен и музыкальных упражнений; - упражнения по хоровому пению (народные, детские песни); - разучивание песен и музыкальных номеров к спектаклю. | | | | |
27. | 2. | Упражнения на развитие слуха, чувства ритма, интонирования, голосовых данных. | | | | |
28. | 3. | Вокальные упражнения на разные слоги, пение звукоряда, музыкальные стишки, считалочки с элементами игры | | | | | |
29. | 4. | Исполнения песен и музыкальных упражнений; | | | | |
30. | 5. | Упражнения по хоровому пению (народные, детские песни); | | | | |
31. | 6. | Разучивание песен и музыкальных номеров к спектаклю. | | | | |
32. | 7. | Создание, репетиции и постановки мини-спектаклей на основе сказочных сюжетов. | | | | |
33. | 8. | Создание, репетиции и постановки мини-спектаклей на основе сказочных сюжетов. | | | | |
34. | 9. | Открытое заседание кружка. Итоговое занятие | | | | |
| | Ритмопластика | | | | |
35. | 1. | Неязыковые средства выразительности. Игра мимики и жестов. | | | | |
36. | 2. | Неязыковые средства выразительности. Свободная выразительность движениями. Практические занятия: Имитационные речевые игры а мимики и жестов. | | | | |
37. | 3. | Свободная выразительность движениями. Практические занятия: Имитационные речевые игры | | | | |
38. | 4. | Свободная выразительность движениями. Практические занятия: Имитационные речевые игры | | | | |
39. | 5. | Пластические игры и упражнения. Тренировка ритмичности движений | | | | | |
40. | 6. | Музыкально-пластические импровизации. Действия с воображаемыми предметами. | | | | |
41. | 7. | Музыкально-пластические импровизации. Действия с воображаемыми предметами. | | | | |
42. | 8. | Работа над репертуаром (24 часа) Теоретические занятия: ознакомление с репертуаром. Распределение ролей. Практические занятия: Участие в конкурсах и фестивалях детского творчества. Постановка спектакля на основе сказочных сюжетов. Летопись театрального кружка: фотовыставка | | | | |
43. | 9. | Теоретические занятия: ознакомление с репертуаром. | | | | |
44. | 10. | Распределение ролей | | | | |
45. | 11. | Создание, репетиции и постановки мини-спектаклей. | | | | |
46. | 12. | Создание, репетиции и постановки мини-спектаклей | | | | |
47. | 13. | Создание, репетиции и постановки мини-спектаклей. | | | | |
48. | 14. | Создание, репетиции и постановки мини-спектаклей | | | | |
49. | 15. | Создание, репетиции и постановки мини-спектаклей. | | | | |
50. | 16. | Создание, репетиции и постановки мини-спектаклей. | | | | |
51. | 17. | Создание, репетиции и постановки мини-спектаклей . | | | | |
52. | 18. | Создание, репетиции и постановки мини-спектаклей . | | | | |
53. | 19. | Создание, репетиции и постановки мини-спектаклей . | | | | |
54. | 20. | Создание, репетиции и постановки мини-спектаклей . | | | | | |
55. | 21. | Создание, репетиции и постановки мини-спектаклей . | | | | |
56. | 22. | Создание, репетиции и постановки мини-спектаклей . | | | | |
57. | 23. | Создание, репетиции и постановки мини-спектаклей . | | | | |
58. | 24. | Создание, репетиции и постановки мини-спектаклей . | | | | |
59. | 25. | Создание, репетиции и постановки мини-спектаклей . | | | | |
60. | 26. | Создание, репетиции и постановки мини-спектаклей . | | | | |
61. | 27. | Создание, репетиции и постановки мини-спектаклей . | | | | |
62. | 28. | Создание, репетиции и постановки мини-спектаклей . Создание, репетиции и постановки мини-спектаклей . | | | | |
64. | 29. | Создание, репетиции и постановки мини-спектаклей . | | | | |
65. | 30. | Создание, репетиции и постановки мини-спектаклей . | | | | |
66. | 31. | Итоговое занятие. Открытое заседание кружка. Фотовыставка. | | | | |
67. | 32. | Участие в конкурсах | | | | |
68. | 33. | Подведение итогов работы за год. | | | | |
Методическое обеспечение
№ п-п | Наименование | Примечание |
1. | Учебный кабинет | |
2. | Костюмерная | |
3. | Декорации к постановкам | |
4. | Интернет ресурсы | |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Вербовская Н.П., Головина О.М., Уранова В.В. Искусство речи. –
М., 1977.
2. Вижанкова Т. М. Развитие устной монологической речи
Начальная школа. №4,1991.
3. Григорьева Н. М. Учимся сочинять загадки //
Начальная школа. №4, 2003.
4. Елизарова Е. М. К тайнам слова. Занимательная лексика.
Кружковая работа по русскому языку: Издательство «Учитель». – Белгород, 2007.
5. Иванова Н. В. Возможности и специфика применения в
начальной школе проектного метода //
Начальная школа. №2, 2004.
6. Ладыженская Т.А., Сорокина В.И., Никольская Р.И. Детская риторика 1 - 2 класс. - М., 1994.
7. Леонарди Е.И. Дикция и орфоэпия. - М., 1967.
8. Ляшко Б. Как надо и как не надо говорить в эфире: Учебное пособие. - М.: Институт истории и социальных проблем телевидения, 1999.
9. Митяш В. Проектная деятельность младших школьников. – М., 2004.
10. Петрова А.И. Сценическая речь. - М., 1981.
11. Сиротина О.Б. Современная разговорная речь и ее особенности- М.,1998.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЬЯКОВСКАЯ ГИМНАЗИЯ ИМЕНИ И. М. СТРЕЛЬЧЕНКО»
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по ВР
_______________ Шагай Г.А.
«____» _____________2019
УТВЕРЖДЕНО
Директор ГБОУ
«Дьяковская гимназия имени И.М.Стрельченко» ЛНР ____________________ Осадчая Е.Н. Приказ № ________ от ____________г.
Рабочая программа
художественно-эстетической направленности
Театральный коллектив
Срок реализации 1 год
Уровень программы: базовый
Возраст обучающихся: 13 лет и старше
Составитель программы
Усыпенко Елена Александровна
2019