СОГБОУ «Починковская школа – интернат»
ПРОГРАММА КРУЖКА
«Мукасолька»
Тестопластика – лепка из солёного теста.
Кротова Т.А.
2016– 2018
Пояснительная записка
Программа «Мукасолька» имеет художественно-эстетическую направленность, рассчитана на два учебных года. Занятия творческой деятельностью оказывают сильное воздействие на эмоционально-волевую сферу воспитанников. Процесс овладения определёнными навыками исполнения не только раскрепощает художественное мышление, но и в большей мере накладывает отпечаток на мировосприятие и систему жизненных ориентиров, целей и ценностей.
Новизна программы заключается в том, что настоящее творчество – это тот процесс, в котором автор – ребёнок не только рождает идею, но и сам является её реализатором, что возможно только в том случае, если он уже точно знает как именно воплотить свои фантазии в реальность, какими средствами воспользоваться, какие возможности предпочесть и какими критериями руководствоваться. Всё это реально, если ребёнок прошёл курс определённой учёбы, подготовки, которая должна иметь комплексный характер, то есть быть и общеобразовательной, и развивающей, и воспитательной одновременно.
Актуальность программы. Дети очень любят лепить. Лепка является одним из самых осязаемых видов художественного творчества, в котором из пластичных материалов создаются объёмные (иногда рельефные) образы и целые композиции. Техника лепки богата и разнообразна, но при этом доступна любому человеку. Занятия в мастерской тестопластики даёт уникальную возможность моделировать мир и своё представление о нём в пространственно-пластичных образах. У каждого ребёнка появляется возможность создать свой удивительный мир.
Целесообразность. Тестопластика – осязаемый вид творчества. Потому что ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет. Основным инструментом в лепке является рука, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, от моторики, которая развивается по мере работы с тестом. Технику лепки можно оценить как самую и наиболее доступную для самостоятельного освоения.
Занятия лепкой комплексно воздействуют на развитие ребёнка:
Повышает сенсорную чувствительность, то есть способствует тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики;
Синхронизирует работу обеих рук;
Развивает воображение, пространственное мышление, мелкую моторику рук;
Формируют умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его; при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел. А также способствует формированию умственных способностей детей, расширяет их художественный кругозор, способствует формированию художественно-эстетического вкуса.
По своему содержанию занятия имеют своей целью развитие индивидуальности, интуиции, воспитание организованности и аккуратности. Лепка включает в себя сенсорные и другие модально-специфические факторы развития, при этом отрабатывается глазо-ручная координация, концентрация внимания и усидчивости, развитие произвольной регуляции.
В процессе обучения у ребят налаживаются межличностные отношения, укрепляется дружба. Царит искренняя атмосфера.
Цели и задачи:
Цели:
Формирование умения последовательно выполнять работу;
раскрытие интеллектуальных и творческих способностей через лепку из солёного теста;
воспитание творческой личности, развитие её интересов, наклонностей, способностей.
Задачи:
учить овладевать основами лепки, умениями работы из целого куска теста, из отдельных частей, создание образов;
формировать правильное восприятие формы;
развивать мелкую моторику рук, воображение, фантазию;
воспитывать творческую индивидуальность при выборе художественных образов, сюжетов, реализации замысла.
Основные направления работы
Изложение материала. (Ознакомление с темой урока. Мотивация учебно-практической деятельности учащихся. Постановка цели и задачи урока. Демонстрация иллюстрации либо готового изделия, рассматривание, объяснение этапов выполнения работы, обследование образца для тактильного ощущения, восприятия формы и цвета);
Коллективно-практическая работа обучающихся. (Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. При необходимости индивидуальная помощь обучающемуся.)
Обсуждение. (Подведение итогов. Рассказ детей о своей работе. Выставка детских работ.)
Методологические принципы:
принцип поэтапности (программа составляется с учётом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, занятия построены по принципу - от простого к сложному);
принцип динамичности (техника понятна и освоена в совершенстве);
принцип сравнений (разнообразие вариантов решения заданной темы, поиск новых техник и материалов);
принцип выбора (творческое взаимодействие взрослого и ребёнка).
Тематическое планирование на 2016 – 2017 учебный год
№ | Тема урока | Дата проведения |
1 | Вводноезанятие.Знакомствососвойствамисолёноготеста. Замес тестаТБ на занятии. | 04.09.16 |
2 | Основные способы и приёмы лепки. Способы соединения деталей. Правила последовательности при работе с тестом. ТБ на занятии. | 11.09.16 |
3 | Сюжетная композиция: «Овечка на лугу». | 18.09.16 |
4 | Лепка по образцу. Панно «Ветка рябины» | 25.09.16 |
5 | Лепка по образцу «Сказочные герои». | 02.10.16 |
6 | Лепка из пласта по образцу. «Слоники» | 09.10.16 |
7 | Лепка по образцу «Колючий ёж» | 16.10.16 |
8 | Лепка по образцу «Деревенька». Выполнение отдельных фрагментов для будущего панно. | 23.10.16 |
9 | Лепка по образцу «Деревенька». Выполнение отдельных фрагментов. | 13.11.16 |
10 | Лепка по образцу и сборка отдельных фрагментов в панно «Деревенька» | 20.11.16 |
11 | Панно «Дружные коты». Лепка по образцу. | 27.11.16 |
12 | Лепка по образцу «Подсолнухи» | 04.12.16 |
13 | Панно «Коровушка-Бурёнушка» | 11.12.16 |
14 | Панно «Ваза с фруктами» | 18.12.16 |
15 | Оформление детских работ, покрытие лаком. Подведение итогов I полугодия. | 25.12.16 |
16 | Лепка фигурок «Снежный колобок» | 15.01.17 |
17 | Лепка фигурок «Снеговик на лыжах» | 22.01.17 |
18 | Лепка фигурок «Модница» | 29.01.17 |
19 | Лепка фигурок «В Африке» | 05.02.17 |
20 | Рамка для фото «Сердечки» | 12.02.17 |
21 | Рамка для фото « Цветущая рябина» | 19.02.17 |
22 | Рамка для фото «Морские мотивы» | 26.02.17 |
23 | Панно «Цветы в вазе» | 05.03.17 |
24 | Панно «Грибная полянка» | 12.03.17 |
25 | Панно «Курочка» с использованием бусинок, бисера. | 19.03.17 |
26 | Панно «Мышка с сыром» | 02.04.17 |
27 | Украшения «Бусы в ягодном стиле» | 09.04.17 |
28 | Украшения «Бусы в цветочном стиле» | 16.04.17 |
29 | Декоративная тарелка | 23.04.17 |
30 | Декоративная роспись на плоскости декоративной тарелки. Прорисовка элементов декоративной росписи. | 30.04.17 |
31 | Солонка. | 07.05.17 |
32 | Декоративная роспись солонки. | 14.05.17 |
33 | Оформление детских работ в рамки. Покрытие лаком. | 21.05.17 |
34 | Творческая выставка детских работ. Подведение итогов. | 28.05.17 |
Тематическое планирование на 2017- 2018 учебный год
№ | Тема | Дата |
1 | Вводное занятие. Тесто. Свойства теста. Способы лепки. Замес теста. Техника безопасности на занятии. | 03.09.17г. |
2 | Основные способы и приёмы лепки. | 10.09.17. |
3 | Основные этапы изготовления изделий. Овечка. | 17.09.17. |
4 | Украшения в виде подков. | 24.09.17. |
5 | Украшения в виде колец и подков. | 01.10.17. |
6 | Работа с краской. | 8.10.17. |
7 | Плетёные косы и венки. | 15.10.17. |
8 | Изготовление медальонов. | 22.10.17. |
9 | Окрашивание готовых работ. | 12.11.17. |
10 | Объёмные лепные игрушки. «Кукла». | 19.11.17. |
11 | Панно «Клоун». | 26.11.17. |
12 | Панно. «Ваза с цветами». | 3.12.17. |
13 | Панно. «Ваза с фруктами». | 10.12.17. |
14 | Окрашивание готовых работ. | 17.12.17. |
15 | Окрашивание поделок и покрытие лаком. | 24.12.16. |
16 | Панно «Снеговики». | 14.01.18. |
17 | Изготовление панно. Деревенька. | 21.01.18. |
18 | Изготовление панно. Модница. | 28.01.18. |
19 | Изготовление панно. В Африке. | 4.02.18. |
20 | Рамка для фото «Сердечки». | 11.02.18. |
21 | Окрашивание готовых работ. | 18.02.18. |
22 | Весенний журавлик. | 25.02.18. |
23 | Медальон «Рыжие кораблики». | 4.03.18. |
24 | Панно. «Кувшин и виноградная гроздь». | 11.03.18. |
25 | Окрашивание готовых работ. | 18.03.18. |
26 | Объёмные лепные игрушки. «Морковкина душа». | 8.04.18. |
27 | Объёмные лепные игрушки. «Лягушка» | 15.04.18. |
28 | Объёмные лепные игрушки. Барашек Филя. | 22.04.18. |
29 | Рамка «Подводный мир» | 29.04.18. |
30 | Окрашивание готовых работ. | 6.05.18. |
31 | Рамка с котом. | 13.05.18. |
32 | Изготовление панно. «На завалинке». | 20.05.18. |
33 | Выставка детских работ. | 27.05.18. |
Предполагаемые умения и навыки у детей 3 класса:
Овладеть всеми начальными технологиями тестопластики.
Иметь общее представление об историческом развитии декоративного искусства тестопластики, лепки.
Знать начальные принципы композиции.
Составлять узоры и пользоваться цветовой гаммой.
Изготавливать различные тематические аппликации.
Составлять орнаменты и лепить посуду.
Предполагаемые умения и навыки у детей 3 класса:
Иметь представление об общих особенностях народных промыслов России.
Изготавливать игрушки, украшения к праздникам.
Иметь навык самостоятельной работы «от эскиза до модели».
Изготавливать украшения, поделки бытового характера.
Изготавливать из теста любимую игрушку.
Предполагаемые умения и навыки у детей 4 класса:
Организовать рабочее место.
Приготавливать тесто.
Изготавливать шаблоны, использовать инструменты для работы
Составлять композицию из отдельных элементов.
Гармонично сочетать цвета.
Проводить окончательную отделку изделия, лакирование.
Определять качество готового изделия.