Программа кружка «Тропинками родного края»
Пояснительная записка.
Краеведение являются одним из приоритетных направлений в воспитательной работе. В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей “малой родины”, восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу. Все это относится и к нашим родным местам - к замечательной Смоленской земле.
Занятия в кружке содействуют умственному и физическому развитию, укреплению здоровья, помогают познавать и понимать природу, участвовать экологических акциях и пропагандировать экологическую культуру среди местного населения.
Данная программа комплексная и даёт возможность обучающимся осуществлять ряд осознанных выборов, способных в дальнейшем помочь определить жизненные принципы и интерес к познанию окружающего мира.
Программа предназначена для учащихся 6-9 классов и предлагает взаимодействие учащихся разных возрастов
Цель программы.
Формирование всесторонне развитой личности средствами краеведения
Создание условий для самореализации, социальной адаптации, оздоровления, мотивационного творческого развития и профессионального самоопределения личности.
Задачи:
Изучение прошлого и настоящего Смоленщины, обычаев, традиций и духовной культуры народов, проживающих в нашем городе и районе.
Воспитание патриотизма у обучающихся через краеведческие знания о городе и области
Активизация поисковой деятельности обучающихся и выработка умений по ведению посильной исследовательской работы в области краеведения.
Формирование у школьников навыков информационной культуры. Использование Интернет и информационных технологий в изучении краеведения.
Пополнение фондов кабинета работами обучающихся по краеведению
Методы работы.
Поисково - исследовательский метод (самостоятельная работа кружковцев с выполнением различных заданий, выбор самостоятельной темы для оформления проекта, реферата, отчета о проделанной работе)
Метод самореализации, самоуправления через различные творческие дела, участие в соревнованиях, походах, туристических слётах и экскурсиях
Метод контроля: самоконтроль, контроль успеваемости и качество усвоения комплексной программы
Метод комплексного подхода к образованию и воспитанию, предполагающий единство нравственного, физического, эстетического и других форм воспитания.
Формы работы.
Проведение краеведческих конференций, викторин
Экскурсии
Работа в архивах.
Работа с документами.
Исследовательская деятельность.
Принцип программы: От непосредственных впечатлений и эмоций, которые формируют чувство “малой родины” - к систематизированному знанию о родном крае.
Режим занятий: Занятия проводятся 1 раз в 2 недели по одному часу.
Прогнозируемые результаты:
Прямыми критериями оценки результатов обучения служит:
участие кружковцев в фольклорно-этнографических экспедициях, которые позволят им встретиться с интересными людьми, узнать о народных праздниках, обычаях и традициях народов, проживающих в нашем районе. Приобретенные знания по истории и культуре родного края обучающиеся могут применить на уроках истории, литературы, географии;
ожидается развитие и укрепление у обучающихся чувства любви к родному краю;
развитие чувства ответственности и товарищества, воспитание физически здоровых, нравственно мыслящих и образованных патриотов страны;
прирост спортивных достижений, участие в соревнованиях, походах, туристических слётах, экологических акциях;
Косвенными критериями служат:
создание стабильного коллектива кружка, заинтересованность участников в выбранном виде деятельности;
Литература
1. Бортаковский Т.В. Сквер памяти героев. – Смоленск: Маджента. 2005
2. Будаев Д.И., Левитин М.Н. Неизвестное об известных. – Смоленск: Маджента. 2003
3. Ластовский Г.А. История и культура Смоленщины с древнейших времен до конца XVIII века.- Смоленск: Русич. 2012
4. Мурзакевич Н.А. История города Смоленска. – Смоленск. 2008
Календарно-тематическое планирование занятий
№ | Дата,план | Дата,факт | Тема |
1. | | | Краеведение – наука о родном крае |
2 | | | Легенды и предания Смоленщины |
3 | | | Топонимика Смоленщины |
4 | | | История Смоленска в названиях улиц |
5 | | | Имена героев на карте города |
6 | | | Работа над экскурсионным проектом « Военная история Смоленска» |
7 | | | Наши святыни. Церкви 12 века в Смоленске |
8 | | | Смоленское княжество в 12 веке |
9 | | | Памятники Смоленска времен Ростиславичей |
10 | | | Герои древнего Смоленска: Авраамий Смоленский и Меркурий |
11 | | | Заочная экскурсия в музей истории |
12 | | | Смоленская земля в составе Московского государства |
13 | | | «Ожерелье земли русской». История Смоленской крепости |
14 | | | Работа над проектом «Ожерелье земли русской» |
15 | | | Экскурсия в музей «Башня Громовая» |
16 | | | Оборона Смоленска 1609-1611 годов. Памятники героической обороны |
17 | | | Книги о Смоленщине и Смоленске. Зачет |