Умелые руки
Пояснительная записка
В связи с переходом на новые стандарты образования большое значение приобрела проблема развития творческих способностей личности, интереса к культуре своей Родины, истокам народного творчества, эстетического отношения к действительности, воспитанию мировоззрения – особого отношения к миру и пониманию места человека в нем.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Умелые руки» для учащихся начальных классов составлена на основе программы Геронимус Т.М. Трудовое обучение. Школа мастеров. – АСТ - ПРЕСС, Москва, 2002год и реализует требования Федерального образовательного стандарта нового поколения. Она побуждает творческую деятельность обучающихся, направленную на постановку и решение проблемных ситуаций при выполнении работы. Включает достаточно большой диапазон видов деятельности для усвоения культурного наследия русского народа, воспитания эстетического отношения к действительности, развития вкуса. Изучение этого курса тесно связано с такими дисциплинами, как изобразительное искусство, литературное чтение, риторика.
Цель настоящей программы - создание условий для развития творческих способностей обучающихся в области декоративно - прикладного искусства.
Достижение поставленной цели связывается с решением следующих задач:
- развивать природные задатки и способности, помогающие достижению успеха в деятельности;
-научить творчески, с воображением и фантазией относиться к любой работе.
Общая характеристика учебного курса
Данная программа адресована детям 7-11 лет, которые проявляют интерес к декоративно-прикладному искусству и ручному труду
Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой, тканью, мехом, работа с природным материалом, пластилином, работа с бросовым материалом и бисером) и направлена на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, изготовление игрушек, различных полезных предметов для школы и дома. По каждому виду труда программа содержит примерный перечень практических и теоретических работ.
Особое внимание в программе отводится практическим работам, при выполнении которых учащиеся:
знакомятся с рабочими технологическими операциями, порядком их выполнения при изготовлении изделия, учатся подбирать необходимые материалы и инструменты;
овладевают отдельными технологическими операциями (способами работы) – разметкой, раскроем, сборкой, отделкой и др.;
знакомятся со свойствами материалов, инструментами и машинами, помогающими человеку при обработке сырья и создании предметного мира;
знакомятся с законами природы, знание которых необходимо при выполнении работы;
учатся экономно расходовать материалы;
учатся преимущественно конструкторской деятельности;
Изготовление изделий необходимо строить на различном уровне трудности: по образцу, рисунку, простейшему чертежу, по собственному замыслу ребенка с учетом индивидуальных особенностей и возможностей школьника. При изготовлении какого-либо изделия ребенок учится устанавливать последовательность выполнения действий, порядок работы инструментами. Пропуск самой незначительной операции или выбор не того инструмента, который нужен в данный момент, - все это сразу же сказывается на качестве работы. Ребенок действует в системе наглядно выраженных требований, выбирает и сопоставляет варианты действий, отбирает наиболее рациональные пути решения задания, сравнивает полученный результат с планируемым ранее, оценивает его. Это способствует формированию у учащихся способности к планированию. Планирование предупреждает ошибочные действия, способствует более четкому представлению порядка операции. Это сказывается на качестве изделий школьника, позволяет ему познать радость труда.
Главной задачей учителя становится забота о развивающем характере обучения, заложенном в содержании. Методическое решение этой задачи будет состоять в том, что нужно постараться поменьше объяснять, лучше вовлекать детей в обсуждение, нельзя перегружать занятие новыми сведениями, торопить детей и сразу стремиться на помощь, если что-то не получается. Ребенок должен попробовать преодолеть себя; в этом он учится быть взрослым, мастером.
Для повышения и поддержания интереса учащихся к объектам труда, его процессам и результатам имеет организация для выполнения небольших по объему трудовых заданий бригад или звеньев с распределением между детьми разных функций (бригадир, рабочий и т.д.).
Программа предусматривает экскурсии, практические работы и проектную деятель ность.
Форма промежуточной и итоговой аттестации воспитанников проводится 2 раза в год через выполнение итогового творческого задания.
Курс завершается организацией и проведением Выставки творческих работ, демонстрацией успеха на городских, областных выставках детского творчества. Свои работы учащиеся используют для украшения интерьера квартиры и игр, дарят родителям и близким.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства, отражение в художественных произведениях, предметах декоративно-прикладного искусства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру, самосовершенствованию и самореализации, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение
жизни, через сострадание и милосердие, стремление помочь ближнему, как
проявление высшей человеческой способности - любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность художественно-культурных, этнических традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, потребности творческой самореализации, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Усвоение данной программы обеспечивает достижение следующих результатов.
Личностные результаты
Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлении о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты
Овладение способностью принимать и реализовывать цели и задачи учебной деятельности, приемами поиска средств ее осуществления.
Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результатов.
Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанно строить смысловое высказывание соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждения, отнесения к известным понятиям.
Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Предметные результаты
Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества, о мире профессий и важности правильного выбора профессии.
Формирование первоначальных представлений о материальной культуре как предмете предметно-преобразующей деятельности человека.
Приобретение навыков самообслуживания, овладения технологическими приемами ручной обработки материалов, усвоение правил техники безопасности;
Использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач.
Содержание рабочей программы
Первый год обучения определяет содержание и характер совместной работы учителя и учащихся по осознанию предстоящей практической деятельности: это анализ конструкции изделия, анализ технологии его изготовления, сведения об устройстве, назначении и правилах безопасной работы инструментами, название используемых материалов и ряда их свойств, подлежащих целенаправленному наблюдению и опытному исследованию.
При обсуждении технологии изготовления изделия первоклассники под руководством учителя составляют словесный план, различая только понятия материал и инструмент, поскольку само изготовление будет вестись подконтрольно.
Цели: развитие детского, сплоченного коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки.
У учащихся начальных классов еще недостаточно развита мускулатура пальцев рук, нет необходимой координации движений, слабо развит глазомер (при шитье и вышивании надо выполнять стежок определенной длины, укладывать стежки в нужном направлении). Данные обстоятельства требуют от педагога, кроме фронтального инструктажа, широко использовать индивидуальный.
Задачи данной программы:
Знакомство с окружающим миром. Духовное содержание предметного мира.
Изготовление поделок и сувениров, в том числе и из бросового и природного материала.
Использование в работе различных материалов (ткань, мех, бумага, картон, пластилин, бисер, пряжа, бросовый материал, природный материал и т.д.)
Воспитание эстетического вкуса, чувства прекрасного, гордости за свой выполненный труд.
Правильное использование цветовой гаммы.
1.Введение (1 час).
Введение в образовательную программу I года обучения.
Требования к поведению учащихся во время занятия.
Соблюдение порядка на рабочем месте.
Соблюдение правил по технике безопасности.
«Из истории происхождения ножниц». Беседа.
4.Работа с природным и бросовым материалом (16 часов).
Теория – 1 час
Практика –15 часов
Экскурсия в природу. Сбор природного материала. ( 2 часа)
Работа с листьями. «Ёжик с яблоками».(1час)
Изготовление вазы из семян.(1час)
Изготовление поделок из шишек. «Пингвин», «Лиса», «Черепашка».(1час)
Аппликация из перьев птиц.(1час)
Конструирование игрушек из прямоугольных коробок («Лев», «Царевна-лягушка») ( 2 часа)
Мозаика «Веселые узоры» (с использованием семян, камешек, листьев) (2 часа)
Составление композиции «Животные нашего леса» (коллективная работа) (2 часа)
Картина из круп «Домик в деревне» (2 часа)
Работа с фольгой «Лебедь» (1час)
2.Работа с бумагой и картоном (17 часов).
Теория – 1 час
Практика – 16 часов
Знакомство с аппликацией. Изготовление аппликаций по образцу «Аквариум», «Барашек на лугу», узоры из бумажных лент (квилинг) «Букет для мамы»,«Осенний лес»(4часа),
Изготовление гирлянд, вырезание снежинок. (2 часа)
Изготовление поздравительных открыток (по образцу). (2 часа)
Конструирование из бумаги. «Мягкая» игрушка из бумаги. (2часа)
Прямое плетение из полосок бумаги. Плетеный человечек.(2часа)
3.Работа с тканью и нитками. (16часов).
Теория – 1 час
Практика – 14 часов
Прием выполнения швов « вперед иголку», «тамбурный». (1час)
Беседа + слайдовая презентация «Чудесная иголка» Тренировочные упражнения по выполнению швов (3 часа)
Изготовление поделки «Гномик»(1час)
Аппликация из нитяной крошки «Пушистый заяц»(2часа)
Ниткопись (изонить).»Цветы».(1час)
Аппликация из нарезанных ниток. Собачка (1час)
Изготовление салфетки с бахромой (по образцу) – 2 часа.
5.Работа с пластилином, соленым тестом (11 часов).
Теория – 1 час
Практика – 10 часов
Изготовление подвесок на елку из соленого теста. (2часа)
Печатание рисунков на пластилиновой основе.(1час)
Мозаика на пластилиновой основе. «Улитки»(2час)
Лепка. Пластилиновые смешарики. (1час)
Пластилиновая аппликация на стекле «Яблоко на ветке» (по образцу) (2 часа)
Лепка по замыслу детей ( 1 час)
6.Работа с бисером (5 часов).
Теория – 1 час
Знакомство с материалом, беседа “Родословная стеклянной бусинки”, показ образцов, иллюстраций. Подготовка к работе, полезные советы; материалы и инструменты.(1час)
Изготовление из пайеток «Божьей коровки»(1 час)
Практика – 4 часов
7 .Итоговое занятие (1 час )
Выставка творческих работ (1час)
Календарно-тематическое планирование.
№ п/п | Тема | Дата проведения по плану | Дата проведения по факту |
1 | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Беседа. Знакомство с материалами и инструментами для работы. | | |
2 | Работа с природным и бросовым материалом. 16 часов. Беседа «Будь природе другом». | | |
3 | Экскурсия в природу. Сбор природного материала. | | |
4 | Экскурсия в природу. Сбор природного материала. | | |
5 | Работа с листьями. «Ёжик с яблоками». | | |
6 | Изготовление вазы из семян. | | |
7 | Изготовление поделок из шишек.»Пингвин», «Лиса», «Черепашка». | | |
8 | Аппликация из перьев птиц. | | |
9 | Конструирование игрушек из прямоугольных коробок («Лев», «Царевна-лягушка»). | | |
10 | Конструирование игрушек из прямоугольных коробок («Лев», «Царевна-лягушка»). | | |
11 | Мозаика «весёлые узоры» (с использованием семян, камешек, листьев). | | |
12 | Мозаика «весёлые узоры» (с использованием семян, камешек, листьев). | | |
13 | Составление композиции «Животные нашего леса» (коллективная работа). | | |
14 | Составление композиции «Животные нашего леса» (коллективная работа). | | |
15 | Картина из круп «Домик в деревне». | | |
16 | Картина из круп «Домик в деревне». | | |
17 | Работа с фольгой «Лебедь». | | |
18 | Работа с бумагой и картоном 17 часов. Виды бумаги и картона. Заочное путешествие на бумажную фабрику (с использованием мультимедийных продуктов. | | |
19 | Знакомство с техникой «мозаика». | 11.11 | |
20 | Мозаика «Воспоминания о лете». | 16.11 | |
21 | Оригами. | 18.11 | |
22 | Художественное моделирование из бумаги путём складывания. Оригами. «Заяц», «Лиса». | | |
23 | Знакомство с аппликацией. Изготовление аппликаций по образцу «Аквариум». | | |
24 | Изготовление аппликаций по образцу «Барашек на лугу». | | |
25 | Знакомство с узорами из бумажных лент (квилинг) «Букет для мамы». | | |
26 | Знакомство с узорами из бумажных лент (квилинг) «Осенний лес». | | |
27 | Изготовление гирлянд, вырезание снежинок. | | |
28 | Изготовление гирлянд, вырезание снежинок. | | |
29 | Изготовление поздравительных открыток ( по образцу). | | |
30 | Изготовление поздравительных открыток (по образцу). | | |
31 | Конструирование из бумаги. «Мягкая» игрушка из бумаги. | | |
32 | Конструирование из бумаги. «Мягкая» игрушка из бумаги. | | |
33 | Прямое плетение из полосок бумаги. | | |
34 | Прямое плетение из полосок бумаги. Плетеный человечек. | | |
35 | Работа с тканью и нитками 16 часов. Знакомство с профессией швеи. | | |
36 | Прием выполнения швов « вперед иголку», «тамбурный». | | |
37 | Беседа+ слайдовая презентация о шитье. | | |
38 | «Чудесная иголка» Тренировочные упражнения по выполнению швов. | | |
39 | «Чудесная иголка» Тренировочные упражнения по выполнению швов. | | |
40 | Технология изготовления и шитье мягкой игрушки «Обезьянка» | | |
41 | Технология изготовления и шитье мягкой игрушки «Обезьянка» | | |
42 | Лоскутная аппликация « Домик в деревне» (коллективная) | | |
43 | Лоскутная аппликация « Домик в деревне» (коллективная) | | |
44 | Изготовление поделки «Гном». | | |
45 | Аппликация из нитяной крошки «Пушистый заяц» | | |
46 | Аппликация из нитяной крошки «Пушистый заяц» | | |
47 | Ниткопись (изонить). «Цветы». | | |
48 | Аппликация из нарезных ниток. «Собачка». | | |
49 | Изготовление салфетки с бахромой (по образцу) | | |
50 | Изготовление салфетки с бахромой (по образцу) | | |
51 | Работа с пластилином, солёным тестом 11 часов. Рассказ о глине и пластилине. Профессия скульптора. | | |
52 | Лепка людей, животных по образцу. | | |
53 | Изготовление подвесок на елку из соленого теста. | | |
54 | Изготовление подвесок на елку из соленого теста. | | |
55 | Печатание рисунков на пластилиновой основе. | | |
56 | Мозаика на пластилиновой основе. «Улитки» | | |
57 | Мозаика на пластилиновой основе. «Улитки» | | |
58 | Лепка. Пластилиновые смешарики. | | |
59 | Пластилиновая аппликация на стекле «Яблоко на ветке» (по образцу) | | |
60 | Пластилиновая аппликация на стекле «Яблоко на ветке» (по образцу) | | |
61 | Лепка по замыслу детей. | | |
62 | Работа с бисером 5 часов. Знакомство с материалом, беседа “Родословная стеклянной бусинки”, показ образцов, иллюстраций. | | |
63 | Плетение на проволоке. Плоские фигурки. | | |
64 | Плетение на проволоке. Плоские фигурки по замыслу детей. | | |
65 | Плетение на проволоке. Плоские фигурки по замыслу детей. | | |
66 | Изготовление из пайеток «Божьей коровки». Выставка работ. | | |