Рабочая программа по подготовке учащихся 3-4 классов к предметным олимпиадам, научно-практическим конференциям и конкурсам «Умники и умницы»
Пояснительная записка
Рабочая программа занятий по внеурочной деятельности "Умники и умницы" составлена с учетом требований ФГОС.
Выявление, поддержка, развитие и социализация одарённых детей становится одной из приоритетных задач современного образования. Помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал – одна из основных задач современной школы. Наиболее эффективным средством развития, выявления способностей и интересов учащихся являются предметные олимпиады. Олимпиада в начальный период обучения занимает важное место в развитии детей. Реализованные возможности стимулируют интерес к наукам.
В настоящее время ученики начальных классов принимают участие в предметных олимпиадах не только школьного и муниципального уровня, но и всероссийского и международного уровня: игра-конкурс «Русский медвежонок – языкознание для всех», математический конкурс-игра «Кенгуру», игра-конкурс по информатике «Человек и природа» и др. Уровень заданий, предлагаемых на олимпиадах, заметно выше того, что изучают учащиеся массовых школ на уроках. Детей к олимпиаде надо готовить с целью: правильно воспринимать задания нестандартного характера повышенной трудности и преодолевать психологическую нагрузку при работе в незнакомой обстановке. И чем раньше начать такую работу, тем это будет эффективнее.
Программа кружка «Умники и умницы» направлена на разностороннее развитие кругозора, мышления и личности ребенка. Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
Программа состоит из трёх разделов:
I раздел. Математика.
II раздел. Русский язык.
III раздел. Окружающий мир.
Занятия кружка «Умники и умницы» проводятся для учащихся 3-4х классов по 1 часe в неделю по каждому направлению, всего 35 часов.
Цель: создание условий для формирования ключевых образовательных компетенций (учебно-познавательных, информационных, коммуникативных, компетенций личностного развития), подготовка учащихся начальных классов к предметным олимпиадам. Развитие личности младшего школьника, познавательных способностей и эрудиции в соответствии с индивидуальными способностями и возможностями каждого ребенка.
Задачи:
формирование познавательного интереса к изучению математики, русского языка, окружающего мира;
развитие логического мышления, умения анализировать и систематизировать полученные знания, развитие навыков применения полученных знаний в новых учебных ситуациях;
развитие навыков самостоятельной работы и умений поиска и обработки информации;
развитие у детей умения анализировать и решать задачи повышенной трудности, решение нестандартных логических задач;
раскрытие творческих способностей ребенка;
создание условий для применения полученных знаний в нестандартных ситуациях;
формирование общеучебных умений и навыков, необходимых для работы с текстом, тестовым заданием;
обучение умению точно и образно выражать свои мысли в устной и письменной речи;
обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
расширение кругозора детей, развитие воображения, памяти;
обучение умению делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли;
развитие мышления и формирование процессов мыслительной деятельности;
развитие всех видов речевой деятельности школьника, коммуникативно-речевых умений;
создание состояния уверенности в собственных силах, успешности.
Основные направления деятельности:
подготовка к участию в предметных олимпиадах разного уровня;
подготовка к участию во Всероссийских и Международных игровых конкурсах «Русский медвежонок», «Кенгуру», «Человек и природа» и др.
Ожидаемые результаты:
- увеличение числа учащихся, занимающих призовые места и входящих в десятку в предметных олимпиадах школьного, муниципального уровня, всероссийского и международного уровней;
- повышение интереса учащихся к предметам: математика, русский язык, окружающий мир.
Одним из самых эффективных способов подготовки к олимпиаде, является анализ заданий, предложенных на предыдущих олимпиадах. Основу заданий для подготовки учащихся к предметным олимпиадам составляют задания прошлых лет игры-конкурса «Русский медвежонок – языкознание для всех», математического конкурса-игры «Кенгуру», игры-конкурса по окружающему миру «Человек и природа».
Содержание программы
I раздел. Математика.
Решение нестандартных, комбинаторных задач по математике.
Решение задач конкурса-игры «Кенгуру» и др.
Анализ олимпиад по математике, информатике текущего года.
II раздел. Русский язык.
Решение заданий нестандартного характера.
Выполнение заданий игры-конкурса «Русский медвежонок – языкознание для всех» и др.
Поиск информации в энциклопедии.
Анализ олимпиад по русскому языку за предыдущие годы.
III раздел. Окружающий мир.
Решение заданий нестандартного характера.
Выполнение заданий игры-конкурса «Человек и природа» и др.
Поиск информации в энциклопедии.
Анализ олимпиад по окружающему миру за предыдущие годы.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
3 класс
№ п/п | Тема | Количество часов |
| I раздел. Математика. | 35 |
1 | Интеллектуальная разминка | 1 |
2 | «Числовой» конструктор | 1 |
3 | Геометрия вокруг нас | 1 |
4 | Волшебные переливания | 1 |
5 | В царстве смекалки | 1 |
6 | «Шаг в будущее» | 1 |
7 | «Спичечный» конструктор | 1 |
8 | Числовые головоломки | 1 |
9 | Интеллектуальная разминка | 1 |
10 | Математические фокусы | 1 |
11 | Математические игры | 1 |
12 | Секреты чисел | 1 |
13 | Математическая копилка | 1 |
14 | Математическое путешествие | 1 |
15 | Выбери маршрут | 1 |
16 | Числовые головоломки | 1 |
17 | В царстве смекалки | 1 |
18 | Мир занимательных задач | 1 |
19 | Геометрический калейдоскоп | 1 |
20-21 | Интеллектуальная разминка | 2 |
22 | Разверни листок | 1 |
23 | От секунды до столетия | 1 |
24-25 | Числовые головоломки | 2 |
26 | Конкурс смекалки | 1 |
27 | Это было в старину | 1 |
28-29 | Математические фокусы | 2 |
30-32 | Энциклопедия математических развлечений | 3 |
33-35 | Математический лабиринт | 3 |
| II раздел. Русский язык. | 35 |
1-2 | Дорога к письменности. | 2 |
3-4 | Кто-кто в алфавите живёт? | 2 |
5-6 | В путь за «главным» правилом! | 2 |
7-8 | «Фонемные» и «нефонемные» правила. | 2 |
9-10 | Как запомнить правило? | 2 |
11-12 | Память и грамотность. | 2 |
13-14 | Из чего строятся слова? | 2 |
15-16 | Смотри в корень! | 2 |
17-18 | Синонимы « Слова - братья» | 2 |
19-20 | Антонимы | 2 |
21-22 | Фразеологизмы | 2 |
23-24 | Слова, пришедшие в русский язык из других языков | 2 |
25-26 | Тайна имени | 2 |
27-28 | От собственных имен к нарицательным | 2 |
29-32 | Что такое анаграммы? | 4 |
33-35 | Что такое шарады? | 23 |
| III раздел. Окружающий мир | 35 |
1-4 | Моя удивительная планета. | 4 |
5-6 | Эти удивительные животные. | 2 |
7-8 | Эти удивительные растения. | 2 |
9-10 | Кто где обитает. | 2 |
11-12 | Экологические системы. | 2 |
13-16 | Сбережём родную планету. | 4 |
17-18 | План и карта. | 2 |
19-20 | Как устроен человек. | 2 |
21-22 | ОБЖ. | 2 |
23-24 | Из истории моей страны. | 2 |
25-26 | Моя малая родина. | 2 |
27-28 | Найди ошибку. | 2 |
29-30 | Решаем экологические задачи. | 2 |
31-32 | Опыты и эксперименты. | 2 |
33-35 | Загадки родной природы. | 3 |
4 класс
№ п/п | Тема | Количество часов |
| I раздел. Математика. | 35 |
1-2 | Интеллектуальная разминка | 2 |
3-4 | Конструирование из чисел | 2 |
5-6 | Геометрия вокруг нас | 2 |
7-8 | Волшебные превращения | 2 |
9-10 | В царстве смекалки | 2 |
11-12 | «Шаг в будущее» | 2 |
13-14 | Числа, как материал для конструирования | 2 |
15-16 | Числовые головоломки | 2 |
17-18 | Интеллектуальная разминка | 2 |
19-20 | Математические фокусы | 2 |
21-23 | Математические игры | 3 |
24-26 | Секреты чисел | 3 |
27-29 | Математическая копилка | 3 |
30-32 | Математические исследования | 3 |
33-35 | Весело шагаем вместе с математикой | 3 |
| II раздел. Русский язык. | 35 |
1-2 | Звуки и буквы. Алфавит. Гласные и согласные | 2 |
3-4 | Слог. Ударение. Ударные и безударные гласные. | 2 |
5-6 | Согласные. Двойная роль букв е, ё. ю, я. | 2 |
7-10 | Лексическое значение слов. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. | 4 |
11-12 | Синонимы. Антонимы. Омонимы. Омоформы. Омофоны. Омографы. | 2 |
13-14 | Происхождение лексики русского языка. | 2 |
15-16 | Родственные слова. Корень слова. Чередование гласными согласных в корне. Беглая гласная. | 2 |
17-20 | Основы и окончание. Многозначные и омонимичные приставки. Суффиксы. Сложные и сложносокращенные слова. Способы словообразования. | 3 |
21-22 | Самостоятельные части речи. Имя существительное. Имя прилагательное. Глагол. Местоимение. Служебные части речи. | 4 |
23-24 | Интонация. Логическое ударение. Пауза. Порядок. Словосочетание. Предложение. | 2 |
25-26 | Сложное предложение. Бессоюзное сложное предложение. | 2 |
27-28 | Язык мой - друг мой. Долой однообразие. | 2 |
29-30 | Золотые слова. Оружие смеха. Словесная живопись. | 2 |
31-32 | Что такое фразеологизм? Многозначность фразеологизмов. Фразеологизмы омонимы. | 2 |
33-35 | Фразеологизмы синонимы. Фразеологизмы антонимы. | 3 |
| III раздел. Окружающий мир. | 35 |
1-2 | Я и моя удивительная планета. | 2 |
3-4 | Самые удивительные животные. | 2 |
5-6 | Растения удивляют нас снова. | 2 |
7-8 | Кто как выбирает среду обитания. | 2 |
9-10 | Экологические системы. | 2 |
11-12 | Мы обязаны сберечь родную природу! | 2 |
13-14 | План и карта. | 2 |
15-17 | Человек и его строение. | 3 |
18-20 | Мы продолжаем изучать основы безопасности жизнедеятельности. | 3 |
21-22 | Из истории моей страны. | 2 |
23-24 | С чего начинается Родина | 2 |
25-26 | Ищем и исправляем ошибки. | 2 |
27-30 | Решаем экологические задачи. | 4 |
31-32 | Опыты и эксперименты. | 2 |
33-35 | Загадки родной природы. | 3 |
Список рекомендуемой литературы:
1. Бетенькова Н.М. «Конкурс грамотеев» М., Просвещение, 1995
2. Гейдман Б.П. Подготовка к математической олимпиаде. Начальная школа. 2-4 классы. – М.: Айрис-пресс, 2007.
3. Кедрова Г.В. Нестандартные задачи по математике: 1-4 классы. – М: ВАКО, 2006.
4. Козлова Е.Г. Сказки и подсказки. Задачи для математического кружка. – М.: МЦНМО, 2004.
5. Кенгуру-2009. Задачи, решения, итоги. – Спб. 2009.
6. Кенгуру. Задачи прошлых лет. 2001 – 2014 год. http://www.kenguru.sp.ru./allproblems.html
7. Максимова Т.М. «Олимпиадные задания по математике и русскому языку»: 3-4 классы, М.: ВАКО, 2009
8. Математика. 2-4 классы. Олимпиадные задания / сост. Г.Т. Дьячкова. – Волгоград: Учитель, 2006.
9. Олимпиадные задания по русскому языку. 3-4 классы / сост. Г.Т. Дьячкова. – Волгоград: Учитель, 2006.
10. Олимпиадные задания для учащихся начальной школы. http://nachalka.ucoz.ru/blog/2008-04-14-16
11.Панов М.В. «Занимательная орфография» М., Просвещение, 1984
12. Русский медвежонок – 2007. Задачи, решения, информация, статистика. – Киров. 2008.
13. Русский медвежонок – языкознание для всех. Условия задач. Ответы. 2000 – 2009 год. http://rm.kirov.ru/tasks.htm
14. 365 задач для эрудитов. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2005.