СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа кружка "Умницы и умники"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа кружка "Умницы и умники" для подготовки детей к олимпиадам

Просмотр содержимого документа
«Программа кружка "Умницы и умники"»

Рабочая программа по подготовке учащихся 3-4 классов к предметным олимпиадам, научно-практическим конференциям и конкурсам «Умники и умницы»

Пояснительная записка

Рабочая программа занятий по внеурочной деятельности "Умники и умницы" составлена с учетом требований ФГОС.

Выявление, поддержка, развитие и социализация одарённых детей становится одной из приоритетных задач современного образования. Помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал – одна из основных задач современной школы. Наиболее эффективным средством развития, выявления способностей и интересов учащихся являются предметные олимпиады. Олимпиада в начальный период обучения занимает важное место в развитии детей. Реализованные возможности стимулируют интерес к наукам.

В настоящее время ученики начальных классов принимают участие в предметных олимпиадах не только школьного и муниципального уровня, но и всероссийского и международного уровня: игра-конкурс «Русский медвежонок – языкознание для всех», математический конкурс-игра «Кенгуру», игра-конкурс по информатике «Человек и природа» и др. Уровень заданий, предлагаемых на олимпиадах, заметно выше того, что изучают учащиеся массовых школ на уроках. Детей к олимпиаде надо готовить с целью: правильно воспринимать задания нестандартного характера повышенной трудности и преодолевать психологическую нагрузку при работе в незнакомой обстановке. И чем раньше начать такую работу, тем это будет эффективнее.


Программа кружка «Умники и умницы» направлена на разностороннее развитие кругозора, мышления и личности ребенка. Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.

Программа состоит из трёх разделов:

I раздел. Математика.

II раздел. Русский язык.

III раздел. Окружающий мир.


Занятия кружка «Умники и умницы» проводятся для учащихся 3-4х классов по 1 часe в неделю по каждому направлению, всего 35 часов.


Цель: создание условий для формирования ключевых образовательных компетенций (учебно-познавательных, информационных, коммуникативных, компетенций личностного развития), подготовка учащихся начальных классов к предметным олимпиадам. Развитие личности младшего школьника, познавательных способностей и эрудиции в соответствии с индивидуальными способностями и возможностями каждого ребенка.


Задачи:

  • формирование познавательного интереса к изучению математики, русского языка, окружающего мира;

  • развитие логического мышления, умения анализировать и систематизировать полученные знания, развитие навыков применения полученных знаний в новых учебных ситуациях;

  • развитие навыков самостоятельной работы и умений поиска и обработки информации;

  • развитие у детей умения анализировать и решать задачи повышенной трудности, решение нестандартных логических задач;

  • раскрытие творческих способностей ребенка;

  • создание условий для применения полученных знаний в нестандартных ситуациях;

  • формирование общеучебных умений и навыков, необходимых для работы с текстом, тестовым заданием;

  • обучение умению точно и образно выражать свои мысли в устной и письменной речи;

  • обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;

  • расширение кругозора детей, развитие воображения, памяти;

  • обучение умению делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли;

  • развитие мышления и формирование процессов мыслительной деятельности;

  • развитие всех видов речевой деятельности школьника, коммуникативно-речевых умений;

  • создание состояния уверенности в собственных силах, успешности.


Основные направления деятельности:

  • подготовка к участию в предметных олимпиадах разного уровня;

  • подготовка к участию во Всероссийских и Международных игровых конкурсах «Русский медвежонок», «Кенгуру», «Человек и природа» и др.


Ожидаемые результаты:

- увеличение числа учащихся, занимающих призовые места и входящих в десятку в предметных олимпиадах школьного, муниципального уровня, всероссийского и международного уровней;

- повышение интереса учащихся к предметам: математика, русский язык, окружающий мир.

Одним из самых эффективных способов подготовки к олимпиаде, является анализ заданий, предложенных на предыдущих олимпиадах. Основу заданий для подготовки учащихся к предметным олимпиадам составляют задания прошлых лет игры-конкурса «Русский медвежонок – языкознание для всех», математического конкурса-игры «Кенгуру», игры-конкурса по окружающему миру «Человек и природа».


Содержание программы


I раздел. Математика.

Решение нестандартных, комбинаторных задач по математике.

Решение задач конкурса-игры «Кенгуру» и др.

Анализ олимпиад по математике, информатике текущего года.

II раздел. Русский язык.

Решение заданий нестандартного характера.

Выполнение заданий игры-конкурса «Русский медвежонок – языкознание для всех» и др.

Поиск информации в энциклопедии.

Анализ олимпиад по русскому языку за предыдущие годы.

III раздел. Окружающий мир.

Решение заданий нестандартного характера.

Выполнение заданий игры-конкурса «Человек и природа» и др.

Поиск информации в энциклопедии.

Анализ олимпиад по окружающему миру за предыдущие годы.

























УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


3 класс


п/п

Тема


Количество часов


I раздел.

Математика.

35

1

Интеллектуальная разминка

1

2

«Числовой» конструктор

1

3

Геометрия вокруг нас

1

4

Волшебные переливания

1

5

В царстве смекалки

1

6

«Шаг в будущее»

1

7

«Спичечный» конструктор

1

8

Числовые головоломки

1

9

Интеллектуальная разминка

1

10

Математические фокусы

1

11

Математические игры

1

12

Секреты чисел

1

13

Математическая копилка

1

14

Математическое путешествие

1

15

Выбери маршрут

1

16

Числовые головоломки

1

17

В царстве смекалки

1

18

Мир занимательных задач

1

19

Геометрический калейдоскоп

1

20-21

Интеллектуальная разминка

2

22

Разверни листок

1

23

От секунды до столетия

1

24-25

Числовые головоломки

2

26

Конкурс смекалки

1

27

Это было в старину

1

28-29

Математические фокусы

2

30-32

Энциклопедия математических развлечений

3

33-35

Математический лабиринт

3


II раздел.

Русский язык.

35

1-2

Дорога к письменности.

2

3-4

Кто-кто в алфавите живёт?

2

5-6

В путь за «главным» правилом!

2

7-8

«Фонемные» и «нефонемные» правила.

2

9-10

Как запомнить правило?

2

11-12

Память и грамотность.

2

13-14

Из чего строятся слова?

2

15-16

Смотри в корень!

2

17-18

Синонимы « Слова - братья»

2

19-20

Антонимы

2

21-22

Фразеологизмы

2

23-24

Слова, пришедшие в русский язык из других языков

2

25-26

Тайна имени

2

27-28

От собственных имен к нарицательным

2

29-32

Что такое анаграммы?

4

33-35

Что такое шарады?

23


III раздел.

Окружающий мир

35

1-4

Моя удивительная планета.

4

5-6

Эти удивительные животные.

2

7-8

Эти удивительные растения.

2

9-10

Кто где обитает.

2

11-12

Экологические системы.

2

13-16

Сбережём родную планету.

4

17-18

План и карта.

2

19-20

Как устроен человек.

2

21-22

ОБЖ.

2

23-24

Из истории моей страны.

2

25-26

Моя малая родина.

2

27-28

Найди ошибку.

2

29-30

Решаем экологические задачи.

2

31-32

Опыты и эксперименты.

2

33-35

Загадки родной природы.

3









4 класс


п/п

Тема


Количество часов


I раздел.

Математика.

35

1-2

Интеллектуальная разминка

2

3-4

Конструирование из чисел

2

5-6

Геометрия вокруг нас

2

7-8

Волшебные превращения

2

9-10

В царстве смекалки

2

11-12

«Шаг в будущее»

2

13-14

Числа, как материал для конструирования

2

15-16

Числовые головоломки

2

17-18

Интеллектуальная разминка

2

19-20

Математические фокусы

2

21-23

Математические игры

3

24-26

Секреты чисел

3

27-29

Математическая копилка

3

30-32

Математические исследования

3

33-35

Весело шагаем вместе с математикой

3


II раздел.

Русский язык.

35

1-2

Звуки и буквы. Алфавит. Гласные и согласные

2

3-4

Слог. Ударение. Ударные и безударные гласные.

2

5-6

Согласные. Двойная роль букв е, ё. ю, я.

2

7-10

Лексическое значение слов. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов.

4

11-12

Синонимы. Антонимы. Омонимы. Омоформы. Омофоны. Омографы.

2

13-14

Происхождение лексики русского языка.

2

15-16

Родственные слова. Корень слова. Чередование гласными согласных в корне. Беглая гласная.

2

17-20

Основы и окончание. Многозначные и омонимичные приставки. Суффиксы. Сложные и сложносокращенные слова. Способы словообразования.

3

21-22

Самостоятельные части речи. Имя существительное. Имя прилагательное. Глагол. Местоимение. Служебные части речи.

4

23-24

Интонация. Логическое ударение. Пауза. Порядок. Словосочетание. Предложение.

2

25-26

Сложное предложение. Бессоюзное сложное предложение.

2

27-28

Язык мой - друг мой. Долой однообразие.

2

29-30

Золотые слова. Оружие смеха. Словесная живопись.

2

31-32

Что такое фразеологизм? Многозначность фразеологизмов. Фразеологизмы омонимы.

2

33-35

Фразеологизмы синонимы. Фразеологизмы антонимы.

3


III раздел.

Окружающий мир.

35

1-2

Я и моя удивительная планета.

2

3-4

Самые удивительные животные.

2

5-6

Растения удивляют нас снова.

2

7-8

Кто как выбирает среду обитания.

2

9-10

Экологические системы.

2

11-12

Мы обязаны сберечь родную природу!

2

13-14

План и карта.

2

15-17

Человек и его строение.

3

18-20

Мы продолжаем изучать основы безопасности жизнедеятельности.

3

21-22

Из истории моей страны.

2

23-24

С чего начинается Родина

2

25-26

Ищем и исправляем ошибки.

2

27-30

Решаем экологические задачи.

4

31-32

Опыты и эксперименты.

2

33-35

Загадки родной природы.

3

















Список рекомендуемой литературы:

1. Бетенькова Н.М. «Конкурс грамотеев» М., Просвещение, 1995

2. Гейдман Б.П. Подготовка к математической олимпиаде. Начальная школа. 2-4 классы. – М.: Айрис-пресс, 2007.

3. Кедрова Г.В. Нестандартные задачи по математике: 1-4 классы. – М: ВАКО, 2006.

4. Козлова Е.Г. Сказки и подсказки. Задачи для математического кружка. – М.: МЦНМО, 2004.

5. Кенгуру-2009. Задачи, решения, итоги. – Спб. 2009.

6. Кенгуру. Задачи прошлых лет. 2001 – 2014 год. http://www.kenguru.sp.ru./allproblems.html

7. Максимова Т.М. «Олимпиадные задания по математике и русскому языку»: 3-4 классы, М.: ВАКО, 2009

8. Математика. 2-4 классы. Олимпиадные задания / сост. Г.Т. Дьячкова. – Волгоград: Учитель, 2006.

9. Олимпиадные задания по русскому языку. 3-4 классы / сост. Г.Т. Дьячкова. – Волгоград: Учитель, 2006.

10. Олимпиадные задания для учащихся начальной школы. http://nachalka.ucoz.ru/blog/2008-04-14-16

11.Панов М.В. «Занимательная орфография» М., Просвещение, 1984

12. Русский медвежонок – 2007. Задачи, решения, информация, статистика. – Киров. 2008.

13. Русский медвежонок – языкознание для всех. Условия задач. Ответы. 2000 – 2009 год. http://rm.kirov.ru/tasks.htm

14. 365 задач для эрудитов. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2005.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!