СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа кружка «Учись учиться» в начальных классах

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа кружка «Учись учиться» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой «Умники и умницы» (модифицированной), с использованием методического пособия О. Холодовой «Юным умникам и умницам». – Москва: РОСТ книга, 2010 г. – с. 191 – 210. 

Просмотр содержимого документа
«Программа кружка «Учись учиться» в начальных классах»

Пояснительная записка.









Список членов кружка «Новое поколение»


1. Головлёв Н.

2. Гущина А.

3. Дятлова Е.

4. Криволапова М.

5. Криволапов М.

6. Петракова Т.
























































Программа кружка «Учись учиться» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой «Умники и умницы» (модифицированной), с использованием методического пособия О. Холодовой «Юным умникам и умницам». – Москва: РОСТ книга, 2010 г. – с. 191 – 210.

Программа кружка реализует общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности.

Программа представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на четыре года обучения. В первом классе 10 часов в неделю (2 занятия по 35 минут каждый день), во втором-четвертом классах по 2 занятия по 45 минут каждый день.

Актуальность выбора определена следующими факторами.

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования сформулирована цель – развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира. Под универсальными учебными действиями понимается способность самостоятельно использовать приобретенный учебный опыт в любом виде деятельности, с которой обучающийся встречается в жизни.

Формирование любого умения проходит через следующие этапы:

1. Приобретение первичного опыта выполнения действия и мотивация.

2. Формирование нового способа (алгоритма) действия, установление первичных связей с имеющимися способами.

3. Тренинг, уточнение связей, самоконтроль и коррекция.

4. Контроль.

Именно так сегодня учатся школьники писать и считать, решать задачи и примеры, пользоваться географической картой и музыкальным инструментом, петь и рисовать. Этот же путь они должны пройти и при формировании общеучебных умений, но изучаемые алгоритмы действий будут носить уже не узко предметный, а надпредметный характер: нормы целеполагания и проектирования, самоконтроля и коррекции собственных действий, поиска информации и работы с текстами и др. Следовательно, для того чтобы сформировать у учащихся любое универсальное учебное действие (УУД) необходимо:

1) сформировать первичный опыт выполнения этого действия при изучении различных учебных предметов и мотивацию;

2) основываясь на имеющемся опыте, сформировать понимание способа (алгоритма) выполнения соответствующего УУД (или структуры учебной деятельности в целом);

3) сформировать умение выполнять изученное УУД посредством включения его в практику учения на предметном содержании разных учебных дисциплин, организовать самоконтроль его выполнения и при необходимости − коррекцию;

4) организовать контроль уровня сформированности данного УУД.

Универсальные учебные действия могут быть сформированы не только в учебной деятельности, но и во внеурочной, на занятиях кружка.

Цель кружка «Учись учиться» является: формирование у обучающихся опыта выполнения УУД.

Задачи кружка:

- формировать понимание алгоритма выполнения УУД;

- обучить умениям решать задачи в сотрудничестве.

- обучить рефлексии по итогам совместной деятельности.



Содержание курса «Учись учиться».

Программа кружка разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, программы формирования универсальных учебных действий. На занятиях кружка формируются параллельно четыре вида УУД: регулятивные, коммуникативные, познавательные, личностные.

Формирование регулятивных УУД.

У учащихся формируются первичные представления об учебной деятельности, ее цели и результате, основных, а также опыт пребывания в учебной деятельности при изучении различных предметов. Дети учатся точно следовать образцу и осуществлять самопроверку по образцу. Формируется представление о доказательстве утверждений (правильности выполнения заданий) с помощью ссылки на образец.

Что значит учиться? (Два основных шага учебной деятельности.) Адаптированная структура первого шага учебной деятельности – «Что я не знаю?»: повторение необходимого для открытия нового знания; итог повторения; пробное учебное действие; фиксирование своего затруднения; обдумывание; поиск причины затруднения.

Пробное учебное действие и фиксирование затруднения как необходимые этапы учения. Способ действий «затруднение – думаю». Причина затруднения. Выявление причины затруднения в пробном учебном действии.

Адаптированная структура второго шага учебной деятельности «Сам найду способ!»: цель; построение своего способа действий; усвоение нового задания; самопроверка, исправление ошибок. Алгоритм исправления ошибок.

Как поставить цель учебной деятельности. От «не знаю» к «знаю». От «знаю» к «умею».

Выполнение инструкций, точное следование образцу. Самопроверка своей работы по образцу.

Что значит учиться?

Выполнять последовательность из 10 шагов учебной деятельности:

1) повторение необходимого;

2) итог повторения;

3) пробное учебное действие;

4) фиксирование затруднения;

5) переход к обдумыванию;

6) выявление причины затруднения;

7) постановка цели;

8) построение нового способа действий;

9) усвоение нового знания;

10) самоконтроль усвоения нового знания.

Первичные представления об учебной деятельности.

Формирование коммуникативных УУД.

Учащиеся знакомятся со структурой и способом общения, самостоятельно строят основные правила общения, основанные на доброжелательности, и приобретают положительный опыт их применения. Они строят также правила поведения на уроке, правила работы в паре, в группе и применяют их в ходе предметных уроков. Начинается развитие навыков самопознания и норм межличностного взаимодействия: у детей формируются первичные представления о своих чувствах, мыслях и эмоциях, они знакомятся с простейшими правилами выражения и распознавания эмоций в совместной работе. Параллельно с этим, они знакомятся с основными ролями в структуре коммуникативного взаимодействия: автор и понимающий.

Структура и способы общения. Основные правила общения, основанные на доброжелательности (вежливые слова, сочувствие, комплименты, вред кличек). Правила поведения на уроке.

Правила в паре. Правила работы в группе.

Основные роли в структуре коммуникации: автор и понимающий.

Правила выражения и распознавания эмоций в совместной работе.



Формирование познавательных УУД.

На основе опыта, приобретенного учащимися в ходе предметных уроков, они строят опорные сигналы и алгоритмы операций анализа, сравнения и обобщения, а затем применяют их для решения задач. Вырабатываются установки к организации учащимися своей самостоятельной работы при выполнении домашнего задания.

Правила выполнения домашней работы.

Операции анализа, сравнения, обобщения.


Формирование личностных УУД .

У учащихся формируются первичные представления о ценностях знаний, ориентация на понимание причин успеха, учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, осознание ответственности за общее благополучие. Обсуждаются такие фундаментальные ценности как Жизнь и Здоровье, Семья, Родина, Природа и Земля, Знание. Эти обсуждения строятся на имеющемся у детей опыте, организуются самостоятельные выводы детей об этих ценностях, которые становятся для них личностно значимыми.

Такое содержание обеспечивает формирование комплекса универсальных учебных действий.

Работа над формированием всех видов УУД образует целостную систему, обеспечивающую реализацию современных целей образования.

Основываясь на опыте, полученном на предметных уроках, в ходе занятий кружка учащиеся выстраивают соответствующие нормы УУД, а затем закрепляют и отрабатывают при изучении предметных курсов по математике, русскому языку, окружающему миру и др.

При организации деятельности учащихся ведущим является принцип психологической комфортности, поскольку мотивация к учебной деятельности может быть достигнута только при условии ее благоприятного эмоционального сопровождения. Принцип предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание на занятиях доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

Содержание программы кружка носит личностно – ориентированный, деятельностный и развивающий характер.

Формы проведения занятий: групповые, индивидуальные, работа в парах.

На занятиях кружка учитель может оценивать результаты работы учащихся. Важно помнить, что основной целью оценки является формирование положительной познавательной мотивации и личностное развитие учащихся. Оцениваются достижения, успехи, отрицательные оценки исключены. Используются качественные оценки: «Молодец!», «Умница!», «Подумай еще!», «Будь внимательнее!» и др.

Подведение итогов деятельности учащихся может проводиться в игровой форме – путешествие по открытым для себя этапам УУД.

Особенности организации занятия.

Материал каждого занятия рассчитан на 40 минут Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности.

Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми заданий. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.

На занятии может проводиться коллективное обсуждение решения задачи или упражнений. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности.

На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения заданий. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо развиты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия, например, внимания. У других детей может происходить снижение самооценки, потому что их учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и старательностью,

Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.

Занятие построено таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.

Важное место занимает динамическая пауза (5-10 минут), проводимая на данных занятиях, она не только развивает двигательную сферу ребенка, но и способствует развитию умения выполнять несколько различных заданий одновременно.


Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:

– степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;

– поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;

– результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно;

– косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности).


Литература:


Развивающие задания: тесты, игры, упражнения. 1 класс. М.: Издательство «Экзамен». 2012.

Календарно – тематическое планирование кружка «Учись учиться».3 класс

п/п

Тема

Кол-во занятий

Дата

По факту

1

«Личностные качества: вера в себя»

1



2

«Учусь запоминать»

1



3

«Урок открытия. Нахожу место и причину затруднения»

1



4

«Учусь составлять план»

1



5

«Учусь сравнивать»

1



6

«Учусь обобщать»

1



7

«Учусь моделировать»

1



8

«Учусь наблюдать»

1



9

«Урок открытия. Учусь применять новое знание»

1



10

«Нахожу место и причину ошибки в самостоятельной работе»

1



11

«Как самому оценить свою работу»

1



12

«Алгоритм самопроверки и исправления ошибок»

1



13

«Учусь работать с информацией»

1



14

«Учусь работать с текстом»

1



15

«Действую по аналогии»

1



16

«Учусь классифицировать»

1



17

«Учимся дружно. Как научиться договариваться»

1





17





ПРОГРАММА 

                          «Новое поколение»

                    (социальное направление

                   внеурочной деятельности)

                             для 5 классов

                    на 2013-2014 учебный год

                                                                                                                                                                                                     


Содержание

  1. Паспорт программы

  2. Пояснительная записка

  3. Личностные и метапредметные результаты к концу 5 класса

  4. Календарно-тематический план

  5. Учебно-методическое обеспечение программы

  6. Диагностика учащихся

  7. Лист внесения изменений и дополнений

Паспорт программы

Тип программы: программа внеурочной деятельности

Статус программы: рабочая программа для 5 класса

Назначение программы:

  • для обучающихся образовательная программа обеспечивает развитие личностно-патриотических качеств;

  • для педагогических работников МБОУ СОШ №3 программа определяет приоритеты в содержании основного общего образования и способствует интеграции и координации деятельности по реализации общего образования;

  • для администрации МБОУ СОШ №3 программа является основанием для определения качества реализации основного общего образования.

Категория обучающихся: учащиеся 5 классов МБОУ СОШ №3

Сроки освоения программы: 1 год

Объем учебного времени: 40 часов (с учетом  занятий в каникулярное время)

Форма обучения: очная

Режим занятий: 1 час в неделю

Формы контроля: выставки рисунков, творческих работ, проектов.


























Пояснительная записка


Рабочая программа кружка «Новое поколение» является адаптированной, на основе программы О. Холодовой для образовательных учреждений М. Просвещение 2012г Программа кружка «Новое поколение» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования.

Программа кружка реализует социальное направление внеурочной деятельности.

Программа представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся старших классов и рассчитана на 38 часов (1 занятие по 45 минут один раз в неделю)

Программа адаптирована для детей 11-15 лет.

 В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы, иное право, иные отношения, иное поведение.

   Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие учителя с учениками. Особая роль отводится духовному воспитанию личности, становлению нравственного облика человека. Подготовить ребёнка к жизни – это конечная цель системы. Принципиально важно – что и как формировать у него для её достижения.

     Любой ребёнок, в каком бы возрасте он ни был, требует к себе самого пристального внимания. Он не просто член коллектива, он прежде всего личность. Обращение к личности ребёнка, к его жизненным  силам и потенциальным возможностям, к его самовоспитанию является одним из средств решения вопросов воспитания.

Цель:

развитие эмоционально-ценностного отношения к жизни, необходимого для становления здорового человека с активной гражданской позицией.

 Задачи:

  • развитие эмоционально-ценностного отношения к жизни, общечеловеческих и национальных духовных ценностей;

  • формировать активную жизненную позицию личности, приобретение опыта гражданских действий, демократического поведения и общения;

  • развивать умения и навыки конструктивно-критического мышления, инициативы, самостоятельности, навыков коллективной деятельности;

  • воспитывать уважение к народным традициям и культуре, уважительного и толерантного отношения культуре и традициям других народов;

  • научить детей действовать в соответствии со своими  правами, не ущемляя при этом права других людей;

  • сформировать у учащихся понимание принципов и ценностей демократического гражданского общества, жизни и деятельности человека в таком обществе, научить правовым способам влияния граждан на жизнь и политику своей школы, города и государства в целом.

Программа рассчитана для реализации в 5 – 9 классах и включает в себя следующие  направления:

  • Гражданско-патриотическое воспитание

  • Нравственное и духовное воспитание

  • Воспитание положительного отношения к труду и творчеству

  • Интеллектуальное воспитание

  • Здоровьесберегающее воспитание

  • Социокультурное и медиакультурное воспитание

  • Правовое воспитание и культура безопасности

  • Формирование коммуникативной культуры

  • Экологическое воспитание

  • Культуротворческое и эстетическое воспитание

Программа воспитательной работы «Новое поколение» выстраивается в соответствии со школьной программой развития и поэтому и ставит своей целью, прежде всего, личностный рост ученика. Личностный рост ученика возможен при условии становления системы личностных образовательных смыслов каждым воспитанником. Это позволяет выйти на компетентностный подход в обучении и воспитании, так как  компетентности:

  • отражают и развивают личностные смыслы ученика в направлении объектов изучаемых им областей реальности;

  • представляют собой интегральные характеристики личности учащихся;

  • характеризуют деятельностный компонент образования ученика, степень его практической подготовленности;

  • дают минимальный опыт предметной деятельности;

  • многофункциональны, поскольку позволяет ученику решать проблемы из разных сфер жизни;

  • формируются средствами содержания образования;

  • позволяют построить четкие измерители по проверке успешности их освоения учениками;

  • обеспечивают личностный рост учащихся в отношении к общечеловеческим ценностям

Принципы воспитательной работы:

  • Принцип самоактуализации: в каждом ребенке заложена потребность в самоактуализации своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных и физических способностей, важно побудить и поддержать стремление учащихся к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей.

  • Принцип неделимости процессов воспитания и обучения.

  • Принцип индивидуальности: создание условий для формирования индивидуальности личности учащегося и учителя, необходимость не только учитывать индивидуальные особенности ребенка и взрослого, но и всячески содействовать их дальнейшему развитию.

  • Принцип субъектности: следует помочь ребенку стать подлинным субъектом жизнедеятельности в классе и школе, способствовать формированию и обогащению его субъектного опыта; межсубъектный характер взаимодействия должен быть доминирующим в школьном сообществе.

  • Принцип выбора: педагогически целесообразно, чтобы учащийся жил, учился и воспитывался в условиях постоянного выбора, обладал субъектными полномочиями в выборе цели, содержания, форм и способов организации учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности в классе и школе.

  • Принцип творчества и успеха: индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяет определять и развивать индивидуальные особенности учащегося и уникальность учебной группы; достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной Я-концепции личности учащегося, стимулирует осуществление ребенком дальнейшей работы по самосовершенствованию и самостроительству своего «Я».

  • Принцип доверия и поддержки: вера в ребенка, доверие ему, поддержка его устремлений к самореализации.

Основные формы воспитательной работы:

  • Социальные проекты.

  • Коллективные творческие дела.

  • Групповые дискуссии.

  • Тренинги общения.

  • Групповая проблемная работа.

  • Интеллектуальные игры.

  • Традиционные мероприятия: конкурсы, беседы, викторины, праздники, устные журналы, экскурсии, соревнования, трудовые десанты, выставки.

Личностные и метапредметные результаты к концу года

   Целью данной программы является направленность на достижение воспитательных результатов в соответствии с ФГОС, в частности:

Личностные результаты:

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

  • формирование познавательной и информационной культуры;

  • формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции;

  • формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Метапредметные результаты:

  • овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

  • умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;

  • формирование осознанной адекватной и критической оценки своей деятельности,  умения самостоятельно оценивать свои действия и действия одноклассников, аргументировано обосновывать правильность или ошибочность результата и способа действия, реально оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности;

  • умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками, определять общие цели, способы взаимодействия, планировать общие способы работы.

  • умение извлекать информацию из различных источников.

  • умение работать в группе — эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; слушать партнёра, формулировать и аргументировать своё мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать её с позицией партнёров, в том числе в ситуации столкновения интересов; продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех их участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов.

     Воспитание – длительный процесс, состоящий их огромного количества составляющих, поэтому явный результат можно получить только по окончании обучения. Явным результатом является формирование полноценной психически и физически здоровой личности с устойчивым нравственным поведением, способной к самореализации и самоопределению в социуме.

     Конечную цель своей работы я вижу в становлении личности, обладающей следующими качествами:

  • умею взаимодействовать с другими людьми

  • способен к обучению

  • умею управлять своими эмоциями

  • веду здоровый образ жизни

  • обладаю гражданской позицией.

  • чувствую сопричастность в судьбе страны.

  • испытываю гордость за свою страну

  • умею самостоятельно строить свою жизнь

Календарно-тематический план программы «Новое поколение»


№ п/п

Мероприятие

Кол-во часов

Дата

1

Символы государства

1


2

Я – частица класса

1


3

Загадки осени

1


4

Улицы и движение в нашем городе

1


5

Ежели вы вежливы…

1


6

О красоте души и сердца

1


7

Люди пожилые, сердцем молодые

1


8

В защиту Матери-Земли

1


9

 Дорожные знаки и дополнительные средства информации

1


10

Мои  первые успехи

1


11

О матери можно говорить бесконечно

1


12

 Правила пользования транспортом

1


13

Здоровье – бесценное богатство

1


14

 Основные понятия и термины ПДД

1


15

Конституция – основной закон гражданина

1


16

Мастерская Деда Мороза

1


17

Новый год у ворот!

1


18

Знай и люби свой край

1


19

Влияние компьютера на наше здоровье

1


20

Дружба начинается с улыбки

1


21

 Элементы улиц и дорог

1


22

Как уберечься от гриппа?

1


23

День Святого Валентина

1


24

Аты-баты! Стань солдатом!

1


25

От «бытовой» привычки – к трагедии на дороге

1


26

Мисс Весна

1


27

Русские традиции

1


28

Операция «Уют»

1


29

Мир вокруг нас

1


30

В школе ты гость и хозяин

1


31

Формула здоровья

1


32-34


Правила оказания первой медицинской помощи при ДТП (при кровотечениях и ожогах)

3


35

В дела ты добрые вложи всё лучшее своей души

1


36

 Поклонимся великим тем годам

1


37

Без друзей меня чуть-чуть…

1


38

Вот и стали мы на год взрослей!

1



Учебно-методическое обеспечение программы

  1. “О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы”. Распоряжение Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. № 163-р

  2. Бондаревская Е.В. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности. Ростов н/Д, 1995.

  3. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания /Педагогика. 1995. № 4

  4. Блинов В.И., Сергеев И.С. Как реализовать компетентностный подход  на уроке и во внеурочной деятельности / Школьное образование. М.2007.

  5. Вагина Л.А., Дорошенко Е.Ю. Педагогические советы / В помощь администрации школы. Волгоград. Издательство «Учитель». 2006. № 2

  6. Данилюк  А.Я, Кондаков А.М., Тишков В.А.  Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.  Москва «Просвещение» 2009

  7. Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание. Воспитание! М., 2000.

Интернет-ресурсы:

  1. http://festival.1september.ru

  2. http://nsportal.ru

  3. http://ped-kopilka.ru

  4. http://www.uchportal.ru

  5. http://standart.edu.ru





























Диагностика учащихся

        Для того чтобы воспитание было успешным, классному руководителю необходимо его строить на основе объективных сведений о школьниках и детском коллективе. Говоря словами К.Д. Ушинского, чтобы воспитать человека во всех отношениях, нужно знать его во всех отношениях. Неоценимую помощь в этом учителю оказывает психолого-педагогическая диагностика личности учащегося и коллектива.

 Используя диагностические методики, классному руководителю следует иметь в виду:

1. Содержание диагностической методики должно предполагать ожидаемый результат.

 2. Проводя психолого-педагогическую диагностику личности учащегося и коллектива, учитель руководствуется принципом «не навреди». Результаты исследования не могут обсуждаться с людьми, не имеющими отношения к делам учащихся и класса.

 3. Результаты психолого-педагогической диагностики являются основанием для корректирования и планирования воспитательной деятельности классного руководителя.

Анкета для оценки уровня школьной мотивации Н. Лускановой

1.Тебе нравится в школе?

  1. не очень

  2. нравится

  3. не нравится

2.Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

  1. чаще хочется остаться дома

  2. бывает по-разному

  3. иду с радостью

3.Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, что желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу или остался дома?

  1. не знаю

  2. остался бы дома

  3. пошел бы в школу

4.Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?

  1. не нравится

  2. бывает по-разному

  3. нравится

5.Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

  1. хотел бы

  2. не хотел бы

  3. не знаю

6.Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

  1. не знаю

  2. не хотел бы

  3. хотел бы

7.Ты часто рассказываешь о школе родителям?

  1. часто

  2. редко

  3. не рассказываю

8.Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?

  1. точно не знаю

  2. хотел бы

  3. не хотел бы

9.У тебя в классе много друзей?

  1. мало

  2. много

  3. нет друзей

10.Тебе нравятся твои одноклассники?

  1. не очень

  2. не нравятся

  3. нравятся

Ключ

Количество баллов, которые можно получить за каждый из трех ответов на вопросы анкеты.


№ вопроса

оценка за 1-й ответ

оценка за 2-й ответ

оценка за 3-й ответ

1

1

3

0

2

0

1

3

3

1

0

3

4

3

1

0

5

0

3

1

6

1

3

0

7

3

1

0

8

1

0

3

9

1

3

0

10

3

1

0

Первый уровень. 25-30 баллов – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.

У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки. В рисунках на школьную тему они изображают учителя у доски, процесс урока, учебный материал и т.п.

Второй уровень. 20-24 балла – хорошая школьная мотивация.

Подобные показатели имеют большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. В рисунках на школьную тему они также изображают учебные ситуации, а при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.

Третий уровень. 15-19 баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью.

Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает. В рисунках на школьную тему такие ученики изображают, как правило, школьные, но не учебные ситуации.

Четвертый уровень. 10-14 баллов – низкая школьная мотивация.

Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. В рисунках на школьную тему такие дети изображают игровые сюжеты, хотя косвенно они связаны со школой.

Пятый уровень. Ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.

Такие дети испытывают серьезные трудности в обучении: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Маленькие дети (5-6 лет) часто плачут, просятся домой. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно-психические нарушения. Рисунки таких детей, как правило, не соответствуют предложенной школьной теме, а отражают индивидуальные пристрастия ребенка.

Диагностика нравственных приоритетов личности учащегося.

1. Методика неоконченных предложений.

 Зависть – это…

 Зло – это…

 Добро – это…

 Ненависть – это …

 Дружба – это

 Совесть – это…

 Честность – это…

 Хитрость – это…

 Порядочность – это…

 Честь – это…

 Надежность – это…

 Если учащиеся не могут объяснить понятия, организуйте работу по их изучению.

2. Ранжирование понятий.

 Проранжируйте понятия по степени личной значимости:

 семья, друзья, здоровье, отечество, обучение, успех, карьера, деньги, благосостояние, слава, известность, способности, трудолюбие, учеба.

 После того как учащиеся проранжировали понятия, учителю станет понятно, какие проблемы нуждаются в обсуждении на классных часах.

































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!