Пояснительная записка.
Рабочая программа внеурочной деятельности общекультурного направления Кружок внеурочной деятельности декоративно-прикладного творчества «Волшебная мастерская Художественная обработка древесины (выпиливание и выжигание»(выпиливание и выжигание)» разработана для занятий с учащимися 7-8 классов в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования и с учетом рабочей программы воспитания гимназии.
Форма: мастерская
Виды деятельности: творческая, проектная.
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности кружка «Волшебная мастерская. Художественная обработка древесины (выпиливание и выжигание» разработана на основе следующих документов:
- Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Программы по курсу «кружка «Волшебная мастерская. Художественная обработка древесины (выпиливание и выжигание» , 7-8 классы.
Структура рабочей программы
Рабочая программа включает разделы:
- «Результаты освоения курса внеурочной деятельности», где охарактеризованы цели и задачи изучения кружка «Волшебная мастерская. Художественная обработка древесины (выпиливание и выжигание)» в средней школе и отражены планируемые результаты освоения курса.
- «Содержание курса внеурочной деятельности», с указанием форм организации и видов деятельности.
- «Тематическое планирование» - содержит перечень тем курса и число учебных часов, отводимых на изучение каждой темы.
Раздел 1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Назначение курса внеурочной деятельности кружка «Волшебная мастерская. Художественная обработка древесины (выпиливание и выжигание)» в гимназии: на современном этапе есть необходимость в развитии творчества, фантазии, что, несомненно, будет способствовать повышению эффективности труда. Правильно поставленная работа студии имеет большое воспитательное значение. У детей развивается чувство коллективизма, ответственности и гордости за свой труд, уважение к труду других.
Цель: воспитание творческой, активной личности, проявляющей интерес к техническому и художественному творчеству , желание трудиться.
Задачи:
1. развитие личностных качеств (активности, инициативности, воли,
любознательности и т.п.), интеллекта (внимания, памяти, восприятия, образного и образно-логического мышления, речи) и творческих способностей (основ творческой деятельности в целом и элементов технологического и конструкторского мышления в частности);
2. формирование общих представлений о мире, созданном умом и руками человека, о взаимосвязи человека с природой – источником не только сырьевых ресурсов, энергии, но и вдохновения, идей для реализации технологических замыслов и проектов;
3. воспитание экологически разумного отношения к природным ресурсам, умение видеть положительные и отрицательные стороны технического прогресса, уважения к людям труда и культурному населению - результатам трудовой деятельности предшествующих поколений;
4. овладение детьми элементарными обобщенными технико-технологическими, организационно – экономическими знаниями;
5. расширение и обогащение личного жизненно – практического опыта учащихся, их представление о профессиональной деятельности людей в различных областях культуры, о роли техники в жизни человека.
Результатами изучения курса внеурочной деятельности студии «Волшебная мастерская . Художественная обработка древесины (выпиливание и выжигание)» являются:
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам
самовыражения;
познавательный интерес к новым способам исследования технологий и
материалов;
адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой
деятельности. Обучающийся получит возможность для формирования:
внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой
деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
выраженной познавательной мотивации;
устойчивого интереса к новым способам познания.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
планировать свои действия;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
адекватно воспринимать оценку учителя;
различать способ и результат действия.
Обучающийся получит возможность научиться:
проявлять познавательную инициативу;
самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся смогут:
допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться, приходить к общему решению;
соблюдать корректность в высказываниях;
задавать вопросы по существу;
контролировать действия партнёра.
Обучающийся получит возможность научиться:
учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
владеть монологической и диалогической формой речи;
осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернет;
высказываться в устной и письменной форме;
анализировать объекты, выделять главное;
осуществлять синтез (целое из частей);
проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения об объекте.
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:
развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое мышление, творческие способности;
познакомиться с новыми технологическими приёмами обработки различных материалов;
использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;
познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе;
оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
достичь оптимального для каждого уровня развития; сформировать навыки работы с информацией
Раздел 2. Содержание курса внеурочной деятельности
Кружка «Волшебная мастерская. Художественная обработка древесины (выпиливание и выжигание) 7 - 8 классы
Вводное занятие | 1 |
Выпиливание и выжигание как разновидности декоративного искусства. | 4 |
Выпиливание и выжигание как разновидности декоративного искусства. выбор органов самоуправления, распределение рабочих мест. | 4 |
Подготовка и перевод рисунка на основу. Выпиливание лобзиком по внешнему контуру. | 1 |
Подготовка и перевод рисунка на основу. Выпиливание лобзиком по внешнему контуру. | 4 |
Породы древесины и древесные материалы, декоративные особенности древесины. Лобзик, выпиловочный столик, | 4 |
Породы древесины и древесные материалы, декоративные особенности древесины. Лобзик, выпиловочный столик, | 1 |
Отделка шлифованием, подгонка и склеивание деталей. | 4 |
Инструменты для создания отверстий, приемы работы. | 1 |
Отделка шлифованием, подгонка и склеивание деталей, лакирование. Шлифование, подгонка и склеивание деталей, лакирование. | 1 |
Выжигание, выполнение задания по образцу. для выжигания, правила электробезопасности. Подготовка основы для выжигания. | 4 |
Выжигание элементов рисунка. | 1 |
Выжигание по внешнему контуру. | 2 |
Подготовка изделий к выставке | 1 |
Итоговый урок | 1 |
Заключительное занятие -1 час
Подведение итогов работы кружка за учебный год. Оформление выставки и отбор лучших работ. Формы организации деятельности: групповые и индивидуальные. Технологии, методики: рассказ, беседа, практическая работа, демонстрации видеофильмов, метод индивидуальных и групповых проектов.
Межпредметные связи на занятиях по развитию познавательной деятельности: технология, ИЗО, черчение, математика, физика
Оценка достижения результатов внеурочной деятельности
Критерии, представленные в таблице, содержат не только пункты, мотивирующие желание работать в сотрудничестве, но и пункты, дающие возможность каждому ученику увидеть свои достоинства. Именно наличие критериев подобного рода дает ученикам ощущение того, что в работе команды важно и значимо участие каждого: итого, кто генерирует идеи, и того, кто координирует деятельность, и того, кто умеет поддержать и ободрить.
| Критерии оценивания | Всегда | Часто | Иногда | Никогда |
| Участвует в обсуждении ключевых вопросов | | | | |
| 2. Умеет распределить последовательность действий каждого члена команды | | | | |
| 3. Сотрудничает с другими во время работы над достижением общих целей | | | | |
| 4. Высказывает новые идеи | | | | |
| 5. Вносит конструктивные предложения | | | | |
| 6. Умеет выслушивать товарищей : | | | | |
| 7. Тщательно обдумывает информацию | | | | |
| 8. Умеет сравнивать и обобщать высказанные товарищами идеи | | | | |
| 9. Умеет корректно отстаивать свою точку зрения | | | | |
| 10. Умеет выяснять, что непонятно | | | | |
| 11. Умеет принимать помощь товарищей | | | | |
| Подбадривает и поддерживает товарищей | | | | |
Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение программы.
Список литературы
1. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, I [.В. Степанов. — М.: Просвещение. 2010.
2. Комашинский А.И. Использование проектного метода в образовательном процессе // Практика административной работы в школе. — 2006. — № 6. — С.65-70.
3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. — М.: Просвещение, 2010.
4. Нелобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе. — М.: Аркти, 2006.
5. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности // Народное образование. — 2000. — № 7.
6. Павлова М.Б. и др. Метод проектов в технологическом образовании школьников / Под ред. И.А. Сасовой. — М.: Вентана-Графф, 2003.
7. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В.А. Горский. А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.]. - М.: Просвещение, 2010.
8. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. - М., 2005.
9. Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения // Завуч. -2003.- № 6.
10. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Министерство образования и науки РФ. — М.: Просвещение, 2010.
Интернет-ресурсы по проблемам проектной и исследовательской деятельности
1. Интернет-сайт: www/Trizline/Ru/leem/toy/toy.Htm
2. http://stranamasterov.ru/
3. www.readabout.info
4. http://vip-samodelki.ru
5. http://spicami.ru
Перечень оборудования, используемых при реализации программы.
1.DVD-плеер, (видеомагнитофон), телевизор;
Календарно-тематическое планирование занятий курса внеурочной деятельности кружка «Волшебная мастерская. Художественная обработка древесины (выпиливание и выжигание)», 7- 8 классы
№№ | Тема занятий | Количество часов | Форма занятий |
1 | Вводное занятие | 1 | Техника безопасности |
2 | Выпиливание и выжигание как разновидности декоративного искусства. | 4 | Подготовка основы из фанеры для выпиливания. |
3 | Выпиливание и выжигание как разновидности декоративного искусства. выбор органов самоуправления, распределение рабочих мест. | 4 | Техника безопасности . Беседа, теоритический материал |
4 | Подготовка и перевод рисунка на основу. Выпиливание лобзиком по внешнему контуру. | 1 | Практическая работа |
5 | Подготовка и перевод рисунка на основу. Выпиливание лобзиком по внешнему контуру. | 4 | Подготовка и перевод рисунка на основу. |
6 | Породы древесины и древесные материалы, декоративные особенности древесины. Лобзик, выпиловочный столик, | 4 | Подготовка и перевод рисунка на основу изготовление поделок к празднику |
7 | Породы древесины и древесные материалы, декоративные особенности древесины. Лобзик, выпиловочный столик, | 1 | Отделка шлифованием, подгонка и склеивание деталей. |
8 | Отделка шлифованием, подгонка и склеивание деталей. | 1 | Отделка шлифованием, подгонка и склеивание деталей. |
9 | Инструменты для создания отверстий, приемы работы. | 1 | Техника безопасности Выпиливание по внутреннему контуру. |
10 | Отделка шлифованием, подгонка и склеивание деталей, лакирование. Шлифование, подгонка и склеивание деталей, лакирование. | 1 | Техника безопасности. Работа с лаком |
11 | Выжигание, выполнение задания по образцу. для выжигания, правила электробезопасности. Подготовка основы для выжигания. | 4 | Техника безопасности.. Работа с выжигательным аппаратом |
12 | Выжигание элементов рисунка. | 1 | Рамочное выпиливание |
| Выжигание по внешнему контуру. | 2 | Выжигание рисунка, сборочная операция, склеивание деталей. Техника безопасности |
21 | Подготовка изделий к выставке | 1 | Практическая работа |
22 | Итоговый урок | 1 | |
| Итого: 34 часа |
Календарно-тематическое планирование занятий курса внеурочной деятельности кружка «Волшебная мастерская. Художественная обработка древесины (выпиливание и выжигание)», 7- 8 класс
№№ | Тема занятий | Количество часов | План /факт | примечание |
1 | Вводное занятие | 1 | | |
2 | Выпиливание и выжигание как разновидности декоративного искусства. | 1 | | |
3 | Выпиливание и выжигание как разновидности декоративного искусства. | 1 | | |
4 | Выпиливание и выжигание как разновидности декоративного искусства. | 1 | | |
5 | Выпиливание и выжигание как разновидности декоративного искусства. | 1 | | |
6 | Выпиливание и выжигание как разновидности декоративного искусства. выбор органов самоуправления, распределение рабочих мест. | 1 | | |
7 | Выпиливание и выжигание как разновидности декоративного искусства. | 1 | | |
8 | Выпиливание и выжигание как разновидности декоративного искусства. | 1 | | |
9 | Выпиливание и выжигание как разновидности декоративного искусства. | 1 | | |
10 | Подготовка и перевод рисунка на основу. Выпиливание лобзиком по внешнему контуру. | 1 | | |
11 | Подготовка и перевод рисунка на основу. Выпиливание лобзиком по внешнему контуру. | 1 | | |
12 | Подготовка и перевод рисунка на основу. Выпиливание лобзиком по внешнему контуру. | 1 | | |
13 | Подготовка и перевод рисунка на основу. Выпиливание лобзиком по внешнему контуру. | 1 | | |
14 | Подготовка и перевод рисунка на основу. Выпиливание лобзиком по внешнему контуру. | 1 | | |
15 | Породы древесины и древесные материалы, декоративные особенности древесины. Лобзик, выпиловочный столик, | 1 | | |
16 | Породы древесины и древесные материалы, декоративные особенности древесины. Лобзик, выпиловочный столик, | 1 | | |
17 | Породы древесины и древесные материалы, декоративные особенности древесины. Лобзик, выпиловочный столик, | 1 | | |
18 | Породы древесины и древесные материалы, декоративные особенности древесины. Лобзик, выпиловочный столик, | 1 | | |
19 | Породы древесины и древесные материалы, декоративные особенности древесины. Лобзик, выпиловочный столик, | 1 | | |
20 | Отделка шлифованием, подгонка и склеивание деталей. | 1 | | |
21 | Отделка шлифованием, подгонка и склеивание деталей. | 1 | | |
22 | Отделка шлифованием, подгонка и склеивание деталей. | 1 | | |
23 | Отделка шлифованием, подгонка и склеивание деталей. | 1 | | |
24 | Инструменты для создания отверстий, приемы работы. | 1 | | |
25 | Отделка шлифованием, подгонка и склеивание деталей, лакирование. Шлифование, подгонка и склеивание деталей, лакирование. | 1 | | |
26 | Выжигание, выполнение задания по образцу. для выжигания, правила электробезопасности. Подготовка основы для выжигания. | 1 | | |
27 | Выжигание, выполнение задания по образцу. для выжигания, правила электробезопасности. Подготовка основы для выжигания. | 1 | | |
28 | Выжигание, выполнение задания по образцу. для выжигания, правила электробезопасности. Подготовка основы для выжигания. | 1 | | |
29 | Выжигание, выполнение задания по образцу. для выжигания, правила электробезопасности. Подготовка основы для выжигания. | 1 | | |
30 | Выжигание элементов рисунка. | 1 | | |
31 | Выжигание по внешнему контуру. | 1 | | |
32 | Выжигание по внешнему контуру. | 1 | | |
33 | Подготовка изделий к выставке | 1 | | |
34 | Итоговый урок | 1 | | |
ИТОГО: 34 часа |