Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Тат-Китнинская основная общеобразовательная школа"
Рассмотрено: Согласовано: Утверждено:
на заседании МО зам. дир. по УР директор школы
Протокол №1 ______ Курбангалиева Р.Г. _______ Валеева Г.З.
от 28 августа 2017 года 28 августа 2017 года Приказ № 40
от 29 августа 2017 года
Программа внеурочной деятельности «Волшебные петельки» для 5-6 классов
Срок реализации: 2017-2018 учебный год
Составила: руководитель кружка Мавлекиева Айслу Зульфаизовна
2017 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Вязание – один из самых распространённых видов рукоделия. Искусство вязания восходит своими корнями к далёкому прошлому. Вязаные вещи были найдены в древних захоронениях Египта, Рима, Греции. Вязаная тёплая одежда защищала от холода. В России вязание получило распространение в прошлом веке. Занимались им женщины на посиделках. Узоры заимствовали из народной вышивки крестом и ткачества. Умение вязать, также как прясть, ткать, шить, вышивать, необходимо было для любой женщины, ведь ей приходилось одевать себя, свою семью, украшать жилище. Предметы быта. Это умение было обязательным не только для крестьянок, но и для женщин всех сословий, в том числе и дворянского. Девочке давали в руки крючок, спицы, иглу с того момента, как она могла их держать. Вязание – один из самых древних и полезных видов рукоделия. Вязание было и остается популярным видом прикладного искусства благодаря неограниченной возможности создавать новые, неповторимые вещи для людей любого возраста и вкуса. В настоящее время вязание становится очень актуальным видом рукоделия, привлекая людей различного возраста. В данном виде творчества ребенок может раскрыть свои возможности, реализовать свой художественный потенциал, а главное ощутить терапевтическое значение – равновесие душевного состояния.
Программа "Волшебные петельки" по содержательной, тематической направленности является художественно-эстетической; по функциональному предназначению - прикладной; по форме организации - кружковой; по времени реализации - годичной. Программа "Волшебные петельки" предназначена для обучающихся 5-6 классов МБОУ «Тат-Китнинская основная общеобразовательная школа» Содержание программы нацелено на формирование культуры творческой личности, на приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям через собственное творчество и освоение опыта прошлого. Содержание программы расширяет представления учащихся о вязаных изделиях, традициями народных ремесел, образцами дизайнерских разработок, знакомит с историей вязания, видами вязания, формирует практические умения и навыки работы, выполнение элементов украшения для связанных изделий, правильный подбор инструментов и материалов для задуманного изделия, развитие самостоятельного подхода в выполнении той или иной поделки. Актуальность программы – приобщение обучающихся к полезному виду рукоделия. Вязание является не только приятным успокаивающим занятием, но и приносит огромное количество положительных эмоций, что является мощным толчком к воплощению новых идей, подчеркивает творческую индивидуальность, играет немалую экономическую роль в жизни человека. Актуальность кружка обусловлена ещё и тем, что ручное вязание позволяет изготовлять неповторимые, уникальные модели, позволяет сделать различные вещи, например, одежду, игрушки, украшения. Вязаные изделия удобны и прочны, практичны и элегантны, в них тепло и уютно. Ручное вязание позволяет выразить свою индивидуальность, задуманный образ с помощью выбора фактуры и цвета пряжи, ее переплетений, оформления и фасона изделий. Цель программы заключается в создании условий для развития у обучающихся качеств творческой личности, умеющей применять полученные знания на практике и использовать их в новых социально-экономических условиях при адаптации в современном мире, развитие интереса к рукоделию, раскрытие творческого потенциала, организация досуга. В процессе реализации программы должны быть решены задачи: 1. Расширять кругозор обучающихся в процессе изучения видов декоративно-прикладного творчества. 2. Формировать интерес к рукоделию. 3. Формировать знания и практические навыки по выполнению различных видов вязания. 4. Развивать у обучающихся эстетический вкус, память и внимание. 5. Развивать мелкую моторику и координацию рук. 6. Развивать художественный вкус и творческую инициативу. 7. Воспитывать уважение и развивать интерес к народным традициям. 8. Формировать чувство сотрудничества и взаимопомощи.
Оборудование: спицы, нитки.
В результате работы по программе "Волшебные петельки" обучающиеся
должны знать: - возможности техники вязания на спицах;
- свойства шерстяных, пуховых, хлопчатобумажных и шелковых нитей,
- правила подбора спиц для вязания,
- условные обозначения, применяемые при вязании на спицах,
- технология вязания на двух спицах,
должны уметь: - подбирать спицы в соответствии с толщиной и качеством нити и видом узора,
- выполнять записи узоров вязания с помощью условных обозначений,
- вязать простые изделия на двух спицах,
способны решать следующие жизненно-практические задачи: - вязать простые изделия на двух спицах.
Учебный план.
№ п/п | Тема | Количество часов |
1 | Вводное занятие. Материалы и инструменты. Техника вязания. Набор петель при вязании на двух спицах | 1 |
2 | Набор петель разными способами. | 1 |
3 | Технология выполнения лицевых петель. | 1 |
4 | Технология выполнения изнаночных петель петель. | 1 |
5 | Кромочные петли. Закрепление петель последнего ряда. | 1 |
6 | Вязание резинки 1*1, 1*2. | |
7 | Вязание тапочки из восьми квадратов. Порядок вязания квадратов из ниток разных цветов. | 1 |
8 | Вязание тапочки из квадратов. | 1 |
9 | Вязание тапочки из квадратов. | 1 |
10 | Соединение квадратов. | 1 |
11 | Узор «Ложная английская резинка». | 1 |
12 | Закрепление узора «Ложная английская резинка». | 1 |
13 | Узор «Соты» | 1 |
14 | Закрепление узора «Соты». | 1 |
15 | Вязание шарфа. | 1 |
16 | Вязание шарфа. | 1 |
17 | Вязание шарфа. | 1 |
18 | Обобщающее занятие. Выставка связанных изделий. Задание на лето. | 1 |
Содержание учебных тем 1. Вводное занятие. Материалы и инструменты. Техника вязания. Набор петель при вязании на двух спицах. Содержание и задачи кружка "Волшебный клубок". Декоративно-прикладное искусство, его исторические корни. Влияние традиций, образа жизни и благосостояние населения на развитие художественных ремесел. Общие черты и основные отличия дизайна и декоративно-прикладного искусства. Общие организационные сведения. Демонстрация изделий, репродукций и др., раскрывающих основные направления в художественной обработке изделий. Ознакомление с образцами изделий, которые будут изготавливаться на последующих занятиях. 2. Технология выполнения лицевых и изнаночных петель. Набор петель при вязании на двух спицах Виды набора петель. Правильное положение рук при наборе петель. Технология выполнения лицевых и изнаночных петель. Правильное положение рук при вязании на спицах. Технология выполнения изнаночной петли двумя способами. Первый способ расположить рабочую нить перед левой спицей. Второй способ:"бабушкина изнаночная". Технология выполнения лицевых петель. Технология выполнения изнаночной и лицевой петель не одинаково, потому что в лицевых петлях рабочая нить находится за левой спицей Выполнения лицевых петель происходит двумя способами: вывязывание лицевой петли за переднюю стенку, вывязывание лицевой петли за заднюю стенку. 3. Кромочные петли. Закрепление петель последнего ряда. Кромочные петли Кромочным петлям в процессе вязания отведена вспомогательная роль: они образуют кромку с краев полотна. Закрепление петель последнего ряда. Технология закрепления петель последнего ряда выполняется двумя способами: накиды. Использование накидов в узорах со сложным переплетением нитей, для прибавления и удлинения петель. Способы убавления, прибавления и закрывания петель. Убавление и прибавление петель. Закрывание петель. 4. Вязание тапочки из восьми квадратов. Порядок вязания квадратов из ниток разных цветов. Выбор узора. Контрольный образец. Плотность вязания. Вывязывание восьми одинаковых деталей. 5. Вязание тапочки из квадратов 6. Соединение квадратов. Сшивание деталей. Как правильно сшить детали. Способы сшивания вязаных изделий. 7. Узор «Ложная английская резинка». Знакомство со схемой вязания узора. 8. Узор «Соты». Знакомство со схемой вязания узора. 9. Вязание шарфа. 10. Обобщающее занятие. Выставка связанных изделий. Задание на лето.
ЛИТЕРАТУРА: 1.Власова А.А. Вязание. От умения к мастерству. «Золотой век», Санкт-Петербург, 1994,384стр.
2. myknitting.narod.ru
3. korzinochka.3dn.ru
4. Сайты из Интернета.