СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа кружка «Занимательная физика»

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа кружка «Занимательная физика» предназначена для того, чтобы углубить и оживить уже имеющиеся у учащихся основные сведения из физики, научить сознательно ими распоряжаться и побудить к разностороннему их применению.

Просмотр содержимого документа
«Программа кружка «Занимательная физика»»

Пояснительная записка

Программа кружка «Занимательная физика» предназначена для того, чтобы углубить и оживить уже имеющиеся у учащихся основные сведения из физики, научить сознательно ими распоряжаться и побудить к разностороннему их применению. Достигается это рассмотрением головоломок, замысловатых вопросов, забавных задач, занимательных рассказов и опытов.

Данный кружок направлен на развитие интереса к изучению физических явлений, стимулирование самостоятельного познавательного процесса и практической деятельности учащихся. Занятия кружка являются источником мотивации учебной деятельности учащихся, дают им глубокий эмоциональный заряд, формируются такие качества личности, как целеустремленность, настойчивость, развиваются эстетические чувства, формируются творческие  способности.

Кружок «Занимательная физика» имеет практическую направленность, т.к. значительное количество времени отводится на выполнение практических заданий. Подбираются задания технического содержания, качественные, тестовые, а также – творческие, экспериментальные. Решение нестандартных задач и проведение занимательных экспериментальных заданий способствует пробуждению и развитию у обучающихся устойчивого интереса к физике. Учащиеся лучше понимают материал. Следовательно, у них возникает уверенность в своих силах и желание приобретать новые знания. Появляется ощущение успеха.

Несмотря на определенные достоинства существующих программ, у них есть два существенных недостатка:

- выпадает большой объём познавательного материала, который должен расширять научно-технический кругозор учащихся и развивать их мышление. Этот недостаток определяется нехваткой учебного времени;

- у многих учащихся отсутствуют умения самостоятельно приобретать знания, наблюдать и объяснять явления природы, а также умения пользоваться справочной и хрестоматийной литературой.

С целью устранения этих недостатков и создана эта программа. Она учитывает возрастные особенности детей, их интересы.






Цель: создание условий для развития познавательных и творческих способностей учащихся, активизации их познавательной деятельности.

Задачи программы:

  1. создание условий для формирования и развития творческих способностей, умения работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения;

  2. развитие наблюдательности, памяти, внимания, логического мышления.

  3. формирование интереса к изучению физики и проведению физического эксперимента;

  4. формирование экспериментальных умений;

  5. подготовка к осуществлению осознанного выбора профессии.

Участники программы:

- учащиеся 15-17 лет.

Сроки реализации программы: 1 год.

Режим занятий:

Программа рассчитана на 72 часа. Занятия проводятся 2 часа в неделю.

Принципы реализации программы:

Последовательность. Работа над реализацией программы осуществляется в соответствии с планом действий и графиком работы.

Актуальность. Создание условий для повышения мотивации к обучению. Стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.

Научность. Кружок – развивает умение логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и природных явлений, делать выводы, обобщать.

Системность. Курс кружка состоит от наблюдаемых явлений в природе к опытам проводимых в лабораторных условиях.

Практическая направленность. Содержание занятий кружка направлено на выполнение практических заданий.

Формы проведения занятий:

  1. беседа-диалог;

  2. исторический экскурс;

  3. игра;

  4. эксперимент;

  5. практикум;

  6. просмотр и обсуждение видеоматериалов;

  7. презентация;

  8. экскурсия.

Воспитательные методы:

  • вовлечение в деятельность;

  • стимулирование;

  • сотрудничество;

  • доверие;

  • коллективный анализ и оценка;

  • самооценка деятельности.



Виды деятельности:

  • Занимательные опыты по разным разделам физики;

  • Применение ИКТ;

  • Занимательные экскурсии в область истории физики;

  • Применение физики в практической жизни;

  • Наблюдения за явлениями природы.

Ожидаемый результат:

- проявление интереса к предметам естественно-математического цикла;

- знание основных законов и понятий;

- расширение интеллектуальных способностей и кругозора учащихся;

- успешная самореализация учащихся;

- опыт работы в коллективе;

- умение искать, отбирать, оценивать информацию;

- применение полученных знаний в повседневной жизни, обеспечение

безопасности своей жизни;

- возникновение потребности читать дополнительную литературу, подготовка информационных сообщений;

- получение опыта дискуссии, проектирования учебной деятельности;

- повышение уровня удовлетворённости учащимися, родителями учебно-воспитательным процессом школы.

Личностные результаты:

•сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
•самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
•мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД:

делать выводы в результате совместной работы учащихся и учителя;

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме

слушать и понимать речь других; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения, оценки и самооценки и следовать им;

учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Воспитательная работа

На занятиях кружка проводится воспитательная работа:

 беседы на этические темы;

 беседы о физике в литературе, поэзии, живописи;

 экскурсии.

Средствами реализации программы курса является:

- создание атмосферы заинтересованности каждого ученика:

-стимулирование уч-ся к высказыванию, использованию различных способов выполнения заданий;

- использование на занятиях различного дидактического материала;

- проведение на занятиях занимательных опытов, что значительно усиливает интерес учеников.

Система оценки достижения результатов деятельности кружка предусматривает:

- оценку достижений учащихся;

- оценку эффективности деятельности кружка.

Оценка достижения результатов деятельности кружка:

- представление коллективного результата деятельности группы обучающихся (результат работы кружка);

- индивидуальная оценка результатов каждого обучающегося (награждение)

Формы проведения итогов реализации программы:

Представление презентации о работе кружка.

Представление творческих работ учащихся.


2. Содержание программы

2.1 . Вводное занятие (1ч.)

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности на занятиях кружка. Планирование работы кружка.

2.2.Люди науки.(2ч.)

Рассказы о физиках. Люди науки. Нобелевские лауреаты по физике.

2.3. Давление (10ч)

Давление твердых тел. Давление жидкости. Давление газа. Атмосферное давление. Выталкивающее действие жидкости и газа.

2.4. Тепловые явления (10ч)

Внутренняя энергия. Теплопроводность. Конвекция. Излучение.

Поверхностное натяжение.

2.5. Электрические явления (10ч)

Электризация. Электрический ток. Электрическая цепь. Последовательное и параллельное соединение проводников.

2.6. Магнитные явления (8ч)

Магнитное поле. Постоянные магниты.

2.7. Световые явления (10ч)

Отражение света. Плоское зеркало. Преломление света. Оптические приборы. Изображения даваемые линзой.

2.8. Механические явления (10ч)

Инерция. Сила. Равновесие. Импульс. Реактивное движение.

2.10. Проектная работа.(8 ч.)

Проектная работа (основы проектной деятельности) Защита проектов.

2.11. Подведение итогов работы кружка ( 5ч)


3. Тематический план программы кружка

Раздел

Кол-во часов

Тема

Количество часов

Сроки проведения

Теория

Практика

Вводное занятие.

(1 ч)

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности на занятиях кружка. Обсуждение плана работы.

1

-


Люди науки.

(2ч)

Рассказы о физиках. Люди науки. Нобелевские лауреаты по физике.

2

-


Давление

(10ч)


Давление твердых тел.

Давление жидкости.

Давление газа.

Атмосферное давление.

Выталкивающее действие жидкости и газа.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1


Тепловые явления

(10ч)


Внутренняя энергия.

Теплопроводность.

Конвекция.

Излучение.

Поверхностное натяжение.


1

1

1

1

1


1

1

1

1

1



Электрические явления

(10ч)


Электризация.

Электрический ток. Электрическая цепь. Последовательное и параллельное соединение проводников.


1

1

1

1

1


1

1

1

1

1



Магнитные явления

(8ч)


Магнитное поле.

Постоянные магниты.


2

2

2

2


Световые явления

(10ч)


Отражение света.

Плоское зеркало.

Преломление света.

Оптические приборы. Изображения даваемые линзой.


1

1

1

1

1


1

1

1

1

1



Механические явления

(10ч)


Инерция.

Сила.

Равновесие.

Импульс.

Реактивное движение.


1

1

1

1

1


1

1

1

1

1



Проектная работа

(8 ч.)


Проектная работа (основы проектной деятельности) Защита проектов.


1

7


Подведение итогов работы кружка

( 5ч)



Создание презентации о работе кружка.

Представление творческих работ учащихся.



5



4. «Методическое обеспечение программы кружка:


дидактический и лекционный материал,

методики исследовательских работ, и т.п.

разработки бесед, экскурсий, конкурсов

оборудование для проведения опытов



Методики исследовательских работ:

1. Диагностика уровня творческой активности учащихся.

Методика М.И. Рожкова, Ю.С. Тюнникова и др. Фигурный тест П. Торренса

2. Удовлетворенность учащихся работой кружка.


Список литературы


  1. Перельман Я.И. Занимательная физика, Чебоксары, «Наука»,1994

  2. Перельман Я.И. Занимательная механика. Знаете ли вы физику?, М.: «АСТ», 1999.

  3. Блудов М.М. Беседы по физике. - М.: «Просвещение», 1998.

  4. Ленович А.А. Я познаю мир. Физика. М.: «АСТ», 2005.

  5. Марон А.Е., Марон Е.А. «Дидактические материалы-8кл», «Дрофа», Москва, 2009.

  6. Лянина И.Я Не уроком единым. Развитие интереса к физике. М.: «Просвещение», 1998.

  7. М.Е. Тульчинский «Занимательные задачи-парадоксы и софизмы».

  8. В.А. Буров, А.И. Иванов «Фронтальные экспериментальные задания по физике-7-8 класс».

  9. А.С. Енохович « Справочник по физике и технике»

  10. А.И.Сёмке. «Занимательные материалы к урокам». М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2006.

  11. «Физические викторины». Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1967.

  12. М.А.Петрухина. «Физика. Нестандартные уроки. Внеурочные мероприятия». Волгоград: Учитель, 2007.

  13. В.Г.Прокопович. «Софизмы. Физика». М.: Грамотей, 2007.

  14. Тульнинский М. Е. Качественные задачи по физике. М.: Просвещение, 2010.















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!