СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа кружковой работы "История Смоленского края"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В документе содержится программа кружковой работы.

Просмотр содержимого документа
«Программа кружковой работы "История Смоленского края"»

СОГБОУ «Духовщинская школа – интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»


Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № 1 от «29 » августа 2016 г.

Согласовано:

«___29_» августа 2016 г

Заместитель директора по УР

_________Н.Н.Аксенова

Утверждаю:

«___30_» августа 2016 г

Директор школы ________Е.А.Агапова












Рабочая программа

кружка «История Смоленского края »

на 2016- 2017 учебный год




Руководитель кружка: Аксенова Н.Н.




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Цель  — показать роль Смоленского края в истории России, определенное своеобразие истории Смоленского края, отличающее её от истории других регионов России, познакомить с его огромным и многообразным историческим и культурным наследием.

Курс построен по хронологическому принципу, что позволяет уделить необходимое внимание особенностям развития Смоленского региона, а также проследить динамику его исторического развития.

Основные задачи

  • сформировать у учащихся целостное представление о месте Смоленщины в истории России;

  • осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие Смоленщины в разные периоды истории нашей страны;

  • охарактеризовать наиболее яркие личности Смоленского края, их роль в истории и вклад в культуру;

Формируемые умения учащихся:

  • умения связно пересказывать текст учебника, отделяя главное от второстепенного;

  • умения анализировать материал, определять предпосылки, сущность и последствия исторических явлений и событий;

  • умения сравнивать исторические явления в различных регионах, выделяя сходство и различия, особенности явлений имевших место в истории Смоленщины.

  • умения работать с исторической картой; иллюстрациями и схемами.

  • умения оперировать историческими датами, выявлять синхронность и последовательность событий и явлений.

Используемые технологии и формы организации обучения

В программе поэлементно и полностью используются следующие технологии и формы организации обучения:

  • Уровневая дифференциация;

  • Проблемное обучение;

  • Информационно-коммуникативные технологии;

  • Здоровьесберегающие технологии;

  • Коллективный способ обучения (работа в группах постоянного и сменного состава);

  • Проектная технология;





ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА

В результате изучения истории Смоленщины ученики должны

научиться

  • основные этапы и ключевые события истории Смоленщины в разные исторические периоды; выдающихся деятелей Смоленского края;

  • важнейшие достижения культуры Смоленского края; изученные виды исторических источников по истории родного края;
    получат возможность научиться

  • соотносить даты событий истории Смоленщины с историей России; определять последовательность и длительность важнейших событий в истории края;

  • показывать на исторической карте территорию Смоленщины в разные исторические периоды, древнейшие города Смоленщины, места значительных исторических событий в истории края;

  • рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов курса; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников;

  • соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.


СОДЕРЖАНИЕ


История Смоленщины с древнейших времен до конца XVI века

Введение

Место Смоленщины в российской и славянской Истории. История Смоленщины с древнейших веков до конца XVI века. Особенности развития. Исторические факторы, повлиявшие на судьбу региона.

Раздел 1. Наш край в первобытнообщинный период

Древнейшие поселения Смоленщины

Характеристика археологических памятников. Первобытные охотники и рыболовы (быт и обычаи древних финно-угров. Протоиндоевропейцы. Первые земледельцы и скотоводы на территории края (культура шаровидных амфор). Расселение племен шнуровой керамики. Бронзовый век на территории края. Среднеднепровская культура.

Смоленщина в раннем железном веке. Балты.

Появление железа. Изменения в хозяйственной жизни племен. Днепродвинская культура балтов. Создание укрепленных поселений.

Древние славяне на территории края.

Расселение славянских племен на территории края. Славяне и балты. Длинные курганы. Складывание кривичского племенного союза. Особенности культуры и быта кривичей. Кривичские "грады". Гнездово и Смоленск. Радимичи.

Раздел 2. Наш край в IX - начале XIV веков.

Смоленская земля в составе Киевского государства

Кривичско-радимичские земли и. Киев в IX веке. Развитие хозяйства. Смоленская земля в X - начале XII веков. Формирование территории Смоленского княжества.

Смоленская земля в XII веке

Образование самостоятельного княжества. Завершение формирования территории. Смоленщина при Ростиславе Мстиславиче и его сыновьях (дальнейшее развитие хозяйства, торговля, Смоленск и периферийные центры земли, политика княжества в XII веке). Вече и князь в Смоленской земле.

Великое княжество Смоленское в XIII - начале XIV века

Смоленщина в первой половине XIII века (экономическое и политическое развитие, торговые договоры). Участие смолян в борьбе немецким рыцарством в Прибалтике. Походы литовцев. Смоленск и Полоцк. Ослабление княжества. Смоленщина и монголо-татарские завоевания. Битва у Долгомостья. Меркурий Смоленский. Смоленская земля "во второй половине XIII - начале XIV века.

Культура Смоленского княжества X - XIII веков

Смоленск - один из крупнейших центров культуры Руси. Письменность и образование (древний сосуд из Гнездово, берестяные грамоты, памятники деловой и житийной литературы, первые школы). Расцвет архитектуры, смоленская архитектурная школа. Фресковая живопись.

Раздел 3. Смоленщина в XIV - начале XVI веков.

Смоленский край в XIV веке. Вхождение в состав Великого княжества Литовского

Образование Великого княжества Литовского и включение в его состав земель Западной Руси. Усиление "литовской" партии в Смоленске. Политика Ольгерда по отношению к Смоленскому княжеству. Внутренняя и внешняя политика смоленских князей в 70 - 80-х годах XIV века. Кревская уния. Вассальный договор 1387 года. Ликвидация самостоятельности княжества и присоединение его к великому княжеству Литовскому (1395 г.). Битва на Ворскле (1399 г.). Борьба Юрия Святославича с Витовтом в начале XV века.

Смоленщина в составе Великого княжества Литовского

Государственное устройство ВКЛ в XV веке. Внешняя политика ВКЛ в начале XV века. Грюнвальдская битва (1410 г.). Внутренняя политика ВКЛ. Городельский привилей 1413 г. Борьба православных феодалов ВКЛ за свои права. "Великая замятня" (1440 г.). Социально-экономическое развитие Смоленщины в XV веке. Начало борьбы Московского государства за земли Белой Руси. Битва при Ведроши (1500 г.). Присоединение Смоленских земель Московским княжеством. Взятие Смоленска (1514г.).

Культура края в XIV-XV веках

Архитектура. Образование. Письменность.