СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа кружковой работы в 1й младшей группе "Ладушки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: развитие речи, познавательных процессов, чувства родного языка у детей младшего дошкольного возраста; создание психологического комфорта ребенка с помощью введения фольклорного материала в повседневную жизнь.

Учить понимать речь воспитателя, слушать и понимать потешки, песенки. Вызвать желание повторять услышанное, подражать услышанным звукосочетаниям и словам. Пополнять активный словарь новыми словами и действиями. Развивать интерес к народному творчеству.

Просмотр содержимого документа
«Программа кружковой работы в 1й младшей группе "Ладушки"»


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №31 «Светлана»





ПРИНЯТО: Утверждена

Педагогическим советом приказом заведующего

протокол № ________________________А.В. Грекова













ПЛАН КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ «ЛАДУШКИ» В 1 МЛАДШЕЙ ГРУППЕ















Воспитатели:

Лаврова В.В.

Додолина Ю.Ю.



ОГЛАВЛЕНИЕ

Наименование разделов


1

Целевой раздел

1.1.

Пояснительная записка.

1.2.

Цели и задачи плана работы по дополнительному образованию.

1.3.

Планируемые результаты.

2

Содержательный раздел

2.1

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие».

2.2

Основные направления работы.

2.3

Содержание работы по кружковой работе «Ладушки».

2.4

Методы и приёмы обучения.

2.5

Способы работы.

2.6

Формы работы.

3

Организационный раздел

3.1

Организация развивающей предметно- пространственной среды.

3.2

Технические устройства.

3.3

Режим, учебная нагрузка.

3.4

Методическое обеспечение.





















  1. Целевой раздел



1.1. Пояснительная записка

Работа по ознакомлению детей с устным народным творчеством имеет огромное значение в формировании целостного представления о мире, развитии связной речи и становлении личности ребенка.

Значение фольклора в жизни ребёнка

Слово «фольклор» в буквальном переводе с английского означает народная мудрость. Фольклор – это создаваемый народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни, природы, культуры и верования. Это устное, словесное художественное творчество, которое возникло в процессе формирования человеческой речи.

Именно в раннем возрасте закладывается тот фундамент познавательной деятельности, который обеспечит дальнейшее постижение тайн природы и величие человеческого духа. По мнению ученых, ранний возраст обладает особой благодатной восприимчивостью. У ребенка интенсивно формируется наглядно-образное мышление и воображение, развивается речь, психическая жизнь обогащается опытом, возникает способность воспринимать мир и действовать по представлению. Появление некоторых обобщенных знаний о предметах и явлениях является важным этапом в ознакомлении с окружающим миром через народные произведения.

Фольклор - одно из действенных и ярких средств ее, таящий огромные дидактические возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.

Ребенок приходит в мир... Взрослые (родители, бабушка, дедушка, а позднее и воспитатели) должны окружить малыша любовью, заботой, внимание, лаской, научить его радоваться жизни, доброжелательному отношению со сверстниками, со взрослыми. Взрослые ведут ребенка по пути познания мира во всем его разнообразии и осознание себя в этом мире, играя ребенком, а позднее и создавая все условия для его самостоятельной игры. Игра для ребенка – это комфортное проживание детства, важнейшего периода в жизни человека. Без игры нет детства вообще.

Ребенок должен играть! Вот тут - то нам на помощь и приходит детский фольклор. Современному малышу не менее, чем в далеком прошлом, нужны тонкие способы создания определенных взаимоотношений со взрослым при убаюкивании, купании, первых физических упражнений, в играх. В течение многих веков прибаутки, потешки, приговорки любовно и мудро поучают ребенка, приобщают его к высокой моральной культуре своего народа.

Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в тоже время оказывают на него свое воспитательное воздействие. Незатейливые по содержанию и простые по форме малые формы народного поэтического творчества таят в себе немалые богатства – речевые, смысловые, звуковые.

Что же относится к детскому фольклору?

Пестушки – песенки, которыми сопровождается уход за ребенком.

Потешки – игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками).

Заклички – обращение к явлениям природы (солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям)

Считалки – коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.

Скороговорки и чистоговорки, незаметно обучающие детей правильной и чистой речи.

Дразнилки – веселые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны во внешности ребенка, в особенностях его поведения.

Прибаутки, шутки, перевертыши – забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей.

Прибаутки, потешки, пестушки приносят радость детям.

Колыбельные – народный фольклор сопровождает жизнь малыша с самых первых дней появления на свет. Самыми первыми произведениями фольклора, с которыми знакомится ребенок, являются колыбельные песни.

Поэтому, использование фольклора имеет огромное значение в жизни малыша. Вызывает положительные эмоции, побуждает интерес, поддерживает.

Образовательная программа дошкольного образования муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №31 «Светлана» нацеливает нас на широкое использование произведений народного творчества в работе по развитию речи, а также на воспитании доброжелательности, заботливого отношения друг к другу. Я считаю, что дополнительное образование – это более эффективный метод, который можно использовать в нашей работе.

Педагогическая целесообразность работы по дополнительному образованию «Ладушки» состоит в углублении знаний о разнообразных фольклорных формах, развитии связной речи, памяти, эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста.

Данная работа предполагает, что младшие дошкольники более глубоко и осознанно будут знакомиться с устным народным творчеством: потешками, прибаутками, колыбельными песенками, загадками, сказками, играми, хороводами; учиться различать фольклорные жанры

1.2. Цели и задачи плана работы по дополнительному образованию.

Цель: развитие речи, познавательных процессов, чувства родного языка у детей младшего дошкольного возраста; создание психологического комфорта ребенка с помощью введения фольклорного материала в повседневную жизнь.

Учить понимать речь воспитателя, слушать и понимать потешки, песенки. Вызвать желание повторять услышанное, подражать услышанным звукосочетаниям и словам. Пополнять активный словарь новыми словами и действиями. Развивать интерес к народному творчеству.

Задачи : - Развивать интерес и любовь к фольклору;

- Развивать мелкую моторику пальцев рук и активную речь;

-Воспитывать доброжелательное отношение в общении со сверстниками и взрослыми.

1.3. Планируемые результаты

Ожидаемые результаты:

- Умение различать фольклорные жанры;

- Умение воспроизводить знакомые фольклорные произведения,

-Использовать знакомый фольклорный материал в театрализованных сюжетно-ролевых играх.







2. Содержательный раздел

2.1. Образовательная область « Художественно-эстетическое развитие»

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)».

Приобщение к искусству

Вторая группа раннего возраста (от 2 до 3 лет)

Развивать художественное восприятие, воспитывать отзывчивость на музыку и пение, доступные пониманию детей произведения изобразительного искусства, литературы.

Рассматривать с детьми иллюстрации к произведениям детской литературы. Развивать умение отвечать на вопросы по содержанию картинок. Знакомить с народными игрушками: дымковской, богородской, матрешкой, ванькой-встанькой и другими, соответствующими возрасту детей.

Обращать внимание детей на характер игрушек (веселая, забавная и др.), их форму, цветовое оформление.

Музыкальная деятельность

Воспитывать интерес к музыке, желание слушать музыку, подпевать, выполнять простейшие танцевальные движения.

Слушание. Учить детей внимательно слушать спокойные и бодрые песни, музыкальные пьесы разного характера, понимать, о чем (о ком) поется, и эмоционально реагировать на содержание. Учить различать звуки по высоте (высокое и низкое звучание колокольчика, фортепьяно, металлофона).

Пение. Вызывать активность детей при подпевании и пении. Развивать умение подпевать фразы в песне (совместно с воспитателем). Постепенно приучать к сольному пению.

Музыкально-ритмические движения. Развивать эмоциональность и образность восприятия музыки через движения. Продолжать формировать способность воспринимать и воспроизводить движения, показываемые взрослым (хлопать, притопывать ногой, полуприседать, совершать повороты кистей рук и т. д.). Учить детей начинать движение с началом музыки и заканчивать с ее окончанием; передавать образы (птичка летает, зайка прыгает, мишка косолапый идет). Совершенствовать умение ходить и бегать (на носках, тихо; высоко и низко поднимая ноги; прямым галопом), выполнять плясовые движения в кругу, врассыпную, менять движения с изменением характера музыки или содержания песни.



2.2. Основные направления работы

- Развитие творческих способностей;

- Познавательное развитие.



2.3. Содержание работы по дополнительному образованию «Ладушки»

Месяц

Тема

Задачи

Пособия

Сентябрь

Игра «кто у нас хороший, кто у нас пригожий»

Вызвать у детей симпатию к сверстникам. Помочь им запомнить имена товарищей, преодолеть застенчивость


Сентябрь

Игра – инсценировка «Про девочку Машу и Зайку – Длинное Ушко»

Помочь детям понять, что утреннее расставание переживают все малыши и все мамы; поупражнять в проговаривании фраз, которые можно произнести. Прощаясь с мамой (папой, бабушкой).

Игрушки – зайчик, медвежонок

Октябрь

Путешествие в сказку

«Колобок»

Учить детей эмоционально и активно воспринимать сказку, участвовать в рассказывании, развивать творческую инициативу, интерес к занятиям

Книжка с картинками, игрушки по сказке

Октябрь

Игра – потешка «Огуречик, огуречик»

Познакомить с русской народной потешкой, создать хорошее настроение, помочь запомнить новую потешку, развивать память

Фланелеграф, ( овощи – помидор, огурец, картофель), муляжи овощей

Октябрь

Прослушивание колыбельной песенки «Баю-бай, ты, собачка не лай»

Познакомить с содержанием русской народной песенки; обогащать и активизировать словарь, учить добавлять слова, заканчивать фразы

Иллюстрации к русской народной песенке, игрушка – собачка, кукла

Октябрь

Игровая ситуация по мотивам потешки «Из-за леса из-за гор»

Познакомить с потешкой, учить проявлять эмоциональную отзывчивость. с интересом рассматривать иллюстрации к потешке, подговаривать слова и фразы

Иллюстрации к потешке. Сюжетные картинки по теме «Тележка» или модель тележки

Ноябрь

Инсценировка песенки «Дождик, дождик»

Познакомить с содержанием русской народной песенки, проявлять интерес к окружающему миру природы, эмоциональную отзывчивость на русскую народную закличку

Зонтик, костюм дождика

Ноябрь

Игровая ситуация «Как у нашего кота»

Познакомить с содержанием русской народной песенки, формировать умение слушать стихотворный текст, учить подговаривать слова и фразы.

Рисунок – иллюстрация к песенке, игрушка-кот

Ноябрь

Путешествие в сказку «Репка»

Помочь детям усвоить последовательность действий персонажей сказки; воспитывать интонационную выразительность речи

Фигурки настольного театра

Ноябрь

Игровая ситуация « В гости к бабушке» -знакомство с потешкой «Расти коса до пояса»

Продолжать знакомить детей с потешками. Помочь запомнить и выразительно рассказывать потешку

Кукла с длинными волосами, расческа, красивый большой платок

Декабрь

Игровая ситуация «Кукла Маша и зайчик пришли в гости»

Уточнить представления о предметах ближайшего окружения необходимых для накрытия стола к чаю. Привлекать к посильным трудовым действиям. Формировать представления о приеме гостей. Воспитывать дружелюбие, гостеприимство; активизировать словарь детей

Кукла, игрушка зайчик, кукольная чайная посуда, игрушечное угощение

Декабрь

Русская народная песенка «Ладушки, ладушки»

Напомнить содержание русской народной песенки; поощрять попытки выполнять движения, о которых говорится в песенке, учить договаривать слова и фразы; развивать моторику рук

Чайная посуда, круги желтого цвета

Декабрь

Русская народная песенка «Наша Маша маленька»

Познакомить с содержанием русской народной песенки, помочь понять содержание, активизация словаря: аленька, черноброва, опушка

Иллюстрации к потешке

Декабрь

Знакомство с потешкой «Ой, ты заюшка – пострел»

Познакомить с потешкой, со стихотворением – загадкой, учить угадывать животных по описанию, развивать внимание, приучать задавать вопросы и отвечать на них

Игрушка - зайчик

Январь

Сказка в гости к нам пришла «Кот петух и лиса»

Учить детей эмоционально воспринимать сказку, осознавать и запоминать сюжет, персонажей, учить интонационно точно повторять песенки из сказки

Игрушки – домик, кот, лиса, петушок; книга с красочными иллюстрациями

Январь

Игра – инсценировка «Чики-чики-чикалочки»

Познакомить с русской народной песенкой; учить проговаривать слова, развивать память

Иллюстрации к русской народной песенке

Январь

Хороводная игра «Пузырь»

Учить детей стоять в кругу и выполнять действия подпевать песенку, упражнять в согласовании приседания со словами и проговаривании слов

Воздушные шары

Январь

Инсценировка игры - потешки « Скачет зайка маленький»

Побуждать детей узнавать знакомую игрушку – зайку; Формировать активный словарь; вызывать интерес к лепке; воспитывать дружеские отношения во время игры

Игрушка-зайчик, морковка, сундучок, пластилин, салфетки, дощечки

Февраль

Разучивание песенки «Большие ноги шли по дороге»

Познакомить детей с песенкой, обогащать и активизировать словарь детей; учить выполнять движения в соответствии со словами

Музыкальное сопровождение: «Зашагали ножки» муз. М. Раухвергера

Февраль

У куклы Кати день рождения. Хороводная игра «Каравай»

Познакомить детей с хороводной игрой «Каравай»; воспитывать желание играть и заботиться о кукле, культуру поведения и умение пользоваться столовыми приборами, самостоятельно готовить угощение для куклы

Нарядная кукла, чайная посуда, соленое тесто, поднос, дощечки

Февраль

Ознакомление с малыми фольклорными формами «Ты мороз, мороз»

Познакомить детей со значением и содержанием потешки - заклички; учить выразительно и ритмично рассказывать наизусть потешку

Игрушка зайка, картинки по теме «Зимние забавы»

Февраль

Сказка в гости к нам пришла «Заюшкина избушка»

Учить детей эмоционально воспринимать сказку, осознавать и запоминать сюжет, персонажей; учить интонационно точно повторять песенки из сказки, упражнять в словообразовании

Игрушки – зайчик, лиса, волк, медведь,, петушок; книга с красочными иллюстрациями

Март

Заучивание стихотворения Я. Акима «Мама»

Вызвать у детей радостный эмоциональный настрой, помочь им выразить свое отношение, любовь к маме через поэзию, творческую деятельность; пополнить словарный запас

Листы бумаги, желтая краска (для солнышка), кисти

Март

Ознакомление с малыми фольклорными формами. Загадки, потешки

Познакомить детей с жанром загадка; учить отгадывать описательные загадки; уточнить представления детей о жанре потешка; помочь запомнить потешку «Котик», интонационно выразительно исполнять знакомые потешки «Петушок», «Водичка»

Игрушки – домик, кукла, кот, петушок, корова, поросенок

Март

Чтение стихотворений о животных

Учить детей эмоционально воспринимать стихи. Понимать содержание поэтических текстов, чувствовать ритм стихотворной речи; побуждать выражать свои впечатления в самостоятельных высказываниях

Игрушки - петушок, зайчик, ежик; зеркальце, яркие картинки с изображениями животных

Март

Знакомство со сказкой «Снегурушка и лиса». Игра « Кто позвал»

Учить детей эмоционально воспринимать сказки, представлять образы персонажей, выражать свои впечатления в словах, мимике, жестах; обогащать словарь сказочной лексикой; формировать интонационную выразительность речи детей

Иллюстрации с изображением дремучего леса, игрушки для настольного театра по сказке

Апрель

Разучивание потешки « Наши уточки с утра: кря-кря-кря»

Познакомить с содержанием песенки; учить понимать содержание песенки, повторять за воспитателем слова, определять уточку среди других животных, угадывай по описанию, подпевать фразы в песне; способствовать активизации речи

Пшено, игрушки: гусь, утка, индюк или картинки с их изображением для фланелеграфа

Апрель

Игровая ситуация «Кто в тереме живет»

Помочь детям лучше запомнить сказку «Теремок», вызвать желание воспроизвести диалоги между сказочными персонажами (приобщение к театрализованной игре)

Использовать любой наглядный материал (настольный, кукольный театр)

Апрель

Русская народная закличка «Солнышко-вёдрышко»

Познакомить детей со значением и содержанием потешек-закличек, учить выразительно и ритмично рассказывать наизусть потешку; упражнять в использование считалок в подвижной игре

Иллюстрации – рисунки на темы: «Бегут ручьи», «Тает снег»,»Птицы прилетели».

Апрель

Русская народная сказка «Маша и медведь»

Познакомить с содержанием русской народной сказки «Маша и медведь». Учить рассматривать рисунки-иллюстрации, понимать сюжет картинки, отвечать на вопросы воспитателя

Иллюстрации к сказке, игрушки (кукла, медвежонок)

Май

Инсценировка знакомых потешек на фланелеграфе. Игра «Рассматривание домиков для зверей»

Учить внимательно слушать и понимать содержание потешки. Развивать наблюдательность, формировать способность детей к диалогической речи, отвечать на вопросы словом и предложениями, обогащать и активизировать словарь

Картинки с домиками зверей: конура собаки, дупло белки, нора лисы; картинки со зверятами (собака, лиса, белка)

Май

В гости к сказке «Кот петух и лиса»

Учить детей внимательно слушать сказку, понимать содержание, запоминать отдельные слова и песенки героев сказки и интонационно выразительно воспроизводить их

Книжка с яркими иллюстрациями; игрушки – домик, кот, петух, лиса

Май

Русская народная песенка «Бежала лесочком лиса с кузовочком»

Познакомить с содержанием русской народной песенки, совершенствовать память и внимание, поощрять попытки рассказывать стихотворный текст

Иллюстрации к песенке или сюжетные картинки, игрушка лиса, корзинка

Май

Занятие – игра: «Сказки»

Закреплять знания о русских народных сказках; учить узнавать и называть персонажей; закрепить представления о цвете, форме, количестве, о расположении в пространстве, размере; формировать умение рисовать ватными палочками

Аудизаписи отрывков из сказок, герои сказок, 4 платка, 3 разных стула, тарелка, поднос, гуашь, ватные палочки, желтые салфетки





2.4. Методы и приёмы обучения

- наглядный, словесный, практический, игровой;

- беседы с детьми и их родителями;

- создание окружающей предметной развивающей среды;

- рассматривание иллюстраций к сказкам, потешкам, а также русских народных игрушек, изделий русских народных промыслов;

- наблюдение за природой;

- слушание русских народных песен, сказок

- разыгрывание сценок и эпизодов сказок;

- заучивание пестушек, прибауток, потешек, закличек;

- проведение русских народных игр;

- инсценировки песен и малых фольклорных форм.



2.5. Формы работы

- организация работы по кружковой работе ( ОД тематическая, сюжетная, сюжетно-тематическая);



3. Организационный раздел

3.1. Организация развивающей предметно-пространственной среды.

Картинки, настольные фигурки, маски, зонтик, костюм дождика, кукла, резиновые игрушки, листы бумаги ½ А4, карандаши цветные, книги детские, иллюстрации, настольная игра «Волшебные сказки», муляжи овощей, аудио диски.



3.2. Технические устройства

- Фотоаппарат;

-Компьютер;

- Магнитофон



3.3 Режим, учебная нагрузка

План работы по кружковой работе «Ладушки» рассчитана на 1 год, для детей 2-3 лет. Занятия проводятся с детьми 1 раз в неделю с группой. Продолжительность занятия 10 минут.



3.4. Методическое обеспечение

1.Антипина Е. А «Театрализованная деятельность в детском саду» изд. Творческий центр, Москва, 2009 г

2. Н. Ф. Сорокина « Театр – творчество – дети»

3. Г.Р. Лунина «Воспитание детей на традициях русской культуры».

4.Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. - М.: Просвещение, 1957. - 224с.

5. Князева О.А., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Санкт-Петербург. Издательство «Детство-Пресс», 2000г

6. Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры: пособие для воспитателей детского сада / Под ред. Л.В. Руссковой, М.: Просвещение, 1986. - 79с.

7. Мельников М.Н. Русский детский фольклор. - М.: Просвещение, 1987. - 240с.

8. Петров В.М., Гришина Г.Н. «Зимние праздники, игры и забавы для детей». Творческий центр СФЕРА. Москва, 1999г

9. Шевчук Л.В. Дети и народное творчество. Москва, 1985г

10. Чурилова Э. Т. «Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников». - М., 2001.

11. Яковлева Н.Н. Использование фольклора в развитии дошкольника. – СПб, «Детство-Пресс», 2011. - 128 с.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!