СОГЛАСОВАННО
старший воспитатель МКДОУ д/с № 346
____________________ С.П. Пушкарева
ПРОГРАММА
РАБОТЫ КРУЖКА
«Мы – юные таланты»
Разработано
Голубевой А.С.
2018
Содержание:
Пояснительная записка
Нормативно-правовые документы
Организационный раздел
Цель и задачи
Перспективы реализации программы
Содержательный раздел
Вариативные методы и формы реализации программы
Возрастные особенности детей
Система работы кружка
Учебно-методический план программы
Список источников и используемая литература
Современному обществу необходим человек с широким спектром способностей, развитыми индивидуальными качествами личности. Это же отражено в ФГОС ДО. Для того, чтобы выжить в ситуации постоянных изменений, чтобы адекватно на них реагировать, человек должен активизировать свой творческий потенциал, к которому стремиться общество, это дети, имеющие высокую познавательную мотивацию, свободные, самостоятельные, активные, проявляющие инициативу в деятельности и в общении, подготовленные к жизни и учебе в следующей «социальной ступени развития» - школе.
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях. Речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления. Работая в кружке «Мы – юные таланты», воспитатель помогает детям отражать свою неповторимость, реализовывать свой творческий потенциал и развить свои творческие способности, возможности в декоративно-прикладной деятельности.
Один из способов развития творческих способностей – занятия аппликацией, используя нетрадиционные техники и нестандартные материалы.
Пояснительная записка
Изучив ряд методических пособий и литературы по организации и проведению работы в кружках дополнительного образования, появилась необходимость создания в ДОУ кружка, где могут использоваться нетрадиционные техники аппликации. Занятия, которые направлены на развитие у дошкольников творчества, определяющиеся как продуктивная деятельность, в ходе которой ребенок создает новое, оригинальное, активизируя воображение и реализуя свой замысел, находя средства для его воплощения. У детей развиваются эмоционально-эстетические чувства, художественное восприятие, совершенствуются навыки творчества. Развивается речь ребенка. Процесс обучения аппликации способствует развитию у детей мелкой моторики пальцев рук, что оказывает положительное влияние на речь. На занятиях кружка совместное обсуждение побуждает ребенка к осмысливанию объекта его творчества, выявляет критерии, по которым он оценивает результат труда.
Занятия проводятся в творческой атмосфере, что способствует развитию воображения.
Важным условием реализации данной программы является создание необходимой материальной базы и развивающей среды для формирования творческой личности ребенка. Главную роль в приобретении материалов для работы, конечно же, отводится родителям и спонсорам.
Нормативно-правовые документы
Программа работы кружка разработана в соответствии с ФГОС (федеральным государственным образовательным стандартом) и следующими нормативно-правовыми документами:
Закон «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ от 29.12.2012
Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования
Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных учреждениях 2.4.1.3049-13 утвержден постановлением Главного государственного санитарного врача РФ №26 от 15.05.2013
Уставом Учреждения МК ДОУ д/с №346 г. Новосибирска
Организационный раздел
Программа учитывает в полном объеме возрастные и психофизические особенности воспитанников и отвечает требованиям охраны их жизни и здоровья.
Занятия в кружке посещают дети по собственному желанию и по запросам родителей. Занятия проводятся 1 раз в 2 недели, с октября по май. Для успешного усвоения программы на занятиях численность детей в группе должна составлять не более 15 человек.
Перспективно-тематическое планирование работы кружка (в части определения содержательного компонента образовательного процесса) составлено с учетом перспектив в обновлении содержания.
Цели и задачи программы
Цель программы – создать условия для формирования всесторонне интеллектуальной, эстетически развитой творческой личности; опираясь на интегрированный подход; содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка, через различные виды изобразительной и прикладной деятельности.
Программа предусматривает реализацию педагогических, познавательных и творческих задач.
Педагогические задачи предполагают формирование таких свойств личности, как внимание, осознанность в действиях, усидчивость, целеустремленность, аккуратность, художественный вкус, стремление к экспериментированию, формирование творческого начала в личности ребенка, развитие его индивидуальности.
Познавательные задачи реализуются через поиск детьми новых знаний и познание своих возможностей путем личного опыта.
Творческие задачи – это задачи, которые требуют самостоятельного решения найденного в результате экспериментирования с материалами.
Основная цель – формирование творческих способностей детей.
Задачи:
- Развивать речь.
- Знакомить с произведениями художественного творчества, произведениями художественной литературы.
- Развивать мелкую моторику рук, глазомер, сенсорное восприятие.
- Воспитывать художественные способности и эстетический вкус.
Перспективы реализации программы
В процессе обучения дети приобретают практические навыки владения ножницами, фигурными трафаретами. Создавая красивые вещи своими руками, видя результаты своей работы, дети ощущают прилив энергии, удовлетворение, в них «просыпается» творческие способности.
В результате обучения предполагается овладение детьми определенными знаниями, умениями, навыками. Выявление и осознание ребенком своих способностей, формирование трудовых и специальных умений, способов самоконтроля, развитие внимания, памяти, мышления, пространственного воображения, мелкой моторики рук и глазомера. Развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии; овладение навыками культуры труда, улучшение своих коммуникативных способностей и приобретение навыков работы в коллективе.
Формы подведения итогов реализации программы:
- умение воспитанников составлять описательные рассказы по определенной педагогом тематике;
- участие детей в творческих конкурсах;
- организация выставки детских работ в детском саду;
- составление альбома лучших конкурсных работ;
- оформление материала «Опыт работы кружка»;
Содержательный раздел
Вариативные методы и формы реализации программы
Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические – рассказ воспитателя, беседа с детьми, рассказы детей, показ воспитателем способа действия, - так и практические, в ходе которых дети под контролем педагога самостоятельно выполняют работу.
В программе предусмотрены следующие формы обучения, включающие:
- занятие-беседа;
- практические подгрупповые занятия;
- практические приемы;
- дидактические игры и задания;
- игровые упражнения.
Реализация данной программы будет осуществляться посредством разнообразных методов обучения:
- исследовательский;
- проблемно-поисковый;
- экспериментальный;
- творческий.
Возрастные особенности детей
В возрасте 3-4 лет игра становится ведущим видом деятельности. Графические образы бедны: могут отсутствовать некоторые детали. Но при этом дети уже используют цвет. Известно, что аппликация оказывает положительное влияние на развитие восприятия. В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппликации. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более предметов и до 7 и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определенной организации образовательного процесса – и в помещении всего дошкольного учреждения. Развивается память и внимание. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений. Продолжает развиваться наглядно-образное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляется на основе целенаправленных проб с учетом желаемого результата.
В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других.
Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. В результате целенаправленного воздействия они могут усвоить относительно большое количество норм, которые выступают основанием для оценки собственных действий и действий других детей. В этом возрасте уже могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя.
Система работы кружка
Реализация поставленных задач осуществляется в соответствии с учебным планом ДОУ. Занятия проводятся во вторую половину дня один раз в 2 недели. Всего 15 занятий в год.
Учебно-методический план работы
Для систематической организации работы кружка разработано перспективно-тематическое планирование на учебный год (Приложение №1).
Список источников и используемая литература
Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома. Для занятий с детьми 4-7 лет. Л.В. Куцакова, - М.: Мозаика-Синтез, 2010
Трудовое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации для работы с детьми 2-7 лет. Т.С. Комарова, Л.В. Куцакова, Л.Ю. Павлова, - М.: Синтез, 2005
Дошкольник и рукотворный мир. Педагогическая технология. М.В. Крулехт, - СПб.: Детство-Пресс,2003
Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». И.А. Лыкова, - М.: Карапуз
Занятия с дошкольниками по конструированию и ручному труду. Авторская программа. Л.В. Куцакова, - М.: Совершенство, 1999
Детский дизайн. Пластилинография. Г.Н. Давыдова
Конструирование и ручной труд в детском саду. Пособие для воспитателей. Л.В. Куцакова, - М.: Просвещение, 1990
Объемная аппликация Петрова И.М. – СПб.: Детство-Пресс, 2007
Рукотворный мир. Сценарии игр-занятий для дошкольников. О.В. Дыбина, - М.: Сфера, 2001
Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р.Г. Казаковой - М.: ТЦ Сфера, 2004
Волшебные шнурочки: Пособие для занятий с детьми / Авт.-сост. А.В. Белошистая, О.Г. Жукова – М.: АРКТИ, 2006
Приложение № 1
Перспективно-тематическое планирование на учебный год во 2 младшей группе (3 – 4 года)
тема | цель | материал |
Октябрь |
Аппликация из природного материала «Грибочек» («Бабочка») | Расширять знания о временах года. Учить работать с природным материалом. Учить составлять композицию. Учить работать с клеем. | Альбомный лист с изображением грибочка; природный материал (листики); клей ПВА; цветные карандаши. |
Аппликация из геометрических фигур «Гусеница» | Закрепить знания о геометрических фигурах. Учить составлять композицию. Развивать мелкую моторику. | ½ альбомного листа; кружочки из цветной бумаги; клей; цветные карандаши. |
Ноябрь |
Аппликация с элементами рисования «Облака» | Учить составлять композицию. Учить работать с клеем. Развивать мелкую моторику. | Альбомный лист; карандаши зеленого и синего цветов; клей ПВА; вата. |
Аппликация из скатанной бумаги «Барашек» | Учить скатывать шарики из бумаги. Учить работать с клеем. Учить составлять композицию. | ½ альбомного листа с изображением барашка; клей ПВА; карандаши; фломастеры. |
Декабрь |
Аппликация «Зима» | Учить составлять композицию. Развивать мелкую моторику. Расширять знания о временах года. | ½ листа голубого цвета с изображением дерева без листвы; клей ПВА; вата. |
Аппликация кусочками ниток «Елочка» | Развивать мелкую моторику. Учить заполнять фигуру. Закреплять умение аккуратно работать с клеем. | ½ листа с изображением елочки; клей ПВА; нитки х/б зеленого цвета. |
Объемная Январь |
Объемная аппликация из кружочков «Птички» | Учить вырезать круг. Учить работать с ножницами. Учить составлять композицию. | ½ листа; клей; цветная бумага; ножницы |
Февраль |
Объемная аппликация «Божьи коровки» | Закреплять умение вырезать круг. Развивать мелкую моторику. Учить составлять композицию. Учить дополнять композицию деталями. | ½ листа; цветная бумага; клей; ножницы; цветные карандаши. |
Открытка для папы | Развивать мелкую моторику. Учить составлять композицию. Воспитывать патриотические чувства. Расширять знания о государственных праздниках. | Альбомный лист; клей ПВА; цветная бумага; цветные карандаши. |
Март |
Аппликация из ватных палочек «Ромашки для мамы» | Учить составлять композицию. Развивать мелкую моторику. Учить аккуратности при работе с клеем. | ½ листа синего цвета; ватные палочки; цветная бумага; клей ПВА; ножницы; пластилин. |
Аппликация из скатанной бумаги «Цветик-семицветик» | Развивать мелкую моторику. Учить составлять композицию. Учить аккуратно работать с клеем. | ½ листа розового цвета; клей ПВА; цветная бумага; ножницы. |
Апрель |
Аппликация из проса «Цыпленок» | Учить аккуратно работать с клеем. Учить работать над композицией. Развивать мелкую моторику. | ½ листа картона; просо; клей ПВА; фломастеры. |
Объемная аппликация «Цветы» | Учить вырезать круг. Развивать мелкую моторику. Учить составлять композицию. | ½ листа; цветная бумага; клей; ножницы. |
Май |
Объемная аппликация «Одуванчик» | Развивать мелкую моторику рук. Учить работать с клеем. Учить составлять композицию. | ½ листа картона; клей ПВА; помпоны желтого цвета; цветная бумага зеленого цвета; шерстяные нитки зеленого цвета; ножницы. |
Объемная аппликация «Чудо – птица» | Учить вырезать из бумаги. Учить работать с ножницами. Учить составлять композицию. | ½ альбомного листа; клей; ножницы; цветная бумага; фломастеры. |