Пояснительная записка
Переход начальной школы на Федеральные государственные стандарты нового поколения предусматривает обеспечение индивидуальных способностей детей во внеурочной деятельности. Предлагаемая программа кружка «Экоша» социального направления развития личности младших школьников намечает тематику и ориентиры поиска решения экологических проблем, условия для творческого развития обучающихся, их гражданского становления.
Воспитание экологической культуры – актуальная задача сложившейся социально – культурной ситуации начала XXI века.
В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в начальной школе как ответственного этапа в становлении и развитии личности ребёнка.
Рабочая программа и развернутое тематическое планирование по экологическому кружку «Экоша» для начальных классов разработана и составлена в соответствии с образовательным компонентом «Окружающий мир» для начальной школы, утверждённым Министерством образования, соответствует требованиям к содержанию образовательных программ дополнительного образования детей в соответствии с требованиями федерального компонента Государственного стандарта начального образования.
Согласно Базисному плану тематическое планирование рассчитано на 35 часов в год; количество часов в неделю – 1 час, + 3 ч - каникулы
Программа «Экоша» эколого-биологической направленности предназначена для проведения занятий с детьми в возрасте от 8-9 лет. Срок реализации программы 1 год.
Программа является интегрированной, так как основывается на синтезе ключевых понятий из области окружающего мира, экологии, зоологии, ботаники, физиологии растений и животных, краеведения, а также этики, эстетики и искусства.
В программе применен системный подход, что позволяет сформировать у младших школьников целостное представление об окружающем их мире природы.
Цель: создание психолого-педагогических условий для воспитания, обучения и развития личности ребенка, направленных на сохранение и развитие любви к природе, получение новых знаний о мире природы, а также на формирование ответственного отношения к окружающей среде.
Задачи:
Создание системы непрерывного всеобъемлющего экологического образования;
Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека;
Формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности;
Формирование экологически ценностных ориентаций в деятельности детей;
Воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни;
Становление осознания уникальности, неповторимости и невосполнимости любого природного объекта, признанию самоценности Природы;
Развитие способностей формирования научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам;
Развитие: альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем, восприятия прекрасного и безобразного, чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы;
Развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных младшему школьнику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды;
Развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения.
Основные принципы содержания программы:
Принцип единства сознания и деятельности;
Принцип наглядности;
Принцип личностной ориентации;
Принцип системности и целостности;
Принцип экологического гуманизма;
Принцип краеведческий;
Принцип практической направленности.
Курс экологического кружка «Экоша» включает и раскрывает основные содержательные линии:
Земля – единая экосистема.
Человек – существо биосоциальное, часть экологической системы.
Уникальная ценность природных существ вне зависимости от формы проявления.
Практическая, деятельностная направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые занятия, практикумы и опытническую работу.
Формы организации деятельности детей разнообразны: индивидуальная, групповая, звеньевая, кружковая.
Основным методом обучения являются систематические фенологические наблюдения, раскрывающие экологические взаимосвязи и позволяющие заложить основы экоцентрической картины мира у детей.
Результативность и целесообразность работы по программе экологического кружка «Экоша» выявляется с помощью комплекса диагностических методик:
- тестирование и анкетирование
- пролонгированное наблюдение и анализ творческих работ детей
Учащиеся должны знать:
Почему планета Земля является большим нашим домом;
Почему Солнце является источником жизни на Земле;
Почему природа бывает неживая и живая;
Почему существуют основные группы растительных и животных организмов и почему они умеют приспосабливаться к условиям существования;
Почему деятельность человека влияет на условия жизни живых организмов;
Почему каждый организм самоценен;
Почему велико значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ и связи между ними;
Почему растения и животные имеют огромное значение в жизни человека и почему влияют условия их выращивания и правила ухода;
Почему так велико многообразие растений, животных, грибов и почему существуют экологические связи между ними;
Почему существуют основные виды растений и животных различных экосистем;
Почему существуют организмы, приносящие ущерб хозяйству человека и какие меры существуют борьбы с ними;
Почему считают человека – существом природным и социальным и какие существуют разносторонние связи человека с окружающей природной средой;
Почему существуют условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека и природы;
Почему существуют различия грибов (съедобные и несъедобные);
Почему существуют позитивные и негативные влияния деятельности человека в природе;
Почему надо сохранять окружающую среду;
Почему мы используем наблюдение и опыт;
Почему считают экологию – наукой об общем доме;
Почему надо исполнять экологически сообразные правила поведения в природе.
Учащиеся должны уметь:
Выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;
Применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;
Ухаживать за культурными растениями и домашними животными;
Составлять экологические модели, трофические цепи;
Доказывать уникальность и красоту каждог8о природного объекта;
Заботиться о здоровом образе жизни;
Заботиться об оздоровлении окружающей природной среды, об улучшении качества жизни;
Предвидеть последствия деятельности людей в природе;
Улучшать состояние окружающей среды;
Осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей природе;
Наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану или схеме;
Оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний выводов;
Ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы;
Гербаризировать растения;
Оценивать поведение и деятельность людей с точки зрения их экологической допустимости;
Применять нетерпимость к экологически неграмотным поступкам и действиям;
Выражать своё отношение к природе и людям в игре и продуктивной деятельности в виде рисования, изготовления поделок, составления сказок, мини – сочинений.
Справочная литература:
Рянжин С.В. «Экологический букварь»
Нестандартные уроки в начальной школе. Составители: Савинова С.В., Гугучкина Е.Е.
Юдина И.Г. «Природоведение»2002г.
Большая энциклопедия экологии. 2000г.
Дополнительная образовательная программа по экологии
Бианки В.В. Лесные были и небылицы. - Л.: Детская литература, 1957.
Бианки В.В. Лесная газета на каждый год. - Л.: Детская литература, 1961.
Гульянц Э.К., Базик И.Я. Что можно сделать из природного материала? М: Просвещение, 1984
Гусев В. Животные у нас дома. М.: 1992.
Двораковский М.С. Экология растений. М.: Высшая школа. 1983.
Молодцова З.В. В стране экологических загадок. Новосибирск: 1996.
Молодцова З.В. Занимательная экология. Новосибирск. 1997.
Огнев С.И. Жизнь леса. – М: Изд-во АН СССР, 1987
Сладков Н.И. Подводная газета. - Л.: Детская литература, 1966.
Строков В.В., Дмитриев Ю.Д. Леса и их обитатели. – М: Лесная промышленность, 1986
Суворова Г.Т. Лес в жизни человека. – М: Просвещение, 1986
Цветкова И.В. Экология для начальной школы. Игры и проекты.
Чаплина В. Птицы в нашем лесу. М.: Малыш. 1984.
Интернет – ресурсы
www.pedsovet.su
www.vgf.ru
https://урок.рф/library/ekosha_192548.html
Учебно – тематический план экологического кружка «Экоша».
№ | Темы занятий | К-во часов | Дата |
1 | Экология и мы. Законы экологии. | 1 | 04.09. |
2 | Живая и неживая природа. Экскурсия в школьный двор. | 1 | 11. 09. |
3 | Времена года. Осень | 1 | 18. 09. |
4 | Как растения готовятся к зиме. | 1 | 25.09. |
5 | Краски осени | 1 | 02.10. |
6 | Как животные готовятся к зиме. | 1 | 09. 10. |
7 | Медведь – хозяин леса | 1 | 16. 10. |
8 | Шестиногие хозяева Земли | 1 | 23. 10. |
9 | Божья коровка. Проект. | 1 | 30.10.18 |
10 | Бабочки – летающие цветы | 1 | 06.11. |
11 | Синичка - сестричка | 1 | 13. 11. |
12 | Береза – символ России | 1 | 20. 11. |
13 | Времена года. Зима | 1 | 27. 11. |
14 | Снег кружится… | 1 | 04.12. |
15 | Наши пернатые друзья. Дятел – «лесной доктор» | 1 | 11. 12. |
16 | Творческая мастерская | 1 | 18. 12. |
17 | Покормите птиц | 1 | 25. 12. |
18 | Зимние наблюдения за птицами. Экскурсия. | 1 | 08.01.19 |
19 | Ель – лесная красавица | 1 | 15.01. |
20 | Снегирь – зимняя птичка | 1 | 22. 01. |
21 | Времена года. Весна | 1 | 29. 01. |
22 | Самое важное вещество на Земле | 1 | 05.02. |
23 | Свойства воды | 1 | 12. 02. |
24 | Цепочка жизни в море | 1 | 19. 02. |
25 | В мире безмолвия | 1 | 26. 02. |
26 | Что растет в воде | 1 | 05.03. |
27 | Берегите воду | 1 | 12. 03. |
28 | Весенние явления в природе | 1 | 19. 03. |
29 | Времена года. Лето. Проект. | 1 | 26. 03.19 |
30 | Для чего нужен воздух | 1 | 02.04. |
31 | Красная книга. Что это такое? | 1 | 09.04. |
32 | Путешествие «По страницам Красной книги» | 1 | 16. 04. |
33 | Амурский тигр – полосатый хищник | 1 | 23. 04. |
34 | Лотос | 1 | 30. 04. |
35 | Бобр - строитель | 1 | 07.05. |
36 | Обобщение. «Природа вокруг нас» | 1 | 14.05. |
37 | Обобщение. Задание на лето | 1 | 21.05. |
38 | Обобщение. Задание на лето | 1 | 28.05. |
- осенние каникулы: 29.10.18 – 05.11.18
Божья коровка. Проект. | 1 | 30.10.18 |
- зимние каникулы: 27.12.18 – 08.01.19
Зимние наблюдения за птицами. Экскурсия. | 1 | 08.01.19 |
- весенние каникулы: 25.03.19 – 31.03.19
Времена года. Лето. Проект. | 1 | 26. 03.19 |