Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа-интернат № 4 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» г. Перми
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по краткосрочному курсу «Решаем головоломки»
для 3-4 классов
Автор-составитель:
Воспитатель Микова А.В.
г. Пермь,20
Пояснительная записка
Рабочая программа по краткосрочному курсу «Решаем головоломки» для учащихся 3-4 классов. Курс рассчитан на 8 часов. Работа происходит индивидуально, реже учащиеся работают в парах.
Замысел курса
Актуальность курса заключается в воспитании любознательного, активно и заинтересованно познающего мир школьника. Головоломка — непростая задача, для решения которой, как правило, требуется сообразительность, а не специальные знания высокого уровня. Геометрическая головоломка – это один из наиболее простых, интересных и доступных способов научить ребенка «шевелить мозгами». Многие считают, что головоломки – это всего лишь возможность интересно провести время, но это не так. Головоломки развивают логическое, абстрактное мышление, развивают память, воображение, находчивость, сообразительность, наблюдательность и помогают усваивать предметы математического цикла.
Цели и задачи курса
Цели:
Заинтересовать школьника в изучении математики и русского языка посредством головоломок.
Развивать воображение и мышление при составлении силуэтов.
Изучить историю возникновения головоломок, найти сферу применения для них.
Задачи:
Научить изготавливать головоломку танграм.
Развить у учащихся логические способности.
Сформировать у учащихся такие качества, как трудолюбие, усидчивость, воля к победе.
Содержательная основа курса
Занятия проходят по 1 уроку 1 раз в неделю.
| Тема | Содержание | Количество часов на освоение |
1 | Головоломки- лабиринты. | История возникновения головоломок, прохождение лабиринта. | 1 |
2 | Головоломки из спичек. | Решение головоломок из спичек. | 1 |
3 | Пентамимо | История возникновения. | 1 |
4 | Пентамимо | Играем в пентамимо. | 1 |
5 | Магический квадрат | История возникновения. Играем в магический квадрат. | 1 |
6 | Сфинкс | История возникновения. Собираем силуэты. | 1 |
7 | Стомахион | Головоломка Архимеда. Собираем силуэты. | 1 |
8 | Фантазируем. | Придумываем свои фигуры из головоловок. | 1 |
Планируемые результаты программы
Личностные образовательные результаты:
развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
воспитание чувства справедливости, ответственности;
развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные образовательные результаты:
сравнение разных приемов действий, выбор удобных способов для выполнения конкретного задания;
включение в групповую работу;
контролирование своей деятельности, обнаружение и исправление ошибок;
составление фигуры из частей, определение места заданной детали в конструкции;
анализировать расположение деталей в исходной конструкции;
осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.
Предметные образовательные ресурсы:
создание фундамента для математического развития;
формирование механизмов мышления, характерных для математической деятельности;
расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения.
поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.
В результате освоения программы краткосрочного курса формируются следующие универсальные учебные действия:
Личностные:
сформируются познавательные интересы;
повысится мотивация к изучению предмета;
повысится профессиональное, жизненное самоопределение;
воспитается чувство справедливости, ответственности;
формируется самостоятельность суждений, нестандартность мышления.
Регулятивные:
целеустремленность и настойчивость в достижении целей;
готовность к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;
обучающийся научится: принимать и сохранять учебную задачу;
планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
вносить необходимые коррективы в действие;
получит возможность научиться самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры.
Познавательные:
ставить и формулировать задачу, самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; анализировать объекты с целью выделения признаков;
выдвигать гипотезы и их обосновывать,
самостоятельно выбирать способы решения проблемы творческого и поискового характера.
Коммуникативные:
распределять начальные действия и операции;
обмениваться способами действии;
работать в коллективе
В результате изучения курса учащиеся должны уметь:
применять полученные знания, умения и навыки на уроках математики.
самостоятельно составлять различные фигуры из бумаги, составлять геометрические фигуры, силуэты людей, животных, птиц;
работать в парах, работать в коллективе;
Список используемой литературы
http://novijmir.blogspot.com/p/blog-page_17.html
Кордемский, Борис Анастасьевич.
Удивительный квадрат : [Для сред. и ст. возраста] / Б. А. Кордемский, Н. В. Русалев. - М. : АО "Столетие", 1994.
Сфинкс. Магический квадрат. Гексатрион/ Игры-головоломки. Издательство Попурри, 2009 г.