СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа кукрса внеурочной деятельности "Математический калейдоскоп" 1-4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаемый курс предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения.

Просмотр содержимого документа
«Программа кукрса внеурочной деятельности "Математический калейдоскоп" 1-4 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кардымовская средняя школа имени

Героя Советского Союза С.Н.Решетова»

Кардымовского района Смоленской области



«Рассмотрена»

протокол №1

от 28 августа 2019 года

Руководитель ШМО

__________Пономарева О.И.

«Принята»

педагогическим советом


Протокол №1

от 30 августа 2019

«Утверждена»

Приказом от 30 августа 2019

№42

Директор

_____________/Силина Н.В.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

начального общего образования

курса внеурочной деятельности

«Математический калейдоскоп»

по направлению: общеинтеллектуальное

для 1 класса А

Срок реализации 4 года














Составитель

учитель начальных классов

высшей категории

Петрунина Л.В.






«Согласована»

Заместитель директора

___________ / Баранова Е.В.

«___» августа 2019



Пояснительная записка.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Математический калейдоскоп», составлена для учащихся 1 А класса на 2019 – 2020 учебный год на основании:

  1. Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании Российской Федерации»

  2. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009г.)

  3. Учебного плана МБОУ «Кардымовская СШ» на 2019-2020 учебный год

На изучение программы в 1 классе отводится 33часа.

Форма итогового занятия – математическая игра «Математика – царица всех наук»

Рабочая программа «Математический калейдоскоп» составлена на основе программы «Математический калейдоскоп» Кочуровой Е. Э., кандидата педагогических наук, старшего научного сотрудника ИСМО.

Общая характеристика.

Реализация задачи воспитания любознательного, активно и заинтересованно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будет проходить более успешно, если урочная деятельность дополнится внеурочной работой.

Предлагаемый курс предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.

Содержание программы «Математический калейдоскоп» направлено на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.

Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.

В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ.

Программа «Математический калейдоскоп» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью включены подвижные математические игры. Предусмотрена последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия. Передвижение по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации занятий целесообразно использовать принцип игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в парах постоянного и сменного состава, работу в группах. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.

Содержание курса отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Математика», не требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные математические факты, способные дать простор воображению.

Ценностными ориентирами содержания курса являются:

 формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;

 освоение эвристических приемов рассуждений;

 формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;

 развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;

 формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;

 формирование пространственных представлений и пространственного воображения;

 привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.

Место курса в учебном плане.

Курс изучения программы рассчитан на учащихся 1-4 классов. Программа рассчитана на 4 года. Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Во 2-4 классах всего 34 часа в год. В 1 классе всего 33 часа в год.

Содержание программы

Числа. Арифметические действия. Величины

Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков.

Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа.

Сложение и вычитание чисел в пределах 100.

Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число и др. Поиск нескольких решений.

Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.

Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.)

Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000.

Числа-великаны (миллион и др.)

Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево.

Поиск и чтение слов, связанных с математикой.

Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления.

Занимательные задания с римскими цифрами.

Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр.

Форма организации занятий.

Математические игры.

«Веселый счёт» – игра-соревнование; игры с игральными кубиками. Игры «Чья сумма больше?», «Лучший лодочник», «Русское лото», «Математическое домино», «Не собьюсь!», «Задумай число», «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения».

Игры «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «Не подведи друга», «День и ночь», «Счастливый случай», «Сбор плодов», «Гонки с зонтиками», «Магазин», «Какой ряд дружнее?»

Игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч».

Игры «Крестики-нолики», «Крестики-нолики на бесконечной доске», Морской бой» и др., конструкторы «Часы», «Весы» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».

Мир занимательных задач.

Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия.

Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.

Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания.

Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин).

Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий.

Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах.

Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания.

Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе и неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений.

Задачи на доказательство, например, найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий.

Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру».

Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.

Геометрическая мозаика.

Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелка 1→ 1↓, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму): путешествие точки (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.

Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.

Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.

Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.

Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).

Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из разверток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усеченный конус, усеченная пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр. (По выбору учащихся.)

Работа с конструкторами.

Моделирование фигур из одинаковых треугольников, уголков.

Танграм: древняя китайская головоломка. «Сложи квадрат». «Спичечный» конструктор. Набор «Геометрические тела». Конструкторы «Танграм», «Спички».

В конце каждого года занятий программа предусматривает практический выход в форме: математические игры, выпуск газет, олимпиада, КВМ и др. формы.

1 класс – математическая игра

2 класс – КВМ

3 класс – выпуск математической газеты

4 класс – КВМ

Планируемые результаты изучения курса.

В результате освоения программы курса «Математический калейдоскоп» формируются следующие универсальные учебные действия, соответствующие требованиям ФГОС НОО:

Личностные результаты:

 Развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера.

 Развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека.

 Воспитание чувства справедливости, ответственности.

 Развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Метапредметные результаты:

Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.

Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.

Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.

Анализировать правила игры.

Действовать в соответствии с заданными правилами.

Включаться в групповую работу.

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.

Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.

Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.

Сопоставлять полученный результат с заданным условием.

Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины).

Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи.

Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.

Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.

Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.

Воспроизводить способ решения задачи.

Сопоставлять полученный результат с заданным условием.

Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.

Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи.

Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно).

Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи.

Конструировать несложные задачи.

Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз».

Ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓ и др., указывающие направление движения.

Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму).

Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже.

Анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции.

Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции.

Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции.

Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.

Объяснять выбор деталей или способа действия при заданном условии.

Календарно-тематическое планирование 1 класс (1 группа)

№ п/п

Тема занятия

Дата

по плану

Дата

по факту

Математика – это интересно.

02.09


Танграм: древняя китайская головоломка.

09.09


Путешествие точки.

16.09


Игры с кубиками.

23.09


Танграм: древняя китайская головоломка.

30.09


Волшебная линейка.

07.10


Праздник числа 10.

14.10


Конструирование многоугольников из деталей танграма.

21.10


Игра-соревнование «Веселый счёт»

11.11


Игры с кубиками.


Весёлая геометрия.

18.11


Весёлая геометрия.

25.11


Весёлая геометрия.

02.12


Математические игры.

09.12


«Спичечный» конструктор.

16.12


«Спичечный» конструктор.

23.12


Задачи-смекалки.

13.01


Прятки с фигурами.

20.01


Математические игры.

27.01


Числовые головоломки.

03.02


Математическая карусель.

17.02


Математическая карусель.


Игра в магазин. Монеты.

02.03


Игра в магазин. Монеты.


Конструирование фигур из деталей танграма.

23.03


Игры с кубиками.

30.03


Математическое путешествие.

06.04


Математические игры.

13.04


Секреты задач.

20.04


Математическая карусель.

27.04


Числовые головоломки.


Математическая игра «Математика- царица всех наук»

18.05


Математические игры.


Корректировка: в соответствии с годовым календарным учебным графиком МБОУ «Кардымовская СШ» на 2019 – 2020 учебный год по курсу «Математический калейдоскоп» количество учебных часов сократилось. В связи с этим темы уроков №9 и №10, №21 и №22, №23 и №24, №30 и №31, №32 и №33 были объединены.



Календарно-тематическое планирование 1 класс (2 группа)

№ п/п

Тема занятия

Дата

по плану

Дата

по факту

Математика – это интересно.

05.09


Танграм: древняя китайская головоломка.

12.09


Путешествие точки.

19.09


Игры с кубиками.

26.09


Танграм: древняя китайская головоломка.

03.10


Волшебная линейка.

10.10


Праздник числа 10.

17.10


Конструирование многоугольников из деталей танграма.

24.10


Игра-соревнование «Веселый счёт»

07.11


Игры с кубиками.

14.11


Весёлая геометрия.

21.11


Весёлая геометрия.

28.11


Весёлая геометрия.

05.12


Математические игры.

12.12


«Спичечный» конструктор.

19.12


«Спичечный» конструктор.

26.12


Задачи-смекалки.

16.01


Прятки с фигурами.

23.01


Математические игры.

30.01


Числовые головоломки.

06.02


Математическая карусель.

20.02


Математическая карусель.

27.02


Уголки.

05.03


Игра в магазин. Монеты.

12.03


Конструирование фигур из деталей танграма.

19.03


Игры с кубиками.

02.04


Математическое путешествие.

09.04


Математические игры.

16.04


Секреты задач.

23.04


Математическая карусель.

30.04


Числовые головоломки.

07.05


Математическая игра «Математика- царица всех наук»

14.05


Математические игры.

21.05






Календарно-тематическое планирование 2 класс

№ п/п

Тема занятия

Дата занятия

Удивительная снежинка.


Крестики-нолики.


Математические игры.


Прятки с фигурами.


Секреты задач.


«Спичечный» конструктор.


«Спичечный» конструктор.


Геометрический калейдоскоп.


Числовые головоломки.


«Шаг в будущее»


Геометрия вокруг нас.


Путешествие точки.


«Шаг в будущее»


Тайны окружности.


Математическое путешествие.


«Новогодний серпантин»


«Новогодний серпантин»


Математические игры.


«Часы нас будят по утрам…»


Геометрический калейдоскоп.


Головоломки.


Секреты задач.


«Что скрывает сорока?»


Интеллектуальная разминка.


Дважды два – четыре.


Дважды два – четыре.


Дважды два – четыре.


В царстве смекалки.


Интеллектуальная разминка.


Составь квадрат.


Мир занимательных задач.


Мир занимательных задач.


Математические фокусы.


Математическая эстафета.






Календарно-тематическое планирование 3 класс

№ п/п

Тема занятия

Дата занятия

Интеллектуальная разминка.


«Числовой» конструктор.


Геометрия вокруг нас.


Волшебные переливания.


В царстве смекалки.


В царстве смекалки.


«Шаг в будущее»


«Спичечный» конструктор.


«Спичечный» конструктор.


Числовые головоломки.


Интеллектуальная разминка.


Интеллектуальная разминка.


Математические фокусы.


Математические игры.


Секреты чисел.


Математическая копилка.


Математическое путешествие.


Выбери маршрут.


Числовые головоломки.


В царстве смекалки.


В царстве смекалки.


Мир занимательных задач.


Геометрический калейдоскоп.


Интеллектуальная разминка.


Разверни листок.


От секунды до столетия.


От секунды до столетия.


Числовые головоломки.


Конкурс смекалки.


Это было в старину.


Математические фокусы.


КВМ


Энциклопедия математических развлечений.


Математический лабиринт.






Календарно-тематическое планирование 4 класс

№ п/п

Тема занятия

Дата занятия

Интеллектуальная разминка.


Числа-великаны.


Мир занимательных задач.


Кто что увидит?


Римские цифры.


Числовые головоломки.


Секреты задач.


В царстве смекалки.


Математический марафон.


«Спичечный» конструктор.


«Спичечный» конструктор.


Выбери маршрут.


Интеллектуальная разминка.


Математические фокусы.


Занимательное моделирование.


Занимательное моделирование.


Занимательное моделирование.


Математическая копилка.


Какие слова спрятаны в таблице?


«Математика – наш друг!»


Решай, отгадывай, считай.


В царстве смекалки.


В царстве смекалки.


Числовые головоломки.


Мир занимательных задач.


Мир занимательных задач.


Математические фокусы.


Интеллектуальная разминка.


Интеллектуальная разминка.


Блиц-турнир по решению задач.


Математическая копилка.


Геометрические фигуры вокруг нас.


Математический лабиринт.


Математический праздник.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!