СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа курса "Газета Четверочка"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа курса дополнительного образования "Газета  Четверочка". 2 занятия в неделю

Просмотр содержимого документа
«Программа курса "Газета Четверочка"»

ПОЛОЖЕНИЕ

о курсе «Газета «Четверочка»»


Курс «Газета «Четверочка»» – добровольное объединение школьников, которые стремятся к более глубокому познанию информационного мира, приобретение умений и навыков исследовательской работы в условиях общеобразовательного учебного заведения, что является одним из факторов, определяющих общее информационное образование, способствуют всестороннему развитию и воспитанию личности детей.

Курс призван всемерно способствовать развитию творческих способностей у учащихся.


I. Цель: Формирование знаний учащихся о компьютерных технологиях.


II. Задачи:


  1. Изучение технологии создания и редактирования документов в приложении Microsoft Pablisher;

  2. Изучение обработки графических файлов в различных программах.

  3. Изучение возможностей графических редакторов.

  4. Изучение технологии конструирования из меню готовых форм.

  5. Формирование навыков построения графических изображений.

  6. Осуществление эстетического и творческого воспитания.

  7. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся.


III. Основные принципы деятельности:

  1. Творческое объединение организуется на бесплатной основе.

  2. В творческое объединение принимаются учащиеся по желанию без экзамена.

  3. Занятия проводятся 1 раза в неделю по 45 минут.

  4. Группа учащихся составляет до 15 человек.

  5. Систематичность, последовательность процесса.


IV. Члены творческого объединения имеют право:

1. Выйти из состава объединения в любой момент по собственному желанию.

2. Входить в состав других творческих объединений.

3. Участвовать в подготовке мероприятий по биологии.


V. Члены творческого объединения обязаны:

1. Применять в повседневной жизни приобретенные знания, умения, навыки, полученные на занятиях.

2. Участвовать в мероприятиях и тематических вечерах, проводимых в гимназии.

VI. Основные направления деятельности:

1. Развитие личности учащихся, его эмоциональной сферы и интеллекта.

2. Развитие эстетических чувств.

3. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся.


Пояснительная записка


Иногда можно слышать сетования взрослых, в т.ч. и педагогов о том, как трудно становится найти общий язык с современными детьми. Одна из трудностей, которую называют взрослые, это то, что изменился сам ученик. Он стал более раскованным, осведомлённым, в большей степени задающим вопросы, требовательным, инициативным. Это связано и с тем, что изменился и окружающий мир, и с тем, что изменились условия воспитания детей.
В последние годы в общественно-педагогическом и инновационном движении появляется всё больше проектов - разных, но объединяемых общим подходом - партнёрства и сотрудничества взрослого и ребёнка, учителя и ученика. Именно этот подход стал основополагающим при рождении курса «Информационные технологии в публицистике». Современные философы образования подчёркивают, что понимание воспитания как передачи старшими поколениями и активного усвоения и воспроизводства новыми поколениями социального опыта не адекватно современным реалиям. Решить эту задачу возможно лишь при условии "существования" взрослых и детей не "рядом", но "вместе" друг с другом. Таким образом, журналистская деятельность предполагает активное социальное взаимодействие взрослых и детей в сфере их совместного бытия - СОБЫТИЯ. Результатом этого взаимодействия является духовное взаимообогащение,

взаиморазвитие взрослого и ребёнка.
Поэтому главной задачей курса является развитие коммуникативных и лингвистических умений, воспитание целе- и ценностно-ориентированных потребностей детей, а также овладение ими компьютерных технологий.


  Место курса в образовательном процессе

  Курс "Газета «Четверочка»" предназначен для учащихся средних и старших классов школы. Курс предназначен для учащихся, занимающихся подготовкой материалов для школьной прессы. Основное требование к предварительному уровню подготовки - освоение "Базового курса" по информатике.
  Курс рассчитан на 72 учебных часа (2 часа в неделю).

  Цели и задачи курса:

  • научить создавать и редактировать документы в приложении Microsoft Pablisher;

  • рассмотреть возможности обработки графических файлов в различных программах;

  • научить учащихся создавать и редактировать собственные изображения, используя инструменты графических программ;

  • научить выполнять обмен графическими данными между различными программами;

  • научить макетированию и вёрстке малотиражных полиграфических изданий

    Образовательные результаты:
      Учащиеся должны овладеть основами компьютерной технологии, а именно должны знать:

  • особенности, достоинства и недостатки растровой и векторной графики;

  • способы получения цветовых оттенков на экране и принтере;

  • способы хранения изображений в файлах растрового и векторного формата;

  • методы сжатия графических данных;

  • проблемы преобразования форматов графических файлов;

  • назначение и функции различных графических и текстовых программ.

В результате освоения практической части курса учащиеся должны уметь:
1. Редактировать изображения в программе Adobe Photoshop, а именно:

  • выделять фрагменты изображений с использованием различных инструментов (область, лассо, волшебная палочка и др.);

  • перемещать, дублировать, вращать выделенные области;

  • редактировать фотографии с использованием различных средств художественного оформления;

  • сохранять выделенные области для последующего использования;

  • монтировать фотографии (создавать многослойные документы);

  • применять к тексту различные эффекты;

  • выполнять тоновую коррекцию фотографий;

  • выполнять цветовую коррекцию фотографий;

  • ретушировать фотографии;

2. Создавать собственные макеты полиграфических изданий, используя инструменты программы Microsoft Pablisher, а именно:

  • создавать рисунки из простых объектов (линий, дуг, окружностей и т.д.);

  • выполнять основные операции над объектами (удаление, перемещение, масштабирование, вращение, зеркальное отражение и ДР.);

  • формировать собственные цветовые оттенки в различных цветовых моделях;

  • закрашивать рисунки, используя различные виды заливок;

  • работать с контурами объектов;

  • создавать иллюстрации с использованием методов упорядочения и объединения объектов;

  • получать объёмные изображения;

  • применять различные графические эффекты (объём, перетекание, фигурная подрезка и др.);

  • создавать надписи, заголовки, размещать текст по траектории;

  • макетировать и верстать печатную полосу.

Межпредметные связи

  Знания, полученные при изучении курса "Информационные технологии в публицистике", учащиеся могут использовать при создании рекламной продукции, для визуализации научных и прикладных исследований в различных областях знаний - физике, химии, биологии и др. Созданное изображение может быть использовано в докладе, статье, мультимедиа-презентации, размещено на web-странице или импортировано в документ издательской системы. Знания и умения, приобретенные в результате освоения курса "Информационные технологии в публицистике", являются фундаментом для дальнейшего совершенствования мастерства в области трехмерного моделирования, создания систем виртуальной реальности.

  Формы и методы занятий:

  • лекция;

  • групповое занятие;

  • индивидуальное занятие;

  • демонстрация-объяснение;

  • практическое занятие.

  Содержание учебной программы

1.1. Представление об издательском процессе

Техпроцесс.

Техпроцесс. Печать. Тиражирование. Калибровка монитора и принтера.

Учащиеся должны знать:

  • базовые понятия издательского дела;

  • иметь представление об издательском процессе.

Макетирование и верстка.

Макетирование. Текст. Иллюстрации. Цвет. Шрифт. Верстка

Учащиеся должны знать:

  • понятие макета;

  • общие правила набора текста;

  • форматы графических файлов;

  • цветовые системы;

  • основные термины работы со шрифтами;

  • основные понятия верстки.

1.2. Технология работы в профессиональной издательской системе PageMaker

Обзор терминологии, инструментов и меню PageMaker.

Инсталляция программного обеспечения. Запуск программы PageMaker. Меню, команды. Контекстное меню. Дополнительные функции.

Учащиеся должны уметь:

  • инсталлировать программное обеспечение;

  • запускать программу PageMaker;

  • разбираться в пунктах меню;

  • вызывать контекстное меню и работать с ним.

Основы работы с текстом.

Текст с точки зрения верстки. Вставка текстовых блоков. Редактирование текстовых блоков. Текстовые инструменты. Свойства текстового блока. Как оформить текст.

Учащиеся должны уметь:

  • форматировать символы;

  • работать с текстовыми инструментами;

  • форматировать абзацы;

  • создавать колонки;

  • создать и редактировать текстовый блок.

Основы работы с иллюстрациями.

Как поместить иллюстрацию на страницу. Вставка графических блоков. Редактирование графических блоков. Редактирование рисунков в блоках. Импорт иллюстраций. Контур вырезания.

Учащиеся должны уметь:

  • помещать иллюстрацию на страницу;

  • создавать и редактировать графические блоки;

  • редактировать рисунки в блоках;

  • импортировать иллюстрации из других приложений;

  • вырезать иллюстрации.

Верстка страниц.

Задание параметров страницы. Создание страницы-шаблона. Совместное размещение текста и графики. Печать документа.

Учащиеся должны уметь:

  • создавать страницу-шаблон в PageMaker;

  • совместно размещать текстовые и графические блоки;

  • печатать созданный документ.

1. 3. Практикум по верстке

Сверстать газетную полосу формата A3 в PageMaker.

Учащиеся должны уметь:

  • верстать любой вид издательской продукции;

  • правильно располагать на странице фрагменты разнотипных объектов.

Раздел II. Секреты стилистики (Правила хорошей речи)

Язык – важнейшее средство общения; о богатстве русского языка, его роль как языка межнационального. О тексте, типах, стилях речи.

2.1. Стилистика лексических средств языка

Лексическое значение слов; изобразительные возможности синонимов, антонимов, паронимов, омонимов; градация, антитеза; русская лексика с точки зрения ее происхождения; русская лексика с точки зрения сферы ее употребления; словари.

2.2 Стилистические средства словообразования и морфологии.

Соблюдение словообразовательных норм русского литературного языка; предупреждение ошибок в употреблении рода, числа, падежа имен существительных, прилагательных, числительных, местоимений, личных форм глаголов; выбор стилистических вариантов различных грамматических форм, уместность их употребления в зависимости от речевой ситуации.

2.3. Стилистические средства синтаксиса.

Порядок слов в предложении; устранение ошибок в согласовании, в употреблении причастных и деепричастных оборотов; функции сравнительных оборотов; стилистическое употребление однородных членов предложения; стилистика простого и сложного предложений.

2.4. Функциональная стилистика.

Повторение функциональных стилей речи, изученных в 5-8 классах; книжная и разговорная речь; сферы общения и употребления; жанровые варианты функциональных стилей; лексика и синтаксис каждого стиля речи.

2.5. Культура речи

Смысловая и стилистическая точность речи; нарушение лексической сочетаемости; логические ошибки в речи (алогизм, подмена понятия); литературное произношение и ударение.


Раздел III. Компьютер и программное обеспечение

Прикладное программное обеспечение. Архиваторы. Компьютерные вирусы и антивирусные программы.

Учащиеся должны знать:

  • функциональную схему компьютера;

  • как характеристики основных ус тройст в компьютера влияют на его производительность;

  • состав и назначение программного обеспечения компьюте ра;

  • назначение и основные функции операционной системы.

Учащиеся должны уметь:

  • работать с файлами (создавать, копироват ь, переименовывать, осуществлять поиск);

  • работать с носителями информации (форматирование, “лечение” от вирусов);

  • инсталлировать программы;

  • соблюдать правила техники безопасности, технической эксплуатации и сохранности информации при работе на компьютере.




Раздел IV. Методы работы с программами Microsoft Office

Учащиеся должны уметь:

  • отменять изменения в документе. Открытие документа Office. Создание нового документа;

  • использовать помощника для получения справочной информации. Ввод текста. Практическая работа;

  • выделять текст с помощью мыши. Выделение и замена текста с помощью клавиатуры;

  • перемещать текст. Выбор и форматирование объектов. Копирование формата с помощью команды Формат по образцу;

  • настраивать панели инструментов. Увеличение и уменьшения масштаба. Практическая работа.

Раздел V. Технология обработки текстовой информации

Создание, редактирование и форматирование документов. Основные объекты в документе (символ, абзац) и операции над ними. Шаблоны документов и стили форматирования. Печать документов.

Основные форматы текстовых файлов и их преобразование. Кодировки кириллицы.

Внедрение в документ различных объектов (таблиц, изображений, формул и др.).

Создание типовых документов (заявление, объявление, визитка и др.) и рефератов по различным предметам.

Перевод документов с бумажных носителей в компьютерную форму с помощью систем оптического распознавания отсканированного текста.

Создание документов на иностранных языках с использованием компьютерных словарей. Автоматический перевод документов на различные языки с использованием словарей и программ-переводчиков.

Учащиеся должны уметь:

  • применять текстовый редактор для редактирования и форматирования текстов;

  • вставлять в документ объекты из других приложений;

  • создавать типовые документы на компьютере;

  • использовать системы оптического распознавания, словари и переводчики.

Раздел VI. Технология обработки графической информации

Получение растровых изображений с помощью сканера и цифровой камеры. Редактирование и преобразование (масштабирование, изменение глубины цвета, изменение формата файла и др.) изображений с помощью графических редакторов. Печать изображений.

Компьютерное черчение. Создания чертежей и схем с использованием векторных графических редакторов и систем автоматизированного проектирования (САПР).

Создание мультимедийных компьютерных презентаций. Рисунки, анимация и звук на слайдах. Интерактивные презентации (реализация переходов между слайдами с помощью гиперссылок и системы навигации). Демонстрация презентаций.

Создание образовательных презентаций по различным школьным предметам.

Учащиеся должны уметь:

  • объяснять различия растрового и векторного способа представления графической информации;

  • применять графический редактор для создания и редактирования изображений;

  • создавать мультимедийные компьютерные презентации;

  • иметь представление о назначении и возможностях систем автоматического проектирования (САПР).

Раздел VII. Технология хранения, поиска и сортировки информации

Создание баз данных с использованием систем управления базами данных (СУБД). Виды и способы организации запросов для поиска информации. Сортировка записей. Печать отчетов.

Органайзеры (записные книжки). Словари, энциклопедии.

Создание баз данных по географии, истории и другим предметам.

Учащиеся должны уметь:

  • описывать назначение и возможности баз данных;

  • создавать табличные базы данных (типа базы данных “Записная книжка”);

  • осуществлять сортировку и поиск записей;

  • задавать сложные запросы при поиске информации.

Раздел VIII. Коммуникационные технологии

Информационное пространство глобальной компьютерной сети Интернет. Система адресации (IP-адреса и доменные имена). Протокол передачи данных TCP/IP. Универсальный указатель ресурсов (URL – Universal Resource Locator). Основные информационные ресурсы сети Интернет.

Линии связи и их пропускная способность. Передача информации по коммутируемым телефонным каналам. Модем.

Локальные компьютерные сети. Топология локальной сети. Аппаратные компоненты сети (сетевые адаптеры, концентраторы, маршрутизаторы).

Работа с электронной почтой (регистрация почтового ящика, отправка и получение сообщений, использование адресной книги). Настройка почтовых программ. Почта с Web-интерфейсом.

WWW-технология. Всемирная паутина (настройка браузера, адрес Web-страницы, сохранение и печать Web-страниц).

Загрузка файлов с серверов файловых архивов. Менеджеры загрузки файлов.

Интерактивное общение (chat), потоковые аудио– и видео, электронная коммерция, географические карты. Поиск информации (документов, файлов, людей).

Основы языка разметки гипертекста (HTML – Hyper Text Markup Language). Форматирование текста. Вставка графики и звука. Гиперссылки. Интерактивные Web-страницы (формы). Динамические объекты на Web-страницах. Система навигации по сайту. Инструментальные средства разработки. Публикация сайта.

Защита информации от несанкционированного доступа.

Разработка Web-сайтов (учебных заведений, образовательных, тематических и др.).

Учащиеся должны знать:

  • представление о скорости передачи информации по различным типам линий связи;

  • представление о назначении модема и его основных характеристиках;

  • основы языка разметки гипертекста (HTML – Hyper Text Markup Language).

Учащиеся должны уметь:

  • описывать основные виды информационных услуг, предоставляемых глобальной компьютерной сетью Интернет;

  • объяснять основные принципы технологии World Wide Web (WWW);

  • пользоваться электронной почтой и файловыми архивами и путешествовать по Всемирной паутине.

  • создавать и публиковать в Интернете Web-сайты.


Раздел IX. Социальная информатика

Информационное общество – закономерности и проблемы становления и развития. Проблемы информационной безопасности общества. Правовая охрана программ и данных. Лицензионные, бесплатные и условно-бесплатные программы. Информационная культура и информационная безопасность личности. Этические нормы поведения в компьютерных сетях.

Учащиеся должны иметь:

  • представление о влиянии информационных ресурсов на социально-экономическое и культурное развитие общества;

  • представление о проблемах информационной безопасности общества и личности;

  • представление об авторских правах на программное обеспечение и правах пользователя на его использование;

Учащиеся должны уметь:

  • обосновывать основные составляющие информационной культуры человека.



Материально-технические условия:

  • 12 стационарных персональных компьютеров;

  • 1 сканер;

  • 1 лазерный принтер;

  • 1 струйный (цветная печать) принтер формата А - 3;

  • 1 цифровой зеркальный фотоаппарат;

  • 1 мультимедийный проектор  с экраном;

  • Графический планшет А5;

  • Диктофон.




Список рекомендуемой литературы:

  1. С. Келби "Хитрости и ceкpeты paбoты в Photoshop CS"

  2. Ю.Гурский, А. Жвалевский "Photoshop CS2. Библиoтeкa пoльзoвaтeля"

  3. CorelDRAW Пoдгoтoвкa иллюcтpaций

  4. Иллюcтpиpoвaнный caмoyчитeль пo Corel DRAW

  5. Н. Волков "Курс макетирования и вёрстки"

  6. Т. Харруэр " Настольная книга газетного дизайнера"

  7. С.Гринберг "Цифровая фотография. Самоучитель"

  8. Д.Xeджкoy "Кaк дeлaть фoтoгpaфии HI-клacca"

  9. Д.Зoтoв "Цифpoвaя фoтoгpaфия в тeopии и нa пpaктикe"

  10. Профессиональная этика журналиста: Документы и справочные материалы. – М.: Галерия, 2002.– 472 с.

  11. Система средств массовой информации России: Учебное пособие для вузов / Под ред. Я. Н. Засурского. – М.: Аспект пресс, 2001. – 159 с.

  12. Тертычный А.А. Жанры периодической печати: Учебное пособие. – М.: Аспект пресс, 2000. – 312 с.

  13. Елена Вовк. “Школьная стенгазета и издательские технологии в школе / Вкладка в “БШ” №13, 15, 16. 2004 год

  14. Педагогическая лоция. Издательство в учебном заведении / Специальное приложение к журналу “Лицейское и гимназическое образование” 2004/2005 уч. год

  15. С. Г. Корконосенко. Основы журналистики. Москва. 2002.

  16. А.И. Сенокосов г. Екатеринбург. Методическая газета для учителей информатики “Информатика” № 5 (510) 2006 г.

  17. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики: Учебное пособие. М.: Изд-во МГУ, 1995.

  18. Горохов В. Основы журналистского мастерства. М., 1989.

  19. Телевизионная журналистика: Учебник/Ред. коллегия Г.В. Кузнецов, В.Л. Цвик, А.Я. Юровский. М.: Изд-во МГУ, 1994

  20. Цвик В. Л. Введение в журналистику. Учебное пособие

  21. Егоров В.В. Терминологический словарь телевидения. М., 1997.

  22. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.,1981.

  23. Закон Российской Федерации “О средствах массовой информации”.

  24. Федотов М.А. Правовые основы журналистики. – М.

  25. Ресурсы Интернета

  26. Сагман С. Microsoft Office 2000. – М.:ДМК Пресс, 2002. – 672 с.: ил. (Серия “Самоучитель).

  27. Тайц А.М., Тайц А.А. Самоучитель Adobe Photoshop 7. – СПб.: БХВ-Петербург, 2003. – 688 с.: ил.

  28. Гурский Ю., Гурская И., Жвалевский А. Компьютерная графика: Photoshop CS, CorelDraw 12, Illustrator CS. Трюки и эффекты (+СВ). – СПб.: Питер, 2004. – 812 с.: ил. – (Серия “Трюки и эффекты”.

  29. Разработки учителей, опубликованные в Фестивале педагогических идей “Открытый урок” на сайте WWW:http://www.1september.ru

Тематическое планирование курса

I полугодие

Дата

Тема

Вид занятия

По плану

Фактически



Организационное занятие. Техника безопасности в компьютерном классе. Создание редакционной коллегии. Распределение обязанностей.

групповое занятие




Системы цветов в компьютерной графике. Составление плана первого выпуска газеты.

групповое занятие



Подбор материала для первого выпуска. Форматы графических файлов.

групповое занятие



Написание и обсуждение статей. Подбор рисунков, картинок, фотографий.

лекция



Набор и редактирование текстов на компьютере.

групповое занятие



Создание растровых, векторных и совмещённых изображений.

практическое занятие



Создание растровых, векторных и совмещённых изображений.

практическое занятие



Выпуск газеты к празднику День учителя. Распространение газеты.

лекция



Печать и распространение газеты.

демонстрация-объяснение



Редактирование и монтаж статичных изображений.

групповое занятие



Статистический сбор информации о 1-ом выпуске газеты.

лекция



Редактирование и монтаж статичных изображений.

индивидуальное занятие



Редактирование и монтаж статичных изображений.

индивидуальное занятие



Обсуждение и составление плана следующего номера.

лекция



Композиция кадра.

лекция



Подбор материала для следующего номера газеты, посвященный Дню Рождения гимназии.

практическое занятие



Жанр интервью.

демонстрация-объяснение



Использование света и цвета при съёмке.

практическое занятие



Создание макета полиграфического издания.

практическое занятие



Вёрстка полосы.

лекция



Работа со шрифтами.

демонстрация-объяснение



Работа с иллюстрациями.

практическое занятие



Методы представления графических изображений.

практическое занятие



Рабочий экран Adobe Photoshop.

лекция



Написание и обсуждение статей.

лекция



Подбор рисунков, картинок, фотографий.

практическое занятие



Работа со слоями

практическое занятие


Тематическое планирование курса

II полугодие

Дата

Тема

Вид занятия

По плану

Фактически



Основы коррекции тона.

демонстрация-объяснение



Редактирование текстов и оформление газеты.

практическое занятие



Выпуск и распространение газеты. 

практическое занятие



Основы коррекции цвета.

групповое занятие



Ретуширование фотографий.

групповое занятие



Изменения в оформлении газеты.

демонстрация-объяснение



Подбор материала для нового выпуска.

групповое занятие



Создание коллажа.

групповое занятие



Рабочий экран Microsoft Pablisher.

лекция



Сканирование и редактирование изображений.

демонстрация-объяснение



Набор и редактирование текстов на компьютере

групповое занятие



Подбор материала для номера газеты.

лекция



Цель и тема беседы. Заголовок в интервью.

индивидуальное занятие



Составление вопросов для интервью Интервьюирование гимназистов.

индивидуальное занятие



Основы работы с объектами Microsoft Pablisher.

лекция



Подбор картинок и, сканирование фотографий, рисунков.

лекция



Редактирование текстов и выпуск газеты.

практическое занятие



Сбор материала. Опрос читателей газеты.

лекция



Работа с текстом.

демонстрация-объяснение



Написание и обсуждение статей.

практическое занятие



 Подбор рисунков, картинок, фотографий.

практическое занятие



Работа с текстом.

практическое занятие



Написание и обсуждение статей.

групповое занятие



Сканирование, подбор фотографий и картинок.

демонстрация-объяснение



Макетирование и вёрстка 2-х и 4-х полосной газеты.

групповое занятие



Набор и редактирование текста на компьютере.

групповое занятие



Сканирование, подбор фотографий и картинок.

практическое занятие



Макетирование и вёрстка 2-х и 4-х полосной газеты.

групповое занятие



Набор и редактирование текста на компьютере.

практическое занятие



Сканирование, подбор фотографий и картинок.

групповое занятие



Набор и редактирование текста на компьютере.

групповое занятие



Сканирование, подбор фотографий и картинок.

практическое занятие



Макетирование и вёрстка 2-х и 4-х полосной газеты.




Выпуск газеты. Распространение газеты.




Подведение итогов за год.




Подведение итогов за год.




Составление планов на летние каникулы.




Составление планов на летние каникулы.