СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа курса «Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (активные методы обучения)» для студентов.

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа направлена на

  • формирование у студентов-стажеров целостного представления о профессиональной деятельности специалиста – учителя начальных классов;
  • формирование умения и навыков самостоятельного применения элементов педагогических технологий в процесс учебной деятельности;
  • освоение  средств и методов обучения учащихся начальных классов.

Просмотр содержимого документа
«Программа курса «Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (активные методы обучения)» для студентов.»

Педагог-наставник

Павлюченко Елена Николаевна


Программа практико-ориентированного курса

«Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся

(активные методы обучения)»

для студентов.


Пояснительная записка

Современное состояние системы российского образования обуславливает настоятельную потребность в учителях, способных обеспечить такое качество учебной деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью. Важным звеном в подготовке современного учителя как профессионала и творческой личности, способного удовлетворять предъявляемые к нему высокие требования, является подготовка студентов – будущих учителей к осуществлению обучения на основе принципа активизации и интенсификации деятельности учащихся.

Учебная программа предполагает освоение студентами теоретических, методических и практических основ активных методов обучения:

  • игровой технологии;

  • технологии проблемного обучения;

  • технологии современного проектного обучения;

  • педагогические технологии на основе активизации и интенсификации

деятельности учащихся (активные методы обучения);

  • технология группового и коллективного способа обучения;

  • технология развития критического мышления посредством чтения и письма.


Данная программа решает следующие задачи:

  • формирование у студентов-стажеров целостного представления о профессиональной деятельности специалиста – учителя начальных классов;

  • формирование умения и навыков самостоятельного применения элементов педагогических технологий в процесс учебной деятельности;

  • освоение средств и методов обучения учащихся начальных классов.


Требования к уровню освоения содержания курса

Студенты должны знать

  • типы уроков и их классификацию, формы их проведения;

  • методические приемы и методы организации различных форм урочной деятельности;

  • структуру и методику проведения игрового, проектного, проблемного, коммуникативного уроков.


Студенты должны уметь

  • формулировать цели урока и организовывать деятельность по их реализации;

  • самостоятельно разрабатывать уроки с использованием элементов игровых, проектных и проблемных технологий;

  • разрабатывать конспекты уроков, прогнозировать их результат;

  • проводить анализ и самоанализ урока.

  • находить индивидуальный подход в работе с каждым учеником.


Программа реализуется в форме теоретических знаний, учебной практики (консультаций), практических занятий и рассчитана на 162 часа.


Содержание программы обучения

I. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления учебно-воспитательным процессом– 66 часов.


Образовательные технологии. (3 часа)

Понятие образовательной технологии. Основные качества современных педагогических технологий.

Личностно-ориентированное образование. Понятие образовательной системы. Образовательная система «Школа 2100». Понятие активности. Активные методы в обучении.

Технология проблемного обучения. (24 часов)

Технология проблемного обучения: понятия и термины, классификационные параметры технологии, целевые ориентации, концептуальные позиции.

Особенности содержания и методики проблемного обучения. Частично-поисковый метод. Особенности содержания и методики проблемного обучения. Исследовательский метод. Эвристическое обучение. Понятие проблемно-диалогического обучения. Технология проблемно-диалогического обучения в сравнении с традиционными методами объяснения нового материала (структура урока, цели урока, проблемная ситуация). Методы постановки учебной проблемы: побуждающий от проблемной ситуации диалог, подводящий к теме диалог. Методы поиска решения учебной проблемы: побуждающий к гипотезам диалог, подводящий от проблемы диалог, подводящий без проблемы диалог.

Предметная специфика проблемного диалога. Психологические и здоровьесберегающие аспекты проблемного урока.


Технология современного проектного обучения. (12 часов)

Понятие проекта и проектной деятельности. Технология современного проектного обучения. Классификационные параметры технологии. Целевые ориентации. Концептуальные позиции. Место проектов в учебном процессе. Типы учебных проектов. Специфика работы над проектом в начальной школе (возможность интеграции с другими предметами). Примеры реализованных учебных проектов. Особенности организации и методики. Стадии разработки проекта. Деятельность учителя и учащихся на разных этапах работы над проектом. Организация образовательного пространства. Критерии оценивания учебного проекта.

Игровые технологии. (12 часов) Игровая деятельность и ее функции. Теория и классификация игр. Значение игры в обучении. Педагогические игры и их классификация. Игровые педагогические технологии: классификационные параметры технологии, целевые ориентации, концептуальные позиции. Особенности игровых технологий. Игровые технологии для младшего школьного возраста. Урок-игра. Деловые и ролевые игры и их модификации. Схема ролевой и деловой игры. Обзор методической литературы по теме. Организационно-деятельностные игры. Школа-театр. Внеклассные игровые занятия. Урок с использованием ИТ, аудио, видео материалов. Информационные игровые технологии.

Технология группового и коллективного способа обучения. (9 часов)

Организация учебной деятельности учащихся на уроке. Технология групповой деятельности в классе. Элементы технологического процесса групповой работы. Разновидности групповых занятий. Технология взаимного обучения А.Р.Ривина и В.К.Дьяченко, её функции. Роль учителя и ученика. Работа в парах постоянного и сменного состава. Создание сменных составов по типу игры "ручеек". Использование на уроках вопросников. Приём взаимообъяснения.

Технология развития критического мышления посредством чтения и письма. (6 часов)

Определение критического мышления. Технологические этапы. Механизм реализации фазы рефлексии при работе в режиме технологии развития критического мышления.

Функции трёх фаз технологии развития критического мышления.

Виды учебной деятельности, способствующие формированию критического мышления.


II. Учебная практика (консультации) – 48 часов.

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ.

Методические рекомендации; посещение уроков педагога – наставника; составление конспектов и подготовка к проведению уроков; анализ и самоанализ уроков.


III. Практика – 48 часов.

















Тематическое планирование.

№ темы

Тема

Количество часов Теория Практ.

1

Образовательные технологии.

Понятие образовательной технологии. Основные качества современных педагогических технологий.

Личностно-ориентированное образование.

Понятие образовательной системы. Образовательная система «Школа 2100». Понятие активности. Активные методы в обучении.

Консультация.




3




3




3

2

Технология проблемного обучения.

Технология проблемного обучения: понятия и термины, классификационные параметры технологии, целевые ориентации, концептуальные позиции.

Особенности содержания и методики проблемного обучения. Частично-поисковый метод.

Консультация.


6





3


3

3

Особенности содержания и методики проблемного обучения. Исследовательский метод. Эвристическое обучение. Понятие проблемно-диалогического обучения.

Консультация.

6



3

3

4

Технология проблемно-диалогического обучения в сравнении с традиционными методами объяснения нового материала (структура урока, цели урока, проблемная ситуация). Методы постановки учебной проблемы: побуждающий от проблемной ситуации диалог, подводящий к теме диалог.

Консультация.

6






3

3

5

Методы поиска решения учебной проблемы: побуждающий к гипотезам диалог, подводящий от проблемы диалог, подводящий без проблемы диалог.

Предметная специфика проблемного диалога. Психологические и здоровьесберегающие аспекты проблемного урока.

Консультация.

3






3

3

6

Технология современного проектного обучения.

Понятие проекта и проектной деятельности. Технология современного проектного обучения. Классификационные параметры технологии. Целевые ориентации. Концептуальные позиции.

Консультация.


3




3


3

7

Место проектов в учебном процессе. Типы учебных проектов. Специфика работы над проектом в начальной школе (возможность интеграции с другими предметами). Примеры реализованных учебных проектов.

Консультация.

6




3

3

8

Особенности организации и методики. Стадии разработки проекта. Деятельность учителя и учащихся на разных этапах работы над проектом. Организация образовательного пространства. Критерии оценивания учебного проекта.

Консультация.

3





3

3

9

Игровые технологии.

Игровая деятельность и ее функции. Теория и классификация игр. Значение игры в обучении. Педагогические игры и их классификация.

Консультация.


3



3


3

10

Игровые педагогические технологии: классификационные параметры технологии, целевые ориентации, концептуальные позиции.

Особенности игровых технологий. Игровые технологии для младшего школьного возраста.

Консультация.

3





3

3

11

Урок-игра. Деловые и ролевые игры и их модификации. Схема ролевой и деловой игры. Обзор методической литературы по теме.

Консультация.

3



3

3

12

Организационно-деятельностные игры. Школа-театр. Внеклассные игровые занятия. Урок с использованием ИТ, аудио, видео материалов. Информационные игровые технологии.

Консультация.

3




3

3


13

Технология группового и коллективного способа обучения Организация учебной деятельности учащихся на уроке. Технология групповой деятельности в классе. Элементы технологического процесса групповой работы. Разновидности групповых занятий. Консультация.





6


3





3


14


Технология взаимного обучения А.Р.Ривина и В.К.Дьяченко, её функции. Роль учителя и ученика. Работа в парах постоянного и сменного состава. Создание сменных составов по типу игры "ручеек". Использование на уроках вопросников. Приём взаимообъяснения. Консультация


3





3

3

15

Технология развития критического мышления посредством чтения и письма.

Определение критического мышления. Технологические этапы. Механизм реализации фазы рефлексии при работе в режиме технологии развития критического мышления.

Консультация.



3



3



3

16

Функции трёх фаз технологии развития критического мышления.

Виды учебной деятельности, способствующие формированию критического мышления.

Консультация.

3




3

3

Всего

162 ч.