Педагог-наставник
Павлюченко Елена Николаевна
Программа практико-ориентированного курса
«Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся
(активные методы обучения)»
для студентов.
Пояснительная записка
Современное состояние системы российского образования обуславливает настоятельную потребность в учителях, способных обеспечить такое качество учебной деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью. Важным звеном в подготовке современного учителя как профессионала и творческой личности, способного удовлетворять предъявляемые к нему высокие требования, является подготовка студентов – будущих учителей к осуществлению обучения на основе принципа активизации и интенсификации деятельности учащихся.
Учебная программа предполагает освоение студентами теоретических, методических и практических основ активных методов обучения:
игровой технологии;
технологии проблемного обучения;
технологии современного проектного обучения;
педагогические технологии на основе активизации и интенсификации
деятельности учащихся (активные методы обучения);
Данная программа решает следующие задачи:
формирование у студентов-стажеров целостного представления о профессиональной деятельности специалиста – учителя начальных классов;
формирование умения и навыков самостоятельного применения элементов педагогических технологий в процесс учебной деятельности;
освоение средств и методов обучения учащихся начальных классов.
Требования к уровню освоения содержания курса
Студенты должны знать
типы уроков и их классификацию, формы их проведения;
методические приемы и методы организации различных форм урочной деятельности;
структуру и методику проведения игрового, проектного, проблемного, коммуникативного уроков.
Студенты должны уметь
самостоятельно разрабатывать уроки с использованием элементов игровых, проектных и проблемных технологий;
разрабатывать конспекты уроков, прогнозировать их результат;
проводить анализ и самоанализ урока.
находить индивидуальный подход в работе с каждым учеником.
Программа реализуется в форме теоретических знаний, учебной практики (консультаций), практических занятий и рассчитана на 162 часа.
Содержание программы обучения
I. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления учебно-воспитательным процессом– 66 часов.
Образовательные технологии. (3 часа)
Понятие образовательной технологии. Основные качества современных педагогических технологий.
Личностно-ориентированное образование. Понятие образовательной системы. Образовательная система «Школа 2100». Понятие активности. Активные методы в обучении.
Технология проблемного обучения. (24 часов)
Технология проблемного обучения: понятия и термины, классификационные параметры технологии, целевые ориентации, концептуальные позиции.
Особенности содержания и методики проблемного обучения. Частично-поисковый метод. Особенности содержания и методики проблемного обучения. Исследовательский метод. Эвристическое обучение. Понятие проблемно-диалогического обучения. Технология проблемно-диалогического обучения в сравнении с традиционными методами объяснения нового материала (структура урока, цели урока, проблемная ситуация). Методы постановки учебной проблемы: побуждающий от проблемной ситуации диалог, подводящий к теме диалог. Методы поиска решения учебной проблемы: побуждающий к гипотезам диалог, подводящий от проблемы диалог, подводящий без проблемы диалог.
Предметная специфика проблемного диалога. Психологические и здоровьесберегающие аспекты проблемного урока.
Технология современного проектного обучения. (12 часов)
Понятие проекта и проектной деятельности. Технология современного проектного обучения. Классификационные параметры технологии. Целевые ориентации. Концептуальные позиции. Место проектов в учебном процессе. Типы учебных проектов. Специфика работы над проектом в начальной школе (возможность интеграции с другими предметами). Примеры реализованных учебных проектов. Особенности организации и методики. Стадии разработки проекта. Деятельность учителя и учащихся на разных этапах работы над проектом. Организация образовательного пространства. Критерии оценивания учебного проекта.
Игровые технологии. (12 часов) Игровая деятельность и ее функции. Теория и классификация игр. Значение игры в обучении. Педагогические игры и их классификация. Игровые педагогические технологии: классификационные параметры технологии, целевые ориентации, концептуальные позиции. Особенности игровых технологий. Игровые технологии для младшего школьного возраста. Урок-игра. Деловые и ролевые игры и их модификации. Схема ролевой и деловой игры. Обзор методической литературы по теме. Организационно-деятельностные игры. Школа-театр. Внеклассные игровые занятия. Урок с использованием ИТ, аудио, видео материалов. Информационные игровые технологии.
Технология группового и коллективного способа обучения. (9 часов)
Организация учебной деятельности учащихся на уроке. Технология групповой деятельности в классе. Элементы технологического процесса групповой работы. Разновидности групповых занятий. Технология взаимного обучения А.Р.Ривина и В.К.Дьяченко, её функции. Роль учителя и ученика. Работа в парах постоянного и сменного состава. Создание сменных составов по типу игры "ручеек". Использование на уроках вопросников. Приём взаимообъяснения.
Технология развития критического мышления посредством чтения и письма. (6 часов)
Определение критического мышления. Технологические этапы. Механизм реализации фазы рефлексии при работе в режиме технологии развития критического мышления.
Функции трёх фаз технологии развития критического мышления.
Виды учебной деятельности, способствующие формированию критического мышления.
II. Учебная практика (консультации) – 48 часов.
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ.
Методические рекомендации; посещение уроков педагога – наставника; составление конспектов и подготовка к проведению уроков; анализ и самоанализ уроков.
III. Практика – 48 часов.
Тематическое планирование.
№ темы | Тема | Количество часов Теория Практ. |
1 | Образовательные технологии. Понятие образовательной технологии. Основные качества современных педагогических технологий. Личностно-ориентированное образование. Понятие образовательной системы. Образовательная система «Школа 2100». Понятие активности. Активные методы в обучении. Консультация. | 3 3 | 3 |
2 | Технология проблемного обучения. Технология проблемного обучения: понятия и термины, классификационные параметры технологии, целевые ориентации, концептуальные позиции. Особенности содержания и методики проблемного обучения. Частично-поисковый метод. Консультация. | 6 3 | 3 |
3 | Особенности содержания и методики проблемного обучения. Исследовательский метод. Эвристическое обучение. Понятие проблемно-диалогического обучения. Консультация. | 6 3 | 3 |
4 | Технология проблемно-диалогического обучения в сравнении с традиционными методами объяснения нового материала (структура урока, цели урока, проблемная ситуация). Методы постановки учебной проблемы: побуждающий от проблемной ситуации диалог, подводящий к теме диалог. Консультация. | 6 3 | 3 |
5 | Методы поиска решения учебной проблемы: побуждающий к гипотезам диалог, подводящий от проблемы диалог, подводящий без проблемы диалог. Предметная специфика проблемного диалога. Психологические и здоровьесберегающие аспекты проблемного урока. Консультация. | 3 3 | 3 |
6 | Технология современного проектного обучения. Понятие проекта и проектной деятельности. Технология современного проектного обучения. Классификационные параметры технологии. Целевые ориентации. Концептуальные позиции. Консультация. | 3 3 | 3 |
7 | Место проектов в учебном процессе. Типы учебных проектов. Специфика работы над проектом в начальной школе (возможность интеграции с другими предметами). Примеры реализованных учебных проектов. Консультация. | 6 3 | 3 |
8 | Особенности организации и методики. Стадии разработки проекта. Деятельность учителя и учащихся на разных этапах работы над проектом. Организация образовательного пространства. Критерии оценивания учебного проекта. Консультация. | 3 3 | 3 |
9 | Игровые технологии. Игровая деятельность и ее функции. Теория и классификация игр. Значение игры в обучении. Педагогические игры и их классификация. Консультация. | 3 3 | 3 |
10 | Игровые педагогические технологии: классификационные параметры технологии, целевые ориентации, концептуальные позиции. Особенности игровых технологий. Игровые технологии для младшего школьного возраста. Консультация. | 3 3 | 3 |
11 | Урок-игра. Деловые и ролевые игры и их модификации. Схема ролевой и деловой игры. Обзор методической литературы по теме. Консультация. | 3 3 | 3 |
12 | Организационно-деятельностные игры. Школа-театр. Внеклассные игровые занятия. Урок с использованием ИТ, аудио, видео материалов. Информационные игровые технологии. Консультация. | 3 3 | 3 |
13 | Технология группового и коллективного способа обучения Организация учебной деятельности учащихся на уроке. Технология групповой деятельности в классе. Элементы технологического процесса групповой работы. Разновидности групповых занятий. Консультация. | 6 3 | 3 |
14 | Технология взаимного обучения А.Р.Ривина и В.К.Дьяченко, её функции. Роль учителя и ученика. Работа в парах постоянного и сменного состава. Создание сменных составов по типу игры "ручеек". Использование на уроках вопросников. Приём взаимообъяснения. Консультация | 3 3 | 3 |
15 | Технология развития критического мышления посредством чтения и письма. Определение критического мышления. Технологические этапы. Механизм реализации фазы рефлексии при работе в режиме технологии развития критического мышления. Консультация. | 3 3 | 3 |
16 | Функции трёх фаз технологии развития критического мышления. Виды учебной деятельности, способствующие формированию критического мышления. Консультация. | 3 3 | 3 |
Всего | 162 ч. | | |