СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа курса по литературе в 7 классе "В мире литературы"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа курса "В мире литературы"

Просмотр содержимого документа
«Программа курса по литературе в 7 классе "В мире литературы"»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

КОПЁНКИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

РОССОШАНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ


Принято

на заседании педагогического совета

Протокол № ____

от «____» ________ 20___ г.


Согласовано

Зам. директора по УВР


___________/И. Н. Окрушко

Утверждаю

Директор школы

____________ В. К. Коровин

 Приказ №

от « » 20 г




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса по литературе

« В мире литературы»

для 7 класса















Составитель программы:

Покачалова Т.Н. IКК










Планируемые результаты освоения учебного курса « В мире литературы»

Предметные результаты:

• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX-XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

• формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;

• умение интерпретировать (в отдельных случаях) изученные литературные произведения;

• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;

• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;

• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.


В результате работы в рамках курса учащиеся научатся:

-анализировать литературные произведения разных жанров

-выразительно читать

-рецензировать актерское чтение, чтение одноклассников и свое чтение

-давать собственную оценку прочитанного произведения

- правильно исполнять малые роли;

- анализировать и контролировать возможные ошибки при исполнении;

- выражать собственные эмоции;

-чувствовать образ, настроение и передаваемый характер произведения;

делиться впечатлениями о прочитанном произведении и просмотренном кинофильме, индивидуально и коллективно работать.


На занятиях используются следующие формы работы:

- Эвристическая беседа

- Индивидуальная, групповая и коллективная исследовательская деятельность

- Выразительное чтение

· Артикуляционные разминки

· Обсуждение проблемных вопросов

· Конкурсы

· Мини-концерты

· Инсценирование

· Словесное рисование

· Выпуск школьной литературной газеты

· Проекты

· Презентации

· Выставки

· Просмотр и обсуждение фильмов, снятых по страницам прочитанных произведений.


СОДЕРЖАНИЕ

Введение. Труд писателя.

Русский фольклор.

Малые жанры фольклора

Пословица как воплощение житейской мудрости, отражение народного опыта. Темы пословиц. Афористичность и поучительный характер пословиц. Конкурс «Объясни смысл пословицы».

Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник».

Воплощение в образе богатыря национального характера, нравственных достоинств героя. Прославление силы, мужества, справедливости, бескорыстного служения Отечеству.

«Поучение Владимира Мономаха». Просмотр и обсуждение мультфильмов по былинам.

Творчество М.В. Ломоносова и Г.Р. Державина.

А. С. Пушкин. Образ Пушкина в русской поэзии XIX в.

Баллада «Песнь о вещем Олеге».

Интерес Пушкина к истории России. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Традиции народной поэзии в создании образов «Песни…». Смысл противопоставления образов Олега и кудесника. Особенности композиции произведения. Признаки жанра баллады в «Песни…». Художественные средства произведения, позволившие воссоздать атмосферу Древней Руси. Повесть «Станционный смотритель». Цикл «Повести Белкина». Повествование от лица вымышленного героя как художественный прием. Отношение рассказчика к героям повести и формы его выражения. Образ рассказчика. Судьба Дуни и притча о блудном сыне. Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Трагическое и гуманистическое в повести.Экранизация повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель».

М.Ю. Лермонтов.

Поэма «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI в., их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Образ Ивана Грозного и тема несправедливой власти. Защита Калашниковым человеческого достоинства. Авторская позиция в поэме. Связь поэмы с художественными традициями устного народного творчества. Сопоставление зачина поэмы и ее концовки. Образы гусляров. Язык и стих поэмы.

Н.В.Гоголь. Повесть «Тарас Бульба».

Эпическое величие мира и героический размах жизни в повести Гоголя. Прославление высокого строя народной вольницы, боевого товарищества, самоотверженности и героизма. Единоверие, честь, патриотизм как основные идеалы запорожцев. Герои Гоголя и былинные богатыри. Тарас и его сыновья. Принцип контраста в создании образов братьев, противопоставления в портретном описании, речевой характеристике. Трагизм конфликта отца и сына (Тарас и Андрий). Борьба долга и чувства в душах героев. Роль детали в раскрытии характеров героев. Смысл финала повести. Экранизация повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»

И.С.Тургенев «Бирюк», «Русский язык».

Иллюстрации к стихотворению Н.Некрасова «Крестьянские дети».

Изображение жизни простого народа. Образы крестьянских детей и средства их создания. Речевая характеристика. Особенности ритмической организации. Роль диалогов в стихотворении. Авторское отношение к героям.

М. Е. Салтыков-Щедрин

Сказка «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

Сказка фольклорная и сказка литературная (авторская). Сказочные сюжеты, добрые и злые персонажи, волшебные предметы в литературной сказке. Нравственные проблемы и поучительный характер литературных сказок. Своеобразие сатирических литературных сказок. Сатирические сказки, собственного сочинения.

Конкурс «Живая классика».

Конкурсы стихов и сочинений о Родине и её защитниках. Ю. Друнина «Зинка», Р.Рождественский «Реквием» и др.

Произведения писателей ХХ века

М. Горький Повесть «Детство» (фрагменты). А.П.Платонов. Рассказ «Цветок на земле».

Основная тема и идейное содержание рассказа. Сказочное и реальное в сюжете произведения. Философская символика образа цветка. Сочинение на морально – нравственную тему: «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?»

А.Т.Твардовский. Стихотворение «Рассказ танкиста». Викторина по творчеству А.Т. Твардовского

B. В. Маяковский. Стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».

Словотворчество и яркая метафоричность ранней лирики Маяковского. Гуманистический пафос стихотворения. Одиночество лирического героя, его противопоставление толпе обывателей. Тема назначения поэзии. Своеобразие ритмики и рифмы.

Ф.А. Абрамов « О чём плачут лошади?».

Е Носов «Кукла». Ю.П. Казаков «Тихое утро».???Темы и проблемы произведений Ф.А. Абрамова, Е. Носова, Ю.П Казакова.

Родина в изображении писателей, поэтов, художников

Д.С.Лихачёв «Родная земля». Стихи современных поэтов о Родине. Общее и индивидуальное в образе Родины разных поэтов. Конкурс чтецов стихотворений о Родине. Конкурс сочинений о Родине на тему: "Я нарисую так её портрет...". Анализ сочинений. Родина в изображении художников.

Зарубежная литература.

И.-В. Гете

Баллада «Лесной царь». Д. Дефо. Роман «Робинзон Крузо» (фрагменты).

Жанровое своеобразие романа. Образ Робинзона Крузо. Изображение мужества человека и его умения противостоять жизненным невзгодам. Преобразование мира кик жизненная потребность человека. Образ путешественника в литературе.

О. Генри

Новелла «Дары волхвов».

История жанра новеллы. Жанровые признаки. Особая роль необычного сюжета, острого конфликта, драматизма действия в новелле. Строгость ее построения.Особенности жанра рождественского рассказа (на материале рассказа «Дары волхвов»).



Тематическое планирование 7 класс


п/п

Разделы

Кол-во часов

1.

Введение. Труд писателя

1

2.

Устное народное творчество

2

3.

Жанры Поучения или Наставления

1

4.

Творчество М.В. Ломоносова и Г.Р. Державина

1

5.

Творчество писателей и поэтов первой половины ХIХ века

10

6.

Живая классика.

1


7.

Стихотворения и сочинения о Родине

2

8.

Произведения писателей ХХ века

9

9.

Родина в изображении писателей, поэтов, художников

4

10.

Зарубежная литература

2

11.

Подведение итогов

1

12.

Резерв

1


Итого:

35



Приложение

Календарно – тематическое планирование 7 класс

п/п

Тема занятия

Кол –во часов

Дата

Примечание Причина корректировки

план

факт

1

Введение. Труд писателя

1



2

«Объясни смысл пословицы»

1




3

Просмотр и обсуждение мультфильмов по былинам

1




4

Осваиваем жанры наставления или поучения

1




5

М.В. Ломоносов и Г.Р. Державин

1




6

Каким представляется А.С. Пушкин на основе его портретов

1




7

« Песнь о вещем Олеге». Баллада в актерском исполнении

1




8

Повесть А.С. Пушкина «Станционный смотритель»

1




9

Сравнительная характеристика литературных героев на материале поэмы М. Лермонтова «Песня про купца Калашникова».

Анализ произведения М.Ю. Лермонтова

1




10


Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»


1






11

Экранизация повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»

1







12

Рассказ И.С. Тургенева «Бирюк»

1




13

Стихотворения в прозе

1




14

Стихотворения Н.Некрасова

1




15

Сказка М.Е Салтыкова –Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил…»

1




16

Инсценирование сказки М.Е Салтыкова –Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил…»

1




17

Живая классика-подготовка к конкурсу

1




18

Стихотворения о Родине и ее защитниках

1




19

Рр Сочинение о Родине

1




20

Анализ сочинений, о Родине и ее защитниках

1




21

Автобиографическая повесть М. Горького «Детство»

1




22

Особенности произведений А. Платонова «Цветок на земле».

1




23

Сочинение на морально – нравственную тему: «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?»

1




24

Творчество А.Т. Твардовского

1




25

В. Маяковский. Особенности стиха

1




26

Анализ стихотворения «Необычайное приключение…»

1




27




Выявление художественно значимых изобразительно - выразительных средств в произведениях поэтов

1




28

Темы и проблемы произведений Ф. А. Абрамова «О чём плачут лошади?»


1




29

Темы и проблемы произведений Е. Носова, Ю.П Казакова

1




30

Проблемы публицистической книги Д.С. Лихачева «Земля родная»

1




31

Общее и индивидуальное в образе Родины разных поэтов

1




32

Родина в изображении художников.

1




33

Зарубежная литература. Авторы. И.-В. Гете, О. Генри


1




34

Итоговый урок


1




35

Резервные часы

1