МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
КОПЁНКИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
РОССОШАНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
Принято на заседании педагогического совета Протокол № ____ от «____» ________ 20___ г. | Согласовано Зам. директора по УВР ___________/И. Н. Окрушко | Утверждаю Директор школы ____________ В. К. Коровин Приказ № от « » 20 г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса по литературе
« В мире литературы»
для 7 класса
Составитель программы:
Покачалова Т.Н. IКК
Планируемые результаты освоения учебного курса « В мире литературы»
Предметные результаты:
• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX-XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
• формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;
• умение интерпретировать (в отдельных случаях) изученные литературные произведения;
• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;
• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
В результате работы в рамках курса учащиеся научатся:
-анализировать литературные произведения разных жанров
-выразительно читать
-рецензировать актерское чтение, чтение одноклассников и свое чтение
-давать собственную оценку прочитанного произведения
- правильно исполнять малые роли;
- анализировать и контролировать возможные ошибки при исполнении;
- выражать собственные эмоции;
-чувствовать образ, настроение и передаваемый характер произведения;
делиться впечатлениями о прочитанном произведении и просмотренном кинофильме, индивидуально и коллективно работать.
На занятиях используются следующие формы работы:
- Эвристическая беседа
- Индивидуальная, групповая и коллективная исследовательская деятельность
- Выразительное чтение
· Артикуляционные разминки
· Обсуждение проблемных вопросов
· Конкурсы
· Мини-концерты
· Инсценирование
· Словесное рисование
· Выпуск школьной литературной газеты
· Проекты
· Презентации
· Выставки
· Просмотр и обсуждение фильмов, снятых по страницам прочитанных произведений.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение. Труд писателя.
Русский фольклор.
Малые жанры фольклора
Пословица как воплощение житейской мудрости, отражение народного опыта. Темы пословиц. Афористичность и поучительный характер пословиц. Конкурс «Объясни смысл пословицы».
Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник».
Воплощение в образе богатыря национального характера, нравственных достоинств героя. Прославление силы, мужества, справедливости, бескорыстного служения Отечеству.
«Поучение Владимира Мономаха». Просмотр и обсуждение мультфильмов по былинам.
Творчество М.В. Ломоносова и Г.Р. Державина.
А. С. Пушкин. Образ Пушкина в русской поэзии XIX в.
Баллада «Песнь о вещем Олеге».
Интерес Пушкина к истории России. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Традиции народной поэзии в создании образов «Песни…». Смысл противопоставления образов Олега и кудесника. Особенности композиции произведения. Признаки жанра баллады в «Песни…». Художественные средства произведения, позволившие воссоздать атмосферу Древней Руси. Повесть «Станционный смотритель». Цикл «Повести Белкина». Повествование от лица вымышленного героя как художественный прием. Отношение рассказчика к героям повести и формы его выражения. Образ рассказчика. Судьба Дуни и притча о блудном сыне. Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Трагическое и гуманистическое в повести.Экранизация повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель».
М.Ю. Лермонтов.
Поэма «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».
Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI в., их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Образ Ивана Грозного и тема несправедливой власти. Защита Калашниковым человеческого достоинства. Авторская позиция в поэме. Связь поэмы с художественными традициями устного народного творчества. Сопоставление зачина поэмы и ее концовки. Образы гусляров. Язык и стих поэмы.
Н.В.Гоголь. Повесть «Тарас Бульба».
Эпическое величие мира и героический размах жизни в повести Гоголя. Прославление высокого строя народной вольницы, боевого товарищества, самоотверженности и героизма. Единоверие, честь, патриотизм как основные идеалы запорожцев. Герои Гоголя и былинные богатыри. Тарас и его сыновья. Принцип контраста в создании образов братьев, противопоставления в портретном описании, речевой характеристике. Трагизм конфликта отца и сына (Тарас и Андрий). Борьба долга и чувства в душах героев. Роль детали в раскрытии характеров героев. Смысл финала повести. Экранизация повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»
И.С.Тургенев «Бирюк», «Русский язык».
Иллюстрации к стихотворению Н.Некрасова «Крестьянские дети».
Изображение жизни простого народа. Образы крестьянских детей и средства их создания. Речевая характеристика. Особенности ритмической организации. Роль диалогов в стихотворении. Авторское отношение к героям.
М. Е. Салтыков-Щедрин
Сказка «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».
Сказка фольклорная и сказка литературная (авторская). Сказочные сюжеты, добрые и злые персонажи, волшебные предметы в литературной сказке. Нравственные проблемы и поучительный характер литературных сказок. Своеобразие сатирических литературных сказок. Сатирические сказки, собственного сочинения.
Конкурс «Живая классика».
Конкурсы стихов и сочинений о Родине и её защитниках. Ю. Друнина «Зинка», Р.Рождественский «Реквием» и др.
Произведения писателей ХХ века
М. Горький Повесть «Детство» (фрагменты). А.П.Платонов. Рассказ «Цветок на земле».
Основная тема и идейное содержание рассказа. Сказочное и реальное в сюжете произведения. Философская символика образа цветка. Сочинение на морально – нравственную тему: «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?»
А.Т.Твардовский. Стихотворение «Рассказ танкиста». Викторина по творчеству А.Т. Твардовского
B. В. Маяковский. Стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».
Словотворчество и яркая метафоричность ранней лирики Маяковского. Гуманистический пафос стихотворения. Одиночество лирического героя, его противопоставление толпе обывателей. Тема назначения поэзии. Своеобразие ритмики и рифмы.
Ф.А. Абрамов « О чём плачут лошади?».
Е Носов «Кукла». Ю.П. Казаков «Тихое утро».???Темы и проблемы произведений Ф.А. Абрамова, Е. Носова, Ю.П Казакова.
Родина в изображении писателей, поэтов, художников
Д.С.Лихачёв «Родная земля». Стихи современных поэтов о Родине. Общее и индивидуальное в образе Родины разных поэтов. Конкурс чтецов стихотворений о Родине. Конкурс сочинений о Родине на тему: "Я нарисую так её портрет...". Анализ сочинений. Родина в изображении художников.
Зарубежная литература.
И.-В. Гете
Баллада «Лесной царь». Д. Дефо. Роман «Робинзон Крузо» (фрагменты).
Жанровое своеобразие романа. Образ Робинзона Крузо. Изображение мужества человека и его умения противостоять жизненным невзгодам. Преобразование мира кик жизненная потребность человека. Образ путешественника в литературе.
О. Генри
Новелла «Дары волхвов».
История жанра новеллы. Жанровые признаки. Особая роль необычного сюжета, острого конфликта, драматизма действия в новелле. Строгость ее построения.Особенности жанра рождественского рассказа (на материале рассказа «Дары волхвов»).
Тематическое планирование 7 класс
№п/п | Разделы | Кол-во часов |
1. | Введение. Труд писателя | 1 |
2. | Устное народное творчество | 2 |
3. | Жанры Поучения или Наставления | 1 |
4. | Творчество М.В. Ломоносова и Г.Р. Державина | 1 |
5. | Творчество писателей и поэтов первой половины ХIХ века | 10 |
6. | Живая классика. | 1 |
7. | Стихотворения и сочинения о Родине | 2 |
8. | Произведения писателей ХХ века | 9 |
9. | Родина в изображении писателей, поэтов, художников | 4 |
10. | Зарубежная литература | 2 |
11. | Подведение итогов | 1 |
12. | Резерв | 1 |
| Итого: | 35 |
Приложение
Календарно – тематическое планирование 7 класс
№п/п | Тема занятия | Кол –во часов | Дата | Примечание Причина корректировки |
план | факт |
1 | Введение. Труд писателя | 1 | | | |
2 | «Объясни смысл пословицы» | 1 | | | |
3 | Просмотр и обсуждение мультфильмов по былинам | 1 | | | |
4 | Осваиваем жанры наставления или поучения | 1 | | | |
5 | М.В. Ломоносов и Г.Р. Державин | 1 | | | |
6 | Каким представляется А.С. Пушкин на основе его портретов | 1 | | | |
7 | « Песнь о вещем Олеге». Баллада в актерском исполнении | 1 | | | |
8 | Повесть А.С. Пушкина «Станционный смотритель» | 1 | | | |
9 | Сравнительная характеристика литературных героев на материале поэмы М. Лермонтова «Песня про купца Калашникова». Анализ произведения М.Ю. Лермонтова | 1 | | | |
10 | Н.В. Гоголь «Тарас Бульба» | 1 | | | |
11 | Экранизация повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» | 1 | | | |
12 | Рассказ И.С. Тургенева «Бирюк» | 1 | | | |
13 | Стихотворения в прозе | 1 | | | |
14 | Стихотворения Н.Некрасова | 1 | | | |
15 | Сказка М.Е Салтыкова –Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил…» | 1 | | | |
16 | Инсценирование сказки М.Е Салтыкова –Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил…» | 1 | | | |
17 | Живая классика-подготовка к конкурсу | 1 | | | |
18 | Стихотворения о Родине и ее защитниках | 1 | | | |
19 | Рр Сочинение о Родине | 1 | | | |
20 | Анализ сочинений, о Родине и ее защитниках | 1 | | | |
21 | Автобиографическая повесть М. Горького «Детство» | 1 | | | |
22 | Особенности произведений А. Платонова «Цветок на земле». | 1 | | | |
23 | Сочинение на морально – нравственную тему: «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?» | 1 | | | |
24 | Творчество А.Т. Твардовского | 1 | | | |
25 | В. Маяковский. Особенности стиха | 1 | | | |
26 | Анализ стихотворения «Необычайное приключение…» | 1 | | | |
27 | Выявление художественно значимых изобразительно - выразительных средств в произведениях поэтов | 1 | | | |
28 | Темы и проблемы произведений Ф. А. Абрамова «О чём плачут лошади?» | 1 | | | |
29 | Темы и проблемы произведений Е. Носова, Ю.П Казакова | 1 | | | |
30 | Проблемы публицистической книги Д.С. Лихачева «Земля родная» | 1 | | | |
31 | Общее и индивидуальное в образе Родины разных поэтов | 1 | | | |
32 | Родина в изображении художников. | 1 | | | |
33 | Зарубежная литература. Авторы. И.-В. Гете, О. Генри | 1 | | | |
34 | Итоговый урок | 1 | | | |
35 | Резервные часы | 1 | | | |