Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №2 города Димитровграда Ульяновской области»
Гуйганова Любовь Николаевна,
учитель английского языка
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса по выбору
«Творческое письмо и практическая грамматика английского языка»
Классы: 10-11
Срок реализации программы: 2 года
Количество часов: всего – 69 ч.,
10 класс в год – 35 ч., 11 класс в год - 34 ч., в неделю – 1 ч.
Пояснительная записка
Программа курса по выбору «Творческое письмо и практическая грамматика английского языка» познавательного направления имеет следующую структуру:
планируемые результаты изучения курса;
содержание учебного курса с указанием форм организации и видов деятельности;
тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы; календарно-тематическое планирование.
Программа составлена в соответствии с Приказом Минобрнауки РФ № 1577 от 31.12.2015 года и «Положением о разработке рабочей программы».
При составлении программы курса по выбору использовалась следующие информационные источники:
1.Кодификатор элементов и требований к уровню подготовки выпускников образовательных организаций для проведения единого государственного экзамена по английскому языку.
2.Рабочая программа к учебникам О.В.Афанасьевой, И.В.Михеевой, К.М.Барановой. Английский язык. 10-11 классы (базовый уровень): рабочая программа/О.В.Афанасьева, И.В.Михеева, Н.В.Языкова, Е.А.Колесникова.-М.:Дрофа,2015.-75,[5]c.
Обучение ведется по учебно-методическому комплексу, который включает в себя:
Программа курса по выбору «Творческое письмо и практическая грамматика английского языка».
Список литературы.
Количество часов на изучение курса 69 часов, 10 класс-35 часов в год, 11 класс- 34 часа в год, в неделю – 1 час, что соответствует учебному плану школы на учебный год.
Планируемые результаты изучения курса
Программа «Творческое письмо и практическая грамматика английского языка» разработана для учащихся 10-11 классов и направлена на всестороннее кросскультурное развитие учащихся, углубление языковых и культуроведческих знаний по английскому языку, их практическое применение. Целью данного курса является развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих – речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной.
Программа «Творческое письмо и практическая грамматика английского языка» способствует совершенствованию языковых компетенций:
Речевая компетенция – совершенствованию коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме);
Языковая компетенция – овладению новыми языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии с темами и сферами общения: увеличение объёма используемых грамматических конструкций, лексических единиц, развитие навыков оперирования языковыми единицами в коммуникативных целях;
Социокультурная компетенция– приобщению учащихся к культуре, традициям и реалиям страны изучаемого иностранного языка, совершенствованию умений строить своё речевое и неречевое поведение адекватно этой специфике, формированию умений выделять общее и специфическое в культуре родной страны и страны изучаемого языка;
Компенсаторная компетенция– развитию умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации; использованию перифраза/толкования, синонимов, эквивалентных замен для дополнения, уточнения, пояснения мысли; игнорированию лексических и смысловых трудностей, не влияющих на понимание основного текста; прогнозированию содержания текста по заголовку/началу текста, использованию текстовых опор различного рода(подзаголовки, таблицы, графики, шрифтовые выделения, комментарии, сноски)
Учебно-познавательная компетенция – дальнейшему развитию и совершенствованию общих и специальных учебных умений; ознакомлению с доступными учащимся способами и приемами самостоятельного изучения языков и культур, в том числе и использованием новых информационных технологий;
-развитию личности учащихся посредством реализации воспитательного потенциала иностранного языка;
-развитию у учащихся потребности изучения иностранных языков и овладению ими как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации в поликультурном, полиэтническом мире в условиях глобализации на основе осознания важности изучения иностранного языка как средства общения и познания в современном мире;
-развитию общекультурной и этнической идентичности как составляющих гражданской идентичности личности; воспитание качеств гражданина, патриота; развитию национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантного отношения к проявлениям другой культуры, лучшее осознание своей собственной культуры;
-развитию стремления к овладению основами мировой культуры средствами иностранного языка;
-осознанию необходимости вести здоровый образ жизни путём информирования об общественно признанных формах поддержания здоровья и обсуждения необходимости отказа от вредных привычек.
Освоение учащимися программы «Творческое письмо и практическая грамматика английского языка» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.
В сфере личностных универсальных учебных действий у учащихся будут сформированы:
- мотивация изучения иностранных языков;
- представления об английском языке как средстве установления взаимопонимания с представителями других народов, в познании нового, как средстве адаптации в иноязычном окружении;
- уважительное отношение к иному мнению, к культуре других народов;
- дружелюбное отношение и толерантность к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в англоязычной стране;
-осознание возможностей самореализации средствами иностранного языка;
-стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в целом;
- развитие навыков сотрудничества с учителем, другими взрослыми и сверстниками в разных ситуациях общения в процессе совместной деятельности;таких качеств как воля, целеустремлённость, креативность, инициативность, трудолюбие, дисциплинированность;
-готовность отстаивать национальные и общечеловеческие (гуманистические, демократические) ценности, свою гражданскую позицию;
Учащиеся получат возможность для формирования:
устойчивого познавательного интереса;
понимания английского языка как системы;
умений выделять общее и специфическое в языке родной страны и языке страны изучаемого языка.
В сфере метапредметных результатов (регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий) учащиеся научатся:
- планировать своё речевое и неречевое поведение;
- взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли;
- работать с информацией;
- прогнозировать содержание текста, выделять основную мысль, устанавливать логическую последовательность основных фактов;
-осуществлять регулятивные действия самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на иностранном языке;
- планировать, выполнять и оценивать свои учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями их реализации;
- использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов;
- использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
- использовать различные способы поиска информации.
Учащиеся получат возможность научиться:
осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
самостоятельно адекватно оценивать другую культуру, другие традиции и обычаи;
толерантно относиться к представителям иноязычной культуры.
Оценка планируемых результатов освоения программы
Система отслеживания и оценивания результатов обучения учащихся проходит через наблюдение и самооценивание во время занятий курса, участие в грамматических поединках, выполнение промежуточных и итоговых работ, применение приобретенных навыков при написании письма личного характера и письменного высказывания с элементами рассуждения.
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
10 класс
I.Синтаксис (11 часов).
Коммуникативные типы предложений: утвердительные, вопросительные, отрицательные, побудительные – и порядок слов в них. Предложения с начальным it. Предложения с There is/are. Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Согласование времен и косвенная речь. Предложения с конструкциями as…as; not so…as; neither…nor; either…or. Условные предложения реального и нереального характера. Предложения с конструкцией I wish. Предложения с конструкцией so/such. Эмфатические конструкции типа It’s him who…It’s time you did smth. Конструкции с глаголами на –ing: to love/hate doing smth; Stop talking. Конструкции It takes me…to do smth; to look/feel/be happy. Различные средства связи в тексте личного письма для обеспечения его целостности.
Форма организации: круглый стол, грамматический поединок
Вид деятельности: познавательная
II.Морфология (10часов).
Имена существительные во множественном числе, образованные по правилу, и исключения. Определенный/неопределенный/нулевой артикль. Местоимения личные, притяжательные, указательные, неопределенные, относительные, вопросительные. Имена прилагательные в положительной, сравнительной, превосходной степенях, образованные по правилу, а также исключения. Наречия в сравнительной и превосходной степенях, а также наречия, выражающие количество. Числительные количественные, порядковые. Предлоги места, направления, времени.
Наиболее употребительные личные формы глаголов действительного залога. Личные формы глаголов страдательного залога. Неличные формы глаголов. Различные грамматические средства для выражения будущего времени (Simple Future, to be going to, Present Continuous, Present Simple).
Фразовые глаголы. Модальные глаголы и их эквиваленты
Форма организации: клуб знатоков
Вид деятельности: познавательная
III. Лексическая сторона речи (6 часов).
Аффиксы как элементы словообразования глаголов, существительных, прилагательных. Суффикс наречий –ly. Отрицательные префиксы. Многозначность лексических единиц. Синонимы. Антонимы. Лексическая сочетаемость
Форма организации: круглый стол, мозговой штурм
Вид деятельности: познавательная
IV.Письмо (7 часов).
Автобиография. Резюме. Заполнение анкеты. Организация текста личного письма. Употребление формул речевого этикета, принятых в стране изучаемого языка.
Форма организации: деловая игра
Вид деятельности: познавательная
V.Итоговый контроль. Написание личного письма. (1 час).
Форма организации: конкурс
Вид деятельности: познавательная
11 класс
I.Синтаксис (5 часов).
Особенности предложений, характерных для формальной письменной речи. Построение сложносочиненных и сложноподчинённых предложений. Применение правила согласования времени написании письменного высказывания с элементами рассуждения. Специфические средства связи в тексте формального стиля для обеспечения его целостности.
Форма организации: круглый стол, совет «мудрейших»
Вид деятельности: познавательная
II.Морфология (5 часов).
Морфологические особенности письменной формальной речи. Конструкции страдательного залога как характерные для формальной письменной речи. Использование модальных глаголов в письменных высказываниях. Неличные формы глагола в письменных высказываниях.
Форма организации: грамматический квест, грамматический форум
Вид деятельности: познавательная
III. Лексическая сторона речи (3 часа).
Особенности лексики, характерной для официального стиля письменной речи. Лексические средства для выражения предположения, причины, следствия. Способы перифраза, использование синонимов, антонимов.
Форма организации: клуб знатоков
Вид деятельности: познавательная
IV.Письмо (19 часов).
Что такое аргументированное письменное высказывание, основанное на рассуждении? Что нужно знать о процедуре аргументации собственного мнения? Как построить систему аргументации? Как правильно оспорить мнение оппонента? Как работать с текстом экзаменационного задания? Как составить содержательный план письменного высказывания?
Форма организации: мозговой штурм, круглый стол
Вид деятельности: познавательная
V. Итоговый контроль. Написание письменного высказывания с элементами рассуждения. (2 часа).
Форма организации: конкурс
Вид деятельности: познавательная
Тематическое планирование
10 класс
№ п/п | тема | Количество часов |
1 | Синтаксис | 11 |
2 | Морфология | 10 |
3 | Лексическая сторона речи | 6 |
4 | Письмо | 7 |
5 | Итоговый контроль. Написание личного письма. | 1 |
Итого | 35 |
.
11 класс
№ п/п | тема | Количество часов |
1 | Синтаксис | 5 |
2 | Морфология | 5 |
3 | Лексическая сторона речи | 3 |
4 | Письмо | 19 |
5 | Итоговый контроль. Написание письменного высказывания с элементами рассуждения. | 2 |
Итого | 34 |
.
Календарно-тематическое планирование
10класс
№ | тема | количество часов | примечание |
I | Синтаксис | 11 | |
1 | Коммуникативные типы предложений: утвердительные, вопросительные, отрицательные, побудительные – и порядок слов в них. Предложения с начальным it. Предложения с There is/are | 1 | |
2 | Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. | 1 | |
3 | Согласование времен и косвенная речь | 2 | |
4 | Предложения с конструкциями as…as; not so…as; neither…nor; either…or | 1 | |
5 | Условные предложения реального и нереального характера | 1 | |
6 | Предложения с конструкцией I wish | 1 | |
7 | Предложения с конструкцией so/such. Эмфатические конструкции типа It’s him who…It’s time you did smth | 1 | |
8 | Конструкции с глаголами на –ing: to love/hate doing smth; Stop talking. Конструкции It takes me…to do smth; to look/feel/be happy | 1 | |
9 | Различные средства связи в тексте личного письма для обеспечения его целостности | 1 | |
10 | Тест | 1 | |
II | Морфология | 10 | |
1 | Имена существительные во множественном числе, образованные по правилу, и исключения. Определенный/неопределенный/нулевой артикль | 1 | |
2 | Местоимения личные, притяжательные, указательные, неопределенные, относительные, вопросительные | 1 | |
3 | Имена прилагательные в положительной, сравнительной, превосходной степенях, образованные по правилу, а также исключения. Наречия в сравнительной и превосходной степенях, а также наречия, выражающие количество | 1 | |
4 | Числительные количественные, порядковые. Предлоги места, направления, времени | 1 | |
5 | Наиболее употребительные личные формы глаголов действительного залога. | 1 | |
6 | Личные формы глаголов страдательного залога. Неличные формы глаголов | 1 | |
7 | Различные грамматические средства для выражения будущего времени (Simple Future, to be going to, Present Continuous, Present Simple) | 1 | |
8 | Фразовые глаголы | 1 | |
9 | Модальные глаголы и их эквиваленты | 1 | |
10 | Тест | 1 | |
III | Лексическая сторона речи | 6 | |
1 | Аффиксы как элементы словообразования глаголов, существительных, прилагательных. Суффикс наречий –ly. Отрицательные префиксы. | 3 | |
2 | Многозначность лексических единиц. Синонимы. Антонимы. | 1 | |
3 | Лексическая сочетаемость | 1 | |
4 | Тест. | 1 | |
IV | Письмо | 7 | |
1 | Автобиография. Резюме. | 1 | |
2 | Заполнение анкеты | 1 | |
3 | Организация текста личного письма | 1 | |
4 | Употребление формул речевого этикета, принятых в стране изучаемого языка | 1 | |
5 | Практикум в написании личного письма | 3 | |
V | Итоговый контроль. Написание личного письма | 1 | |
11класс
№ | тема | количество часов | примечание |
I | Синтаксис | 5 | |
1 | Особенности предложений, характерных для формальной письменной речи | 1 | |
2 | Построение сложносочиненных и сложноподчинённых предложений. | 1 | |
3 | Применение правила согласования времени написании письменного высказывания с элементами рассуждения. | 1 | |
4 | Специфические средства связи в тексте формального стиля для обеспечения его целостности | 1 | |
5 | Тест | 1 | |
II | Морфология | 5 | |
1 | Морфологические особенности письменной формальной речи. | 1 | |
2 | Конструкции страдательного залога как характерные для формальной письменной речи. | 1 | |
3 | Использование модальных глаголов в письменных высказываниях. | 1 | |
4 | Неличные формы глагола в письменных высказываниях. | 1 | |
5 | Тест. | 1 | |
III | Лексическая сторона речи | 3 | |
1 | Особенности лексики, характерной для официального стиля письменной речи. Лексические средства для выражения предположения, причины, следствия. | 1 | |
2 | Способы перифраза, использование синонимов, антонимов. | 1 | |
3 | Тест. | 1 | |
IV | Письмо | 19 | |
1 | Что такое аргументированное письменное высказывание, основанное на рассуждении? | 1 | |
2 | Что нужно знать о процедуре аргументации собственного мнения? | 1 | |
3 | Как построить систему аргументации? | 2 | |
4 | Как правильно оспорить мнение оппонента? | 2 | |
5 | Практические упражнения в выстраивании системы аргументации и контраргументации. | 5 | |
6 | Как работать с текстом экзаменационного задания? | 1 | |
7 | Как составить содержательный план письменного высказывания? | 1 | |
8 | Как правильно оформить текст высказывания? | 1 | |
9 | Практические упражнения в написании высказывания с элементами рассуждения. | 4 | |
10 | Написание письменного высказывания с элементами рассуждения. | 1 | |
V | Итоговый контроль. Написание письменного высказывания с элементами рассуждения. | 2 | |
Список литературы
Корчажкина О.М. Английский язык. 10-11 классы. Пишем сочинение-рассуждение на ЕГЭ: практика аргументации: учебно-методическое пособие/О.М.Корчажкина. - Ростов н/Д: Легион, 2015. 176с.- (Готовимся к ЕГЭ)
Raymond Murphy. English Grammar in Use. Fourth Edition Cambridge University Press 2012
Веселова Ю.С. Тематический тренажер по английскому языку. (Готовимся к ЕГЭ)/ Ю.С.Веселова. – Москва: Интеллект – Центр, 2011. – 88с.
Колесникова И.Л., Головина Н.П. Пишем по-английски (Writing in English): Элективный курс по английскому языку: Пособие для учащихся 10-11 классов. (Серия «Профильное обучение»). – СПб.: филиал издательства «Просвещение», 2005. – 93с.
Ягудена, Анжелика. Английский язык в формате ЕГЭ. Эссе/Анжелика Ягудена. – Изд. 2-е. – Ростов н/Д: Феникс,2016 – 89, [1]с. – (Большая перемена).
К.Н. Качалова, Е.Е. Израилевич. Практическая грамматика английского языка с упражнениями и ключами. 717 с. Издательство «Юнвес», Москва, 1998