СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа курса "Решение физических задач" (8 класс, 34 часа)

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа курса рассчитана на преподавание в 8 классе, 1 час в неделю

Просмотр содержимого документа
«Программа курса "Решение физических задач" (8 класс, 34 часа)»

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА СМОЛЕНСКА

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 9» города Смоленска

(МБОУ «СШ № 9»)



Рассмотрено

на заседании педагогического совета

Протокол № 1 от 29.08.2018 г.

Утверждаю

Директор

О.В. Антышева

Приказ № 267-ОД от 29.08.2018 г.









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА





по курсу «Решение физических задач» для 8 класса,

основное общее образование

(предмет, класс, ступень обучения)


Львовой Натальи Вячеславовны

(ФИО)


учителя высшей квалификационной категории

(должность, категория, разряд)


















2018 год

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Одно из труднейших звеньев учебного процесса – научить учащихся решать задачи. Чаще всего физику считают трудным предметом, так как многие плохо справляются с решением задач. Хотя способы решения традиционных задач хорошо известны (логический, математический, экспериментальный), но организация деятельности по решению задач является одним из условий обеспечения глубоких и прочных знаний у учащихся.

Решение физических задач – один из основных методов обучения физике. С помощью решения задач сообщаются знания о конкретных объектах и явлениях, создаются и решаются проблемные ситуации, сообщаются знания из истории науки и техники.

Курсы по решению физических задач в первую очередь призваны развивать содержание базового курса физики.

На изучение физики в 8 классе по данной программе отводится 68 часов, 2 часа в неделю. Этого количества часов недостаточно для осмысленного подхода к решению задач, формированию достаточного уровня знаний, позволяющему учащимся сделать выбор профиля, связанного с расширенным изучением физики. Программа направлена на создание условий для организации эффективной системы предпрофильной подготовки, способствующей самоопределению обучающихся в выборе способа дальнейшего образования, профиля обучения. Актуальность курса связана с тем, что согласно концепции профильного обучения в профильной школе вводятся элективные предметы для построения индивидуальных образовательных траекторий. В рамках данного курса рассматриваются нестандартные подходы к решению физических задач. Программа данного курса разработана для учащихся 8 классов, рассчитан на 34 часа (1 час в неделю).

Необходимость разработки данной программы вызвана отсутствием типовых программ таких курсов.

Целью программы является совершенствование познавательной сферы обучающихся и обеспечение таких условий, где мотивированный ребенок сможет достигнуть максимально возможного для него уровня развития.

Задачи:

  1. Обучить школьников новым методам и приемам решения нестандартных физических задач.

  2. Сформировать умения работать с различными источниками информации.

  3. Выработать исследовательские умения.

  4. Познакомить учащихся с исходными философскими идеями, физическими теориями и присущими им структурами, системой основополагающих постулатов и принципов, понятийным аппаратом, эмпирическим базисом.

  5. Сформировать представление о современной физической картине мира, о месте изучаемых теорий в современной ЕКМ и границах применимости.

  6. Углубить интерес к предмету за счет применения деятельностного подхода в изучении курса, подборке познавательных нестандартных задач.


Отличительная особенность данной программы в максимальной ориентации на междисциплинарный подход в обучении, на развитие самостоятельности детей, их самопознания, самооценки, теоретическая и исследовательская основа, гибкость и вариативность учебного процесса. Данный курс содержит как часть, так и комплекс задач и тестов для обобщения изученного материала и расширения программы. В данном случае речь идёт не о накоплении массы задач, а о выработке алгоритма решения задач по ключевым темам. Учащиеся при работе по курсу «Методы и приёмы решения задач по физике» должны развить уже имеющиеся навыки решения задач, освоить основные методы и приёмы решения физических задач, приобрести навыки работы с тестами. На занятиях планируется разбор задач, решение которых требует не просто механической подстановки данных в готовое уравнение, а, прежде всего, осмысление самого явления, описанного в условии задачи. Отдаётся предпочтение задачам, приближенным к практике, родившимся под влиянием эксперимента.

Курс «Решение физических задач» рассчитан на учащихся 8 классов общеобразовательных учреждений универсального профиля, где физика преподается на базовом уровне. Настоящий курс рассчитан на преподавание в объеме 34 часов (1 час в неделю).



  1. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА

  • Виды задач и их классификация. Алгоритмы решения задач.

  • Экспериментальные, вычислительные и графические задачи. Классификация задач по уровню сложности.

  • Разбор задач «высокого» уровня сложности.

  • Занимательные задачи.

  • Экспериментальные задачи на смекалку. Разбор и решение нестандартных задач.

  • Олимпиадные задачи и оценка их решения.

  • Задачи с сюжетом.

  • Графические задачи.

  • Занимательные задачи и их решения.

  • Раздвигая границы привычного.

  • Разбор и решение комбинированных задач.

  • Задачи-парадоксы и софизмы.

  • Тесты и методы их решения.

  • Проектная деятельность




3. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ для 8 класса


(34 часа в год/ 1 час в неделю)


п/п

Тема урока

Домашнее задание

Дата

Корректировка КТП

1

Виды задач и их классификация. Алгоритмы решения задач.




2

Система СИ.




3, 4

Вычислительные задачи.




5, 6

Экспериментальные задачи.




7, 8

Графические задачи




9, 10

Качественные задачи




11,12

Работа с текстом




13

Тесты и методы их решения. Задания с выбором ответа.




14, 15

Тесты и методы их решения. Задания на соответствия.




16, 17

Разбор задач «высокого» уровня сложности.




18, 19

Занимательные задачи.




20

Экспериментальные задачи на смекалку. Разбор и решение нестандартных задач




21

Олимпиадные задачи и оценка их решения.




22

Разбор и решение комбинированных задач.




23

Задачи-парадоксы и софизмы.




24-30

Проектная деятельность





    1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • развитость познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

  • убеждённость в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологии для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники;

  • самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

  • готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;

  • мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;

  • формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


  • овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, развитие умения предвидеть возможные результаты своих действий;

  • формирование умения воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нём ответы на поставленные вопросы и излагать его;

  • приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;

  • развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушать собеседника, понять его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

  • освоение приёмов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;

  • формирование умения работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.


ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • развитие умения классифицировать предложенную задачу, последовательно выполнять и проговаривать этапы решения задач, анализировать полученный ответ, составлять простейшие задачи, решать задачи средней трудности, комбинированные задачи;

  • овладение различными методами решения задач, методами самоконтроля и самооценки;

  • знание устройства и принцип действия приборов, с которыми выполняются наблюдения, измерения или опыты;

  • развитие умения самостоятельно собирать и настраивать установки для выполнения опытов по схемам или рисункам, самостоятельно выполнять наблюдения, опыты, прямые и косвенные измерения, вычислять абсолютную и относительную погрешность, составлять отчет о проделанной работе.