Просмотр содержимого документа
«Программа курса "Решение физических задач" (8 класс, 34 часа)»
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА СМОЛЕНСКА
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 9» города Смоленска
(МБОУ «СШ № 9»)
Рассмотрено на заседании педагогического совета Протокол № 1 от 29.08.2018 г. | Утверждаю Директор О.В. Антышева Приказ № 267-ОД от 29.08.2018 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу «Решение физических задач» для 8 класса,
основное общее образование
(предмет, класс, ступень обучения)
Львовой Натальи Вячеславовны
(ФИО)
учителя высшей квалификационной категории
(должность, категория, разряд)
2018 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Одно из труднейших звеньев учебного процесса – научить учащихся решать задачи. Чаще всего физику считают трудным предметом, так как многие плохо справляются с решением задач. Хотя способы решения традиционных задач хорошо известны (логический, математический, экспериментальный), но организация деятельности по решению задач является одним из условий обеспечения глубоких и прочных знаний у учащихся.
Решение физических задач – один из основных методов обучения физике. С помощью решения задач сообщаются знания о конкретных объектах и явлениях, создаются и решаются проблемные ситуации, сообщаются знания из истории науки и техники.
Курсы по решению физических задач в первую очередь призваны развивать содержание базового курса физики.
На изучение физики в 8 классе по данной программе отводится 68 часов, 2 часа в неделю. Этого количества часов недостаточно для осмысленного подхода к решению задач, формированию достаточного уровня знаний, позволяющему учащимся сделать выбор профиля, связанного с расширенным изучением физики. Программа направлена на создание условий для организации эффективной системы предпрофильной подготовки, способствующей самоопределению обучающихся в выборе способа дальнейшего образования, профиля обучения. Актуальность курса связана с тем, что согласно концепции профильного обучения в профильной школе вводятся элективные предметы для построения индивидуальных образовательных траекторий. В рамках данного курса рассматриваются нестандартные подходы к решению физических задач. Программа данного курса разработана для учащихся 8 классов, рассчитан на 34 часа (1 час в неделю).
Необходимость разработки данной программы вызвана отсутствием типовых программ таких курсов.
Целью программы является совершенствование познавательной сферы обучающихся и обеспечение таких условий, где мотивированный ребенок сможет достигнуть максимально возможного для него уровня развития.
Задачи:
Обучить школьников новым методам и приемам решения нестандартных физических задач.
Сформировать умения работать с различными источниками информации.
Выработать исследовательские умения.
Познакомить учащихся с исходными философскими идеями, физическими теориями и присущими им структурами, системой основополагающих постулатов и принципов, понятийным аппаратом, эмпирическим базисом.
Сформировать представление о современной физической картине мира, о месте изучаемых теорий в современной ЕКМ и границах применимости.
Углубить интерес к предмету за счет применения деятельностного подхода в изучении курса, подборке познавательных нестандартных задач.
Отличительная особенность данной программы в максимальной ориентации на междисциплинарный подход в обучении, на развитие самостоятельности детей, их самопознания, самооценки, теоретическая и исследовательская основа, гибкость и вариативность учебного процесса. Данный курс содержит как часть, так и комплекс задач и тестов для обобщения изученного материала и расширения программы. В данном случае речь идёт не о накоплении массы задач, а о выработке алгоритма решения задач по ключевым темам. Учащиеся при работе по курсу «Методы и приёмы решения задач по физике» должны развить уже имеющиеся навыки решения задач, освоить основные методы и приёмы решения физических задач, приобрести навыки работы с тестами. На занятиях планируется разбор задач, решение которых требует не просто механической подстановки данных в готовое уравнение, а, прежде всего, осмысление самого явления, описанного в условии задачи. Отдаётся предпочтение задачам, приближенным к практике, родившимся под влиянием эксперимента.
Курс «Решение физических задач» рассчитан на учащихся 8 классов общеобразовательных учреждений универсального профиля, где физика преподается на базовом уровне. Настоящий курс рассчитан на преподавание в объеме 34 часов (1 час в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
Виды задач и их классификация. Алгоритмы решения задач.
Экспериментальные, вычислительные и графические задачи. Классификация задач по уровню сложности.
Разбор задач «высокого» уровня сложности.
Занимательные задачи.
Экспериментальные задачи на смекалку. Разбор и решение нестандартных задач.
Олимпиадные задачи и оценка их решения.
Задачи с сюжетом.
Графические задачи.
Занимательные задачи и их решения.
Раздвигая границы привычного.
Разбор и решение комбинированных задач.
Задачи-парадоксы и софизмы.
Тесты и методы их решения.
Проектная деятельность
3. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ для 8 класса
(34 часа в год/ 1 час в неделю)
№ п/п | Тема урока | Домашнее задание | Дата | Корректировка КТП |
1 | Виды задач и их классификация. Алгоритмы решения задач. | | | |
2 | Система СИ. | | | |
3, 4 | Вычислительные задачи. | | | |
5, 6 | Экспериментальные задачи. | | | |
7, 8 | Графические задачи | | | |
9, 10 | Качественные задачи | | | |
11,12 | Работа с текстом | | | |
13 | Тесты и методы их решения. Задания с выбором ответа. | | | |
14, 15 | Тесты и методы их решения. Задания на соответствия. | | | |
16, 17 | Разбор задач «высокого» уровня сложности. | | | |
18, 19 | Занимательные задачи. | | | |
20 | Экспериментальные задачи на смекалку. Разбор и решение нестандартных задач | | | |
21 | Олимпиадные задачи и оценка их решения. | | | |
22 | Разбор и решение комбинированных задач. | | | |
23 | Задачи-парадоксы и софизмы. | | | |
24-30 | Проектная деятельность | | | |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
развитость познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
убеждённость в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологии для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники;
самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, развитие умения предвидеть возможные результаты своих действий;
формирование умения воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нём ответы на поставленные вопросы и излагать его;
приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушать собеседника, понять его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
освоение приёмов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
формирование умения работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
развитие умения классифицировать предложенную задачу, последовательно выполнять и проговаривать этапы решения задач, анализировать полученный ответ, составлять простейшие задачи, решать задачи средней трудности, комбинированные задачи;
овладение различными методами решения задач, методами самоконтроля и самооценки;
знание устройства и принцип действия приборов, с которыми выполняются наблюдения, измерения или опыты;
развитие умения самостоятельно собирать и настраивать установки для выполнения опытов по схемам или рисункам, самостоятельно выполнять наблюдения, опыты, прямые и косвенные измерения, вычислять абсолютную и относительную погрешность, составлять отчет о проделанной работе.