Просмотр содержимого документа
«Программа курса "Увлекательная математика"»
Программа внеурочной деятельности по курсу «Увлекательная математика» составлена для 5- Б класса МКОУ «Белогорская средняя школа №3» г. Белогорска Республики Крым на 2016/2017 учебный год. Программа будет изучаться учениками 5 – Б класса (10- 11 лет) 34 часа в год (1 час в неделю, 34учебные недели). Занятия будут проходить в классе .
Раздел 1. Планируемые результаты освоения обучающимися программы
Личностные результаты
развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
воспитание чувства справедливости, ответственности;
развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные результаты
освоить основные приёмы и методы решения нестандартных задач;
уметь применять при решении нестандартных задач творческую оригинальность, вырабатывать собственный метод решения;
успешно выступать на математических соревнованиях.
Анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции.
Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции.
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
Объяснять (доказывать) выбор способа действия при заданном условии.
Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.
Предметные результаты
умение работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел; овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;
овладение основными способами представления и анализа статистических данных; наличие представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, о вероятностных моделях;
овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира; развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;
научить узнавать вид чисел, сравнивать их, выполнять арифметические действия над ними, знать порядок арифметических действий;
научить использовать и составлять алгоритмы для решения задач;
научить исследовать задачи, видеть различные способы их решения.
умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.
Универсальные учебные действия
Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.
Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения,
Использовать критерии для обоснования своего суждения.
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Раздел 2. Содержание программы
Тема 1: Числовые множества. Действия с числами (5 часов)
Теория: Историческая информация о происхождении чисел.
Практика: Создание учащимися презентаций. Создание и решение своих задач с использованием старинных мер. Решение задач без карандаша и бумаги.
Тема 2: Текстовые задачи (12 часов)
Теория: Текстовые задачи. Задачи, решаемые с конца. Геометрические задачи. Задачи на разрезание. Задачи на переливания. Задачи на взвешивания. Логические задачи
Практика: Решение задач. Составление задачника. Конкурс «Лучший решатель».
Тема 3: Графы на плоскости (4 часа)
Теория: Теория графов. Элементы теории графов
Практика: Решение задач
Тема 4: Геометрические задачи (7 часов)
Теория: Основы геометрии на плоскости и в пространстве.
Практика: Решение задач со спичками. Решение геометрических задач.
Тема 5: Математические соревнования, ребусы (6 часов)
Теория: Ребусы. Математические ребусы
Практика: «Математическая карусель», «Устная олимпиада», «Умники и умницы», «Интеллектуальный марафон», «Ребусомания»
Раздел 3. Тематическое планирование
№ | Название темы | Количество часов |
Всего | Теория | Практика |
1. | Числовые множества. Действия с числами. | 5 | 2 | 3 |
2. | Текстовые задачи. | 12 | 4 | 8 |
3. | Графы на плоскости | 4 | 1 | 3 |
4. | Геометрические задачи | 7 | 2 | 5 |
5. | Математические соревнования, ребусы | 6 | 0 | 6 |
| Итого: | 34 | 8 | 26 |
Раздел 4. Календарно-тематический план
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | Планируемая дата проведения урока | Фактическая дата проведения урока |
1 | Числовые множества. Действия с числами | 5 | | |
1.1 | Происхождение чисел | 1 | | |
1.2 | Игра-ярмарка решения задач с использованием старинных мер | 1 | | |
1.3 | Числовые множества | 1 | | |
1.4 | Магический квадрат | 1 | | |
1.5 | Числовые головоломки | 1 | | |
2 | Текстовые задачи | 12 | | |
2.1 | Логические задачи | 1 | | |
2.2 | Решение логических задач | 1 | | |
2.3 | Задачи на переливание | 1 | | |
2.4 | Решение задач на переливание | 1 | | |
2.5 | Задачи на взвешивание | 1 | | |
2.6 | Решение задач на взвешивание | 1 | | |
2.7 | Задачи на перевозки и переправы | 1 | | |
2.8 | Решение задач на перевозки и переправы | 1 | | |
2.9 | Задачи на проценты (смеси и сплавы) | 1 | | |
2.10 | Решение задач на проценты | 1 | | |
2.11 | Конкурс «Лучший решатель» | 1 | | |
2.12 | Решение задач от противного | 1 | | |
3 | Графы на плоскости | 4 | | |
3.1 | Теория графов | 1 | | |
3.2 | Элементы теории графов | 1 | | |
3.3 | Применение элементов теории графов к решению задач | 1 | | |
3.4 | Решение задач с помощью графов | 1 | | |
4 | Геометрические задачи | 7 | | |
4.1 | Треугольник. Задачи с треугольниками | 1 | | |
4.2 | Четырехугольники. Геометрические головоломки | 1 | | |
4.3 | Знакомство с пространственными телами | 1 | | |
4.4 | Задачи на разрезание | 1 | | |
4.5 | Решение задач на разрезание | 1 | | |
4.6 | Задачи со спичками | 1 | | |
4.7 | Решение задач со спичками | 1 | | |
5 | Математические соревнования, ребусы | 6 | | |
5.1 | Математические ребусы | 1 | | |
5.2 | «Ребусомания» | 1 | | |
5.3 | «Устная олимпиада» | 1 | | |
5.4 | «Умники и умницы» | 1 | | |
5.5 | «Интеллектуальный марафон» | 1 | | |
5.6 | «Математическая карусель» | 1 | | |
15