СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа курса внеурочной деятельности "Чтение с увлечением".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа курса внеурочной деятельности "Чтение с увлечением".»




















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности

«Чтение с увлечением»

4 класс















2023



С одержание:



Результаты освоения курса внеурочной деятельности


3

Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности


5

Тематическое планирование

9













  1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности.


Личностные результаты:

  1. формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир;

  2. воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта чтения и слушания произведения природоведческого характера;

  3. развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  4. осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития;

  5. восприятие литературного произведения как особого вида искусства;

  6. формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.


Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  1. овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, вести поиск средств её осуществления;

  2. освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

  3. формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

  4. учиться высказывать своё предположение(версию) на основе работы с материалом;

  5. учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные УУД:

  1. овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения; установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

  2. овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами;

Коммуникативные УУД:

  1. готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  2. осознанное построение речевого высказывания в соответствие с задачами коммуникации и составление текстов в устной и письменной формах;

  3. активное использование речевых средств для решения коммуникативных задач;

  4. умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

  5. умение слушать и понимать речь других;

  6. учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя);

  7. умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении различных задач, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

Предметные результаты:

  1. понимание литературы как средства сохранения и передачи духовных и нравственных ценностей и традиций, принятых в семье, в обществе;

  2. умение использовать простейшие виды анализа простейших текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения природоведческого характера, работать с планом произведения;

  3. осознание значимости чтения для личного развития; формирование первоначальных этических представлений, понятий о доброте, заботе; формирование потребности в систематическом чтении;

  4. достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, анализа текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

  5. понимание роли чтения, участие в обсуждении содержания текстов, обоснование нравственной оценки поступков героев.



















Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности


Содержание курса внеурочной деятельности

4-й класс


Раздел 1. О Родине, героические страницы истории.

Русь великая в пословицах и поговорках. Освоение понятий: «патриотизм», «Родина»; определение патриотических чувств к слову  «Родина»; объяснение смысла пословиц о Родине.

Русь великая в произведениях фольклора. Выполнять задания занимательного характера; рассуждать о том, что такое патриотизм, уважение к Родине. Оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию. Осознание понятия: поступок, подвиг.

Раздел 2. Фольклор (устное народное творчество).

Характеристика героев волшебной сказки: чем занимались, какими качествами обладают. На примере русской народной сказки «Семь Семионов». Оценивание героев произведения, размышление над мотивами, обстоятельствами, последствиями поступков персонажей, освоение идеи сказки.

Путешествие героя как основа композиции волшебной сказки. На примере русской народной сказки «Семь Семионов». Участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

Викторина по русским народным сказкам и сказам П. П. Бажова. Изготовление сборника сказок по вопросам и сюжетным картинкам.

Создание собственной сказки на основе дополнения или переработки исходной сказки.

Уроки нравственности в притче «О блудном сыне». Составление инструкции: «Как научиться прощать». Расширить и углубить понятие о жанре притчи - познакомиться с библейской притчей, с жизненными принципами (по Библии) - формировать умение анализировать притчу, выделять ее основные мысли. Коллективное творческое дело по составлению инструкции: «Как научиться прощать».

Раздел 3. Творчество А. С. Пушкина.

Средства художественной выразительности – метафора, олицетворение, эпитет, сравнение. Великие русские писатели. А.С. Пушкин. Стихотворения и сказки. Познакомиться со средствами художественной выразительности: олицетворение, метафора, эпитет, сравнение.

Сказки А.С. Пушкина. Устное сочинение на тему «Что для меня значат сказки А.С. Пушкина». Учиться сочинять по аналогии с прочитанным, составлять рассказ по иллюстрациям, видеть скрытый смысл, заключенный в сказках.

Раздел 4. Русские баснописцы.

Урок - викторина "Басни Л. Н. Толстого. Учиться понимать смысл басен, находить главную мысль, делать выводы.

А.Н. Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино» (викторина, инсценировка). Наш театр. И. А.Крылов. "Квартет". Инсценирование басни.

Раздел 5. Произведения о животных и родной природе.

Где дружба и совет - там и свет. Занятие – игра по сказке М. Пришвина «Кладовая солнца».

Книги-сборники поэтов о Родине и родной природе. Структура книги. Сбор информацию для библиографической справки об авторе.

Выразительность поэтических картин родной природы.

Анализ чувств и настроения, создаваемых лирическим произведением. На примере произведения Н.А. Некрасова «Саша»

Конкурс чтецов «Читаем стихи о Родине и родной природе». Слушать стихотворения, обмениваться мнениями.

Доброта и сострадание в рассказе К.Паустовского «Заячьи лапы».

Занятие пресс- конференция «Будь природе другом!».

Мы хозяева нашей Земли. Чтение рассказов В.П. Астафьева «Белогрудка», «Зачем я убил коростеля»

Составление рассказа - рассуждения «Моя любимая литературная сказка».

Раздел 6. Произведения о детях.

«Жизнь дана на добрые дела» (по сказке А. П. Гайдара «Горячий камень»). Оценивание поступков людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; конкретные поступки как хорошие или плохие.

Дискуссия: Чему учит повесть А.П.Гайдара «Тимур и его команда». Написание отзыва о книге.

Книги о детях войны. Е.Ильина «Четвертая высота». Уметь самостоятельно работать с новым произведением. Участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

Тема войны и мира. Символичность образа журавля. Ю. Яковлев «Белые журавлики». Оценивание поведения героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию.

Раздел 7. Зарубежная литература.

Шарль Перро - собиратель народных сюжетов. Путешествие по сказкам Ш. Перро.

Особенности зарубежной литературной сказки. Братья Гримм «Белоснежка и семь гномов».

Раздел 8. Словари, справочники. Энциклопедии.

Польза чтения и книги: книга – друг и учитель. Нахождение нужной информации в книгах, используя картотеки, рассказывать о прочитанной книге.

Игра «100 вопросов Почемучек» - практическая работа со справочной литературой. Работа с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий. Высказывание своего суждения об оформлении и структуре книги.

Правила читателя и способы выбора книги (тематический, систематический каталог). Использование в соответствии с учебной задачей аппаратом издания (обложка, оглавление, аннотация, иллюстрации, предисловие, приложения, сноски, примечания).

Хранители слов - словари. Выставка словарей. Игра-конкурс «Объясни слово». Работа со словарем, пользуясь алгоритмом учебных действий, объяснение значение незнакомого слова с опорой на контекст и с использованием словаря.

«Что? Где? Когда?»: энциклопедии и справочники. Использовать справочную литературу, электронные образовательные и информационные ресурсы информационно-коммуникационной сети Интернет (в условиях контролируемого входа), для получения дополнительной информации в соответствии с учебной задачей.

Читательская конференция «По страницам детских журналов».

Проект «Мой детский журнал». Диагностирование читательского кругозора. Рекомендации по летнему чтению.


Виды деятельности обучающихся при выполнении заданий предметного блока (включены задания на отработку знаний по литературному чтению и русскому языку (развитие речи), окружающему миру (истории), литературному чтению):

  • называть автора произведения;

  • записывать название произведения;

  • называть героев произведения;

  • составлять вопросы по содержанию рассказа;

  • соотносить медаль с историческим событием, давать характеристику медали;

  • называть исторические события и их даты;

  • понимать содержание произведений и отвечать на вопросы;

  • формулировать письменные ответы на вопросы;

  • восстанавливать сюжетную линию произведения.

Виды деятельности обучающихся при выполнении заданий блока по развитию речи:

  • выбирать сюжет, к которому относится рисунок;

  • соотносить рисунок с отрывком из текста;

  • отвечать на вопросы теста;

  • собирать из слов предложения;

  • записывать значения слов и выражений;

  • подбирать свои заголовки к рассказам;

  • восстанавливать отрывки из рассказов.

Виды деятельности обучающихся при выполнении заданий воспитательного блока (включены задания на духовно-нравственное развитие):

  • определять смысл пословиц;

  • выбирать из пословиц те, которые соответствуют идейному пониманию сказки и рассказа;

  • давать характеристику герою, определять его качества характера;

  • анализировать чувства героев рассказов;

  • определять главную мысль произведения;

  • описывать героя, используя слова для справок;

  • определять качества героя, используя описания из текста;

  • соотносить характер героя с пословицами;

  • соотносить героя рассказа с его героическими поступками.

Виды деятельности обучающихся при выполнении заданий занимательного блока:

  • разгадывать кроссворды;

  • разгадывать кроссворд, используя слова для справок;

  • составлять из слов пословицы и выражения;

  • разгадывать анаграммы.

Формы организации занятий:

- беседы (с использованием презентаций);

- проектная деятельность;

- виртуальные экскурсии (работа с использованием мультимедийных программ);

- викторины ;

- индивидуальная самостоятельная работа (составление и разгадывание кроссвордов, ребусов);

- консультации (при подготовке к сообщению с презентацией, проектной деятельности, выступлению).










3. Тематическое планирование


Программа курса рассчитана на 1 год (34 учебные недели), всего 34 часа - 1 час в неделю.



Тематическое планирование

4 класс



№ п/п


Наименование разделов и дисциплин


Всего часов

1

Раздел 1. О Родине, героические страницы истории.

2

2

Раздел 2. Фольклор (устное народное творчество).

5

3

Раздел 3. Творчество А. С. Пушкина.

2

4

Раздел 4. Русские баснописцы.

3

5

Раздел 5. Произведения о животных и родной природе.

9

6

Раздел 6. Произведения о детях.

4

7

Раздел 7. Зарубежная литература.

2

8

Раздел 8. Словари, справочники. Энциклопедии.

7


Итого:

34



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!