СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ для учащихся 2-х классов на 2019 – 2020 учебный год «Шахматы» (шахматно - задачная технология развития способности действовать “в уме” И.Г.Сухина)

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа «Шахматы» является  адаптированной,  составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и авторской программы И.Г.Сухина «Шахматы – школе» (рекомендованна Министерством образования РФ).    

Просмотр содержимого документа
«ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ для учащихся 2-х классов на 2019 – 2020 учебный год «Шахматы» (шахматно - задачная технология развития способности действовать “в уме” И.Г.Сухина)»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

гимназия имени А.И.Яковлева





Утверждена

приказом директора

№ 456 от 30.08.19 г.

_________________




ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


для учащихся 2-х классов

на 2019 – 2020 учебный год

«Шахматы»

(шахматно - задачная технология развития

способности действовать “в уме” И.Г.Сухина)







Педагог:

Акишина Валентина Васильевна












г.Урай, 2019


Содержание



1. Пояснительная записка.


2. Планируемые результаты освоения учебного предмета.

3. Содержание учебного предмета.

4. Тематическое планирование.

5. Литература и средства обучения

6. Приложения:


6.1. Календарно – тематический план.


6.2. Бланки проверочных работ.






























1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа «Шахматы» является адаптированной, составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и авторской программы И.Г.Сухина «Шахматы – школе» (рекомендованна Министерством образования РФ). Главная особенность курса «Шахматы – школе» заключается в том, что он является здоровьесберегающим, использующим новую образовательную задачную технологию обучения - «Технологию развития способности действовать “в уме” с использованием шахматного материала». И это обеспечивает почти 100% положительную мотивацию у детей, потому что проигравших нет, а технология работы – задачная. Задачи в курсе – занимательные, нестандартные, требующие творческого подхода. Эти задачи одновременно нагружают оба полушария ученика: и левое, ответственное за развитие логического мышления, и правое, ответственное за развитие творческого мышления.

Способность действовать “в уме” – универсальная характеристика человеческого сознания, один из важнейших показателей общего развития психики человека, который не относится ни к одному из традиционно выделяемых психических процессов, а представляет собой нерасторжимое единство воображения, внимания, памяти и мышления. Базовое научно-обоснованное целеполагание программы ориентировано на решение фундаментальных задач, стоящих перед системой образования, соответствующих требованиям ФГОС начального общего образования по общеинтеллектуальному направлению.


Цель курса: Формирование способности «действовать в уме».


Задачи курса:

образовательные:

  • обучать азам шахматной игры – правила, начало и окончание партии, запись партии

  • обучать основным тактическим приемам

  • обучать основам стратегии

  • обучать понятиям дебюта, миттельшпиля, эндшпиля, особенностям стратегии в каждом из этапов

  • обучать основным правилам оценки позиции и пониманию того, что ни одно из этих правил не действует в 100% случаев.

развивающие:

  • развивать аналитическое мышление, внимательность, усидчивость

  • развивать такие качества, как восприятие, воображение, память, начальные формы волевого управления поведением

воспитательные:

  • воспитывать уважение к партнеру, самодисциплину, умение владеть собой

  • воспитывать уважительное отношение к правилам, нормам поведения.


Программа курса внеурочной деятельности «Шахматы» рассчитана на четыре учебных года начальной школы: 34 учебных недели в году. Занятия проводятся один раз в две недели в подгруппах наполняемостью 11- 14 чел. Учащиеся 2-х классов уже освоили программу 1-го года обучения. В 2019 -2020 учебном году они обучаются по программе 2-го года обучения.






2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА


Личностные результаты освоения программы:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества;

2) формирование уважительного отношения к иному мнению

3) овладение навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

4) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

5) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

6) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

7) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

8) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

9) наличие мотивации к творческому труду, работе на результат.


Метапредметные результаты освоения программы:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;

9) овладение навыками смыслового чтения различных текстов в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений;

11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета;

15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

16) умение работать в материальной и информационной среде общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета.


Предметные результаты освоения программы:

1) использование знаний для описания и объяснения пространственных отношений;

2) овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения, измерения, прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов, записи и выполнения алгоритмов;

3) умение действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы, исследовать, распознавать и изображать фигуры, работать с диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные;

4) приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности.

В результате освоения программы у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.

Ученик научится

В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение.

В сфере регулятивных универсальных учебных действий ученики овладеют всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в образовательном учреждении и вне его, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

В сфере познавательных универсальных учебных действий ученики научатся воспринимать и анализировать сообщения, использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач.

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий ученики приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с педагогом и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты.

Ученик получит возможность научиться:

  • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

  • устойчивому учебно-познавательному интересу к новым общим способам решения задач;

  • адекватному пониманию причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

  • положительной адекватной дифференцированной самооценке на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;

  • компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

  • способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

  • установке на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;

  • осознанным устойчивым эстетическим предпочтениям и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

  • эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.




3. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

II год обучения

Тематика занятий

1. СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ ШАХМАТ. Легенды о возникновении шахмат. Чатуранга, шатранж, шахматы на Руси. Чемпионы мира по шахматам.

Практика – компьютерные игры и упражнения.

2. ШАХМАТНАЯ НОТАЦИЯ. Обозначение вертикалей, горизонталей, полей, запись «неподвижной шахматной позиции» (повторение). Краткая и полная нотация. Обозначение взятия, шаха, мата. Запись шахматной партии из начального положения.

Практика – компьютерные игры и упражнения.

3. ЦЕННОСТЬ ФИГУР, НАПАДЕНИЕ И ЗАЩИТА. «Стоимость» фигур в пешках (повторение). Сравнительная ценность фигур. Нападение, способы защиты от нападения, размен.

Практика – компьютерные игры и упражнения.

Практика – компьютерные игры и упражнения.

К концу учебного года дети должны знать:

обозначение полей и фигур на шахматной доске;

абсолютную ценность каждой шахматной фигуры.

К концу учебного года дети должны уметь:

читать краткую и полную нотацию;

реализовывать большой материальный перевес



4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 


ТЕМЫ

II год обучения

Тео-рия

Прак-тика

Всего часов

 

1.

ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА.


-


6


6

2.

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ ШАХМАТ. Легенды о возникновении шахмат. Чатуранга, шатранж, шахматы на Руси. Чемпионы мира по шахматам.

1

-

1

3.

ШАХМАТНАЯ НОТАЦИЯ. Обозначение вертикалей, горизонталей, полей, запись «неподвижной шахматной позиции» (повторение). Краткая и полная нотация. Обозначение взятия, шаха, мата. Запись шахматной партии из начального положения.

1

1

2

4.

ЦЕННОСТЬ ФИГУР, НАПАДЕНИЕ И ЗАЩИТА. «Стоимость» фигур в пешках (повторение). Сравнительная ценность фигур. Нападение, способы защиты от нападения, размен.


Итого за второй год обучения




6

4




11

8




17



5. ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического оснащения

Количество

Назначение, описание

1

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1.1

Стандарт основного общего образования по предмету

1


1.2

И.Г.Сухин «Программы курса «Шахматы – школе»: Для начальных классов общеобразовательных учреждений» (Обнинск: Духовное возрождение, 2010, 2011, 2013.)


1

В сборник включена программа И.Г.Сухина «Шахматы – школе» начального общего образования, разработанная на основе шахматно - задачной технологии развития

способности действовать “в уме” в соответствии с требованиями ФГОС НОО

1.3

Рабочая программа по учебному предмету


1

Рабочая программа предназначена для обучения учащихся 1-4х классов общеобразовательной четырёхлетней начальной школы, разработана и составлена в соответствии с ФГОС второго поколения для УМК « Шахматы – школе И.Г.Сухина»

1.4

Сухин И. Г. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Учебник для 1 класса четырёхлетней начальной школы. В 2-х частях. – Обнинск: Духовное возрождение, 2014.


60





Учебник соответствует требованиям ФГОС к освоению интегрированного курса «Шахматы» в начальной школе, учитывает возрастные и индивидуальные особенности младших школьников и построен на основе шахматно – задачной технологии И.Г.Сухина, жестко сориентированной на развитие способности действовать “в уме”.

1.5

Сухин И.Г. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя – Обнинск: Духовное возрождение, 2014.

1

Предлагаемые методические рекомендации предназначены для работы по учебнику «Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Учебник для 1-го года обучения в начальной школе. В 2-х частях» (автор И.Г.Сухин), который реализует требования ФГОС НОО.

1.6

Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны. Рабочая тетрадь - Обнинск: Духовное возрождение, 2013

1

Рабочая тетрадь входит в учебно-методический комплект «Шахматы - школе» (1-й год обучения) и предназначена для самостоятельной работы обучающихся.

1.7

Сухин И. Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем. Учебник для 2 класса четырёхлетней начальной школы. В 2-х частях. – Обнинск: Духовное возрождение, 2015.



40

Учебник соответствует требованиям ФГОС к освоению интегрированного курса «Шахматы» в начальной школе, учитывает возрастные и индивидуальные особенности младших школьников и построен на основе шахматно – задачной технологии И.Г.Сухина, жестко сориентированной на развитие способности действовать “в уме”.

1.8

Сухин И. Шахматы, второй год, или Учусь и учу: Пособие для учителя – Обнинск: Духовное возрождение, 2015.



1

Предлагаемые методические рекомендации предназначены для работы по учебнику «Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем»: Учебник для 2-го года обучения в начальной школе. В 2-х частях» (автор И.Г.Сухин), который реализует требования ФГОС НОО.

2.

Демонстрационные учебные пособия



2.1

Демонстрационная магнитная доска с фигурами

2

Настенная доска предназначена для демонстрации учебного материала и учебно – иллюстративных партий

2.2

Презентации и видеофильмы, соответствующие тематике программы

2

Шахматная сказка «Котята – хвастунишки»

Сказка о шахматной доске «Лена и Ален»

2.3

Игральные доски с наборами шахматных фигур

20

Игральные наборы предназначены для решения позиционных композиций, обучения ориентации на плоскости, игре в парах, проведению соревнований

2.4

Шахматные часы

20

Часы предназначены для обучения и контроля времени игры на соревнованиях

3

Экранно-звуковые пособия



3.1

Обучающие CD - диски

3

- Специализированный программый комплекс «Шахматное образование»

- Динозавры учат шахматам

- Шахматная школа

4

Технические средства обучения



4.1

Компьютер, интерактивная доска с проектором

1

Оборудование предназначено для демонстрации видеоуроков и решения шахматных композиций группой и индивидуально.















Литература:

  1. Сухин И.Г. Учебный предмет «Шахматы» в школе как инструмент развития мышления. – Германия: LAP Lambert Academic Publishing. 2012/.-280c/

  2. Фесенко Т.К. Учебная дисциплина «Шахматы» в начальной школе». Научно – практическое обоснование проекта – концепции.- Обнинск: Учебно – методическое объединение «Духовное возрождение», 2013 г.

  3. Акишина В.В. ФГТ, ФГОС и шахматы // Материалы Международной научно-практической конференции "Шахматное образование – важный ресурс мировой системы образования". Ханты-Мансийск, 10–13 июня 2013 г.: Сборник тезисов докладов / Составители: И. Г. Сухин, Г. В. Ковалева; научный редактор И. Г. Сухин. – Обнинск: Духовное возрождение, 2013. – 416 с. ISBN 978-594198-080-2. “Chess Education – an Important Resource of the World System of Education”. International Research Conference Materials, Khanty-Mansiysk, 10–13 June 2013: A Collection of Abstracts / Compiled by: I. G. Sukhin, G. V. Kovaleva; scientific editor I. G. Sukhin. – Obninsk: Dukhovnoye Vozrozhdeniye, 2013. – 416 p. 


  1. Акишина В.В. Шахматы как средство интеллектуального развития младших школьников // «Российский и международный опыт и перспективы работы с одарёнными детьми»: материалы Всероссийской научно-практической конференции / (редкол.: В.А. Егорова к.ф.-м.н. Ю.И. Семенов М.М. Черосов д.п.н.) – Якутск: Ленский край, 2014. – 334 с.


  1. Акишина В.В. Федеральный курс "Шахматы - школе" в рамках реализации ФГОС во внеурочной деятельности // Материалы Международной научно-практической конференции “Кадровый потенциал Зауралья: вектор развития”, 02 июня 2015 г.: материалы секции “Интеллектуал Зауралья” (шахматный всеобуч)" / ГАОУ ДПО “Институт развития образования и социальных технологий”/(редкол.: А.В.Шатных к.п.н., доцент. И.Г.Сухин к.п.н. Н.С.Лапханова к.п.н., доцент. В.А. Воробьева) – Курган, 2015. – 156 с.

Приложение 6.1.

Календарно – тематический план

II год обучения


Наименование темы программы

Кол-во часов на тему

№ занятия, дата

проведе-ния


Наименование темы занятия


Вид занятия, форма

Материально-техническое оснащение, дидактическое обеспечение

Форма контроля

Домашнее задание

1.ПОВТОРЕННИЕ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА















2.СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ ШАХМАТ.



3.ШАХМАТНАЯ НОТАЦИЯ.





4. ЦЕННОСТЬ ФИГУР, НАПАДЕНИЕ И ЗАЩИТА.
























6

















1






2







8




























№ 1


№ 2




№ 3



№ 4



№ 5


№ 6



№ 7




№8




№9



№10


№ 11


№ 12



№13



№ 14



№ 15



№16






№ 17




Итого: 17

ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА.

Основные шахматные термины. Ходы фигур каждой по отдельности

Рокировка. Превращение пешки, взятие на проходе

Взятия фигур. Упражнения на мат в один ход

Начальная позиция.

Мат. Пат.



СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ ШАХМАТ. Легенды о возникновении шахмат. Чатуранга, шатранж, шахматы на Руси. Чемпионы мира по шахматам.

ШАХМАТНАЯ НОТАЦИЯ. Обозначение вертикалей, горизонталей, полей,

Запись «неподвижной шахматной позиции» . Краткая и полная нотация.

ЦЕННОСТЬ ФИГУР. «Стоимость» фигур в пешках (повторение).

Сравнительная ценность фигур.

НАПАДЕНИЕ И ЗАЩИТА,

РАЗМЕН. Выгодный и невыгодный размен.

Защищенная и незащищенная фигура.

СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ ОТ НАПАДЕНИЯ.

Три способа защиты от нападения: уничтожение атакующей фигуры, отход на безопасное поле, привлечение фигуры-защитника.

ЗАЩИТА ОТ НАПАДЕНИЯ (ПРОДОЛЖЕНИЕ). Еще два способа защиты от нападения: перекрытие и контрнападение.



Практическая работа

Разбор учебно-иллюстративных партий


Практическая работа



Работа на компьютерах


Практическая работа





Просмотр видеоурока Н.Калиниченко “История возникновения шахмат”



Практическая работа. Запись шахматной партии из начального положения

Разбор учебно-иллюстративных партий



Практическая работа


Разбор учебно-иллюстративных партий


Практическая работа

Разбор учебно-иллюстративных партий



Практическая работа



Компьютерные игры и упражнения на перекрытие и контрнападение

Практическая работа



Демонстрационная доска, шахматы, компьютеры, учебники “Шахматы, Второй год.


Персональные компьютеры для каждого учащегося, программный комплекс «Шахматное образов»


-----


-----


Демонстрационная доска, шахматы, компьютеры, учебники “Шахматы, Второй год.


Демонстрационная доска, шахматы, компьютеры, учебники “Шахматы, Второй год.


Демонстрационная доска, шахматы, компьютеры, учебники “Шахматы, Второй год.



-------




------





Учебники “Шахматы, Второй год.




------






Компьютерные игры и упражнен.


Решение заданий комплекса “Шахматное образование



---



---





Самостоя-тельная работа



Самостоя-тельная работа


---



Компью-терные тесты



-------



Решение заданий комплекса “Шахматное образование



Самостоя-тельная работа



Тесты







Раб. тетрадь, 2 год обуч., стр. 3-4



Решение заданий на “Шахмат-ном портале Югры”



-----





Раб. тетрадь, 2 год обуч., стр. 7-8

Решение заданий на “Шахмат-ном портале Югры”



Раб. тетрадь, 2 год обуч.,

Ст. 11-12




Решение заданий на “Шахмат-ном портале Югры”


----




Раб. тетрадь стр.26










9