СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа курса внеурочной деятельности "Юный художник"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа курса внеурочной деятельности по изобразительному искусству  для обучающихся 5-8 классов

Просмотр содержимого документа
«Программа курса внеурочной деятельности "Юный художник"»

 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 92

Барабинского района Новосибирской области








ПРОГРАММА



курса внеурочной деятельности

    «Юный художник»




Составила: О.Л.Милющенко,

учитель изобразительного искусства

МБОУ СОШ№92 Барабинского района

Новосибирской области



Пояснительная записка


Программа «Юный художник» предназначена для дополнительного образования учащихся. Она подготовлена для учащихся 5-8 классов и рассчитана на 68 часов в учебном году.

В основу данной программы были положены следующие материалы:

Рабочие программы. Предметная линия учебников: Неменский Б.М. «Изобразительное искусство». Пособие для учителей общеобразовательных учреждений: - М.: «Просвещение», 2011;

Копцева Т.А. и др. «Программы дополнительного художественного образования детей». - М.: Просвещение, 2009 год.


Направленность программы: социально-педагогическая.

Уровень дополнительной общеразвивающей программы: ознакомительный.

Программа учитывает традиции художественного образования и современные инновационные методы. Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения. Программа объединяет практические художественно – творческие задания, художественно – эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности в единую образовательную структуру. Программа построена на принципах тематической целостности и последовательности развития курса, предполагает четкость поставленных задач и вариативность их решения.

Место курса в учебном плане:

Срок реализации 1 год (68 часов в год). программа внеурочной деятельности рассчитана на один учебный год –70 часов по2 часа в неделю - для учащихся 5-8 классов.

2.2. Содержание программы

Рабочая программа внеурочной деятельности «Юный художник» рассчитана на органическое соединение изобразительного творчества и художественных технологий. Программа структурно строится как теоретико–практическая система, которая допускает вариативность в зависимости от образовательно – технологических возможностей школы. Обучение через деятельность является основным принципом на уроках изобразительного искусства. Курс способствует формированию предметных знаний и умений для решения мотивированными школьниками учебно–познавательных и учебно–практических задач, расширяющих и углубляющих понимание опорного материала.

Актуальность программы обусловлена следующими факторами:

1) Уровневый подход позволяет определять динамическую картину развития обучающихся, поощрять продвижение обучающихся, выстраивать индивидуальные траектории движения с учетом зоны ближайшего развития ребенка.

2) Формирование ИКТ – компетентности обучающихся повышают эффективность приобретения ключевых навыков и коммуникаций.

3) Овладение основами художественного языка (художественное выражение) позволит обучающимся проявить себя в творчестве, поможет при освоении смежных дисциплин.

4) Колористическое восприятие художественных произведений учит понимать красоту цвета в произведениях искусства и в реальной жизни.

Сфера углубленного изучения изобразительного искусства позволяет школьникам использовать занятия по интересам для повышения начальной профессиональной культуры. Особенностью современной ситуации, когда очень остро стоит вопрос занятости детей, умение организовать свой досуг.
 

Цель: способствовать самовыражению и развитию личности посредством творческой и академической живописи для всестороннего развития и удовлетворения потребностей учащихся, формирования общей культуры школьника и развития мотивации личности к познанию и творчеству.


Основные задачи:

создание условий, обеспечивающих всестороннее развитие личности учащихся;

создание условий для самоутверждения и самореализации личности, возможности проявить «себя» растущему человеку и пережить ситуацию успеха;

развитие познавательных интересов, творческих способностей и творческой активности;

привить ребёнку радость творчества через изобразительную деятельность, работу с живописными материалами, техниками, развивать его фантазию;

повышение мотивации учащихся к обучению силой воздействия живописи через художественно-эстетическое образование.

Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения. Учебный материал представлен следующими тематическими разделами, отражающими деятельностный характер и нравственную сущность художественного образования:

1. Природа - главный художник (основы рисунка, графика).

2. Искусство в человеке (виды изобразительного искусства).

3. Человек в искусстве (портретный жанр).

4. Декоративно – прикладное творчество.

До 60% учебного времени отведено практической деятельности по отношению к теоретической.

В результате освоения курса учащиеся приобретают навыки работы живописными материалами, изучают их свойства, возможность и эстетические качества. Развитие навыков последовательного ведения живописной работы помогают раскрывать образное и живописно-пластическое решение в творческих работах. Художественные и эстетические свойства цвета, их основные закономерности, создание цветового строя способствуют передаче цветовых отношений в условиях пространственно-воздушной среды в живописных творческих работах. Навыки в использовании основных техник и материалов формируют умение изображать объекты предметного мира пространства и фигуры человека.

Важнейшим направлением является духовно-нравственное развитие и воспитание школьника.

На уровне содержания предметной линии курса «Живопись» создаются условия для формирования:

понимания эмоционального и ценностного смысла визуально – пространственной формы;

овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоциональной оценки;

интереса к мировым достижениям в области искусства, культуры;

уважения к созидательному труду, к обучению;

ценностного отношения к культурно-историческому наследию народа, чему способствует знакомство с образцами классического искусства и народного художественного творчества;

овладения основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами;

потребности в новых знаниях и опыте, осознанного отношения к многогранности и творческому характеру профессии художника;

самореализации и развития;

нравственных чувств, этического сознания;

ценностного отношения к природе и окружающей среде, экологического сознания через знакомство с разнообразными явлениями и состояниями природы;

Уделяется внимание правильной организации рабочего места, соблюдению правил техники безопасности, применению в работе безвредных веществ и экологически чистых материалов.

Методы и формы обучения

Формы подведения итогов реализации программы:

итоговые творческие работы, композиции, тесты и вопросы по темам;

работа форумов;

с целью повышения интереса у детей к рисованию, после изучения темы или блока тем устраиваются выставки творческих работ;

посещение выставок и музеев.

Формы проведения занятий – мастер-класс, выставка, творческий отчет, практическое занятие, пленер.

Формы организации деятельности - групповая, индивидуально-групповая, индивидуальная.

Форма текущего и итогового контроля

Для учащихся предусмотрена безоценочная система изучения курса. Ряд тем можно пройти обзорно. Возможно прохождение курса в самостоятельном режиме, для этого предусмотрены лекции, составлен ряд заданий разного уровня выполнения с возможностью самостоятельного контроля.

Критериями выполненного задания могут служить:

соответствие заданной теме;

правильность выполнения;

аккуратность;

фантазия учащегося;

вовремя сданное задание.

Подведение итогов обучения подводится в форме итоговой творческой работы:

включающей композицию по теме;

развернутые ответы на вопросы по основным темам курса;

обсуждения в форуме итогов творческой работы на курсе.

Методические особенности

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом, в основу курса заложен системно-деятельностный подход, который обеспечивает:

формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;

построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

Методика преподавания курса

Курс состоит из теоретической и практической части.

На каждом уроке ученикам предлагается:

Ознакомительный материал с основными теоретическими понятиями по теме уроков, помещенный в презентациях подготовленных учителем.

Видеоматериалы, содержащие коллекцию ресурсов (в демонстрационном режиме при изучении нового материала или повторении и обобщении пройденного). Созданные тематические коллекции дают возможность учащимся самостоятельно ознакомиться с лучшими образцами русской живописи, получить представление о биографии художника, узнать историю создания картины, технологию выполнения рисунка.


В соответствии с системно-деятельностным подходом содержание курса нацелено на активизацию художественно-эстетической и познавательной деятельности учащегося с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей, преемственности с уже имеющимся у детей опытом и на подготовку к дальнейшему образованию, на формирование мотивации детей к художественному творчеству, к активной деятельности на уроке и во внеурочное время.

Требованиям стандарта соответствуют основные содержательные линии курса, направленные на личностное развитие учащихся, воспитание у них интереса к разнообразным видам художественно-творческой деятельности. Содержание курса направлено на целостное развитие личности ребенка посредством активного овладения различными видами деятельности. Обучение через деятельность составляет сущность обучающих методов на занятиях изобразительным искусством. Художественное развитие осуществляется в практической деятельной форме в процессе личностного художественного творчества учащегося. Творческое развитие ученика опирается на развитие его наблюдательности и фантазии, на целостносто-эмоциональное восприятие произведений искусства, на умение самостоятельно строить художественный образ, выражать свое отношение к реальности при освоении средств художественной выразительности.

Выполнение проектно-творческих заданий в групповой и парной работе позволяет обобщать полученные знания и творчески применять их на практике, а также успешно развивать коммуникативные умения - задавать вопросы друг другу и взрослому, расспрашивать о чем-либо, понимать речь собеседника и др.

Разнообразие видов практической деятельности школьников и вариативность заданий, рассчитанных на разный уровень освоения учебного материала, нацелены на реализацию индивидуально - личностного подхода к учащимся. Этому способствуют дифференцированные задания, варианты выполнения заданий.

Наглядность и доступность изложения материала создает возможности для индивидуальной, в том числе самостоятельной деятельности школьников разного уровня подготовленности, а также помогает учителю в объяснении темы урока.

Тематический принцип структурирования учебного материала, при котором необходимые инструменты и соответствующие техники выполнения концентрируются вокруг предметных тем, что придает содержанию уроков художественное единство

Формирование у учащихся целостной картины мира достигается наличием внутрипредметных содержательных линий и межпредметными связями. Тематизм дает возможность строить урок на материале произведений не только изобразительного, но и музыкального искусства, поэзии, художественной прозы, привлекать исторический и научный материал, усиливая межпредметные связи.

В предметной линии курса «Живопись» акцентировано внимание на изучении свойств основного средства выразительности в живописных произведениях – цвете, способствующего колористическому восприятию художественных произведений и создающего цветовые образы с различным эмоциональным звучанием, формируя у школьников систему универсальных учебных действий.

 

 3. Планируемые результаты обучения

Планируемые личностные:

- формирование ответственного отношения к учению, саморазвитию и самообразованию;

- формирование целостного мировоззрения, учитывая культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

- формирование нравственных чувств и нравственного поведения, ответственного отношения к собственным поступкам;

- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира.

- умение анализировать произведения искусства;

- понимание особенности образного языка;

- создавать с натуры и по воображению образы живописными материалами;

- эмоциональное восприятие образов природы, отраженных в картине;

- первоначальное представление о поликультурности изобразительного искусства;

- усвоение принципа построения изображения и пространственно-временного развития;

Обучающийся получит возможность для формирования:

- понимания значения изобразительного искусства в жизни человека;

- понимания роли изобразительного искусства в собственной жизни;

- внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к курсу «Живопись» через освоение роли автора своих художественных работ;

- ориентации на оценку результатов собственной художественно-творческой деятельности;

- мотивации к коллективной творческой работе; представления о труде художника, его роли в жизни каждого человека;

- личностной идентификации на основе общего представления о творческом самовыражении, о мире профессий в изобразительном искусстве.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- понимать учебную задачу;

- понимать особенности художественного замысла и его воплощения;

- осуществлять под руководством учителя контроль по результату своей деятельности;

- воспринимать мнение и предложения сверстников, родителей;

- самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе;

- соотносить свои действия с планируемыми результатами;

- организовывать совместную деятельность и совместное сотрудничество.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- использовать варианты выполнения работы;

- понимать содержание художественных произведений;

- читать простое схематическое изображение;

- соотносить произведения по настроению, форме, по некоторым средствам художественной выразительности;

- создавать художественный образ в разных видах и жанрах визуально – пространственных искусств;

работать различными живописными художественными материалами;

- развивать индивидуальные творческие способности, формирующие интерес к творческой деятельности.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- допускать существование различных точек зрения о произведении изобразительного искусства;

- участвовать в работе парами, в групповом создании творческих работ;

- использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления от произведения живописи;

- вести диалог с другими людьми, достигать взаимопонимания;

- ответственно и осознанно относится к собственным поступкам.

Предметные результаты

Восприятие искусства и виды художественной деятельности

Обучающийся научится:

- владеть живописными материалами в достаточном разнообразии для своего возраста;

- понимать содержание и выразительные средства художественных произведений;

- принимать условность и субъективность художественного образа;

- сопоставлять объекты и явления реальной жизни и их образы, выраженные в произведениях искусства, и объяснять разницу;

- выражать в беседе свое отношение к произведению изобразительного искусства.


Метапредметные результаты:

- умение самостоятельно определять цели своего обучения, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

- умение осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

- умение воспринимать и терпимо относится к другой точке зрения, другой культуре, другому восприятию мира;

- способность уважительно относиться к искусству и культуре своей родины и культуре других народов;

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе:находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

- обретение самостоятельного творческого опыта, формирующего способность к самостоятельным действиям в различных учебных и жизненных ситуациях;

- умение эстетически подходить к любому виду деятельности; развитие художественно- образного мышления, фантазии, визуальной памяти;

- формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.



Тематическое планирование:

№п/п

Тема

Содержание

Виды деятельности

1-2

Вводное занятие «Чему я научусь»

Беседа о планах на год.

Просмотр лучших работ из фонда.

Организация рабочего места. Техника безопасности.


3-4

Графика

Рассказ о языке выразительности графики, использование художественно знакомых приёмов работы при выполнении творческих заданий


Задание на передачу перспективы.

Практическая работа: Графический рисунок «Моя улица».



5-6

Тоновые отношения

Рассказ о средствах выразительности графики: линия, пятно, Художественное графике ритм, контраст, тон, тональные отношения, фактура. творчество


Практическая работа: упражнения на зарисовку геометрических фигур с передачей светотени. Творческое задание: «Зажглись фонари».


7-8

Пейзаж в графике

Рассказ о возможностях графических материалов (уголь, сан- Художественное гина, пастель, ручка, карандаши, тушь, перо). Передача состояния природы. Применение в рисунке выразительных средств


Практическая работа: Изображение природы в различных состояниях (гроза, туман, дождик, ветер, ясный солнечный день) средствами графики.


9-10

Живопись.

Цветовой Рассказ о цветоведении. Цветовой круг, основные, состав- Художественное круг ные, дополнительные цвета. Хроматические и ахроматические творчество

цвета. Цветовая шкала с разными оттенками цвета.


Практическая работа: Выполнить рисунок в одной цветовой гамме (Шоколадный дворец, Осенний букет, Розовая страна и т.д.).

11-12

Пейзаж.

«Золотая осень»

Рассказ о видах и правилах изображения пейзажа. Воздушная и линейная перспектива, многоплановость, композиция и линия творчество горизонта, изображение пространства.


Практическая работа: Изобразить осенний пейзаж. Материал – гуашь.


13-14

Натюрморт

Рассказ о жанре «Натюрморт». Освещение и тоновые отношения в натюрморте. Техника «гризайль»

Практическая работа: изображение простых по форме предметов с драпировкой одним цветом с передачей светотени

15-16

Славный урожай

Беседа по картинам художников, изображающих натюрморты. Понятия: светлота цвета, светотень, тень, блик.

Задание: Выполнить живописный натюрморт с овощами фруктами

17-18

Рисование головы человека

Рассказ с демонстрацией изображения конструкции головы человека

Практическая работа: Изображение головы человека с учетом пропорций


19-20

Портретные изображения романтических литературных героев.

Выбор одного произведения и его иллюстрирование. («Алые паруса» А. Грина, «Три мушкетера» А. Дюма, «Дети капитана Гранта» Ж. Верна и т.д.)


Практическая работа: выполнение портретов любимых литературных героев

21-22

Исторический костюм

Беседа об истории костюма

Практическая работа: Зарисовки необходимых деталей костюма для дальнейшей работы над коллективной композицией.


23-24

Иллюстрирование литературных произведений

Беседа и изучение выбранных произведений. Сбор материала

Практическая работа: Графическое изображение исторического костюма в соответствии с эпохой литературного произведения

25-26

Пропорции фигуры человека

Рассказ о пропорциях фигуры человека.

Практическая работа: изображение фигура человека разного возраста.


27-28

Изображение персонажей литературного произведения

Выбор одного произведения и создание образа героев

Практическая работа: изображение в цвете фигур людей, можно выполнить работу в технике аппликации.

29-30

Пейзаж, иллюстрирующий атмосферу событий

Рассказ о виде искусства - архитектуре. Стили архитектуры. Изучение старинных гравюр, памятников архитектуры.

Практическая работа: изображение на большом листе (А3) выбранном литературном пейзаже с включением в него архитектуры.

31-32

Тематическая композиция. Коллективная работа

Рассказ о композиции. Законы композиции. Композиционное размещение на листе элементов работы.

Практическая работа: вырезание фигур персонажей с последующим размещением их в композиции панно

33-36

Растительные мотивы в ДПИ

Беседа о понятии «стилизация».

Декоративная переработка мотивов природной формы.

Практическая работа: Составление узора по цветочным мотивам черной гелевой ручкой


37-38

Пейзаж в графической технике «Граттаж».


Рассказ о технике «Граттаж». Этапы подготовки бумаги для

граттажа. выполнения работы в технике граттажа (воскографии).

Практическая работа: Подготовка листа бумаги в технике «Граттаж», работа над эскизами.


39-42

Декоративный натюрморт

Беседа по картинам натюрмортов русских и западноевропейских художников. Составление и постановка натюрморта. Понятие «декоративный натюрморт».

Практическая работа: изображение на листе большого формата летнего декоративного натюрморта с натуры.

43-44

Анималистический жанр. Рисование птиц

Беседа о разнообразии мира птиц.

Строение пропорции, оперение.

Практическая работа: рисование птиц по фото

45-46

Анималистический жанр. Рисование животных

Беседа о разнообразии мира животных. Строение, пропорции, фактура шерсти.

Практическая работа: рисование по памяти, по фото

47-48

Живописный пейзаж

Особенности закона воздушной перспективы, цветоведения, колорита, светлотности

Практическая работа:

Эскизы пейзажей в различных состояниях, детали: облака, деревья, вода, трава.

49-50

Живописный пейзаж на пленэре

Особенности передачи цвета объектов и пространства на открытом воздухе.

Практическая работа:

Эскиз пейзажа в различных состояниях, детали: облака, деревья, вода, трава.

51-52

Натюрморт

Рассказ об особенностях техники «Гризайль», передача тона, светлоты.

Практическая работа: рисование с натуры комнатного цветка.

53-54

Живописный монохромный натюрморт

Композиция: Особенности построения группы предметов с натуры. Композиционный центр, темные и светлые пятна в группе, светотени

Практическая работа: рисование натюрморта с натуры.

55-56

Живописный натюрморт

Композиция: Особенности построения группы предметов с натуры. Композиционный центр, темные и светлые пятна в группе, светотени

Практическая работа: рисование натюрморта с натуры.

57-58

Ахитектура

Закон линейной перспективы: построение конструкции, прорисовка деталей, фактура материалов.

Практическая работа: построение конструкции здания в двух проекциях.

59-60

Ахитектура

Закон линейной перспективы при построении пространства и зданий, три плана, построение конструкции, прорисовка деталей, фактура материалов.

Практическая работа: построение пространства улицы

61-62

Дизайн

Знакомство с понятием «Дизайн», областями применения, особенностями построения и декора.

Практическая работа: эскизы предметов вещной среды с изменением фоомы.

63-64

Дизайн, скетчинг

Знакомство с техникой быстрого рисунка, жанров скетча, материалов, особенностями выполнения рисунка.

Практическая работа: рисование скетчей по фото

65-66

Оформление экспозиции выставки

Правила оформления работ в паспарту, особенности оформления экспозиции

Правила оформления работ в паспарту, составление экспозиции выставки

67-68

Отчетная выставка творческих

Творческий отчет за год, анализ видов, жанров, живописных, графических и декоративных техник.

Подведение итогов работы за год

Технические средства обучения:

- мультимедийный проектор, компьютер; цифровой фотоаппарат; сканер, ксерокс и цветной принтер

 Список литературы

Атанов В.С. Акварельная живопись на пленэре. – М.; 2006

Большаков М. В. Декор и орнамент в книге. - М.; 1990

Волков Ю.А. Работа над живописным этюдом - М.;1984

Визер В. Живописная грамота. Основы искусства изображения. – С- Пб.; Питер, 2006

Визер В. Живописная грамота. Система цвета в изобразительном искусстве. – С-Пб.; Питер, 2006

Волков Н.Н. Цвет в живописи. - М.; 1984

Выготский А.С. Психология искусства. - М.; 1997

Живопись. Учебное пособие для вузов - М.; 2004

Зайцев Е.А. Наука о цвете и живописи. - М.; 1986

Кандинский В.В. О духовном в искусстве. - М.; 2004

Кальнинг А.К. Акварельная живопись - М.; 1986

Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись. - М.; 1998

Кумбз. П.Пастельная живопись - М.; Кристина, 2002

Курочкина Н. Знакомство с пейзажной живописью – С-Пб.; 2000

Логвиненко Г.М. Декоративная композиция. - М.; 2008

Меерович М.И. Технология творческого мышления. - М.; 1989

Немцов Г.М. Искусство – школа формирования личности. - М.; 2004

Ньютон У. Акварельная живопись. - М.; Кристина, 2002

Огородников Ю.А. Особенности воздействия искусства на человека. -М.; 1992

Унковский А.А. Живопись. Вопросы колорита - М.; 1980

Унковский А.А. Цвет в живописи - М.; 1983



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!