Рабочая программа
спецкурса
Решение задач повышенной сложности по геометрии
в 10Б и 11Б классе, по 2 часа в неделю
Пояснительная записка
Рабочая программа по математике составлена в соответствии с:
федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего образования по математике,
программой по геометрии (профильный уровень) “Программы общеобразовательных школ: Геометрия. 10-11 кл.” / Сост. Т.А.Бурмистрова. М «Просвещение» 2010г.
Учебным планом МБОУ «СШ №29»
Программа соответствует учебникам
Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б. и др. Геометрия 10-11. М.: Просвещение, 2014.
В соответствие с учебным планом МБОУ «СШ № 29» на спецкурс по геометрии на углубленном уровне в 10 и 11 классе отводится по 2 часа в неделю.
Спецкурс «Решение задач повышенной сложности по геометрии» включает в себя задачи по планиметрии и стереометрии. Тематическое планирование составлено на 136 уроков.
В углублённом курсе содержание образования, представленное в основной школе, развивается в следующих направлениях:
• расширение системы сведений о свойствах плоских фигур, систематическое изучение свойств пространственных тел, развитие представлений о геометрических измерениях;
• совершенствование математического развития до уровня, позволяющего свободно применять изученные факты и методы при решении задач из различных разделов курса, а также использовать их в нестандартных ситуациях;
• формирование способности строить и исследовать простейшие математические модели при решении прикладных задач, задач из смежных дисциплин, углубление знаний об особенностях применения математических методов к исследованию процессов и явлений в природе и обществе.
Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на углублённом уровне, что соответствует Образовательной программе школы.
Включение в программу углубленного изучения математики разделов, дополняющих программу для массовой школы, ставит цель способствовать достижению обучающимися высокого уровня математической подготовки и призвано служить основой профессиональной ориентации выпускников. Результатом изучения дополнительных разделов должно стать не просто знание обучающимися соответствующих терминов и формулировок, а умение применять изученные теоремы и методы, самостоятельно решать задачи. Именно в ходе решения задач развиваются интересы и склонности к математике.
Курс характеризуется рациональным сочетанием логической строгости и геометрической наглядности. Увеличивается теоретическая значимость изучаемого материала, расширяются внутренние логические связи курса, повышается роль дедукции, степень абстрактности изучаемого материала. Учащиеся овладевают приемами аналитико-синтетической деятельности при доказательстве теорем и решении задач. Систематическое изложение курса позволяет начать работу по формированию представлений обучающихся о строении математической теории, обеспечивает развитие логического мышления школьников. Изложение материала характеризуется постоянным обращением к наглядности, использованием рисунков и чертежей на всех этапах обучения и развитием геометрической интуиции на этой основе. Целенаправленное обращение к примерам из практики развивает умения учащихся вычленять геометрические факты, формы, и отношения.
Цели изучения математики:
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
интеллектуальное развитие, формирование умений точно, грамотно, аргументировано излагать мысли как в устной, так и в письменной форме, овладение методами поиска, систематизации, анализа, классификации информации из различных источников (включая учебную, справочную литературу, современные информационные технологии);
формирование представлений об идеях и методах математики как средства моделирования явлений и процессов;
воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса.
Цель данного спецкурса: расширение и углубление базовых знаний обучающихся по математике, подготовка к ЕГЭ, продолжению образования, повышение уровня математической культуры обучающихся.
Изучение методов решения типовых задач можно провести в форме обзорных лекций с разбором ключевых задач. Курс состоит из пяти тем. Изучаемый материал примыкает к основному курсу, дополняя его историческими сведениями, сведениями важными в общеобразовательном или прикладном отношении, материалами занимательного характера при минимальном расширении теоретического материала. Прежде, чем приступать к решению трудных задач, надо рассмотреть решение более простых, входящих как составная часть в решение сложных. В процесс изучения каждой темы включено решение заданий из ЕГЭ.
В ходе изучения материала данного курса целесообразно сосредоточиться на такой форме организации учебной работы, как практикумы по решению задач, частично-поисковая деятельность. Необходимо использовать элементы исследовательской деятельности.
Содержание учебного курса
Планиметрия (58+ 32ч)
1. Решение треугольников
Основные понятия, связанные с треугольником. Признаки равенства треугольников. Медиана, биссектриса и высота треугольника. Параллельные прямые. Признаки подобия треугольников. Соотношения между сторонами и углами треугольника - вычисление элементов треугольника. Прямоугольный треугольник, нахождение его элементов. Рассматриваются задачи на нахождение медианы треугольника, с использованием приема удвоения медианы. Также рассматриваются различные способы нахождения высот и биссектрис треугольника.
Основная цель – систематизация и обобщение ранее полученных в разных классах сведений о треугольнике; закрепление навыков и умений доказывать равенство и подобие треугольников, опираясь на признаки; формирование аппарата «решения» треугольников; обзор методов решения задач с использованием метрических соотношений в треугольнике; развитие пространственного мышления (через решение задач на построение).
2. Площадь треугольника. Отношение отрезков и площадей.
Доказываются полезные при решении задач теоремы Чевы и Менелая, решаются задачи с использованием этих теорем. Формулы нахождения площади фигур. Задачи на доказательство.
Основная цель – систематизация сведений о нахождении площадей треугольников и его частей; закрепление навыков нахождения отношений элементов многоугольников и отношений площадей частей многоугольников.
3. Многоугольники
Рассматриваются основные свойства и признаки четырехугольников. Метрические соотношения в четырехугольниках. Разбираются полезные приемы работы с трапецией и параллелограммом. Решаются планиметрические задачи повышенной сложности.
Основная цель – систематизация сведений о четырехугольниках (особое внимание необходимо обратить на характеристические свойства каждого из видов четырехугольников); развитие формально-логического мышления (задачи на доказательство); закрепление навыков использования основных формул о метрических соотношениях в четырехугольниках.
Правильные многоугольники.
4. Углы и отрезки, связанные с окружностью. Многоугольники и окружности.
Вычисление углов с вершиной внутри и вне круга, углы между хордой и касательной. Рассматриваются теоремы о произведении хорд, о касательной и секущей, которые полезно использовать при решении целого ряда планиметрических задач. Рассматриваются задачи на касающиеся, пересекающиеся окружности, окружности, связанные с треугольником и четырехугольником, на пропорциональные отрезки в окружности. Разбирается метод вспомогательной окружности. Рассматриваются вписанные и вневписанные окружности. Также рассматриваются задачи на вписанные и описанные четырехугольники, в которых используются свойства и признаки вписанных и описанных четырехугольников. Отмечаются некоторые свойства высот треугольника и ортоцентра треугольника.
Стереометрия (10+ 36 ч)
5. Многогранники
Понятие многогранника. Призма. Пирамида. Правильные многогранники.
Основная цель –закрепить собучающимися систематические сведения об основных видах многогранников. Познакомить с формулой Эйлера для выпуклых многогранников, с правильными многогранниками и элементами их симметрии.
Многогранник определяется как поверхность, составленная из многоугольников и ограничивающая некоторое геометрическое тело. Уточняется понятие геометрического тела. Наряду с формулой Эйлера в разделе содержится один из вариантов пространственной теоремы Пифагора, связанный с тетраэдром, у которого все плоские углы при одной вершине прямые.
Практическая направленность курса реализуется значительным количеством вычислительных задач, в ходе решения которых развиваются навыки общения с основными геометрическими величинами: длинами, величинами углов, площадей. В целях предупреждения возможных ошибок учащихся следует требовать от них обоснования правильности выбора или построения различных видов углов в пространстве, включая угол прямой с плоскостью, линейный угол двугранного угла. При решении задач на вычисление, в том числе задач, в которых фигурируют не только правильная призма и пирамиды, совершенствуются и развиваются умения учащихся применять аппарат алгебры и тригонометрии к решению геометрических задач.
Учащиеся должны уметь применять изученные в теме формулы для нахождения площадей боковых поверхностей призм и правильной пирамиды при решении геометрических и практических задач.
6. Векторы и метод координат в пространстве.
Угол между векторами. Координаты вектора. Скалярное произведение векторов. Длина вектора в координатах, угол между векторами в координатах. Уравнение плоскости. Преобразования подобия.
7.Тела и поверхности вращения.
Цилиндр и конус. Усеченный конус. Основание, высота, боковая поверхность, образующая, развертка. Осевые сечения и сечения параллельные основанию.
Шар и сфера, их сечения, касательная плоскость к сфере.
8. Объемы тел.
Понятие об объеме тела. Отношение объемов подобных тел.
Формулы объема куба, прямоугольного параллелепипеда, призмы, цилиндра. Формулы объема пирамиды и конуса. Формулы площади поверхностей цилиндра и конуса. Формулы объема шара и площади сферы. Объёмы шарового сегмента, шарового слоя и шарового сектора.
9. Расстояния и углы в пространстве.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения математики на углублённом уровне обучающийся должен знать/понимать:
значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки; историю развития понятия числа, создания математического анализа;
универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности;
роль аксиоматики в математике; возможность построения математических теорий на аксиоматической основе.
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
После рассмотрения полного курса учащиеся должны иметь
следующие результаты обучения:
уметь определять тип задания, знать алгоритм решения;
уметь применять полученные математические знания в решении жизненных задач;
уметь использовать дополнительную математическую литературу с целью углубления материала основного курса, расширения кругозора и формирования мировоззрения, раскрытия прикладных аспектов математики.
В результате освоения содержания программы учащийся получает возможность совершенствовать и расширить круг умений, навыков и способов деятельности:
Познавательная деятельность.
Умение самостоятельно и мотивированно организовать свою познавательную деятельность. Создание идеальных и реальных моделей объектов, процессов.
Информационно-коммуникативная деятельность.
Поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в источниках различного типа. Умение развернуто обосновать суждение, давать определения, приводить доказательства.
Рефлексивная деятельность.
Владение навыками организации и участие в коллективной деятельности: постановка общей цели и определение средств её достижения, конструктивное восприятие иных мнений и идей, учет индивидуальности партнеров по деятельности, объективное определение своего вклада в общий результат.
Перечень учебно-методического обеспечения.
Наборы плакатов по алгебре и геометрии Комплект инструментов классный КИК Математический набор МН-9-01 Набор Геометрические тела Виртуальная школа Кирилла и Мефодия «Уроки геометрии" Компакт диск Живая математика Компакт диск Интерактивная математика Презентации, тесты к урокам. Портал Math.ru: библиотека, медиатека, олимпиады, задачи, научные школы, учительская, история математики Сайты: http://www.math.ruГазета "Математика" издательского дома "Первое сентября" http://school.msu.ruМатериалы по математике в Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов http://school_collection.edu.ru/collection/matematika/Образовательный математический сайт Exponenta.ru http://www.exponenta.ruОбщероссийский математический портал Math_Net.Ru http://www.mathnet.ruПортал Allmath.ru – вся математика в одном месте http://graphfunk.narod.ruЕГЭ по математике: подготовка к тестированию http://zadachi.mccme.ruЗадачник для подготовки к олимпиадам по математике http://tasks.ceemat.ruЗанимательная математика школьникам (олимпиады, игры, конкурсы по математике) http://www.math_on_line.comИнтернет-библиотека физико- математической литературы http://www.shevkin.ruМатематическая гимнастика: задачи разных типов http://www.bajena.com/ru/kids/mathematics/Математические олимпиады и олимпиадные задачи http://www.etudes.ruМатериалы для математических кружков, факультативов, спецкурсов http://www.mathematik.boom.ruМеждународный математический конкурс "Кенгуру" http://www.kenguru.sp.ruМосковская математическая олимпиада школьников |
Список литературы.
Примерная программа основного общего образования по математике 2005г. (сборник нормативных документов. Математика / сост. Э.Д. Днепров, А.Г Аркадьев. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008),
Программы образовательных учреждений. Геометрия 10-11 классы. Составитель Бурмистрова Т.А. М. Просвещение 2009.
Атанасян Л.С. Геометрия для 10-11 классов. Учебное пособие для учащихся 10-11 классов (базовый и профильный уровень).М.:Просвещение, 2007.
С.Г. Кальней, И.Б. Кожухов, А.С. Поспелов. Сборник задач по геометрии для учащихся старших классов общеобразовательных школ. - М.: МИЭТ, 1997 г.
В.В. Прасолов. Задачи по планиметрии. Часть 1 – М. Наука, Физматлит, 1995г.
В.В. Прасолов. Задачи по планиметрии. Часть 2 – М. Наука, Физматлит, 1995г.
Б.Г. Зив. Геометрия: дидактические материалы для 10 класса, - М.: Просвещение, 2007г.
В. И. Рыжик. Геометрия: дидактические материалы для 10 класса с углубленным изучением математики. М.: Просвещение, 2007г.
В. М. Паповский. Углубленное изучение геометрии в 10 классе.- М.: просвещение, 2002г.
В. А. Смирнов. Геометрия. Планиметрия. Пособие для подготовки к ЕГЭ.- М.:МЦНМО, 2009г.
В. А. Смирнов. Геометрия. Стереометрия. Пособие для подготовки к ЕГЭ.- М.:МЦНМО, 2009г.
Б.Г.Зив Геометрия Дидактические материалы, 10класс, Москва, Просвещение, 2013
Тематическое планирование
Количество часов: Всего - 68 часов; в неделю - 2 часа.
Геометрия 7-9», Л.С.Атанасян ,М.Просвещение,2013;
№ | Содержание урока | Кол-во часов | Примечание |
Решение треугольников 18 часов |
1-2 | Основные понятия планиметрии. | 2 | |
3-4 | Прямоугольный треугольник. Медиана прямоугольного треугольника. | 2 | |
5-6 | Теорема о медиане косоугольного треугольника. | 2 | |
7-8 | Удвоение медианы. | 2 | |
9-10 | Теорема о биссектрисе треугольника. | 2 | |
11-12 | Задачи с нахождением биссектрис и высот треугольника. | 2 | |
13-14 | Вспомогательные подобные треугольники. | 2 | |
15-16 | Некоторые свойства высот и точки их пересечения | 2 | |
17-18 | Решение задач ЕГЭ | 2 | |
Площадь треугольника. Отношение отрезков и площадей. 12 часов |
19-20 | Отношение отрезков. | 2 | |
21-22 | Теоремы Менелая и Чевы. | 2 | |
23-24 | Формулы площади треугольника. | 2 | |
25-26 | Задача Эйлера. | 2 | |
27-28 | Отношение площадей. Решение задач. | 2 | |
29-30 | Решение задач ЕГЭ | 2 | |
Многоугольники 10 часов |
31-32 | Параллелограмм. Свойства и признаки параллелограмма. | 2 | |
33-34 | Трапеция. Средняя линия трапеции. Свойства равнобедренной трапеции | 2 | |
35-36 | Площади четырёхугольников | 2 | |
37-38 | Правильные многоугольники | 2 | |
39-40 | Решение задач ЕГЭ | 2 | |
Углы и отрезки, связанные с окружностью. Многоугольники и окружности. 18 часов |
41-42 | Касательная к окружности. | 2 | |
43-44 | Отрезки, связанные с окружностью. | 2 | |
45-46 | Углы, связанные с окружностью. | 2 | |
47-48 | Вписанная и вневписанная окружности. | 2 | |
49-50 | Касающиеся окружности. | 2 | |
51-52 | Пересекающиеся окружности. | 2 | |
53-54 | Вписанные четырехугольники. | 2 | |
55-56 | Описанные четырехугольники. | 2 | |
57-58 | Решение задач ЕГЭ | 2 | |
Многогранники 10 часов |
59-60 | Призма | 2 | |
61-62 | Пирамида | 2 | |
63-64 | Построение сечений многогранников. | 2 | |
65-66 | Метрические задачи на построение сечений. | 2 | |
67-68 | Решение задач ЕГЭ | 2 | |
Итого | | 68 | |
Тематическое планирование
Количество часов: Всего - 68 часов; в неделю - 2 часа.
Геометрия 7-9», Л.С.Атанасян ,М.Просвещение,2013;
№ урока | Содержание материала | Количество часов | Примечание |
| I полугодие. Планиметрия. | 32 | |
1-2 | Решение треугольников. | 2 | |
3-4 | Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. | 2 | |
5-6 | Прямоугольные треугольники. | 2 | |
7-10 | Многоугольники: параллелограмм, трапеция, ромб, правильный шестиугольник. | 4 | |
11-14 | Пропорциональные отрезки в треугольнике. | 4 | |
15-18 | Отношение отрезков и площадей. | 4 | |
19-20 | Окружность и треугольник. | 2 | |
21-22 | Окружность и трапеция. | 2 | |
23-26 | Векторы и метод координат. | 4 | |
27-32 | Многовариантные задачи по планиметрии. | 6 | |
| II полугодие. Стереометрия. | 36 | |
| Объёмы и площади поверхностей. | 14 | |
33-34 | Объём и площадь поверхности прямоугольного параллелепипеда и призмы. | 2 | |
35-36 | Объём и площадь поверхности цилиндра. | 2 | |
37-38 | Объём и площадь поверхности пирамиды и конуса. | 2 | |
39-40 | Объём и площадь поверхности шара и его частей. | 2 | |
41-44 | Вписанные и описанные многогранники. | 4 | |
45-46 | Комбинации тел вращения. | 2 | |
| Решение задач «Расстояния и углы в пространстве». | 22 | |
47-48 | Поэтапно-вычислительный метод. | 2 | |
49-52 | Координатный и векторный методы. | 6 | |
53-54 | Метод объёмов. | 2 | |
55-60 | Метод ключевых задач. | 6 | |
61-66 | Решение задач из ЕГЭ. | 4 | |
67-68 | Резерв. | 2 | |