СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа курса внеурочной деятельности по геометрии 10-11 «Решение задач повышенной сложности" 2 часа в неделю,68 ч в год

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа курса внеурочной деятельности по геометрии 10-11 «Решение задач повышенной сложности" 2 часа в неделю,68 ч в год

 

Просмотр содержимого документа
«Программа курса внеурочной деятельности по геометрии 10-11 «Решение задач повышенной сложности" 2 часа в неделю,68 ч в год»





















Рабочая программа

спецкурса

Решение задач повышенной сложности по геометрии

в 10Б и 11Б классе, по 2 часа в неделю






























  1. Пояснительная записка


Рабочая программа по математике составлена в соответствии с:

  • федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего образования по математике,

  • программой по геометрии (профильный уровень) “Программы общеобразовательных школ: Геометрия. 10-11 кл.” / Сост. Т.А.Бурмистрова. М «Просвещение» 2010г.

  • Учебным планом МБОУ «СШ №29»


Программа соответствует учебникам

Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б. и др. Геометрия 10-11. М.: Просвещение, 2014.


В соответствие с учебным планом МБОУ «СШ № 29» на спецкурс по геометрии на углубленном уровне в 10 и 11 классе отводится по 2 часа в неделю.

Спецкурс «Решение задач повышенной сложности по геометрии» включает в себя задачи по планиметрии и стереометрии. Тематическое планирование составлено на 136 уроков.

В углублённом курсе содержание образования, представленное в основной школе, развивается в следующих направлениях:


• расширение системы сведений о свойствах плоских фигур, систематическое изучение свойств пространственных тел, развитие представлений о геометрических измерениях;

• совершенствование математического развития до уровня, позволяющего свободно применять изученные факты и методы при решении задач из различных разделов курса, а также использовать их в нестандартных ситуациях;

• формирование способности строить и исследовать простейшие математические модели при решении прикладных задач, задач из смежных дисциплин, углубление знаний об особенностях применения математических методов к исследованию процессов и явлений в природе и обществе.

Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на углублённом уровне, что соответствует Образовательной программе школы.

Включение в программу углубленного изучения математики разделов, дополняющих программу для массовой школы, ставит цель способствовать достижению обучающимися высокого уровня математической подготовки и призвано служить основой профессиональной ориентации выпускников. Результатом изучения дополнительных разделов должно стать не просто знание обучающимися соответствующих терминов и формулировок, а умение применять изученные теоремы и методы, самостоятельно решать задачи. Именно в ходе решения задач развиваются интересы и склонности к математике.

Курс характеризуется рациональным сочетанием логиче­ской строгости и геометрической наглядности. Увеличивается теоретическая значимость изучаемого материала, расширя­ются внутренние логические связи курса, повышается роль дедукции, степень абстрактности изучаемого материала. Уча­щиеся овладевают приемами аналитико-синтетической дея­тельности при доказательстве теорем и решении задач. Систе­матическое изложение курса позволяет начать работу по формированию представлений обучающихся о строении мате­матической теории, обеспечивает развитие логического мыш­ления школьников. Изложение материала характеризуется постоянным обращением к наглядности, использованием ри­сунков и чертежей на всех этапах обучения и развитием гео­метрической интуиции на этой основе. Целенаправленное об­ращение к примерам из практики развивает умения учащихся вычленять геометрические факты, формы, и отношения.

 


Цели изучения математики:

  • овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;

  • интеллектуальное развитие, формирование умений точно, грамотно, аргументировано излагать мысли как в устной, так и в письменной форме, овладение методами поиска, систематизации, анализа, классификации информации из различных источников (включая учебную, справочную литературу, современные информационные технологии);

  • формирование представлений об идеях и методах математики как средства моделирования явлений и процессов;

  • воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса.



Цель данного спецкурса: расширение и углубление базовых знаний обучающихся по математике, подготовка к ЕГЭ, продолжению образования, повышение уровня математической культуры обучающихся.

Изучение методов решения типовых задач можно провести в форме обзорных лекций с разбором ключевых задач. Курс состоит из пяти тем. Изучаемый материал примыкает к основному курсу, дополняя его историческими сведениями,  сведениями  важными в общеобразовательном или прикладном отношении, материалами занимательного характера при минимальном расширении теоретического материала. Прежде, чем приступать к решению трудных задач, надо рассмотреть решение более простых, входящих как составная часть в решение сложных. В процесс изучения каждой темы включено решение заданий из ЕГЭ.

   В ходе изучения материала данного курса целесообразно сосредоточиться на такой форме организации учебной работы, как практикумы по решению задач, частично-поисковая деятельность. Необходимо использовать элементы исследовательской деятельности.

  1. Содержание учебного курса


Планиметрия (58+ 32ч)

1. Решение треугольников

Основные понятия, связанные с треугольником. Признаки равенства треугольников. Медиана, биссектриса и высота треугольника. Параллельные прямые. Признаки подобия треугольников. Соотношения между сторонами и углами треугольника - вычисление элементов треугольника. Прямоугольный треугольник, нахождение его элементов. Рассматриваются задачи на нахождение медианы треугольника, с использованием приема удвоения медианы. Также рассматриваются различные способы нахождения высот и биссектрис треугольника.

Основная цель – систематизация и обобщение ранее полученных в разных классах сведений о треугольнике; закрепление навыков и умений доказывать равенство и подобие треугольников, опираясь на признаки; формирование аппарата «решения» треугольников; обзор методов решения задач с использованием метрических соотношений в треугольнике; развитие пространственного мышления (через решение задач на построение).

2. Площадь треугольника. Отношение отрезков и площадей.

Доказываются полезные при решении задач теоремы Чевы и Менелая, решаются задачи с использованием этих теорем. Формулы нахождения площади фигур. Задачи на доказательство.

Основная цель – систематизация сведений о нахождении площадей треугольников и его частей; закрепление навыков нахождения отношений элементов многоугольников и отношений площадей частей многоугольников.

3. Многоугольники

Рассматриваются основные свойства и признаки четырехугольников. Метрические соотношения в четырехугольниках. Разбираются полезные приемы работы с трапецией и параллелограммом. Решаются планиметрические задачи повышенной сложности.

Основная цель – систематизация сведений о четырехугольниках (особое внимание необходимо обратить на характеристические свойства каждого из видов четырехугольников); развитие формально-логического мышления (задачи на доказательство); закрепление навыков использования основных формул о метрических соотношениях в четырехугольниках.

Правильные многоугольники.

4. Углы и отрезки, связанные с окружностью. Многоугольники и окружности.

Вычисление углов с вершиной внутри и вне круга, углы между хордой и касательной. Рассматриваются теоремы о произведении хорд, о касательной и секущей, которые полезно использовать при решении целого ряда планиметрических задач. Рассматриваются задачи на касающиеся, пересекающиеся окружности, окружности, связанные с треугольником и четырехугольником, на пропорциональные отрезки в окружности. Разбирается метод вспомогательной окружности. Рассматриваются вписанные и вневписанные окружности. Также рассматриваются задачи на вписанные и описанные четырехугольники, в которых используются свойства и признаки вписанных и описанных четырехугольников. Отмечаются некоторые свойства высот треугольника и ортоцентра треугольника.

Стереометрия (10+ 36 ч)

5. Многогранники


Понятие многогранника. Призма. Пирамида. Правильные многогранники.

Основная цель –закрепить собучающимися систематические сведения об основных видах многогранников. Познакомить с формулой Эйлера для выпуклых многогранников, с правильными многогранниками и элементами их симметрии.

Многогранник определяется как поверхность, составленная из многоугольников и ограничивающая некоторое геометрическое тело. Уточняется понятие геометрического тела. Наряду с формулой Эйлера в разделе содержится один из вариантов пространственной теоремы Пифагора, связанный с тетраэдром, у которого все плоские углы при одной вершине прямые.

Практическая направленность курса реализуется значительным количеством вычислительных задач, в ходе решения которых развиваются навыки общения с основными геометрическими величинами: длинами, величинами углов, площадей. В целях предупреждения возможных ошибок учащихся следует требовать от них обоснования правильности выбора или построения различных видов углов в пространстве, включая угол прямой с плоскостью, линейный угол двугранного угла. При решении задач на вычисление, в том числе задач, в которых фигурируют не только правильная призма и пирамиды, совершенствуются и развиваются умения учащихся применять аппарат алгебры и тригонометрии к решению геометрических задач.

Учащиеся должны уметь применять изученные в теме формулы для нахождения площадей боковых поверхностей призм и правильной пирамиды при решении геометрических и практических задач.

6. Векторы и метод координат в пространстве.

Угол между векторами. Координаты вектора. Скалярное произведение векторов. Длина вектора в координатах, угол между векторами в координатах. Уравнение плоскости. Преобразования подобия.


7.Тела и поверхности вращения.

Цилиндр и конус. Усеченный конус. Основание, высота, боковая поверхность, образующая, развертка. Осевые сечения и сечения параллельные основанию.

Шар и сфера, их сечения, касательная плоскость к сфере.


8. Объемы тел.

Понятие об объеме тела. Отношение объемов подобных тел.

Формулы объема куба, прямоугольного параллелепипеда, призмы, цилиндра. Формулы объема пирамиды и конуса. Формулы площади поверхностей цилиндра и конуса. Формулы объема шара и площади сферы. Объёмы шарового сегмента, шарового слоя и шарового сектора.


9. Расстояния и углы в пространстве.





  1. Требования к уровню подготовки обучающихся


В результате изучения математики на углублённом уровне обучающийся должен знать/понимать:

  • значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;

  • значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки; историю развития понятия числа, создания математического анализа;

  • универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности;

  • роль аксиоматики в математике; возможность построения математических теорий на аксиоматической основе.

  • использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

После рассмотрения полного курса учащиеся должны иметь

следующие результаты обучения:

  • уметь определять тип задания, знать алгоритм решения;

  • уметь применять полученные математические знания в решении жизненных задач;

  • уметь использовать дополнительную математическую литературу с целью углубления материала основного курса, расширения кругозора и формирования мировоззрения, раскрытия прикладных аспектов математики.

В результате освоения  содержания программы учащийся получает возможность совершенствовать и расширить круг умений, навыков и способов деятельности:

  1. Познавательная деятельность.

Умение самостоятельно и мотивированно организовать свою познавательную деятельность. Создание идеальных и реальных моделей объектов, процессов.

  1. Информационно-коммуникативная деятельность.

Поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в источниках различного типа. Умение развернуто обосновать суждение, давать определения, приводить доказательства.

  1. Рефлексивная деятельность.

Владение навыками организации и участие в коллективной деятельности: постановка общей цели и определение средств её достижения, конструктивное восприятие иных мнений и идей, учет индивидуальности партнеров по деятельности, объективное определение своего вклада в общий результат.

  1. Перечень учебно-методического обеспечения.


  1. Наборы плакатов по алгебре и геометрии

  2. Комплект инструментов классный КИК

  3. Математический набор МН-9-01

  4. Набор Геометрические тела

  5. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия «Уроки геометрии"

  6. Компакт диск Живая математика

  7. Компакт диск Интерактивная математика

  8. Презентации, тесты к урокам.

  9. Портал Math.ru: библиотека, медиатека, олимпиады, задачи, научные школы, учительская, история математики

  10. Сайты:

  • http://www.math.ruГазета "Математика" издательского дома "Первое сентября"

  • http://school.msu.ruМатериалы по математике в Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов

  • http://school_collection.edu.ru/collection/matematika/Образовательный математический сайт Exponenta.ru

  • http://www.exponenta.ruОбщероссийский математический портал Math_Net.Ru

  • http://www.mathnet.ruПортал Allmath.ru – вся математика в одном месте

  • http://graphfunk.narod.ruЕГЭ по математике: подготовка к тестированию

  • http://zadachi.mccme.ruЗадачник для подготовки к олимпиадам по математике

  • http://tasks.ceemat.ruЗанимательная математика школьникам (олимпиады, игры, конкурсы по математике)

  • http://www.math_on_line.comИнтернет-библиотека физико- математической литературы

  • http://www.shevkin.ruМатематическая гимнастика: задачи разных типов

  • http://www.bajena.com/ru/kids/mathematics/Математические олимпиады и олимпиадные задачи

  • http://www.etudes.ruМатериалы для математических кружков, факультативов, спецкурсов

  • http://www.mathematik.boom.ruМеждународный математический конкурс "Кенгуру"

  • http://www.kenguru.sp.ruМосковская математическая олимпиада школьников

  1. Список литературы.

  1. Примерная программа основного общего образования по математике 2005г. (сборник нормативных документов. Математика / сост. Э.Д. Днепров, А.Г Аркадьев. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008),

  2. Программы образовательных учреждений. Геометрия 10-11 классы. Составитель Бурмистрова Т.А. М. Просвещение 2009.

  3. Атанасян Л.С. Геометрия для 10-11 классов. Учебное пособие для учащихся 10-11 классов (базовый и профильный уровень).М.:Просвещение, 2007.

  4. С.Г. Кальней, И.Б. Кожухов, А.С. Поспелов. Сборник задач по геометрии для учащихся старших классов общеобразовательных школ. - М.: МИЭТ, 1997 г.

  5. В.В. Прасолов. Задачи по планиметрии. Часть 1 – М. Наука, Физматлит, 1995г.

  6. В.В. Прасолов. Задачи по планиметрии. Часть 2 – М. Наука, Физматлит, 1995г.

  7. Б.Г. Зив. Геометрия: дидактические материалы для 10 класса, - М.: Просвещение, 2007г.

  8. В. И. Рыжик. Геометрия: дидактические материалы для 10 класса с углубленным изучением математики. М.: Просвещение, 2007г.

  9. В. М. Паповский. Углубленное изучение геометрии в 10 классе.- М.: просвещение, 2002г.

  10. В. А. Смирнов. Геометрия. Планиметрия. Пособие для подготовки к ЕГЭ.- М.:МЦНМО, 2009г.

  11. В. А. Смирнов. Геометрия. Стереометрия. Пособие для подготовки к ЕГЭ.- М.:МЦНМО, 2009г.

  12. Б.Г.Зив Геометрия Дидактические материалы, 10класс, Москва, Просвещение, 2013

















































  1. Тематическое планирование


Количество часов: Всего - 68 часов; в неделю - 2 часа.

Геометрия 7-9», Л.С.Атанасян ,М.Просвещение,2013;


Содержание урока

Кол-во часов

Примечание

Решение треугольников 18 часов

1-2

Основные понятия планиметрии.

2


3-4

Прямоугольный треугольник. Медиана прямоугольного треугольника.

2


5-6

Теорема о медиане косоугольного треугольника.

2


7-8

Удвоение медианы.

2


9-10

Теорема о биссектрисе треугольника.

2


11-12

Задачи с нахождением биссектрис и высот треугольника.

2


13-14

Вспомогательные подобные треугольники.

2


15-16

Некоторые свойства высот и точки их пересечения

2


17-18

Решение задач ЕГЭ

2


Площадь треугольника. Отношение отрезков и площадей. 12 часов

19-20

Отношение отрезков.

2


21-22

Теоремы Менелая и Чевы.

2


23-24

Формулы площади треугольника.

2


25-26

Задача Эйлера.

2


27-28

Отношение площадей. Решение задач.

2


29-30

Решение задач ЕГЭ

2


Многоугольники 10 часов

31-32

Параллелограмм. Свойства и признаки параллелограмма.

2


33-34

Трапеция. Средняя линия трапеции. Свойства равнобедренной трапеции

2


35-36

Площади четырёхугольников

2


37-38

Правильные многоугольники

2


39-40

Решение задач ЕГЭ

2


Углы и отрезки, связанные с окружностью. Многоугольники и окружности. 18 часов

41-42

Касательная к окружности.

2


43-44

Отрезки, связанные с окружностью.

2


45-46

Углы, связанные с окружностью.

2


47-48

Вписанная и вневписанная окружности.

2


49-50

Касающиеся окружности.

2


51-52

Пересекающиеся окружности.

2


53-54

Вписанные четырехугольники.

2


55-56

Описанные четырехугольники.

2


57-58

Решение задач ЕГЭ

2


Многогранники 10 часов

59-60

Призма

2


61-62

Пирамида

2


63-64

Построение сечений многогранников.

2


65-66

Метрические задачи на построение сечений.

2


67-68

Решение задач ЕГЭ

2


Итого


68



Тематическое планирование


Количество часов: Всего - 68 часов; в неделю - 2 часа.

Геометрия 7-9», Л.С.Атанасян ,М.Просвещение,2013;


урока

Содержание материала

Количество часов

Примечание


I полугодие. Планиметрия.

32


1-2

Решение треугольников.

2


3-4

Медианы, биссектрисы и высоты треугольника.

2


5-6

Прямоугольные треугольники.

2


7-10

Многоугольники: параллелограмм, трапеция, ромб, правильный шестиугольник.

4


11-14

Пропорциональные отрезки в треугольнике.

4


15-18

Отношение отрезков и площадей.

4


19-20

Окружность и треугольник.

2


21-22

Окружность и трапеция.

2


23-26

Векторы и метод координат.

4


27-32

Многовариантные задачи по планиметрии.

6



II полугодие. Стереометрия.

36



Объёмы и площади поверхностей.

14


33-34

Объём и площадь поверхности прямоугольного параллелепипеда и призмы.

2


35-36

Объём и площадь поверхности цилиндра.

2


37-38

Объём и площадь поверхности пирамиды и конуса.

2


39-40

Объём и площадь поверхности шара и его частей.

2


41-44

Вписанные и описанные многогранники.

4


45-46

Комбинации тел вращения.

2



Решение задач «Расстояния и углы в пространстве».

22


47-48

Поэтапно-вычислительный метод.

2


49-52

Координатный и векторный методы.

6


53-54

Метод объёмов.

2


55-60

Метод ключевых задач.

6


61-66

Решение задач из ЕГЭ.

4


67-68

Резерв.

2