СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа курса внеурочной деятельности по изобразительному искусству "Волшебная кисточка"

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа  «Волшебная кисточка» относится к художественной направленности. Программа создает условия, обеспечивающие развитие творческих способностей обучающихся с учетом их возрастных особенностей, их возможностей и мотиваций.  

Просмотр содержимого документа
«Программа курса внеурочной деятельности по изобразительному искусству "Волшебная кисточка"»

Администрация Венгеровского района Новосибирской области

муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

Дом детского творчества Венгеровского района



Рассмотрена и принята

на заседании педагогического совета ДДТ


«УТВЕРЖДАЮ»

директор Дома детского творчества

Протокол №1от 09.09.2022


А.Р.Вайн






ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА



художественной направленности

кружка

«Волшебная кисточка»










Программа рассчитана на детей и подростков в возрасте 7-15 лет

Срок реализации программы – 2 года.

Автор программы – Побережнюк Татьяна Геннадьевна

педагог дополнительного образования







с. Венгерово,

2022 г.




Внутренняя экспертиза проведена.

Программа рекомендована к рассмотрению на педагогическом (методическом) совете учреждения.


Методист


/ Федькина Наталья Алексеевна


« » 2022 г.



Содержание


I. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности кружка «Волшебная кисточка»

1.1. Пояснительная записка

1.1.1. Направленность, общая характеристика….............................................. 4

1.1.2. Актуальность программы ……………………………………………….4

1.1.3. Отличительные особенности и новизна программы ……………………5

1.1.4. Адресат программы………………………………………………………..5

1.1.5. Объём программы …………………………………… …………………..5

1.1.6. Формы обучения ……..…….……………………………………………...5

1.1.7. Особенности организации образовательного процесса…………………5

1.1.8. Режим занятий…………………………………………………………….. 5

1.2. Цель и задачи программы

1.3. Содержание программы

1.3.1. Учебный план ……………………………………………………………..6

1.3.2. Содержание разделов и тем ……. ……………………………………… 10

1.4. Планируемые результаты обучения……………………………….….. 18

II. Комплекс организационно-педагогических условий

      1. Календарный учебный график ……………………………………...….. 21

      2. Условия реализации программы………………………………………..21

      3. Материально-техническое обеспечение .................................................. 21

      4. Информационное обеспечение …………………………………………. 22

      5. Кадровое обеспечение …………………………………………………..22

      6. Формы аттестации …………………………….……………………….... 26

      7. Оценочные материалы ………………………………………………….. 24

2.2. Методические материалы

2.2.1. Методы обучения ……………………………………………. …………..

2.2.2. Формы организации учебного занятия ………………………...……….

2.2.3. Педагогические технологии …………………………………………….

2.2.4. Алгоритм учебного занятия …………………………………………..…

2.2.5. Дидактические материалы …………………………………………...….

2.3. Рабочая программа воспитания

2.3.1. Рабочая программа воспитания…………………………………………...25

2.3.2. Календарный план воспитательной работы……………………………..28

2.4. Список литературы

2.4.1. Нормативные документы …………………………………………..……28

2.4.2. Литература, использованная при составлении программы …………... 29

2.4.3. Литература и источники информации для обучающихся и родителей.30

2.5. Приложения ………………………………………………………………32

Приложение 1.  ………………………………………………………………….32

Приложение 2.  ………………………………………………………………….36












1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы

1.1. Пояснительная записка

1.1.1. Направленность, нормативно-правовое обеспечение программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебная кисточка» относится к художественной направленности. Программа создает условия, обеспечивающие развитие творческих способностей обучающихся с учетом их возрастных особенностей, их возможностей и мотиваций.  

Программа кружка «Волшебная кисточка» включает детей в комплексную систему воспитания и обучения на основе общепринятых правил изобразительной грамоты. При реализации программы ребята получают возможность освоить и применить на практике интересные и своеобразные приемы и техники рисования акварелью, гуашью, темперой, тушью, сангиной, пастелью, восковыми мелками, простыми и акварельными карандашами, а также освоить разнообразные техники декоративно- прикладного искусства. Ребята сумеют проявить свои творческие способности, а так же участвовать в оформительской деятельности.


1.1.2. Актуальность программы

Формирование личности может быть эффективным лишь в том случае, если в этом процессе будет актуализирован творческий потенциал человека в различных видах деятельности. Большие возможности в развитии творчества заключает в себе изобразительная деятельность. Программа является одной из составляющих работы по интеллектуально-художественному развитию личности ребенка.

Обращение к высшим достижениям творцов прошлого и настоящего дает нравственное, духовно-осознанное основание, на котором может формироваться по-настоящему всесторонне развитая личность. Занятия творчеством становятся особой средой, в которой учащийся социализируется, как личность. Обучение ведется на основе наблюдения и изучения окружающей действительности. Стремление к отражению реальности служит источником самостоятельных творческих поисков.



1.1.3 Отличительные особенности и новизна программы

Программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по изобразительному искусству.

Предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение обучающихся к активной познавательной и творческой работе. Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у школьников развиваются творческие начала.

Новизна программы заключается в том, что разнообразные техники апробируются через изучение и понимание их выразительных средств. Изучение накопленного духовного опыта, нравственных ценностей художественных направлений, воспитывает и обучает конструктивно мыслящую личность, уважающую взгляды и позиции других.




1.1.4. Адресат программы

Программа предназначена для детей от 7 до 16 лет. Принимаются все желающие.

При поступлении учащиеся проходят собеседование, направленное на выявление их индивидуальности и готовности к освоению Программы. По его результатам учащимся подбираются задания разного уровня сложности для обеспечения успешности каждого ребенка.

Данная Программа построена таким образом, чтобы дети могли заниматься в коллективе, получая новые знания, приобретая умения, соответствующие их возрастным возможностям.




1.1.5. Объем программы

Срок реализации программы – 2 года.(144ч.)

Объем часов в 1 год обучения – 72 ч.

Объем часов во 2 год обучения – 72 ч.


1.1.6. Форма обучения


Форма обучения – очная.


1.1.7. Особенности организации образовательного процесса


Каждое занятие начинается с просмотра и обсуждения наглядного материала: рисунки, репродукции картин, портреты художников, презентации. На занятиях используются игровые ситуации, знакомство с новыми материалами, художниками в различных изобразительных и познавательных формах.


1.1.8. Режим занятий


Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу в каждой учебной группе.

1.2. Цель и задачи программы.

    1. Цель: Создать условия для успешного освоения начал академического рисования (живопись, рисунок, композиция); познакомить обучающихся с наукой «цветоведения»; приобщить к общечеловеческим ценностям средствами изобразительного искусства; развить эстетический вкуса и осмысление мира изобразительного искусства посредством включения обучающихся 7-16 лет в процесс обучения и активного участия в проектной, выставочной и конкурсной деятельности.



  • Задачи программы:

Образовательные: Обучить правильному использованию цветовых кругов в области живописи и композиции, расширить знания о различных техниках изображения в разных жанрах изобразительного искусства с целью дальнейшего применения полученных знаний и умений в самостоятельной работе и использования художественных средств и языка изобразительного искусства. Научить определять позитивное и негативное в явлениях окружающего мира, в частности в станковом искусстве.

Метапредметные: Научить воспринимать и понимать учебные задачи, сформулированные педагогом. Научить планировать свои действия на отдельных этапах урока (целеполагание, проблемная ситуация, работа с информацией, инструментами и художественными материалами). Научить осуществлять контроль и оценку своих работ самостоятельно и вместе с педагогом. Способствовать проявлению у ребенка индивидуальных творческих способностей при выполнении практических заданий. Развить у учащихся эстетический вкус средствами изобразительного искусства, развить чувство гармонии, лаконизма, равновесия.

Личностные: Сформировать у обучающихся целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития искусства, учитывающего социальное и духовное разнообразие современного мира. Воспитать человека деятельного, творческого, умеющего ценить и воспринимать прекрасное, отличать прекрасное от безобразного, умеющего применять полученные качества в творческой работе, получать положительные эмоции от общения с искусством. Воспитать у обучающихся трудолюбие, чуткость, дисциплинированность, аккуратность, усидчивость. Мотивировать обучающихся на результат.

1.3. Содержание программы


1.3.1. Учебно-тематический план. 1 год обучения

Тема занятия

Материалы и

инструменты

Кол. Час. Теор./ Практ.

1.

Цветовые круги Гете, Освальда, Шугаева

Акварель, циркуль, линейка, карандаш, кисть № 3 (белка)

1

2

2

Цветовые гармонии. Насыщенные и

ненасыщенные цвета, геометрические и абстрактные композиции .

Акварель, кисть № 3, 5 (белка), карандаш

1

1

3

Насыщенные и ненасыщенные цвета в пейзаже. Времена года.

Акварель, кисть № 3, 5, карандаш

1

2

4

Плановость. Воздушная перспектива в пейзаже. Техника «по-мокрому»

Акварель, кисть № 3,5 (белка), карандаш.

1

2

5

Многоплановый пейзаж.

Акварель, кисть № 3,5, 8 (белка) , карандаш.

1

2

6

Линейная перспектива. Рисование коробочек с натуры.

Карандаш, ластик

1

1

7

Линейная перспектива с 1-й точкой схода.

Рисование архитектурных объектов.

Карандаш, ластик, линейка

1

2

8

Линейная перспектива с 2-мя точками схода. Рисование архитектурных объектов

Карандаш, ластик, линейка

1

2

9

Конструктивный рисунок. Натюрморт из 3- х предметов с натуры.

Карандаш, ластик.

1

2

10

Натюрморт из 3-х предметов с натуры.

Техника – цветной карандаш

Цветные карандаши, ластик

1

2

11

Рисование посуды круглой формы с

прокладкой теней.

Карандаш, ластик

1

2

12

Живописный этюд натюрморта с натуры,

Техника «ала-прима»

Акварель, кисти № 3, 5, 8 (белка)

1

2

13

Формообразование в живописи. Натюрморт

с бытовыми предметами с натуры. Понятие тени, света, рефлекса, блика.

Акварель, кисти № 3, 5, 8 (белка), карандаш

1

2

14

Зарисовка природных объектов с натуры (цветы). Техника – цветной карандаш.

Цветные карандаши, ластик.

1

2

15

Портрет. Пропорции головы человека. Перспектива. Конструктивный рисунок.

Карандаш, ластик

1

2

16

Зарисовки частей головы человека с натуры.

Ухо, глаз, рот, нос.

Карандаш, ластик

1

1

17

Живописный портрет с натуры.

Освещенность в портрете.

Акварель, кисти № 3, 5 (белка), карандаш, ластик.

1

2

18

Техника «пуантилизм» в пейзаже

Гуашь, кисть № 3 (белка), карандаш

1

2

19

Музыкальные ассоциации в картине.

Акварель, гуашь, кисти № 3,5 (белка), музыкальные фрагменты

1

2

20

Литература, музыка, изображение. Волны, море.

Черная гуашь, белила, тонированная бумага, кисти

круглые, щетина, зуб. щетка, перо, губка

1

2

21

Поэзия, изображение, иллюстрирование

поэтического образа.

Тонированная бумага, черная

гуашь, белила , различные инструменты для рисования

1

2

22

Архитектура и образ. Графика.

Тушь, перо, белила, черная

гуашь, кисти, губка, щетина

1

2

23

Композиции с использованием

колористических кусочков бумаги.

Журналы, ножницы, клей пва

1

2


Натюрморт в интерьере.




24

Изготовление открыток.

Журналы, ножницы, клей пва.

1

1

25

Зарисовки на природе. Рисование природных объектов с натуры в различных

техниках (мокрый соус, карандаш, уголь, акварель)

Гуаш, уголь, карандаш, акварель, кисти № 3, 5 (белка)

1

1

26

Пленэрные зарисовки. Пейзаж с натуры.

Гуашь, уголь, акварель,

кисти № 3, 5, 8, 10, карандаш.

1

1




26

46



ВСЕГО

72



      1. 2 год обучения.

Тема занятия

Материалы и

инструменты

Кол. Час. Теор./ Практ.

1

Техника «Монотипия». Упражнения

«Линия и пятно»

Гуашь, акварель, белила, тушь,

кисти № 3-5, щетина №5, кафельная плитка, формат №11

1

2

2

Монотипия «Времена года»

Гуашь, акварель, кисть белка № 3-5,

Кафельная плитка, формат № 11,

календарь с репродукциями

1

2

3

Техника «Граттаж», энкаустика.

Упражнения

Черная гуашь, мыло, воск, перо, тушь, мел, ластик, формат №12

1

2

4

Силуэт. Наброски с натуры против света

Тушь, гуашь, уголь, кисти белка

№ 3-5, карандаш, ластик, формат

№ 12

1

2

5

Стилизация форм. Силуэтная композиция в графике.

Тушь, гуашь, кисти № 3-5, карандаш, ластик, изделия

Городца, Гжели, Хохломы

1

2

6

Натюрморт, стоящий против света

Акварель, гуашь, кисти белка № 3-8,карандаш, ластик,, формат №

12,, предметы быта

1

2

7

Техника «ала-прима». Упражнения. Рисуем

букет цветов в холодной и теплой гамме.

Акварель, кисти белка № 3-8, карандаш, ластик, формат № 11,

календари

1

2

8

Натюрморт в технике «ала-прима»

Акварель, кисти № 3-8, карандаш, ластик, формат А-3,

предметы быта.

1

2

9

Графика. Упражнения на линию и пятно.

Фломастер, гелевая ручка, угольный, графитный карандаши,, тушь, перо, кисти белка № 3-5, щетина № 3-5,

формат № 11

1

2

10

Фактура. Текстура. Упражнения

Тушь, гуашь, бельла,, кисть белка

№ 3-5,, щетина № 3-5, формат №

11

1

2

11

Декоративные композиции с применением фактуры, текстуры, силуэта.

Цветная бумага разной фактуры, картон разного цвета, гуашь,

белила, кисть № 5, карандаш , ластик, ножницы, формат № 11

1

2

12

Интерьер. Беседа. Интерьер с одной точкой

схода. Интерьер с двумя точками схода

Карандаш, ластик, формат № 11, линейка

1

2

13

Интерьер с одной точкой схода. Кухня, спальня, столовая, детская комната,

коридор

Карандаш, ластик, формат № 11, линейка

1

2

14

Макетирование. Конструкции

геометрических тел. Развертки

Карандаш, ластик, формат № 11, линейка, циркуль

1

2

15

Интерьер комнаты. Макет

Карандаш, ластик, формат № 11, линейка, циркуль, клей ПВА

1

2

16

Архитектура. Зарисовки архитектурных объектов разных стилей.

Карандаш, ластик, формат № 11, линейка

1

2

17

Макетирование. Архитектурные композиции разных стилей и эпох

Карандаш, ластик, формат № 11, линейка, циркуль, клей ПВА

1

2

18

Садово-парковая архитектура. Зарисовки

Карандаш, ластик, формат № 11, линейка

1

2



19

Сюжетная композиция «Мы в парке», «На

прогулке», «Уединенная беседка»

Акварель, гуашь, простой карандаш, ластик, формат А-3.

Тушь, перо

1

2

20

Стиль. Костюм. Конструкция, декор.

Беседа. Зарисовки

Карандаш, фломастер, журналы м мод.. Гелевая ручка, формат № 11

1

2

21

Фантазийный костюм с применением фактуры.

Кусочки фактурных поверхностей, цветная бумага, гуашь, гелевая ручка,

фломастеры, кисти № 3-5, формат № 11

1

2

22

«Народный костюм», «Современный костюм», «Исторический костюм»

Кусочки фактурных поверхностей, цветная бумага, гуашь, гелевая ручка,

фломастеры, кисти № 3-5, формат № 11

1

2

23

Макетирование в рельефе. «Костюм эпохи Возрождения», «Костюм Греко-римской эпохи», «Костюм барокко и рококо»

Книги со сказками Ш. Перро, Братьев Грим, Андерсена,

легенды и мифы Древней Греции. Бумага разной фактуры, ткани, кружево, мех, картон, клей пва,

ножницы

1

2

24

«Человек и среда». Композиции в объеме.

Макет

Ножницы. Картон, ПВА, линейка, циркуль, бумага

разнофактурная,

1

2




24

48

ВСЕГО: 72 часа

1.3.2. Содержание разделов и тем.

1-й год обучения



  1. Цветовые круги Гете, Освальда, Шугаева

Теория: Теория цветоведения. Методика получения дополнительных цветов, умение различать и называть цвета. 12- цветный, 16 -цветный и 24- цветный круги.

Практика: Получить по рассказанной методике из основных дополнительные цвета в 12 цветном, 16 цветном и 24 цветном кругах вместе с преподавателем, запомнить их названия в секторах.

  1. Цветовые гармонии. Насыщенные и ненасыщенные цвета, геометрические и абстрактные композиции.

Теория: беседа о цветовых гармониях и способах их получения с помощью равнобедренного треугольника, квадрата и др. Понятия насыщенных и ненасыщенных цветов, разбеленных и замутненных цветов.

Практика: Получить на практике цветовые гармонии ди-хром, три-хром и четыре- хром. Составить абстрактные и геометрические композиции, пользуясь полученными гармониями.

  1. Насыщенные и ненасыщенные цвета в пейзаже. Времена года.

Теория: Рассмотреть видеоряд с картинами художников – передвижников с изображением пейзажей по временам года (Саврасов, Васильев, Левитан, Поленов и др.) Проанализировать цветовое содержание картин в зависимости от времени года и определить колорит картин.

Практика: Создать собственный видеоряд по временам года, изобразив один и тот же пейзаж зимой, весной, летом и осенью. Применить насыщенные и ненасыщенные краски.

  1. Плановость. Воздушная перспектива в пейзаже. Техника рисования «по- мокрому» листу бумаги.

Теория: Знакомство с техникой рисования по мокрой бумаге. Понятие воздушной перспективы и средств ее достижения в пейзаже.

Практика: Рисование пейзажей на состояние в природе: «Туман», «После дождя»,

«Рассвет», «Закат». Применить знания о насыщенных и ненасыщенных красках.

  1. Многоплановый пейзаж.

Теория: Понятие о планах в пейзаже и средствах изображения на первом и дальнем плане.

Практика: Рисование многопланового пейзажа – панорамы.

  1. Линейная перспектива. Рисование коробочек с натуры.



Теория: Понятие о линейной перспективе

Практика: Навыки рисования коробочек в различных ракурсах.

  1. Линейная перспектива с 1-й точкой схода. Рисование архитектурных объектов.

Теория: Понятие о перспективе с одной точкой схода.

Практика: Рисование дома, беседки, храма с одной точкой схода. Рисование улицы с многоэтажными домами. Карандаш.

  1. Линейная перспектива с 2-мя точками схода. Рисование архитектурных объектов.

Теория: Понятие о перспективе с 2-мя точками схода.

Практика: Рисование городского пейзажа с 2-мя точками схода. Карандаш.

  1. Конструктивный рисунок. Натюрморт из 3-х предметов с натуры.

Теория: Понятие конструкции и конструктивного рисунка. Видеоряд из метод фонда.

Практика: Рисование конструктивного трех предметного натюрморта с применением знаний о линейной перспективе.

  1. Натюрморт из 3-х предметов с натуры. Техника цветной карандаш. Теория: Понятие о живописи цветными карандашами, о формообразовании в рисунке, рефлексах.

Практика: Рисование несложного натюрморта с фруктами цветными карандашами. Получение рефлексов.

  1. Рисование посуды круглой формы с прокладкой теней.

Теория: Понятие о тени собственной и падающей, формообразовании в рисунке предметов круглой формы (блик, тень, рефлекс, полутень, свет)

Практика: Рисование отдельных предметов круглой формы с прокладкой теней и выявлением формы – чашки, кружки, крынки, миски.

  1. Живописный этюд натюрморта с натуры. Техника «ала-прима».

Теория: Понятие техники одного мазка в живописи. Формообразование в живописи. Практика: Выполнение живописного натюрморта с натуры акварелью, акварелью по влажной бумаге.

  1. Формообразование в живописи. Натюрморт с бытовыми предметами с натуры. Понятие тени, света, рефлекса, блика.

Теория: Видеоряд работ студентов художественных вузов. Анализ работ. Практика: Выполнение длительного натюрморта с применение знаний о технике акварельной живописи, формообразовании в живописи, воздушной перспективе, плановости.

  1. Зарисовка природных объектов с натуры (цветы). Техника – цветной карандаш.

Теория: Видеоряд работ из метод фонда. Анализ работ.

Практика: Зарисовки живых цветов с натуры цветными карандашами, передача цвета, формы, конструкции, рефлексов.

  1. Портрет. Пропорции головы человека. Перспектива. Конструктивный рисунок.

Теория: Видеоряд картин великих мастеров Дюрер, Да Винчи, Серов. Рассмотреть схемы головы человека в разных ракурсах. Знать основные каноны и пропорции головы человека.

Практика: Рисование головы человека в разных ракурсах конструктивно вместе с преподавателем.

  1. Зарисовки частей головы человека с натуры. Ухо, глаз, рот, нос.

Теория: Изучение основных частей головы Давида (нос, ухо, глаз, рот). Видеоряд работ из метод фонда.

Практика: наброски частей головы человека: ухо, глаз, нос, рот с натуры. Карандаш.

17. Живописный портрет с натуры. Освещенность в портрете.



Теория: Понятие о портрете, образе в портрете. Видеоряд работ великих мастеров (Рафаэль Санти, Крамской, Брюллов, Серов). Понятие об освещенности в портрете

Практика: Выполнение портрета с натуры акварелью, освещенного сбоку. Создание образа.

  1. Техника «пуантилизм» в пейзаже.

Теория: Художники-импрессионисты. Беседа

Практика: Создание пейзажа в технике «пуантилизм» гуашью. Передача образа и настроения (ветер, гроза, рассвет)

  1. Музыкальные ассоциации в картине.

Теория: Живопись и музыка. Э. Делакруа. Беседа

Практика: Рисование пейзажей на состояние в природе под музыку. Музыкальный образ в картине.

  1. Литература, музыка, изображение. Волны, море.

Теория: Иллюстрирование произведений. Анализ картин Айвазовского.

Практика: По прочитанным литературным отрывкам о море, создать морские пейзажи. Прослушивание музыкального ряда Шопена, Грига.

  1. Поэзия, изображение, иллюстрирование поэтического образа.

Теория: Сравнительный анализ поэтических отрывков Бунина, Пушкина. Средства достижения передачи точного образа в иллюстрировании поэтических произведений. Понятие о фактуре.

Практика: Создание поэтических пейзажей. Нахождение образа. Выбор формата, средств изображения, передача фактуры травы, коры, песка, снега, воды и т. д.

  1. Композиции с использованием колористических кусочков бумаги. Натюрморт в интерьере.

Теория: Понятие о композиции в натюрморте. Колорит.

Практика: Создание композиций натюрмортов в заданных темах «На кухне»,

«Ожидание гостей», «Чай вдвоем», «Утренний натюрморт». Подбор колористических кусочков бумаге, выбор характерного фона, компоновка предметов на плоскости. Приклеивание деталей коллажа.

  1. Архитектура и образ. Графика.

Теория: Видеоряд архитектурных объектов различных исторических стилей (готика, классика, барокко, рококо, модерн). Анализ архитектуры, характер образа.

Практика: Зарисовки различных архитектурных объектов средствами графики.

  1. Изготовление открыток.

Теория: Знакомство с полиграфическим дизайном. Рассматривание различных открыток.

Практика: Создание собственной открытки по теме «С Днем Рождения», «С Новым Годом», «8 Марта»

  1. Зарисовки на природе. Рисование природных объектов с натуры в различных техниках (мокрый соус, карандаш, уголь, акварель)

Теория: Видеоряд работ из методфонда. Анализ произведений.

Практика: Рисование растений с натуры разными техниками.

  1. Пленэрные зарисовки. Пейзаж с натуры.

Теория: Видеоряд картин великих мастеров (Васильев, Левитан, Шишкин, Поленов)

Практика: Выезд в парковую зону, рисование пейзажей с натуры.



    1. й год обучения.

  1. Техника «Монотипия». Упражнения «Линия и пятно»

Теория: Знакомство с техникой монотипии, способы получения отпечатка со стекла. Практика: Упражнения, образ в пятне. Создание композиций с помощью линии и пятна.

  1. Монотипия «Времена года»

Теория: Видеоряд работ из методфонда. Анализ работ.

Практика: Упражнения на отпечаток нужной гаммы цветов по временам года. Дорисовка изображения.

  1. Техника «Граттаж», энкаустика. Упражнения.

Теория: Методика получения изображения в графических техниках граттаж и энкаустика. Видеоряд работ из методфонда.

Практика: Упражнения на получение изображения. Образ в изображении. Портрет в технике граттаж, натюрморт в технике энкаустика.

  1. Силуэт. Наброски с натуры против света.

Теория: Понятие силуэта. Видеоряд работ из методфонда. Анализ произведений.

Практика: Наброски фигуры человека, сидящей против света.

  1. Стилизация форм. Силуэтная композиция в графике.

Теория: Понятие о стилизации. Искусство абстракционизма, кубизм.

Практика: Стилизация форм в натюрморте, натюрморт в графике. Силуэтное решение. Главное и второстепенное.

  1. Натюрморт, стоящий против света.

Теория: Композиция натюрморта.

Практика: Выполнение натюрморта, стоящего против света (на подоконнике)

  1. Натюрморт в технике «ала-прима».

Теория: Повторение пройденного материала.

Практика: Самостоятельное выполнение натюрморта.

  1. Графика. Упражнения на линию и пятно.

Теория: Средства графики. Беседа.

Практика: Упражнения на линию и пятно. Характер линий и пятна, их виды.

  1. Фактура. Текстура. Упражнения.

Теория: Понятие о фактуре и текстуре.

Практика: Способы получения различных фактур – дерево, трава, песок, вода, камень и т. д. Отпечатки с помощью губки, меха, щетки, пальца, кружев, тканей, кожи и т. д. Упражнения.

  1. Техника «ала-прима». Упражнения. Рисуем букет в холодной и теплой гамме.

Теория: Видеоряд работ из методфонда. Анализ работ. Образ.

Практика: Создание натюрморта в разных гаммах. Колорит в натюрморте.

  1. Декоративные композиции с применением фактуры, текстуры, силуэта.

Теория: Законы композиции: равновесие, динамика, статика, симметрия и асимметрия, золотое сечение, ритмы. Применение законов композиции в декоративных работах. П. Клее.

Практика: Создание декоративных композиций с применением фактур и текстур.

«Декоративная ваза», «Фантастическое здание»

  1. Интерьер. Беседа. Интерьер с одной точкой схода. Интерьер с двумя точками схода.

Теория: Беседа. Создание интерьера. Видеоряд работ из методфонда.

Практика: Рисование интерьеров с одной и двумя точками схода.

  1. Интерьер с одной точкой схода. Кухня, спальня, столовая, детская комната, коридор.

Теория: Беседа об интерьере. Законы композиции.

Практика: Создать интерьеры с одной точкой схода спальни, столовой, кухни, гостиной.

  1. Макетирование. Конструкции геометрических тел. Развертки.

Теория: Понятие о развертках геометрических тел. Знакомство с чертежными инструментами.

Практика: Конструирование конуса, куба, пирамиды, цилиндра, параллелепипеда.

  1. Интерьер комнаты. Макет.

Теория: Искусство дизайна. Видеоряд современных интерьеров.

Практика: Создание объемного макета интерьера комнаты.



  1. Архитектура. Зарисовки архитектурных объектов разных стилей.

Теория: Беседа о стилях в архитектуре.

Практика: Зарисовка архитектурных объектов разных стилей. Угадывание стилей по изображениям.

  1. Макетирование. Архитектурные композиции разных стилей и эпох.

Теория: Детальное знакомство с одним из архитектурных стилей (по выбору) Практика: Создать макет архитектурного сооружения выбранного стиля. Техника бумажной пластики.

  1. Садово-парковая архитектура. Зарисовки.

Теория: Беседа о садово-парковой архитектуре. Стили парков. Видеоряд.

Практика: Зарисовки садово-парковой архитектуры: скамьи, беседки, фонтаны.

  1. Сюжетная композиция «Мы в парке», «На прогулке», «Уединенная беседка» Теория: Сюжетная композиция. Видеоряд картин великих мастеров: Брюллов, Венецианов, Суриков. Анализ картин.

Практика: Создание сюжетных тематических картин. Стадии работы (эскизы, форэскизы, чистовая композиция).

  1. Стиль. Костюм. Конструкция, декор. Беседа. Зарисовки.

Теория: Композиция костюма. Беседа о стилях в костюме.

Практика: Зарисовки костюмов разных эпох. Деталировка, декор костюма.

  1. Фантазийный костюм с применением фактуры.

Теория: Стиль «фэнтези». Беседа. Видеоряд.

Практика: Создание фантастического костюма с применением фактуры.

  1. «Народный костюм», «Современный костюм», «Исторический костюм». Теория: Беседа о стилях в костюме. Дизайн костюма. Стилизация. Видеоряд. Практика: Тест «Угадай стиль костюма»

  2. Макетирование в рельефе. «Костюм эпохи Возрождения», «Костюм Греко- римской эпохи», «Костюм барокко и рококо».

Теория: Подробное знакомство с историческим костюмом (по выбору).

Практика: Выполнение полуобъемного макета костюма по выбранной теме. Техника бумажной пластики.

  1. «Человек и среда». Композиции в объеме. Макет.

Теория: Беседа по теме. Видеоряд работ из методфонда.

Практика: создание композиции в полуобъемном рельефе «Человек и среда». Соответствие образа человека, имиджа, костюма интерьеру и среде.



  1. Батальный жанр. Композиции на военные темы. Великий подвиг русского народа в Великой Отечественной войне.

Теория: Постановка целей и задач перед обучающимися. Предложение выбора темы и сюжета для композиции.

Практика: Создание тематических композиций в графике или живописи с соблюдением этапов от эскиза до завершения в материале. Просмотр работ.

  1. Мифологический жанр. Беседа о великих мастерах зарубежной и русской школы живописи.

Теория: Виртуальное путешествие по Русскому музею. Творчество художников русской академии. К Брюллов.

Практика: Ответы на вопросы педагога.

  1. Мифологический жанр. Композиция «Мифы и легенды о цветах».

Теория: Прочтение отрывков из мифов и легенд о цветах. Разговор об увиденных (представленных) образах.

Практика: Создание графических и живописных тематических композиций.

  1. Жанр натюрморта. Натюрморт в интерьере. Беседа

Теория: Беседа о зарождении жанра натюрморта. Голландская и фламандская школа. Русский натюрморт.

Практика: Ответы на вопросы педагога.

  1. Жанр натюрморта. Натюрморт в интерьере.

Теория: Плановость, перспектива.

Практика: Выбор натуры. Построение натюрморта в формате листа А-2. Выполнение в живописи (акварель).

  1. Акриловая живопись. Жанр пейзажа.

Теория: Мастер –класс. Основы акриловой живописи. Работа с инструментами.

Практика: Самостоятельная работа над пейзажами времен года по впечатлению.

  1. Участие в конкурсах и фестивалях.

Теория: Знакомство с положениями о конкурсах и фестивалях.

Практика: Выполнение творческих конкурсных работ

  1. Итоговое занятие. Организация выставки творческих работ учащихся

Теория: Правила оформления работ, их развеска и составление выставочной экспозиции.

Практика: Презентация выставки. Проведение экскурсий для родителей и учащихся, гостей.


1.4.Планируемые образовательные результаты



1 - Образовательные: В конце первого года обучения обучающиеся должны: Различать различные жанры и виды искусства, владеть разными техниками рисования, знать, и умело использовать разнообразные изобразительные средства.

Должны знать определенные профессиональные термины.

Умелое использование техник рисования и выбора изобразительных средств предполагает выполнение различных конкурсных работ и работ, направленных на социальный заказ.

Просмотр работ проводится два раза в год. Регулярно проводится отбор лучших детских работ на выставки и творческие конкурсы. Таким образом, происходит отслеживание творческого роста каждого учащегося.

-Метапредметные: Уметь воспринимать и понимать учебные задачи, сформулированные педагогом, планировать свои действия на отдельных этапах урока (целеполагание, проблемная ситуация, работа с информацией, инструментами и художественными материалами). Осуществлять контроль и оценку своих работ самостоятельно и вместе с педагогом.

- Личностные: Сформировать целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития искусства, учитывающего социальное и духовное разнообразие

современного мира. Быть человеком деятельным, творческим, умеющим ценить и воспринимать прекрасное, отличать прекрасное от безобразного, умеющим применять полученные качества в творческой работе, получать положительные эмоции от общения с искусством. Быть трудолюбивым, чутким, дисциплинированным, аккуратным, усидчивым, ориентироваться на достижение положительных эмоций, результатов своей деятельности.


В конце первого года обучения результаты фиксируются в листах успешности, заносятся в портфолио результатов и личных достижений обучающихся. В табеле успеваемости фиксируются отметки по результатам просмотра (по полугодиям) по «Живописи»,

«Графике», «Композиции». По результатам года обучающийся переводится на 2-й год обучения или остается на повторное прохождение программы. Обоснованием для повторного прохождения программы может быть: частые пропуски (в т. числе по болезни), низкий уровень освоения программы, а также слабая активность участия в мероприятиях различного уровня (отсутствие личных достижений, грамот, наград).


  1. Образовательные: В конце второго года обучения обучающиеся имеют более широкие знания о техниках изображения. Учащиеся второго года способны создавать самостоятельно законченные произведения искусства. Свободно владеют кистью, карандашом.

Имеют знания о декоративной композиции. Знают понятия: стиль, линия, пятно, силуэт и др. профессиональные термины.

Результаты отслеживаются по количеству участия каждого учащегося в различных конкурсах, выставках в течение года.

-Метапредметные: Уметь воспринимать и понимать учебные задачи, сформулированные педагогом, планировать свои действия на отдельных этапах урока (целеполагание, проблемная ситуация, работа с информацией, инструментами и художественными материалами). Осуществлять контроль и оценку своих работ самостоятельно и вместе с педагогом.

  • Личностные: Сформировать целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития искусства, учитывающего социальное и духовное разнообразие современного мира. Быть человеком деятельным, творческим, умеющим ценить и воспринимать прекрасное, отличать прекрасное от безобразного, умеющим применять полученные качества в творческой работе, получать положительные эмоции от общения с искусством. Быть трудолюбивым, чутким, дисциплинированным, аккуратным, усидчивым, ориентироваться на достижение положительных эмоций, результатов своей деятельности.



В конце второго года обучения результаты фиксируются в листах успешности, заносятся в портфолио результатов и личных достижений обучающихся. В табеле успеваемости фиксируются отметки по результатам просмотра (по полугодиям) по «Живописи»,

«Графике», «Композиции». По результатам года обучающийся переводится на 3-й год обучения или остается на повторное прохождение программы. Обоснованием для повторного прохождения программы может быть: частые пропуски (в т. числе по болезни), низкий уровень освоения программы, а также слабая активность участия в мероприятиях различного уровня (отсутствие личных достижений, грамот, наград).




-Метапредметные: Уметь воспринимать и понимать учебные задачи, сформулированные педагогом, планировать свои действия на отдельных этапах урока (целеполагание, проблемная ситуация, работа с информацией, инструментами и художественными материалами). Осуществлять контроль и оценку своих работ самостоятельно и вместе с педагогом.

  • Личностные: Сформировать целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития искусства, учитывающего социальное и духовное разнообразие современного мира. Быть человеком деятельным, творческим, умеющим ценить и воспринимать прекрасное, отличать прекрасное от безобразного, умеющим применять полученные качества в творческой работе, получать положительные эмоции от общения с искусством. Быть трудолюбивым, чутким, дисциплинированным, аккуратным, усидчивым, оптимально достигать положительных результатов.




II. Комплекс организационно-педагогических условий

2.1. Условия реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы


2.1.1. Календарный учебный график.

Календарный учебный график составляется ежегодно в августе-сентябре на предстоящий учебный год – в полном соответствии с расписанием и учебной нагрузкой. . (Приложение1)


Начало учебного года

15.09 текущего года

Окончание учебного года

31.05 текущего года

Организационный период

с 01.09 по 14.09 текущего года

Продолжительность учебного года

36 недель

Выполнение творческих проектов

Проводятся запланировано по изучению основных разделов программы

Выступления

По плану воспитательной работы ОО, на базе которой реализуется программа, плану МБОУ ДО ДДТ Венгеровского района

Участие в конкурсах

Районный конкурс проектов «Счастливый мир талантливых детей и педагогов» (ежегодно в мае)














2.1.2. Условия реализации программы

Программа двух лет обучения основам живописи, рисунка и композиции может быть выполнена при условии:

  1. Обеспечения кабинета необходимым ТСО (мольберт , аудиотехника, натюрмортный фонд)

  2. Обеспечения учащихся необходимыми материалами (бумага А-3, А-2, кисти плоские и круглые, пастель, гуашь, акварель , карандаши, кнопки, ластики, карандаши,)

  3. Посещение учащихся занятий по возможности без пропусков.

  4. Выполнение учащимися правил поведения в классе, на занятиях.

  5. Внимательное отношение к занятиям

  6. Активное участие всех учащихся в конкурсах, выставках детского творчества.



2.1.3.Материально-техническое обеспечение

- Наличие светлого и просторного кабинета для занятий, удобной мебели;

- обеспеченность обучающихся необходимыми материалами и инструментами: краски акварельные, гуашевые; карандаши, пастельные мелки; кисти беличьи разных размеров и щетинные; бумага разных форматов; основы под росписи; рамки для оформления работ;

- наличие приспособлений для постановки натюрмортов: мольберт, ткань для драпировки, муляжи и т.д.

2.1.4. Информационное обеспечение

  1. Художники-передвижники. Видеоэкскурсия по Третьяковской галерее https://muzei-mira.com/video_exkursii_po_muzeiam/747-video-ekskursiya-po- tretyakovskoy-galeree.html

  2. Музеи мира. Лувр. Видеоэкскурсия

https://muzei-mira.com/video_exkursii_po_muzeiam/739-video-ekskursiya-po-luvru.html

  1. Музеи мира. Русский музей. Видеоэкскурсия

https://muzei-mira.com/video_exkursii_po_muzeiam/746-video-ekskursiya-po-russkomu- muzeyu.html

  1. Музеи мира. Сокровища Эрмитажа. Видеоэкскурсия.

https://muzei-mira.com/video_exkursii_po_muzeiam/745-video-ekskursiya-po- ermitazhu.html

  1. Музеи мира. Прадо. Видеоэкскурсия

https://muzei-mira.com/video_exkursii_po_muzeiam/904-video-ekskursiya-po-muzeyu- prado.html

  1. Дрезденская картинная галерея. Видеоэкскурс https://my.mail.ru/mail/k_victorik/video/1200/1226.html

https://muzei-mira.com/muzei_germanii/971-drezdenskaya-galereya.html



  1. Художники эпохи Романтизма. Раздаточный материал для копирования.

  2. Архитектура Москвы. Раздаточный материал по теме : «Перспектива»

  3. Открытые уроки С. Андрияки https://my.mail.ru/mail/zima273/video/32 http://shkolaakvareli.ru/obuchenie/video/







2.1.5.Кадровое обеспечение

Программу реализует педагог дополнительного образования I квалификационной категории Федорова Татьяна Геннадьевна


      1. Формы аттестации



Для оценки качества освоения дополнительной общеразвивающей программы «ИЗОСТУДИЯ», а также определения фактического уровня сформированности универсальных учебных действий применяются следующие виды диагностики:

Вводная – проводится в начале учебного года и предназначена для определения уровня подготовленностиобучающихся.

Тематическая – проводится в ходе учебного процесса, в конце каждого учебного полугодия, определяетуровень знаний и умений по изученному материалу, что позволяет проверить, на сколько обучающиеся усвоили новый материал.

Промежуточная – проводится в конце учебного года по завершению изучения годового учебного материала и определяющая уровень сформированных универсальных учебных действий по дополнительной общеразвивающей программе.

По завершению изучения общеразвивающей программы поводится выставка работ.

Творческая деятельность обучающихся входит в систему оценки знаний, как дополнительный критерий оценивания успешности освоения дополнительной общеразвивающей программы.

Результативность обучения определяется по десятибалльной шкале и предполагает 4 уровня выраженности оцениваемого качества:

- неудовлетворительный;

- начальный;

- базовый;

- повышенный.

Градация баллов

Основные показатели

Уровень обученности

10 баллов

- великолепно

Повышенный (талантливый)

9 баллов

8 баллов

- очень хорошо

- хорошо

Базовый (творческий)

7 баллов

6 баллов

5 баллов

- удовлетворительно

- допустимо

- минимально допустимо

Начальный

Репродуктивный уровень (осознанное воспроизведение)

До 5 баллов

- низкий

Неудовлетворительный (уровень знакомства)

10 баллов – оригинально, нестандартно применяются полученные знания на практике, самостоятельно формируются новые умения на базе ранее полученных знаний и навыков.

8-9 баллов – легко выполняются практические задания, свободно применяется усвоенная теория в практической деятельности.

5-7 баллов – обучающийся владеет теоретическими и практическими знаниями, воспроизводит формулировки, но затрудняется при объяснении, не всегда способен к обобщению и применению знаний в простых случаях.

До 5 баллов – уровень знакомства с предметом; несоответствие практических и теоретических умений и навыков

программным требованиям; обучающийся не может самостоятельно выполнить даже самые простые задания.


В течение учебного года результаты освоения дополнительной общеразвивающей программы заносятся в диагностическую карту группы. В конце года результаты вносятся в сводную таблицу, в которой отражаются основные показатели эффективности педагогической деятельности:

2.1.7. Оценочные материалы.

Приложение 2

2.2. Методические материалы.

2.2.1.Методы обучения

Методы обучения и воспитания: словесный, наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский, проблемный, игровой, проектный, убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация.




Тема

Форма занятий

Приемы и методы организации учебно-восп. процесса

Дидактич. материалы\технич. оснащение

Форма подведения итогов

1.

Вводные занятия по рисунку живописи композиции

традиционное практическое

словесный фронтальный индивидуально-фронтальный репродуктивный

пособия репродукции работы других учащихся альбомы по искусству открытки

анализ работ

2.

Выполнение работ различными материалами

практическое

словесный фронтальный индивидуально-фронтальный репродуктивный практический

изобразительные материалы соответствующие данной теме

анализ работ

3.

Изучение новой темы

традиционное практическое

словесный фронтальный индивидуально-фронтальный

пособия репродукции методический фонд альбомы по искусству открытки

анализ работ


Выполнение задания по новой теме

традиционное практическое

словесный фронтальный индивидуально-фронтальный репродуктивный практический

пособия репродукции работы других учащихся альбомы по искусству изобразительные материалы

анализ работ


Рисование по воображению, представлению

практическое

словесный индивидуальный практический

наброски эскизы изобразительные материалы

анализ работ


Рисование с натуры

практическое

словесный фронтальный индивидуально-фронтальный репродуктивный практический

пособия изобразительные материалы предметы быта ткани гипсовые пособия

анализ работ

4.

Тематическое и свободное рисование

традиционное практическое

словесный индивидуальный

экизы пособия

анализ работ

5.

Выполнение задания по новой теме

традиционное практическое

словесный фронтальный индивидуально-фронтальный репродуктивный практический

пособия репродукции работы других учащихся альбомы по искусству изобразительные материалы

анализ работ

6.

Выполнение коллективной композиции

комбинированное

коллективная работа

изобразительные материалы канцелярские принадлежности

отзывы опрос

7.

Выставки конкурсы мини-выставки

выставка

коллективная работа


отзывы опрос

2.2.2.Формы организации учебного занятия



Формы организации образовательного процесса: индивидуальная, индивидуально-групповая и групповая.

Формы организации учебного занятия: беседа, встреча, игра, лекция, мастер-класс, праздник, практическое занятие, представление, презентация, спектакль, творческая мастерская, фестиваль.

2.2.3.Педагогические технологии


Педагогические технологии: технология индивидуализации обучения, группового обучения, коллективного взаимодействия, программного обучения, проблемного обучения, исследовательской деятельности, проектной деятельности, игровой деятельности, коммуникативная технология обучения, технология коллективной творческой деятельности, здоровьесберегающая технология (физминутки).



2.2.4.Алгоритм учебного занятия

Организационная часть составляет 5-7 мин. - теоретическая часть занятия не более 10 мин. (м.б. презентация, видеоролик, словесное объяснение) - практическая часть занятия 60 мин. (ИОМ) - подведение итогов, просмотр работ, обмен мнениями, ответы на вопросы педагогом составляет 10-12 мин. - перерыв на отдых 10 мин.


2.2.5. Дидактические материалы.

Дидактические материалы: раздаточные материалы, наглядные пособия, инструкционные схемы, технологические карты, образцы рисунков и т.д.


Приложение 3

2.3. Рабочая программа воспитания


2.3.1. Рабочая программа воспитания

Цель: Приобщить детей успешно реализуют свой творческий потенциал, содействует развитию мыслительных способностей, тонко чувствовать и подмечать красоту в обыденном мире; пробуждает в детях желание созидать, преобразовывать мир, создавать прекрасное своими руками.

Задачи:

1. Воспитание гуманных чувств детей:

  • формирование представлений о честности, справедливости, доброте, воспитание отрицательного отношения к жестокости, хитрости, трусости;

  • формирование у детей умения правильно оценивать поступки персонажей кукольных и драматических спектаклей, а также правильно оценивать свои и чужие поступки;

  • развитие чувства самоуважения, собственного достоинства и стремления быть отзывчивыми к взрослым и детям, умения проявлять внимание к их душевному состоянию, радоваться успехам сверстников, стремиться прийти на помощь в трудную минуту.

 2. Воспитание коллективизма:

  • Формирование у детей умения поступать в соответствии с нравственными ценностями коллектива;

  • закрепление культуры общения и поведения на занятиях;

  • развитие умения оценивать результаты своей работы и работы сверстников;

  • поддержание желания детей активно участвовать в оформлении праздников, используя умения и навыки, приобретенные на занятиях и в самостоятельной деятельности.

Направления рабочей программы воспитания:

Традиционные мероприятия

Коллективно-творческая деятельность в объединениях ДО

Социальная активность учащихся

Работа с родителями

Профориентационная работа

Форма занятий: театрализованные игры, беседы, репетиционные занятия, постановка этюдов, постановочные занятия, информационные занятия, «творческие мастерские».

Виды деятельности: используя разные виды деятельности (дискутирование, изодеятельность, конструирование объектов малых форм, выставочная деятельность, культурологические экскурсы и др.) 

Используемые методы: применяются наглядно-иллюстративный, практический и словесный методы обучения, убеждение, поощрение, упражнение и мотивация, как методы воспитания.



Предполагаемые результаты:

1. Развитие эмоциональной отзывчивости, коллективизма и желания участвовать в коллективных делах школы, посредством изобразительной деятельности.

2. Обогащение знаний и представлений о изобразительном искусстве у детей и их родителей.

3. Повышение уровня мотивации у детей к изобразительной деятельности.

4. Коллективная работа над панно (совместно с детьми и родителями) изостудии «Волшебная кисточка» с целью обогащения пространственно-развивающей среды для детей.

6. Обогащение и распространение опыта.


2.3.2. Календарный план воспитательной работы

Разделы в календарном плане воспитательной работы данной программы сформированы в соответствии с ее особенностями.


п\п

Направления воспитательной работы

Форма и название мероприятия, события

Цель и краткое содержание

Сроки проведения

Ответственный исполнитель

1

Духовно –нравственное

Работа с родителями учащихся

1.Родительское собрание


Знакомство с содержанием дополнительной программы (методики проведения занятий, определение задач совместного воспитания детей и их реализация)

Сентябрь

Федорова Т.Г.-руководитель кружка

2

Профориентационная работа

Видео Наша изостудия


Воспитание у детей культуры общения и поведения в общественных местах, стремления к сотворчеству, интереса к искусству.

Ноябрь

Федорова Т.Г.--руководитель кружка

3

Коллективно-творческая деятельность в объединениях ДО

Социальная активность учащихся


Организация выставки работ для школьников и родителей «Здравствуй, Новый год!»

Развитие творческой и социальной активности учащихся, создание позитивной, психологически комфортной атмосферы

декабрь

Федорова Т.Г.-руководитель кружка

4

Коллективно-творческая деятельность в объединениях ДО

Мастер-класс для друзей.

Сплочение коллектива, поддержка доброжелательных отношений и общения, снятие физического напряжения

Январь

Федорова Т.Г.--руководитель кружка

5

Коллективно-творческая деятельность в объединениях ДО

Социальная активность учащихся


Организация выставки работ для школьников и родителей

«Зимние забавы»

Развитие творческой и социальной активности учащихся, создание позитивной, психологически комфортной атмосферы

февраль

Федорова Т.Г.--руководитель кружка

6

Коллективно-творческая деятельность в объединениях ДО

Социальная активность учащихся


Организация выставки работ для школьников и родителей «Первоцветы»

Развитие творческой и социальной активности учащихся, создание позитивной, психологически комфортной атмосферы

апрель

Федорова Т.Г.--руководитель кружка

7

Работа с родителями

Информирование родителей об успехах и проблемах ребенка


Индивидуальная беседа с родителями

май

Костенко М.С-руководитель кружка

2.4. Список литературы

2.4.1. Нормативные документы

Программа соответствует действующим нормативным документам:

1. Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ) (в редакции 2020 г.);

2. Федеральный закон от 31.07.2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»;

3. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);

4. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);

5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

6. Концепция развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р)

7. Паспорт федерального проекта «Успех каждого ребенка» (утвержден на заседании проектного комитета по национальному проекту «Образование» 07 декабря 2018 г., протокол № 3);

8. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;

9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Порядок) (в редакции 2020 г.);

10. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей» (далее- Целевая модель);

11. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 13.03.2019 № 114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования, основным программам профессионального обучения, дополнительным общеобразовательным программам»;

12. Устав МБО ДО ДДТ Венгеровского района.



Методические рекомендации:

- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования», АНО ДПО «Открытое образование», 2015г.) (Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09- 3242);

- Примерная программа воспитания. Утверждена на заседании Федерального учебно методического объединения по общему образованию 2.06.2020 г. (http://form.instrao.ru);

- Методические рекомендации по разработке программ воспитания.

2.4.2. Литература, использованная при составлении программы


  1. Иогансон Б. В. О живописи.- М., 1960

  2. Юон К. Ф. Об искусстве: в 2 т.- М., 1959

  3. Яшухин А. П. Живопись.- М., 1985

  4. Беда Г. В. Основы изобразительной грамоты.- М., 1989

  5. Гренберг Ю. И. Технология живописи. – М., 1982

  6. Кальнинг А. К. Акварельная живопись.- М., 1986

  7. Маслов Н. Я. Пленэр.- М., 1984

  8. Унковский А. А. Цвет в живописи.- М., 1986

  9. Аксенов К. Н. Рисунок.- М., 1987

  10. Барщ А. О. Наброски и зарисовки.- М. , 1957

  11. Кардовский Д. Н. Об искусстве. – М. , 1960

  12. Кирилло А. А. Учителю об изобразительных материалах.- М., 1971

  13. Кузин В. С. Наброски и зарисовки.- М. , 1981

  14. Репин И. Е. Далекое и близкое.- М., 1964

  15. Учебный рисунок в Академии художеств.- М., 1990

  16. Ватагин В. А. Изображение животного: Записки анималиста.- М., 1957

  17. Ростовцев Н. Н. Учебный рисунок.- М., 1985

  18. В. Кандинский «Точка и линия на плоскости» http://philologos.narod.ru/kandinsky/kandinsky-pl.htm

http://aliveline.ru/lib/Kandinskij.pdf



  1. Методические разработки учителей Творческого Союза Педагогов художников http://www.art-teachers.ru/

  2. Энциклопедия живописи http://www.bibliotekar.ru/slovar-impr/index.htm

  3. Энциклопедия русских художников http://artcyclopedia.ru/

  4. Энциклопедия русской живописи http://www.artsait.ru/name.htm

  5. Энциклопедия дизайна и архитектуры http://www.rdh.ru/site/entsiklopediya/


2.4.3. Литература и источники информации для обучающихся и родителей



    1. Волков Ю. А. Работа над живописными этюдами.- М., 1984

    2. Тихонова В. А. Птицы и звери Василия Ватагина.- М., 1987

    3. Дейнека А. А. Учитесь рисовать.- М., 1961

    4. Карлов Г. Н. Изображение птиц и зверей.- М., 1960

    5. Кузин В. С. Наброски и зарисовки.- М. , 1985

    6. «Юный художник», журнал.

    7. «Художественная школа», журнал.

    8. Сокольникова Н. А. Живопись. Рисунок Композиция - М., 2000

    9. Полный курс акварели Б. Айзенбарт. Изд. ВНЕШСИГМА 2001

    10. Пейзаж. Р. Брюс изд. ЭКСМО-Пресс 2000

    11. Энциклопедия живописи http://www.bibliotekar.ru/slovar-impr/index.htm

    12. Энциклопедия русских художников http://artcyclopedia.ru/

    13. Энциклопедия русской живописи http://www.artsait.ru/name.htm

    14. Энциклопедия дизайна и архитектуры http://www.rdh.ru/site/entsiklopediya/

    15. Азбука русской живописи: изд. «Белый город» -М., 2005 г.

    16. Открытые уроки С. Андрияки https://my.mail.ru/mail/zima273/video/32 http://shkolaakvareli.ru/obuchenie/video/

  1. Художники-передвижники. Видеоэкскурсия по Третьяковской галерее https://muzei-mira.com/video_exkursii_po_muzeiam/747-video-ekskursiya-po- tretyakovskoy-galeree.html

  2. Музеи мира. Лувр. Видеоэкскурсия

https://muzei-mira.com/video_exkursii_po_muzeiam/739-video-ekskursiya-po-luvru.html

  1. Музеи мира. Русский музей. Видеоэкскурсия

https://muzei-mira.com/video_exkursii_po_muzeiam/746-video-ekskursiya-po-russkomu- muzeyu.html

  1. Музеи мира. Сокровища Эрмитажа. Видеоэкскурсия.

https://muzei-mira.com/video_exkursii_po_muzeiam/745-video-ekskursiya-po- ermitazhu.html

  1. Музеи мира. Прадо. Видеоэкскурсия

https://muzei-mira.com/video_exkursii_po_muzeiam/904-video-ekskursiya-po-muzeyu- prado.html

  1. Дрезденская картинная галерея. Видеоэкскурс https://my.mail.ru/mail/k_victorik/video/1200/1226.html

https://muzei-mira.com/muzei_germanii/971-drezdenskaya-galereya.html



  1. Художники эпохи Романтизма. Раздаточный материал для копирования.

  2. Архитектура Москвы. Раздаточный материал по теме : «Перспектива»

  3. Открытые уроки С. Андрияки https://my.mail.ru/mail/zima273/video/32http://shkolaakvareli.ru/obuchenie



2.5.  Приложения

Приложение 1.

Календарный учебный график

Дата

Место, время

провед.

Форма занятия

Кол. Час.

Тема занятия

Форма контроля

1

1 нед. сент.

Каб. № 4

МКОУ Воробьевская СОШ (пятница)

Штудийное занятие, беседа

2

Цветовые круги Гете, Освальда, Шугаева

зачет

2

2 нед. сент.

Каб. № 4

МКОУ Воробьевская СОШ (пятница)

Штудийное занятие, беседа

2

Цветовые гармонии. Насыщенные и ненасыщенные цвета, геометрические и абстрактные композиции

зачет

3

2-3 нед. сент.

Каб. № 4

МКОУ Воробьевская СОШ (пятница)

Штудийное занятие, беседа

2

Насыщенные и ненасыщенные цвета в пейзаже. Времена года.

зачет

4

4 нед. сент.

Каб. № 4

МКОУ Воробьевская СОШ (пятница)

Штудийное занятие, беседа

2

Плановость. Воздушная перспектива в пейзаже. Техника «по-мокрому»

зачет

5

1 нед. окт.

Каб. № 4

МКОУ Воробьевская СОШ (пятница)

Штудийное занятие, беседа

2

Многоплановый пейзаж. «Горы»

зачет

6

2 нед.

окт.

Каб. № 4

МКОУ Воробьевская СОШ (пятница)

Штудийное занятие

5

Линейная перспектива.

Рисование коробочек с

зачет






натуры.


7

2-3 нед. окт.

Каб. № 4

МКОУ Воробьевская СОШ (пятница)

Штудийное занятие, беседа

6

Линейная перспектива с

1-й точкой схода. Рисование архитектурных

объектов.

зачет

8

3 нед. окт.

Каб. № 4

МКОУ Воробьевская СОШ (пятница)

Штудийное занятие, беседа

4

Линейная перспектива с 2-мя точками схода.

Рисование архитектурных

объектов

зачет

9

4 нед. окт.

Каб. № 4

МКОУ Воробьевская СОШ (пятница)

Штудийное занятие, беседа

5

Конструктивный рисунок. Натюрморт из 3-х предметов с натуры.

Просмотр работ

10

1 нед. нояб.

Каб. № 4

МКОУ Воробьевская СОШ (пятниц

Штудийное занятие, беседа

4

Натюрморт из 3-х предметов с натуры. Техника – цветной карандаш

Просмотр работ

11

2 нед. нояб.

Каб. № 4

МКОУ Воробьевская СОШ (пятница)

Штудийное занятие, беседа

5

Рисование посуды круглой формы с прокладкой теней.

Просмотр работ

12

3 нед. нояб.

Каб. № 4

МКОУ Воробьевская СОШ (пятница)

Штудийное занятие, беседа

4

Живописный этюд натюрморта с натуры, Техника «ала-прима»

Просмотр работ

13

4 нед. нояб.-1 нед. дек.

Каб. № 4

МКОУ Воробьевская СОШ (пятница)

Штудийное занятие, беседа

4

Формообразование в живописи. Натюрморт с бытовыми предметами

с натуры. Понятие тени, света, рефлекса, блика.

Просмотр работ

14

2 нед. дек.

Каб. № 4

МКОУ Воробьевская СОШ (пятница)

Мастер-класс

7

Зарисовка природных объектов с натуры (цветы). Техника – цветной карандаш.

зачет

15

3 нед. дек.

Каб. № 4

МКОУ Воробьевская СОШ (пятница)

Штудийное занятие, беседа

4

Портрет. Пропорции головы человека.

Перспектива. Конструктивный

рисунок.

Просмотр работ

16

4 -5

нед. дек.

2 нед.

янв.

Каб. № 4

МКОУ Воробьевская СОШ (пятница)

Штудийное занятие, беседа

6

Зарисовки частей головы человека с натуры. Ухо, глаз, рот, нос.

зачет



17

3 -4

нед. янв.


Штудийное занятие, беседа

1

Живописный портрет с натуры. Освещенность в портрете.

Просмотр работ

18

5 нед. янв.


Мастер-класс

2

Техника «пуантилизм» в пейзаже

зачет

19

1 нед. февр.


Игровой урок

3

Музыкальные ассоциации в картине.

-

20

2 нед. февр.


Интегрированный урок

1

Литература, музыка, изображение. Волны, море.

Просмотр работ

21

3 нед. февр.


Подготовка к конкурсу

1

Поэзия, изображение, иллюстрирование поэтического образа.

Просмотр работ

22

1-2

нед. марта


Мастер-класс

2

Архитектура и образ. Графика.

зачет

23

3-4 нед. марта


Мастер-класс

2

Композиции с использованием колористических

кусочков бумаги. Натюрморт в интерьере.

зачет

24

1 -2

нед. апр.


Мастер-класс

2

Изготовление открыток в японском стиле

зачет

25

3-4 нед. апр.


Штудийное занятие, беседа

7

Зарисовки на природе. Рисование природных объектов с натуры в различных техниках (мокрый соус, карандаш, уголь,

акварель)

Просмотр работ

26

1-2нед. мая

Парковая зона

Пленэр

12

Пленэрные зарисовки. Пейзаж с натуры.

Просмотр работ

27

В

течении года


Виртуальные экскурсии в музеи

15

Досуговая и внеурочная деятельность







Приложение 2.

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Вводная диагностика

Тема: «Кожепластика».

Ф.И. обучающегося____________________________________________________________

Дата проведения:___________________________________


Теоретическая часть

вопроса

Проверяемое содержание (вопросы)

Варианты ответов

(отметьте правильный вариант ответа)

1

Что такое композиция?

а). это жанр изобразительного искусства.

б). это вид графики

в). это сочетание, соединение элементов в единое целое.

2

Что такое композиционный центр?

а). это статика в композиции.

б). это главный элемент в картине.

в). это динамика в композиции.

3

Стилизация - это…

а). уменьшение форм предмета б).упрощение формы предмета

в).увеличение форм предмета

4

Прикладное творчество – это…

а). когда человек создает изделие своими руками.

б). красивое изделие выполненное на станке.

в). вид творчества.

5

В кожепластики используют…

а). ткань

б). только кожзаменитель

в). кожзаменитель и кожу разных цветов.


Бланк правильных ответов (ключ для проверки)

1

2

3

4

5

в

б

в

а

в


Практическая часть.

Цель: выполнить эскиз с соблюдение законов композиции.






Тематическая диагностика.

Тема: «Дизайн одежды и аксессуаров».

Ф.И. обучающегося____________________________________________________________

Дата проведения:___________________________________


Теоретическая часть

вопроса

Проверяемое содержание

(вопросы)

Вариант ответа


1

Дизайн – это….





2

Орнамент – это…





3

Стилизация это…





4

Композиция - это…







Бланк правильных ответов (ключ для проверки)

1

Дизайн — конструирование вещей таким образом, чтобы ими было удобно, легко и приятно пользоваться по назначению и (практически) невозможно не по назначению.

2

Орна́мент (лат. ornamentum — украшение) — узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов; предназначается для украшения различных предметов.

3

Стилизация – это упрощение или усложнение природной формы или предмета.

4

Композиция- это сочетание элементов на изобразительной плоскости.

Практическая часть.

Цель: создать дизайн для данных моделей.















Промежуточная диагностика.

Тема: «Живопись на бересте».

Ф.И. обучающегося____________________________________________________________

Дата проведения:___________________________________


Теоретическая часть

вопроса

Проверяемое содержание

(вопросы)

Вариант ответа


1

Пейзаж – это…


2

Линейная перспектива – это…


3

Набросок – это…


4

Тень, свет, блик, рефлекс, это…

а) законы светотени

б) названия художественных принадлежностей

в) друзья - приятели

5

Композиция – это…



Бланк правильных ответов (ключ для проверки)

1

Пейзаж – это  (франц. paysage, от pays –

 страна, местность), жанр изобразительного искусства 

или отдельныепроизведения этого жанра), в котором основным предметом изображения 

является дикая или в той или инойстепени преображённая человеком природа. 

2

Линейная перспектива – это кажущееся искажение формы и размеров предметов в пространстве при их визуальном наблюдении.

3

Набросок – это краткосрочный рисунок

4

Б

5

Композиция - это сочетание элементов на изобразительной плоскости.


Практическая часть.

Цель: Выполнить набросок пейзажа с натуры акварельными красками.













Критерии оценивания учебных результатов согласно Положению «О мониторинге освоения учащимися дополнительных общеразвивающих программ».

Показатели

Критерии

Степень выраженности оцениваемого качества

Число баллов

1. Теоретическая подготовка ребёнка

1.1.Теоретические знания по основным разделам учебно-тематического плана программы



Соответствие теоретических знаний ребёнка программным требованиям

Начальный уровень – ребёнок овладел более чем ½ объёма знаний, предусмотренных программой.

Базовый уровень – освоил практически весь объём знаний, предусмотренных программой за конкретный период.

Повышенный уровень – освоил весь объём знаний, предусмотренных программой за конкретный период, занимался исследовательской работой по изучаемым темам.

5 - 7



8 - 9




10

1.2. Владение специальной терминологией

Осмысленность и правильность использования специальной терминологии


Начальный уровень – ребёнок избегает употреблять специальные термины.

Базовый уровень – сочетает специальную терминологию с бытовой.

Повышенный уровень – специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием.

5 - 7



8 - 9



10



2. Практическая подготовка ребёнка

2.1. Практические умения и навыки, предусмотренные программой (по основным разделам учебно-тематического плана программы)


Соответствие практических умений и навыков программным требованиям




Начальный уровень – ребёнок овладел более чем ½, предусмотренных умений и навыков.

Базовый уровень – овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период.

Повышенный уровень – овладел всеми умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период, выполняет самостоятельные творческие проекты с их использованием.

5 - 7




8 - 9




10

2.2. Владение специальным оборудованием и оснащением

Отсутствие затруднений в использовании специального оборудования и оснащения

Начальный уровень – ребёнок испытывает серьёзные затруднения при работе с материалами и инструментами.

Базовый уровень – работает с материалами и инструментами с помощью педагога.

Повышенный уровень – работает с материалами и инструментами самостоятельно, творчески.

5 - 7




8 - 9



10

2.3. Творческие навыки

Креативность в выполнении практических заданий

Начальный уровень развития креативности – ребёнок в состоянии выполнять простые практические задания педагога.

Базовый уровень – выполняет задания на основе образца, вносит элементы творчества в работу.

Повышенный уровень – выполняет практические задания творчески, не используя образцы.

5 - 7




8 - 9



10

3. Общеучебные умения и навыки ребёнка

3.1. Умение подбирать и анализировать специальную литературу





Самостоятельность в подборе и анализе литературы





Начальный уровень – ребёнок испытывает серьёзные затруднения при работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога.

Базовый уровень – работает с литературой, ведет поиск информации, с опорой на свои знания и собственный опыт с помощью педагога или родителей.

Повышенный уровень – работает с литературой самостоятельно, умеет использовать полученные знания по живописи в других областях, осуществляет поиск информации с опорой на свои знания и собственный опыт, умеет анализировать, классифицировать и обобщать информацию.

5 - 7





8 - 9





10

3.2. Соблюдение правил техники безопасности и организация рабочего места

Умение организовывать свое рабочее место и соблюдать правила техники безопасности

Начальный уровень – ребёнок испытывает серьёзные затруднения при организации рабочего места, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога.

Базовый уровень – самостоятельно организует свое рабочее место, соблюдает технику безопасности при работе с материалами и инструментами.

Повышенный уровень – самостоятельно организует свое рабочее место, соблюдает технику безопасности при работе с материалами и инструментами;

Умеет самостоятельно планировать и рационально распределять время на

выполнение задания.

5 - 7





8 - 9





10







Приложение 3.

Дидактический материал

тема

Вид дидактического материала

местонахождение

1. «Цветоведение»

Методические пособия

«Цветоведение» (плакат)

табличница

2. «Воздушная перспектива»

Презентация, методич. пособия

Банк презентационных материалов

3. «Линейная перспектива с

1-й и 2-мя точками схода»

Презентация, методич. пособия

Банк презентационных материалов

4. «Формообразование в живописи»

Методические пособия

табличница

5. «Художественный язык

графики и живописи»

репродукции

табличница

6. «Цветовые гармонии»

Методические пособия

«Цветоведение»

Банк презентационных материалов

7. «Японская графика»

Презентация, методич.

пособия

Банк презентационных

материалов

8. «Китайская живопись»

Презентация, методич.

пособия

Банк презентационных

материалов

9. Беседы о художниках: «В.

Кандинский»

Презентация

Банк презентационных

материалов

10. «Художники –

передвижники»

Презентация

Банк презентационных

материалов

11. «Б. Кустодиев»

Презентация

Банк презентационных

материалов

12. «И. Айвазовский»

Презентация

Банк презентационных

материалов

13.Занятия на ассоциации

«Темные Аллеи. И. Бунин» (графика, фактура в

графике)

Раздаточный материал в виде текстов

Папка раздаточных материалов

14. «Музыка моря» (графика

и живопись. Палитры моря)

Аудиоматериалы, метод.

пособия

Флэш-носитель, СД

15. Видеозанятие: «Школа акварели С. Андрияки»

видеофильм

Банк презентационных

материалов (ссылка на интернет-ресурс)

16.«Шедевры Третьяковской галереи»

видеофильм

Банк презентационных материалов (ссылка на

интернет-ресурс)

2 год обучения

1. «Техника монотипия»

Методические пособия

Банк презентационных

материалов

2. «Силуэт»

Методические пособия

Банк презентационных

материалов

3. «Влияние

освещенности в живописи»

Методические пособия

(плакат)

табличница

4. «Человек и среда»

Методические пособия,

презентация

Банк презентационных

материалов

5. «Мода. Стиль. Костюм. Конструкция, декор»

Методические пособия, презентация, раздаточный материал

Банк презентационных материалов, папка с раздаточными

материалами

6. «Интерьер с одной

точкой схода. Интерьер с двумя точками схода»

Презентация, методич. пособия

Банк презентационных материалов

7.«Стиль романтизм»

Презентация, методич.

пособия

Банк презентационных

материалов

8. Беседы о

художниках: «Ф. Толстой»

Презентация

Банк презентационных

материалов

9. «Художники-модельеры

20 века»

Презентация

Банк презентационных

материалов

10. «К. Брюллов»

Презентация

Банк презентационных

материалов



11. «И. Суриков»,

Презентация

Банк презентационных

материалов

12. «А. Венецианов и его ученики»

Презентация

Банк презентационных материалов

13. Видеозанятие:

«Дизайнеры современности»

видеофильм

видеотека

14. Мастер-класс:

«Масляная живопись. Пейзаж»

Раздаточные материалы

Папка с раздаточными материалами

15. «Акриловая живопись.

Романтический пейзаж с архитектурой»

Раздаточные материалы

Папка с раздаточными материалами

















































2