Приложение 2.2.4
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЛИЦЕЙ №1» Г.ВОРКУТЫ
РАССМОТРЕНА лицейским методическим объединением учителей естественно-научного цикла Протокол № 1 от «31» августа 2018 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МОУ «Лицей №1» г. Воркуты ______________ Л.С. Комарова «31» августа 2018 г. |
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Реальная геометрия»
основного общего образования
7 класс
срок реализации программы: 1 год
Рабочая программа курса внеурочной деятельности составлена
в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом
основного общего образования,
с учетом Примерной основной образовательной программы основного общего образования
(в действующей редакции)
| Составитель: Курылева С.С., учитель математики, первой квалификационной категории |
Воркута
2018
Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Практикум по математике» по общеинтеллектуальному направлению разработана:
в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (ред. от 02.02.2016)
на основе:
- требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования МОУ «СОШ № 23» г.Воркуты,
с учетом:
- Примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 N 1/15 (ред. протокола № 3/15 от 28.10.2015),
При изучении данного курса предусматриваются межпредметные связи с учебным предметом геометрия.
Цели:
- развитие пространственного воображения и логического мышления с помощью ознакомления со свойствами геометрических фигур; знакомство с геометрией как с инструментом познания и преобразования окружающего мира;
- формирование информационной геометрической грамотности учащихся на основе самостоятельных исследований объектов и явлений окружающего мира и научного знания.
- воспитанию активности личности, культуры общения и нормативного поведения в социуме.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
«Реальная геометрия»
Планируемые результаты освоения программы включают следующие направления: формирование универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных), учебную и общепользовательскую ИКТ-компетентность учащихся, опыт проектной деятельности, навыки работы с информацией.
Личностные результаты:
готовность и способность учащихся к саморазвитию;
мотивация деятельности;
самооценка на основе критериев успешности этой деятельности;
навыки сотрудничества в разных ситуациях, умения не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества
Познавательные УУД:
- умения осуществлять контроль по образцу и вносить коррективы;
- умения устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения и выводы;
- умения понимать и использовать математические средства наглядности (чертежи, схемы);
- умения самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных задач
Коммуникативные УУД:
- развития способности организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками
Предметные результаты:
овладение геометрическим языком, развитие умения использовать его для описания предметов окружающего мира;
развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;
умение выполнять измерение длин, расстояний, величин углов, с помощью инструментов для измерений длин и углов;
усвоение элементарных знаний о плоских и объемных фигурах и их свойствах, а также развитие умения на наглядном уровне применять знания о них для решения простейших геометрических и практических задач (оперировать на базовом уровне понятиями: фигура, точка, отрезок, прямая, луч, ломаная, угол, многоугольник, треугольник и четырёхугольник, прямоугольник и квадрат, окружность и круг, прямоугольный параллелепипед, куб, шар; вычислять площади прямоугольников, квадратов, объёмы прямоугольных параллелепипедов, кубов; вычислять расстояния на местности в стандартных ситуациях, площади участков прямоугольной формы, объёмы комнат)
формирование умения изображать геометрические фигуры от руки, с помощью линейки и циркуля, с помощью компьютерных инструментов, выполнять простейшие построения и измерения на местности, необходимые в реальной жизни;
умение извлекать, интерпретировать и преобразовывать информацию о геометрических фигурах, представленную на чертежах;
формирование умения оценивать размеры реальных объектов окружающего мира.
Содержание курса внеурочной деятельности
Содержание курса | Форма организации | Вид деятельности |
Введение. Фигуры на плоскости (2 часа) |
Первые шаги в геометрии. Зарождение и развитие геометрической науки. Простейшие геометрические фигуры. | Занятие-практикум | Познавательная, исследовательская |
Отрезок. Конструирование из отрезков (4 часа) |
Вычисление длин отрезков. Ломаная в окружающем нас мире. Лабиринты. Периметры многоугольников | Занятие-практикум | Познавательная, исследовательская |
Углы (3 часа) |
Вычисление углов между спицами, количества спиц в колесе. Циферблат. | Занятие-практикум | Познавательная, исследовательская |
Фигуры в пространстве (6 часов) |
Пространство и размерность. Мир трёх измерений. Фигуры и взаимное расположение фигур в пространстве. Перспектива. Правильные многогранники. Куб и его свойства. Фигурки из кубиков и их частей. Игры и головоломки с кубом и параллелепипедом. Развертка куба и параллелепипеда и изготовление фигур из них. Оригами. Изготовление различных фигурок из бумаги. | Занятие-практикум, лабораторная работа, проект | Проектная, исследовательская |
Измерения геометрических величин (17 часов) |
В царстве измерений. Измерение площадей. Прямоугольный треугольник. Теорема Пифагора. | Занятие-практикум | Познавательная, исследовательская |
Фигуры в пространстве. Площадь поверхности прямоугольного параллелепипеда. Измерение объёмов, единицы измерения. Способы нахождения площади поверхности и объема комбинированных фигур | Занятие-практикум, работа в группах | Познавательная, исследовательская, проблемно-ценностное общение |
Строим дом, делаем ремонт, обустраиваем участок с помощью геометрии | Проект, работа в группах | Проектная, проблемно-ценностное общение, |
Итоговые занятия (3 часа) |
Защита проектов, заслушивание сообщений, мини-докладов. Итоговое занятие | Творческий отчет, беседа | Проблемно-ценностное общение, познавательная |
Тематическое планирование
№ п/п | Название цикла, темы | Кол-во часов | В том числе |
Теория | Практика |
Введение. Фигуры на плоскости (2 часа) |
1 | Первые шаги в геометрии. Зарождение и развитие геометрической науки | 1 | 1 | |
2 | Простейшие геометрические фигуры | 1 | 0,5 | 0,5 |
Отрезок. Конструирование из отрезков (4 часа) |
3 | Вычисление длин отрезков | 1 | 0,5 | 0,5 |
4 | Ломаная в окружающем нас мире. Лабиринты | 1 | 0,5 | 0,5 |
5,6 | Периметры многоугольников. Длина забора | 2 | 0,5 | 1,5 |
Углы (3 часа) |
7 | Вычисление углов между спицами, количества спиц в колесе | 1 | | 1 |
8,9 | Циферблат | 2 | | 2 |
Фигуры в пространстве (6 часов) |
10 | Пространство и размерность. Мир трёх измерений. Фигуры и взаимное расположение фигур в пространстве. Перспектива | 1 | 0,5 | 0,5 |
11 | Правильные многогранники. Куб и его свойства | 1 | 0,5 | 0,5 |
12 | Фигурки из кубиков и их частей | 1 | | 1 |
13 | Игры и головоломки с кубом и параллелепипедом | 1 | | 1 |
14 | Развертка куба и параллелепипеда и изготовление фигур из них | 1 | | 1 |
15 | Оригами. Изготовление различных фигурок из бумаги | 1 | 0,5 | 0,5 |
Измерения геометрических величин (17 часов) |
16-18 | В царстве измерений. Измерение площадей | 3 | 0,5 | 2,5 |
19-21 | Прямоугольный треугольник. Теорема Пифагора | 3 | 1 | 2 |
22-24 | Фигуры в пространстве. Площадь поверхности прямоугольного параллелепипеда | 3 | 1 | 2 |
25,26 | Измерение объёмов, единицы измерения | 2 | 0,5 | 1,5 |
27-32 | Строим дом, делаем ремонт, обустраиваем участок с помощью геометрии | 6 | | 6 |
Итоговые занятия (3 часа) |
33,34 | Защита проектов, заслушивание сообщений, мини-докладов | 2 | | 2 |
35 | Итоговое занятие | 1 | | 1 |
| ИТОГО | 35 | 7,5 | 27,5 |