СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа курса внеурочной деятельности «Решение нестандартных задач по математике»

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа курса внеурочной деятельности «Решение нестандартных задач по математике»»


























Программа

курса внеурочной деятельности

«Решение нестандартных задач по математике»


(общеинтеллектуальное направление)

9класс




















Киселевск 2021



Содержание

1.Планируемые результаты курса внеурочной деятельности………….3

2.Содержание курса внеурочной деятельности с указанием

форм организации и видов деятельности ………………………………4

3. Тематическое планирование……………………… …………………11








































Итоговый письменный экзамен по алгебре за курс основной школы сдают все учащиеся 9-х классов. С 2005 года в России появилась новая форма организации и проведения этого экзамена ГИА. С 2014 года он стал называться ОГЭ. Экзамен состоит из двух частей: на выполнение каждой части дается ограниченное количество времени; первая часть экзаменационной работы содержит задания в тестовой форме; вторая часть – в традиционной форме; оценивание работы осуществляется баллами, а затем отметкой.

Структура экзаменационной работы и организация проведения экзамена отличаются от традиционной системы аттестации. Первая часть работы состоит из 2блоков: Алгебра, Геометрия, поэтому и подготовка к экзамену должна быть другой.

В школах подготовка к экзаменам осуществляется на уроках, а также во внеурочное время: на дополнительных занятиях и индивидуальных занятиях. Оптимальной формой подготовки к экзаменам являются дополнительные занятия, которые позволяют повторить, расширить и углубить изучаемый материал по школьному курсу, развивают мышление и исследовательские знания учащихся; формируют базу общих универсальных приемов и подходов к решению заданий соответствующих типов.

  1. Планируемые результаты курса внеурочной деятельности.

Подготовить учащихся к сдаче ОГЭ в соответствии с требованиями, предъявляемыми новыми образовательными стандартами. Формирование у учащихся умения рассуждать, доказывать и осуществлять поиск решений алгебраических задач на материале алгебраического компонента 9 класса; формирование опыта творческой деятельности, развитие мышления и математических способностей школьников. Задачи курса: систематизация, обобщение и углубление учебного материала, изученного на уроках алгебры в 7–9 классах; развитие познавательного интереса школьников к изучению математики; формирование процессуальных черт их творческой деятельности; продолжение работы по ознакомлению учащихся с общими и частными эвристическими приемами поиска решения стандартных и нестандартных задач; развитие логического мышления и интуиции учащихся; расширение сфер ознакомления с нестандартными методами решения алгебраических задач. Повторить и обобщить знания по алгебре за курс основной общеобразовательной школы; Расширить знания по отдельным темам курса алгебра 5-9 классы; Выработать умение пользоваться контрольно-измерительными материалами.


Срок реализации

Данный курс рассчитан на 35 занятий, из расчета 1 час в неделю.






  1. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием

форм организации и видов деятельности.


Формы и режим работы.


Для работы с учащимися используются следующие формы работы: лекции, практические работы, тестирование, отчет о выполнении индивидуального или группового домашнего задания, возможны различные формы творческой работы учащихся, как например, «защита решения», отчет по результатам «поисковой» работы на страницах книг, журналов, сайтов в Интернете по указанной теме. Занятия будут проводиться во внеурочное время.


Ожидаемые результаты.

На основе поставленных задач предполагается, что учащиеся, достигнут следующих результатов: овладеют общими универсальными приемами и подходами к решению заданий теста. Усвоят основные приемы мыслительного поиска. Учащиеся должны знать некоторые нестандартные приемы решения задач на основе свойств квадратного трехчлена и графических соображений; исследование корней квадратного трехчлена Учащиеся должны уметь уверенно находить корни квадратного трехчлена, выбирая при этом рациональные способы решения; преобразовывать квадратный трехчлен (разложение на линейные множители, выделение квадрата двучлена); уверенно владеть системой определений, теорем, алгоритмов; проводить самостоятельное исследование корней квадратного трехчлена; решать типовые задачи с параметром, требующие исследования расположения корней квадратного трехчлена; методы построения графиков функций; математически определенные функции могут описывать реальные зависимости и процессы; об обратных функциях и свойствах взаимно обратных функций. Учащиеся должны уметь: приводить примеры зависимостей и процессов; строить и читать графики; переносить знания и умения в новую, нестандартную ситуацию.

2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности.

№ п/п

Название темы

Кол-во

часов

Основное содержание

темы, термины и понятия

Формы организации учебных занятий

Основные виды учебной деятельности

1.

Числа и выражения

3

Преобразование выражений. Свойства степени с натуральным и целым показателями. Свойства арифметического квадратного корня. Стандартный вид числа. Формулы сокращённого умножения. Приёмы разложения на множители. Выражение переменной из формулы. Нахождение значений переменной.

Собеседование, консультация, семинар, зачет, практическое занятие.

Слушание объяснений учителя;

слушание и анализ выступлений своих товарищей;

самостоятельная работа с учебником;

анализ формул;

решение текстовых количественных и качественных задач;

решение познавательных задач (проблем), задач практической направленности;

выполнение заданий по разграничению понятий;

систематизация учебного материала;

анализ проблемных ситуаций;

работа в группе.


2.

Уравнения

3

Способы решения различных уравнений (линейных, квадратных и сводимых к ним, дробно-рациональных и уравнений высших степеней).

Собеседование, консультация, семинар, зачет, практическое занятие.

Слушание объяснений учителя;

слушание и анализ выступлений своих товарищей;

самостоятельная работа с учебником;

анализ формул;

решение текстовых количественных и качественных задач;

решение познавательных задач (проблем), задач практической направленности;

выполнение заданий по разграничению понятий;

систематизация учебного материала;

анализ проблемных ситуаций;

работа в группе.


3.

Системы уравнений

3

Различные методы решения систем уравнений (графический, метод подстановки, метод сложения). Применение специальных приёмов при решении систем уравнений.

Собеседование, консультация, семинар, зачет, практическое занятие.

Слушание объяснений учителя;

слушание и анализ выступлений своих товарищей;

самостоятельная работа с учебником;

анализ формул;

решение текстовых количественных и качественных задач;

решение познавательных задач (проблем), задач практической направленности;

выполнение заданий по разграничению понятий;

систематизация учебного материала;

анализ проблемных ситуаций;

работа в группе.


4.

Неравенства

3

Способы решения различных неравенств (числовых, линейных, квадратных). Системы неравенств.

Собеседование, консультация, семинар, зачет, практическое занятие.

Слушание объяснений учителя;

слушание и анализ выступлений своих товарищей;

самостоятельная работа с учебником;

анализ формул;

решение текстовых количественных и качественных задач;

решение познавательных задач (проблем), задач практической направленности;

выполнение заданий по разграничению понятий;

систематизация учебного материала;

анализ проблемных ситуаций;

работа в группе.


5.

Координаты и графики

3

Установление соответствия между графиком функции и её аналитическим заданием. Уравнения прямых, парабол, гипербол. Геометрический смысл коэффициентов для уравнений прямой и параболы.

Собеседование, консультация, семинар, зачет, практическое занятие.

Слушание объяснений учителя;

слушание и анализ выступлений своих товарищей;

самостоятельная работа с учебником;

анализ формул;

решение текстовых количественных и качественных задач;

решение познавательных задач (проблем), задач практической направленности;

выполнение заданий по разграничению понятий;

систематизация учебного материала;

анализ проблемных ситуаций;

работа в группе.


6.

Текстовые задачи

5

Задачи на проценты. Задачи на «движение», на «концентрацию», на «смеси и сплавы», на «работу».

Собеседование, консультация, семинар, зачет, практическое занятие.

Слушание объяснений учителя;

слушание и анализ выступлений своих товарищей;

самостоятельная работа с учебником;

анализ формул;

решение текстовых количественных и качественных задач;

решение познавательных задач (проблем), задач практической направленности;

выполнение заданий по разграничению понятий;

систематизация учебного материала;

анализ проблемных ситуаций;

работа в группе.


7.

Решение геометрических задач

5

Фигуры и их свойства. Площади фигур. Окружность, вписанная и описанная в треугольник. Четырехугольник.

Собеседование, консультация, семинар, зачет, практическое занятие.

Слушание объяснений учителя;

слушание и анализ выступлений своих товарищей;

самостоятельная работа с учебником;

анализ формул;

решение текстовых количественных и качественных задач;

решение познавательных задач (проблем), задач практической направленности;

выполнение заданий по разграничению понятий;

систематизация учебного материала;

анализ проблемных ситуаций;

работа в группе.


8.

Арифметическая и геометрическая прогрессии

4

Определение арифметической и геометрической прогрессий. Рекуррентная формула. Формула n-го члена. Характеристическое свойство. Сумма n первых членов.

Собеседование, консультация, семинар, зачет, практическое занятие.

Слушание объяснений учителя;

слушание и анализ выступлений своих товарищей;

самостоятельная работа с учебником;

анализ формул;

решение текстовых количественных и качественных задач;

решение познавательных задач (проблем), задач практической направленности;

выполнение заданий по разграничению понятий;

систематизация учебного материала;

анализ проблемных ситуаций;

работа в группе.


9.

Решение тестов ОГЭ

6


Собеседование, консультация, семинар, зачет, практическое занятие.

Самостоятельная работа.

















  1. Календарно - тематическое планирование

№ п/п

Тема занятия

Примерные сроки изучения

Коррекция

  1. Числа и выражения (3 часа)

1.

Числа и выражения, содержащие дроби и степени

сентябрь


2.

Числа и выражения, содержащие корни

сентябрь


3.

Числа и выражения, содержащие модули

сентябрь


  1. Уравнения (3 часа)

4.

Квадратные и биквадратные уравнения

сентябрь


5.

Уравнения, содержащие модули

октябрь


6.

Уравнения, содержащие параметры

октябрь


  1. Системы уравнений (3 часа)

7.

Системы уравнений, содержащие дробно - рациональные уравнения

октябрь


8.

Системы уравнений, содержащие линейные и квадратные уравнения

октябрь


9.

Системы уравнений, содержащие более двух линейных уравнений

ноябрь


  1. Неравенства (3 часа)

10.

Неравенства с одной переменной, содержащие квадратичную функцию

ноябрь


11.

Неравенства, содержащие модуль

ноябрь


12.

Неравенства, содержащие параметры

декабрь


  1. Координаты и графики (3 часа)

13.

Координаты и графики. Построение графиков, содержащих модуль

декабрь


14.

Координаты и графики. Построение графиков, содержащих параметры

декабрь


15.

Координаты и графики. Решение задач по графической интерпретации

декабрь


  1. Текстовые задачи (5 часов)

16.

Текстовые задачи «на движение по суше»

январь


17.

Текстовые задачи «на движение по воде»

январь


18.

Текстовые задачи «на работу»


январь


19.

Текстовые задачи «на проценты»

февраль


20.

Текстовые задачи «на смеси и сплавы»

февраль


  1. Решение геометрических задач (5 часов)

21.

Решение геометрических задач по теме: «Нахождение углов фигур»

февраль


22.

Решение геометрических задач по теме: «Нахождение длин сторон»

февраль


23.

Решение геометрических задач по теме: «Решение треугольников»

февраль


24.

Решение геометрических задач по теме: «Теорема синусов»

март


25.

Решение геометрических задач по теме: «Теорема косинусов»



  1. Арифметическая и геометрическая прогрессии (4 часа)

26.

Арифметическая прогрессия

март


27.

Арифметическая прогрессия

март


28.

Геометрическая прогрессия

апрель


29.

Геометрическая прогрессия

апрель


Решение тестов ОГЭ (6 часов)

30.

Решение тестов ОГЭ. Теорема Птолемея

апрель


31.

Решение тестов ОГЭ. Теорема Фалеса

апрель


32.

Решение тестов ОГЭ. Теорема Менелая

май


33.

Решение тестов ОГЭ. Теорема Чевы

май


34.

Решение тестов ОГЭ. Теоремы об углах и отрезках, связанных с окружностью

1май


35.

Урок обобщение и систематизация знаний

май





























4.Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения


образовательного процесса


Учебно-методическое обеспечение:

Класс

Учебно-методическое обеспечение (учебно-методическая литература, учебно-наглядные пособия, средства контроля)

9

ФИПИ, открытый банк ОГЭ



Семенов, Ященко. Типовые тестовые задания ОГЭ 2017


Сайт Александра Ларина


Сайт Дмитрия Гущина








Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:

1. Телесистема

2. Презентации

3. Набор таблиц

4. Набор геометрических тел.



6



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!