Программа
курса внеурочной деятельности
«Решение нестандартных задач по математике»
(общеинтеллектуальное направление)
9класс
Киселевск 2021
Содержание
1.Планируемые результаты курса внеурочной деятельности………….3
2.Содержание курса внеурочной деятельности с указанием
форм организации и видов деятельности ………………………………4
3. Тематическое планирование……………………… …………………11
Итоговый письменный экзамен по алгебре за курс основной школы сдают все учащиеся 9-х классов. С 2005 года в России появилась новая форма организации и проведения этого экзамена ГИА. С 2014 года он стал называться ОГЭ. Экзамен состоит из двух частей: на выполнение каждой части дается ограниченное количество времени; первая часть экзаменационной работы содержит задания в тестовой форме; вторая часть – в традиционной форме; оценивание работы осуществляется баллами, а затем отметкой.
Структура экзаменационной работы и организация проведения экзамена отличаются от традиционной системы аттестации. Первая часть работы состоит из 2блоков: Алгебра, Геометрия, поэтому и подготовка к экзамену должна быть другой.
В школах подготовка к экзаменам осуществляется на уроках, а также во внеурочное время: на дополнительных занятиях и индивидуальных занятиях. Оптимальной формой подготовки к экзаменам являются дополнительные занятия, которые позволяют повторить, расширить и углубить изучаемый материал по школьному курсу, развивают мышление и исследовательские знания учащихся; формируют базу общих универсальных приемов и подходов к решению заданий соответствующих типов.
Планируемые результаты курса внеурочной деятельности.
Подготовить учащихся к сдаче ОГЭ в соответствии с требованиями, предъявляемыми новыми образовательными стандартами. Формирование у учащихся умения рассуждать, доказывать и осуществлять поиск решений алгебраических задач на материале алгебраического компонента 9 класса; формирование опыта творческой деятельности, развитие мышления и математических способностей школьников. Задачи курса: систематизация, обобщение и углубление учебного материала, изученного на уроках алгебры в 7–9 классах; развитие познавательного интереса школьников к изучению математики; формирование процессуальных черт их творческой деятельности; продолжение работы по ознакомлению учащихся с общими и частными эвристическими приемами поиска решения стандартных и нестандартных задач; развитие логического мышления и интуиции учащихся; расширение сфер ознакомления с нестандартными методами решения алгебраических задач. Повторить и обобщить знания по алгебре за курс основной общеобразовательной школы; Расширить знания по отдельным темам курса алгебра 5-9 классы; Выработать умение пользоваться контрольно-измерительными материалами.
Срок реализации
Данный курс рассчитан на 35 занятий, из расчета 1 час в неделю.
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием
форм организации и видов деятельности.
Формы и режим работы.
Для работы с учащимися используются следующие формы работы: лекции, практические работы, тестирование, отчет о выполнении индивидуального или группового домашнего задания, возможны различные формы творческой работы учащихся, как например, «защита решения», отчет по результатам «поисковой» работы на страницах книг, журналов, сайтов в Интернете по указанной теме. Занятия будут проводиться во внеурочное время.
Ожидаемые результаты.
На основе поставленных задач предполагается, что учащиеся, достигнут следующих результатов: овладеют общими универсальными приемами и подходами к решению заданий теста. Усвоят основные приемы мыслительного поиска. Учащиеся должны знать некоторые нестандартные приемы решения задач на основе свойств квадратного трехчлена и графических соображений; исследование корней квадратного трехчлена Учащиеся должны уметь уверенно находить корни квадратного трехчлена, выбирая при этом рациональные способы решения; преобразовывать квадратный трехчлен (разложение на линейные множители, выделение квадрата двучлена); уверенно владеть системой определений, теорем, алгоритмов; проводить самостоятельное исследование корней квадратного трехчлена; решать типовые задачи с параметром, требующие исследования расположения корней квадратного трехчлена; методы построения графиков функций; математически определенные функции могут описывать реальные зависимости и процессы; об обратных функциях и свойствах взаимно обратных функций. Учащиеся должны уметь: приводить примеры зависимостей и процессов; строить и читать графики; переносить знания и умения в новую, нестандартную ситуацию.
2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности.
№ п/п | Название темы | Кол-во часов | Основное содержание темы, термины и понятия | Формы организации учебных занятий | Основные виды учебной деятельности |
1. | Числа и выражения | 3 | Преобразование выражений. Свойства степени с натуральным и целым показателями. Свойства арифметического квадратного корня. Стандартный вид числа. Формулы сокращённого умножения. Приёмы разложения на множители. Выражение переменной из формулы. Нахождение значений переменной. | Собеседование, консультация, семинар, зачет, практическое занятие. | Слушание объяснений учителя; слушание и анализ выступлений своих товарищей; самостоятельная работа с учебником; анализ формул; решение текстовых количественных и качественных задач; решение познавательных задач (проблем), задач практической направленности; выполнение заданий по разграничению понятий; систематизация учебного материала; анализ проблемных ситуаций; работа в группе. |
2. | Уравнения | 3 | Способы решения различных уравнений (линейных, квадратных и сводимых к ним, дробно-рациональных и уравнений высших степеней). | Собеседование, консультация, семинар, зачет, практическое занятие. | Слушание объяснений учителя; слушание и анализ выступлений своих товарищей; самостоятельная работа с учебником; анализ формул; решение текстовых количественных и качественных задач; решение познавательных задач (проблем), задач практической направленности; выполнение заданий по разграничению понятий; систематизация учебного материала; анализ проблемных ситуаций; работа в группе. |
3. | Системы уравнений | 3 | Различные методы решения систем уравнений (графический, метод подстановки, метод сложения). Применение специальных приёмов при решении систем уравнений. | Собеседование, консультация, семинар, зачет, практическое занятие. | Слушание объяснений учителя; слушание и анализ выступлений своих товарищей; самостоятельная работа с учебником; анализ формул; решение текстовых количественных и качественных задач; решение познавательных задач (проблем), задач практической направленности; выполнение заданий по разграничению понятий; систематизация учебного материала; анализ проблемных ситуаций; работа в группе. |
4. | Неравенства | 3 | Способы решения различных неравенств (числовых, линейных, квадратных). Системы неравенств. | Собеседование, консультация, семинар, зачет, практическое занятие. | Слушание объяснений учителя; слушание и анализ выступлений своих товарищей; самостоятельная работа с учебником; анализ формул; решение текстовых количественных и качественных задач; решение познавательных задач (проблем), задач практической направленности; выполнение заданий по разграничению понятий; систематизация учебного материала; анализ проблемных ситуаций; работа в группе. |
5. | Координаты и графики | 3 | Установление соответствия между графиком функции и её аналитическим заданием. Уравнения прямых, парабол, гипербол. Геометрический смысл коэффициентов для уравнений прямой и параболы. | Собеседование, консультация, семинар, зачет, практическое занятие. | Слушание объяснений учителя; слушание и анализ выступлений своих товарищей; самостоятельная работа с учебником; анализ формул; решение текстовых количественных и качественных задач; решение познавательных задач (проблем), задач практической направленности; выполнение заданий по разграничению понятий; систематизация учебного материала; анализ проблемных ситуаций; работа в группе. |
6. | Текстовые задачи | 5 | Задачи на проценты. Задачи на «движение», на «концентрацию», на «смеси и сплавы», на «работу». | Собеседование, консультация, семинар, зачет, практическое занятие. | Слушание объяснений учителя; слушание и анализ выступлений своих товарищей; самостоятельная работа с учебником; анализ формул; решение текстовых количественных и качественных задач; решение познавательных задач (проблем), задач практической направленности; выполнение заданий по разграничению понятий; систематизация учебного материала; анализ проблемных ситуаций; работа в группе. |
7. | Решение геометрических задач | 5 | Фигуры и их свойства. Площади фигур. Окружность, вписанная и описанная в треугольник. Четырехугольник. | Собеседование, консультация, семинар, зачет, практическое занятие. | Слушание объяснений учителя; слушание и анализ выступлений своих товарищей; самостоятельная работа с учебником; анализ формул; решение текстовых количественных и качественных задач; решение познавательных задач (проблем), задач практической направленности; выполнение заданий по разграничению понятий; систематизация учебного материала; анализ проблемных ситуаций; работа в группе. |
8. | Арифметическая и геометрическая прогрессии | 4 | Определение арифметической и геометрической прогрессий. Рекуррентная формула. Формула n-го члена. Характеристическое свойство. Сумма n первых членов. | Собеседование, консультация, семинар, зачет, практическое занятие. | Слушание объяснений учителя; слушание и анализ выступлений своих товарищей; самостоятельная работа с учебником; анализ формул; решение текстовых количественных и качественных задач; решение познавательных задач (проблем), задач практической направленности; выполнение заданий по разграничению понятий; систематизация учебного материала; анализ проблемных ситуаций; работа в группе. |
9. | Решение тестов ОГЭ | 6 | | Собеседование, консультация, семинар, зачет, практическое занятие. | Самостоятельная работа. |
Календарно - тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Примерные сроки изучения | Коррекция |
Числа и выражения (3 часа) |
1. | Числа и выражения, содержащие дроби и степени | сентябрь | |
2. | Числа и выражения, содержащие корни | сентябрь | |
3. | Числа и выражения, содержащие модули | сентябрь | |
Уравнения (3 часа) |
4. | Квадратные и биквадратные уравнения | сентябрь | |
5. | Уравнения, содержащие модули | октябрь | |
6. | Уравнения, содержащие параметры | октябрь | |
Системы уравнений (3 часа) |
7. | Системы уравнений, содержащие дробно - рациональные уравнения | октябрь | |
8. | Системы уравнений, содержащие линейные и квадратные уравнения | октябрь | |
9. | Системы уравнений, содержащие более двух линейных уравнений | ноябрь | |
Неравенства (3 часа) |
10. | Неравенства с одной переменной, содержащие квадратичную функцию | ноябрь | |
11. | Неравенства, содержащие модуль | ноябрь | |
12. | Неравенства, содержащие параметры | декабрь | |
Координаты и графики (3 часа) |
13. | Координаты и графики. Построение графиков, содержащих модуль | декабрь | |
14. | Координаты и графики. Построение графиков, содержащих параметры | декабрь | |
15. | Координаты и графики. Решение задач по графической интерпретации | декабрь | |
Текстовые задачи (5 часов) |
16. | Текстовые задачи «на движение по суше» | январь | |
17. | Текстовые задачи «на движение по воде» | январь | |
18. | Текстовые задачи «на работу» | январь | |
19. | Текстовые задачи «на проценты» | февраль | |
20. | Текстовые задачи «на смеси и сплавы» | февраль | |
Решение геометрических задач (5 часов) |
21. | Решение геометрических задач по теме: «Нахождение углов фигур» | февраль | |
22. | Решение геометрических задач по теме: «Нахождение длин сторон» | февраль | |
23. | Решение геометрических задач по теме: «Решение треугольников» | февраль | |
24. | Решение геометрических задач по теме: «Теорема синусов» | март | |
25. | Решение геометрических задач по теме: «Теорема косинусов» | | |
Арифметическая и геометрическая прогрессии (4 часа) |
26. | Арифметическая прогрессия | март | |
27. | Арифметическая прогрессия | март | |
28. | Геометрическая прогрессия | апрель | |
29. | Геометрическая прогрессия | апрель | |
Решение тестов ОГЭ (6 часов) |
30. | Решение тестов ОГЭ. Теорема Птолемея | апрель | |
31. | Решение тестов ОГЭ. Теорема Фалеса | апрель | |
32. | Решение тестов ОГЭ. Теорема Менелая | май | |
33. | Решение тестов ОГЭ. Теорема Чевы | май | |
34. | Решение тестов ОГЭ. Теоремы об углах и отрезках, связанных с окружностью | 1май | |
35. | Урок обобщение и систематизация знаний | май | |
4.Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения
образовательного процесса
Учебно-методическое обеспечение:
Класс | Учебно-методическое обеспечение (учебно-методическая литература, учебно-наглядные пособия, средства контроля) |
9 | ФИПИ, открытый банк ОГЭ |
| Семенов, Ященко. Типовые тестовые задания ОГЭ 2017 |
| Сайт Александра Ларина |
| Сайт Дмитрия Гущина |
| |
| |
| |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:
1. Телесистема
2. Презентации
3. Набор таблиц
4. Набор геометрических тел.
6