СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа курса внеурочной деятельности "Сказкотерапия"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа курса внеурочной деятельности "Сказкотерапия"»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Техно - Школа имени В.П. Савиных» г. Перми









Программа

по внеурочной деятельности в ГПД с детьми ОВЗ

«Сказкотерапия»







Составитель:

Волкова В. А.


















г. Пермь, 2021 г.

Пояснительная записка

Данная коррекционная программа рассчитана для детей с ограниченными возможностями здоровья. У них наблюдается недоразвитие познавательной деятельности как основной признак, симптом умственной отсталости и некоторые особенности эмоционально – волевой сферы. Эмоции «особых детей» неустойчивы, изменчивы. На одно и то же повторяющееся явление, они могут реагировать по-разному. Поэтому необходимо перед рассказыванием сказки создать положительный эмоциональный настрой, успокоить ребенка, ввести его в состояние волшебства, заинтересованности увидеть и услышать что-то необычное.

Сказка играет большую роль в коррекции эмоциональной сферы таких детей. Эмоциональный фон, который создает психолог при чтении сказки, смена голосов персонажей, отражение на лице психолога эмоциональных состояний персонажей сказки – все это способствует тому, что ребенок, бессознательно начинает «отражать» на своем лице те чувства, которые он испытывает при прослушивании сказки.

Сказка оказывает корригирующее воздействие на эмоциональную сферу детей.

Сказка не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, но и побуждает их к речевому контакту. Ее значение расширяется до понятия «социальная адаптация», а значит, сказка играет важную роль в коррекции и подготовке детей к жизни и труду.

Цель - развитие эмоциональной сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья; -развитие внимания, памяти, мышления, устной, монологической и диалогической речи; -развитие волевой сферы, эмпатии и толерантности. - умение узнавать и различать персонажей из сказок; - воспитание умственной активности, интереса к учебной деятельности.

Задачи:

  • Вызвать у детей потребность в эмоциональном общении посредством сказки.

  • Узнавать предметы по словесному описанию без опоры на зрительное восприятие предметов.

  • Развитие пространственной ориентировки с опорой на зрительное восприятие предметов.

  • Учить выделять предметы в группу (сказку), опираясь на зрительный образ.

  • Понимать эмоциональные состояния сказочных персонажей, осуществлять перенос знаний об эмоциональных состояниях на конкретные образы.

  • Формировать навыки речевого общения.

Воспитательно-развивающие задачи сказкотерапии

1. Воспитание у детей положительных нравственных качеств.

2. Умение последовательно и правильно излагать свои мысли в устной речи.

3. Развитие разговорно - диалогической и монологической речи.

4. Научить детей анализировать, находить сходство и различие в сказочных персонажах.

5. Развивать у детей умение имитировать речь и движения сказочных героев.

6. Развивать психофизические процессы (внимание, память , мышление и т.д.).

7. Инсценировка сказок способствует развитию выразительности, образности речи, формированию необходимого ритма и темпа.

Нормативно-правовая база:

1. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);

2. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599) Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 февраля 2015 г. ;

3. Приказы Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373, от 17.12.2010 № 1897, от 17.05.2012 № 413

4. Примерная адаптированная основная образовательная программа общего образования, разработанная на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью,

5. Устав образовательной организации.

Формы организации работы учащихся:

1. Индивидуальная

2. Коллективная - фронтальная - парная - групповая

Формы учебных занятий:

  • игры ролевые

  • диалоги и беседы

  • викторины

  • настольные игры

  • прослушивание и просматривание сказок

  • рисование сказочных персонажей

Основные этапы работы над сказкой

1. Знакомство с персонажами сказки.

2. Знакомство с главным героем сказки.

3. Первичное рассказывание сказки.

4. Вторичное рассказывание сказки.

5. Анализ сказки.

6. Стимулирование подсказок детьми. Повторное рассказывание сказки.

7. Совместное рассказывание сказки учителем и ребенком.

8. Проведение игр

Личностные и предметные результаты: в структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.

  • действие смыслообразования (интерес, мотивация)

  • действие нравственно-этического оценивания ( "что такое хорошо, что такое плохо")

  • формирование личного, эмоционального отношения к себе и окружающему миру

  • формирование желания выполнять учебные действия

  • использование фантазии, воображения при выполнении учебных действий

 

АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. 

Минимальный уровень:

  • осознанное и правильное чтение текст вслух по слогам и целыми словами;

  • участие в коллективной работе по оценке поступков героев и событий;

  • участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;

  • восприятие на слух сказок и; ответы на вопросы учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный материал;

  • пересказ содержания прочитанного текста по вопросам;

Достаточный уровень:

  • понимание содержания небольших по объему сказок,

  • чтение сказки после предварительного анализа вслух целыми словами (сложные по семантике и структуре слова ― по слогам) с соблюдением пауз, с соответствующим тоном голоса и темпом речи;

  • ответы на вопросы учителя по прочитанному тексту;

  • определение основной мысли сказки после предварительного его анализа;

  • чтение сказки молча с выполнением заданий учителя;

  • определение главных действующих лиц произведения; элементарная оценка их поступков;

  • чтение диалогов по ролям с использованием некоторых средств устной выразительности (после предварительного разбора);

  • пересказ сказки по частям с опорой на вопросы учителя, картинный план или иллюстрацию;

  • выразительное чтение наизусть 7-8 стихотворений.

  • выбор правильных средств интонации с опорой на образец речи учителя и анализ речевой ситуации;

  • участие в коллективном составлении рассказа или сказки по темам речевых ситуаций.

Методическая литература:

1. "Воспитание сказкой" Л.Б.Фесюкова. Москва "Фолио" 2000г.

2. "Сказкотерапия" И.В.Вачков. (Ось -89)

3. "Практикум по сказкотерапии" Т.Д.Зинкевич - Евстиииигнеева. (2001г. Санкт - Петербург "Речь".

4. Игры со сказками. Школа Олеси Жуковой. Санкт - Петербург "ОЛМА - ПРЕСС- 2003г.

5."Читаем сказки с логопедом" О.Г. Ивановская .Санкт-Петербург издательство "Каро" 2007г.


Тематическое планирование по сказкотерапии

Тема урока

Мир сказок. (вводная беседа)

Сказки о животных. "Курочка Ряба"

Настольный театр сказка "Курочка Ряба"

Сказка "Теремок"

Настольный театр сказка "Теремок"

Рисуем сказочного персонажа

Рисуем сказочного персонажа

Любимые сказки. (просмотр сказок)

Сказка "Репка"

Настольный театр сказка "Репка"

Сказка Рукавичка"

Театр на ладошке сказка "Рукавичка"

Имитационные игры

Сказка "Лисичка со скалочкой"

Инсценирование сказки "Лисичка со скалочкой"

Викторина по сказкам.

Нарисуй сказочного персонажа.

Сказка "Колобок"

Настольный театр сказка "Колобок"

Прослушивание сказок.

Имитационные игры

Сказка "Лиса и кувшин"

Настольный театр "Лиса и кувшин"

Имитационные игры.

Сказка "Волк и семеро козлят"

Сказки о животных. "Заяц Хваста"

Театр на столе сказка "Заяц Хваста"

Сказка "Лиса и заяц"

Театр на ладошке сказка "Лиса и заяц"

"Как счастлив человек, когда он знает, может..."

Прослушивание сказок.

Имитационные игры

Игра "Расскажем сказку вместе"

Угадай героя сказки.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!