СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа курса внеурочной деятельности "Умелые ручки" 1-4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа курса внеурочной деятельности "Умелые ручки" 1-4 класс»

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования Саратовской области

Управление образования администрации Красноармейского муниципального района

МБОУ «СОШ №2 г. Красноармейска»





РАССМОТРЕНО

на заседании методического совета

Протокол №

от «___» _____20___ г.

СОГЛАСОВАНО

заместитель директора по ВР

(ФИО)

« » 20___ г.

УТВЕРЖДЕНО

директор МБОУ "СОШ №2 г.Красноармейска»"

(ФИО)

ПРИКАЗ №_____

от «___» _____20___ г.










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности


Название «Умелые ручки»



Направление общекультурное


Класс 1-4

















ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа «Умелые ручки» разработана для занятий с учащимися 1-4 классов в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования и ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся.  В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитанию у них интереса к активному познанию истории материальной культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду. 



Цели программы:

развитие личности обучающихся через творческую деятельность, формирование художественно-творческих способностей детей через обеспечение эмоционально-образного восприятия действительности, развитие эстетических чувств и представлений;

формирование представлений о роли труда в жизнедеятельности человека и его социальной значимости, видах труда, первоначальных представлений о мире профессий, потребности в творческом труде;

воспитание трудолюбия, усидчивости, терпения, инициативности, сознательности, уважительного отношения к людям и результатам труда, коммуникативности и причастности к коллективной трудовой деятельности;

создание условий для творческой самореализации ребёнка, повышения его интеллектуальных способностей.



Задачи программы:

развивать творческие способности обучающихся;

прививать интерес к искусству, развивать познавательную активность детей;

воспитывать культуру труда, пространственное мышление;

воспитывать эстетические представления и трудолюбие, умение наблюдать и выделять характерные черты изготавливаемой поделки;

формировать гуманные начала жизни в социуме через совместную целенаправленную коллективно - распределенную деятельность;

воспитывать умение контактировать со сверстниками в творческой деятельности;

формировать потребности в приобретении навыков самообслуживания и взаимопомощи;

выработать необходимые практические умения и навыки;

учить детей делать свои работы общественно значимыми;

совершенствовать трудовые умения и навыки;

подготовить детей к дальнейшему самообразованию и самосовершенствованию.

Актуальность и практическая значимость программы.

 Занятия художественной практической деятельностью, по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребенка. Очень важно обращать внимание на формирование у обучающихся потребностей в приобретении навыков самообслуживания и взаимопомощи. В силу того, что каждый ребенок является неповторимой индивидуальностью со своими психофизиологическими особенностями и эмоциональными предпочтениями, необходимо предоставить ему как можно более полный арсенал средств самореализации. Освоение множества технологических приемов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные возможности и способности, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.

Общая характеристика программы

Декоративно-прикладное искусство как никакой другой вид творческой работы школьников позволяет вооружать учащихся техническими знаниями, развивать у них трудовые умения и навыки, вести психологическую и практическую подготовку к труду, к выбору профессии. Школьник становится участником увлекательного процесса создания полезных и красивых изделий.

Программой предусмотрена организация работы, направленная на формирование творческих отношений внутри коллектива, осуществления дифференцированного подхода к детям различной подготовленности и одаренности. Занятия художественной практической деятельностью, по данной программе решают задачи художественного воспитания, развивают интеллектуально-творческий потенциал ребенка. Освоение множества технологических приемов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные возможности и способности, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.

Важное направление в содержании программы «Умелые ручки» уделяется духовно-нравственному воспитанию младшего школьника. На уровне предметного содержания создаются условия для воспитания:

  • патриотизма: через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов;

  • трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни (привитие детям уважительного отношения к труду, трудовых навыков и умений самостоятельного конструирования и моделирования изделий, навыков творческого оформления результатов своего труда и др.);

  • ценностного отношения к прекрасному, формирования представлений об эстетических ценностях (знакомство обучающихся с художественно-ценными примерами материального мира, восприятие красоты природы, эстетическая выразительность предметов рукотворного мира, эстетика труда, эстетика трудовых отношений в процессе выполнения коллективных художественных проектов);

  • ценностного отношения к природе, окружающей среде (создание из различного материала образов картин природы, животных, бережное отношение к окружающей среде в процессе работы с природным материалом и др.);

  • ценностного отношения к здоровью (освоение приемов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга и т.д.).



В программе реализуются основные задачи, направленные на совершенствование развития, обучения и воспитания подрастающего поколения. Труд обучающихся как на уроках, так и во внеурочное время способствует развитию их восприятия, мышления, играет большую роль в деле воспитания, а также решает задачу профессиональной подготовки.

Первый год обучения определяет содержа­ние и характер совместной работы учителя и учащихся по осозна­нию предстоящей практической деятельности: это анализ конструк­ции изделия, анализ технологии его изготовления, сведения об устройстве, назначении и правилах безопасной работы инструмен­тами, название используемых материалов и ряда их свойств, подле­жащих целенаправленному наблюдению и опытному исследованию.

При обсуждении технологии изготовления изделия первоклас­сники под руководством учителя составляют словесный план, разли­чая только понятия материал и инструмент, поскольку само изготов­ление будет вестись подконтрольно.

Во втором классе руко­водство учителя распространяется уже на обучение распознаванию способов соединения деталей и их размеров, и оперируют учащиеся не только материальными предметами, но и их графическими изо­бражениями: дети учатся читать простейшие эскизы прямоугольной и круглой заготовки, знакомятся с искусством родного края. Второклассники, уже имеющие существенный опыт выполнения операций в первом классе, самос­тоятельно составляют технологическую цепочку из карточек по выполнению работы.

В третьем и четвёртом классах дети самостоятельно выбирают не только вариант работы, но и способ её выполнения: путём эксперимента, по схеме или по выкройке, учатся самостоятельно оценивать свои действия по различным показателям: чувства, которые вызывает работа, количество изделий, новые идеи (творчество), аккуратность, способ действия, сложность, композиция. Занимаясь самоанализом, дети глубже осознают процесс учения. Все виды работ могут выполнять как индивидуально, так и коллективно.  

Практическая работа составляет основную часть времени каждой темы. Она имеет общественно полезную направленность. Состоит из нескольких заданий. На начальном этапе работы – осваивание приёмов – по каждому виду отдельно. Это должны быть небольшие работы по объёму, выполняемые по образцу. Все практические работы детей строятся по принципу от простого к сложному. Они могут быть учебными и творческими. Учебная работа может выполняться по готовому образцу – изделию. При её выполнении учащиеся изучают технологические процессы изготовления изделия, приёмы работы. При выполнении творческих работ предусматривается развитие индивидуальных способностей каждого кружковца в конструкторском, художественном и технологическом исполнении.

Теоретическая работа включает в себя беседы и пояснения по ходу выполнения работы. Чтобы интерес к теории был устойчивым и глубоким, необходимо развивать его постепенно, излагая теоретический материал по мере необходимости применения его к практике. Он может включать в себя – краткое пояснение руководителя кружка по темам занятий с показом дидактического материала и приёмов работы.

Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие учащихся, воспитание у них интереса к различным видам деятельности, получение и развитие определенных профессиональных навыков. Программа дает возможность ребенку как можно более полно представить себе место, роль, значение и применение материала в окружающей жизни.

Программа предназначена для учащихся 1-4 классов и рассчитана на 4 года обучения. Количество часов в год: в 1-м классе – 33 часа, во 2-4 классах по 34 часа.


Форма реализации программы

Приоритет отдается активным формам преподавания. В программе эффективно сочетаются индивидуальные, групповые, фронтальные, коллективные, интегрированные формы работы.

Основные методы и технологии

Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, наблюдение, коллективные и индивидуальные обсуждения, самостоятельная работа. Методы контроля: консультация, доклад, выступление, выставка, презентация, мини-конференция.

Технологии:

  • уровневая дифференциация;

  • проблемное обучение;

  • моделирующая деятельность;

  • поисковая деятельность;

  • информационно-коммуникационные технологии;

  • здоровьесберегающие технологии

В основу программы положены следующие принципы:

  • непрерывное дополнительное образование как механизм обеспечения полноты и цельности образования;

  • связи с жизнью;

  • развитие индивидуальности каждого ребёнка;

  • единство и целостность субъект-субъектных отношений;

  • системная организация управления учебно-воспитательным процессом (систематичность, контролируемость, последовательность, доступность, наглядность, построения программного материала «от простого к сложному»).

Важным условием осуществления политехнического принципа является органическая связь со всеми предметами начальной школы, влияние на повышение качества учебной работы ученика. Например, лепка развивает наблюдательность ребёнка, положительно сказывается на формировании каллиграфических навыков, вырезание по трафарету улучшает глазомер учащегося и т. д.

Формы работы:

  • беседы;

  • рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц;

  • выставки детских работ в школе, селе; выставки работ выпускников;

  • просмотр видеофильмов, компьютерных презентаций, мультфильмов;

  • видеоуроки;

  • экскурсии;

  • дидактические игры;

  • экспериментирование с материалами;

  • соревнования, развлечения;

  • сочинение сказок, рассказов, историй о своих работах.

Методы и приёмы:

  • одномоментности;

  • обследования, исследования;

  • наглядности;

  • словесный;

  • практический;

  • эвристический;

  • частично-поисковый;

  • проблемно-мотивационный;

  • метод «подмастерья»;

  • сотворчество;

  • игра.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

1 класс

Тема занятия

Основное содержание

Основные виды деятельности

1.

Работа с природными материалами.


Знакомство с природными материалами.

Краткая характеристика операций сбора, хранения и обработки природных материалов (последовательность,  инструменты, приспособления). Основные  способы соединения деталей изделия. Создание изделий и декоративных композиций по собственному замыслу.

Внутренний распорядок. Инструктаж по ТБ.


Аппликация из листьев. Аппликация из семян и круп. Поделки из шишек и желудей. Букет из сухих цветов. Рисование пластилином. Пластилиновая сказка.

2.

Работа с бумагой и картоном.


Изготовление плоскостных и объемных изделий из бумаги по образцам, рисункам, эскизам и чертежам: выбор заготовки с учетом свойств и размеров изделия; экономная разметка заготовок; резание ножницами по контуру; складывание и сгибание заготовок; соединение деталей изделия склеиванием; сборка изделия; выявление несоответствия формы и размеров деталей изделия относительно заданного. Декоративное оформление изделия аппликацией, прорезным орнаментом, окрашивание.

Оригами: треугольник, лягушка, сова, рыбки, ворона. Аппликация: ёж-добытчик, слон, цветы. Обрывная аппликация «Любимые герои сказок». Мозаика из бумаги. Попугай. Цепочки для елки. Новогодняя открытка. Новогодние снежинки.


3.

Лепка из солёного теста.


Азбука солёного теста. Изучение основного материала для изготовления изделий  из соленого теста: мука высшего сорта - пшеничная, ржаная.

Фигурки из соленого теста. Овощи и фрукты. Именинный торт. Корзина с грибами. В гостях у феи цветов. Ромашки и маки. Весенние цветы. Бабочка и пчелка. Цветочная поляна. Коллективная работа. Лепка пасхальных яиц. Роспись пасхальных яиц.


4.

Работа с «бросовым» материалом.


Знакомство с разными материалами. Ознакомление с техникой изготовления поделок из «бросового» материала. Правила по технике безопасности и личной гигиене. Подбор материала для работы.


Конфетные фантики. Фантазия. Настенное панно. Рамка для фото. Изготовление сувенира по выбору. Отчетная выставка работ учащихся.



2 класс

Тема занятия

Основное содержание

Основные виды деятельности

1

Работа с природными материалами.


Краткая характеристика операций сбора, хранения и обработки природных материалов     (последовательность,  инструменты, приспособления). Основные  способы соединения деталей изделия. Создание изделий и декоративных композиций по собственному замыслу.

Внутренний распорядок. Инструктаж по ТБ.


Плоскостное изображение «Подарки осени» Картина из пластилина. Панно из круп, семян. Поделки из шишек и жёлудей. Аппликация из природных материалов на картоне. Объемные поделки из природного материала. Композиция «Дары природы» Тематические композиции. Творческо-поисковая, самостоятельная, коллективная деятельность.


2

Работа с бумагой и картоном.


Изготовление плоскостных и объемных изделий из бумаги по образцам, рисункам, эскизам и чертежам: выбор заготовки с учетом свойств и размеров изделия; экономная разметка заготовок; резание ножницами по контуру; складывание и сгибание заготовок; соединение деталей изделия склеиванием; сборка изделия; выявление несоответствия формы и размеров деталей изделия относительно заданного. Декоративное оформление изделия аппликацией, прорезным орнаментом, окрашивание.

Аппликация: корзина с фруктами, ваза с цветами, вазочка с конфетами. Обрывная аппликация не тему: «Зима», «Лето», «Осень», «Весна» Аппликация из геометрических фигур. Выпуклая аппликация. Коллективная работа. Изготовления поделок на основе использования мятой бумаги. «Волшебные комочки». Динамическая открытка с аппликацией. Игрушки для новогодней елки. Новогодние снежинки.


3

Лепка из солёного теста.


Азбука солёного теста. Изучение основного материала для изготовления изделий  из соленого теста: мука высшего сорта - пшеничная, ржаная.

Азбука солёного теста. Растения: ель, морковь, огурец, редис, помидор, одуванчики, вишня, горох Натюрморт «По грибы», «Овощи» Цветы в вазе (тюльпан, роза, нарцисс, гвоздики). Город снеговиков. Коллективная работа. Животные. Тематическая композиция. Коллективная работа. Объемное панно. Игрушечная «еда». Забавные фигурки. Божьи коровки на ромашке. Композиции из объемных фигурок. Самостоятельная работа учащихся.


4

Работа с «бросовым» материалом.


Знакомство с разными материалами. Ознакомление с техникой изготовления поделок из «бросового» материала. Правила по технике безопасности и личной гигиене. Подбор материала для работы.


Изготовление пасхальных яиц. Роспись пасхальных яиц. Аппликация из пуговиц. Цветы из салфеток. Аппликация из резаных ниток. Изготовление сувенира по выбору. Отчетная выставка работ учащихся.




3 класс

Тема занятия

Основное содержание

Основные виды деятельности

1.

Работа с природными материалами.


Краткая характеристика операций сбора, хранения и обработки природных материалов     (последовательность,  инструменты, приспособления). Основные  способы соединения деталей изделия. Создание изделий и декоративных композиций по собственному замыслу.

Внутренний распорядок. Инструктаж по ТБ.


Моделирование из природного материала. Аппликация коврик (из семян). Плоскостное изображение. «Подарки осени». Поделки из шишек и жёлудей. Букет из сухих цветов. Панно из семян и цветов. Композиция «Дары природы». Коллективная работа. Тематические композиции. Творческо-поисковая, самостоятельная, коллективная деятельность.


2.

Работа с бумагой и картоном.


Изготовление плоскостных и объемных изделий из бумаги по образцам, рисункам, эскизам и чертежам: выбор заготовки с учетом свойств и размеров изделия; экономная разметка заготовок; резание ножницами по контуру; складывание и сгибание заготовок; соединение деталей изделия склеиванием; сборка изделия; выявление несоответствия формы и размеров деталей изделия относительно заданного. Декоративное оформление изделия аппликацией, прорезным орнаментом, окрашивание.

Скатывание в комок. Мозаика. Плетение из бумаги. Аппликация. Моделирование из картона. Рамочка. Аппликация и мозаика из обрывных кусочков бумаги. Квиллинг: цветы, панно. Мозаика из сердечек. Обрывная аппликация не тему: «Времена года». Композиция из выпуклых деталей оригами. Мозаика из объёмных деталей оригами. Коллективная работа.


3.

Лепка из солёного теста.


Азбука солёного теста. Изучение основного материала для изготовления изделий  из соленого теста: мука высшего сорта - пшеничная, ржаная.

Забавные фигурки. Украшения. Цветы и бабочки. Растения. Аквариум с рыбками. Животные (ежик, котик и др.) Изготовление фигурок для коллективной композиции. Объемно – пространственная композиция. Природные материалы в сочетании с соленым тестом. Отпечатки на тесте, использование различных семян, декоративные композиции. Тематические композиции. Творческо-поисковая, самостоятельная, коллективная деятельность.


4.

Работа с «бросовым» материалом.


Знакомство с разными материалами. Ознакомление с техникой изготовления поделок из «бросового» материала. Правила по технике безопасности и личной гигиене. Подбор материала для работы.


Моделирование из бумажных салфеток. Мозаика из блесток и бисера. Коллаж из различных материалов. Цветы из пластиковых бутылок. Изготовление сувениров из дисков. Изготовление сувенира по выбору. Отчетная выставка работ учащихся.






4 класс

Тема занятия

Основное содержание

Основные виды деятельности

1.

Работа с природными материалами.


Краткая характеристика операций сбора, хранения и обработки природных материалов     (последовательность,  инструменты, приспособления). Основные  способы соединения деталей изделия. Создание изделий и декоративных композиций по собственному замыслу.

Внутренний распорядок. Инструктаж по ТБ.


Аппликация из листьев и цветов. Аппликация из различных природных материалов. Моделирование из природных материалов на пластилиновой основе. Объемные поделки из шишек и жёлудей. Букет из сухих цветов. Поделки из сухих листьев. Композиция «Дары природы». Коллективная работа. Тематические композиции. Творческо-поисковая, самостоятельная, коллективная деятельность.


2.

Работа с бумагой и картоном.


Изготовление плоскостных и объемных изделий из бумаги по образцам, рисункам, эскизам и чертежам: выбор заготовки с учетом свойств и размеров изделия; экономная разметка заготовок; резание ножницами по контуру; складывание и сгибание заготовок; соединение деталей изделия склеиванием; сборка изделия; выявление несоответствия формы и размеров деталей изделия относительно заданного. Декоративное оформление изделия аппликацией, прорезным орнаментом, окрашивание.

Моделирование цветов из бумаги и проволоки. Квиллинг: цветы, панно. Симметричное силуэтное вырезание. Оригами. Объёмные игрушки.

Сюжетная композиция оригами на плоскости. Динамическая открытка с аппликацией. Игрушки из картона с подвижными деталями.

Объёмная композиция из деталей оригами. Коллективная работа.


3.

Лепка из солёного теста.


Азбука солёного теста. Изучение основного материала для изготовления изделий  из соленого теста: мука высшего сорта - пшеничная, ржаная.

Цветы. Ваза с цветами. Объемное панно. Цветное тесто. Объемное панно. Забавные фигурки. Изготовление фигурок для коллективной композиции. Объемно – пространственная композиция «Сказочный город». Чайный сервиз. Украшения из соленого теста. Сочетание соленого теста с другими материалами. Тематические композиции. Творческо-поисковая, самостоятельная, коллективная деятельность

4.

Работа с «бросовым» материалом.

Знакомство с разными материалами. Ознакомление с техникой изготовления поделок из «бросового» материала. Правила по технике безопасности и личной гигиене. Подбор материала для работы.


Моделирование из бумажных салфеток. Мозаика из блёсток и бисера. Аппликация из кружев и ткани. Коллаж из различных материалов.

Рамки для фотографий. Тематические композиции. Творческо-поисковая, самостоятельная, коллективная деятельность. Итоговая выставка «Мои успехи».






Планируемые результаты освоения учащимися

программы внеурочной деятельности «Умелые ручки»


ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты освоения программы внеурочной деятельности «Умелые ручки» на уровне начального общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности.

В результате изучения программы на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:

первоначальные представления о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества, уважительное отношение к труду и творчеству мастеров;

осознание роли человека и используемых им технологий в сохранении гармонического сосуществования рукотворного мира с миром природы, ответственное отношение к сохранению окружающей среды;

понимание культурно-исторической ценности традиций, отражённых в предметном мире, чувство сопричастности к культуре своего народа, уважительное отношение к культурным традициям других народов;

проявление способности к эстетической оценке окружающей предметной среды, эстетические чувства – эмоционально-положительное восприятие и понимание красоты форм и образов природных объектов, образцов мировой и отечественной художественной культуры;

проявление положительного отношения и интереса к различным видам творческой преобразующей деятельности, стремление к творческой самореализации, мотивация к творческому труду, работе на результат, способность к различным видам практической преобразующей деятельности;

проявление устойчивых волевых качества и способность к саморегуляции: организованность, аккуратность, трудолюбие, ответственность, умение справляться с доступными проблемами;

готовность вступать в сотрудничество с другими людьми с учётом этики общения, проявление толерантности и доброжелательности.


МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате изучения внеурочной программы «Умелые ручки» на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность.



Познавательные универсальные учебные действия

Базовые логические и исследовательские действия:

У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические и исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

ориентироваться в терминах и понятиях (в пределах изученного), использовать изученную терминологию в своих устных и письменных высказываниях;

осуществлять анализ объектов и изделий с выделением существенных и несущественных признаков;

сравнивать группы объектов (изделий), выделять в них общее и различия;

делать обобщения (технико-технологического и декоративно-художественного характера) по изучаемой тематике;

использовать схемы, модели и простейшие чертежи в собственной практической творческой деятельности;

комбинировать и использовать освоенные технологии при изготовлении изделий в соответствии с технической, технологической или декоративно-художественной задачей;

понимать необходимость поиска новых технологий на основе изучения объектов и законов природы, доступного исторического и современного опыта технологической деятельности.

Работа с информацией:

осуществлять поиск необходимой для выполнения работы информации, анализировать её и отбирать в соответствии с решаемой задачей;

анализировать и использовать знаково-символические средства представления информации для решения задач в умственной и материализованной форме, выполнять действия моделирования, работать с моделями;

использовать средства информационно-коммуникационных технологий для решения учебных и практических задач (в том числе Интернет с контролируемым выходом), оценивать объективность информации и возможности её использования для решения конкретных учебных задач;

следовать при выполнении работы инструкциям учителя или представленным в других информационных источниках.



Коммуникативные универсальные учебные действия:

вступать в диалог, задавать собеседнику вопросы, использовать реплики-уточнения и дополнения, формулировать собственное мнение и идеи, аргументированно их излагать, выслушивать разные мнения, учитывать их в диалоге;

создавать тексты-описания на основе наблюдений (рассматривания) изделий декоративно-прикладного искусства народов России;

строить рассуждения о связях природного и предметного мира, простые суждения (небольшие тексты) об объекте, его строении, свойствах и способах создания;

объяснять последовательность совершаемых действий при создании изделия.



Регулятивные универсальные учебные действия:

рационально организовывать свою работу (подготовка рабочего места, поддержание и наведение порядка, уборка после работы);

выполнять правила безопасности труда при выполнении работы;

планировать работу, соотносить свои действия с поставленной целью;

устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами, прогнозировать действия для получения необходимых результатов;

выполнять действия контроля и оценки, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;

проявлять волевую саморегуляцию при выполнении работы.



Совместная деятельность:

организовывать под руководством учителя и самостоятельно совместную работу в группе: обсуждать задачу, распределять роли, выполнять функции руководителя (лидера) и подчинённого, осуществлять продуктивное сотрудничество;

проявлять интерес к работе товарищей, в доброжелательной форме комментировать и оценивать их достижения, высказывать свои предложения и пожелания, оказывать при необходимости помощь;

понимать особенности проектной деятельности, выдвигать несложные идеи решений предлагаемых проектных заданий, мысленно создавать конструктивный замысел, осуществлять выбор средств и способов для его практического воплощения, предъявлять аргументы для защиты продукта проектной деятельности.


ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

К концу обучения по внеурочной программе «Умелые ручки» в 1 классе обучающийся получит следующие предметные результаты:

правильно организовывать свой труд: своевременно подготавливать и убирать рабочее место, поддерживать порядок на нём в процессе труда;

применять правила безопасной работы ножницами, иглой и аккуратной работы с клеем;

действовать по предложенному образцу в соответствии с правилами рациональной разметки (разметка на изнаночной стороне материала, экономия материала при разметке);

определять названия и назначение основных инструментов и приспособлений для ручного труда (линейка, карандаш, ножницы, игла, шаблон, стека и другие), использовать их в практической работе;

определять наименования отдельных материалов (например, бумага, картон, фольга, пластилин, природные, текстильные материалы) и способы их обработки (сгибание, отрывание, сминание, резание, лепка и другие), выполнять доступные технологические приёмы ручной обработки материалов при изготовлении изделий;

ориентироваться в наименованиях основных технологических операций: разметка деталей, выделение деталей, сборка изделия;

выполнять разметку деталей сгибанием, по шаблону, на глаз, от руки, выделение деталей способами обрывания, вырезания и другое, сборку изделий с помощью клея, ниток и другое;

оформлять изделия строчкой прямого стежка;

понимать смысл понятий «изделие», «деталь изделия», «образец», «заготовка», «материал», «инструмент», «приспособление», «конструирование», «аппликация»;

выполнять задания с опорой на готовый план;

обслуживать себя во время работы: соблюдать порядок на рабочем месте, ухаживать за инструментами и правильно хранить их, соблюдать правила гигиены труда;

рассматривать и анализировать простые по конструкции образцы (по вопросам учителя), анализировать простейшую конструкцию изделия: выделять основные и дополнительные детали, называть их форму, определять взаимное расположение, виды соединения, способы изготовления;

распознавать изученные виды материалов (природные, пластические, бумага, тонкий картон, текстильные, клей и другие), их свойства (цвет, фактура, форма, гибкость и другие);

называть ручные инструменты (ножницы, игла, линейка) и приспособления (шаблон, стека, булавки и другие), безопасно хранить и работать ими;

различать материалы и инструменты по их назначению;

называть и выполнять последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка;

качественно выполнять операции и приёмы по изготовлению несложных изделий: экономно выполнять разметку деталей на глаз, от руки, по шаблону, по линейке (как направляющему инструменту без откладывания размеров), точно резать ножницами по линиям разметки, придавать форму деталям и изделию сгибанием, складыванием, вытягиванием, отрыванием, сминанием, лепкой и прочее, собирать изделия с помощью клея, пластических масс и другое, эстетично и аккуратно выполнять отделку раскрашиванием, аппликацией, строчкой прямого стежка;

использовать для сушки плоских изделий пресс;

с помощью учителя выполнять практическую работу и самоконтроль с опорой на инструкционную карту, образец, шаблон;

различать разборные и неразборные конструкции несложных изделий;

понимать простейшие виды технической документации (рисунок, схема), конструировать и моделировать изделия из различных материалов по образцу, рисунку;

осуществлять элементарное сотрудничество, участвовать в коллективных работах под руководством учителя;

выполнять несложные коллективные работы проектного характера.



К концу обучения по внеурочной программе «Умелые ручки» в 2 классе обучающийся получит следующие предметные результаты:


понимать смысл понятий «чертёж», «эскиз», «развёртка», «макет», «модель», «технологические операции», «способы обработки» и использовать их в практической деятельности;

выполнять задания по самостоятельно составленному плану;

распознавать элементарные общие правила создания рукотворного мира (прочность, удобство, эстетическая выразительность – симметрия, асимметрия, равновесие), наблюдать гармонию предметов и окружающей среды, называть характерные особенности изученных видов декоративно-прикладного искусства;

выделять, называть и применять изученные общие правила создания рукотворного мира в своей предметно-творческой деятельности;

самостоятельно готовить рабочее место в соответствии с видом деятельности, поддерживать порядок во время работы, убирать рабочее место;

анализировать задание (образец) по предложенным вопросам, памятке или инструкции, самостоятельно выполнять доступные задания с опорой на инструкционную (технологическую) карту;

самостоятельно отбирать материалы и инструменты для работы, исследовать свойства новых изучаемых материалов (толстый картон, натуральные ткани, нитки, проволока и другие);

читать простейшие чертежи (эскизы), называть линии чертежа (линия контура и надреза, линия выносная и размерная, линия сгиба, линия симметрии);

выполнять экономную разметку прямоугольника (от двух прямых углов и одного прямого угла) с помощью чертёжных инструментов (линейки, угольника) с опорой на простейший чертёж (эскиз), чертить окружность с помощью циркуля;

выполнять построение простейшего лекала (выкройки) правильной геометрической формы и разметку деталей кроя на ткани по нему/ней;

оформлять изделия и соединять детали освоенными ручными строчками;

понимать смысл понятия «развёртка» (трёхмерного предмета), соотносить объёмную конструкцию с изображениями её развёртки;

отличать макет от модели, строить трёхмерный макет из готовой развёртки;

определять неподвижный и подвижный способ соединения деталей и выполнять подвижное и неподвижное соединения известными способами;

конструировать и моделировать изделия из различных материалов по модели, простейшему чертежу или эскизу;

решать несложные конструкторско-технологические задачи;

применять освоенные знания и практические умения (технологические, графические, конструкторские) в самостоятельной интеллектуальной и практической деятельности;

делать выбор, какое мнение принять – своё или другое, высказанное в ходе обсуждения;

выполнять работу в малых группах, осуществлять сотрудничество;

понимать особенности проектной деятельности, осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых группах: разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте, демонстрировать готовый продукт; называть профессии людей, работающих в сфере обслуживания.


К концу обучения по внеурочной программе «Умелые ручки» в 3 классе обучающийся получит следующие предметные результаты:

понимать смысл понятий «чертёж развёртки», «канцелярский нож», «шило», «искусственный материал»;

выделять и называть характерные особенности изученных видов декоративно-прикладного искусства, профессии мастеров прикладного искусства (в рамках изученного);

узнавать и называть по характерным особенностям образцов или по описанию изученные и распространённые в крае ремёсла;

называть и описывать свойства наиболее распространённых изучаемых искусственных и синтетических материалов (бумага, металлы, текстиль и другие);

читать чертёж развёртки и выполнять разметку развёрток с помощью чертёжных инструментов (линейка, угольник, циркуль);

узнавать и называть линии чертежа (осевая и центровая);

безопасно пользоваться канцелярским ножом, шилом;

выполнять рицовку;

выполнять соединение деталей и отделку изделия освоенными ручными строчками;

решать простейшие задачи технико-технологического характера по изменению вида и способа соединения деталей: на достраивание, придание новых свойств конструкции в соответствии с новыми (дополненными) требованиями, использовать комбинированные техники при изготовлении изделий в соответствии с технической или декоративно-художественной задачей;

понимать технологический и практический смысл различных видов соединений в технических объектах, простейшие способы достижения прочности конструкций, использовать их при решении простейших конструкторских задач;

конструировать и моделировать изделия из разных материалов и наборов «Конструктор» по заданным техническим, технологическим и декоративно-художественным условиям;

изменять конструкцию изделия по заданным условиям;

выбирать способ соединения и соединительный материал в зависимости от требований конструкции;

называть несколько видов информационных технологий и соответствующих способов передачи информации (из реального окружения обучающихся);

понимать назначение основных устройств персонального компьютера для ввода, вывода и обработки информации;

выполнять основные правила безопасной работы на компьютере;

использовать возможности компьютера и информационно-коммуникационных технологий для поиска необходимой информации при выполнении обучающих, творческих и проектных заданий;

выполнять проектные задания в соответствии с содержанием изученного материала на основе полученных знаний и умений.



К концу обучения по внеурочной программе «Умелые ручки» в 4 классе обучающийся получит следующие предметные результаты:

формировать общее представление о мире профессий, их социальном значении, о творчестве и творческих профессиях, о мировых достижениях в области техники и искусства (в рамках изученного), о наиболее значимых окружающих производствах;

на основе анализа задания самостоятельно организовывать рабочее место в зависимости от вида работы, осуществлять планирование трудового процесса;

самостоятельно планировать и выполнять практическое задание (практическую работу) с опорой на инструкционную (технологическую) карту или творческий замысел, при необходимости вносить коррективы в выполняемые действия;

понимать элементарные основы бытовой культуры, выполнять доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда;

выполнять более сложные виды работ и приёмы обработки различных материалов (например, плетение, шитьё и вышивание, тиснение по фольге), комбинировать различные способы в зависимости и от поставленной задачи, оформлять изделия и соединять детали освоенными ручными строчками;

выполнять символические действия моделирования, понимать и создавать простейшие виды технической документации (чертёж развёртки, эскиз, технический рисунок, схему) и выполнять по ней работу;

решать простейшие задачи рационализаторского характера по изменению конструкции изделия: на достраивание, придание новых свойств конструкции в связи с изменением функционального назначения изделия;

на основе усвоенных правил дизайна решать простейшие художественно-конструкторские задачи по созданию изделий с заданной функцией;

создавать небольшие тексты, презентации и печатные публикации с использованием изображений на экране компьютера, оформлять текст (выбор шрифта, размера, цвета шрифта, выравнивание абзаца);

работать с доступной информацией, работать в программах Word, Power Point;

решать творческие задачи, мысленно создавать и разрабатывать проектный замысел, осуществлять выбор средств и способов его практического воплощения, аргументированно представлять продукт проектной деятельности;

осуществлять сотрудничество в различных видах совместной деятельности, предлагать идеи для обсуждения, уважительно относиться к мнению товарищей, договариваться, участвовать в распределении ролей, координировать собственную работу в общем процессе.

​​







Календарно-тематическое планирование


Календарно - тематическое планирование 1 класс (33 часа)





№ п/п



Тема урока

Количество часов

Дата изучения

Электронные цифровые образова тельные ресурсы

Всего

Теория

Прак-тика

план

факт

Работа с природным материалом

8

2

6




1

Знакомство с природными материалами.

1






2

Аппликация из листьев.

1






3

Аппликация из семян и круп.

1






4

Поделки из шишек и желудей.

1






5

Композиция «Дары природы». Коллективная работа.

1






6

Букет из сухих цветов.

1






7

Рисование пластилином.

1






8

Пластилиновая сказка.

1






Работа с бумагой и картоном

8

2

6




9

Бумага - замечательный материал.

1






10

Оригами: треугольник, лягушка, сова, рыбки, ворона.

1






11

Аппликация: ёж-добытчик, слон, цветы.

1






12

Обрывная аппликация «Любимые герои сказок».

1






13

Мозаика из бумаги. Попугай.

1






14

Цепочки для елки.

1






15

Новогодняя открытка.

1






16

Новогодние снежинки.

1






Лепка из солёного теста

11

3

8




17

Азбука солёного теста.

1






18

Фигурки из соленого теста.

1






19

Овощи и фрукты.

1






20

Именинный торт.

1






21

Корзина с грибами.

1






22

В гостях у феи цветов. Ромашки и маки.

1






23

Весенние цветы.

1






24

Бабочка и пчелка.

1






25

Цветочная поляна. Коллективная работа.

1






26

Лепка пасхальных яиц.

1






27

Роспись пасхальных яиц.

1






Работа с «бросовым» материалом

6

2

4




28

Ознакомление с техникой изготовления поделок из «бросового» материала.

1






29

Конфетные фантики. Фантазия.

1






30

Настенное панно.

1






31

Рамка для фото.

1






32

Моделирование из бумажных салфеток.

1






33

Изготовление сувенира по выбору. Отчетная выставка работ обучающихся.

1






ИТОГО

33

9

24





Календарно - тематическое планирование 2 класс (34 часа)





№ п/п



Тема урока

Количество часов

Дата изучения

Электронные цифровые образова тельные ресурсы

Всего

Теория

Прак-тика

план

факт

Работа с природным материалом

10

3

7




1

Плоскостное изображение «Подарки осени»

1






2

Картина из пластилина.

1






3

Панно из круп, семян.

1






4

Поделки из шишек и жёлудей.

1






5

Аппликация из природных материалов на картоне.

1






6

Объемные поделки из природного материала.

1






7

Композиция «Дары природы»

1






8

Тематические композиции. Творческо-поисковая, самостоятельная, коллективная деятельность.

1






9

Аппликация: корзина с фруктами, ваза с цветами, вазочка с конфетами.

1






10

Обрывная аппликация не тему: «Зима», «Лето», «Осень», «Весна»

1






Работа с бумагой и картоном

6

2

4




11

Аппликация из геометрических фигур.

1






12

Выпуклая аппликация. Коллективная работа.

1






13

Изготовления поделок на основе использования мятой бумаги. «Волшебные комочки».

1






14

Динамическая открытка с аппликацией.

1






15

Игрушки для новогодней елки.

1






16

Новогодние снежинки.

1






Лепка из солёного теста

11

3

8




17

Азбука солёного теста. Растения: ель, морковь, огурец, редис, помидор, одуванчики, вишня, горох

1






18

Натюрморт «По грибы», «Овощи»

1






19

Цветы в вазе (тюльпан, роза, нарцисс, гвоздики).

1






20

Город снеговиков. Коллективная работа.

1






21

Животные.

1






22

Тематическая композиция. Коллективная работа.

1






23

Объемное панно.

1






24

Игрушечная «еда».

1






25

Забавные фигурки.

1






26

Божьи коровки на ромашке.

1






27

Композиции из объемных фигурок. Самостоятельная работа учащихся.

1






Работа с «бросовым» материалом

7

2

5




28

Изготовление пасхальных яиц.

1






29

Роспись пасхальных яиц.

1






30

Аппликация из пуговиц.

1






31

Цветы из салфеток.

1






32

Аппликация из резаных ниток.

1






33

Изготовление сувенира по выбору.

1






34

Отчетная выставка работ учащихся.

1














ИТОГО

34

10

24






Календарно - тематическое планирование 3 класс (34 часа)





№ п/п



Тема урока

Количество часов

Дата изучения

Электронные цифровые образова тельные ресурсы

Всего

Теория

Прак-тика

план

факт

Работа с природным материалом

8

2

6




1

Моделирование из природного материала.

1






2

Аппликация коврик (из семян).

1






3

Плоскостное изображение. «Подарки осени».

1






4

Поделки из шишек и жёлудей.

1






5

Букет из сухих цветов.

1






6

Панно из семян и цветов.

1






7

Композиция «Дары природы». Коллективная работа.

1






8

Тематические композиции. Творческо-поисковая, самостоятельная, коллективная деятельность.

1






Работа с бумагой и картоном

8

2

6




9

Скатывание в комок. Мозаика.

1






10

Плетение из бумаги. Аппликация.

1






11

Моделирование из картона. Рамочка.

1






12

Аппликация и мозаика из обрывных кусочков бумаги.

1






13

Квиллинг: цветы, панно. Мозаика из сердечек.

1






14

Обрывная аппликация не тему: «Времена года».

1






15

Композиция из выпуклых деталей оригами.

1






16

Мозаика из объёмных деталей оригами. Коллективная работа.

1






Лепка из солёного теста

11

4

7




17

Забавные фигурки.

1






18

Украшения.

1






19

Цветы и бабочки.

1






20

Растения.

1






21

Аквариум с рыбками.

1






22

Животные (ежик, котик и др.)

1






23

Изготовление фигурок для коллективной композиции.

1






24

Объемно – пространственная композиция.

1






25

Природные материалы в сочетании с соленым тестом.

1






26

Отпечатки на тесте, использование различных семян, декоративные композиции.

1






27

Тематические композиции. Творческо-поисковая, самостоятельная, коллективная деятельность.

1






Работа с «бросовым» материалом

7

2

5




28

Моделирование из бумажных салфеток.

1






29

Мозаика из блесток и бисера.

1






30

Коллаж из различных материалов.

1






31

Цветы из пластиковых бутылок.

1






32

Изготовление сувениров из дисков.

1






33

Изготовление сувенира по выбору.

1






34

Отчетная выставка работ учащихся.

1






ИТОГО

34

10

24






Календарно - тематическое планирование 4 класс (34 часа)





№ п/п



Тема урока

Количество часов

Дата изучения

Электронные цифровые образова тельные ресурсы

Всего

Теория

Прак-тика

план

факт

Работа с природным материалом

8

2

6




1

Аппликация из листьев и цветов.

1






2

Аппликация из различных природных материалов.

1






3

Моделирование из природных материалов на пластилиновой основе.

1






4

Объемные поделки из шишек и жёлудей.

1






5

Букет из сухих цветов.

1






6

Поделки из сухих листьев.

1






7

Композиция «Дары природы». Коллективная работа.

1






8

Тематические композиции. Творческо-поисковая, самостоятельная, коллективная деятельность.

1






Работа с бумагой и картоном

8

2

6




9

Моделирование цветов из бумаги и проволоки.

1






10

Квиллинг: цветы, панно.

1






11

Симметричное силуэтное вырезание.

1






12

Оригами. Объёмные игрушки.

1






13

Сюжетная композиция оригами на плоскости.

1






14

Динамическая открытка с аппликацией.

1






15

Игрушки из картона с подвижными деталями.

1






16

Объёмная композиция из деталей оригами. Коллективная работа.

1






Лепка из солёного теста

11

4

7




17

Цветы.

1






18

Ваза с цветами.

1






19

Объемное панно. Цветное тесто.

1






20

Объемное панно.

1






21

Забавные фигурки.

1






22

Изготовление фигурок для коллективной композиции.

1






23

Объемно – пространственная композиция «Сказочный город».

1






24

Чайный сервиз.

1






25

Украшения из соленого теста.

1






26

Сочетание соленого теста с другими материалами.

1






27

Тематические композиции. Творческо-поисковая, самостоятельная, коллективная деятельность.

1






Работа с «бросовым» материалом

7

2

5




28

Моделирование из бумажных салфеток.

1






29

Мозаика из блёсток и бисера.

1






30

Аппликация из кружев и ткани.

1






31

Коллаж из различных материалов.

1






32

Рамки для фотографий.

1






33

Тематические композиции. Творческо-поисковая, самостоятельная, коллективная деятельность.

1






34

Итоговая выставка «Мои успехи».

1






ИТОГО

34

10

24
































Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса:

    1. Поделки из соленого теста и пластилина. Сост Майорова, Нижний Новгород, ООО «Доброе слово», 2011;

    2. Авторская программа внеурочной деятельности «Художественное творчество»Просняковой Т.Н. // Сборник программ внеурочной деятельности. Система Л.В. Занкова // Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012

    3. Т.Н. Проснякова Творческая мастерская – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.

Интернет-ресурсы:

      1. Министерство образования и науки РФ: http://www.mon.gov.ru

      2. Сайт Министерства образования и науки РФ http://www.mon.gov.ru

      3. Российский образовательный портал http://www.school.edu.ru

      4. Журнал «Начальная школа» www.openworld/school

      5. Всё лучшее детям. http://beautiful-all.narod.ru/deti/deti.html

      6. Поделки из бумаги https://stranamasterov.ru/node/1156276?tid=451

      7. Музей на столе. Модели из картона. http://igrushka.kz/katnew/museumkat2.php






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!