Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Каракульская средняя общеобразовательная школа»
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Умелые ручки"
(направление внеурочной деятельности - общекультурное)
начального общего образования
для 1 класса
Разработчик:
Вайгель Татьяна Павловна
учитель начальных классов
высшая квалификационная категория
с. Каракульское
Пояснительная записка
Курс «Умелые ручки» реализует общекультурное направление во внеурочной деятельности в 1 классе в рамках федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения.
Содержание программы «Умелые ручки» является продолжением изучения смежных предметных областей (изобразительного искусства, технологии, истории) в освоении различных видов и техник искусства. Программа учит детей работать с различным материалом (природный материал, бумага, тесто, пластилин, нитки, ткань и т.д.). Дети знакомятся с различными техниками выполнения работ (аппликация, лепка, бисероплетение, вязание и т.д.). Все виды искусства готовят обучающихся к пониманию художественных образов, знакомят их с различными средствами выражения.
Цель программы:
овладение начальными технологическими знаниями, трудовыми умениями и навыками, опытом практической деятельности; способами планирования и организации трудовой деятельности, объективной оценки своей работы.
Задачи программы:
Расширить представления о многообразии видов декоративно - прикладного искусства.
Познакомить обучающихся с разными видами искусства, с различными техниками выполнения работ.
Вооружить детей знаниями в изучаемой области, выработать необходимые практические умения и навыки;
Реализовать духовные, эстетические и творческие способности воспитанников, развивать фантазию, воображение, самостоятельное мышление;
Воспитывать художественно - эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность.
Общая характеристика курса
Содержание программы предполагает следующие виды деятельности: познавательная, игровая, трудовая, художественная, краеведческая, ценностно-ориентировочная, через беседы, экологические игры, природоохранные акции, тематические линейки, экскурсии, заочные путешествия и другие.Основной формой работы являются аудиторные и внеаудиторные занятия. Занятия включают в себя теоретическую часть и практическую деятельность обучающихся. Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала.На занятиях предусматриваются также следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, коллективное творчество, экскурсии.
Место курса внеурочной деятельности
Рабочая программа курса внеурочной деятельности разработана в соответствии с планом внеурочной деятельности МОУ «Каракульская СОШ» на текущий учебный год.
Объём - 33 часа, 1 час в неделю.
Содержание программы
Поделки из природного материала. Сбор природного материала (экскурсия). Поделка « Ежик» из семечек и пластилина. Поделка «Кораблик» из грецких орехов. Экскурсия « Наблюдение за природой, осенним пейзажем». Аппликация из листьев «Природа осенью».
Работа с бумагой. Поделка «Цветы» из салфеток. Экскурсия «Наблюдение за природой, зимним пейзажем». Отрывная аппликация «Природа Зимой». Поделка «Ёлочка» из салфеток. Поход в театр. Ёлочная игрушка «Ангел».
Лепка из соленого теста. Поделка из теста « Мышка и сыр». Поделка из теста «Ежик с яблоком». Поход в театр. Панно из соленого теста к 8 марта. Праздник масленицы. Поделка из теста « подставка под яйцо или свечу».
Поделки из коробок Транспорт из коробок. Аквариум из коробки. Экскурсия по городу. Изготовление города из коробок. Подставка под карандаши.
Планируемые результаты
Личностные
У обучающегося будут формироваться:
-ориентация на принятие образа «хорошего ученика»;
- осознание своей ответственности за общее дело;
-ориентация на оценку результатов коллективной деятельности;
-уважение к чужому труду и результатам труда;
-уважение к культурным традициям своего народа;
-понимание нравственного содержания собственных поступков и поступков окружающих людей;
Обучающийся получит возможность для формирования:
-внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения;
- сопереживания другим людям;
-следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
- осознания себя как гражданина России;
-чувства прекрасного и эстетических чувств на основезнакомства с материалами курса по внеурочной деятельности.
Регулятивные
Обучающийся научится:
-в сотрудничестве с окружающими контролировать и оценивать свои действия при работе с различным материалом;
- действовать в творческом сотрудничестве в соответствии с принятой ролью;
- адекватно воспринимать оценку своей работы окружающими.
- под руководством учителя осуществлять пошаговый контроль по результату;
Обучающийся получит возможность научиться:
-в сотрудничестве с руководителем курса ставить новые учебные задачи;
- осуществлять предвосхищающий контроль по способу действия;
- самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном и словесно-логическом уровнях;
- адекватно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в конце действия с учебным материалом;
Познавательные
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск нужного познавательного материала
-работать с информацией, представленной в форме текста, рисунка, схемы, чертежа;
-находить информацию заданную в тексте в виде знака, символа, таблицы, схемы;
-передавать собеседнику важную для решаемой задачи информацию;
-строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;
-ориентироваться на возможное разнообразие способов выполнения задачи.
Обучающийся получит возможность научиться:
-осуществлять расширенный поиск информации всоответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек, поисковых систем, медиа ресурсов;
-строить рассуждение об объекте, его строении, свойствах и связях;
-вместе с одноклассниками осуществлять выбор эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
-делать выписки из источников информации;
- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
-допускать возможность существования у людей различных точек зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников;
- ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- учитывать другие мнения и позицию.
Обучающийся получит возможность научиться:
- строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь.
Метапредметные результаты
Обучающийся научится:
- самостоятельно определять цели своего обучения;
-комбинировать известные алгоритмы технического и технологического творчества;
-отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
- организовывать и выполнять различные творческие работы по созданию изделий и продуктов.
Обучающийся получит возможность научиться:
- самостоятельно формировать и устанавливать для себя новые задачи в учёбе и в познавательной деятельности;
-поиску новых решений возникшей технической или организационной проблемы;
-формированию и развитию компетентности в области использования ИКТ.
Тематическое планирование
Раздел, тема | Общее количество часов | Виды деятельности |
Поделки из природного материала. | 6 | |
Сбор природного материала (экскурсия) | 2 | Экскурсия в парк. Сбор различных природных материалов (занятные веточки и корешки различных растений, еловые и сосновые шишки, мох, цветы, семена, листья и т.д.). Правила просушивания и хранения природных материалов, необходимых для поделок. |
Поделка « Ежик» из семечек и пластилина | 1 | Организация рабочего места. Технология выполнения животных из пластилина, приёмы лепки. Правила личной гигиены. Составление плана работы. Выполнение изделия. |
Поделка « Кораблик» из грецких орехов | 1 | Организация рабочего места. Анализ деталей будущего изделия. Установление пространственных отношений между деталями изделия. Выполнение изделия. |
Экскурсия « Наблюдение за природой, осенним пейзажем» | 1 | Вводная беседа о правилах поведения на экскурсии. Беседа об осенней природе. Выявление характерных признаков для данного времени года. Наблюдение за природой осенью. Проведение игры «Угадай по описанию». |
Аппликация из листьев «Природа осенью» | 1 | Понятие «аппликация». Анализ деталей будущего изделия. Подбор материалов для изготовления изделия. Выполнение изделия. Выставка работ. |
Работа с бумагой | 8 | |
Поделка « Цветы» из салфеток | 1 | Знакомство с разными видами бумаги и картона. Приемы работы с бумагой. План изготовления изделий. Выполнение изделия. |
Экскурсия « Наблюдение за природой, зимним пейзажем» | 1 | Вводная беседа о правилах поведения на экскурсии. Беседа о природе зимой. Выявление характерных признаков для данного времени года. Наблюдение за зимним пейзажем. Проведение различных игр. |
Отрывная аппликация «Природа Зимой» | 1 | Описание зимнего пейзажа. Свойства бумаги. Знакомство с техникой отрывной аппликации. Выполнение изделий. Выставка готовых работ. |
Поделка «Ёлочка» из салфеток | 1 | Беседа о хвойных деревьях. Выделение характерных признаков елки. План изготовления изделий. Выполнение изделия. |
Поход в театр | 3 | Вводная беседа о правилах поведения в театре. Поход в театр. Беседа и анализ увиденного спектакля. |
Ёлочная игрушка « Ангел» | 1 | Беседа на тему « История Нового года». Анализ деталей будущего изделия. Установление пространственных отношений между деталями изделия. Выполнение изделия. |
Лепка из соленого теста | 10 | Знакомство с новым материалом для лепки – соленое тесто. Техника приготовления теста и его окрашивания. Выделение частей изделия. Изготовление изделий. Выставка готовых изделий. |
Поделка из теста « Мышка и сыр» | 1 | Знакомство с новым материалом для лепки – соленое тесто. Техника приготовления теста и его окрашивания. Выделение частей изделия. Изготовление изделий. Выставка готовых изделий. |
Поделка из теста «Ежик с яблоком» | 1 | Организация рабочего места. Анализ деталей будущего изделия. Установление пространственных отношений между деталями изделия. Выполнение изделия. |
Поход в театр | 3 | Вводная беседа о правилах поведения в театре. Поход в театр. Беседа и анализ увиденного спектакля. |
Панно из соленого теста к 8 марта | 3 | Вводная беседа о празднике 8 марта. Понятие «панно». Изготовление деталей. Составление композиции для панно. Сборка изделия. Окраска изделия. Выставка готовых изделий. |
Праздник масленицы | 2 | Знакомство учащихся с праздником «Масленица», традициями своего народа, историей славянских обрядов, развивать творческие способности каждого ребёнка, воспитывать любовь и уважение к традициям, семье. |
Поделка из теста « подставка под яйцо или свечу» | 1 | Организация рабочего места. Анализ деталей будущего изделия. Установление пространственных отношений между деталями изделия. Выполнение изделия. |
Поделки из коробок | 8 | |
Транспорт из коробок | 1 | Вводная беседа « Что можно сделать из коробок». Анализ деталей будущего изделия. Выполнение изделия. |
Аквариум из коробки | 2 | Организация рабочего места. Правила работы с инструментами. Анализ деталей будущего изделия. Установление пространственных отношений между деталями изделия. Выполнение изделия. Выставка готовых изделий. |
Экскурсия по городу | 3 | Вводная беседа о правилах поведения на экскурсии. Экскурс об истории города. |
Изготовление города из коробок | 1 | Вводная беседа о Городе и его истории. Составление плана работы. Коллективное выполнение работы. Выставка городов. |
Подставка под карандаши | 1 | Анализ деталей будущего изделия. Установление пространственных отношений между деталями изделия. Выполнение изделия. |