СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочная деятельность "Умелые ручки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

      Пояснительная записка

      Адаптированная рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Умелые ручки» составлена в соответствии с адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)  ГБОУ «Новобрянская СКОШИ» на 2023-2024 учебный год и на основании следующих нормативно-правовых документов:

1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ №1599 от 19.12.2014.

3. Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026.

4.  Учебный план ГБОУ «Новобрянская СКОШИ» (вариант 1) на 2023-2024 учебный год.

5. СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».

Просмотр содержимого документа
«Внеурочная деятельность "Умелые ручки"»

Пояснительная записка

Адаптированная рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Умелые ручки» составлена в соответствии с адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ «Новобрянская СКОШИ» на 2023-2024 учебный год и на основании следующих нормативно-правовых документов:

1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ №1599 от 19.12.2014.

3. Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026.

4. Учебный план ГБОУ «Новобрянская СКОШИ» (вариант 1) на 2023-2024 учебный год.

5. СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».

ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.

Цель программы - создание условий для развития личности, способной к художественному творчеству и самореализации личности ребенка через творческое воплощение в художественной работе собственных неповторимых черт и индивидуальности.

Задачи программы

Обучающие:

  • закрепление и расширение знаний и умений, полученных на уроках трудового обучения, изобразительного искусства, природоведения, литературы, способствовать их систематизации; обучение приемам работы с инструментами;

  • обучение умению планирования своей работы;

  • обучение приемам и технологии изготовления композиций; изучение свойств различных материалов;

  • обучение приемам работы с различными материалами; обучение приемам самостоятельной разработки поделок.

Развивающие:

  • развитие у детей художественного вкуса и творческого потенциала;

  • развитие образного мышления и воображения;

  • создание условий к саморазвитию учащихся;

  • развитие у детей эстетического восприятия окружающего мира.

Воспитательные:

  • воспитание уважения к труду и людям труда;

  • формирование чувства коллективизма;

  • воспитание аккуратности;

  • экологическое воспитание обучающихся;

  • развитие любви к природе;

  • воспитание любви и уважения к народной вышивке, национальному искусству.

  • воспитание интереса и уважения к традициям своего народа.

Ведущая идея данной программысоздание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.

Принципы, лежащие в основе программы:

  • доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);

  • наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов);

  • демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);

  • научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);

  • «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).

Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.

Основными направлениями коррекционной работы являются:

1.Совершенствование движений и сенсомоторное развитие:

- развитие зрительного восприятия и узнавания;

- развитие пространственных представлений;

-развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук (правильное удержание карандаша и кисточки, нажима и темпа движения, прекращения движения в нужной точке; сохранение направления движения).

2.Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

- развитие зрительной памяти и внимания;

- развитие слухового внимания и памяти.

3.Развитие основных мыслительных операций и речи:

-умение работать со словесной и письменной инструкциями, алгоритмом;

-обогащение словаря за счет введения новых слов, обозначающих художественные материалы, их свойства и качества.

- умение планировать деятельность;

- умение систематизировать естествоведческий материал, давать простейшие объяснения;

-умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями.

4.Развитие различных видов мышления:

- развитие наглядно-образного мышления;

- развитие словесно-логического мышления;

5.Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы.

Место реализации адаптированной рабочей программы

по курсу внеурочной деятельности «Умелые ручки» в 4 классе

Республика Бурятия, Заиграевский район, с. Новая Брянь, ул. Школьная, д. 5, Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат».

Планируемые результаты освоения содержания рабочей программы по курсу внеурочной деятельности «Умелые ручки»

Личностные результаты:

- формирование и развитие художественного вкуса, интереса к художественному искусству и творческой деятельности;

- формирование основ гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и его историю, осознание своей национальной принадлежности в процессе изготовления художественных произведений;

- становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к истории и культуре разных народов на основе знакомства с национальным творчеством разных стран и эпох;

- формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

- формирование мотивации к художественному творчеству, целеустремлённости и настойчивости в достижении цели в процессе создания ситуации успешности художественно-творческой деятельности учащихся.

Предметные:

В результате обучения по данной программе учащиеся:

– научатся различным приемам работы с бумагой, природным материалом, соленым тестом, цветными нитками;

– научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;

– будут создавать композиции с изделиями;

– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию;

– овладеют навыками культуры труда;

– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.

- получат знания о месте и роли декоративно - прикладного искусства в жизни человека;

- узнают о чувашских народных промыслах.


Формирование базовых учебных действий

Личностные базовые учебные действия (у обучающихся будут сформированы):

- осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы;

- положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;

- самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;

Регулятивные базовые учебные действия (обучающиеся научатся):

- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.)

- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

-активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;

-соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами;

-принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.

Познавательные базовые учебные действия (обучающиеся научатся):

- выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;

- устанавливать видо - родовые отношения предметов;

- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

-пользоваться знаками, символами, предметами – заместителями;

-читать;

-наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;

-работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных, электронных и других носителях) под руководством и с помощью учителя.

Коммуникативные базовые учебные действия (обучающиеся научатся):

- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель - класс);

- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

- обращаться за помощью и принимать помощь;

- сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;

- доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;

- договариваться и изменять свое поведение с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.

Содержание программы.

Содержание данной программы направлено на выполнение творческих работ, основой которых является индивидуальное и коллективное творчество. В основном вся практическая деятельность основана на изготовлении изделий. Обучение планируется дифференцированно с обязательным учётом состояния здоровья учащихся. Программой предусмотрено выполнение практических работ, которые способствуют формированию умений осознанно применять полученные знания на практике по изготовлению художественных ценностей из различных материалов. На учебных занятиях в процессе труда обращается внимание на соблюдение правил безопасности труда, санитарии и личной гигиены, на рациональную организацию рабочего места, бережного отношения к инструментам, оборудованию в процессе изготовления художественных изделий.

Программа знакомит с новыми увлекательными видами рукоделия.

Программа рассчитана на 1 год.

1. Работа с природным материалом ( 12 ч.)

В настоящее время возникает необходимость позаботиться об укреплении связи ребенка с природой и культурой, трудом и искусством. Сейчас дети все больше и дальше отдаляются от природы, забывая ее красоту и ценность.

Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней и формирования первых трудовых навыков. Изготовление игрушек, поделок из природного материала - труд кропотливый, увлекательный и очень приятный. С экскурсий в лес дети часто приносят шишки, ветки, кору с экскурсии к озеру - красивые камушки. Они подолгу рассматривают собранный материал, перебирают, ощупывают, обследуют его. Это способствует запоминанию формы, красок, свойств каждого вида материала. Встречи с природой расширяют представления детей об окружающем мире, учат их внимательно вглядываться в различные явления, сохранять целостность восприятия при создании поделок из природного материала.

С глубокой древности человек, изготовляя различные изделия, стремился сделать их не только удобными для пользования, но и красивыми. Материалом для работ служило то, что дарила земля, что исходило от самой природы: дерево, камень, глина, солома, береста.

2. Папье – маше ( 9 ч.)

Папье-маше - это простая и дешевая технология, позволяющая создавать прочные и легкие изделия из бумаги. Есть два основных способа: наклеивание бумаги слоями (маширование) или лепка из бумажной массы.

Папье-маше по-французски значит "жеванная бумага". Вся премудрость техники  заключается в оклеивании какой-нибудь формы кусочками мягкой бумаги в несколько слоев. Само по себе это несложно, но требует терпения и аккуратности. А в результате можно создать такие замечательные произведения, что вы не пожалеете потраченного времени. Папье-маше отлично развивает мелкую моторику рук. Занимаясь папье-маше, ребенок осваивает новые и необходимые в дальнейшей жизни способы работы с инструментами, а также овладевает различными видами художественной деятельности – рисованием, аппликацией, навыками моделирования и т.д. 


Дети, освоившие технику папье-маше, знакомятся с различными формами предметов, что способствует развитию пространственного мышления и наиболее точного восприятия предметов. 

4. Соленое тесто (13ч.)

  Лепка из соленого теста является одним из древних видов декоративно-прикладного искусства.  В наши дни возрождается интерес к различным народным ремёслам, зачастую почти забытым. Сейчас всё более пристальное внимание привлекает к себе искусство лепки из солёного теста. Лепка из солёного теста имеет давнюю историю, а обычай лепить распространился во многих районах Европы.

Заново открытый старинный материал имеет широкий спектр применения и позволяет делать фигурки, сувениры, настенные украшения, панно, рамки для фотографий и вышивки, и многое другие удивительные вещи. Этому в немалой степени способствует доступность и дешевизна, а также простота техники.

Экологическая чистота и безвредность материала позволяет широко рекомендовать его для работы с детьми.

Лепка, как и любой другой вид рукоделия, позволяет не только занять досуг и получить определённые практические навыки, но и научит терпению и аккуратности, а главное - поможет  пробудить фантазию ребёнка, даст толчок творческому проявлению его индивидуальности, а также приобщает детей к созданию ритуальных предметов, посвящённых народным промыслам.



Тема

Количество часов

в год

Работа с природным материалом

12

Папье – маше.

9

Соленое тесто.

13






























Поурочное планирование

п/п

Тема

Теоретические занятия

Кол-во часов

Виды практич.

деятельн.

Работа с природным материалом – 12 часа

1

«Чем мы будем заниматься на кружке?»Экскурсия в природу.

Вступительная беседа

1

Сбор природного материала

2

Панно «Чудеса из леса».


1

Аппликация из листьев

3

"Осенний букет"

Мастер класс в презентации. Составление цветов из листьев

1


4

"Сова"


1

Работа с шишками

5

"Домик "


1

Работа с берестой

6

"Дружная семейка на прогулке"


1

Самостоятельное составление композиции

7

Рамочка для фотографии.

Просмотр презентации

1

Работа с берестой

8

Работа с соломой. Материалы и инструменты.


1

Подготовка

соломы к работе.

9

Обработка соломы.


1

Отбеливание соломы. Окрашивание соломы.

10

Инкрустация соломкой.


1

Наклеивание на бумагу полосок калиброванной соломки.

11

Проект «Виноградная лоза» (панно из соломки)


1

Раскрой из соломы, наклеенной на кальку, элементов панно.

12

Проект «Виноградная лоза»

Защита проекта.

1


Папье – маше - 9 часов

13

Вводное занятие «Удивительный мир папье – маше». Немного из истории…

Беседа с показом изделий из папье – маше.

1

Блюдце, чашка, тарелка (по выбору детей)

14

Блюдце, чашка, тарелка.


1

Грунтовка водоэмульсионной краской.

15

Блюдце, чашка, тарелка


1

Раскрашивание изделий гуашевыми красками

16, 17

Шар воздушный


2

Оклеивание клеем, раскрашивание красками

18

Игрушка – копилка «Котенок», «Поросенок», «Динозаврик» (по выбору детей)


1

Оклеивание формы слоями

из обрывков бумаги.

19

Игрушка – копилка «Котенок», «Поросенок», «Динозаврик


1

Получение фигуры путем наложения дополнительных слоев бумаги или специальных предметов

20

Игрушка – копилка «Котенок», «Поросенок», «Динозаврик


1

Приемы смешивания гуашевых красок и водоэмульсион

ной краски.

21

Составление проектной работы «Удивительный мир папье – Маше»

Презентация, выставка, защита выставки.

1


Соленое тесто - 13 часов

22

Вводное занятие «Волшебное тесто»

Техника безопасности при работе с резцами, стеками.

1

Приготовление соленого теста.

23

Способы изготовления изделий.

Листья и цветы.


1

Вырезание по шаблону. Обработка подручными средствами.

24

Способы изготовления изделий.

Плетеный венок.


1

Отпечатки на тесте. Выпуклые рельефы.

Раскатывание колбасок из теста.

25

Розы из соленого теста.


1

Изготовление цветов из отдельных деталей-лепестков.

26

Обитатели морей. Осьминог.

Морская звезда.

Рыбки.

Подводное царство.


1

Коллективная работа.

27

Подводное царство.


1

Раскрашиваем и лакируем изделия.

28

«Дерево».

МК (презентация)

1

Выдавливание тесла с помощью чеснокодавки.

29

"Подсолнух"


1

Изготовление поделки по готовому эскизу.

30

"Божья коровка"


1

Изготовление поделки по самостоятельно составл. эскизу.

31

Настенные украшения.


1

Лепка украшений по выбору

32

Настенные украшения.


1

Раскрашиваем и лакируем изделия.

33

«Волшебный мир соленого теста».

Составление электронного альбома.

1


34

Выставка готовых работ.

Презентация готового альбома

1

Оформление выставки.







Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема

Дата по плану

Дата

по факту

Работа с природным материалом – 12 часа

1

«Чем мы будем заниматься на кружке?» Экскурсия в природу.



2

Панно «Чудеса из леса».



3

"Осенний букет"



4

"Сова"



5

"Домик "



6

"Дружная семейка на прогулке"



7

Рамочка для фотографии.



8

Работа с соломой. Материалы и инструменты.



9

Обработка соломы.



10

Инкрустация соломкой.



11

Проект «Виноградная лоза» (панно из соломки)



12

Проект «Виноградная лоза»



Папье – маше - 9 часов

13

Вводное занятие «Удивительный мир папье – маше». Немного из истории…



14

Блюдце, чашка, тарелка.



15

Блюдце, чашка, тарелка



16, 17

Шар воздушный



18

Игрушка – копилка «Котенок», «Поросенок», «Динозаврик» (по выбору детей)



19

Игрушка – копилка «Котенок», «Поросенок», «Динозаврик



20

Игрушка – копилка «Котенок», «Поросенок», «Динозаврик



21

Составление проектной работы «Удивительный мир папье – Маше»



Соленое тесто - 13 часов

22

Вводное занятие «Волшебное тесто»



23

Способы изготовления изделий. Листья и цветы.



24

Способы изготовления изделий. Плетеный венок.



25

Розы из соленого теста.



26

Обитатели морей. Осьминог. Морская звезда.

Рыбки. Подводное царство.



27

Подводное царство.



28

«Дерево».



29

"Подсолнух"



30

"Божья коровка"



31

Настенные украшения.



32

Настенные украшения.



33

«Волшебный мир соленого теста».



34

Выставка готовых работ.












Список литературы.

1. Н. А.Андреева «Рукоделие» - полная энциклопедия — Москва, 1992.

2. А. А. Власова «Рукоделие в школе» - Санкт - Петербург, 1996.

3. В.С. Горичева .Сказку делаем из глины, теста, снега, пластилина. М., 2002

4. Э.К. Гульянц. Что можно сделать из природного материала. М., 1999

5. Н. И. Сокольников. Основы рисунка, композиции. Обнинск, 1996.

6. К.В. Силаева. Соленое тесто. М, 2000

7. Книга серии «Основы художественного ремесла» Геннадия Федотова - Послушная глина. Москва «АСТ - ПРЕСС»1999 г.;

8. Книга серии «Золотая библиотека увлечений» Ирины Ханановой - Соленое тесто

Москва «АСТ - ПРЕСС» 2007г.;

  1. Р.Гибсон. Поделки. Папье-маше. Бумажные цветы.- "Росмэн", Москва 1996г.

  2. Иванова А.А. Ручное вышивание. «Культура и традиции», 2001 г.

10. Баришова М.- Узоры вышивки крестом - Праца. Издательство РПД Братислава,1984.

11. Гасюк Е. –Художественное вышивание- Киев. Головное издательство Издательского объединения Высшая школа –1989.

12. Чувашское узорное ткачество: Книга-альбом / В.А. Минеева. - Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 2008.

13. Черутти Патриция Наве. Декупаж: декоративная отделка предметов интерьера, посуды, аксессуаров. Практическое руководство.

14. Основы художественного ремесла. Москва АСТпресс 1999 г. Геннадий Федотов «Кожа».

15.Хафизова Н.А. Поделки из природного материала. Издательство АСТ Москва. 2008г.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!