Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Умный компьютер» разработана на основе следующих нормативных документов и методических материалов:
Курс внеурочной деятельности «Умный компьютер» носит практико-методологический характер. Его практическую часть составляет выработка умений применения графических операторов при построении статических и динамических, плоскостных и трехмерных, растровых и векторных изображений. Методология базируется на выработке у учащихся знаний о реализации процессов анимации, особенностях построения трехмерных объектов на плоскости (экране монитора), сути растрового (поточечного) метода формирования изображений, особенностях вывода повторяющихся изображений, полярной системе координат и особенностях построения в ней объектов.
Формирование и отработка навыков построения графических изображений средствами языка программирования Pascal.
Программа курса «Умный компьютер» разработана в рамках общеинтеллектуального направления развития личности учащихся. Курс внеурочной деятельности «Умный компьютер» реализуется с учащимися 9 класса. Общее количество занятий в учебном году – 34 часа. Периодичность проведения занятий: 1 час в неделю согласно расписанию занятий внеурочной деятельности.
На курсе внеурочной деятельности «Умный компьютер» обучающиеся достигают учебных результатов первого уровня (социально значимые знания, которые планируется передать детям).
№ урока | Тема занятия | Количество часов | Форма занятия | Вид деятельности | Содержание |
Аудит. | Внеаудит. |
1-2 | Общие положения. Библиотека Graph. Инициализация графического режима | 2 | -
| Беседа | | Структура графической программы. |
3-4 | Процедуры и функции библиотеки Graph. Практическая работа «Построение отрезка». | 2 | -
| Беседа, тренинг | Проблемно-диалогическое общение о процедурах и функциях библиотеки Graph; Самостоятельная работа обучающихся на ПК: составление программы, изображающей на экране графический примитив, отрезок. -
| Представление о библиотеке Graph. Подключение необходимых модулей. Работа ученика по индивидуальному заданию. |
5-6 | Координаты. Практическая работа «Построение геометрических фигур по заданным координатам». | 2 | -
| Беседа, тренинг | Актуализация знаний (устный опрос по ранее изученному материалу); Проблемно-диалогическое общение о координатной плоскости графического режима; Самостоятельная работа обучающихся на ПК: составление программы, строящей элементарные геометрические фигуры по заданным координатам (отрезок, прямоугольник, круг, эллипс). -
| Основные понятия. Координаты экрана. Координатная плоскость с декартовой прямоугольной системой координат. Координатные четверти. Количество пикселей экрана в строках и столбцах. Построение фигур по заданным координатам. Работа ученика по индивидуальному заданию. |
7-8 | Изображение простейших геометрических фигур. Практическая работа «Построение линии и прямоугольника». | 2 | -
| Беседа, тренинг | Актуализация знаний (устный опрос по ранее изученному материалу); Проблемно-диалогическое общение по теме построения различных геометрических фигур (линии, прямоугольника окружности, эллипса, сектора, дуги) в среде программирования Pascal; Самостоятельна работа обучающихся на ПК: выполнение практической работы по построению линий и прямоугольников; -
| Процедура вывода линии. Процедура вывода прямоугольника. Окружность. Процедура вывода окружности. Работа ученика по индивидуальному заданию. |
9-10 -
| Геометрические фигуры: эллипс, дуга, сектор. Практическая работа «Построение окружности, эллипса и дуги». -
| 2 | -
| Беседа, тренинг | Актуализация знаний (устный опрос по ранее изученному материалу); Проблемно-диалогическое общение по теме построения различных геометрических фигур (окружности, эллипса, сектора, дуги) в среде программирования Pascal; Самостоятельна работа обучающихся на ПК: выполнение практической работы по построению окружности, эллипса и дуги. -
| Процедура вывода эллипса; процедура вывода сектора; процедура вывода дуги. Работа ученика по индивидуальному заданию. |
11-13 | Раскрашивание рисунков | 3 | -
| Беседа | -
| Цвет фона. Цвет изображения. Тип штриховки и цвет закрашивания. Процедура раскрашивания фигуры |
14-15 | Практическая работа “Создание рисунка в конкретных координатах”. | 2 | -
| Беседа, тренинг | Актуализация знаний (устный опрос по ранее изученному материалу); Самостоятельная работа обучающихся на ПК: выполнение практической работы по построению и раскрашиванию рисунка в конкретных координатах. -
| Работа ученика по индивидуальному заданию. |
16 | Оператор присваивания | 1 | -
| Беседа | -
| Переменная. Имя переменной. Значение переменной. Выражения. Выполнение оператора присваивания. |
17 | Вывод объекта в относительных координатах | 1 | -
| Беседа | Актуализация знаний (устный опрос по ранее изученному материалу); Проблемно-диалогическое общение об операторе присваивания, выводе графических объектов в относительных координатах. -
| Объекты. Вывод объекта на экран. Изменение координат объекта |
18-19 | Практическая работа “Вывод объекта в относительных координатах” | 2 | -
| Беседа, тренинг | -
| Работа ученика по индивидуальному заданию. |
20 | Оператор повторения | 1 | -
| Беседа | | Повторение в программе. Количество повторений. Упрощение записи при повторах в программе. Общий вид оператора повторения. |
21-22 | Практическая работа “Оператор повторения” | 2 | -
| Беседа, тренинг | -
| Работа ученика по индивидуальному заданию. |
23 | Повторяющиеся изображения, рекурсия. Мозаичные орнаменты. Паркеты. Симметричные объекты | 1 | -
| Беседа | | Программирование повторяющихся изображений – рассмотрение примера программы. |
24-25 | Практическая работа “Повторяющиеся изображения, рекурсия” | 2 | -
| Беседа, тренинг | | Работа ученика по индивидуальному заданию. |
26-27 | Практическая работа “Построение графиков функций” | 2 | -
| Беседа, тренинг | Актуализация знаний (устный опрос по ранее изученному материалу); Проблемно-диалогическое общение о принципах построения графиков функций в среде программирования Pascal; Самостоятельная работа обучающихся на ПК: выполнение практической по построению графиков функций по заданному представлению. -
| Работа ученика по индивидуальному заданию. |
28-29 | Практическая работа “Построение графиков тригонометрических функций” | 2 | -
| Беседа, тренинг | Актуализация знаний (устный опрос по ранее изученному материалу); Проблемно-диалогическое общение о принципах построения графиков тригонометрических функций в среде программирования Pascal; Самостоятельная работа обучающихся на ПК: выполнение практической по построению графиков функций (эпициклоид, кардиоид, астроид, улиток Паскаля) по заданному параметрическому представлению. | Работа ученика по индивидуальному заданию. |
30 | Использование случайных величин при рисовании | 1 | -
| Беседа | | Пример написания программы с использованием случайных величин. |
31 | Создание трехмерных изображений | 1 | -
| Беседа | -
| Способы построения трехмерных (пространственных) объектов графическими примитивами. Метод проекций. Наложение графических примитивов для создания иллюзии трехмерности. Контурные линии. Усиление объемности через применение штрихпунктирных линий и тени. |
32-33 | Практическая работа “Построение трехмерного изображения” | 2 | -
| Беседа, тренинг | -
| Работа ученика по индивидуальному заданию. |
34 | Итоговая практическая работа | 1 | -
| Тренинг | Выполнение практической работы по использованию всех изученных графических возможностей PascalABC. | Работа ученика по индивидуальному заданию. |
TurboPascal в задачах и примерах, Н.Культин, СПб.: БХВ-Петербург, 2005.-256 с.: ил.;
Адаменко А. Pascal на примерах и задачах из математики – “БХВ-Петербург”, 2005;
Алексеев Е. Р., Чеснокова О. В., Турбо Паскаль 7.0, NT Press Москва, 2005;
Информатика. Задачник-практикум в 2 т. / Л.А.Залогова, М.АПлаксин, С.В.Русаков и др. Под ред. И.Г.Семакина, Е.К.Хеннера: Том 1., М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
www.college.ru Статья “Типология элективных курсов и их роль в организации профильного обучения”, Орлов Владимир Алексеевич, канд. пед. наук, зав. лабораторией физики ИОСО РАО;
www.intuit.ru Интернет – Университет Информационных технологий;
Зюзьков В.М. Программирование на языке высокого уровня: Учебное пособие. - Томск: Томский межвузовский центр дистанционного образования, 2003. - 217 с.;
Немнюгин С.А., TurboPascal: Практикум. – СПб: Питер, 2000. – 256 с.:ил;
Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. Приложение к приказу Минобразования России от 18.07.2002 2783// Информатика и образование. 2003. 6;
Кузнецов А. А. Профильное обучение: проблемы, перспективы развития // Народное образование, 2003, 4;
Кузнецов А. А. Элективные курсы в профильном обучении. // Учительская газета, 2004. . 7. с. 49-50;
Кузнецов А.А. Элективные курсы образовательной области Информатика // Элективные курсы в профильном обучении: Образовательная область Информатика // Министерство образования РФ Национальный фонд подготовки кадров. М.: Вита-Пресс, 2004. С. 5-20;
Кузнецов А. А., Захарова Т. Б. Принципы дифференциации содержания обучения информатике// Информатика и образование, 1997 – 4;
Примерная программа основного общего образования по информатике и ИКТ / Программы для общеобразовательных учреждений. Информатика 2 11 кл. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005;
Федеральная целевая программа развития образования на 2006 - 2010 годы. - М., 2005;
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. // Вестник образования, 2002, 6. с. 11-40;
Лапчик М.П., Семакин М.П., Хеннер Е.К. Методика преподавания информатики: Учеб. пособие для студ. пед. вузов / под общей ред. М.П. Лапчика. 2-е изд. М.: Издательский центр Академия, 2005. 624 с.