СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Умный компьютер" для 9 класса

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа курса внеурочной деятельности "Умный компьютер" для 9 класса. На данном курсе учащиеся получают навыки создания графических изображений в среде программирования Pascal ABC.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Умный компьютер" для 9 класса»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 56»




СОГЛАСОВАНО


Заместитель директора по УВР

__Потапко Н.Н._/____________________




УТВЕРЖДАЮ

Директор школы___________Т.Н.Озерова

Приказ № 01-02/189 от 28.08.2018






Рабочая программа

общеинтеллектуального курса внеурочной деятельности

«Умный компьютер»

в 9-х классах

Киселёвой Наталья Александровны

2018-2019 учебный год



















город Ярославль


  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Умный компьютер» разработана на основе следующих нормативных документов и методических материалов:

  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897;

  • Приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 года № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования»;

  • Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных образовательных программ, в том числе в части проектной деятельности, письмо Минобрнауки России от 18 августа 2017г;

  • Основной образовательной программы муниципального общеобразовательного учреждения «Средней школы №56». ООП ООО утверждена 04.09.2015 г., приказ № 01-14/329

  • Положения о рабочей программе учителя внеурочной деятельности. Утверждено приказом директора от 28.08.2018г. №01-02/189


Курс внеурочной деятельности «Умный компьютер» носит практико-методологический характер. Его практическую часть составляет выработка умений применения графических операторов при построении статических и динамических, плоскостных и трехмерных, растровых и векторных изображений. Методология базируется на выработке у учащихся знаний о реализации процессов анимации, особенностях построения трехмерных объектов на плоскости (экране монитора), сути растрового (поточечного) метода формирования изображений, особенностях вывода повторяющихся изображений, полярной системе координат и особенностях построения в ней объектов.

Цель курса

Формирование и отработка навыков построения графических изображений средствами языка программирования Pascal.

Задачи курса

  • закрепление знаний о компьютерной графике, ее видах и особенностях каждого из этих видов;

  • знакомство с возможностями языка программирования Pascal по обработке графической информации;

  • расширение представлений о возможностях компьютера;

  • углубление навыков решения задач на компьютере.


Программа курса «Умный компьютер» разработана в рамках общеинтеллектуального направления развития личности учащихся. Курс внеурочной деятельности «Умный компьютер» реализуется с учащимися 9 класса. Общее количество занятий в учебном году – 34 часа. Периодичность проведения занятий: 1 час в неделю согласно расписанию занятий внеурочной деятельности.










II. Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные результаты

Обучающийся сможет:

  • сформировать ответственное отношение к учению;

  • сформировать готовность и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся сможет

  • формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;

  • анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;

  • определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;

  • определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся сможет
строить логическую цепочку рассуждений

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся сможет

  • участвовать в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации

  • уважительно относиться к мнению других, с достоинством принимать критику собственного мнения учителем и сверстниками;

  • использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.

Учебные результаты

На курсе внеурочной деятельности «Умный компьютер» обучающиеся достигают учебных результатов первого уровня (социально значимые знания, которые планируется передать детям).

Обучающийся сможет:

  • овладеть знаниями об основных понятиях компьютерной графики, векторном и растровом способах построения изображений;

  • иметь представления о способах построения плоскостных и трехмерных объектов и уметь реализовывать соответствующие алгоритмы на компьютере с помощью языка программирования Pascal ABC;

  • знать способы организации повторяющихся и движущихся изображений с применением циклов и уметь реализовывать их на Pascal ABC;

  1. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности


  1. урока

  1.  Тема занятия

  1. Количество часов

  1. Форма занятия

  1. Вид деятельности

  1. Содержание

  1. Аудит.

  1. Внеаудит.

  1. 1-2

  1. Общие положения. Библиотека Graph. Инициализация графического режима

  1. 2

  1. Беседа

  • Проблемно-диалогическое общение о структуре графического модуля, библиотеке Graph, подключения необходимых модулей.

  1. Структура графической программы.

  1. 3-4

  1. Процедуры и функции библиотеки Graph. Практическая работа «Построение отрезка».

  1. 2

  1. Беседа, тренинг

  • Проблемно-диалогическое общение о процедурах и функциях библиотеки Graph;

  • Самостоятельная работа обучающихся на ПК: составление программы, изображающей на экране графический примитив, отрезок.

  1. Представление о библиотеке Graph. Подключение необходимых модулей.

  2. Работа ученика по индивидуальному заданию.

  1. 5-6

  1. Координаты. Практическая работа «Построение геометрических фигур по заданным координатам».

  1. 2

  1. Беседа, тренинг

  • Актуализация знаний (устный опрос по ранее изученному материалу);

  • Проблемно-диалогическое общение о координатной плоскости графического режима;

  • Самостоятельная работа обучающихся на ПК: составление программы, строящей элементарные геометрические фигуры по заданным координатам (отрезок, прямоугольник, круг, эллипс).

  1. Основные понятия. Координаты экрана.

  2. Координатная плоскость с декартовой прямоугольной системой координат. Координатные четверти. Количество пикселей экрана в строках и столбцах. Построение фигур по заданным координатам.

  3. Работа ученика по индивидуальному заданию.

  1. 7-8

  1. Изображение простейших геометрических фигур. Практическая работа «Построение линии и прямоугольника».

  1. 2

  1. Беседа, тренинг

  • Актуализация знаний (устный опрос по ранее изученному материалу);

  • Проблемно-диалогическое общение по теме построения различных геометрических фигур (линии, прямоугольника окружности, эллипса, сектора, дуги) в среде программирования Pascal;

  • Самостоятельна работа обучающихся на ПК: выполнение практической работы по построению линий и прямоугольников;

  1. Процедура вывода линии. Процедура вывода прямоугольника. Окружность. Процедура вывода окружности.

  2. Работа ученика по индивидуальному заданию.

  1. 9-10

  1. Геометрические фигуры: эллипс, дуга, сектор.

  2. Практическая работа «Построение окружности, эллипса и дуги».

  1. 2

  1. Беседа, тренинг

  • Актуализация знаний (устный опрос по ранее изученному материалу);

  • Проблемно-диалогическое общение по теме построения различных геометрических фигур (окружности, эллипса, сектора, дуги) в среде программирования Pascal;

  • Самостоятельна работа обучающихся на ПК: выполнение практической работы по построению окружности, эллипса и дуги.

  1. Процедура вывода эллипса; процедура вывода сектора; процедура вывода дуги.

  2. Работа ученика по индивидуальному заданию.

  1. 11-13

  1. Раскрашивание рисунков

  1. 3

  1. Беседа

  • Проблемно-диалогическое общение о принципах работы с цветом в среде программирования Pascal;

  1. Цвет фона. Цвет изображения. Тип штриховки и цвет закрашивания. Процедура раскрашивания фигуры

  1. 14-15

  1. Практическая работа

  2. “Создание рисунка в конкретных координатах”.

  1. 2

  1. Беседа, тренинг

  • Актуализация знаний (устный опрос по ранее изученному материалу);

  • Самостоятельная работа обучающихся на ПК: выполнение практической работы по построению и раскрашиванию рисунка в конкретных координатах.

  1. Работа ученика по индивидуальному заданию.

  1. 16

  1. Оператор присваивания

  1. 1

  1. Беседа

  • Актуализация знаний (устный опрос по ранее изученному материалу);

  • Проблемно-диалогическое общение об операторе присваивания.

  1. Переменная. Имя переменной. Значение переменной. Выражения. Выполнение оператора присваивания.

  1. 17

  1. Вывод объекта в относительных координатах

  1. 1

  1. Беседа

  • Актуализация знаний (устный опрос по ранее изученному материалу);

  • Проблемно-диалогическое общение об операторе присваивания, выводе графических объектов в относительных координатах.

  1. Объекты. Вывод объекта на экран. Изменение координат объекта

  1. 18-19

  1. Практическая работа

  2. “Вывод объекта в относительных координатах”

  1. 2

  1. Беседа, тренинг

  • Актуализация знаний (устный опрос по ранее изученному материалу);

  • Самостоятельная работа обучающихся на ПК: выполнение практической работы по построению графического объекта в относительных координатах.

  1. Работа ученика по индивидуальному заданию.

  1. 20

  1. Оператор повторения

  1. 1

  1. Беседа

  • Актуализация знаний (устный опрос по ранее изученному материалу);

  • Проблемно-диалогическое общение о составлении и реализации алгоритмов с повторением.

  1. Повторение в программе. Количество повторений. Упрощение записи при повторах в программе. Общий вид оператора повторения.

  1. 21-22

  1. Практическая работа “Оператор повторения”

  1. 2

  1. Беседа, тренинг

  • Актуализация знаний (устный опрос по ранее изученному материалу);

  • Самостоятельная работа обучающихся на ПК: выполнение практической работы на оператор повторения.

  1. Работа ученика по индивидуальному заданию.

  1. 23

  1. Повторяющиеся изображения, рекурсия. Мозаичные орнаменты. Паркеты. Симметричные объекты

  1. 1

  1. Беседа

  • Актуализация знаний (устный опрос по ранее изученному материалу);

  • Проблемно-диалогическое общение о программировании повторяющихся изображений.

  1. Программирование повторяющихся изображений – рассмотрение примера программы.

  1. 24-25

  1. Практическая работа “Повторяющиеся изображения, рекурсия”

  1. 2

  1. Беседа, тренинг

  • Актуализация знаний (устный опрос по ранее изученному материалу);

  • Самостоятельная работа обучающихся на ПК: выполнение практической работы по программированию повторяющихся изображений.

  1. Работа ученика по индивидуальному заданию.

  1. 26-27

  1. Практическая работа

  2. “Построение графиков функций”

  1. 2

  1. Беседа, тренинг

  • Актуализация знаний (устный опрос по ранее изученному материалу);

  • Проблемно-диалогическое общение о принципах построения графиков функций в среде программирования Pascal;

  • Самостоятельная работа обучающихся на ПК: выполнение практической по построению графиков функций по заданному представлению.

  1. Работа ученика по индивидуальному заданию.

  1. 28-29

  1. Практическая работа “Построение графиков тригонометрических функций”

  1. 2

  1. Беседа, тренинг

  • Актуализация знаний (устный опрос по ранее изученному материалу);

  • Проблемно-диалогическое общение о принципах построения графиков тригонометрических функций в среде программирования Pascal;

  • Самостоятельная работа обучающихся на ПК: выполнение практической по построению графиков функций (эпициклоид, кардиоид, астроид, улиток Паскаля) по заданному параметрическому представлению.

  1. Работа ученика по индивидуальному заданию.

  1. 30

  1. Использование случайных величин при рисовании

  1. 1

  1. Беседа

  • Актуализация знаний (устный опрос по ранее изученному материалу);

  • Проблемно-диалогическое общение о принципах написания программы в среде программирования Pascal c использованием случайных величин.

  1. Пример написания программы с использованием случайных величин.

  2.  

  1. 31

  1. Создание трехмерных изображений

  1. 1

  1. Беседа

  • Актуализация знаний (устный опрос по ранее изученному материалу);

  • Проблемно-диалогическое общение о принципах построения трехмерных изображений в среде программирования Pascal.

  1. Способы построения трехмерных (пространственных) объектов графическими примитивами. Метод проекций. Наложение графических примитивов для создания иллюзии трехмерности. Контурные линии. Усиление объемности через применение штрихпунктирных линий и тени.

  1. 32-33

  1. Практическая работа “Построение трехмерного изображения”

  1. 2

  1. Беседа, тренинг

  • Актуализация знаний (устный опрос по ранее изученному материалу);

  • Самостоятельная работа обучающихся на ПК: выполнение практической по построению трехмерных изображений.

  1. Работа ученика по индивидуальному заданию.

  1. 34

  1. Итоговая практическая работа

  1. 1

  1. Тренинг

  1. Выполнение практической работы по использованию всех изученных графических возможностей PascalABC.

  1. Работа ученика по индивидуальному заданию.

  1. IV. Тематическое планирование


    1. урока

    1. Раздел

    1.  Тема занятия

    1. Дата

    1. Содержание

    1. Кол-во часов

    1. Примерная

    1. Фактическая

    1. 1-2

    1. Графическая среда АВС Pascal

    1. Общие положения. Библиотека Graph. Инициализация графического режима

    1. 04.09

    2. 11.09

    1. Структура графической программы.

    1. 2

    1. 3-4

    1. Процедуры и функции библиотеки Graph. Практическая работа «Построение отрезка».

    1. 18.09

    2. 25.09

    1. Представление о библиотеке Graph. Подключение необходимых модулей.

    2. Работа ученика по индивидуальному заданию.

    1. 2

    1. 5-6

    1. Координатная плоскость графического режима

    1. Координаты. Практическая работа «Построение геометрических фигур по заданным координатам».

    1. 02.10

    2. 09.10

    1. Основные понятия. Координаты экрана.

    2. Координатная плоскость с декартовой прямоугольной системой координат. Координатные четверти. Количество пикселей экрана в строках и столбцах. Построение фигур по заданным координатам.

    3. Работа ученика по индивидуальному заданию.

    1. 2

    1. 7-8

    1. Геометрические фигуры

    1. Изображение простейших геометрических фигур. Практическая работа «Построение линии и прямоугольника».

    1. 16.10

    2. 23.10

    1. Процедура вывода линии. Процедура вывода прямоугольника. Окружность. Процедура вывода окружности.

    2. Работа ученика по индивидуальному заданию.

    1. 2

    1. 9-10

    1. Геометрические фигуры: эллипс, дуга, сектор.

    2. Практическая работа «Построение окружности, эллипса и дуги».

    1. 30.10

    2. 13.11

    1. Процедура вывода эллипса; процедура вывода сектора; процедура вывода дуги.

    2. Работа ученика по индивидуальному заданию.

    1. 2

    1. 11-13

    1. Работа с цветом

    1. Раскрашивание рисунков

    1. 20.11

    2. 27.11

    1. Цвет фона. Цвет изображения. Тип штриховки и цвет закрашивания. Процедура раскрашивания фигуры

    1. 3

    1. 14-15

    1. Практическая работа

    2. “Создание рисунка в конкретных координатах”.

    1. 04.12

    2. 11.12

    1. Работа ученика по индивидуальному заданию.

    1. 2

    1. 16

    1. Оператор присваивания

    1. Оператор присваивания

    1. 18.12

    1. Переменная. Имя переменной. Значение переменной. Выражения. Выполнение оператора присваивания.

    1. 1

    1. 17

    1. Вывод объекта в относительных координатах

    1. 25.12

    1. Объекты. Вывод объекта на экран. Изменение координат объекта

    1. 1

    1. 18-19

    1. Практическая работа

    2. “Вывод объекта в относительных координатах”

    1. 15.01

    2. 22.01

    1. Работа ученика по индивидуальному заданию.

    1. 2

    1. 20

    1. Оператор повторения

    1. Оператор повторения

    1. 29.01

    1. Повторение в программе. Количество повторений. Упрощение записи при повторах в программе. Общий вид оператора повторения.

    1. 1

    1. 21-22

    1. Практическая работа “Оператор повторения”

    1. 05.02

    2. 12.02

    1. Работа ученика по индивидуальному заданию.

    1. 2

    1. 23

    1. Повторяющиеся изображения, рекурсия. Мозаичные орнаменты. Паркеты. Симметричные объекты

    1. 19.02

    1. Программирование повторяющихся изображений – рассмотрение примера программы.

    1. 1

    1. 24-25

    1. Практическая работа “Повторяющиеся изображения, рекурсия”

    1. 26.02

    2. 05.03

    1. Работа ученика по индивидуальному заданию.

    1. 2

    1. 26-27

    1. Построение графиков функций

    1. Практическая работа

    2. “Построение графиков функций”

    1. 12.03

    2. 19.03

    1. Работа ученика по индивидуальному заданию.

    1. 2

    1. 28-29

    1. Практическая работа “Построение графиков тригонометрических функций”

    1. 09.04

    2. 16.04

    1. Работа ученика по индивидуальному заданию.

    1. 2

    1. 30

    1. Случайные величины

    1. Использование случайных величин при рисовании

    1. 23.04

    1. Пример написания программы с использованием случайных величин.

    2.  

    1. 1

    1. 31

    1. Трехмерные изображения

    1. Создание трехмерных изображений

    1. 30.04

    1. Способы построения трехмерных (пространственных) объектов графическими примитивами. Метод проекций. Наложение графических примитивов для создания иллюзии трехмерности. Контурные линии. Усиление объемности через применение штрихпунктирных линий и тени.

    1. 3

    1. 32-33

    1. Практическая работа “Построение трехмерного изображения”

    1. 07.05

    2. 14.05

    1. Работа ученика по индивидуальному заданию.

    1. 34

    1.  

    1. Итоговая практическая работа

    1. 21.05

    1. Работа ученика по индивидуальному заданию.

    1. 1

  2. Список литературы:

  1. TurboPascal в задачах и примерах, Н.Культин, СПб.: БХВ-Петербург, 2005.-256 с.: ил.;

  2. Адаменко А. Pascal на примерах и задачах из математики – “БХВ-Петербург”, 2005;

  3. Алексеев Е. Р., Чеснокова О. В., Турбо Паскаль 7.0, NT Press Москва, 2005;

  4. Информатика. Задачник-практикум в 2 т. / Л.А.Залогова, М.АПлаксин, С.В.Русаков и др. Под ред. И.Г.Семакина, Е.К.Хеннера: Том 1., М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.

  5. www.college.ru Статья “Типология элективных курсов и их роль в организации профильного обучения”, Орлов Владимир Алексеевич, канд. пед. наук, зав. лабораторией физики ИОСО РАО;

  6. www.intuit.ru Интернет – Университет Информационных технологий;

  7. Зюзьков В.М. Программирование на языке высокого уровня: Учебное пособие. - Томск: Томский межвузовский центр дистанционного образования, 2003. - 217 с.;

  8. Немнюгин С.А., TurboPascal: Практикум. – СПб: Питер, 2000. – 256 с.:ил;

  9. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. Приложение к приказу Минобразования России от 18.07.2002 2783// Информатика и образование. 2003. 6;

  10. Кузнецов А. А. Профильное обучение: проблемы, перспективы развития // Народное образование, 2003, 4;

  11. Кузнецов А. А. Элективные курсы в профильном обучении. // Учительская газета, 2004. . 7. с. 49-50;

  12. Кузнецов А.А. Элективные курсы образовательной области Информатика // Элективные курсы в профильном обучении: Образовательная область Информатика // Министерство образования РФ Национальный фонд подготовки кадров. М.: Вита-Пресс, 2004. С. 5-20;

  13. Кузнецов А. А., Захарова Т. Б. Принципы дифференциации содержания обучения информатике// Информатика и образование, 1997 – 4;

  14. Примерная программа основного общего образования по информатике и ИКТ / Программы для общеобразовательных учреждений. Информатика 2 11 кл. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005;

  15. Федеральная целевая программа развития образования на 2006 - 2010 годы. - М., 2005;

  16. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. // Вестник образования, 2002, 6. с. 11-40;

  17. Лапчик М.П., Семакин М.П., Хеннер Е.К. Методика преподавания информатики: Учеб. пособие для студ. пед. вузов / под общей ред. М.П. Лапчика. 2-е изд. М.: Издательский центр Академия, 2005. 624 с.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!