СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:
1. Пояснительная записка стр.3
2. Планируемые результаты изучения стр.4-5
учебного предмета, курса
3. Содержание учебного предмета, курса стр.6-7
4. Тематическое планирование стр.7
Календарно-тематическое планирование на 6 класс
(приложение)
УВЛЕКАТЕЛЬНАЯ ГРАММАТИКА
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Увлекательная грамматика» для 6 класса разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
1. Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г.№273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (с изменениями и дополнениями от 29.12.2014 №1644, от 31.12.2015 №1577).
3. Общеобразовательная программа основного общего образования МОБУ СОШ №6.
Рабочая программа курса «Увлекательня грамматика» для 6 класса составлена на основе авторской программы для общеобразовательных учреждений Л.В. Мищенковой «Занимательный русский язык» (Занимательный русский язык: Задания по развитию познавательных способностей» (11-12 лет) / Л.В. Мищенкова. Методическое пособие, 6 класс.- М.: Издательство РОСТ, 2013).
В соответствии с Образовательной программой и учебным планом школы на изучение курса «Увлекательная грамматика» в 6 классе отводится 34 часа (1 час в неделю).
Цель и задачи программы:
Целью данной программы является формирование личности, полноценно владеющей устной и письменной речью в соответствии со своими возрастными особенностями.
Задачи:
Обучающие:
- развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
- приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
- пробуждение потребности у обучающихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
- развитие мотивации к изучению русского языка;
- развитие творчества и обогащение словарного запаса;
- совершенствование общего языкового развития обучающихся;
-углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
Воспитывающие:
- воспитание культуры обращения с книгой;
- формирование и развитие у обучающихся разносторонних интересов, культуры мышления.
Развивающие:
- развивать смекалку и сообразительность;
- приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
- развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
- учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты:
- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
- интерес к изучению языка;
- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметне результаты
Ученик научится
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать тему и цели урока;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения.
Коммуникативные УУД:
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
- владеть монологической и диалогической формами речи.
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы.
Ученик получит возможность для формирования:
- внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
- выраженной познавательной мотивации;
- устойчивого интереса к новым способам познания
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
-осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- использовать методы и приемы художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
Предметные результаты:
Ученик научится:
соблюдать основные орфографические и пунктуационные правила современного русского литературного языка;
извлекать необходимую информацию из словарей и справочников, использовать её в разных видах деятельности;
проводить разного рода анализы слов: фонетический, морфологический, морфемный, орфографический;
группировать слова по видам орфограмм;
соблюдать грамматические нормы в письменных и устных высказываниях
Ученик получит возможность научиться:
- отличительные признаки основных языковых единиц;
- основные термины и понятия, связанные с лексикой, синтаксисом, фонетикой, морфологией, орфографией;
- слова, словосочетания, предложения, текста;
- основные орфографические и пунктуационные правила;
- о некоторых нормах русского языка: произносительных, словоупотребительных;
- четко артикулировать слова, воспринимать и воспроизводить интонацию речи;
- подбирать антонимы, синонимы, фразеологические обороты;
- различать паронимы, омонимы, архаизмы, неологизмы;
- выделять художественные изобразительные средства в тексте;
- пользоваться орфографическим, словобразовательным, фразеологическим, этимологическим словарями, а также словарями синонимов и антонимов.
Содержание курса внеурочной деятельности
Введение 2 ч.
Язык мой – друг мой.
Рассказ-беседа о словарном богатстве русского языка.
Сколько языков на Земле?
Игра – соревнование “Кто больше знает слов на букву…»
Лексика. Фразеология 13 ч.
История лексики. Родные слова.
Лексика. История Исконная лексика.
Слова-«предки». Старославянизмы.
Слова-«пришельцы». Заимствованные слова. Работа со словарем иностранных слов, отработка практических навыков нахождения слов иностранного происхождения в русском языке.
Диалектизмы… Какие они? Диалектные слова.
Лексика профессионалов. Профессиональные (специальные слова).
Почему стареют слова? Устаревшие слова. Историзмы. Архаизмы.
Какие слова считаются новыми? Новые слова (неологизмы). Окказионализмы.
Молодёжный сленг и отношение к нему. Самостоятельное наблюдение и запись речи своей, своих товарищей, старшего поколения
Словарь – мой добрый друг и верный помощник. Знакомство со словарями, отработка навыков пользования словарем, знакомство со словарной статьей, обогащение словарного запаса учащихся
В мире фразеологии.
Знакомство с фразеологическим словарём. Фразеологизмы – синонимы и антонимы. Фразеологизмы с именем собственным. Фразеологизмы со значением цвета. Игра «Скажи иначе».
Мы говорим его стихами. Афоризмы.
Вводятся понятия «крылатые выражения» и «афоризмы». Нахождение афоризмов и крылатых выражений в произведениях А. С. Пушкина.
Конкурс «Своя игра» по теме «Фразеологизмы». Интеллектуальная игра. Фразеологизмы. Широкое и узкое понимание.
Итоговое занятие по теме: «Лексика. Фразеология». Тестирование Понятия, изученные в теме: «Лексика. Фразеология»
Словообразование. Орфография 9 ч.
Словообразование. Орфография. Занимательная морфемика (по следам прошлых занятий). Морфемы. Словообразование и формообразование.
«Откуда катится каракатица?» О словарях, которые рассказывают об истории слов. Рассматривается понятие «этимология», строение словарной статьи этимологического словаря. Работа с различными этимологическими словарями. Определение первоисточников слова.
Как в русском языке образуются слова? Способы словообразования.
Приставки-труженицы. Приставки, которые всегда одинаковые. Приставка. Правописание приставок.
Приставки- нарушители «главного» правила. Единообразное написание приставок.
Самые «трудные» приставки. Правописание приставок на -з, -с; пре-, при-.
Корни слов: постоянство и измены. Правописание гласных в корнях слов.
Орфография суффиксов. Правописание суффиксов.
Занимательная викторина «Строители слова». Повторение навыков правописания морфем.
Морфология. Орфография 10 ч.
Законы написания существительных. Морфология. Орфография. Имя существительное. Правописание имен существительных. Сказка “Приключение в стране “Имя Существительное” Нахождение существительных в тексте.
Приключение в стране «Имя Прилагательное». Правописание имён прилагательных. Нахождение прилагательных в тексте, отработка умения образовывать прилагательные.
Как правильно писать числительные? Правописание имен числительных.
Местоимения, которые пишутся непросто. Разряды местоимений. Правописание местоимений.
Глагольная орфография. Глагол. Правописание глаголов.
Игра «Я знаю части речи». Определение смысловых и грамматических связей между словами.
Итоговый урок. Викторина «Занимательная грамматика» Командное соревнование на проверку знаний по русскому языку.
Тематическое планирование
№ раздела | Раздел | Количество часов |
1 | Введение | 2 |
2 | Лексика. Фразеология | 13 |
3 | Словообразование. Орфография | 9 |
4 | Морфология. Орфография | 10 |
| | 34 ч |
10