СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа курса внеурочной деятельности в 1 классе «Создание «Азбуки природы» по научно-познавательному направлению.

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Создание «Азбуки природы» — интегрированный курс для учащихся 1-го класса, в содержании которого предусматривается закрепление изученных букв во внеурочное время на основе ассоциаций с предметами и явлениями природы.

Просмотр содержимого документа
«Программа курса внеурочной деятельности в 1 классе «Создание «Азбуки природы» по научно-познавательному направлению.»




Программа

курса внеурочной деятельности в 1 классе

Экологические часы:

«Создание «Азбуки природы»

по научно-познавательному направлению





























Автор-составитель:

Голубева М.Я., учитель начальных классов МБОУ «ЧСШ №1»















Пояснительная записка

Экологическое образование – одно из направлений реализации Программы духовно-нравственного развития и воспитания в начальной школе.

Согласно ФГОС, экологическое образование реализуется как экологическая составляющая базовых учебных предметов, а также в форме вариативного урочного компонента и во внеурочной деятельности. Предусматривается формирование и развитие экологического мышления личности, умения применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике; формирование основ экологической культуры, развитиеопыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях; подготовку выпускника, осознанно выполняющего правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды.

Актуальность курса.

Мы живём в замечательном месте. Наш поселок окружен горами, между ними протекает могучая река Енисей, на которой возведена Саяно-Шушенская ГЭС –одна из самых крупных ГЭС в мире. Из окон нашей школы мы видим высокие сосны, кудрявые берёзы, слышим пение птиц, любуемся яркой зеленью весной и летом и чистым снегом зимой. Выходя на улицу, мы вдыхаем ароматный свежий воздух. Чтобы сберечь и приумножить природные богатства нашей местности, необходимо с первого года обучения в школе вести целенаправленную деятельность по воспитанию экологической грамотности. Данный курс внеурочной деятельности познакомит детей с правилами поведения в природе, у них будет формироваться опыт эмоционально-ценностных сопереживаний природным объектам.

Цель:

формирование представлений об окружающем мире, первоначальной экологической грамотности через интеграцию предметов обучение грамоте, окружающего мира и внеурочной деятельности.

Задачи:

  • Изучать буквы русского алфавита на основе ассоциаций с предметами и явлениями природы;

  • Воспитывать любовь к природе, бережное и созидательное отношение к ней;

  • Развивать творческие способности, фантазию, мышление, внимание, наблюдательность;

  • Вовлекать детей в различного вида вида экологическую социально-значимую деятельность;

  • Привлечь к сотрудничеству родителей, специалистов библиотеки, специалистов национального парка «Шушенский бор».

Место курса в учебном плане:

Программа составлена сучетом того,чтобы её содержание соответствовало возрасту детей, по возможности шло параллельно программе «Обучение грамоте», по которой занимаются дети в 1 классе. Программа рассчитана на 32ч (1 ч в неделю). Программа дополняет и расширяет содержание отдельных тем предметной области «Окружающий мир» за счет межпредметной интеграции.

Общая характеристика программы

Создание «Азбуки природы» — интегрированный курс для учащихся 1-го класса, в содержании которого предусматриваетсязакрепление изученных букв на основе ассоциаций с предметами и явлениями природы, многообразие взаимосвязей природного мира, основные методы и пути его познания;развитие эстетического восприятия окружающего мира и художественно-образного мышления младших школьников. Изучение данного курса создаст условия для формирования ценностного отношения младших школьников к природе, для воспитания основ экологической ответственности как важнейшего компонента экологической культуры.

Программа разработана с учетом особенностей первой ступени общего образования и учитывает возрастные и психологические особенности младшего школьника.

Ценностными ориентирами содержания данной программы в начальной школе являются:

  • развитие у учащихся эстетического восприятия окружающего мира;

  • развитие устойчивого познавательного интереса к окружающему миру природы;

  • вовлечение учащихся в реальную деятельность по изучению и сохранению ближайшего природного окружения;

  • воспитание самостоятельности, самооценки и самоуважения.

Особенности реализации программы

Знакомство с буквами происходит непосредственно на уроке обучения грамоте, а закрепление букв на основе ассоциации с предметами природы происходит во внеурочной деятельности. Занятия проводятся во второй половине дня в течение 35 минут. Место проведения определяется в соответствие с темой занятия: в парке, на берегу Енисея, в библиотеке, в классе, в музее национального парка «Шушенский бор». Используемые формы проведения: экскурсии, викторины, поисковая деятельность, КВН и др.

Виды деятельности:

ролевые, дидактические игры, творческие задания, опыты и практические работы, создание экологических проектов, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу, моделирование, художественное творчество, разработка и создание экознаков, экологические акции, составление памяток. Предполагаются различные формы привлечения семьи к совместной деятельности: семейные экологические домашние задания, помощь в оборудовании и озеленении классной комнаты, проектная деятельность по созданию книги «Таежная сказка Черемушек», внеклассные мероприятия.

Все виды деятельности данного курса направлены на создание ситуации успеха для каждого обучающегося.

Формы подведения итогов работы

Результативность работы по программе «Создание «Азбуки природы» осуществляется с помощью диагностики: в конце учебного года проводятся тестирование и анкетирование учащихся, анкетирование родителей; в течение учебного года осуществляется наблюдение и анализ творческих работ детей. Формами подведения итогов и результатов реализации программы выступают традиционные экологические праздники: ярмарка «Золотая осень», Неделя экологии, «День птиц», «День Земли», «День воды». На заключительном занятии проводится выставка-защита «Азбуки природы», презентация и защита проекта: книга «Таежная сказка Черемушек».

Планируемые результаты освоения программы:

Личностные:

  • развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы;

  • развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

  • воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости сохранения окружающей среды;

  • формирование мотивации дальнейшего изучения природы.

Метапредметные:

  • овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности: умение ставить цели и планировать личную учебную деятельность, оценивать собственный вклад в деятельность группы, проводить самооценку уровня личных учебных достижений;

  • освоение элементарных приемов исследовательской деятельности;

  • формирование приемов работы с информацией: поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей;

  • развитие коммуникативных умений.

Предметные:

  • формирование представлений об экологии как одном из важнейших направлений изучения взаимосвязей и взаимодействий между природой и человеком;

  • формирование представлений о взаимосвязи мира живой и неживой природы между живыми организмами, о значении природы для человека;

  • владение навыками ухода за комнатными растениями, за домашними питомцами;

  • формирование знаний основ экологической культуры; правил поведения в природе;

  • знание особенностей природы родного края, изученных растений, животных;

  • воспитание потребности в здоровом образе жизни.

Учебно-тематический план (33ч+ 5ч общешкольные мероприятия)



Количество часов

Наименование разделов и тем

всего

теория

практика


I Введение

1



1

Вводное занятие. Игра «Поле чудес»

1

1



I I Природа нашей местности

4



1

Экскурсия. Наблюдение за объектами природы.

1


1

2

Экскурсия«Осень в поселке».

1


1

3

Экскурсия«Листопад».

1

0,5

0,5

4

Экскурсия« Красавец Енисей».

1

0,5

0,5


III Природа и её обитатели

13



1

Буква П. Понятие о природе. Старт проекта по созданию книги«Таежная сказка Черемушек»

1

0,5

0,5

2

Буква А. Алоэ, астра и другие растения.

1

0,5

0,5

3

Буква У. Уж, удод и другие.

1

0,5

0,5

4

Буква М. Беседа о пользе мухоморов и муравьев.

1

0,5

0,5

5

Буквы И, ы. Интересные заметки.

1

1


6

Буквы Д, Т. Деревья и трава – источники кислорода.

1

0,5

0,5

7

Буква Н. Насекомые, их многообразие.

1

0,5

0,5

8

Буква Л. Лес – наше богатство.

1

0,5

0,5

9

Буквы Ж, Ш. Жаворонки, журавли…

1

0,5

0,5

10

Буква Х. Хлеб – всему голова.

1

0,5

0,5

11

Буква Ц. Цветы и имена.

1

0,5

0,5

12

Буква Щ. Щедрость природы.

1

0,5

0,5

13

Буква Ф. Флора и фауна Хакасии.

1

0,5

0,5


IV Природа в опасности

5



1

Буква О. Охрана природы. Проект «Создай свой знак».

1


1

2

Буква К. Знакомство с Красной книгой.

1

1


3

Буква Э. Экология.

1

1


4

Буква З. Заповедники и заказники. Экскурсия в музей национального парка «Шушенский бор»

1


1

5

Буквы Ю, Я. Я – юный защитник природы. Акция «Я про­тив мусора!»

1


1


V Неживая природа. Среда обитания растений и животных.

4



1

Буква Г. Горы. Экскурсия на пришкольный участок «Предметы и явления неживой природы вокруг меня»

1

0,5

0,5

2

Буква С. Среда обитания.

1

0,5

0,5

3

Буква Б. Биосфера.

1

1


4

Буква В. Вода – источник жизни.

1

0,5

0,5


VI Человек и природа

4



1

Буква Р. Радость от общения с природой.

1

0,5

0,5

2

Буква Ч. Человек – часть природы.

1

0,5

0,5

3

Буквы Е, Ё. Единство человека и природы.

1

0,5

0,5

4

Буквы ъ, ь. О твердости и мягкости характера человека.

1

0,5

0,5


VII Подведение итогов работы

2



1

Картинная галерея «Азбуки природы».

1


1

2

Презентация и защита проекта «Таежная сказка Черемушек»

1


1


VIII Внеклассные общешкольные мероприятия по отдельному плану

5



1

Ярмарка «Золотая осень»



1

2

Неделя экологии в рамках предметных недель



1

3

«День птиц»



1

4

«День Земли»



1

5

«День воды»



1



Содержание программы.

I.Введение (1 час)

Знакомство с программой работы кружка, правилами поведения на занятиях. В ребенка закладывается Формирование первоначального понимания взаимодействия человека с природой: человеккак живое существо, нуждающееся в определенных жизненно необходимых условиях; человек как природопользователь, потребляющий природу и восстанавливающий ее богатства.

II.Природа родного края (4 час)

Этот раздел полностью представлен экскурсиями. Его целью является знакомство с понятием «экскурсия» и «наблюдение»;учить детей наблюдать за природой, (наблюдение — основной метод деятельности) понимать её язык, распознавать приметы, задавать вопросы об окружающем мире.

III. Природа и её обитатели (13 час)

Формирование представлений о многообразии растений и животных. Расширить знание о значении растений и животных для природы и человека средствами изучения литературы, творческих работ, викторин. В ходе изучения материала воспитать в детях желание сохранять и приумножать богатство природы.

IV.Природа в опасности (5 час)

Дать понятие об экологии как науке.

В этом разделе дается понятие "Красная книга”. Дети знакомятся с Красной книгой России и Хакасии, узнают о редких видах растительного и животного мира, о причинахисчезновения некоторых видов, о деятельности человека по сохранению многообразия природы.

В ходе знакомства подвести к осознанию соблюдения правил поведения в природеи желанию «вглядываться», «вслушиваться» и самостоятельно открывать мир природы.

V. Неживая природа. Среда обитания растений и животных (4 час)

Формирование представлений о неживой природе, ее многообразии. Роль неживой природы в жизни всего живого.Сравнение предметовнеживой природы и предметов, созданных человеком, различия между ними.

Расширение представления учащихся об экологических связях неживой и живой природы.

Выявление на доступных примерах зависимости особенностей внешнего строения растений и животных от условий среды обитания и образа жизни.

VI.Человек и природа(4 час)

В этом разделе дети узнают о взаимосвязи человека с природой, может ли человек существовать вне природы, а природа без человека, положительном и отрицательном влиянии человека на природу.Знакомство детей с понятием «Экология души», понятиемдобра и зла, щедрости и жадности.

VII. Подведение итогов работы (2час)

Обобщить практическую деятельность и основные теоретические знания,

полученные в данном курсе. Презентация и защита книги«Таежная сказка Черемушек» и представление «Азбуки природы», созданной в течение года каждым ребенком.

VIII. Внеклассные общешкольные мероприятия по отдельному плану (5 час)

Мероприятия этого раздела позволяют в интересной игровой форме познавать окружающий мир, приобрести опыт поведения в природной среде, сформировать экологическую культуру детей.


Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:

  • мультимедийный проектор;

  • компьютер;

  • видеотека;

  • набор картинок «Растения и животные»;

  • набор картинок «Неживая природа»;

  • географические карты Хакасии и России;

  • специальная литература;

  • дидактический материал.

















































Список литературы для учителя:

  1. Бианки В. Лесная газета на каждый год. Ленинград, «Детская литература», 1990. - 351 с.

  1. 2.Буковская Г.В. Игры, занятия по формированию экологической культуры младших школьников. М., ВЛАДОС, 2004. -191 с.

  2. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. – М.: Просвещение, 2011. – 96 с. – (Работаем по новым стандартам)

  3. Занимательное азбуковедение. Книга для родителей, учителей и милых детей. М., «Просвещение», 1994. -398 с.

  4. Козлов М.А. Не просто букашки, С.-П., Гидрометеоиздат, 1994, -222 с.

  5. Лопатина А., Скребцова М. 600 творческих игр для больших и маленьких. М., Амрита-Русь, 2005. -319с.

  6. Лопатина А. «Сказки о буквах и словах».М., Амрита-Русь, 2005. -302 с.

  7. Плешаков А. А. Зеленый дом / А. А. Плешаков // Мир во­круг нас. – Москва : Просвещение, 2001.

  8. Плешаков А.А. От земли до неба. Атлас –определитель по природоведению и экологии для учащихся начальных классов. М., Просвещение, 1998, - 222 с.

  9. Тарабарина Т.И., Соколова Е.И. И учеба, и игра: природоведение. Ярославль. «Академия развития», 1998. -237 с.

  10. Успенский М.Б. Вот что с буквами бывает, если буквы оживают. М., ВЛАДОС, 2000.-167 с.

  11. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой., Харьков, ФОЛИО, 1997, -462 с.

  12. Фефилова Е.П., Поторочина Е.А. Поурочные разработки по курсу Окружающий мир + Азбука природы в подвижных играх. М., ВАКО, 2005. - 319 с.

Список литературы для обучающихся:

  1. Большая энциклопедия природы для детей. М.:Гриф-фонд, Межкнига, 1994.-256 с.

  2. Дитрих А., Юрмин Г., Кошурникова Р. Почемучка. М., «Педагогика», 1990. -416 с.

  3. Мир и человек. Географический атлас, М., 1987. – 72с.

  4. Я познаю мир. Насекомые. Детская энциклопедия. М., АСТ, 1998, -511 с.

  5. Я познаю мир. Растения. Детская энциклопедия. М., АСТ, 1998, - 511 с.