СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа курса внеурочной деятельности "Введение в байкаловедение" - 2022-2023 уч. г.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа курса внеурочной деятельности "Введение в байкаловедение" - 2022-2023 уч. г.»


Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности

для обучающихся 5-6 классов

Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Введение в байкаловедение» на уровне основного общего образования составлена на основе, Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, а также ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в Федеральной рабочей программе воспитания.


Основное содержание программы «Введение в байкаловедение» 5 класс
Раздел 1. Знакомимся с Байкалом

Общие сведения о Байкале. Предмет, изучаемый в курсе, его уникальность: возраст, глубина, объем воды, «биологический образ Байкала» - омуль, голомянка, байкальская губка, нерпа. Влияние природы Байкала на творчество художников, писателей, поэтов, музыкантов. А.П. Чехов и В.Г. Распутин о Байкале. Байкал в творчестве художника-пейзажи- ста Б.И. Лебединского.

Географические особенности озера Байкал. Общие представления о форме и размерах Байкала: протяженность, ширина, длина береговой линии, горное окружение – пять горных хребтов. Сравнение Байкала с другими пресноводными озерами Земли Великие озера Северной Америки, озеро Танганьика, озеро Хубсугул.

Происхождение географических названий, местоположение на Байкале населенных пунктов и известных географических объектов (Шаман камень, Мыс Бурхан, Чивыркуйский залив, река Селенга и др.), связь географических названий с местными народностями. Байкал как великая ценность для граждан Байкальского региона, России, всего мира.

Общее биологическое разнообразие озера. Вода Байкала как среда обитания и потенциальный питьевой ресурс. Зачем люди едут на Байкал?

Практическая работа № 1. «Славное море, священный Байкал!». Ознакомление с песнями, посвященными Байкалу на основе ресурсов интернета. Подготовить презентацию с использованием аудио- и видеозаписей.


Раздел 2. Легенды о Байкале

Художественная, историческая, научная ценность легенд. Отражение в легендах знаний о природных явлениях, касающихся происхождения Байкала. Сравнение представлений о происхождении Байкала древних и современных людей. Легенда о Байкале и Ангаре. Легенды о народах Прибайкалья. Легенда как способ передачи из поколения в поколение информации о природе и о народах Прибайкалья.

Практическая работа № 2. «Легенда – важное послание из прошлого». Выбрать из легенд, представленных в учебном пособии, важную информацию, которую создатели легенд хотели донести через поколения. Представить ее в коротком сообщении.


Раздел 3. Первооткрыватели и исследователи Байкала

Условия, в которых жили и действовали первопроходцы в Сибири и на Байкале. Пер вый Петр Головин, Матвей Глебов: первая карта-схема Байкала в 1640-1641 годах по расспросным речам и упоминание о Байкале как о Ламу (Ламу - «море» с эвенкийского). Курбат Иванов: 2 июля 1643 года с отрядом казаков вышел на берег Байкала. Первый «Чертеж Земли Сибирской» в 1667 году с указанием места положения озера Байкал. Картограф Семен Ремезов: первая подробная карта озера Байкал в 1701 году.

17 век: Протопоп Аввакум. Николай Милеску Спафарий, описания географических особенностей, изобилия природных ресурсов. 18 век: вклад немецких ученых (Д.Г. Мессершмидт, И.Г. Гмелин, П.С. Паллас, И.Г. Георги).

19 и 20 век: вклад польских (Б.И. Дыбовский, В.А. Годлевский, И. Д. Черский) и российских (В.Ч. Дорогостайский, Г.Ю. Верещагин, Г.И. Галазий, М.М. Кожов, О.М. Кожова) ученых в исследования Байкала.

Практическая работа 3. «Особенности личности ученых-исследователей Байкала 19 и 20-го веков». Ознакомиться с дополнительной информацией о польских и российских ученых, условиях, в которых они жили и становились известными учеными.


Раздел 4. Кто и как изучает Байкал

Кто «добывает» научные знания? Постановка и решение научной задачи. Изобрете ния, открытия, патенты. Применение научных знаний на практике на Байкале: разработка метода отбора и бутылирования байкальской глубинной воды; методика рыборазведения на Байкале; укладка высоковольтного кабеля по дну пролива Ольхонские ворота для электрификации острова Ольхон; научное обоснование замкнутого цикла использования воды для Селенгинского целлюлозно-картонного комбината. Научные организации Российской академии наук, изучающие Байкал: институт Земной коры, Институт географии, Институт геохимии, Лимнологический институт, Байкальский музей.

Байкальская «машина времени»: как и для чего изучают климат прошлого на Бай- кале. Наука геология.

Многообразие «невидимок»: методы сбора, подсчета и изучения мелких и микроскопических организмов. Сеть Джеди, батометр, дночерпатель, драга. Микроскопы. «Живая» математика: как подсчитать количество рыбы и нерпы на Байкале. Омуль: контрольные от- ловы сетями в устьях притоков во время нереста. Эхолотирование (акустический метод). Методы учета логовищ нерпы на льду: маршрутный, метод аэрофотосъемки.

Подводные исследования. Изучение подводного мира аквалангистом – исследователем. Научные задачи в подводных исследованиях.

Дистанционные наблюдения за природой подводного и наземного мира Байкала. Проект Байкальского музея «Байкал в режиме реального времени»: наблюдения за лежбищем нерпы, погодными условиями на Ушканьих островах, за природными явлениями и объектами на различных глубинах (5 м, 200 м и т.д.). Задачи и показатели удаленных наблюдений на Байкале.

Практическая работа 4. «Возможности Байкальского музея в дистанционном изучении озера Байкал». Работа с сайтом Байкальского музея bm.isc.irk.ru, ознакомиться с проектом «Байкал в режиме реального времени», описать биологические объекты, за которыми ведутся наблюдения.


Раздел 5. Вода Байкала

Формирование байкальских вод. Притоки постоянные и временные. Первый учет притоков Байкала. И.Д. Черский. Сколько притоков Байкала?

Характеристики байкальской воды. Содержание минеральных веществ. Прозрачность. Насыщенность кислородом. Байкал – «фабрика чистой воды». Роль живых организ мов в поддержании чистоты байкальской воды. Характеристики байкальской воды для питьевых целей.

Практическая работа № 5. «Физические и химические характеристики воды». Изучить информацию о байкальской воде в учебном пособии и установить отличия от обычной питьевой и морской воды. Составить таблицу, в которой отразить сравнительные характеристики.

Раздел 6. Кто в Байкале живет


Кто в Байкале пищу для его обитателей производит: водоросли и бактерии – источники питания байкальских мельчайших животных. Примеры массовых планктонных водо- рослей – эндемиков: диатомовые водоросли. Донные крупные водоросли - макрофиты Примеры донных водорослей – эндемиков: драпарнальдия. Роль водорослей и бактерий в пищевых цепях обитателей озера.

Кто в Байкале воду очищает? Беспозвоночные животные: эпишура, байкальские губки, гаммариды, моллюски, черви. Общая характеристика, участие беспозвоночных в фильтрации воды и переработке органического вещества, оседающего на дно озера. Позвоночные животные: рыбы, нерпа. Общая характеристика. Эндемизм.

Пищевые цепи в озере Байкал: кто кого ест? Пастбищная и детритная пищевые цепи в толще воды. Главные участники пастбищной цепи: фитопланктон, эпишура, макрогектопус, рыбы длиннокрылка, желтокрылка, голомянка, омуль, нерпа. Главные участники детритной цепи: гаммарусы, потребляющие мертвое органическое вещество, бактерии черви, моллюски.

Практическая работа № 6. «Байкал - фабрика чистой воды». На основе работы с пособием составить таблицу «работников» на байкальской «фабрике чистой воды» и описать активность каждого «работника» по очистке воды.


Раздел 7. Человек и Байкал

Загрязнители и загрязнения. Виды загрязнений и загрязнителей воды, почвы и воз- духа. Химические загрязнения: азот и фосфор, кислоты, тяжелые металлы, нефть и нефтепродукты.

Биологические загрязнения: болезнетворные микроорганизмы, чужеродные виды растений и животных.

Физические загрязнения - парниковый эффект. Тепловое загрязнение: побочный продукт работы тепловых электростанций - нагретые воды, сбрасываемые в водоемы.

Точечные источники загрязнений. Распределенные источники загрязнений. Как за- грязненные воды возвращаются к человеку. Как предотвратить загрязнения окружающей среды: сбор, очистка и переработка загрязнителей: канализация, очистные сооружения, переработка отходов. В чем ценность отходов? Мировой опыт переработки отходов.

Основные источники загрязнения на Байкале: отходы на территории закрытого Байкальского целлюлозно-бумажного комбината. Загрязнение озера бытовыми отходами. Загрязнения, поступающие в озеро с притоками. Загрязнения от водного транспорта. Загрязнения от Транссибирской железнодорожной магистрали. Биологические загрязнения на Байкале (канадская элодея, рыба ротан-головешка).

Какую пользу и какой вред приносят Байкалу туристы и отдыхающие? Правила для каждого: что остается на Байкале и что мы обязаны увезти с собой после посещения Байкала: органические отходы, металлическая тара, пластиковая упаковка, синтетические моющие средства.

Как вы можете помочь сохранить Байкал чистым. Как работает Росприроднадзор и Байкальская природоохранная прокуратура. Каковы причины того, что человек сам разрушает окружающую природную среду, которая ему жизненно необходима?

Практическая работа № 7. «Кто загрязняет Байкал?». На основе работы с учебным пособием составить таблицу источников загрязнения Байкала и указать загрязнения, поступающие в озеро из этих источников.

Практическая работа № 8. «Минимизация влияния туристической деятельности на Байкал». Составить перечень видов отрицательного влияния на Байкал туристов, владельцев гостиниц, населенных пунктов. Составить перечень мер, которые бы уменьшили отрицательное влияние на Байкал и одновременно стали бы источником доходов для тех, кто эти меры будут применять.


Раздел 8. Экскурсии. Научно-практическая конференция


  1. Экскурсия как форма организации учебного процесса, направлена на усвоение учеб- ного материала и проводится вне школы и включается в систему уроков, является важной частью учебного процесса. Конкретизируется программный материал, рас- ширяется кругозор и углубляются знания обучающихся.

Экскурсия в Байкальский музей Сибирского отделения Российской академии наук в пос. Листвянка, в связи с удаленностью, может быть виртуальной, онлайн с исполь- зованием дистанционных образовательных технологий, цифровых образовательных ресурсов.

Цель экскурсии: научно-познавательная Темы экскурсии:

    • «Ознакомление с биологическим разнообразием озера Байкал в аквариумных экс- позициях. Ознакомление с обитателями прибрежной и глубоководной зоны озера Байкал».

    • «Изучение влияния человека на побережье и прибрежное мелководье озера Бай- кал».

После проведения экскурсии важно закрепить полученные результаты в виде отчета, обсуждения увиденного. Целесообразно закрепить дополнительные знания, полученные от экскурсовода, и мотивировать обучающихся сгенерировать возмож- ные темы для научно-практических работ, связанные как с изучением биологиче- ского разнообразия, так и с охраной озера Байкал.

  1. Научно-практическая конференция по итогам изученной программы.

Цель – закрепление изученного материала через содержание выбранной в процессе обучения конкретной темы, использование полученных знаний в практической дея- тельности.

Мотивация на природоохранную деятельность осуществляется путем включения обучающихся в научно-практическую проектную деятельность при использовании программы «Введение в байкаловедение». Обучающиеся в течение учебного года выбирают свой проект, и в конце обучения защищают его на научно-практической конференции.


СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

6 класс


РАЗДЕЛ 1. РАЗНООБРАЗИЕ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ БАЙКАЛА И ПРИБАЙКАЛЬЯ - 6 часов


Биологическое разнообразие наземного мира Прибайкалья. Биологическое разнообразие озера Байкал. Бактерии, бактериофаги и ви- русы – не растения и не животные.. Водоросли. Высшие водные растения Байкала.


РАЗДЕЛ 2. РАСТИТЕЛЬНОСТЬ ПРИБАЙКАЛЬЯ - 6 часов


Растительность и горное окружение Байкала. Степи, луга и болота. Горные леса Высокогорные субальпийские и альпийские луга. Четыре путешествия по Прибайкалью Что вы узнали из главы «Растительность Прибайкалья».


РАЗДЕЛ 3. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ОЗЕРА БАЙКАЛ - 6 часов


Как образовался Байкал. Дорифтовый этап. Были ли динозавры на Байкале

Предрифтовый этап 70-30 млн. лет назад.. Рифтовый этап. Первая стадия: 30-3 млн. лет назад. Рифтовый этап. Вторая стадия: 3 млн. лет назад – настоящее время.


РАЗДЕЛ 4. ГОРНОЕ ОКРУЖЕНИЕ БАЙКАЛА - 8 часов


Общие сведения о горных породах и минералах Байкала. Горное окружение Байкала. Геологические достопримечательности Южного Байкала. Геологические достопримечательности Юго-Западного Байкала. Геологические достопримечательности Западного побережья Бай- кала. Геологические достопримечательности Среднего Байкала. Геологические достопримечательности Малого Моря и острова Ольхон.


РАЗДЕЛ 5. СТРОЕНИЕ КОТЛОВИНЫ БАЙКАЛА - 3 часа


Береговая линия. Рельеф дна. Подводные склоны. Каньоны. Что вы узнали из главы «Строение котловины Байкала».

РАЗДЕЛ 6. КЛИМАТ И ПОГОДА НА БАЙКАЛЕ - 5 часов.


Особенности климата и погоды. Байкальские ветры. Течения и обмен воды. Сезонные изменения температуры воды. Ледовый режим.


Планируемые результаты освоения программы «Введение в байкаловедение»


Личностные результаты освоения программы:

-воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою малую Родину;

-формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы родного края; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;

-формирование целостного мировоззрения, овладение принципами и правилами грамотного поведения в природе;

-формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно - исследовательской, творческой и иной образовательной деятельности;

-формирование экологической культуры и ответственного, бережного отношения к окружающей среде.


Метапредметные результаты освоения программы

-умение анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, деятельности человека и собственное влияние на природную среду;

-умение сравнивать биологические объекты;

-освоение способов самоорганизации учебной деятельности: умения ставить цели и планировать личную учебную деятельность; оценивать собственный вклад в деятельность работы в группах; проводить самооценку личных учебных достижений;

-умение формулировать цели учебного исследования (опыта, наблюдения, сравнения), составлять план, фиксировать результаты, использовать простые измерительные при- боры, формулировать выводы по результатам исследования;

-умение самостоятельно проводить поиск информации: находить в текстах, словарях и справочниках значения терминов, необходимую информацию (в том числе с использованием информационных технологий);

-применение на практике компетентности исследовательской и проектной деятельности (умение видеть проблему, формулировать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятий, классифицировать, наблюдать, делать выводы и заключения, структури ровать материал, объяснять, доказывать, защищать свою точку зрения);

-умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

-умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию;

-развитие коммуникативных умений, корректного ведения диалога и участия в дискуссии, участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.


Предметные результаты освоения программы для обучающихся 5 класса:

Обучающиеся научатся:

-применять термины, используемые в программе;

-использовать имена первооткрывателей и ведущих ученых-исследователей Байкала и их роль в изучении озера;

-понимать методы изучения Байкала;

-различать основные группы животных и растений, в том числе, эндемиков Байкала, их пищевые связи;

-применять основные правила поведения на Байкале;

-применять полученные знания для решения практических задач в повседневной жизни.

Обучающиеся получат возможность научиться:

-давать оценку байкальской природе с эстетической точки зрения;

-оценивать роль первопроходцев и ученых в освоении и исследовании озера Байкал;

-характеризовать методы исследования живой и неживой природы Байкала;

-узнавать на таблицах и рисунках основные виды животных и растений;

-объяснять роль живых организмов в поддержании уникальных характеристик байкальской воды;

-распознавать и описывать крупные группы байкальских водорослей, беспозвоночных и позвоночных животных;

–объяснять взаимосвязи организмов и окружающей среды, необходимость защиты окружающей среды;

-определять источники загрязнения и типы загрязнения окружающей среды и озера Байкал;

-соблюдать нормы и правила поведения в природной среде на примере Байкала;

-применять приобретенный опыт исследовательской работы при выполнении творческих работ


Предметные результаты освоения программы для обучающихся 6 класса:

Обучающиеся научатся:

-обосновывать роль живой и неживой природы в поддержании основных характеристик байкальской воды;

-определять роль пищевых взаимосвязей байкальских организмов в регулировании круговорота органического вещества в озере Байкал;

-аргументировать причины возрастания загрязнения окружающей среды и озера Байкал;

Обучающиеся получат возможность научиться:

-использовать систему знаний о происхождении озера Байкал, сравнении его с другими пресноводными озерами;

-использовать системы научных знаний о живой природе Байкала и Прибайкалья и закономерностях ее развития;

-применять приобретенный опыт исследовательской работы при выполнении творческих работ













Тематическое планирование

программы «Введение в байкаловедение»

5 класс



п/п

Содержание учебного занятия

Методические рекомендации

Основные виды деятельности обучающихся

Знакомимся с Байкалом 4 часа

1.

1. Знакомимся с Байкалом

Общие сведения о Байкале. Предмет, изучаемый в программе, его уникальность: возраст, глубина, объем воды, «биологический образ Байкала»

- омуль, голомянка, байкальская губка, нерпа. Влияние природы Байкала на творчество художников, писателей, поэтов, музыкантов. А.П. Чехов и В.Г. Распутин о Байкале. Байкал в творчестве художника-пейзажиста Б.И. Лебединского.

Проблемный урок. Почему Байкал был отнесен к объекту Всемирного природного наследия?

Практическая работа

1. «Славное море, священный Байкал!». Ознакомление с песнями, посвященными Байкалу, с использованием возможности интернет ресурсов. Подготовить презентацию с использованием аудио- и видеозаписей.

Работа с текстом, анализ информации, просмотр,

видеосюжета,

обсуждение изображения картин Бориса Лебединского,

работа со словарными словами.


.

2.

2.Географические особенности озера Байкал.

Географические особенности озера Байкал. Общие представ- ления о форме и размерах Бай- кала: протяженность, ширина, длина береговой линии, горное окружение – пять горных хреб- тов. Сравнение Байкала с дру- гими пресноводными озерами Земли Великие озера Северной Америки, озеро Хубсугул.

Комбинированный урок.

В чем уникальность физико-географических характеристик Байкала?

Работа с картами, характеристика гео- графического поло- жения озера Байкал, заполнение таблицы.


3.

3. Происхождение географи- ческих названий.

Происхождение географиче- ских названий, местоположе- ние на Байкале населенных пунктов и известных географи- ческих объектов (Шаман ка- мень, Мыс Бурхан, Чивыркуй- ский залив, река Селенга и др.), связь географических названий

с местными народностями.

Урок с использова- нием частично-поис- кового метода.

Рассмотрение проис- хождения слова Бай- кал. Его значение. Ра- бота с картами по гео- графическим объек- там, имеющих назва- ния, связанные с Бай- калом.

Составление словаря, работа с текстом,

работа с картой.

4.

4. В чем ценность Байкала?

Байкал как великая ценность для граждан Байкальского реги- она, России, всего мира. Общее биологическое разнообразие озера. Вода Байкала как среда обитания и потенциальный пи- тьевой ресурс. За чем люди едут

на Байкал?

Урок с использова- нием частично-поис- кового метода.

Анализ информации; составление таблицы, работа с рисунками.


Легенды о Байкале 4 часа

5.

1. Легенды о происхождении Байкала

Художественная, историче- ская, научная ценность легенд. Отражение в легендах знаний о природных явлениях, касаю- щихся происхождения Байкала. Сравнение представлений о происхождении Байкала древ-

них и современных людей.

Урок-путешествие с литературными геро- ями.

Чтение текста,

обсуждение главных героев, работа с кар- той.

6.

2. Легенды об озере Байкал и реке Ангаре.

Легенда о Байкале и Ангаре.

Комбинированный урок.

Знакомство с легендой о Байкале и Ангаре.

Чтение текста,

обсуждение образов главных героев,

работа с картой.

7.

3. Знакомство с легендами о Прибайкалье.

Легенды о народах Прибайка- лья.

Урок-исследование. Работа с информацией. Смысловое чтение.

Чтение текста,

обсуждение образа главных героев,

работа с картой,

выполнение рисун- ков.

8.

4. Легенды о природе Байкала и о народах Прибайкалья

Легенда как способ передачи из поколения в поколение инфор- мации о природе Байкала и о народах Прибайкалья.

Проблемный урок. Почему так много ле- генд сложено о Бай- кале?

Практическая работа

2. «Легенда – важ- ное послание из про- шлого». Выбрать из

легенд, представлен- ных в учебном посо-

Работа с информа- цией, составление ин- теллект-схемы



бии, важную информа- цию, которые созда- тели легенд хотели до- нести через поколения.

Представить ее в ко- ротком сообщении.












Первооткрыватели и исследователи Байкала 5 часов

9.

1. История освоения Байкала. Условия, в которых жили и действовали первопроходцы в Сибири и на Байкале. Первый Петр Головин, Матвей Глебов: первая карта-схема Байкала в 1640-1641 годах по расспрос- ным речам и упоминание о Бай- кале как о Ламу (Ламу - «море»

с эвенкийского).

Комбинированный урок.

Подвиг землепроходцев Сибири. Первые карты Байкала.

Работа с литературой, сообщения обучаю- щихся,

работа с картами, ра- бота с контурными картами.

10.

2. История освоения Бай- кала.

Курбат Иванов: 2 июля 1643 года с отрядом казаков вышел на берег Байкала. Первый «Чер- теж Земли Сибирской» в 1667 году с указанием места положе- ния озера Байкал. Картограф Семен Ремезов: первая подроб-

ная карта озера Байкал в 1701 году.

Комбинированный урок.

Развивать уважитель- ное отношение к дея- телям науки и к исто- рии человечества; Понимать ценность труда в жизни чело- века и общества.

Работа с литературой, сообщения обучаю- щихся,

работа с картами, ра- бота с контурными картами.

11.

3. Первые описания Байкала. 17 век: Протопоп Аввакум. Ни- колай Милеску Спафарий, опи- сания географических особен- ностей, изобилия природных

ресурсов.

Комбинированный урок.

Работа с информа- цией. Смысловое чте- ние.

Работа с литературой, сообщения обучаю- щихся,

работа с картами, ра- бота с контурными картами.

12.

4. Исследования Байкала в 18 веке.

18 век: вклад немецких (Д.Г. Мессершмидт, И.Г. Гмелин, П.С. Паллас, И.Г. Георги).

Комбинированный урок.

Работа с информа- цией. Смысловое чте- ние.

Работа с литературой, сообщения обучаю- щихся,

работа с картами, ра- бота с контурными

картами.

13.

5. Исследования Байкала в 19 и 20 веках.

19 и 20 век: вклад польских (Б.И. Дыбовский, В.А. Годлев- ский, И. Д. Черский) и россий- ских (В.Ч. Дорогостайский, Г.Ю. Верещагин, Г.И. Галазий, М.М. Кожов, О.М. Кожова) уче- ных в исследования Байкала.

.

Практическая ра- бота 3. «Особенно- сти личности уче- ных-исследователей Байкала 19 и 20-го веков». Ознакомиться с дополнительной ин- формацией о польских и российских ученых, условиях, в которых

они жили и станови-

Поиск информации, анализ полученной информации.



лись известными уче-

ными. Групповые формы работы.










Кто и как изучает Байкал 6 часов

14.

1. Кто изучает Байкал.

Кто «добывает» научные зна- ния? Постановка и решение научной задачи. Изобретения, открытия, патенты. Примене- ние научных знаний на прак- тике на Байкале. Научные орга- низации Российской академии наук, изучающие Байкал: ин- ститут Земной коры, Институт географии, Институт геохимии, Лимнологический институт,

Байкальский музей.

Проблемный урок. Познакомиться с ор- ганизациями, изучаю- щими Байкал.

Понять значение тер- минов, запомнить их. Понимать, с какой це- лью оформляются па- тенты на изобретения и открытия.

Поиск и анализ необ- ходимой информации, заполнение таблиц.

15.

2. Байкальская «машина вре- мени». Как и для чего изу- чают климат прошлого на Байкале.

Байкальская «машина вре- мени»: Цели и задачи изучения климата прошлого на Байкале. Наука геология.

Проблемный урок уметь найти информа- цию о климате Бай- кала.

Обогатить знания о климате прошлого и современных методах изучения климата и геологии озера

Байкал.

Чтение текста, поиск ответов на проблем- ные вопросы, состав- ление интеллект- схемы.

16.

3. Многообразие «невиди- мок». Методы отлова, под- счета и изучения мелких и микроскопических организ- мов.

Многообразие беспозвоночных животных на Байкале, методы сбора, подсчета и изучения мел- ких и микроскопических орга- низмов. Сеть Джеди, батометр, дночерпатель, драга. Микро- скопы.

Практическое озна- комление с методами проведения научных исследований и оформление их ре- зультатов. Ознако- миться с методами от- лова, подсчета и изу- чения микроскопиче- ских организмов По- лучение новых знаний с помощью математи-

ческих расчетов.

Работа с текстом, ри- сунками учебника, ис- пользование для изу- чаемых объектов.

Решение математиче- ских задач.

17

4. «Живая» математика. Сколько нерпы и рыбы на Байкале.

«Живая» математика: как под- считать количество рыбы и нерпы на Байкале. Омуль: кон- трольные отловы сетями в устьях притоков во время нере- ста. Эхолотирование (акустиче- ский метод). Методы учета ло-

говищ нерпы на льду: маршрут- ный, метод аэрофотосъемки.

Интегрированный урок с математикой Учим раскрывать суть методов опреде- ления численности нерпы и рыбы Бай- кала, решать матема- тические задачи.

Работа с текстом, ре- шение математиче- ских задач экологиче- ского содержания.


18

5. Путешествия в глубины Байкала. Подводные иссле- дования.

Подводные исследования. Ис- следования подводного мира аквалангистом – исследовате- лем. Исследовательские задачи

в подводных исследованиях.

Урок-путешествие. Определять суще- ственные признаки различия оборудова- ния водолазов и аква- лангистов. Уметь раз-

личать виды подвод- ных работ.

Составление «ленты глубины» для изуче- нию глубин Байкала.


19

6. Байкал из любой точки Земли. Дистанционные наблюдения.

Дистанционные наблюдения за природой подводного и назем- ного мира Байкала. Проект Бай- кальского музея «Байкал в ре- жиме реального времени»: наблюдения за лежбищем нерпы, погодными условиями на Ушканьих островах, за при- родными явлениями и объек- тами на различных глубинах (5 м, 200 м и т.д.). Задачи и пока- затели удаленных наблюдений на Байкале.

Практическая ра- бота №4. «Дистанци- онные наблюдения за природой подвод- ного и наземного мира Байкала» Определять виды обо- рудования и средств связи, используемых для наблюдения и изу- чения природы на примере озера Байкал. Практическая ра- бота

4. «Возможности Байкальского музея в дистанционном изучении озера Бай- кал». Зайти на сайт Байкальского музея bm.isc.irk.ru, ознако- миться с проектом

«Байкал в режиме ре- ального времени», описать биологиче- ские объекты, за кото- рыми ведется наблю- дения.

Наблюдения за живот- ными в режиме он- лайн, составление дневника наблюде- ний.


Вода Байкала 3 часа

20.

1. Формирование вод Байкала

Формирование байкальских вод. Притоки постоянные и времен- ные. Первый учет притоков Бай- кала. И.Д. Черский. Сколько притоков Байкала?

Комбинированный урок.

Знать: притоки времен- ные и постоянные.

Понимать причины, по которым невозможно оценить точное число притоков озера Байкал.

Работа с текстом , фи- зической и контурной картой.

21.

2. Характеристики байкаль- ской воды.

Характеристики байкальской воды. Содержание минеральных веществ. Прозрачность. Насы-

щенность кислородом.

Практическая работа

5. «Физические и химические характе- ристики воды». Изу- чить информацию о

байкальской воде в

Анализ воды, состав- ление отчета по прак- тической работе.




учебном пособии и от- личии от обычной пи- тьевой и морской воды. Составить таблицу, в

которой сравнить эти характеристики.


22

3. Байкал – «фабрика чистой воды».

Роль живых организмов в под- держании чистоты байкальской воды. Характеристики байкаль- ской воды для питьевых целей.

Комбинированный урок Уметь определять роль низкой температуры, растений и животных Байкала в поддержании высокого содержания кислорода и прозрачно-

сти байкальской воды.

Работа с текстом, со- ставление интеллект - схемы.


Кто в Байкале живет 4 часа

23.

1. Кто в Байкале для его оби- тателей пищу производит. Водоросли и бактерии – источ- ники пищи для байкальских мельчайших животных. При- меры массовых планктонных водорослей – эндемиков: диато- мовые водоросли. Донные круп- ные водоросли - макрофиты Примеры донных водорослей – эндемиков: драпарнальдия. Роль водорослей и бактерий в пище-

вых цепях обитателей озера.

Комбинированный урок.

Оценивать роль водо- рослей в создании орга- нического вещества - источника пищи для обитателей Байкала.

Работа с текстом, сло- варная работа, запол- нение таблицы, составление интел- лект- схемы.

24.

2. Кто в Байкале воду очи- щает.

Беспозвоночные животные: эпи- шура, байкальские губки, гам- мариды, моллюски, черви. Об- щая характеристика, участие беспозвоночных в фильтрации воды и переработке органиче- ского вещества, оседающего на дно озера.

Практическая работа. Уметь объяснять меха- низмы участия живых организмов в очищении байкальской воды.

Практическая работа

6. «Байкал - фаб- рика чистой воды». На основе работы с посо- бием составить таблицу

«работников» на бай- кальской «фабрике чи- стой воды» и описать активность каждого

«работника» по очистке воды.

Работа с текстом, био- логическими объек- тами, составление таб- лицы, выполнение ри- сунков.

25.

3. Какие позвоночные живот- ные встречаются только в Байкале

Позвоночные животные: рыбы, нерпа. Общая характеристика. Эндемизм

Комбинированный урок.

Уметь дать характери- стику единственному млекопитающему Бай- кала нерпе; определять уникальность Байкала по представителям его

Работа в группах по составлению характе- ристики позвоночных животных по плану. Взаимооценка пред- ставлений групповых работ.




эндемичной фауны -

рыбам и нерпе.


26.

4. Пищевая цепь: кто кого ест в Байкале.

Пищевые цепи в озере Байкал: кто кого ест? Пастбищная и дет- ритная пищевые цепи в толще воды. Главные участники паст- бищной цепи: фитопланктон, эпишура, макрогектопус, рыбы длиннокрылка, желтокрылка, голомянка, омуль, нерпа. Глав- ные участники детритной цепи: гаммарусы, потребляющие мертвое органическое вещество,

бактерии черви, моллюски.

Практическая работа. Приобрести умение определять роль обита- телей Байкала в круго- вороте органического вещества.

Практическая работа

6 «Пищевые цепи в толще воды».

Составление при- чинно-следственных связей и зависимостей между объектами, составление пищевых цепочек в виде рисун- ков.


Человек и Байкал 4 часа

27

1. Влияние хозяйственной де- ятельности на окружающую среду

Загрязнители и загрязнения. Виды загрязнений и загрязните- лей воды, почвы и воздуха. Хи- мические загрязнения: азот и фосфор, кислоты, тяжелые ме- таллы, нефть и нефтепродукты.

Биологические загрязнения. Физические загрязнения. Тепло- вое загрязнение.

Урок- исследование.

Классифицировать

виды загрязнений и за- грязнителей; понимать причины роста загряз- нения окружающей среды, различать точеч- ные и распределенные источники загрязнений.

Работа с текстом, сло- варная работа, состав- ление таблицы.

28

2. Источники загрязнения озера Байкал.

Основные источники загрязне- ния на Байкале: отходы на тер- ритории закрытого Байкаль- ского Целлюлозно-бумажного комбината. Загрязнение озера бытовыми отходами. Загрязне- ния, поступающие в озеро с при- токами. Загрязнения от водного транспорта. Загрязнения от

Транссибирской железнодорож- ной магистрали.

Урок – экскурсия.

Практическая работа

7. «Кто загрязняет Байкал?». На основе работы с учебным посо- бием составить таблицу источников загрязнения Байкала и загрязнения, поступающие в озеро из этих источников.

Просмотр видеосюже- тов, работа с текстом, составление таблицы. Диалог и дискуссия.

29.

3. Правила поведения на Бай- кале.

Какую пользу и какой вред приносят Байкалу туристы и от- дыхающие? Правила для каж- дого: что остается на Байкале и что мы обязаны увезти с собой после посещения Байкала: орга-

нические отходы, металличе- ская тара, пластиковая упаковка,

Комбинированный урок.

Уметь понимать при- чины соблюдения пра- вил хозяйственной дея- тельности и поведения на Байкале. Определять степень загрязнения озера Байкал тури-

Составление памятки для туристов.



синтетические моющие сред- ства.

стами, оценивать влия- ние населения на при- роду Байкала; влияние хозяйственной деятель- ности на качество

жизни людей на Бай- кале.


30.

4. Охрана озера Байкал.

Как вы можете помочь сохра- нить Байкал чистым. Как рабо- тает Росприроднадзор и Бай- кальская природоохранная про- куратура. Каковы причины того, что человек сам разрушает окру- жающую природную среду, ко- торая ему жизненно необхо- дима?

Практическая работа

7 «Минимизация влияния туристиче- ской деятельности на Байкал». Составить пе- речень видов отрица- тельного влияния на Байкал туристов, вла- дельцев гостиниц на Байкале, населенных пунктов на Байкале. Со- ставить перечень мер, которые бы уменьшили отрицательное влияние на Байкал и одновре- менно стали бы источ- ником доходов для тех, кто эти меры будут при-

менять.

Составление коллек- тивного проекта со- здания экологичной турбазы.


Экскурсии и Научно-практическая конференция 4 часа

31.32.

1-2 Экскурсия

Экскурсия как форма организа- ции учебного процесса, направ- лена на усвоение учебного мате- риала и проводится вне школы. Экскурсия включается в си- стему уроков и является важной частью учебного процесса. Экс- курсия конкретизирует про- граммный материал, расширяет кругозор и углубляет знания обучающихся. Экскурсия в Бай- кальский музей Сибирского от- деления Российской академии наук в пос. Листвянка, в связи с

удаленностью озера Байкал, мо- жет быть виртуальной.

Урок-экскурсия

«Ознакомление с био- логическим разнообра- зием озера Байкал в ак- вариумных экспози- циях. Ознакомление с обитателями прибреж- ной и глубоководной зоны озера Байкал».

Экскурсия - «Изучение влияния человека на побережье и прибреж- ное мелководье озера Байкал».

Выполнение учебного исследования (опыта, наблюдения, сравне- ния), составление плана, фиксирование результатов, использо- вание простых изме- рительных приборов, формулирование вы- водов по результатам исследования.

33.34.

3.4. Защита проектов

Научно-практическая конфе- ренция по итогам изученной программы. Цель – закрепление пройденного материала на ос- нове выбранной в процессе обу- чения конкретной темы.

Научно-практическая конференция по итогам пройденной програм- мы.

Выступление на НПК.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


6 класс


№ уро- ка

Тема урока

Методы обучения

Формы ор- ганизации учебной де- ятельности

Основные средства обучения


Планируемые результаты

предметные

метапредметные

личностные



РАЗДЕЛ

1. РАЗНООБРАЗИЕ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ БАЙКАЛА И ПРИБАЙКАЛЬЯ (6 часов)

1.

Биологическое разнообразие наземного мира Прибайкалья.


1 час.

Проблем- ный.

Комбини- рованный урок.

Видео- фрагмент:

Изучить но- вые понятия, термины и основные ха- рактеристики озера.

Находить до- полнитель- ную инфор- мацию в научно- популярной литературе.

(Р) Уметь ставить цели; разви- вать навыки самооценки и само- анализа.

Осознавать выделенные учите- лем ориентиры действия в новом учебном материале.

(П) Уметь: решать проблему; строить логичное рассуждение, включающее установление при- чинно-следственных связей; сравнивать и группировать фак- ты и явления; находить инфор- мацию из дополнительных ис- точников; обрабатывать матери- алы видеофрагмента.

(К) Уметь формулировать соб- ственное мнение и позицию, владеть навыками сотрудниче- ства с взрослыми.

Проявлять ин- терес к новому содержанию, развивать уважение и ценностное отношение к озеру Байкал и его обитате- лям.



№ уро- ка

Тема урока

Методы обучения

Формы ор- ганизации учебной де- ятельности

Основные средства обу- чения


Планируемые результаты

предметные

метапредметные

личностные

2.

Биологическое разнообразие озера Байкал.

1час.

Проблем- ный.

Комбиниро- ванный урок.


Уметь давать характери- стику живот- ным и расте- ниям озера Байкал, знать эндемичные организмы.


Познакомить- ся с биологи- ческим раз- нообразием видов орга- низмов, оби- тающих в озере Байкал, использовать биологиче- ские знания для объясне- ний видово- го разнообра- зия, приспо- собленности к

среде обита- ния.

(Р) Уметь ставить новые цели, преобразовывать практическую задачу в познавательную; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; оце- нивать свои достижения на уро- ке.

(П) Уметь: сравнивать эндемич- ные организмы с условиями оби- тания.


приобретать навыки определения живых организмов по рисункам и определителям.



(К) Уметь отстаивать свою точку зрения, подтвержденную факта- ми; уметь слушать собеседника, вести диалог; признавать воз- можность существования раз- личных точек зрения; излагать и аргументировать свою точку зре- ния.

Уметь реализо- вать теоретиче- ские познания на практике; самостоятельно оценивать усвоение но- вых знаний, их значение для личной повсе- дневной жизни.



Понимание важности научных зна- ний для жизни человека и раз- вития обще- ства.



№ уро- ка

Тема урока

Методы обучения

Формы ор- ганизации учебной де- ятельности

Основные средства обу- чения


Планируемые результаты

предметные

метапредметные

личностные

3.

Бактерии, бакте- риофаги и виру- сы – не растения и не животные.

1 час.

Частично- поисковый.

Групповая.


Уметь рас- крывать зна- чение бакте- рий для Бай- кала.

(Р) Уметь ставить новые цели, преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Совместно с учителем выявлять и формулировать учебную про- блему; составлять план решения проблемы (задачи).

(П): Уметь фиксировать названия и оформлять их результаты.

(К): Уметь строить речевые вы- сказывания в соответствии с за- дачами; находить вопрос, ис- пользуя информацию, представ- ленную в нескольких источни- ках.

Формировать целостное ми- ровоззрение, соответствую- щее современ- ному развитию науки.

Осознавать важность науч- ных знаний для жизни человека и развития об- щества.



№ уро- ка

Тема урока

Методы обучения

Формы ор- ганизации учебной де- ятельности

Основные средства обу- чения


Планируемые результаты

предметные

метапредметные

личностные

4, 5.

Водоросли. 2 час.

Проблем- ный.

Частично поисковый.

Фотографии, рисунки.

Уметь опре- делять при- надлежность биологиче- ских объектов к одному из царств живой природы.

Различать изученные объекты на таблицах, влажных пре- паратах, кол- лекциях и др.

(Р): Уметь ставить новые цели, преобразовывать практическую задачу в познавательную.

(П) Уметь строить простые умо- заключения по аналогии; сравнивать и группировать фак- ты и явления; определять причи- ны явлений, событий; фиксиро- вать и оформлять результаты.

(К) Уметь отстаивать свою точку зрения, подтвержденную факта- ми; слушать других, быть гото- вым изменить свою точку зрения.

Создание осно- вы для форми- рования инте- реса к углуб- ленному изу- чению биоло- гического раз- нообразия; формирование коммуникатив- ной компе- тентности.

Осознание важ- ности научных знаний для жизни человека и развития об-

щества.






6.

Высшие водные растения Байкала.

1 час.

Проблем- ный.

Урок- исследо- вание.


Уметь объяснять причины распро- странения высших водных растений на разных глубинах.

(Р) Уметь ставить новые цели, развивать навыки самооценки и самоана- лиза; понимать учебную

задачу урока и стремить-

Уметь аргументи- ровать свою точку зрения; задавать вопросы; строить речевые выска- зывания в соот- ветствии с задача- ми; находить во- прос, используя информацию, представленную в нескольких источ- никах.






ся её выполнить.






(П) Уметь строить логи-






чное рассуждение, вклю-






чающее установление






причинно-следственных






связей.






(К) Уметь формулиро-






вать собственное мнение






и позицию; строить по-






нятные для партнёра вы-






сказывания; осуществ-






лять взаимоконтроль.






№ уро- ка

Тема урока

Методы обучения

Формы ор- ганизации учебной де- ятельности

Основные средства обу- чения

Планируемые результаты

предметные

метапредметные

личностные

7, 8.

Растительность и горное окру- жение Байкала. Степи, луга и болота.

2 час.

Частично- поисковый.

Комбиниро- ванный.


Уметь нахо- дить доказа- тельства причин раз- нообразия растительно-

сти на бере-

(Р): Уметь формулировать цель, осуществлять «анализ» предложенной легенды.

) Уметь строить логичное рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей.

(К) Уметь формулировать собственное мнение и пози- цию; высказывать мотивиро- ванное суждение по теме уро- ка на основе своего опыта и в соответствии с возрастными нормами.

Уметь

задавать вопро- сы; строить ре- чевые высказы- вания в соответ- ствии с задачами урока.

Развитие навы-





гах озера.

ков самооценки






и самоанализа.






Формирование






бережного от-






ношения к Бай-






калу через осмы-






сление его осо-






бенностей.



№ уро- ка

Тема урока

Методы обучения

Формы ор- ганизации учебной де- ятельности

Основные средства обу- чения

Планируемые результаты

предметные

метапредметные

личностные

9.

Горные леса. Светлохвойная и темнохвойная тайга.

1 час.

Проблем- ный.

Комбиниро- ванный.


Уметь давать характери- стику горных лесов и тайги Прибайкалья.

(Р) Уметь формулировать цель, развивать навыки самооценки и самоанализа. (П) Уметь находить связи между освещенностью и раз- нообразием растений.

(К): Уметь слушать учителя и

Уметь

задавать вопро- сы; строить ре- чевые высказы- вания в соответ- ствии с задачами урока.

Развитие навы-





отвечать на вопросы,

ков самооценки





обсуждать вопросы со

и самоанализа.





сверстниками.

Формирование






бережного от-






ношения к Бай-






калу через осмы-






сление его осо-






бенностей.






10,

11.

Высокогорные субальпийские и альпийские луга. Горная тундра.


2 час.

Частично- поисковый.

Комбиниро- ванный урок.


Уметь давать характери- стику лугов и тундры При- байкалья.

(Р) Уметь формулировать цель, развивать навыки самооценки и самоанализа.

осознавать учебную задачу урока

и стремиться ее выполнить; оценивать свои достижения на

Уметь

задавать во- просы; строить речевые выска- зывания в со- ответствии с задачами уро- ка.

Развитие навы- ков самооцен- ки и самоана- лиза. Форми- рование бе- режного отно- шения к Байка- лу через осмы- сление его особенностей.






уроке






(П) Уметь:






Обосновывать связь условий






обитания с разнообразием






растительного мира, строить






логические рассуждения:






объяснять причины






(К) Уметь слушать учителя и






отвечать на вопросы, обсуждать






вопросы со сверстниками.

12.

Четыре путеше-

Частично-

Комбиниро-


Уметь при-

(Р): Уметь формулировать цель,

Развивать и сохранять мо- тивацию к по- знавательной деятельности. Формировать логическое мышление, творческий подход к вы- полнению за- дания.


ствия по При-

поисковый.

ванный урок.

менять полу-

развивать навыки самооценки и


байкалью.



ченные зна-

самоанализа.


1 час.



ния при

сравнении

) Уметь определять причины и

следствия при объяснении осо-





климатиче-

бенностей разных растительных





ских условий

сообществ.





и раститель-

(К) Уметь слушать учителя и





ности разных

отвечать на вопросы, обсуждать





территорий

вопросы со сверстниками;





Прибайкалья.

слушать собеседника, вести






диалог; признавать возможность






существования различных точек






зрения; излагать и аргумен-









тировать свою точку зрения.


13.

Как образовал- ся Байкал.


1 час.

Частично- поисковый.

Комбиниро- ванный урок.

Словарь тер- минов.

Уметь работать с научными терминами,

объяснять гео-

(Р) Уметь формулировать цель, развивать навыки самооценки и самоанализа.

Понимать и сохранять учебную

Готовность и способность к самообразова- нию.







логические про-

задачу; учитывать выделенные








цессы, происхо-

учителем ориентиры действия в








дящие на Бай-

новом учебном материале в








кале, используя

сотрудничестве с учителем.








знания , полу-

(П) Уметь строить логичные








ченные при изу-

рассуждения, включающие








чении других

установление причинно-








предметов.

следственных связей









между геологическими









процессами, климатическими









условиями и видовым









разноообразием растительного и









животного мира.









(К) Уметь слушать учителя и









отвечать на вопросы, обсуждать









вопросы со сверстниками.



14.

Дорифтовый этап.


1 час.

Частично- поисковый.

Комбиниро- ванный урок.

Словарь тер- минов.

Уметь работать с научными терминами, объяснять гео- логические и эволюционные

процессы, про-

(Р): Уметь формулировать цель, развивать навыки самооценки и самоанализа; планировать свои действия в соответствии с поставленной целью; осущест- влять пошаговый и итоговый

контроль.

Прививать любовь к при- роде, расши- рять кругозор, навыки рабо- ты с содержа-

нием текста и









исходящие на Байкале.

(П) Уметь анализировать исто- рические события, происходящие на Байкале при его формирова- нии и развитии,

уметь оценивать значение исто- рических событий для формиро- вания уникальности озера.

(К) Уметь слушать учителя, од- ноклассников, отвечать на во- просы, обсуждать вопросы со сверстниками; сотрудничать с одноклассниками при выполне- нии заданий в паре.

другими ис- точниками информации.

15.

Динозавры. 1 час.

Частично- поисковый.

Комбиниро- ванный урок.

Словарь тер- минов.

Уметь выстраи- вать логическую цепочку эволю- ции животного мира на Байка- ле; аргументи- ровать свои вы- воды, используя палеонтологиче- ские доказатель-

ства.

(Р): Уметь формулировать цель, этапы и задачи работы.

(П): Уметь:

осуществлять фиксирование и анализ фактов;

оценивать важность научных знаний для жизни людей.

(К): Уметь отстаивать свою точ- ку зрения, приводить аргументы.

Формировать познаватель- ные интересы и мотивы к изучению байкаловеде- ния и обще- нию с приро- дой.

16.

Предрифтовый этап 70–30 млн лет назад.

1 час.

Частично- поисковый.

Комбиниро- ванный урок.

Словарь тер- минов

Уметь работать с научными тер- минами, объяс- нять геологиче- ские и эволюци- онные процессы, происходящие на Байкале.

(Р): Уметь формулировать цель, развивать навыки самооценки и самоанализа; планировать свои действия в соответствии с поставленной целью; осущест- влять пошаговый и итоговый контроль.

(П) Уметь анализировать исто- рические события, происходящие на Байкале при его формирова-

нии и развитии,

Прививать любовь к природе, расширять кругозор, навыки рабо- ты с содер- жанием тек- ста и другими источниками

информации









уметь оценивать значение геоло- гических событий и климатиче- ских изменений для формирова- ния уникальности озера.

(К) Уметь слушать учителя, од- ноклассников, отвечать на во- просы, обсуждать вопросы со сверстниками; сотрудничать с одноклассниками при выполне- нии заданий в паре.


17.

Рифтовый этап. Первая стадия: 30–3,5 млн. лет назад.

1 час.

Частично- поисковый.

Комбиниро- ванный урок.

Словарь тер- минов.

Уметь работать с научными тер- минами, объяс- нять геологиче- ские и климати- ческие измене- ния, происходя- щие на Байкале.

(Р): Уметь формулировать цель, развивать навыки самооценки и самоанализа; планировать свои действия в соответствии с поставленной целью; осущест- влять пошаговый и итоговый контроль.

(П) Уметь геологические и кли- матические изменения, происхо- дящие на Байкале при его фор- мировании и развитии,

уметь оценивать значение исто- рических событий для формиро- вания уникальности озера.

(К) Уметь слушать учителя, од- ноклассников, отвечать на во- просы, обсуждать вопросы со сверстниками; сотрудничать с одноклассниками при выполне- нии заданий в паре.

Прививать любовь к природе, расширять кругозор, навыки рабо- ты с содер- жанием тек- ста и другими источниками информации.

18.

Рифтовый этап. Вторая стадия: 3,5 млн. лет назад – насто-

Частично- поисковый.

Комбиниро- ванный урок.

Словарь тер- минов

Уметь работать с научными тер- минами, объяс- нять геологиче-

(Р): Уметь формулировать цель, развивать навыки самооценки и самоанализа; планировать свои действия в соответствии с

Прививать любовь к природе, расширять




ящее время. 1 час.




ские и эволюци- онные процессы, происходящие на Байкале.

поставленной целью; осущест- влять пошаговый и итоговый контроль.

(П) Уметь анализировать исто- рические события, происходящие на Байкале при его формирова- нии и развитии,

уметь оценивать значение геоло- гических и климатических собы- тий для формирования уникаль- ности озера.

(К) Уметь слушать учителя, од- ноклассников, отвечать на во- просы, обсуждать вопросы со сверстниками; сотрудничать с одноклассниками при выполне- нии заданий в паре.

кругозор, навыки рабо- ты с содер- жанием тек- ста и другими источниками информации.






19,

20.

Общие сведе- ния о горных породах и ми- нералах.

2 час.

Проблем- ный.

Комбини- рованный урок.

Коллекция горных по- род.

Уметь рабо- тать с при- родными ма- териалами, определять по описанию.

(Р): Уметь формулировать цель, осуществлять «анализ» предло- женной легенды.

) Уметь строить логичное рассуждение, включающее

установление причинно- следственных связей.

(К) Уметь формулировать соб- ственное мнение и позицию; вы- сказывать мотивированное суж- дение по теме урока на основе своего опыта и в соответствии с

возрастными нормами.

Формировать познаватель- ные интересы и мотивы к изу- чению природ- ных объектов; целостное вос- приятие при- роды и профо- риентационная работа.



21.

Горное окру- жение Байкала. 1 час.

Проблем- ный.

Комбини- рованный урок.

Виртуальная экскурсия по Кругобай- кальской же- лезной дороге

Уметь рабо- тать с картой, давать харак- теристику горных Бай- кальских хребтов.

(Р): Уметь формулировать цель, осуществлять «анализ» предло- женной легенды.

) Уметь строить логичное рассуждение, включающее

установление причинно- следственных связей.

(К) Уметь формулировать соб- ственное мнение и позицию; вы- сказывать мотивированное суж- дение по теме урока на основе своего опыта и в соответствии с возрастными нормами.

Уметь

задавать во- просы; строить речевые выска- зывания в со- ответствии с задачами уро- ка.

Развитие навы- ков самооцен- ки и самоана- лиза. Форми- рование бе- режного отно- шения к Байка- лу через осмы- сление его особенностей.



22.

Геологические достопримеча- тельности Южного Бай- кала.

1 час.

Проблем- ный.

Комбини- рованный урок.

Виртуальная экскурсия по Слюдянскому району.

Уметь рабо- тать с картой, давать харак- теристику геологиче- ских досто- примечатель- ностей.

(Р): Уметь формулировать цель, осуществлять «анализ» предло- женной легенды.

) Уметь строить логичное рассуждение, включающее

установление причинно- следственных связей.

(К) Уметь формулировать соб- ственное мнение и позицию; вы- сказывать мотивированное суж- дение по теме урока на основе своего опыта и в соответствии с возрастными нормами.

Уметь

задавать во- просы; строить речевые выска- зывания в со- ответствии с задачами уро- ка.

Развитие навы- ков самооцен- ки и самоана- лиза. Форми- рование бе- режного отно- шения к Байка- лу через осмы- сление его особенностей.



23.

Геологические достопримеча- тельности Юго- Западного Бай- кала.

1 час.

Частично- поисковый.

Комбиниро- ванный урок.

Виртуальная экскурсия по мысу Лист- венничный.

Уметь найти информацию. Уметь рабо- тать с кар- той, давать характери- стику гео- логических достопреми- чательно- стей.

(Р) Уметь формировать первона- чальные исследовательские навыки (определение цели и за- дач работы, этапов исследова- ния).

(П) Уметь осуществлять фикси- рование и анализ фактов; находить дополнительную ин- формацию, используя различные источники.

(К) Уметь строить взаимодей- ствие с одноклассниками при отборе информации; отстаивать свою точку зрения; приводить аргументы; уважительно относиться к дру-

гим мнениям.

Формировать познаватель- ную и инфор- мационную культуру, раз- вивать навыки самостоятель- ной работы с текстом учеб- ника.

24.

Геологические достопримеча- тельности За- падного побережья Бай- кала.

1 час.

Частично- поисковый.

Комбиниро- ванный урок.

Виртуальная экскурсия.

Уметь рабо- тать с кар- той, давать характери- стику гео- логических достопреми- чательно- стей.

(Р) Уметь: формировать перво- начальные исследовательские навыки (определение цели и за- дач работы, этапов исследования, оформление отчёта, включаю- щий описание наблюдения, его результаты и выводы).

(П) Уметь осуществлять фикси- рование и анализ фактов;

(К) Уметь строить взаимодей- ствие с одноклассниками при отборе информации; отстаивать свою точку зрения; приводить аргументы; уважи- тельно относиться к другим

мнениям.

Формировать познаватель- ную и инфор- мационную культуру, раз- вивать навыки самостоятель- ной работы с текстом учеб- ника.



25.

Геологические достопримеча- тельности Сред- него Байкала.

1 час.

Частично- поисковый.

Комбиниро- ванный урок.

Виртуальная экскурсия.

Знать значе- ние терминов, уметь их вос- производить. Уметь рабо- тать с картой, давать харак- теристику геологиче- ских досто- премичатель- ностей.

(Р): Уметь формировать перво- начальные исследовательские навыки (определение цели и за- дач работы, этапов исследования, оформление отчёта, включаю- щий описание наблюдения, его результаты и выводы).

(П) Уметь осуществлять фикси- рование и анализ фактов; оце- нить важность научных зна- ний для жизни людей.

Воспроизводить информацию по памяти, необходимую для реше- ния учебной задачи.

(К) Уметь строить взаимодей- ствие с одноклассниками при отборе информации; отстаивать свою точку зрения;

приводить аргументы; уважительно относиться к дру- гим мнениям.

Проявлять лю- бознательность и интерес к изучению при- роды с помо- щью исследо- вательской де- ятельности.

Выбирать наиболее инте- ресные для се- бя направления исследований озера Байкал. Осознание ценности при- родного мира, готовность следовать в своей деятель- ности нормам природоохран- ного поведе-

ния.



26.

Геологические достопримеча- тельности Малого Моря и острова Ольхон. 1 час.

Проблем- ный. Нужны ли подвод- ные иссле- дования на Байкале?

Комбиниро- ванный урок.

Виртуальная экскурсия.

Уметь логич- но излагать материал с использова- нием табли- цы, рисунков. Определять существен- ные признаки различия разных объ- ектов берего- вой линии.

Уметь рабо- тать с кар- той, давать характери- стику гео- логических достопреми- чательно- стей.

(Р) Уметь ставить цель; планировать свою деятельность для решения поставленной цели.

(П) Уметь анализировать текст; сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-след- ственные связи и зависимости между объектами формулировать выводы.

(К) Уметь слушать и вступать в диалог.

Проявлять ин- терес к под- водным иссле- дованиям на основе призна- ния необходи- мости изучения подводного мира и береж- ного отноше- ния к окружа- ющей среде.

Проявлять уважение к труду и людям труда.



27,

28.

Береговая линия

2 часа.

Частично поисковый.

Комбиниро- ванный урок.

Карты, фото- графии, ви- деосюжеты.

Определять Объекты бе- реговой ли- нии

Получать ин- формацию, используя знания гео-

графии и навыки рабо- ты с картой

(Р) Уметь ставить цель;

работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необхо- димости, исправлять ошибки са- мостоятельно.

(П) Уметь определять и делать выводы о значении наземных и подводных видеокамер для наблюдений и изучения Байкала. Находить и фиксировать допол- нительную информацию, исполь- зуя различные источники.

(К) Уметь слушать и вступать в диалог.

Формировать целостное ми- ровоззрение, соответствую- щее современ- ному уровню развития науки и обществен- ной практики. Понимание важности научных зна- ний для жизни человека и раз- вития обще-

ства.






29.

Рельеф дна. Под- водные склоны. Каньоны. 1 час.

Проблем- ный.

Комбини- рованный урок.

Подвод- ные камеры и датчики

на сайте Байкаль- ского му- зея bm.isc.irk. ru


Знать особен- ности рельефа дна Байкала.


Понимать осо- бенности воды Байкала и при- способлен- ность его оби- тателей к усло- виям суще- ствования.

(Р) Уметь ставить цель; составлять план в соот- ветствии с целью; развивать навыки само- оценки и самоанализа. (П) Уметь выделять глав- ное в тексте; структури- ровать учебный материал. представлять результаты работы классу.

Устанавливать причинно- следственные связи и за- висимости между объек- тами.

Уметь определять и делать выводы о значе- нии подводных видео- камер для наблюдений и изучения Байкала.

Формирование основ экологического миро- воззрения на основе признания необходи- мости бережного от- ношения к окружаю- щей среде.

Осознание ценности природного мира, го- товность следовать в своей деятельности нормам природоохран- ного поведения.





(К) Уметь вести диалог и дискуссию, адекватно использовать речь для планирования и регуля- ции своей деятельности, задавать вопросы, необ-

ходимые для организации деятельности.







30.

Особенности

Частично-

Комбиниро-


Знать о вли- янии водной массы Байкала на особенности климата и погоды на Байкале Закрепить знания по ос- новным во- просам темы.

(Р) Уметь ставить цель;

Формировать


климата и по-

поисковый.

ванный

развивать навыки самооценки и

познаватель-


годы.


урок. Под-

самоанализа.

ный мотив на


1 час.


водные ка-

(П) Уметь пояснять связь осо-

основе интере-




меры и дат-

бенностей природы Байкала и

са к работе с




чики на

прибрежного рельефа;

новым обору-




сайте Бай-

выделять главное в тексте, струк-

дованием и




кальского

турировать учебный материал,

проведения




музея

представлять результаты работы

наблюдений.




bm.isc.irk.

классу.

Развитие эсте-




ru

Воспроизводить информацию по

тических





памяти.

чувств обще-





Применять модели для получе-

ния с приро-





ния информации.

дой.





(К) Уметь корректно вести диа-

Осознание





лог и дискуссию;

ценности при-





адекватно использовать речь для

родного мира,





планирования и регуляции своей

готовность





деятельности, задавать вопросы,

следовать в





необходимые для организации

своей деятель-





собственной деятельности; орга-

ности нормам





низовывать и планировать учеб-

природоохран-





ное сотрудничество с однокласс-

ного поведе-





никами и учителем.

ния.



31.

Байкальские ветры.

1 час.

Частично- поисковый.

Урок новых знаний.

Презентация

«Ветры Бай- кала».

Оценивать влияние бай- кальких вет- ров на фор- мирование биогеоценоза байкальского региона, осо- бенностей погоды и климата.

(Р) Уметь ставить цель; планировать; развивать навыки самооценки и самоанализа.

(П) Уметь обобщать и системати- зировать знания по теме, делать выводы.

Умение выделять главное в тек- сте, структурировать учебный материал, грамотно формулиро- вать вопросы.

Устанавливать причинно- следственные связи и зависимо- сти между объектами.


(К) Уметь адекватно использо- вать речь для планирования и

регуляции своей деятельности, задавать вопросы.

Формирование основ экологи- ческого миро- воззрения на основе призна- ния необходи- мости береж- ного отноше- ния к окру- жающей среде. Понимание важности научных зна- ний для жизни человека и раз- вития обще- ства.

32.

Течения и об- мен воды.

1 час.

Проблемный.

Частично- поисковый.

Презентация

«Течения Байкала»

Уметь объяс- нять меха-

низмы дви- жения воды в Байкале.


Уметь само- стоятельно работать с электронны- ми задания- ми.

(Р) Уметь ставить цель; планировать; развивать навыки самооценки и самоанализа.

(П) Уметь обобщать и системати- зировать знания по теме, выде- лять главное в тексте, структури- ровать учебный материал, делать выводы.

Устанавливать причинно- следственные связи и зависимо- сти между объектами.

(К) Уметь грамотно формулиро- вать вопросы, представлять ре- зультаты работы классу.

Мотивация к познавательной деятельности. Осознание и принятие цен- ности природы Байкала, го- товность сле- довать в своей деятельности нормам приро- доохранного, нерасточитель- ного поведе-

ния.



33,

34.

Сезонные из- менения тем- пературы воды. Ледовый ре- жим.

2 часа.

Частично по- исковый.

Комбиниро- ванный урок.

Видеосюже- ты.

Уметь дать характери- стику сезон- ным измене- ниям темпе- ратуры воды и ледовому режиму на Байкале.

(Р) Уметь ставить цель; планировать; развивать навыки самооценки и самоанализа.

(П) Уметь обобщать и системати- зировать знания по теме, выде- лять главное в тексте, структури- ровать учебный материал, пред- ставлять результаты работы классу.

Выявлять особенности всевоз- можных объектов.

(К) Уметь: грамотно формулиро- вать вопросы; корректно вести диалог и дискуссию, адекватно использовать речь для планиро- вания и регуляции своей дея- тельности, строить понятные для партнёра высказывания.

Формировать мотивацию к безопасному поведению в зависимости от изменений по- годы и клима- та; основы эко- логического сознания как следствие при- знания ценно- сти жизни не- обходимого бережного от- ношения к окружающей среде.


Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение учебного процесса

При реализации программы «Введение в байкаловедение» необходимо:

  • при отборе учебного материала использовать дифференцированный подход, соответствующий уровню подготовки обучающихся;

  • доступность материала сочетать с современными научными достижениями;

  • применять индивидуальные, парные, групповые формы обучения;

  • подкреплять полученные знания практическими работами;

  • разнообразить формы занятий (семинары, практикумы, лекции, экскурсии);

  • использовать технологии проектного и проблемного обучения;

  • организовать разнообразный контроль (самооценка, взаимооценка, устные ответы в виде рассказа, тесты, зачеты);

  • обеспечить условия для овладения способами самостоятельной работы (поиск необходимой ин- формации, выполнение исследовательских работ, создание проектов);

  • подводить итоги усвоения программы в форме рефератов, проектов, исследовательских работ.



Наглядные и демонстрационные средства обучения
  • Портреты исследователей озера Байкал

  • Атласы озера Байкал.

  • Фотоальбомы озера Байкал

Технические и информационно-коммуникативные средства обучения


  • Аппаратура для записей и воспроизведения аудио- и видеоинформации;

  • Компьютер (ноутбук и др.) с доступом в интернет;

  • Мультимедиапроектор.

  • Коллекция медиаресурсов (фото, аудио и видеотека о Байкале, биологические эн- циклопедии, словари, справочники, дидактические материалы к основным разделам и те- мам).

Литература

Основная литература»

Кузеванова Е.Н. Введение в байкаловедение. – учебное пособие для 5 класса. Иркутск. – 2019. – 184 с.

Кузеванова Е.Н., Климентьева Т.Н., Стенина Н.В. Электронная рабочая тетрадь к учебному пособию Е.Н. Кузевановой «Введение в байкаловедение». Иркутск. – https://xn--n1aeq.xn-- 80aabgkfba0aeln4aj.xn--p1ai/

Дополнительная литература для учителя


  1. Байкал – жемчужина России: рекомендательный список литературы / сост. В. А. Ко- пылова; ред. И. Б. Бражникова. – Иркутск: Иркут. обл. дет. б-ка им. Марка Сергеева, 2017. – 28 с.

  2. Байкальские уроки. Методические материалы для экологического образования в летнее время (на примере экологической тропы и образовательного берегового маршрута в районе поселка Листвянка). - Иркутск, 2006. -159 с.

  3. Бенедикт Дыбовский. – Новосибирск: Наука, Сиб. Изд. фирма РАН, 2000. – 296 с.

  4. Байкал в вопросах и ответах / Г.И. Галазий. - 6-е изд., испр, и доп. - Иркутск: 2017. 339 с.

  5. Географическая энциклопедия Иркутской области: общий очерк / редактор Л. М. Корытный. - Иркутск: Институт географии им. В. Б. Сочавы СО РАН, 2017. – 335 с.

  6. Гольдфарб С.И. Мир Байкала / С.И. Гольдфарб. — Иркутск: Репроцентр A1, 2010.

— 630 с.

  1. Гольдфаpб С.И. Байкал: (истории Сибирской старины) / Станислав Гольдфаpб. - Ир- кутск: Принт-Лайн, 2019. – 160 с.

  2. Государственный доклад «О состоянии озера Байкал и мерах по его охране в 2017 году». - Иркутск. - 2019.

  3. Государственный доклад "О состоянии и об охране окружающей среды в Иркутской области". – Иркутск. - 2019.

  4. Губайдулина А. Стоп-кадр: книга стихов / Анастасия Губайдулина. – Иркутск. - 2009. - 35 с.

  5. Гурулев, С. А. Реки бассейна Байкала: историко-топонимический словарь / С. А. Гу- рулев; науч. ред. Л. М. Корытный. - Иркутск: Институт географии им. В. Б. Сочавы СО РАН, 2012. - 379 с.

  6. Климентьева Т.Н., Стенина Н.В. Байкальские забавы. Учебно-методическое посо- бие. - Иркутск: Репроцентр А1. – 2012. - 179 с.

  7. Кузеванова Е.Н. Олимпиада по байкаловедению. Иркутск, 2010. - 80 с.

  8. Кузеванова Е.Н. Байкаловедение. Живой мир Байкала. Человек и Байкал. - 3-е изд., переработ., дополн. - Иркутск: ИООО «Байкал-ЭкоСеть». - 2012. - 224 с.

  9. Кузеванова, Е.Н. Комплект контурных карт озера Байкал. Пособие для курса Е.Н. Кузевановой, В.Н. Сергеевой «Байкаловедение: Байкал с древних времен до наших дней» 5 (6) класс / Е.Н. Кузеванова; под ред. Ю.М. Юрина, И.Л. Толмачевой, Э.Ю. Беловой, Е.В. Дубининой. – Иркутск: ОАО «ВостСиб АГП». - 2013. – 24 с.

  10. Летали ли динозавры? – Наука в Сибири, 27 марта 2015 г. – Режим доступа: http://www.sbras.info/articles/simply/letali-li-dinozavry, свободный.

  11. Попов В.В. Кадастр позвоночных животных Иркутской области, не относящихся к объектам охоты и водным биологических ресурсам, обитающих на территории Ир- кутской области / В. В. Попов. - Байкальский центр полевых исследований "Дикая природа Азии". - 3-е издание, дополненное. - Иркутск: Время странствий, 2018. - 97 с.

  12. Русинек О.Т., Тахтеев В.В., Гладкочуб Д.П. и др. Байкаловедение: в 2 кн.-Кн.2. -Но- восибирск: Наука, 2012.

  13. Стародумов, В. П. Сказки озера Байкал / В. П. Стародумов; худож. К. Соловьёва. – СПБ.: БХВ-Петербург, 2016. – 86 с.

  14. Тахтеев В.В. Байкаловедение как рассказ о Родине // Экология и жизнь. – 2010. - № 9 (106). - С. 40–44.

  15. Тахтеев В.В. О взаимодействии научного байкаловедения и «занимательной» науки: проблемы и перспективы развития направления // Актуальные вопросы деятельно- сти академических естественно-научных музеев: Матер. Междунар. науч. конф., 3–

7 февраля 2010 г., пос. Листвянка Иркутской обл. – Новосибирск: Академ. изд-во

«Гео», 2010. – С. 170–173.

  1. Тахтеев В.В., Говорухина Е.Б., Механикова И.В. Ночная тайна Байкала // Экология и жизнь. – 2006. – № 5 (54). – С. 56–61.

  2. Тахтеев, Вадим Викторович. Фауна и экология бокоплавов озера Байкал: учебное пособие / В. В. Тахтеев, С. И. Дидоренко. - Иркутск: Институт географии им. В. Б. Сочавы СО РАН, 2015. - 115 с.

  3. Тахтеев В.В. Хрустальное сердце России. Природа Байкала с древности до наших дней / Вадим Тахтеев; научный редактор А. Н. Матвеев. - Москва: Товарищество научных изданий КМК, 2019. – 142 с.

  4. Фролов А.О. Юрская флора и растительность Иркутского угольного бассейна/А. О. Фролов, И. М. Мащук; ответственный редактор К. Г. Леви. - Иркутск: 2018. - 541 с.

  5. Эндемики Байкала от А до меня: некоторые представители эндемичной флоры и фа- уны озера Байкал. – Иркутск: Журнал «Сибирячок», 2015.

  6. Южный Байкал: природа и люди. – Иркутск : Изд-во «Оттиск», 2019. – 270 с.


Дополнительная литература для обучающихся


Асламова С.Н., Сергиенко С.М. Удивительное путешествие Сибирячка по Байкалу / С.Н. Асламова, С.М. Сергиенко. Художественное оформление А.М. Муравьев. Иркутск: Редак- ция журнала "Сибирячок", 2002. - 96 с.

Байкал в вопросах и ответах / Г.И. Галазий. - 6-е изд., испр. и доп. - Иркутск: 2017. - 339 с. Кардашевская П.А. Исследователи Байкала / Отв. ред. В.В. Тахтеев. – Иркутск: Иркут. ун- т, 2001. – 56 с.

Кузеванова Е.Н. Олимпиада по байкаловедению. Иркутск, 2010. - 80 с.

Тахтеев В.В., Говорухина Е.Б., Механикова И.В. Ночная тайна Байкала // Экология и жизнь.

– 2006. – № 5 (54). – С. 56–61.

Тахтеев В.В. Море загадок. Рассказы об озере Байкал. – Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 2001.

– 160 с.


Интернет-ресурсы:


Библиография научных работ о Байкалеhttp://lin.irk.ru/bibl/

Зоологические экскурсии по Байкалу http://zooexcurs.narod.ru/general/titul.htm Материалы ИООО «Ассоциация Байкальская экологическая сеть» https://www.facebook.com/groups/619447108260071

Материалы по географии и достопримечательным местам Байкала @MyWildSiberia

Материалы сайта Байкальского музея СО РАН на канале ютюб https://www.youtube.com/channel/UCb5JFXr0fz0UVb-CyT3FuSQ

Новости науки в Лимнологическом институте СО РАН http://www.lin.irk.ru/ Учебные материалы по байкаловедению: www.ecosystema2008.narod.ru