СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности
для обучающихся 5-6 классов
Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Введение в байкаловедение» на уровне основного общего образования составлена на основе, Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, а также ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в Федеральной рабочей программе воспитания.
Общие сведения о Байкале. Предмет, изучаемый в курсе, его уникальность: возраст, глубина, объем воды, «биологический образ Байкала» - омуль, голомянка, байкальская губка, нерпа. Влияние природы Байкала на творчество художников, писателей, поэтов, музыкантов. А.П. Чехов и В.Г. Распутин о Байкале. Байкал в творчестве художника-пейзажи- ста Б.И. Лебединского.
Географические особенности озера Байкал. Общие представления о форме и размерах Байкала: протяженность, ширина, длина береговой линии, горное окружение – пять горных хребтов. Сравнение Байкала с другими пресноводными озерами Земли Великие озера Северной Америки, озеро Танганьика, озеро Хубсугул.
Происхождение географических названий, местоположение на Байкале населенных пунктов и известных географических объектов (Шаман камень, Мыс Бурхан, Чивыркуйский залив, река Селенга и др.), связь географических названий с местными народностями. Байкал как великая ценность для граждан Байкальского региона, России, всего мира.
Общее биологическое разнообразие озера. Вода Байкала как среда обитания и потенциальный питьевой ресурс. Зачем люди едут на Байкал?
Практическая работа № 1. «Славное море, священный Байкал!». Ознакомление с песнями, посвященными Байкалу на основе ресурсов интернета. Подготовить презентацию с использованием аудио- и видеозаписей.
Художественная, историческая, научная ценность легенд. Отражение в легендах знаний о природных явлениях, касающихся происхождения Байкала. Сравнение представлений о происхождении Байкала древних и современных людей. Легенда о Байкале и Ангаре. Легенды о народах Прибайкалья. Легенда как способ передачи из поколения в поколение информации о природе и о народах Прибайкалья.
Практическая работа № 2. «Легенда – важное послание из прошлого». Выбрать из легенд, представленных в учебном пособии, важную информацию, которую создатели легенд хотели донести через поколения. Представить ее в коротком сообщении.
Условия, в которых жили и действовали первопроходцы в Сибири и на Байкале. Пер вый Петр Головин, Матвей Глебов: первая карта-схема Байкала в 1640-1641 годах по расспросным речам и упоминание о Байкале как о Ламу (Ламу - «море» с эвенкийского). Курбат Иванов: 2 июля 1643 года с отрядом казаков вышел на берег Байкала. Первый «Чертеж Земли Сибирской» в 1667 году с указанием места положения озера Байкал. Картограф Семен Ремезов: первая подробная карта озера Байкал в 1701 году.
17 век: Протопоп Аввакум. Николай Милеску Спафарий, описания географических особенностей, изобилия природных ресурсов. 18 век: вклад немецких ученых (Д.Г. Мессершмидт, И.Г. Гмелин, П.С. Паллас, И.Г. Георги).
19 и 20 век: вклад польских (Б.И. Дыбовский, В.А. Годлевский, И. Д. Черский) и российских (В.Ч. Дорогостайский, Г.Ю. Верещагин, Г.И. Галазий, М.М. Кожов, О.М. Кожова) ученых в исследования Байкала.
Практическая работа № 3. «Особенности личности ученых-исследователей Байкала 19 и 20-го веков». Ознакомиться с дополнительной информацией о польских и российских ученых, условиях, в которых они жили и становились известными учеными.
Кто «добывает» научные знания? Постановка и решение научной задачи. Изобрете ния, открытия, патенты. Применение научных знаний на практике на Байкале: разработка метода отбора и бутылирования байкальской глубинной воды; методика рыборазведения на Байкале; укладка высоковольтного кабеля по дну пролива Ольхонские ворота для электрификации острова Ольхон; научное обоснование замкнутого цикла использования воды для Селенгинского целлюлозно-картонного комбината. Научные организации Российской академии наук, изучающие Байкал: институт Земной коры, Институт географии, Институт геохимии, Лимнологический институт, Байкальский музей.
Байкальская «машина времени»: как и для чего изучают климат прошлого на Бай- кале. Наука геология.
Многообразие «невидимок»: методы сбора, подсчета и изучения мелких и микроскопических организмов. Сеть Джеди, батометр, дночерпатель, драга. Микроскопы. «Живая» математика: как подсчитать количество рыбы и нерпы на Байкале. Омуль: контрольные от- ловы сетями в устьях притоков во время нереста. Эхолотирование (акустический метод). Методы учета логовищ нерпы на льду: маршрутный, метод аэрофотосъемки.
Подводные исследования. Изучение подводного мира аквалангистом – исследователем. Научные задачи в подводных исследованиях.
Дистанционные наблюдения за природой подводного и наземного мира Байкала. Проект Байкальского музея «Байкал в режиме реального времени»: наблюдения за лежбищем нерпы, погодными условиями на Ушканьих островах, за природными явлениями и объектами на различных глубинах (5 м, 200 м и т.д.). Задачи и показатели удаленных наблюдений на Байкале.
Практическая работа № 4. «Возможности Байкальского музея в дистанционном изучении озера Байкал». Работа с сайтом Байкальского музея bm.isc.irk.ru, ознакомиться с проектом «Байкал в режиме реального времени», описать биологические объекты, за которыми ведутся наблюдения.
Формирование байкальских вод. Притоки постоянные и временные. Первый учет притоков Байкала. И.Д. Черский. Сколько притоков Байкала?
Характеристики байкальской воды. Содержание минеральных веществ. Прозрачность. Насыщенность кислородом. Байкал – «фабрика чистой воды». Роль живых организ мов в поддержании чистоты байкальской воды. Характеристики байкальской воды для питьевых целей.
Практическая работа № 5. «Физические и химические характеристики воды». Изучить информацию о байкальской воде в учебном пособии и установить отличия от обычной питьевой и морской воды. Составить таблицу, в которой отразить сравнительные характеристики.
Раздел 6. Кто в Байкале живет
Кто в Байкале пищу для его обитателей производит: водоросли и бактерии – источники питания байкальских мельчайших животных. Примеры массовых планктонных водо- рослей – эндемиков: диатомовые водоросли. Донные крупные водоросли - макрофиты Примеры донных водорослей – эндемиков: драпарнальдия. Роль водорослей и бактерий в пищевых цепях обитателей озера.
Кто в Байкале воду очищает? Беспозвоночные животные: эпишура, байкальские губки, гаммариды, моллюски, черви. Общая характеристика, участие беспозвоночных в фильтрации воды и переработке органического вещества, оседающего на дно озера. Позвоночные животные: рыбы, нерпа. Общая характеристика. Эндемизм.
Пищевые цепи в озере Байкал: кто кого ест? Пастбищная и детритная пищевые цепи в толще воды. Главные участники пастбищной цепи: фитопланктон, эпишура, макрогектопус, рыбы длиннокрылка, желтокрылка, голомянка, омуль, нерпа. Главные участники детритной цепи: гаммарусы, потребляющие мертвое органическое вещество, бактерии черви, моллюски.
Практическая работа № 6. «Байкал - фабрика чистой воды». На основе работы с пособием составить таблицу «работников» на байкальской «фабрике чистой воды» и описать активность каждого «работника» по очистке воды.
Загрязнители и загрязнения. Виды загрязнений и загрязнителей воды, почвы и воз- духа. Химические загрязнения: азот и фосфор, кислоты, тяжелые металлы, нефть и нефтепродукты.
Биологические загрязнения: болезнетворные микроорганизмы, чужеродные виды растений и животных.
Физические загрязнения - парниковый эффект. Тепловое загрязнение: побочный продукт работы тепловых электростанций - нагретые воды, сбрасываемые в водоемы.
Точечные источники загрязнений. Распределенные источники загрязнений. Как за- грязненные воды возвращаются к человеку. Как предотвратить загрязнения окружающей среды: сбор, очистка и переработка загрязнителей: канализация, очистные сооружения, переработка отходов. В чем ценность отходов? Мировой опыт переработки отходов.
Основные источники загрязнения на Байкале: отходы на территории закрытого Байкальского целлюлозно-бумажного комбината. Загрязнение озера бытовыми отходами. Загрязнения, поступающие в озеро с притоками. Загрязнения от водного транспорта. Загрязнения от Транссибирской железнодорожной магистрали. Биологические загрязнения на Байкале (канадская элодея, рыба ротан-головешка).
Какую пользу и какой вред приносят Байкалу туристы и отдыхающие? Правила для каждого: что остается на Байкале и что мы обязаны увезти с собой после посещения Байкала: органические отходы, металлическая тара, пластиковая упаковка, синтетические моющие средства.
Как вы можете помочь сохранить Байкал чистым. Как работает Росприроднадзор и Байкальская природоохранная прокуратура. Каковы причины того, что человек сам разрушает окружающую природную среду, которая ему жизненно необходима?
Практическая работа № 7. «Кто загрязняет Байкал?». На основе работы с учебным пособием составить таблицу источников загрязнения Байкала и указать загрязнения, поступающие в озеро из этих источников.
Практическая работа № 8. «Минимизация влияния туристической деятельности на Байкал». Составить перечень видов отрицательного влияния на Байкал туристов, владельцев гостиниц, населенных пунктов. Составить перечень мер, которые бы уменьшили отрицательное влияние на Байкал и одновременно стали бы источником доходов для тех, кто эти меры будут применять.
Экскурсия как форма организации учебного процесса, направлена на усвоение учеб- ного материала и проводится вне школы и включается в систему уроков, является важной частью учебного процесса. Конкретизируется программный материал, рас- ширяется кругозор и углубляются знания обучающихся.
Экскурсия в Байкальский музей Сибирского отделения Российской академии наук в пос. Листвянка, в связи с удаленностью, может быть виртуальной, онлайн с исполь- зованием дистанционных образовательных технологий, цифровых образовательных ресурсов.
Цель экскурсии: научно-познавательная Темы экскурсии:
«Ознакомление с биологическим разнообразием озера Байкал в аквариумных экс- позициях. Ознакомление с обитателями прибрежной и глубоководной зоны озера Байкал».
«Изучение влияния человека на побережье и прибрежное мелководье озера Бай- кал».
После проведения экскурсии важно закрепить полученные результаты в виде отчета, обсуждения увиденного. Целесообразно закрепить дополнительные знания, полученные от экскурсовода, и мотивировать обучающихся сгенерировать возмож- ные темы для научно-практических работ, связанные как с изучением биологиче- ского разнообразия, так и с охраной озера Байкал.
Научно-практическая конференция по итогам изученной программы.
Цель – закрепление изученного материала через содержание выбранной в процессе обучения конкретной темы, использование полученных знаний в практической дея- тельности.
Мотивация на природоохранную деятельность осуществляется путем включения обучающихся в научно-практическую проектную деятельность при использовании программы «Введение в байкаловедение». Обучающиеся в течение учебного года выбирают свой проект, и в конце обучения защищают его на научно-практической конференции.
СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
6 класс
РАЗДЕЛ 1. РАЗНООБРАЗИЕ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ БАЙКАЛА И ПРИБАЙКАЛЬЯ - 6 часов
Биологическое разнообразие наземного мира Прибайкалья. Биологическое разнообразие озера Байкал. Бактерии, бактериофаги и ви- русы – не растения и не животные.. Водоросли. Высшие водные растения Байкала.
Растительность и горное окружение Байкала. Степи, луга и болота. Горные леса Высокогорные субальпийские и альпийские луга. Четыре путешествия по Прибайкалью Что вы узнали из главы «Растительность Прибайкалья».
Как образовался Байкал. Дорифтовый этап. Были ли динозавры на Байкале
Предрифтовый этап 70-30 млн. лет назад.. Рифтовый этап. Первая стадия: 30-3 млн. лет назад. Рифтовый этап. Вторая стадия: 3 млн. лет назад – настоящее время.
Общие сведения о горных породах и минералах Байкала. Горное окружение Байкала. Геологические достопримечательности Южного Байкала. Геологические достопримечательности Юго-Западного Байкала. Геологические достопримечательности Западного побережья Бай- кала. Геологические достопримечательности Среднего Байкала. Геологические достопримечательности Малого Моря и острова Ольхон.
Береговая линия. Рельеф дна. Подводные склоны. Каньоны. Что вы узнали из главы «Строение котловины Байкала».
РАЗДЕЛ 6. КЛИМАТ И ПОГОДА НА БАЙКАЛЕ - 5 часов.
Особенности климата и погоды. Байкальские ветры. Течения и обмен воды. Сезонные изменения температуры воды. Ледовый режим.
-воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою малую Родину;
-формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы родного края; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;
-формирование целостного мировоззрения, овладение принципами и правилами грамотного поведения в природе;
-формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно - исследовательской, творческой и иной образовательной деятельности;
-формирование экологической культуры и ответственного, бережного отношения к окружающей среде.
-умение анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, деятельности человека и собственное влияние на природную среду;
-умение сравнивать биологические объекты;
-освоение способов самоорганизации учебной деятельности: умения ставить цели и планировать личную учебную деятельность; оценивать собственный вклад в деятельность работы в группах; проводить самооценку личных учебных достижений;
-умение формулировать цели учебного исследования (опыта, наблюдения, сравнения), составлять план, фиксировать результаты, использовать простые измерительные при- боры, формулировать выводы по результатам исследования;
-умение самостоятельно проводить поиск информации: находить в текстах, словарях и справочниках значения терминов, необходимую информацию (в том числе с использованием информационных технологий);
-применение на практике компетентности исследовательской и проектной деятельности (умение видеть проблему, формулировать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятий, классифицировать, наблюдать, делать выводы и заключения, структури ровать материал, объяснять, доказывать, защищать свою точку зрения);
-умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
-умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию;
-развитие коммуникативных умений, корректного ведения диалога и участия в дискуссии, участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.
Обучающиеся научатся:
-применять термины, используемые в программе;
-использовать имена первооткрывателей и ведущих ученых-исследователей Байкала и их роль в изучении озера;
-понимать методы изучения Байкала;
-различать основные группы животных и растений, в том числе, эндемиков Байкала, их пищевые связи;
-применять основные правила поведения на Байкале;
-применять полученные знания для решения практических задач в повседневной жизни.
Обучающиеся получат возможность научиться:
-давать оценку байкальской природе с эстетической точки зрения;
-оценивать роль первопроходцев и ученых в освоении и исследовании озера Байкал;
-характеризовать методы исследования живой и неживой природы Байкала;
-узнавать на таблицах и рисунках основные виды животных и растений;
-объяснять роль живых организмов в поддержании уникальных характеристик байкальской воды;
-распознавать и описывать крупные группы байкальских водорослей, беспозвоночных и позвоночных животных;
–объяснять взаимосвязи организмов и окружающей среды, необходимость защиты окружающей среды;
-определять источники загрязнения и типы загрязнения окружающей среды и озера Байкал;
-соблюдать нормы и правила поведения в природной среде на примере Байкала;
-применять приобретенный опыт исследовательской работы при выполнении творческих работ
Обучающиеся научатся:
-обосновывать роль живой и неживой природы в поддержании основных характеристик байкальской воды;
-определять роль пищевых взаимосвязей байкальских организмов в регулировании круговорота органического вещества в озере Байкал;
-аргументировать причины возрастания загрязнения окружающей среды и озера Байкал;
Обучающиеся получат возможность научиться:
-использовать систему знаний о происхождении озера Байкал, сравнении его с другими пресноводными озерами;
-использовать системы научных знаний о живой природе Байкала и Прибайкалья и закономерностях ее развития;
-применять приобретенный опыт исследовательской работы при выполнении творческих работ
программы «Введение в байкаловедение»
5 класс
№ п/п | Содержание учебного занятия | Методические рекомендации | Основные виды деятельности обучающихся |
Знакомимся с Байкалом 4 часа | |||
1. | 1. Знакомимся с Байкалом Общие сведения о Байкале. Предмет, изучаемый в программе, его уникальность: возраст, глубина, объем воды, «биологический образ Байкала» - омуль, голомянка, байкальская губка, нерпа. Влияние природы Байкала на творчество художников, писателей, поэтов, музыкантов. А.П. Чехов и В.Г. Распутин о Байкале. Байкал в творчестве художника-пейзажиста Б.И. Лебединского. | Проблемный урок. Почему Байкал был отнесен к объекту Всемирного природного наследия? Практическая работа № 1. «Славное море, священный Байкал!». Ознакомление с песнями, посвященными Байкалу, с использованием возможности интернет ресурсов. Подготовить презентацию с использованием аудио- и видеозаписей. | Работа с текстом, анализ информации, просмотр, видеосюжета, обсуждение изображения картин Бориса Лебединского, работа со словарными словами.
. |
2. | 2.Географические особенности озера Байкал. Географические особенности озера Байкал. Общие представ- ления о форме и размерах Бай- кала: протяженность, ширина, длина береговой линии, горное окружение – пять горных хреб- тов. Сравнение Байкала с дру- гими пресноводными озерами Земли Великие озера Северной Америки, озеро Хубсугул. | Комбинированный урок. В чем уникальность физико-географических характеристик Байкала? | Работа с картами, характеристика гео- графического поло- жения озера Байкал, заполнение таблицы. |
3. | 3. Происхождение географи- ческих названий. Происхождение географиче- ских названий, местоположе- ние на Байкале населенных пунктов и известных географи- ческих объектов (Шаман ка- мень, Мыс Бурхан, Чивыркуй- ский залив, река Селенга и др.), связь географических названий с местными народностями. | Урок с использова- нием частично-поис- кового метода. Рассмотрение проис- хождения слова Бай- кал. Его значение. Ра- бота с картами по гео- графическим объек- там, имеющих назва- ния, связанные с Бай- калом. | Составление словаря, работа с текстом, работа с картой. | ||
4. | 4. В чем ценность Байкала? Байкал как великая ценность для граждан Байкальского реги- она, России, всего мира. Общее биологическое разнообразие озера. Вода Байкала как среда обитания и потенциальный пи- тьевой ресурс. За чем люди едут на Байкал? | Урок с использова- нием частично-поис- кового метода. | Анализ информации; составление таблицы, работа с рисунками. | ||
| Легенды о Байкале 4 часа | ||||
5. | 1. Легенды о происхождении Байкала Художественная, историче- ская, научная ценность легенд. Отражение в легендах знаний о природных явлениях, касаю- щихся происхождения Байкала. Сравнение представлений о происхождении Байкала древ- них и современных людей. | Урок-путешествие с литературными геро- ями. | Чтение текста, обсуждение главных героев, работа с кар- той. | ||
6. | 2. Легенды об озере Байкал и реке Ангаре. Легенда о Байкале и Ангаре. | Комбинированный урок. Знакомство с легендой о Байкале и Ангаре. | Чтение текста, обсуждение образов главных героев, работа с картой. | ||
7. | 3. Знакомство с легендами о Прибайкалье. Легенды о народах Прибайка- лья. | Урок-исследование. Работа с информацией. Смысловое чтение. | Чтение текста, обсуждение образа главных героев, работа с картой, выполнение рисун- ков. | ||
8. | 4. Легенды о природе Байкала и о народах Прибайкалья Легенда как способ передачи из поколения в поколение инфор- мации о природе Байкала и о народах Прибайкалья. | Проблемный урок. Почему так много ле- генд сложено о Бай- кале? Практическая работа № 2. «Легенда – важ- ное послание из про- шлого». Выбрать из легенд, представлен- ных в учебном посо- | Работа с информа- цией, составление ин- теллект-схемы | ||
|
| бии, важную информа- цию, которые созда- тели легенд хотели до- нести через поколения. Представить ее в ко- ротком сообщении. |
| ||
| Первооткрыватели и исследователи Байкала 5 часов | ||||
9. | 1. История освоения Байкала. Условия, в которых жили и действовали первопроходцы в Сибири и на Байкале. Первый Петр Головин, Матвей Глебов: первая карта-схема Байкала в 1640-1641 годах по расспрос- ным речам и упоминание о Бай- кале как о Ламу (Ламу - «море» с эвенкийского). | Комбинированный урок. Подвиг землепроходцев Сибири. Первые карты Байкала. | Работа с литературой, сообщения обучаю- щихся, работа с картами, ра- бота с контурными картами. | ||
10. | 2. История освоения Бай- кала. Курбат Иванов: 2 июля 1643 года с отрядом казаков вышел на берег Байкала. Первый «Чер- теж Земли Сибирской» в 1667 году с указанием места положе- ния озера Байкал. Картограф Семен Ремезов: первая подроб- ная карта озера Байкал в 1701 году. | Комбинированный урок. Развивать уважитель- ное отношение к дея- телям науки и к исто- рии человечества; Понимать ценность труда в жизни чело- века и общества. | Работа с литературой, сообщения обучаю- щихся, работа с картами, ра- бота с контурными картами. | ||
11. | 3. Первые описания Байкала. 17 век: Протопоп Аввакум. Ни- колай Милеску Спафарий, опи- сания географических особен- ностей, изобилия природных ресурсов. | Комбинированный урок. Работа с информа- цией. Смысловое чте- ние. | Работа с литературой, сообщения обучаю- щихся, работа с картами, ра- бота с контурными картами. | ||
12. | 4. Исследования Байкала в 18 веке. 18 век: вклад немецких (Д.Г. Мессершмидт, И.Г. Гмелин, П.С. Паллас, И.Г. Георги). | Комбинированный урок. Работа с информа- цией. Смысловое чте- ние. | Работа с литературой, сообщения обучаю- щихся, работа с картами, ра- бота с контурными картами. | ||
13. | 5. Исследования Байкала в 19 и 20 веках. 19 и 20 век: вклад польских (Б.И. Дыбовский, В.А. Годлев- ский, И. Д. Черский) и россий- ских (В.Ч. Дорогостайский, Г.Ю. Верещагин, Г.И. Галазий, М.М. Кожов, О.М. Кожова) уче- ных в исследования Байкала. . | Практическая ра- бота № 3. «Особенно- сти личности уче- ных-исследователей Байкала 19 и 20-го веков». Ознакомиться с дополнительной ин- формацией о польских и российских ученых, условиях, в которых они жили и станови- | Поиск информации, анализ полученной информации. | ||
|
| лись известными уче- ными. Групповые формы работы.
|
| ||
| Кто и как изучает Байкал 6 часов | ||||
14. | 1. Кто изучает Байкал. Кто «добывает» научные зна- ния? Постановка и решение научной задачи. Изобретения, открытия, патенты. Примене- ние научных знаний на прак- тике на Байкале. Научные орга- низации Российской академии наук, изучающие Байкал: ин- ститут Земной коры, Институт географии, Институт геохимии, Лимнологический институт, Байкальский музей. | Проблемный урок. Познакомиться с ор- ганизациями, изучаю- щими Байкал. Понять значение тер- минов, запомнить их. Понимать, с какой це- лью оформляются па- тенты на изобретения и открытия. | Поиск и анализ необ- ходимой информации, заполнение таблиц. | ||
15. | 2. Байкальская «машина вре- мени». Как и для чего изу- чают климат прошлого на Байкале. Байкальская «машина вре- мени»: Цели и задачи изучения климата прошлого на Байкале. Наука геология. | Проблемный урок уметь найти информа- цию о климате Бай- кала. Обогатить знания о климате прошлого и современных методах изучения климата и геологии озера Байкал. | Чтение текста, поиск ответов на проблем- ные вопросы, состав- ление интеллект- схемы. | ||
16. | 3. Многообразие «невиди- мок». Методы отлова, под- счета и изучения мелких и микроскопических организ- мов. Многообразие беспозвоночных животных на Байкале, методы сбора, подсчета и изучения мел- ких и микроскопических орга- низмов. Сеть Джеди, батометр, дночерпатель, драга. Микро- скопы. | Практическое озна- комление с методами проведения научных исследований и оформление их ре- зультатов. Ознако- миться с методами от- лова, подсчета и изу- чения микроскопиче- ских организмов По- лучение новых знаний с помощью математи- ческих расчетов. | Работа с текстом, ри- сунками учебника, ис- пользование для изу- чаемых объектов. Решение математиче- ских задач. | ||
17 | 4. «Живая» математика. Сколько нерпы и рыбы на Байкале. «Живая» математика: как под- считать количество рыбы и нерпы на Байкале. Омуль: кон- трольные отловы сетями в устьях притоков во время нере- ста. Эхолотирование (акустиче- ский метод). Методы учета ло- говищ нерпы на льду: маршрут- ный, метод аэрофотосъемки. | Интегрированный урок с математикой Учим раскрывать суть методов опреде- ления численности нерпы и рыбы Бай- кала, решать матема- тические задачи. | Работа с текстом, ре- шение математиче- ских задач экологиче- ского содержания. |
18 | 5. Путешествия в глубины Байкала. Подводные иссле- дования. Подводные исследования. Ис- следования подводного мира аквалангистом – исследовате- лем. Исследовательские задачи в подводных исследованиях. | Урок-путешествие. Определять суще- ственные признаки различия оборудова- ния водолазов и аква- лангистов. Уметь раз- личать виды подвод- ных работ. | Составление «ленты глубины» для изуче- нию глубин Байкала. |
| |
19 | 6. Байкал из любой точки Земли. Дистанционные наблюдения. Дистанционные наблюдения за природой подводного и назем- ного мира Байкала. Проект Бай- кальского музея «Байкал в ре- жиме реального времени»: наблюдения за лежбищем нерпы, погодными условиями на Ушканьих островах, за при- родными явлениями и объек- тами на различных глубинах (5 м, 200 м и т.д.). Задачи и пока- затели удаленных наблюдений на Байкале. | Практическая ра- бота №4. «Дистанци- онные наблюдения за природой подвод- ного и наземного мира Байкала» Определять виды обо- рудования и средств связи, используемых для наблюдения и изу- чения природы на примере озера Байкал. Практическая ра- бота № 4. «Возможности Байкальского музея в дистанционном изучении озера Бай- кал». Зайти на сайт Байкальского музея bm.isc.irk.ru, ознако- миться с проектом «Байкал в режиме ре- ального времени», описать биологиче- ские объекты, за кото- рыми ведется наблю- дения. | Наблюдения за живот- ными в режиме он- лайн, составление дневника наблюде- ний. | ||
| Вода Байкала 3 часа | ||||
20. | 1. Формирование вод Байкала Формирование байкальских вод. Притоки постоянные и времен- ные. Первый учет притоков Бай- кала. И.Д. Черский. Сколько притоков Байкала? | Комбинированный урок. Знать: притоки времен- ные и постоянные. Понимать причины, по которым невозможно оценить точное число притоков озера Байкал. | Работа с текстом , фи- зической и контурной картой. | ||
21. | 2. Характеристики байкаль- ской воды. Характеристики байкальской воды. Содержание минеральных веществ. Прозрачность. Насы- щенность кислородом. | Практическая работа № 5. «Физические и химические характе- ристики воды». Изу- чить информацию о байкальской воде в | Анализ воды, состав- ление отчета по прак- тической работе. |
|
| учебном пособии и от- личии от обычной пи- тьевой и морской воды. Составить таблицу, в которой сравнить эти характеристики. |
|
22 | 3. Байкал – «фабрика чистой воды». Роль живых организмов в под- держании чистоты байкальской воды. Характеристики байкаль- ской воды для питьевых целей. | Комбинированный урок Уметь определять роль низкой температуры, растений и животных Байкала в поддержании высокого содержания кислорода и прозрачно- сти байкальской воды. | Работа с текстом, со- ставление интеллект - схемы. |
| Кто в Байкале живет 4 часа | ||
23. | 1. Кто в Байкале для его оби- тателей пищу производит. Водоросли и бактерии – источ- ники пищи для байкальских мельчайших животных. При- меры массовых планктонных водорослей – эндемиков: диато- мовые водоросли. Донные круп- ные водоросли - макрофиты Примеры донных водорослей – эндемиков: драпарнальдия. Роль водорослей и бактерий в пище- вых цепях обитателей озера. | Комбинированный урок. Оценивать роль водо- рослей в создании орга- нического вещества - источника пищи для обитателей Байкала. | Работа с текстом, сло- варная работа, запол- нение таблицы, составление интел- лект- схемы. |
24. | 2. Кто в Байкале воду очи- щает. Беспозвоночные животные: эпи- шура, байкальские губки, гам- мариды, моллюски, черви. Об- щая характеристика, участие беспозвоночных в фильтрации воды и переработке органиче- ского вещества, оседающего на дно озера. | Практическая работа. Уметь объяснять меха- низмы участия живых организмов в очищении байкальской воды. Практическая работа № 6. «Байкал - фаб- рика чистой воды». На основе работы с посо- бием составить таблицу «работников» на бай- кальской «фабрике чи- стой воды» и описать активность каждого «работника» по очистке воды. | Работа с текстом, био- логическими объек- тами, составление таб- лицы, выполнение ри- сунков. |
25. | 3. Какие позвоночные живот- ные встречаются только в Байкале Позвоночные животные: рыбы, нерпа. Общая характеристика. Эндемизм | Комбинированный урок. Уметь дать характери- стику единственному млекопитающему Бай- кала нерпе; определять уникальность Байкала по представителям его | Работа в группах по составлению характе- ристики позвоночных животных по плану. Взаимооценка пред- ставлений групповых работ. |
|
| эндемичной фауны - рыбам и нерпе. |
|
26. | 4. Пищевая цепь: кто кого ест в Байкале. Пищевые цепи в озере Байкал: кто кого ест? Пастбищная и дет- ритная пищевые цепи в толще воды. Главные участники паст- бищной цепи: фитопланктон, эпишура, макрогектопус, рыбы длиннокрылка, желтокрылка, голомянка, омуль, нерпа. Глав- ные участники детритной цепи: гаммарусы, потребляющие мертвое органическое вещество, бактерии черви, моллюски. | Практическая работа. Приобрести умение определять роль обита- телей Байкала в круго- вороте органического вещества. Практическая работа №6 «Пищевые цепи в толще воды». | Составление при- чинно-следственных связей и зависимостей между объектами, составление пищевых цепочек в виде рисун- ков. |
| Человек и Байкал 4 часа | ||
27 | 1. Влияние хозяйственной де- ятельности на окружающую среду Загрязнители и загрязнения. Виды загрязнений и загрязните- лей воды, почвы и воздуха. Хи- мические загрязнения: азот и фосфор, кислоты, тяжелые ме- таллы, нефть и нефтепродукты. Биологические загрязнения. Физические загрязнения. Тепло- вое загрязнение. | Урок- исследование. Классифицировать виды загрязнений и за- грязнителей; понимать причины роста загряз- нения окружающей среды, различать точеч- ные и распределенные источники загрязнений. | Работа с текстом, сло- варная работа, состав- ление таблицы. |
28 | 2. Источники загрязнения озера Байкал. Основные источники загрязне- ния на Байкале: отходы на тер- ритории закрытого Байкаль- ского Целлюлозно-бумажного комбината. Загрязнение озера бытовыми отходами. Загрязне- ния, поступающие в озеро с при- токами. Загрязнения от водного транспорта. Загрязнения от Транссибирской железнодорож- ной магистрали. | Урок – экскурсия. Практическая работа № 7. «Кто загрязняет Байкал?». На основе работы с учебным посо- бием составить таблицу источников загрязнения Байкала и загрязнения, поступающие в озеро из этих источников. | Просмотр видеосюже- тов, работа с текстом, составление таблицы. Диалог и дискуссия. |
29. | 3. Правила поведения на Бай- кале. Какую пользу и какой вред приносят Байкалу туристы и от- дыхающие? Правила для каж- дого: что остается на Байкале и что мы обязаны увезти с собой после посещения Байкала: орга- нические отходы, металличе- ская тара, пластиковая упаковка, | Комбинированный урок. Уметь понимать при- чины соблюдения пра- вил хозяйственной дея- тельности и поведения на Байкале. Определять степень загрязнения озера Байкал тури- | Составление памятки для туристов. |
| синтетические моющие сред- ства. | стами, оценивать влия- ние населения на при- роду Байкала; влияние хозяйственной деятель- ности на качество жизни людей на Бай- кале. |
|
30. | 4. Охрана озера Байкал. Как вы можете помочь сохра- нить Байкал чистым. Как рабо- тает Росприроднадзор и Бай- кальская природоохранная про- куратура. Каковы причины того, что человек сам разрушает окру- жающую природную среду, ко- торая ему жизненно необхо- дима? | Практическая работа №7 «Минимизация влияния туристиче- ской деятельности на Байкал». Составить пе- речень видов отрица- тельного влияния на Байкал туристов, вла- дельцев гостиниц на Байкале, населенных пунктов на Байкале. Со- ставить перечень мер, которые бы уменьшили отрицательное влияние на Байкал и одновре- менно стали бы источ- ником доходов для тех, кто эти меры будут при- менять. | Составление коллек- тивного проекта со- здания экологичной турбазы. |
| Экскурсии и Научно-практическая конференция 4 часа | ||
31.32. | 1-2 Экскурсия Экскурсия как форма организа- ции учебного процесса, направ- лена на усвоение учебного мате- риала и проводится вне школы. Экскурсия включается в си- стему уроков и является важной частью учебного процесса. Экс- курсия конкретизирует про- граммный материал, расширяет кругозор и углубляет знания обучающихся. Экскурсия в Бай- кальский музей Сибирского от- деления Российской академии наук в пос. Листвянка, в связи с удаленностью озера Байкал, мо- жет быть виртуальной. | Урок-экскурсия «Ознакомление с био- логическим разнообра- зием озера Байкал в ак- вариумных экспози- циях. Ознакомление с обитателями прибреж- ной и глубоководной зоны озера Байкал». Экскурсия - «Изучение влияния человека на побережье и прибреж- ное мелководье озера Байкал». | Выполнение учебного исследования (опыта, наблюдения, сравне- ния), составление плана, фиксирование результатов, использо- вание простых изме- рительных приборов, формулирование вы- водов по результатам исследования. |
33.34. | 3.4. Защита проектов Научно-практическая конфе- ренция по итогам изученной программы. Цель – закрепление пройденного материала на ос- нове выбранной в процессе обу- чения конкретной темы. | Научно-практическая конференция по итогам пройденной програм- мы. | Выступление на НПК. |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
6 класс
№ уро- ка | Тема урока | Методы обучения | Формы ор- ганизации учебной де- ятельности | Основные средства обучения |
Планируемые результаты | ||
предметные | метапредметные | личностные | |||||
|
| РАЗДЕЛ | 1. РАЗНООБРАЗИЕ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ БАЙКАЛА И ПРИБАЙКАЛЬЯ (6 часов) | ||||
1. | Биологическое разнообразие наземного мира Прибайкалья.
1 час. | Проблем- ный. | Комбини- рованный урок. | Видео- фрагмент: | Изучить но- вые понятия, термины и основные ха- рактеристики озера. Находить до- полнитель- ную инфор- мацию в научно- популярной литературе. | (Р) Уметь ставить цели; разви- вать навыки самооценки и само- анализа. Осознавать выделенные учите- лем ориентиры действия в новом учебном материале. (П) Уметь: решать проблему; строить логичное рассуждение, включающее установление при- чинно-следственных связей; сравнивать и группировать фак- ты и явления; находить инфор- мацию из дополнительных ис- точников; обрабатывать матери- алы видеофрагмента. (К) Уметь формулировать соб- ственное мнение и позицию, владеть навыками сотрудниче- ства с взрослыми. | Проявлять ин- терес к новому содержанию, развивать уважение и ценностное отношение к озеру Байкал и его обитате- лям. |
№ уро- ка | Тема урока | Методы обучения | Формы ор- ганизации учебной де- ятельности | Основные средства обу- чения |
Планируемые результаты | ||
предметные | метапредметные | личностные | |||||
2. | Биологическое разнообразие озера Байкал. 1час. | Проблем- ный. | Комбиниро- ванный урок. |
| Уметь давать характери- стику живот- ным и расте- ниям озера Байкал, знать эндемичные организмы.
Познакомить- ся с биологи- ческим раз- нообразием видов орга- низмов, оби- тающих в озере Байкал, использовать биологиче- ские знания для объясне- ний видово- го разнообра- зия, приспо- собленности к среде обита- ния. | (Р) Уметь ставить новые цели, преобразовывать практическую задачу в познавательную; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; оце- нивать свои достижения на уро- ке. (П) Уметь: сравнивать эндемич- ные организмы с условиями оби- тания.
приобретать навыки определения живых организмов по рисункам и определителям.
(К) Уметь отстаивать свою точку зрения, подтвержденную факта- ми; уметь слушать собеседника, вести диалог; признавать воз- можность существования раз- личных точек зрения; излагать и аргументировать свою точку зре- ния. | Уметь реализо- вать теоретиче- ские познания на практике; самостоятельно оценивать усвоение но- вых знаний, их значение для личной повсе- дневной жизни.
Понимание важности научных зна- ний для жизни человека и раз- вития обще- ства. |
№ уро- ка | Тема урока | Методы обучения | Формы ор- ганизации учебной де- ятельности | Основные средства обу- чения |
Планируемые результаты | ||
предметные | метапредметные | личностные | |||||
3. | Бактерии, бакте- риофаги и виру- сы – не растения и не животные. 1 час. | Частично- поисковый. | Групповая. |
| Уметь рас- крывать зна- чение бакте- рий для Бай- кала. | (Р) Уметь ставить новые цели, преобразовывать практическую задачу в познавательную. Совместно с учителем выявлять и формулировать учебную про- блему; составлять план решения проблемы (задачи). (П): Уметь фиксировать названия и оформлять их результаты. (К): Уметь строить речевые вы- сказывания в соответствии с за- дачами; находить вопрос, ис- пользуя информацию, представ- ленную в нескольких источни- ках. | Формировать целостное ми- ровоззрение, соответствую- щее современ- ному развитию науки. Осознавать важность науч- ных знаний для жизни человека и развития об- щества. |
№ уро- ка | Тема урока | Методы обучения | Формы ор- ганизации учебной де- ятельности | Основные средства обу- чения |
Планируемые результаты | ||
предметные | метапредметные | личностные | |||||
4, 5. | Водоросли. 2 час. | Проблем- ный. | Частично поисковый. | Фотографии, рисунки. | Уметь опре- делять при- надлежность биологиче- ских объектов к одному из царств живой природы. Различать изученные объекты на таблицах, влажных пре- паратах, кол- лекциях и др. | (Р): Уметь ставить новые цели, преобразовывать практическую задачу в познавательную. (П) Уметь строить простые умо- заключения по аналогии; сравнивать и группировать фак- ты и явления; определять причи- ны явлений, событий; фиксиро- вать и оформлять результаты. (К) Уметь отстаивать свою точку зрения, подтвержденную факта- ми; слушать других, быть гото- вым изменить свою точку зрения. | Создание осно- вы для форми- рования инте- реса к углуб- ленному изу- чению биоло- гического раз- нообразия; формирование коммуникатив- ной компе- тентности. Осознание важ- ности научных знаний для жизни человека и развития об- щества. |
6. | Высшие водные растения Байкала. 1 час. | Проблем- ный. | Урок- исследо- вание. |
| Уметь объяснять причины распро- странения высших водных растений на разных глубинах. | (Р) Уметь ставить новые цели, развивать навыки самооценки и самоана- лиза; понимать учебную задачу урока и стремить- | Уметь аргументи- ровать свою точку зрения; задавать вопросы; строить речевые выска- зывания в соот- ветствии с задача- ми; находить во- прос, используя информацию, представленную в нескольких источ- никах. |
|
|
|
|
| ся её выполнить. | ||
|
|
|
|
| (П) Уметь строить логи- | ||
|
|
|
|
| чное рассуждение, вклю- | ||
|
|
|
|
| чающее установление | ||
|
|
|
|
| причинно-следственных | ||
|
|
|
|
| связей. | ||
|
|
|
|
| (К) Уметь формулиро- | ||
|
|
|
|
| вать собственное мнение | ||
|
|
|
|
| и позицию; строить по- | ||
|
|
|
|
| нятные для партнёра вы- | ||
|
|
|
|
| сказывания; осуществ- | ||
|
|
|
|
| лять взаимоконтроль. |
№ уро- ка | Тема урока | Методы обучения | Формы ор- ганизации учебной де- ятельности | Основные средства обу- чения | Планируемые результаты | ||
предметные | метапредметные | личностные | |||||
7, 8. | Растительность и горное окру- жение Байкала. Степи, луга и болота. 2 час. | Частично- поисковый. | Комбиниро- ванный. |
| Уметь нахо- дить доказа- тельства причин раз- нообразия растительно- сти на бере- | (Р): Уметь формулировать цель, осуществлять «анализ» предложенной легенды. (П) Уметь строить логичное рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей. (К) Уметь формулировать собственное мнение и пози- цию; высказывать мотивиро- ванное суждение по теме уро- ка на основе своего опыта и в соответствии с возрастными нормами. | Уметь задавать вопро- сы; строить ре- чевые высказы- вания в соответ- ствии с задачами урока. Развитие навы- |
|
|
|
| гах озера. | ков самооценки | ||
|
|
|
|
| и самоанализа. | ||
|
|
|
|
| Формирование | ||
|
|
|
|
| бережного от- | ||
|
|
|
|
| ношения к Бай- | ||
|
|
|
|
| калу через осмы- | ||
|
|
|
|
| сление его осо- | ||
|
|
|
|
| бенностей. |
№ уро- ка | Тема урока | Методы обучения | Формы ор- ганизации учебной де- ятельности | Основные средства обу- чения | Планируемые результаты | ||
предметные | метапредметные | личностные | |||||
9. | Горные леса. Светлохвойная и темнохвойная тайга. 1 час. | Проблем- ный. | Комбиниро- ванный. |
| Уметь давать характери- стику горных лесов и тайги Прибайкалья. | (Р) Уметь формулировать цель, развивать навыки самооценки и самоанализа. (П) Уметь находить связи между освещенностью и раз- нообразием растений. (К): Уметь слушать учителя и | Уметь задавать вопро- сы; строить ре- чевые высказы- вания в соответ- ствии с задачами урока. Развитие навы- |
|
|
|
| отвечать на вопросы, | ков самооценки | ||
|
|
|
| обсуждать вопросы со | и самоанализа. | ||
|
|
|
| сверстниками. | Формирование | ||
|
|
|
|
| бережного от- | ||
|
|
|
|
| ношения к Бай- | ||
|
|
|
|
| калу через осмы- | ||
|
|
|
|
| сление его осо- | ||
|
|
|
|
| бенностей. |
10, 11. | Высокогорные субальпийские и альпийские луга. Горная тундра.
2 час. | Частично- поисковый. | Комбиниро- ванный урок. |
| Уметь давать характери- стику лугов и тундры При- байкалья. | (Р) Уметь формулировать цель, развивать навыки самооценки и самоанализа. осознавать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; оценивать свои достижения на | Уметь задавать во- просы; строить речевые выска- зывания в со- ответствии с задачами уро- ка. Развитие навы- ков самооцен- ки и самоана- лиза. Форми- рование бе- режного отно- шения к Байка- лу через осмы- сление его особенностей. |
|
|
|
|
| уроке | ||
|
|
|
|
| (П) Уметь: | ||
|
|
|
|
| Обосновывать связь условий | ||
|
|
|
|
| обитания с разнообразием | ||
|
|
|
|
| растительного мира, строить | ||
|
|
|
|
| логические рассуждения: | ||
|
|
|
|
| объяснять причины | ||
|
|
|
|
| (К) Уметь слушать учителя и | ||
|
|
|
|
| отвечать на вопросы, обсуждать | ||
|
|
|
|
| вопросы со сверстниками. | ||
12. | Четыре путеше- | Частично- | Комбиниро- |
| Уметь при- | (Р): Уметь формулировать цель, | Развивать и сохранять мо- тивацию к по- знавательной деятельности. Формировать логическое мышление, творческий подход к вы- полнению за- дания. |
| ствия по При- | поисковый. | ванный урок. | менять полу- | развивать навыки самооценки и | ||
| байкалью. |
|
| ченные зна- | самоанализа. | ||
| 1 час. |
|
| ния при сравнении | (П) Уметь определять причины и следствия при объяснении осо- | ||
|
|
|
| климатиче- | бенностей разных растительных | ||
|
|
|
| ских условий | сообществ. | ||
|
|
|
| и раститель- | (К) Уметь слушать учителя и | ||
|
|
|
| ности разных | отвечать на вопросы, обсуждать | ||
|
|
|
| территорий | вопросы со сверстниками; | ||
|
|
|
| Прибайкалья. | слушать собеседника, вести | ||
|
|
|
|
| диалог; признавать возможность | ||
|
|
|
|
| существования различных точек | ||
|
|
|
|
| зрения; излагать и аргумен- |
|
|
|
|
|
| тировать свою точку зрения. |
| ||||
13. | Как образовал- ся Байкал.
1 час. | Частично- поисковый. | Комбиниро- ванный урок. | Словарь тер- минов. | Уметь работать с научными терминами, объяснять гео- | (Р) Уметь формулировать цель, развивать навыки самооценки и самоанализа. Понимать и сохранять учебную | Готовность и способность к самообразова- нию. |
| |||
|
|
|
|
| логические про- | задачу; учитывать выделенные |
|
| |||
|
|
|
|
| цессы, происхо- | учителем ориентиры действия в |
|
| |||
|
|
|
|
| дящие на Бай- | новом учебном материале в |
|
| |||
|
|
|
|
| кале, используя | сотрудничестве с учителем. |
|
| |||
|
|
|
|
| знания , полу- | (П) Уметь строить логичные |
|
| |||
|
|
|
|
| ченные при изу- | рассуждения, включающие |
|
| |||
|
|
|
|
| чении других | установление причинно- |
|
| |||
|
|
|
|
| предметов. | следственных связей |
|
| |||
|
|
|
|
|
| между геологическими |
|
| |||
|
|
|
|
|
| процессами, климатическими |
|
| |||
|
|
|
|
|
| условиями и видовым |
|
| |||
|
|
|
|
|
| разноообразием растительного и |
|
| |||
|
|
|
|
|
| животного мира. |
|
| |||
|
|
|
|
|
| (К) Уметь слушать учителя и |
|
| |||
|
|
|
|
|
| отвечать на вопросы, обсуждать |
|
| |||
|
|
|
|
|
| вопросы со сверстниками. |
|
| |||
14. | Дорифтовый этап.
1 час. | Частично- поисковый. | Комбиниро- ванный урок. | Словарь тер- минов. | Уметь работать с научными терминами, объяснять гео- логические и эволюционные процессы, про- | (Р): Уметь формулировать цель, развивать навыки самооценки и самоанализа; планировать свои действия в соответствии с поставленной целью; осущест- влять пошаговый и итоговый контроль. | Прививать любовь к при- роде, расши- рять кругозор, навыки рабо- ты с содержа- нием текста и |
|
|
|
|
|
| исходящие на Байкале. | (П) Уметь анализировать исто- рические события, происходящие на Байкале при его формирова- нии и развитии, уметь оценивать значение исто- рических событий для формиро- вания уникальности озера. (К) Уметь слушать учителя, од- ноклассников, отвечать на во- просы, обсуждать вопросы со сверстниками; сотрудничать с одноклассниками при выполне- нии заданий в паре. | другими ис- точниками информации. |
15. | Динозавры. 1 час. | Частично- поисковый. | Комбиниро- ванный урок. | Словарь тер- минов. | Уметь выстраи- вать логическую цепочку эволю- ции животного мира на Байка- ле; аргументи- ровать свои вы- воды, используя палеонтологиче- ские доказатель- ства. | (Р): Уметь формулировать цель, этапы и задачи работы. (П): Уметь: осуществлять фиксирование и анализ фактов; оценивать важность научных знаний для жизни людей. (К): Уметь отстаивать свою точ- ку зрения, приводить аргументы. | Формировать познаватель- ные интересы и мотивы к изучению байкаловеде- ния и обще- нию с приро- дой. |
16. | Предрифтовый этап 70–30 млн лет назад. 1 час. | Частично- поисковый. | Комбиниро- ванный урок. | Словарь тер- минов | Уметь работать с научными тер- минами, объяс- нять геологиче- ские и эволюци- онные процессы, происходящие на Байкале. | (Р): Уметь формулировать цель, развивать навыки самооценки и самоанализа; планировать свои действия в соответствии с поставленной целью; осущест- влять пошаговый и итоговый контроль. (П) Уметь анализировать исто- рические события, происходящие на Байкале при его формирова- нии и развитии, | Прививать любовь к природе, расширять кругозор, навыки рабо- ты с содер- жанием тек- ста и другими источниками информации |
|
|
|
|
|
| уметь оценивать значение геоло- гических событий и климатиче- ских изменений для формирова- ния уникальности озера. (К) Уметь слушать учителя, од- ноклассников, отвечать на во- просы, обсуждать вопросы со сверстниками; сотрудничать с одноклассниками при выполне- нии заданий в паре. |
|
17. | Рифтовый этап. Первая стадия: 30–3,5 млн. лет назад. 1 час. | Частично- поисковый. | Комбиниро- ванный урок. | Словарь тер- минов. | Уметь работать с научными тер- минами, объяс- нять геологиче- ские и климати- ческие измене- ния, происходя- щие на Байкале. | (Р): Уметь формулировать цель, развивать навыки самооценки и самоанализа; планировать свои действия в соответствии с поставленной целью; осущест- влять пошаговый и итоговый контроль. (П) Уметь геологические и кли- матические изменения, происхо- дящие на Байкале при его фор- мировании и развитии, уметь оценивать значение исто- рических событий для формиро- вания уникальности озера. (К) Уметь слушать учителя, од- ноклассников, отвечать на во- просы, обсуждать вопросы со сверстниками; сотрудничать с одноклассниками при выполне- нии заданий в паре. | Прививать любовь к природе, расширять кругозор, навыки рабо- ты с содер- жанием тек- ста и другими источниками информации. |
18. | Рифтовый этап. Вторая стадия: 3,5 млн. лет назад – насто- | Частично- поисковый. | Комбиниро- ванный урок. | Словарь тер- минов | Уметь работать с научными тер- минами, объяс- нять геологиче- | (Р): Уметь формулировать цель, развивать навыки самооценки и самоанализа; планировать свои действия в соответствии с | Прививать любовь к природе, расширять |
| ящее время. 1 час. |
|
|
| ские и эволюци- онные процессы, происходящие на Байкале. | поставленной целью; осущест- влять пошаговый и итоговый контроль. (П) Уметь анализировать исто- рические события, происходящие на Байкале при его формирова- нии и развитии, уметь оценивать значение геоло- гических и климатических собы- тий для формирования уникаль- ности озера. (К) Уметь слушать учителя, од- ноклассников, отвечать на во- просы, обсуждать вопросы со сверстниками; сотрудничать с одноклассниками при выполне- нии заданий в паре. | кругозор, навыки рабо- ты с содер- жанием тек- ста и другими источниками информации. |
19, 20. | Общие сведе- ния о горных породах и ми- нералах. 2 час. | Проблем- ный. | Комбини- рованный урок. | Коллекция горных по- род. | Уметь рабо- тать с при- родными ма- териалами, определять по описанию. | (Р): Уметь формулировать цель, осуществлять «анализ» предло- женной легенды. (П) Уметь строить логичное рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей. (К) Уметь формулировать соб- ственное мнение и позицию; вы- сказывать мотивированное суж- дение по теме урока на основе своего опыта и в соответствии с возрастными нормами. | Формировать познаватель- ные интересы и мотивы к изу- чению природ- ных объектов; целостное вос- приятие при- роды и профо- риентационная работа. |
21. | Горное окру- жение Байкала. 1 час. | Проблем- ный. | Комбини- рованный урок. | Виртуальная экскурсия по Кругобай- кальской же- лезной дороге | Уметь рабо- тать с картой, давать харак- теристику горных Бай- кальских хребтов. | (Р): Уметь формулировать цель, осуществлять «анализ» предло- женной легенды. (П) Уметь строить логичное рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей. (К) Уметь формулировать соб- ственное мнение и позицию; вы- сказывать мотивированное суж- дение по теме урока на основе своего опыта и в соответствии с возрастными нормами. | Уметь задавать во- просы; строить речевые выска- зывания в со- ответствии с задачами уро- ка. Развитие навы- ков самооцен- ки и самоана- лиза. Форми- рование бе- режного отно- шения к Байка- лу через осмы- сление его особенностей. |
22. | Геологические достопримеча- тельности Южного Бай- кала. 1 час. | Проблем- ный. | Комбини- рованный урок. | Виртуальная экскурсия по Слюдянскому району. | Уметь рабо- тать с картой, давать харак- теристику геологиче- ских досто- примечатель- ностей. | (Р): Уметь формулировать цель, осуществлять «анализ» предло- женной легенды. (П) Уметь строить логичное рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей. (К) Уметь формулировать соб- ственное мнение и позицию; вы- сказывать мотивированное суж- дение по теме урока на основе своего опыта и в соответствии с возрастными нормами. | Уметь задавать во- просы; строить речевые выска- зывания в со- ответствии с задачами уро- ка. Развитие навы- ков самооцен- ки и самоана- лиза. Форми- рование бе- режного отно- шения к Байка- лу через осмы- сление его особенностей. |
23. | Геологические достопримеча- тельности Юго- Западного Бай- кала. 1 час. | Частично- поисковый. | Комбиниро- ванный урок. | Виртуальная экскурсия по мысу Лист- венничный. | Уметь найти информацию. Уметь рабо- тать с кар- той, давать характери- стику гео- логических достопреми- чательно- стей. | (Р) Уметь формировать первона- чальные исследовательские навыки (определение цели и за- дач работы, этапов исследова- ния). (П) Уметь осуществлять фикси- рование и анализ фактов; находить дополнительную ин- формацию, используя различные источники. (К) Уметь строить взаимодей- ствие с одноклассниками при отборе информации; отстаивать свою точку зрения; приводить аргументы; уважительно относиться к дру- гим мнениям. | Формировать познаватель- ную и инфор- мационную культуру, раз- вивать навыки самостоятель- ной работы с текстом учеб- ника. |
24. | Геологические достопримеча- тельности За- падного побережья Бай- кала. 1 час. | Частично- поисковый. | Комбиниро- ванный урок. | Виртуальная экскурсия. | Уметь рабо- тать с кар- той, давать характери- стику гео- логических достопреми- чательно- стей. | (Р) Уметь: формировать перво- начальные исследовательские навыки (определение цели и за- дач работы, этапов исследования, оформление отчёта, включаю- щий описание наблюдения, его результаты и выводы). (П) Уметь осуществлять фикси- рование и анализ фактов; (К) Уметь строить взаимодей- ствие с одноклассниками при отборе информации; отстаивать свою точку зрения; приводить аргументы; уважи- тельно относиться к другим мнениям. | Формировать познаватель- ную и инфор- мационную культуру, раз- вивать навыки самостоятель- ной работы с текстом учеб- ника. |
25. | Геологические достопримеча- тельности Сред- него Байкала. 1 час. | Частично- поисковый. | Комбиниро- ванный урок. | Виртуальная экскурсия. | Знать значе- ние терминов, уметь их вос- производить. Уметь рабо- тать с картой, давать харак- теристику геологиче- ских досто- премичатель- ностей. | (Р): Уметь формировать перво- начальные исследовательские навыки (определение цели и за- дач работы, этапов исследования, оформление отчёта, включаю- щий описание наблюдения, его результаты и выводы). (П) Уметь осуществлять фикси- рование и анализ фактов; оце- нить важность научных зна- ний для жизни людей. Воспроизводить информацию по памяти, необходимую для реше- ния учебной задачи. (К) Уметь строить взаимодей- ствие с одноклассниками при отборе информации; отстаивать свою точку зрения; приводить аргументы; уважительно относиться к дру- гим мнениям. | Проявлять лю- бознательность и интерес к изучению при- роды с помо- щью исследо- вательской де- ятельности. Выбирать наиболее инте- ресные для се- бя направления исследований озера Байкал. Осознание ценности при- родного мира, готовность следовать в своей деятель- ности нормам природоохран- ного поведе- ния. |
26. | Геологические достопримеча- тельности Малого Моря и острова Ольхон. 1 час. | Проблем- ный. Нужны ли подвод- ные иссле- дования на Байкале? | Комбиниро- ванный урок. | Виртуальная экскурсия. | Уметь логич- но излагать материал с использова- нием табли- цы, рисунков. Определять существен- ные признаки различия разных объ- ектов берего- вой линии. Уметь рабо- тать с кар- той, давать характери- стику гео- логических достопреми- чательно- стей. | (Р) Уметь ставить цель; планировать свою деятельность для решения поставленной цели. (П) Уметь анализировать текст; сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-след- ственные связи и зависимости между объектами формулировать выводы. (К) Уметь слушать и вступать в диалог. | Проявлять ин- терес к под- водным иссле- дованиям на основе призна- ния необходи- мости изучения подводного мира и береж- ного отноше- ния к окружа- ющей среде. Проявлять уважение к труду и людям труда. |
27, 28. | Береговая линия 2 часа. | Частично поисковый. | Комбиниро- ванный урок. | Карты, фото- графии, ви- деосюжеты. | Определять Объекты бе- реговой ли- нии Получать ин- формацию, используя знания гео- графии и навыки рабо- ты с картой | (Р) Уметь ставить цель; работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необхо- димости, исправлять ошибки са- мостоятельно. (П) Уметь определять и делать выводы о значении наземных и подводных видеокамер для наблюдений и изучения Байкала. Находить и фиксировать допол- нительную информацию, исполь- зуя различные источники. (К) Уметь слушать и вступать в диалог. | Формировать целостное ми- ровоззрение, соответствую- щее современ- ному уровню развития науки и обществен- ной практики. Понимание важности научных зна- ний для жизни человека и раз- вития обще- ства. |
29. | Рельеф дна. Под- водные склоны. Каньоны. 1 час. | Проблем- ный. | Комбини- рованный урок. Подвод- ные камеры и датчики на сайте Байкаль- ского му- зея bm.isc.irk. ru |
| Знать особен- ности рельефа дна Байкала.
Понимать осо- бенности воды Байкала и при- способлен- ность его оби- тателей к усло- виям суще- ствования. | (Р) Уметь ставить цель; составлять план в соот- ветствии с целью; развивать навыки само- оценки и самоанализа. (П) Уметь выделять глав- ное в тексте; структури- ровать учебный материал. представлять результаты работы классу. Устанавливать причинно- следственные связи и за- висимости между объек- тами. Уметь определять и делать выводы о значе- нии подводных видео- камер для наблюдений и изучения Байкала. | Формирование основ экологического миро- воззрения на основе признания необходи- мости бережного от- ношения к окружаю- щей среде. Осознание ценности природного мира, го- товность следовать в своей деятельности нормам природоохран- ного поведения. |
|
|
|
| (К) Уметь вести диалог и дискуссию, адекватно использовать речь для планирования и регуля- ции своей деятельности, задавать вопросы, необ- ходимые для организации деятельности. |
|
30. | Особенности | Частично- | Комбиниро- |
| Знать о вли- янии водной массы Байкала на особенности климата и погоды на Байкале Закрепить знания по ос- новным во- просам темы. | (Р) Уметь ставить цель; | Формировать |
| климата и по- | поисковый. | ванный | развивать навыки самооценки и | познаватель- | ||
| годы. |
| урок. Под- | самоанализа. | ный мотив на | ||
| 1 час. |
| водные ка- | (П) Уметь пояснять связь осо- | основе интере- | ||
|
|
| меры и дат- | бенностей природы Байкала и | са к работе с | ||
|
|
| чики на | прибрежного рельефа; | новым обору- | ||
|
|
| сайте Бай- | выделять главное в тексте, струк- | дованием и | ||
|
|
| кальского | турировать учебный материал, | проведения | ||
|
|
| музея | представлять результаты работы | наблюдений. | ||
|
|
| bm.isc.irk. | классу. | Развитие эсте- | ||
|
|
| ru | Воспроизводить информацию по | тических | ||
|
|
|
| памяти. | чувств обще- | ||
|
|
|
| Применять модели для получе- | ния с приро- | ||
|
|
|
| ния информации. | дой. | ||
|
|
|
| (К) Уметь корректно вести диа- | Осознание | ||
|
|
|
| лог и дискуссию; | ценности при- | ||
|
|
|
| адекватно использовать речь для | родного мира, | ||
|
|
|
| планирования и регуляции своей | готовность | ||
|
|
|
| деятельности, задавать вопросы, | следовать в | ||
|
|
|
| необходимые для организации | своей деятель- | ||
|
|
|
| собственной деятельности; орга- | ности нормам | ||
|
|
|
| низовывать и планировать учеб- | природоохран- | ||
|
|
|
| ное сотрудничество с однокласс- | ного поведе- | ||
|
|
|
| никами и учителем. | ния. |
31. | Байкальские ветры. 1 час. | Частично- поисковый. | Урок новых знаний. | Презентация «Ветры Бай- кала». | Оценивать влияние бай- кальких вет- ров на фор- мирование биогеоценоза байкальского региона, осо- бенностей погоды и климата. | (Р) Уметь ставить цель; планировать; развивать навыки самооценки и самоанализа. (П) Уметь обобщать и системати- зировать знания по теме, делать выводы. Умение выделять главное в тек- сте, структурировать учебный материал, грамотно формулиро- вать вопросы. Устанавливать причинно- следственные связи и зависимо- сти между объектами.
(К) Уметь адекватно использо- вать речь для планирования и регуляции своей деятельности, задавать вопросы. | Формирование основ экологи- ческого миро- воззрения на основе призна- ния необходи- мости береж- ного отноше- ния к окру- жающей среде. Понимание важности научных зна- ний для жизни человека и раз- вития обще- ства. |
32. | Течения и об- мен воды. 1 час. | Проблемный. | Частично- поисковый. | Презентация «Течения Байкала» | Уметь объяс- нять меха- низмы дви- жения воды в Байкале.
Уметь само- стоятельно работать с электронны- ми задания- ми. | (Р) Уметь ставить цель; планировать; развивать навыки самооценки и самоанализа. (П) Уметь обобщать и системати- зировать знания по теме, выде- лять главное в тексте, структури- ровать учебный материал, делать выводы. Устанавливать причинно- следственные связи и зависимо- сти между объектами. (К) Уметь грамотно формулиро- вать вопросы, представлять ре- зультаты работы классу. | Мотивация к познавательной деятельности. Осознание и принятие цен- ности природы Байкала, го- товность сле- довать в своей деятельности нормам приро- доохранного, нерасточитель- ного поведе- ния. |
33, 34. | Сезонные из- менения тем- пературы воды. Ледовый ре- жим. 2 часа. | Частично по- исковый. | Комбиниро- ванный урок. | Видеосюже- ты. | Уметь дать характери- стику сезон- ным измене- ниям темпе- ратуры воды и ледовому режиму на Байкале. | (Р) Уметь ставить цель; планировать; развивать навыки самооценки и самоанализа. (П) Уметь обобщать и системати- зировать знания по теме, выде- лять главное в тексте, структури- ровать учебный материал, пред- ставлять результаты работы классу. Выявлять особенности всевоз- можных объектов. (К) Уметь: грамотно формулиро- вать вопросы; корректно вести диалог и дискуссию, адекватно использовать речь для планиро- вания и регуляции своей дея- тельности, строить понятные для партнёра высказывания. | Формировать мотивацию к безопасному поведению в зависимости от изменений по- годы и клима- та; основы эко- логического сознания как следствие при- знания ценно- сти жизни не- обходимого бережного от- ношения к окружающей среде. |
При реализации программы «Введение в байкаловедение» необходимо:
при отборе учебного материала использовать дифференцированный подход, соответствующий уровню подготовки обучающихся;
доступность материала сочетать с современными научными достижениями;
применять индивидуальные, парные, групповые формы обучения;
подкреплять полученные знания практическими работами;
разнообразить формы занятий (семинары, практикумы, лекции, экскурсии);
использовать технологии проектного и проблемного обучения;
организовать разнообразный контроль (самооценка, взаимооценка, устные ответы в виде рассказа, тесты, зачеты);
обеспечить условия для овладения способами самостоятельной работы (поиск необходимой ин- формации, выполнение исследовательских работ, создание проектов);
подводить итоги усвоения программы в форме рефератов, проектов, исследовательских работ.
Портреты исследователей озера Байкал
Атласы озера Байкал.
Фотоальбомы озера Байкал
•
Технические и информационно-коммуникативные средства обучения
Аппаратура для записей и воспроизведения аудио- и видеоинформации;
Компьютер (ноутбук и др.) с доступом в интернет;
Мультимедиапроектор.
Коллекция медиаресурсов (фото, аудио и видеотека о Байкале, биологические эн- циклопедии, словари, справочники, дидактические материалы к основным разделам и те- мам).
Основная литература»
Кузеванова Е.Н. Введение в байкаловедение. – учебное пособие для 5 класса. Иркутск. – 2019. – 184 с.
Кузеванова Е.Н., Климентьева Т.Н., Стенина Н.В. Электронная рабочая тетрадь к учебному пособию Е.Н. Кузевановой «Введение в байкаловедение». Иркутск. – https://xn--n1aeq.xn-- 80aabgkfba0aeln4aj.xn--p1ai/
Дополнительная литература для учителя
Байкал – жемчужина России: рекомендательный список литературы / сост. В. А. Ко- пылова; ред. И. Б. Бражникова. – Иркутск: Иркут. обл. дет. б-ка им. Марка Сергеева, 2017. – 28 с.
Байкальские уроки. Методические материалы для экологического образования в летнее время (на примере экологической тропы и образовательного берегового маршрута в районе поселка Листвянка). - Иркутск, 2006. -159 с.
Бенедикт Дыбовский. – Новосибирск: Наука, Сиб. Изд. фирма РАН, 2000. – 296 с.
Байкал в вопросах и ответах / Г.И. Галазий. - 6-е изд., испр, и доп. - Иркутск: 2017. 339 с.
Географическая энциклопедия Иркутской области: общий очерк / редактор Л. М. Корытный. - Иркутск: Институт географии им. В. Б. Сочавы СО РАН, 2017. – 335 с.
Гольдфарб С.И. Мир Байкала / С.И. Гольдфарб. — Иркутск: Репроцентр A1, 2010.
— 630 с.
Гольдфаpб С.И. Байкал: (истории Сибирской старины) / Станислав Гольдфаpб. - Ир- кутск: Принт-Лайн, 2019. – 160 с.
Государственный доклад «О состоянии озера Байкал и мерах по его охране в 2017 году». - Иркутск. - 2019.
Государственный доклад "О состоянии и об охране окружающей среды в Иркутской области". – Иркутск. - 2019.
Губайдулина А. Стоп-кадр: книга стихов / Анастасия Губайдулина. – Иркутск. - 2009. - 35 с.
Гурулев, С. А. Реки бассейна Байкала: историко-топонимический словарь / С. А. Гу- рулев; науч. ред. Л. М. Корытный. - Иркутск: Институт географии им. В. Б. Сочавы СО РАН, 2012. - 379 с.
Климентьева Т.Н., Стенина Н.В. Байкальские забавы. Учебно-методическое посо- бие. - Иркутск: Репроцентр А1. – 2012. - 179 с.
Кузеванова Е.Н. Олимпиада по байкаловедению. Иркутск, 2010. - 80 с.
Кузеванова Е.Н. Байкаловедение. Живой мир Байкала. Человек и Байкал. - 3-е изд., переработ., дополн. - Иркутск: ИООО «Байкал-ЭкоСеть». - 2012. - 224 с.
Кузеванова, Е.Н. Комплект контурных карт озера Байкал. Пособие для курса Е.Н. Кузевановой, В.Н. Сергеевой «Байкаловедение: Байкал с древних времен до наших дней» 5 (6) класс / Е.Н. Кузеванова; под ред. Ю.М. Юрина, И.Л. Толмачевой, Э.Ю. Беловой, Е.В. Дубининой. – Иркутск: ОАО «ВостСиб АГП». - 2013. – 24 с.
Летали ли динозавры? – Наука в Сибири, 27 марта 2015 г. – Режим доступа: http://www.sbras.info/articles/simply/letali-li-dinozavry, свободный.
Попов В.В. Кадастр позвоночных животных Иркутской области, не относящихся к объектам охоты и водным биологических ресурсам, обитающих на территории Ир- кутской области / В. В. Попов. - Байкальский центр полевых исследований "Дикая природа Азии". - 3-е издание, дополненное. - Иркутск: Время странствий, 2018. - 97 с.
Русинек О.Т., Тахтеев В.В., Гладкочуб Д.П. и др. Байкаловедение: в 2 кн.-Кн.2. -Но- восибирск: Наука, 2012.
Стародумов, В. П. Сказки озера Байкал / В. П. Стародумов; худож. К. Соловьёва. – СПБ.: БХВ-Петербург, 2016. – 86 с.
Тахтеев В.В. Байкаловедение как рассказ о Родине // Экология и жизнь. – 2010. - № 9 (106). - С. 40–44.
Тахтеев В.В. О взаимодействии научного байкаловедения и «занимательной» науки: проблемы и перспективы развития направления // Актуальные вопросы деятельно- сти академических естественно-научных музеев: Матер. Междунар. науч. конф., 3–
7 февраля 2010 г., пос. Листвянка Иркутской обл. – Новосибирск: Академ. изд-во
«Гео», 2010. – С. 170–173.
Тахтеев В.В., Говорухина Е.Б., Механикова И.В. Ночная тайна Байкала // Экология и жизнь. – 2006. – № 5 (54). – С. 56–61.
Тахтеев, Вадим Викторович. Фауна и экология бокоплавов озера Байкал: учебное пособие / В. В. Тахтеев, С. И. Дидоренко. - Иркутск: Институт географии им. В. Б. Сочавы СО РАН, 2015. - 115 с.
Тахтеев В.В. Хрустальное сердце России. Природа Байкала с древности до наших дней / Вадим Тахтеев; научный редактор А. Н. Матвеев. - Москва: Товарищество научных изданий КМК, 2019. – 142 с.
Фролов А.О. Юрская флора и растительность Иркутского угольного бассейна/А. О. Фролов, И. М. Мащук; ответственный редактор К. Г. Леви. - Иркутск: 2018. - 541 с.
Эндемики Байкала от А до меня: некоторые представители эндемичной флоры и фа- уны озера Байкал. – Иркутск: Журнал «Сибирячок», 2015.
Южный Байкал: природа и люди. – Иркутск : Изд-во «Оттиск», 2019. – 270 с.
Асламова С.Н., Сергиенко С.М. Удивительное путешествие Сибирячка по Байкалу / С.Н. Асламова, С.М. Сергиенко. Художественное оформление А.М. Муравьев. Иркутск: Редак- ция журнала "Сибирячок", 2002. - 96 с.
Байкал в вопросах и ответах / Г.И. Галазий. - 6-е изд., испр. и доп. - Иркутск: 2017. - 339 с. Кардашевская П.А. Исследователи Байкала / Отв. ред. В.В. Тахтеев. – Иркутск: Иркут. ун- т, 2001. – 56 с.
Кузеванова Е.Н. Олимпиада по байкаловедению. Иркутск, 2010. - 80 с.
Тахтеев В.В., Говорухина Е.Б., Механикова И.В. Ночная тайна Байкала // Экология и жизнь.
– 2006. – № 5 (54). – С. 56–61.
Тахтеев В.В. Море загадок. Рассказы об озере Байкал. – Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 2001.
– 160 с.
Библиография научных работ о Байкалеhttp://lin.irk.ru/bibl/
Зоологические экскурсии по Байкалу http://zooexcurs.narod.ru/general/titul.htm Материалы ИООО «Ассоциация Байкальская экологическая сеть» https://www.facebook.com/groups/619447108260071
Материалы по географии и достопримечательным местам Байкала @MyWildSiberia
Материалы сайта Байкальского музея СО РАН на канале ютюб https://www.youtube.com/channel/UCb5JFXr0fz0UVb-CyT3FuSQ
Новости науки в Лимнологическом институте СО РАН http://www.lin.irk.ru/ Учебные материалы по байкаловедению: www.ecosystema2008.narod.ru