Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 25 при Магнитогорской Государственной консерватории» города Магнитогорска
Рассмотрена на заседании методического объединения ___________дата | Согласована: зам. директора по УВР__________ _________дата | Утверждаю: директор МОУ «СОШ № 25при МаГК» г. Магнитогорска Н.С.Воронина________дата |
ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Занимательная химия»
для обучающихся 7 классов
уровень образования (основное общее)
направление внеурочной деятельности—общеинтеллектуальное
Разработчик:
Быкова Анна Валерьевна, учитель химии
Первой категории
Магнитогорск, 2017
Структура рабочей программы |
1) результаты освоения курса внеурочной деятельности; 2) содержание курса внеурочной деятельности; 3) тематическое планирование 4) формы организации внеурочной деятельности 5)Результативность курса 6)Учебно-методическое обеспечение |
Результаты освоения внеурочной деятельности
Личностные: | формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности. |
Метапредметные: | анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков; сравнивает по заданным критериям два три объекта, выделяя два-три существенных признака; проводит классификацию по заданным критериям; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, свойствах, связях; устанавливать последовательность событий; определять последовательность выполнения действий, составлять простейшую инструкцию из двух-трех шагов; понимать информацию, представленную в неявном виде (выделяет общий признак группы элементов, характеризует явление по его описанию); принимать и сохранять учебные цели и задачи; осуществлять контроль при наличии эталона; планировать и выполнять свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; оценивать правильность выполнения действия на уровне ретроспективной оценки; строить понятные для партнера высказывания при объяснении своего выбора; формулировать вопросы. |
Предметные: | знание химической посуды и простейшего химического оборудования; знание правил техники безопасности при работе с химическими веществами; умение определять признаки химических реакций; умения и навыки при проведении химического эксперимента; умение проводить наблюдение за химическим явлением; использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото и видеокамеру, и др.) для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов; моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора; пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены; выполнять правила безопасного поведения в доме. |
Содержание курса внеурочной деятельности
Т е м а 1. Техника безопасности при обращении с бытовыми химикатами (2 ч)
Цель. Активизировать знания учащихся по правилам техники безопасности при обращении с бытовыми химическими веществами.
Содержание. Отравление бытовыми химикатами. Оказание первой медицинской помощи при отравлении и ожогах: нашатырным спиртом, уксусной кислотой, ртутью, перманганатом калия, синтетическими моющими средствами, инсектицидами, растворителями и лакокрасочными материалами, отбеливающими, чистящими и дезинфицирующими средствами, бытовым газом.
Т е м а 2. Вода (3 ч)
Цель. Изучить физико-химические свойства воды, сформировать понятие о лечебных свойствах минеральных вод.
Содержание. Характеристика природных вод по составу и свойствам. Минеральные воды, их месторождения, лечебные свойства. (Основные понятия: разновидности природной воды, классификация минеральных вод.)
Т е м а 3. Соли (5 ч)
Цель. Конкретизировать знания учащихся о солях, применяющихся в быту, их свойствах и практическом применении.
Содержание. Поваренная соль, ее свойства, значение для жизни. Хлорид натрия как химическое сырье и консервант. Сода, ляпис (нитрат серебра), марганцовка (перманганат калия), нашатырный спирт: свойства, применение. Практическая работа: выращивание кристаллов, опыты с поваренной солью, марганцовкой, содой. (Основные понятия: поваренная соль, сода, ляпис, перманганат калия, нашатырь)
Т е м а 4. Моющие средства (4 ч)
Цель. Сформировать понятие о синтетических и натуральных моющих средствах, умение распознавать маркировку на одежде.
Содержание. Моющие синтетические и натуральные средства. Вещества для подкрахмаливания, подсинивания, отбеливания, стирки белья. Условные обозначения на этикетках одежды. Синтетические моющие средства (СМС) и охрана природы.
Практическая работа: приготовление мыла в лабораторных условиях. (Основные понятия: синтетические и натуральные моющие средства, отбеливающие средства, маркировка на этикетках.)
Т е м а 5. Парфюмерия и косметика (5 ч)
Цель. Конкретизировать знания учащихся о парфюмерных и косметических средствах, а также средствах личной гигиены.
Содержание. Виды парфюмерных и косметических товаров (духи, лосьоны, дезодоранты, кремы, лаки, пудры, шампуни, зубные пасты), их состав и назначение.
Практическая работа: изучение влияния фторсодержащих зубных паст на прочность зубной эмали.
(Основные понятия: парфюмерия, косметика, духи, лосьон, крем, шампунь, зубная паста, зубной порошок, дезодорант.)
Т е м а 6. Химический состав пищи (6 ч)
Цель. Расширить знания учащихся о правильном питании, составе пищи, ее приготовлении и хранении.
Содержание. Проблемы питания в современном мире. Хранение продуктов. Химизм процесса варки пищи. Химический состав основных продуктов питания: хлеба, молока, мяса, рыбы, консервов, сахара, овощей, фруктов и т.д.
Пищевые красители в домашних условиях. Витамины. Практическая работа: опыты по изучению состава пищевых продуктов.
(Основные понятия: питательные вещества, состав пищи, правила хранения продуктов, витамины.).
Т е м а 7. Лекарства (3 ч)
Цель. Сформировать понятие о природных и синтетических лекарственных препаратах, о вреде самолечения.
Содержание. Лекарственные препараты природные и синтетические. Химический состав наиболее часто используемых лекарств. Правила применения лекарственных препаратов. Лекарства на грядках, в лесу и на лугу.
Подведение итогов (7 ч)
Содержание: подготовка и защита проектов.
Тематическое планирование
№ | Тема раздела | Теория | Практика | Всего |
1 | Техника безопасности при обращении с бытовыми химикатами | 2 | | 2 |
2 | Вода | 1 | 2 | 3 |
3 | Соли | 2 | 3 | 5 |
4 | Моющие средства | 2 | 1 | 3 |
5 | Парфюмерия и косметика | 3 | 2 | 5 |
6 | Химический состав пищи | 3 | 3 | 6 |
7 | Лекарства | 1 | 2 | 3 |
8 | Защита проектов | 3 | 4 | 7 |
Формы организации внеурочной деятельности
№ | Форма организации внеурочной деятельности | Количество часов |
1. | Аудиторная | 22 |
2. | Поисковое исследование | 6 |
3. | Практикум | 6 |
Результативность курса
№ | Результативность курса | Участники |
1 | Проектные работы | Жалканова Алиса 7 в Федорченко Дима 7 в Козлова Виктория 7 б Гребенщиков Денис 7 в |
2 | Участие в предметных олимпиадах | Обучающиеся 7-х классов |
Учебно-методическое обеспечение
Кукушкин Ю.Н. | М.: Высшая школа | 1992 | Опыты без взрывов |
Гроссе Э., Вайсмантель | Л.: Химия, Ленингр. отд-ние. | 1978 | Химия для любознательных |
Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов | | | http://school-collection.edu.ru/ |
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов | | | http://fcior.edu.ru |
Использование ЦЛ на уроках химии | | | http://volkova12.ucoz.ru/INFORMATIZ/Master_proekt/Sborniki/inf_sreda_13.pdf |
Технические средства обучения:
ПРИЛОЖЕНИЕ
Занимательные опыты на кухне
Домашние леденцы. Кулинария - увлекательное занятие. Сейчас сделаем домашние леденцы.
Для этого нужно приготовить стакан с теплой водой, в которой растворить столько сахарного песка, сколько может раствориться. Затем возьмите соломинку для коктейля, привяжите к ней чистую нитку, закрепив на ее конце маленький кусочек макарон (лучше всего использовать мелкие макаронные изделия). Теперь осталось положить соломинку сверху стакана, поперек, а конец нитки с макарониной опустить в сахарный раствор. И набраться терпения. Когда вода из стакана начнет испаряться, молекулы сахара начнут сближаться и сладкие кристаллы станут оседать на нитке и на макаронине, принимая причудливые формы. Эти же леденцы будут гораздо вкуснее, если к сахарному раствору добавить сироп от варенья. Тогда получатся леденцы с разным вкусом: вишневые, черносмородиновые и др.
"Жаренный"сахар
Возьмите два кусочка сахара-рафинада. Смочите их несколькими каплями воды, чтобы он стал влажным, положите в ложку из нержавеющей стали и нагревайте ее несколько минут над газом, пока сахар не растает и не пожелтеет. Не дайте ему подгореть. Как только сахар превратится в желтоватую жидкость, вылейте содержимое ложки на блюдце небольшими каплями.
Почему неспелые яблоки кислые?
Неспелые яблоки содержат много крахмала и не содержат сахара. Крахмал - вещество несладкое. Как узнать, что в продукте содержится крахмал? Сделайте некрепкий раствор йода. Капните им в горстку муки, крахмала, на кусочек сырого картофеля, на дольку неспелого яблока. Появившаяся синяя окраска доказывает, что во всех этих продуктах содержится крахмал. Повторите опыт с яблоком, когда оно полностью созреет. И вас, наверное, удивит, что крахмала в яблоке вы уже не найдете. Зато теперь в нем появился сахар. Значит, созревание плодов - это химический процесс превращения крахмала в сахар.
Съедобный клей
Вашему ребенку для поделок понадобился клей, а баночка с клеем оказалась пустой? Не торопитесь в магазин за покупкой. Сварите его сами. Сварите ему небольшую порцию густого киселя, показывая ему каждый из этапов процесса. Для тех, кто не знает: в кипящий сок (или в воду с вареньем) нужно влить, тщательно перемешивая, раствор крахмала, разведенного в небольшом количестве холодной воды, и довести до кипения. Думаю, ребенок будет удивлен, что этот клей-кисель можно есть ложкой, а можно и склеивать им поделки.