СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Волейбол» для учащихся 8 классов (основное общее образование, 8 классы)

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа курса внеурочной деятельности для учащихся 8 классов

Просмотр содержимого документа
«ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Волейбол» для учащихся 8 классов (основное общее образование, 8 классы)»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 9»г.о. Тольятти



УТВЕРЖДАЮ:

Приказ № ______ от

_______________ 2017 г.

Директор



____________/Т.Н. Бакулина/




СОГЛАСОВАНО:

«___»________2017г.

Зам. директора по ВР

_________/__________ /


Программа рассмотрена на заседании МО учителей

_________________________

Протокол № ___от «___»________2017г.

Руководитель МО

___________/______________/



ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности

«Волейбол»

для учащихся 8 классов

(основное общее образование, 8 классы)



Направление: физкультурно-оздоровительное

Тип программы: модернизированная

Срок реализации программы: 5 лет



Рабочая программа составлена

Стешенко Еленой Владимировной,

учителем физической культуры

Тольятти, 2017 год

Содержание

  1. Пояснительная записка

  2. Общая характеристика курса внеурочной деятельности

  3. Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности;

  4. Содержание курса внеурочной деятельности

  5. Тематическое планирование;

  6. Материально-техническое обеспечение курса внеурочной деятельности

  7. Используемая литература





























1. Пояснительная записка

Программа секции волейбол внеурочной деятельности составлена на основе учебного пособия « Внеурочная деятельность. Волейбол: пособие для учителей и методистов»/Г.А. Колодницкий, В.С. Кузнецов, М.В. Маслов.- М. : Просвещение, 2011, в соответствии с ФГОС ООО 2010 г.

Система физического воспитания в нашей стране имеет многолетний опыт становления и направлена на решение основных социально значимых задач: укрепление здоровья населения, физическое и двигательное развитие и воспитание высоких нравственных качеств.

Особое внимание уделяется детскому возрасту, поскольку на этом этапе развития закладывается основа дальнейшего совершенствования и формируется потенциал физических возможностей, которые могут быть реализованы в различных сферах деятельности человека.

Обязательным компонентом ФГОС является внеурочная деятельность. В проекте образовательных стандартов внеурочная деятельность рассматривается как специально организованная деятельность обучающихся в рамках вариативной части образовательного плана. Рабочая программа по внеурочной деятельности (спортивно-оздоровительного направления) составлена в соответствии с новыми стандартами второго поколения.

Дополнительная образовательная программа имеет физкультурно-спортивную направленность и предназначена для углубленного изучения раздела «Волейбол» образовательной программы средней школы (8 кл.). Целесообразность и актуальность программы заключается в том, что занятия по ней, позволят учащимся восполнить недостаток навыков и овладеть необходимыми приёмами игры во внеурочное время, так как количество учебных часов отведённых на изучение раздела «волейбол» в школьной программе недостаточно для качественного овладения игровыми навыками и в особенности тактическими приёмами. Программа актуальна на сегодняшний день, так как её реализация восполняет недостаток двигательной активности, имеющийся у подростков, имеет оздоровительный эффект, а также благотворно воздействует на все системы детского организма. Новизна программы заключается в том, что в ней предусмотрено уделить большее количество учебных часов на разучивание и совершенствование тактических приёмов, что позволит учащимся идти в ногу со временем и повысить уровень соревновательной деятельности в волейболе. Реализация программы предусматривает также психологическую подготовку, которой в других программах уделено незаслуженно мало внимания. Кроме этого, по ходу реализации программы предполагается использование ИКТ для мониторинга текущих результатов, тестирования для перехода на следующий этап обучения, поиска информации в Интернет, просмотра учебных программ, видеоматериала и т. д.

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительной направленности «Волейбол» для учащихся 8 классов разработана на основе:

- требований нормативных документов Министерства образования и науки Российской Федерации, в том числе новых федеральных государственных образовательных стандартов общего образования;

- действующими образовательными программами по физической культуре для образовательных учреждений.

Программа спортивно-оздоровительного направления «Волейбол» во внеурочной деятельности для учащихся основной классов, соотносящаяся с Государственным стандартом и концепцией образования, по своему содержательному наполнению ориентируется на укрепление здоровья школьников, целью, которой является:

- способствовать всестороннему физическому развитию;

- способствовать вовлечению учащихся в двигательную деятельность.

В соответствии с целями данной программы можно сформулировать три группы задач, направленных на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов.

Цель программы:

Формирование у учащихся мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни, длительного сохранения собственного здоровья.

Основные задачи:

Спортивно-оздоровительные задачи: укрепление здоровья; совершенствование физического развития.

Социальные задачи: освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах; участие в школьном самоуправлении общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей.

Общекультурные задачи: способность управлять своими эмоциями, владеть культурой общения и взаимодействия в процессе занятий физическими упражнениями; Умение планировать режим дня, обеспечивать оптимальное сочетание умственных, физических нагрузок и отдыха.

Образовательные задачи: обучение основам техники и тактики игры волейбол; развитие основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, координации и гибкости; формирование у занимающихся необходимых теоретических знаний в области физической культуры для самостоятельного использования их в повседневной жизни.

Воспитательные задачи: формирование у занимающихся устойчивого интереса к занятиям волейболом; воспитание моральных и волевых качеств.



2. Общая характеристика курса внеурочной деятельности

Волейбол - один из наиболее массовых и любимых видов спорта у нас в стране.  Занятия волейболом улучшают работу сердечно - сосудистой  и дыхательной систем, укрепляют костную систему, развивают подвижность суставов. Постоянное взаимодействие с мячом способствует улучшению периферического зрения, ориентировке в пространстве. Развивается двигательная реакция на зрительные и слуховые сигналы. Игра в волейбол требует от занимающихся максимального проявления физических возможностей, волевых усилий и умения пользоваться приобретенными навыками. Развивается чувство ответственности, коллективизма, скорость принятия решений. Предлагаемая программа помогает улучшить физические, физиологические и психические возможности ребенка с помощью правильного планирования занятий, дополняющих уроки физической культуры.

Понятийная база и содержание учебного предмета основаны на положениях нормативно-правовых актов Российской Федерации, требованиях к результатам освоения программы, представленной в Федеральном государственном стандарте; Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина; Закона «Об образовании».

В предложенной  программе выделяются  следующие разделы: общая физическая подготовка; специальная подготовка; примерные показатели двигательной подготовленности. В разделе «общефизической подготовки» даны упражнения, строевые команды и другие двигательные действия. Общефизическая подготовка способствует формированию общей культуры движений, развивает определенные двигательные качества. В разделе «специальной подготовки» представлен материал по волейболу способствующий обучению техническим и тактическим приемам.

Программа «Волейбол» направлена на реализацию следующих принципов: принцип модификации, основанный на выборе средств, методов и форм организации занятий, учитывающих возрастно - половые и индивидуальные особенности детей; принцип сознательности и активности, основанный на формирование у детей осмысленного отношения к выполнению поставленных задач; принцип доступности, основанный на индивидуальном подходе к ученикам, который создает благоприятные условия для развития личностных способностей; принцип последовательности обеспечивает перевод двигательного умения в двигательный навык.



  1. Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные результаты:

- активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

- проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в различных ситуациях и условиях;

- проявление дисциплинированности, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

- оказание бескорыстной помощи своим сверстникам, нахождение с ними общего языка и общих интересов.

Учащиеся также должны научиться проявлять положительное отношение к занятиям физкультурной деятельностью, накапливать необходимые знания и умения использовать ценности физической культуры для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, достижения значимых результатов в физическом совершенстве. Владеть знаниями об особенностях физического развития и физической подготовленности; владеть знаниями о функциональных возможностях организма, способах профилактики заболеваний и перенапряжения средствами физической культуры

Метапредметные результаты:

- характеристика явления (действия и поступков), их объективная оценка на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;

- обнаружение ошибок при выполнении учебных заданий, отбор способов их исправления;

- общение и взаимодействие со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;

- обеспечение защиты и сохранности природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;

- организация самостоятельной деятельности с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;

- планирование собственной деятельности, распределение нагрузки и организация отдыха в процессе её выполнения;

- анализ и объективная оценка результатов собственного труда, поиск возможностей и способов их улучшения;

- видение красоты движений, выделение и обоснование эстетических признаков в движениях и передвижениях человека;

- оценка красоты телосложения и осанки, сравнение их с эталонными образцами;

- управление эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, хладнокровие, сдержанность, рассудительность;

- технически правильное выполнение двигательных действий, использование их в игровой и соревновательной деятельности.

Познавательные:  понимать физическую культуру как явление культуры, способствующей развитию личности человека, сознания и мышления, физических, психических и нравственных качеств, а также как средство организации здорового образа жизни и профилактики вредных привычек.

Коммуникативные:  владеть культурой речи, вести диалог в доброжелательной и открытой форме, проявлять к собеседнику внимание, интерес и уважение; обсуждать содержание и результаты совместной деятельности, находить компромиссы; владеть умением грамотно излагать и обосновывать свою точку зрения, доводить ее до собеседника.

Регулятивные:  добросовестно выполнять учебные задания; уметь организовывать места занятий и обеспечивать их безопасность; поддерживать оптимальный уровень работоспособности в процессе учебной деятельности, использовать занятия физической культурой для профилактики психического и физического утомления; владеть широким арсеналом двигательных действий из базовых видов спорта, активно их использовать в самостоятельно организуемой физкультурно-оздоровительной деятельности; владеть способами наблюдения за показателями физического развития и физической подготовленности.

Предметные результаты:

- планирование занятий физическими упражнениями в режиме дня, организация отдыха и досуга с использованием средств физической культуры;

- изложение фактов истории развития физической культуры, характеристика её роли и значения в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью;

- измерение (познание) индивидуальных показателей физического развития (длины и массы тела), развитие основных физических качеств;

- представление физической культуры как средства укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;

- оказание посильной помощи и моральной поддержки сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательное и уважительное отношение при объяснении ошибок и способов их устранения;

- организация и проведение со сверстниками подвижных игр и элементов соревнований, осуществление их объективного судейства;

- бережное обращение с инвентарём и оборудованием, соблюдение требований техники безопасности к местам проведения;

- организация и проведение занятий физической культурой с разной целевой направленностью, подбор для них физических упражнений и выполнение их с заданной дозировкой нагрузки;

- характеристика физической нагрузки по показателю частоты пульса, регулирование её напряжённости во время занятий по развитию физических качеств;

- взаимодействие со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;

- объяснение в доступной форме правил (техники) выполнения двигательных действий, анализ и поиск ошибок, исправление их;

- подача строевых команд, подсчёт при выполнении общеразвивающих упражнений;

- нахождение отличительных особенностей в выполнении двигательного действия разными учениками, выделение отличительных признаков и элементов;

- выполнение технических действий из базовых видов спорта, применение их в игровой и соревновательной деятельности;

- выполнение жизненно важных двигательных навыков и умений различными способами в различных условиях.

















  1. Тематическое планирование



Раздел

Тема урока






Содержание занятия


Количество



Дата

План

Факт

1

Обучение технике подачи мяча (16 ч)

Нижняя прямая подача.

1

Подводящие упражнения для нижней прямой подачи. Специальные упражнения для нижней прямой подачи. Подача на точность.


2

Нижняя боковая подача.

1

Подводящие упражнения для нижней боковой подачи. Специальные упражнения для нижней боковой подачи. Учебная игра.


3

Верхняя прямая подача

1

Подводящие упражнения для верхней прямой подачи. Специальные упражнения для верхней боковой подачи. Развитие координации. Учебная игра.


4

Подача с вращением мяча.

1

Подводящие упражнения для подачи с вращением мяча. Специальные упражнения для подачи с вращением мяча.


5

Подача с вращением мяча.

1

Специальные упражнения через сетку (в паре). Упражнения для развития ловкости, гибкости. Учебная игра.


6

Подача в прыжке.

1

Подводящие упражнения для подачи в прыжке. Специальные упражнения для подачи в прыжке.


7

Подача в прыжке.

1

Развитие прыгучести. Упр. для развития взрывной силы. Учебная игра.


8

Верхняя передача

1

Передачи в прыжке над собой, назад (короткие, средние, длинные) Передача двумя с поворотом, одной рукой. Развитие координации. Учебная игра.


9

Техника нападения

(6 ч)

Передача в прыжке

1

Упражнения с набивными мячами, с баскетбольными мячами. Специальные упражнения в парах на месте. Специальные упражнения в парах, тройках с перемещением. Специальные упражнения у сетки. Учебная игра.


10

Нападающий удар.

1

Упражнения для напрыгивания. Специальные упражнения у стены в опорном положении. Специальные упражнения на подкидном мостике.


11

Нападающий удар.

1

Специальные упр. в парах через сетку. Упр. для развития прыгучести, точности удара. Учебная игра.


12

Техника защиты (10 ч)

Приемы мяча.

1

Упр. для перемещения игроков. Имитационные упражнения с баскетбольным мячом по технике приема мяча (на месте, после перемещений). Специальные упражнения в парах, тройках без сетки. Специальные упражнения в парах через сетку. Учебная игра.


13

Прием мяча с падением.

1

Падение на спину, бедро – спину, набок, на голени, кувырок, на руки – грудь.


14

Прием мяча с падением.

1

Учебная игра. Акробатические упражнения.


15

Блокирование одиночное

1

Упр. для перемещения блокирующих игроков. Имитационные упр. по технике блокирования (на месте, после перемещения).


16

Блокирование групповое

1

Имитационные упражнения с баскетбольными мячами (в паре). Специальные упр. через сетку (в паре). Упр. по технике группового блока. Учебная игра.


17

Тактика защиты (8 ч)

Групповые действия в защите внутри линии и между линиями.

1

Упражнения на развитие прыгучести и прыжковой ловкости волейболиста. Учебная игра.


18

Элементы гимнастики и акробатики в занятиях волейболиста.

1

Технико-тактические действия в защите при страховке игроком 6 зоны. Упражнения для развития быстроты перемещения. Учебная игра.


19

Элементы баскетбола в занятиях волейболистов.

1

Технико-тактические действия в защите для страховки крайним защитником, свободным от блока. Учебная игра


20

Индивидуальные тактические действия при приеме подач.

1

Прием мяча от сетки. Индивидуальные тактические действия при приеме нападающего удара. Развитие координации. Учебная игра.


21

Тактика нападения

(22 ч)

Индивидуальные и групповые действия нападения.

1

Групповые взаимодействия. Командные действия в нападении. Взаимодействие игроков внутри линии и между линиями.


22

Индивидуальная тактика подач.

1

Выполнение вторых передач. Подбор упражнений для развития быстроты перемещений. Учебная игра.


23

Индивидуальная тактика передач мяча.

1

Взаимодействие игроков. Игра в защите игроков и команды в целом.


24

Индивидуальная тактика приёма мяча.

1

Групповые взаимодействия. Упражнения для развития ловкости, гибкости. Учебная игра.


25

Индивидуальные тактические действия при выполнении первых передач на удар.

1

Передача в прыжке-откидке, отвлекающие действия при вторых передачах.


26

Индивидуальные тактические действия при выполнении первых передач на удар.

Упражнения для воспитания быстроты ответных действий. Упражнения на расслабление. Боковой нападающий удар, подача в прыжке. СФП. Упражнения для совершенствования ориентировки игрока. Учебная игра.

1



27

Тактика нападающего удара.

Нападающий удар задней линии. СФП. Подбор упр. для развития специальной силы. Учебная игра.

1



28

Индивидуальные тактические действия блокирующего игрока.

Упражнения для развития прыгучести. Нападающий удар толчком одной ноги. Подбор упражнений для развития взрывной силы. Учебная игра.

1



29

Отвлекающие действия при нападающем ударе.

Упр. для развития гибкости. Технико-тактические действия нападающего игрока (блок – аут). Упр. для развития силы

1



30

Отвлекающие действия при нападающем ударе.

Переход от действий защиты к действиям в атаке (и наоборот). Учебная игра.

1



31

Взаимодействия нападающего и пасующего

Передача мяча одной рукой в прыжке. Учебная игра.

1



32

Игра по правилам с заданием

(6 ч)

Групповые действия в нападении через игрока передней линии.

1

Обманные нападающие удары. Групповые действия в нападении через игрока задней линии. Подбор упражнений для развития взрывной силы. Учебная игра.


33


Командные действия в защите

1

Учебная игра с заданием.


34


Командные действия в защите

1

Учебная игра с заданием.






Итого: 34ч.










5. Материально-техническое обеспечение курса внеурочной деятельности

Для проведения занятий в кружке волейбола необходимо иметь следующее оборудование и инвентарь:

1. Сетка волейбольная;

2. Стойки волейбольные;

3. Гимнастическая стенка;

4. Гимнастические скамейки;

5. Гимнастические маты;

6. Мячи набивные;

7. Мячи волейбольные.

Список литературы

1. Амалин М.Е. Тактика волейбола Москва «Физкультура и спорт» 2005 г.

2. Губа В., Никитушкин В. Легкая атлетика в школе. – М.: Олимпия Пресс, 2006.

3. Ковалько В.И. Поурочные разработки по физкультуре: 5-9 класс – М.: ВАКО, 2012. – 397с.

4. Лях В.И. Физическая культура. Рабочие программы. Предметная линия учебников М.
Программа курса. Физическая культура. 5-9 классы Андрюхина Т,Гурьев С 2013 г.64 с.

5. Справочник учителя физической культуры / авт.-сост. П.А. Киселев, С.Б. Киселева – Волгоград: Учитель, 2008. – 239с.