Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 9»г.о. Тольятти
УТВЕРЖДАЮ: Приказ № ______ от _______________ 2017 г. Директор
____________/Т.Н. Бакулина/
| СОГЛАСОВАНО: «___»________2017г. Зам. директора по ВР _________/__________ / | Программа рассмотрена на заседании МО учителей _________________________ Протокол № ___от «___»________2017г. Руководитель МО ___________/______________/ |
ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности
«Волейбол»
для учащихся 8 классов
(основное общее образование, 8 классы)
Направление: физкультурно-оздоровительное
Тип программы: модернизированная
Срок реализации программы: 5 лет
Рабочая программа составлена
Стешенко Еленой Владимировной,
учителем физической культуры
Тольятти, 2017 год
Содержание
Пояснительная записка
Общая характеристика курса внеурочной деятельности
Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности;
Содержание курса внеурочной деятельности
Тематическое планирование;
Материально-техническое обеспечение курса внеурочной деятельности
Используемая литература
1. Пояснительная записка
Программа секции волейбол внеурочной деятельности составлена на основе учебного пособия « Внеурочная деятельность. Волейбол: пособие для учителей и методистов»/Г.А. Колодницкий, В.С. Кузнецов, М.В. Маслов.- М. : Просвещение, 2011, в соответствии с ФГОС ООО 2010 г.
Система физического воспитания в нашей стране имеет многолетний опыт становления и направлена на решение основных социально значимых задач: укрепление здоровья населения, физическое и двигательное развитие и воспитание высоких нравственных качеств.
Особое внимание уделяется детскому возрасту, поскольку на этом этапе развития закладывается основа дальнейшего совершенствования и формируется потенциал физических возможностей, которые могут быть реализованы в различных сферах деятельности человека.
Обязательным компонентом ФГОС является внеурочная деятельность. В проекте образовательных стандартов внеурочная деятельность рассматривается как специально организованная деятельность обучающихся в рамках вариативной части образовательного плана. Рабочая программа по внеурочной деятельности (спортивно-оздоровительного направления) составлена в соответствии с новыми стандартами второго поколения.
Дополнительная образовательная программа имеет физкультурно-спортивную направленность и предназначена для углубленного изучения раздела «Волейбол» образовательной программы средней школы (8 кл.). Целесообразность и актуальность программы заключается в том, что занятия по ней, позволят учащимся восполнить недостаток навыков и овладеть необходимыми приёмами игры во внеурочное время, так как количество учебных часов отведённых на изучение раздела «волейбол» в школьной программе недостаточно для качественного овладения игровыми навыками и в особенности тактическими приёмами. Программа актуальна на сегодняшний день, так как её реализация восполняет недостаток двигательной активности, имеющийся у подростков, имеет оздоровительный эффект, а также благотворно воздействует на все системы детского организма. Новизна программы заключается в том, что в ней предусмотрено уделить большее количество учебных часов на разучивание и совершенствование тактических приёмов, что позволит учащимся идти в ногу со временем и повысить уровень соревновательной деятельности в волейболе. Реализация программы предусматривает также психологическую подготовку, которой в других программах уделено незаслуженно мало внимания. Кроме этого, по ходу реализации программы предполагается использование ИКТ для мониторинга текущих результатов, тестирования для перехода на следующий этап обучения, поиска информации в Интернет, просмотра учебных программ, видеоматериала и т. д.
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительной направленности «Волейбол» для учащихся 8 классов разработана на основе:
- требований нормативных документов Министерства образования и науки Российской Федерации, в том числе новых федеральных государственных образовательных стандартов общего образования;
- действующими образовательными программами по физической культуре для образовательных учреждений.
Программа спортивно-оздоровительного направления «Волейбол» во внеурочной деятельности для учащихся основной классов, соотносящаяся с Государственным стандартом и концепцией образования, по своему содержательному наполнению ориентируется на укрепление здоровья школьников, целью, которой является:
- способствовать всестороннему физическому развитию;
- способствовать вовлечению учащихся в двигательную деятельность.
В соответствии с целями данной программы можно сформулировать три группы задач, направленных на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов.
Цель программы:
Формирование у учащихся мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни, длительного сохранения собственного здоровья.
Основные задачи:
Спортивно-оздоровительные задачи: укрепление здоровья; совершенствование физического развития.
Социальные задачи: освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах; участие в школьном самоуправлении общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей.
Общекультурные задачи: способность управлять своими эмоциями, владеть культурой общения и взаимодействия в процессе занятий физическими упражнениями; Умение планировать режим дня, обеспечивать оптимальное сочетание умственных, физических нагрузок и отдыха.
Образовательные задачи: обучение основам техники и тактики игры волейбол; развитие основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, координации и гибкости; формирование у занимающихся необходимых теоретических знаний в области физической культуры для самостоятельного использования их в повседневной жизни.
Воспитательные задачи: формирование у занимающихся устойчивого интереса к занятиям волейболом; воспитание моральных и волевых качеств.
2. Общая характеристика курса внеурочной деятельности
Волейбол - один из наиболее массовых и любимых видов спорта у нас в стране. Занятия волейболом улучшают работу сердечно - сосудистой и дыхательной систем, укрепляют костную систему, развивают подвижность суставов. Постоянное взаимодействие с мячом способствует улучшению периферического зрения, ориентировке в пространстве. Развивается двигательная реакция на зрительные и слуховые сигналы. Игра в волейбол требует от занимающихся максимального проявления физических возможностей, волевых усилий и умения пользоваться приобретенными навыками. Развивается чувство ответственности, коллективизма, скорость принятия решений. Предлагаемая программа помогает улучшить физические, физиологические и психические возможности ребенка с помощью правильного планирования занятий, дополняющих уроки физической культуры.
Понятийная база и содержание учебного предмета основаны на положениях нормативно-правовых актов Российской Федерации, требованиях к результатам освоения программы, представленной в Федеральном государственном стандарте; Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина; Закона «Об образовании».
В предложенной программе выделяются следующие разделы: общая физическая подготовка; специальная подготовка; примерные показатели двигательной подготовленности. В разделе «общефизической подготовки» даны упражнения, строевые команды и другие двигательные действия. Общефизическая подготовка способствует формированию общей культуры движений, развивает определенные двигательные качества. В разделе «специальной подготовки» представлен материал по волейболу способствующий обучению техническим и тактическим приемам.
Программа «Волейбол» направлена на реализацию следующих принципов: принцип модификации, основанный на выборе средств, методов и форм организации занятий, учитывающих возрастно - половые и индивидуальные особенности детей; принцип сознательности и активности, основанный на формирование у детей осмысленного отношения к выполнению поставленных задач; принцип доступности, основанный на индивидуальном подходе к ученикам, который создает благоприятные условия для развития личностных способностей; принцип последовательности обеспечивает перевод двигательного умения в двигательный навык.
Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты:
- активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
- проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в различных ситуациях и условиях;
- проявление дисциплинированности, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
- оказание бескорыстной помощи своим сверстникам, нахождение с ними общего языка и общих интересов.
Учащиеся также должны научиться проявлять положительное отношение к занятиям физкультурной деятельностью, накапливать необходимые знания и умения использовать ценности физической культуры для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, достижения значимых результатов в физическом совершенстве. Владеть знаниями об особенностях физического развития и физической подготовленности; владеть знаниями о функциональных возможностях организма, способах профилактики заболеваний и перенапряжения средствами физической культуры
Метапредметные результаты:
- характеристика явления (действия и поступков), их объективная оценка на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
- обнаружение ошибок при выполнении учебных заданий, отбор способов их исправления;
- общение и взаимодействие со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
- обеспечение защиты и сохранности природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
- организация самостоятельной деятельности с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
- планирование собственной деятельности, распределение нагрузки и организация отдыха в процессе её выполнения;
- анализ и объективная оценка результатов собственного труда, поиск возможностей и способов их улучшения;
- видение красоты движений, выделение и обоснование эстетических признаков в движениях и передвижениях человека;
- оценка красоты телосложения и осанки, сравнение их с эталонными образцами;
- управление эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
- технически правильное выполнение двигательных действий, использование их в игровой и соревновательной деятельности.
Познавательные: понимать физическую культуру как явление культуры, способствующей развитию личности человека, сознания и мышления, физических, психических и нравственных качеств, а также как средство организации здорового образа жизни и профилактики вредных привычек.
Коммуникативные: владеть культурой речи, вести диалог в доброжелательной и открытой форме, проявлять к собеседнику внимание, интерес и уважение; обсуждать содержание и результаты совместной деятельности, находить компромиссы; владеть умением грамотно излагать и обосновывать свою точку зрения, доводить ее до собеседника.
Регулятивные: добросовестно выполнять учебные задания; уметь организовывать места занятий и обеспечивать их безопасность; поддерживать оптимальный уровень работоспособности в процессе учебной деятельности, использовать занятия физической культурой для профилактики психического и физического утомления; владеть широким арсеналом двигательных действий из базовых видов спорта, активно их использовать в самостоятельно организуемой физкультурно-оздоровительной деятельности; владеть способами наблюдения за показателями физического развития и физической подготовленности.
Предметные результаты:
- планирование занятий физическими упражнениями в режиме дня, организация отдыха и досуга с использованием средств физической культуры;
- изложение фактов истории развития физической культуры, характеристика её роли и значения в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью;
- измерение (познание) индивидуальных показателей физического развития (длины и массы тела), развитие основных физических качеств;
- представление физической культуры как средства укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
- оказание посильной помощи и моральной поддержки сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательное и уважительное отношение при объяснении ошибок и способов их устранения;
- организация и проведение со сверстниками подвижных игр и элементов соревнований, осуществление их объективного судейства;
- бережное обращение с инвентарём и оборудованием, соблюдение требований техники безопасности к местам проведения;
- организация и проведение занятий физической культурой с разной целевой направленностью, подбор для них физических упражнений и выполнение их с заданной дозировкой нагрузки;
- характеристика физической нагрузки по показателю частоты пульса, регулирование её напряжённости во время занятий по развитию физических качеств;
- взаимодействие со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
- объяснение в доступной форме правил (техники) выполнения двигательных действий, анализ и поиск ошибок, исправление их;
- подача строевых команд, подсчёт при выполнении общеразвивающих упражнений;
- нахождение отличительных особенностей в выполнении двигательного действия разными учениками, выделение отличительных признаков и элементов;
- выполнение технических действий из базовых видов спорта, применение их в игровой и соревновательной деятельности;
- выполнение жизненно важных двигательных навыков и умений различными способами в различных условиях.
Тематическое планирование
Раздел | Тема урока |
Содержание занятия | Количество |
Дата |
План | Факт |
1 | Обучение технике подачи мяча (16 ч) | Нижняя прямая подача. | 1 | Подводящие упражнения для нижней прямой подачи. Специальные упражнения для нижней прямой подачи. Подача на точность. | |
2 | Нижняя боковая подача. | 1 | Подводящие упражнения для нижней боковой подачи. Специальные упражнения для нижней боковой подачи. Учебная игра. | |
3 | Верхняя прямая подача | 1 | Подводящие упражнения для верхней прямой подачи. Специальные упражнения для верхней боковой подачи. Развитие координации. Учебная игра. | |
4 | Подача с вращением мяча. | 1 | Подводящие упражнения для подачи с вращением мяча. Специальные упражнения для подачи с вращением мяча. | |
5 | Подача с вращением мяча. | 1 | Специальные упражнения через сетку (в паре). Упражнения для развития ловкости, гибкости. Учебная игра. | |
6 | Подача в прыжке. | 1 | Подводящие упражнения для подачи в прыжке. Специальные упражнения для подачи в прыжке. | |
7 | Подача в прыжке. | 1 | Развитие прыгучести. Упр. для развития взрывной силы. Учебная игра. | |
8 | Верхняя передача | 1 | Передачи в прыжке над собой, назад (короткие, средние, длинные) Передача двумя с поворотом, одной рукой. Развитие координации. Учебная игра. | |
9 | Техника нападения (6 ч) | Передача в прыжке | 1 | Упражнения с набивными мячами, с баскетбольными мячами. Специальные упражнения в парах на месте. Специальные упражнения в парах, тройках с перемещением. Специальные упражнения у сетки. Учебная игра. | |
10 | Нападающий удар. | 1 | Упражнения для напрыгивания. Специальные упражнения у стены в опорном положении. Специальные упражнения на подкидном мостике. | |
11 |
Нападающий удар. | 1 | Специальные упр. в парах через сетку. Упр. для развития прыгучести, точности удара. Учебная игра. | |
12 | Техника защиты (10 ч) | Приемы мяча. | 1 | Упр. для перемещения игроков. Имитационные упражнения с баскетбольным мячом по технике приема мяча (на месте, после перемещений). Специальные упражнения в парах, тройках без сетки. Специальные упражнения в парах через сетку. Учебная игра. | |
13 | Прием мяча с падением. | 1 | Падение на спину, бедро – спину, набок, на голени, кувырок, на руки – грудь. | |
14 | Прием мяча с падением. | 1 | Учебная игра. Акробатические упражнения. | |
15 | Блокирование одиночное | 1 | Упр. для перемещения блокирующих игроков. Имитационные упр. по технике блокирования (на месте, после перемещения). | |
16 | Блокирование групповое | 1 | Имитационные упражнения с баскетбольными мячами (в паре). Специальные упр. через сетку (в паре). Упр. по технике группового блока. Учебная игра. | |
17 | Тактика защиты (8 ч) | Групповые действия в защите внутри линии и между линиями. | 1 | Упражнения на развитие прыгучести и прыжковой ловкости волейболиста. Учебная игра. | |
18 | Элементы гимнастики и акробатики в занятиях волейболиста. | 1 | Технико-тактические действия в защите при страховке игроком 6 зоны. Упражнения для развития быстроты перемещения. Учебная игра. | |
19 | Элементы баскетбола в занятиях волейболистов. | 1 | Технико-тактические действия в защите для страховки крайним защитником, свободным от блока. Учебная игра | |
20 | Индивидуальные тактические действия при приеме подач. | 1 | Прием мяча от сетки. Индивидуальные тактические действия при приеме нападающего удара. Развитие координации. Учебная игра. | |
21 | Тактика нападения (22 ч) | Индивидуальные и групповые действия нападения. | 1 | Групповые взаимодействия. Командные действия в нападении. Взаимодействие игроков внутри линии и между линиями. | |
22 | Индивидуальная тактика подач. | 1 | Выполнение вторых передач. Подбор упражнений для развития быстроты перемещений. Учебная игра. | |
23 | Индивидуальная тактика передач мяча. | 1 | Взаимодействие игроков. Игра в защите игроков и команды в целом. | |
24 | Индивидуальная тактика приёма мяча. | 1 | Групповые взаимодействия. Упражнения для развития ловкости, гибкости. Учебная игра. | |
25 | Индивидуальные тактические действия при выполнении первых передач на удар. | 1 | Передача в прыжке-откидке, отвлекающие действия при вторых передачах. | |
26 | Индивидуальные тактические действия при выполнении первых передач на удар. | Упражнения для воспитания быстроты ответных действий. Упражнения на расслабление. Боковой нападающий удар, подача в прыжке. СФП. Упражнения для совершенствования ориентировки игрока. Учебная игра. | 1 | | |
27 | Тактика нападающего удара. | Нападающий удар задней линии. СФП. Подбор упр. для развития специальной силы. Учебная игра. | 1 | | |
28 | Индивидуальные тактические действия блокирующего игрока. | Упражнения для развития прыгучести. Нападающий удар толчком одной ноги. Подбор упражнений для развития взрывной силы. Учебная игра. | 1 | | |
29 | Отвлекающие действия при нападающем ударе. | Упр. для развития гибкости. Технико-тактические действия нападающего игрока (блок – аут). Упр. для развития силы | 1 | | |
30 | Отвлекающие действия при нападающем ударе. | Переход от действий защиты к действиям в атаке (и наоборот). Учебная игра. | 1 | | |
31 | Взаимодействия нападающего и пасующего | Передача мяча одной рукой в прыжке. Учебная игра. | 1 | | |
32 | Игра по правилам с заданием (6 ч) | Групповые действия в нападении через игрока передней линии. | 1 | Обманные нападающие удары. Групповые действия в нападении через игрока задней линии. Подбор упражнений для развития взрывной силы. Учебная игра. | |
33 | | Командные действия в защите | 1 | Учебная игра с заданием. | |
34 | | Командные действия в защите | 1 | Учебная игра с заданием. | |
| | | | Итого: 34ч. | |
5. Материально-техническое обеспечение курса внеурочной деятельности
Для проведения занятий в кружке волейбола необходимо иметь следующее оборудование и инвентарь:
1. Сетка волейбольная;
2. Стойки волейбольные;
3. Гимнастическая стенка;
4. Гимнастические скамейки;
5. Гимнастические маты;
6. Мячи набивные;
7. Мячи волейбольные.
Список литературы
1. Амалин М.Е. Тактика волейбола Москва «Физкультура и спорт» 2005 г.
2. Губа В., Никитушкин В. Легкая атлетика в школе. – М.: Олимпия Пресс, 2006.
3. Ковалько В.И. Поурочные разработки по физкультуре: 5-9 класс – М.: ВАКО, 2012. – 397с.
4. Лях В.И. Физическая культура. Рабочие программы. Предметная линия учебников М.
Программа курса. Физическая культура. 5-9 классы Андрюхина Т,Гурьев С 2013 г.64 с.
5. Справочник учителя физической культуры / авт.-сост. П.А. Киселев, С.Б. Киселева – Волгоград: Учитель, 2008. – 239с.