«УТВЕРЖДАЮ»
Директор ГБПОУ КДПИ
им. Карла Фаберже
___________________ М.И. Никулаева
« _____ » ___________________ 2021 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Тайны российской истории в музеях, парках, усадьбах»
Уровень: базовый
Возраст обучающихся: 14-18 лет
Количество часов: 68 часов
Москва
2021 г.
ОДОБРЕНА | |
ПЦК № ___ __________________________________ название ПЦК __________________________________ | |
| |
Председатель ПЦК № _____ _________________________________ | |
Подпись ФИО председателя ПЦК | |
«_____» _________________ 2021 г. | |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
Автор(ы): | Никандрова Елена Владимировна, Борисова Альбина Михайловна ____________________________ Подпись ФИО автора(ов) |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родном селу или городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости - это доказывать. Но как воспитать эту любовь?» (Д.С. Лихачев)
Для развития, обучения и воспитания подрастающего человека исключительно важны связь с прошлыми поколениями, изучение тайн российской истории, формирование культурной и исторической памяти. Чтобы молодёжь могла проникнуться такими чувствами, недостаточно только прочесть, посмотреть или услышать нужную информацию, тут требуется прикоснуться к эпохе, потрогать её руками и эмоционально пережить артефакты. Помочь молодому поколению в решении этих проблем сегодня может такие уникальные социальные учреждения, как музеи, парки, усадьбы.
Музей (парк, усадьба) — это своеобразная модель системы культуры, играющая огромную роль в воспитании личности. Им отводится особое место в общеобразовательном процессе, в котором комплексно решаются вопросы развития, обучения и воспитания подрастающего поколения средствами экскурсионной и музейной педагогики. Музей является центром этой титанической работы и хранителем уникальных памятников истории страны, художественной и народной культуры.
Знакомство с тайнами российской истории через музейные ценности Москвы имеет свои особенности. Москва – это не просто столица великого государства, мегаполис с многомиллионным населением – это целая страна, впитавшая в себя богатейшие многонациональные исторические, культурные традиции и сохраняющая все эти бесценные памятники во всем их разнообразии в музейных фондах и экспозициях. Эта "малая Родина", как никакая другая, носит на себе отпечаток многообразия жизни и истории нашего Отечества. Только в музеях, парках, усадьбах человека окружают вещи и события всех эпох, которые пережило человечество.
Единственная возможность нормальной социализации молодёжи в настоящее время видится в восстановлении во всей полноте исторической памяти, в спокойном воспитании чувства принадлежности к великой стране, причастности к судьбе Отечества.
Музеи, парки, усадьбы как учреждения культуры в силу своей специфики обладает значительными потенциальными возможностями: их социальные функции включают в себя несколько направлений, в том числе культурно-просветительную и образовательно-воспитательную. Сегодня музей и усадьба не только собирают, хранят, экспонируют и реставрируют культурные и исторические ценности, произведения искусства, но и являются важнейшим институтом социализации подрастающего поколения. Музейные среда и атмосфера способствуют становлению личности подростка, формируют его общий кругозор и развивают ценностные ориентации.
Программа способствует духовно-нравственному, патриотическому, интеллектуальному и творческому воспитанию молодёжи на основе творческого познания истории и современности родного города через музейно-исторические ценности Москвы. Программа позволит ее участникам реализовать свой творческий потенциал и применить свои знания и умения в учебной и внеурочной деятельности. Актуальность данной программы заключается в привлечении молодёжи к новым формам проведения досуга и внеурочного времени, активно включившихся в познавательный процесс проведения экскурсий в музеи, парки и усадьбы Москвы, а также и поисковую работу.
Разработанная программа рассчитана на один учебный год.
Цель программы - повышение духовно-нравственной и интеллектуальной культуры обучающихся, воспитание чувства «малой Родины», обеспечение необходимого объёма знаний по истории России и её культуры через приобщение к культурному наследию России путём активизации экскурсионной музейной работы.
Студентам, принимающим участие в программе «Тайны российской истории в музеях, парках, усадьбах», предоставляется возможность познакомиться с историей и многовековой материальной культурой Москвы в процессе экскурсионно-краеведческой формы образования непосредственно приобщаясь к культурным ценностям музеев столицы. сформировать устойчивый интерес к истории России, воспринимать историю как свое собственное прошлое и представлять себе свое будущее в неразрывной связи с будущим своей Родины.
Задачи программы:
- сформировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к новому времени, другой культуре посредствам общения с музейными памятниками истории и культуры;
- научить видеть историко-культурный контекст окружающих его вещей, т.е. оценивать их с точки зрения развития и культуры;
- сформировать способность к воссозданию образа соответствующей эпохи на основе общения с культурным наследием, художественное восприятие действительности;
- воспитание патриотизма у студентов через краеведческие знания об истории города Москвы и Государства через изучение музейного материала.
- максимальное использование культурных возможностей Москвы за период обучения
- знакомство с историей музейного дела и с основными музеями города (краеведческим, художественным, историческим, мемориальным и др.);
-внедрение формы образовательной деятельности в рамках реализации ФГОС
-систематизация экскурсионных выездов по двум направлениям: учебному и культурологическому, непосредственно увязав с программой профессионального обучения.
- активизация поисковой и познавательной деятельности обучающихся. Выработка умений по ведению исследовательской работы в области музееведения.
- ознакомление обучающихся с историко-культурным наследием, с материальной культурой музеев Москвы.
- формирование у студентов навыков информационной культуры и умение использовать информационные технологии и ресурсы интернета в изучении культурного наследия Москвы.
В результате освоения программы, обучающиеся должны:
- Понятия история, музей, культура.
– Историю России и Москвы.
– Изучение основных особенностей и тайн музеев Москвы, их вклада в мировую культуру.
- Изучение истории России и Москвы с древнейших времен до нашего времени.
- Уметь делать презентации и доклады.
– Развитие навыков коммуникации и логического мышления.
– Формирование и углубление знаний по истории.
- Делать выводы и высказывать свою точку зрения.
- Анализировать события и явления.
- Использовать современные технологии для участия в олимпиадах, в том числе и музейных.
Направленность программы:
Принципы построения программы:
Хронологический;
Структурно-тематический;
Логический.
Методы обучения
Программа опирается на современные образовательные технологии:
· формирование приёмов учебной работы;
· учебно-игровой деятельности;
· коммуникативно-диалоговой деятельности;
· модульной;
· проектной деятельности
Ожидаемые результаты:
Обучающие:
- приобретение обучающимися глубоких знаний по истории России.
- умений свободно ориентироваться в исторических событиях и фактах, связывать эти факты с историей России в целом;
- видеть свою неразрывную связь с историей России.
Развивающие:
-достижения обучающимися высокого уровня умений и навыков по самостоятельной работе;
- применение знаний и умений в процессе поиска, обработки, описанию и классификации научной информации;
- развитие творческих способностей учащихся в процессе создания и презентации творческих работ по музейно-историческим ценностям;
-развитие у обучающихся навыков самостоятельного мышления в сфере исторического знания, и вообще – в сфере развития высокого уровня гражданского и патриотического сознания обучающихся.
Воспитательные:
- воспитание у обучающихся чувства уважения к Отечественной истории,
гордости за его славное прошлое;
- достижение обучающимися высокого уровня патриотического сознания, основанного на знании и понимании истории Отечества.
Метапредметные результаты:
- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией, различными логическими действиями;
- использование современных источников информации, в том числе материалов на электронных носителях и интернет-ресурсов;
- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение. эссе, презентации, реферат и др.);
-готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе. освоение основ межкультурного взаимодействия в социальном пространстве;
- владение умениями работать в группе, слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать ее с партнерами, продуктивно разрешать конфликт на основе учета интересов и позиций всех его участников.
Главные результаты:
Формирование личности патриота и гражданина своей страны, развитие и укрепление у обучающихся чувства любви к Отечеству и его истории через знакомство с материальными и документальными ценностями, хранящихся в музеях Москвы.
Организационно-педагогические основы образовательного процесса:
Методы обучения
Словесный – передача необходимой для дальнейшего обучения информации.
Наглядный – просмотр видеофильмов, слайдов, открыток, посещение экспозиций и выставок музеев.
Поисковый – сбор информации по интересующей теме.
Исследовательский – изучение документальных и вещественных предметов из фондов школьного и городских музеев для развития мыслительной, интеллектуально-познавательной деятельности.
Средства обучения: научный и практический опыт музеев, богатства музейных экспонатов и достижения цивилизаций.
В рамках реализации программы планируется:
Организация экскурсионного посещения музеев Москвы.
Участие в конкурсах по экскурсионному направлению различного уровня, проводимых МЦПФВ, Департаментом образования города Москвы, в Олимпиаде «Музеи. Парки. Усадьбы»
Самостоятельная работа студента с выполнением различных заданий, подготовка сообщений и докладов, обучающихся по определенной теме, самостоятельная работа с книгами, оформление фотоматериалов в презентации и слайд-фильмов по темам.
Использование в организации экскурсионной работы мультимедийных технологий, компьютерной техники, видеопроектора, аудио -и визуальных материалов, методической литературы и ресурсов Интернета.
Формы подведения итогов:
очная форма предусматривает сочетание аудиторных теоретических и практических выездных занятий;
групповая форма предусматривает проведение экскурсий в музеи и выполнение практических заданий.
индивидуальная форма предусматривает проектирование, подготовку и проведение защиты презентаций по итогам выполнения программы.
Информационно-техническое и методическое обеспечение занятий:
Материально-техническое обеспечение программы
Реализация учебной дисциплины предусматривает наличие учебного кабинета.
Оборудование учебного кабинета:
рабочие места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
комплект учебно-методической документации;
наглядные пособия; демонстрационные плакаты;
учебные и документальные фильмы;
периодическая и художественная литература;
шкаф для хранения учебно-методической документации
учебные стенды.
Технические средства обучения:
персональный компьютер
мультимедиа комплекс
интерактивный экран
видеофильмы
Методическое обеспечение программы
«Тайны российской истории в музеях, парках, усадьбах»
Видео и диско-фильмы
№ | Название |
1 | «Московский Кремль» |
2 | «Государственный исторический музей». «Краса и гордость наша». «В поисках утраченного счастья». «Святая Русь». «Да не постыжусь вовек». «Мое отечество – усадьбы милый кров» |
3 | Диско-фильм «Оружейная палата Кремля». |
4 | Диско-фильм «Алмазный фонд Кремля –сокровищница России» |
5 | «Народные промыслы». О сокровищах народного творчества |
6 | «Московские особняки» - музеи |
7 | Сокровища народного творчества. Этнографический музей в С-Петер-бурге. Дворец для племен и народов. |
8 | «Государственная Третьяковская галерея» |
9 | Комплект ДВД дисков (20 шт.) по теме «Искусство России» (творчество художников, архитектура, музеи России) |
10. | Фильм «Рюриковичи» / STAR MEDIA |
11. | Фильм «Романовы» / STAR MEDIA |
Содержание программы
Раздел 1. Введение. История возникновения музееведения.
Тема1.1 Теория 2 ч Музей как хранилище культурного наследия эпохи. История музейного дела в России.
Тема1.2 Теория 2 ч
Коллекционирование Сохранение культурного наследия России. Законодательство Российской Федерации об охране памятников истории и культуры
Раздел 2. Музеи и их социальные функции.
Тема 2.1 Теория 2 ч
Социальная роль музеев. Музей как хранилище культурного наследия эпохи.
Тема 2.2 Теория 2 ч
История возникновения музееведения. История музейного дела в России.
Тема 2.3 Теория 2 ч
Коллекционирование как начало сбора артефактов.
Тема 2.4 Практика 2
Современные формы работы музеев с населением и образовательными учреждениями Москвы.
Раздел 3. История возникновения музеев.
Теория 8 ч (4 темы по 2 часа)
Тема 3.1 История возникновения музеев в Древней Греции. Храмы как центры хранения сокровищ.
Тема 3.2 Частные коллекции - начало формирования музейных коллекций в Древнем Риме.
Тема 3.3 Роль монастырей как центров духовной жизни.
Тема 3.4 Первые музейные учреждения эпохи Возрождения, первых официальных музеев в Европе. Знаменитые музеи мира.
Раздел 4. История музейного дела в России.
Теория 6 ч (3 темы по 2 часа)
Тема 4.1«Государев кабинет» - первая коллекция в России при Петре 1. Петербургская Кунсткамера - первый официальный музей в России.
Тема 4.2 Эрмитаж - музей национального и мирового значения, созданный Екатериной II в 1774 год. Значение меценатства в России для возникновения знаменитых музеев Москвы.
Тема 4.3 Третьяковская галерея, музей Бахрушина. Судьбы музейных коллекций Москвы в период революции.
Раздел 5. Участие в олимпиаде «Музеи. Парки. Усадьбы».
Тема 5.1 Теория 4 ч Ознакомление с Положением о проведении олимпиады.
Тема 5.2 Практика 12 ч (6 уроков по 2 ч)
Тема 5.2.1 Практика 2 ч Определение участников олимпиады, формирование групп по категориям.
Тема 5.2. 2 Практика 2 ч Регистрация на информационном сайте.
Тема 5.2.3 Практика 2 ч Выполнение заданий вводного тура, регистрации, выбор музея.
Тема 5.2.4 Практика 2 ч Прохождение заочного тура, получение «Приглашения» в музей.
Тема 5.2.5 Практика 4 ч Выполнение заданий очного тура при посещении музеев.
Раздел 6. Сокровища музеев Москвы - культурное наследие России.
Тема 6.1 Теория 4 ч.
Краеведческие музеи Москвы как уникальные хранилища духовной и материальной культуры, коллективной памяти ушедших поколений, связующее звено между прошлым и настоящим.
Тема 6.2 Теория 2 ч Экскурсии в музеи – это путь к представлениям об историческом времени и предметном мире, о духовной, литературной и художественной жизни, о знаменитых людях.
Тема 6. 3 Теория 2 ч Культурное наследие Москвы – это художественное богатство Оружейной палаты, Алмазного Фонда, музея декоративно-прикладного искусства на Делегатской, музея истории Москвы, научно-технических и литературных музеев.
Раздел 7. Музеи-заповедники и дворянские усадьбы - важнейшая часть культурного наследия России.
Тема 7.1 Теория 4 ч Знакомство с историей царских усадеб - музеев «Коломенское», «Царицыно», «Измайлово» и др.
Тема 7.2 Теория 4 ч Дворянские усадьбы и их роль в истории России, в развитии русской культуры как центров коллекционирования и жизни великих деятелей культуры.
Тема 7.3 Теория 2 ч «Кусково», «Кузьминки» и др.
Раздел 8. Парки столицы - музейные комплексы Москвы.
Тема 8.1 Теория 4 ч
Усадьбы в олимпиаде: Кузьминки-Влахернское, «Кузьминки», парк искусств под открытым небом «Музеон» и другие парки. Регистрация на сайте олимпиады «Музеи. Парки. Усадьбы».
Тема 8.2 Теория 4 ч Прохождение заочного тура - викторины. Посещение музеев, парков, усадеб.
Раздел 9. Итоговое занятие.
Тема 9.1 Практика 4 ч Оформление зачётных презентаций. Выступление обучающихся.
Инфраструктурный лист
№ п/п | Наименование | Ед. измерения | Кол-во |
| Учебные парты | Шт. | 18 |
| Стулья | Шт. | 37 |
| Видеопроектор | ШТ. | 1 |
| Экран | Шт. | 1 |
| Ноутбук | Шт. | 1 |
| Подвес для видеопроектора | Шт. | 1 |
| Портреты исторических личностей | Шт. | 7 |
| Книжная выставка (книги) | Шт. | 27 |
| ДВД-диски | Шт. | 10 |
| Стойка для книжной выставки | Шт. | 1 |
| Уголок для книг | Шт. | 1 |
| Тумбы | Шт. | 4 |
| Принтер | Шт. | 1 |
| Плакатница | Шт. | 1 |
| Шкафы книжные | Шт. | 4 |
| Стенды | Шт. | 3 |
| Стол письменный, компьютерный | Шт. | 1 |
Задание итоговой аттестации (квалификационного экзамена) - презентации
Критерии оценки
№ п/п | Критерии оценки | Баллы |
| - соответствие содержанию темы; | 5 |
| - правильная структурированность информации; | 5 |
| - эстетичность оформления, его соответствие требованиям; | 5 |
| - работа представлена в срок; | 5 |
| - самостоятельность подхода; | 5 |
| - небольшие расхождения в соответствии содержанию темы; | 4 |
| - несколько отклонений в структурированности информации; | 4 |
| - некоторая небрежность оформления, его соответствие требованиям; | 4 |
| - работа представлена в срок; | 4 |
| - большие расхождения содержания и темы | 3 |
| - нарушение структуры передачи информации | 3 |
| - небрежность оформления презентации, мелкий шрифт; | 3 |
| - нарушены сроки сдачи работы. | 3 |
Список литературы,
используемой обучающимися при изучении
тематических разделов программы
«Тайны российской истории в музеях, парках, усадьбах»
№ | Наименование | Год издания | Кол-во |
| Основная: | | |
1. | Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История. | 2018, Москва | 1 |
2. | Исторические справки и всякие интересности. Олимпиада «Музеи. Парки. Усадьбы». | 2016, Москва | 1 |
3 | Конвенция об охране нематериального культурного наследия. –Федеральный закон от 26.05.96. № 54-ФЗ «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации». | Париж: ЮНЕСКО, 2003 | 1 |
4 | Курило Л.В., Основы экскурсионной деятельности | 2012, Москва | 1 |
5. | Долженко Г.П., Экскурсионное дело | 2013, Москва | 1 |
6. | Школьник Ю.К. Москва. Полная энциклопедия | 2010, Москва | 1 |
| Бисько И.А., Информационно-экскурсионная деятельность на предприятиях туризма | 2015, Москва | 1 |
7. | Козлов В.Ф., Святославский А.В. По старым московским окраинам: Экскурсии | 2007, Москва | 1 |
8. | Козлов В.Ф., Святославский А.В. По Москве пешком: путеводитель. | 2007, Москва | 1 |
9. | Романюк С.К. Москва. Китай-город: путеводитель. | 2007, Москва | 1 |
10. | Зуйков В.В. Государев двор в Коломенском | 2007, Москва | 1 |
11. | Романюк С.К. Кремль и Красная площадь: путеводитель. | 2004, Москва | 1 |
12. | Козлов В.Ф., Святославский А.В. Москва в экскурсиях. | 2003, Москва | 1 |
| Дополнительная: | | |
13. | Музей «Палаты в Зарядье»: путеводитель. | 2003, Москва | 1 |
14. | Богатырев Е.А., Потемина Е.И. Государственный музей А.С. Пушкина | 2002, Москва | 1 |
15. | Зверев В. Л. Москва белокаменная: очерки естественной истории. | 2001, Москва | 1 |
16. | Москвоведение. Наш город/А.И. Алексеев, В.Г. Глушкова, Э.В. Ким и др. | 2000, Москва | 1 |
17. | Музей-панорама «Бородинская битва» | 1999, Москва | 1 |
18. | Загорский государственный историко-художественный музей-заповедник | 1973, Москва | 1 |
19. | Древнерусское декоративно-прикладное искусство в собрании Государственного Русского Музея | 1980, Ленинград | 1 |
20. | Кижи-музей-памятник деревянного зодчества | 1970, С-Петербург | 1 |
21. | Памятники архитектуры Ленинграда | 1985, С-Петербург | 1 |
22. | Государственный музей Московского Кремля | 2004, Москва | 1 |
23. | Музеи профессиональных образовательных учреждений города Москвы 1 и 2 выпуск | | 1 |
| Интернет-источники: | | |
21. | https://museum.olimpiada.ru/ | | |
22. | https://www.mos.ru/city/about/ | | |
23. | https://mosmuseum.ru/exhibitions/p/istoriya-moskvyi-dlya-detey-i-vzroslyih/ | | |
24. | https://moscowchronology.ru/ | | |
25. | www.museum.ru Информационный портал Музеи России | | |
26. | www.culture.ru Портал Культурного наследия России | | |
27. | www.whc.unesco.com Всемирное наследие ЮНЕСКО | | |
28. | www.personalguide.ru Персональный гид в туризме | | |
29. | www.planetolog.ru Информационный портал по странам мира | | |
Нормативно-правовые акты и документы
Рабочая программа написана в соответствии с документами: Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.08.13 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», Приказ Департамента образования г. Москвы от 17.12.14 №922 «О мерах по развитию дополнительного образования детей в 2014-2015 году».
Конвенция об охране нематериального культурного наследия. – Париж: ЮНЕСКО, 2003 Федеральный закон от 26.05.96. № 54-ФЗ «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации»;
Письмо Министерства культуры Российской Федерации от 14.05.2016 № 165-01-39-ВА «О страховании музейных предметов»
Приказ Министерства культуры РФ от 30 декабря 2014 г. N 2478 "Об утверждении типовых отраслевых норм труда на работы, выполняемые в зоопарках, фильмофондах, музеях и других организациях музейного типа"
Законы Российской Федерации:
Закон РФ «Об основах законодательства Российской Федерации о культуре» от 09.10.1992 № 3612-1;
РФ «О ввозе и вывозе культурных ценностей» от 15.04.1993г. № 4804-1;
Закон РФ «Об оружии» от 13.12.1996 № 150-ФЗ (редакция 18.07.2006),
Федеральный закон от 26.05.1996 № 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации»
Закон РФ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25.06.2002 года № 73-ФЗ; Закон РФ «Об архивном деле в Российской Федерации»
Федеральный Закон РФ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся») (далее – 273-ФЗ);
Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 г. № 533 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196»;
Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Концепцию развития дополнительного образования детей от 04.09.2014 г. № 1726-р;
Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14)
Учебно-тематический план программы
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Тайны российской истории в музеях, парках, усадьбах»
Цель: повышение духовно-нравственной и интеллектуальной культуры обучающихся, воспитание чувства «малой Родины», обеспечение необходимого объёма знаний по истории России и её культуры через приобщение к культурному наследию России путём активизации экскурсионной музейной работы.
Категория слушателей: студенты 14-18 лет
Срок обучения:1 год
Режим занятий: каждый вторник (еженедельно) с 16.30-18.10
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего, час. | Теорети-ческие занятия, час. | Практи-ческие занятия, час. |
1. | Раздел 1. Введение. История возникновения музееведения. | 4 | 4 | - |
2. | Тема1.1 Музей как хранилище культурного наследия эпохи. История музейного дела в России. | 2 | 2 | - |
3. | Тема 1.2 Коллекционирование Сохранение культурного наследия России. Законодательство Российской Федерации об охране памятников истории и культуры | 2 | 2 | - |
4. | Раздел 2. Музеи и их социальные функции. | 8 | 6 | 2 |
5. | Тема 2.1 Социальная роль музеев. Музей как хранилище культурного наследия эпохи. | 2 | 2 | - |
6. | Тема 2.2 История возникновения музееведения. История музейного дела в России. | 2 | 2 | - |
7. | Тема 2.3 Коллекционирование как начало сбора артефактов. | 2 | 2 | - |
8. | Тема 2.4 Современные формы работы музеев с населением и образовательными учреждениями Москвы. | 2 | - | 2 |
9. | Раздел 3. История возникновения музеев. | 8 | 8 | - |
10. | Тема 3.1 История возникновения музеев в Древней Греции. Храмы как центры хранения сокровищ. | 2 | 2 | - |
11. | Тема 3.2 Частные коллекции - начало формирования музейных коллекций в Древнем Риме. | 2 | 2 | - |
12. | Тема 3.3 Роль монастырей как центров духовной жизни. | 2 | 2 | - |
13. | Тема 3.4 Первые музейные учреждений эпохи Возрождения, первых официальных музеев в Европе. Знаменитые музеи мира. | 2 | 2 | - |
14. | Раздел 4. История музейного дела в России. | 6 | 6 | - |
15. | Тема 4.1«Государев кабинет» - первая коллекция в России при Петре 1. Петербургская Кунсткамера - первый официальный музей в России. | 2 | 2 | - |
16. | Тема 4.2 Эрмитаж - музей национального и мирового значения, созданный Екатериной II в 1774 год. Значение меценатства в России для возникновения знаменитых музеев Москвы. | 2 | 2 | - |
17. | Тема 4.3 Третьяковская галерея, музей Бахрушина. Судьбы музейных коллекций Москвы в период революции. | 2 | 2 | - |
18. | Раздел 5. Участие в олимпиаде «Музеи. Парки. Усадьбы». | 16 | 4 | 12 |
19. | Тема 5.1 Ознакомление с Положением о проведении олимпиады. | 4 | 4 | - |
20. | Тема 5.2.1 Определение участников олимпиады, формирование групп по категориям. | 2 | - | 2 |
21. | Тема 5.2.2 Регистрация на информационном сайте. | 2 | - | 2 |
22. | Тема 5.2.3 Выполнение заданий вводного тура, регистрации, выбор музея. | 2 | - | 2 |
23. | Тема 5.2.4 Прохождение заочного тура, получение «Приглашения» в музей. | 2 | - | 2 |
24. | Тема 5.2.5 Практика 4 ч Выполнение заданий очного тура при посещении музеев. | 4 | - | 4 |
25. | Раздел 6. Сокровища музеев Москвы - культурное наследие России. | 8 | 8 | - |
26. | Тема 6.1 Краеведческие музеи Москвы как уникальные хранилища духовной и материальной культуры, коллективной памяти ушедших поколений, связующее звено между прошлым и настоящим. | 4 | 4 | - |
27. | Тема 6.2 Экскурсии в музеи – это путь к представлениям об историческом времени и предметном мире, о духовной, литературной и художественной жизни, о знаменитых людях. | 2 | 2 | - |
28. | Тема 6. 3 Культурное наследие Москвы – это художественное богатство Оружейной палаты, Алмазного Фонда, музея декоративно-прикладного искусства на Делегатской, музея истории Москвы, научно-технических и литературных музеев. | 2 | 2 | - |
29. | Раздел 7. Музеи-заповедники и дворянские усадьбы - важнейшая часть культурного наследия России. | 10 | 10 | - |
30. | Тема 7.1 Знакомство с историей царских усадеб - музеев «Коломенское», «Царицыно», «Измайлово» и др. | 4 | 4 | - |
31. | Тема 7.2 Дворянские усадьбы и их роль в истории России, в развитии русской культуры как центров коллекционирования и жизни великих деятелей культуры. | 4 | 4 | - |
32. | Тема 7.3 «Кусково», «Кузьминки» и др. | 2 | 2 | - |
33. | Раздел 8. Парки столицы - музейные комплексы Москвы. | 6 | 6 | |
34. | Тема 8.1 Усадьбы в олимпиаде: Кузьминки-Влахернское, «Кузьминки», парк искусств под открытым небом «Музеон» и другие парки. Регистрация на сайте олимпиады «Музеи. Парки. Усадьбы». | 4 | 4 | - |
35. | Тема 8.2 Прохождение заочного тура - викторины. Посещение музеев, парков, усадеб. | 2 | 2 | - |
36. | Раздел 9. Итоговое занятие. | 2 | - | 2 |
37. | Тема 9.1 Оформление зачётных презентаций. Выступление обучающихся. | 2 | - | 2 |
| Итого: | 68 | 52 | 16 |
Календарно-тематический план программы
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Тайны российской истории в музеях, парках, усадьбах»
Цель: повышение духовно-нравственной и интеллектуальной культуры обучающихся, воспитание чувства «малой Родины», обеспечение необходимого объёма знаний по истории России и её культуры через приобщение к культурному наследию России путём активизации экскурсионной музейной работы.
Категория слушателей: студенты 14-18 лет
Срок обучения:1 год
Режим занятий: каждый вторник (еженедельно) с 16.30-18.10
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего, час. | Теорети-ческие занятия, час. | Практи-ческие занятия, час. | Сроки реализации (недели) |
| Раздел 1. Введение. История возникновения музееведения. | 4 | 4 | - | |
| Тема1.1 Музей как хранилище культурного наследия эпохи. История музейного дела в России. | 2 | 2 | - | 06.09-11.09.21 |
| Тема 1.2 Коллекционирование Сохранение культурного наследия России. Законодательство Российской Федерации об охране памятников истории и культуры | 2 | 2 | - | 13.09-18.09.21 |
| Раздел 2. Музеи и их социальные функции. | 8 | 6 | 2 | |
| Тема 2.1 Социальная роль музеев. Музей как хранилище культурного наследия эпохи. | 2 | 2 | - | 20.09-25.09.21 |
| Тема 2.2 История возникновения музееведения. История музейного дела в России. | 2 | 2 | - | 27.09-02.10.21 |
| Тема 2.3 Коллекционирование как начало сбора артефактов. | 2 | 2 | - | 04.10-09.10.21 |
| Тема 2.4 Современные формы работы музеев с населением и образовательными учреждениями Москвы. | 2 | - | 2 | 11.10-16.10.21 |
| Раздел 3. История возникновения музеев. | 8 | 8 | - | |
| Тема 3.1 История возникновения музеев в Древней Греции. Храмы как центры хранения сокровищ. | 2 | 2 | - | 18.10-23.10.21 |
| Тема 3.2 Частные коллекции - начало формирования музейных коллекций в Древнем Риме. | 2 | 2 | - | 25.10-30.10.21 |
| Тема 3.3 Роль монастырей как центров духовной жизни. | 2 | 2 | - | 01.11-03.11.21 |
| Тема 3.4 Первые музейные учреждений эпохи Возрождения, первых официальных музеев в Европе. Знаменитые музеи мира. | 2 | 2 | - | 08.11-13.11.21 |
| Раздел 4. История музейного дела в России. | 6 | 6 | - | |
| Тема 4.1«Государев кабинет» - первая коллекция в России при Петре 1. Петербургская Кунсткамера - первый официальный музей в России. | 2 | 2 | - | 15.11-20.11.21 |
| Тема 4.2 Эрмитаж - музей национального и мирового значения, созданный Екатериной II в 1774 год. Значение меценатства в России для возникновения знаменитых музеев Москвы. | 2 | 2 | - | 22.11-27.11.21 |
| Тема 4.3 Третьяковская галерея, музей Бахрушина. Судьбы музейных коллекций Москвы в период революции. | 2 | 2 | - | 29.11-04.12.21 |
| Раздел 5. Участие в олимпиаде «Музеи. Парки. Усадьбы». | 16 | 4 | 12 | |
| Тема 5.1 Ознакомление с Положением о проведении олимпиады. | 4 | 4 | - | 06.12-11.12.2; 13.12-18.12.21 |
| Тема 5.2.1 Определение участников олимпиады, формирование групп по категориям. | 2 | - | 2 | 20.12-25.12.21 |
| Тема 5.2.2 Регистрация на информационном сайте. | 2 | - | 2 | 27.12-30.12.21 |
| Тема 5.2.3 Выполнение заданий вводного тура, регистрации, выбор музея. | 2 | - | 2 | 17.01-22.01.22 |
| Тема 5.2.4 Прохождение заочного тура, получение «Приглашения» в музей. | 2 | - | 2 | 24.01-29.01.22 |
| Тема 5.2.5 Выполнение заданий очного тура при посещении музеев. | 4 | - | 4 | 31.01-05.02.22; 07.02-12.02.22 |
| Раздел 6. Сокровища музеев Москвы - культурное наследие России. | 8 | 8 | - | |
| Тема 6.1 Краеведческие музеи Москвы как уникальные хранилища духовной и материальной культуры, коллективной памяти ушедших поколений, связующее звено между прошлым и настоящим. | 4 | 4 | - | 14.02-19.02.22; 21.02-26.02.22 |
| Тема 6.2 Экскурсии в музеи – это путь к представлениям об историческом времени и предметном мире, о духовной, литературной и художественной жизни, о знаменитых людях. | 2 | 2 | - | 28.02-05.03.22 |
| Тема 6. 3 Культурное наследие Москвы – это художественное богатство Оружейной палаты, Алмазного Фонда, музея декоративно-прикладного искусства на Делегатской, музея истории Москвы, научно-технических и литературных музеев. | 2 | 2 | - | 09.03-12.03.22 |
| Раздел 7. Музеи-заповедники и дворянские усадьбы - важнейшая часть культурного наследия России. | 10 | 10 | - | |
| Тема 7.1 Знакомство с историей царских усадеб - музеев «Коломенское», «Царицыно», «Измайлово» и др. | 4 | 4 | - | 14.03-19.03.22; 21.03-26.03.22 |
| Тема 7.2 Дворянские усадьбы и их роль в истории России, в развитии русской культуры как центров коллекционирования и жизни великих деятелей культуры. | 4 | 4 | - | 28.03-02.04.22; 04.04-09.04.22 |
| Тема 7.3 «Кусково», «Кузьминки» и др. | 2 | 2 | - | 11.04-16.04.22 |
| Раздел 8. Парки столицы - музейные комплексы Москвы. | 6 | 6 | | |
| Тема 8.1 Усадьбы в олимпиаде: Кузьминки-Влахернское, «Кузьминки», парк искусств под открытым небом «Музеон» и другие парки. Регистрация на сайте олимпиады «Музеи. Парки. Усадьбы». | 4 | 4 | - | 18.04-23.04.22; 25.04-30.04.22 |
| Тема 8.2 Прохождение заочного тура - викторины. Посещение музеев, парков, усадеб. | 2 | 2 | - | 04.05-07.05.22 |
| Раздел 9. Итоговое занятие. | 2 | - | 2 | |
| Тема 9.1 Оформление зачётных презентаций. Выступление обучающихся. | 2 | - | 2 | 11.05-14.05.22 |
| Итого: | 68 | 52 | 16 | |
2