СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа курсов ДПО Тайны российской истории в музеях, парках, усадьбах 2021

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа может быть использована для внеклассной, кружковой и факультативной работы по истории России

Просмотр содержимого документа
«Программа курсов ДПО Тайны российской истории в музеях, парках, усадьбах 2021»



«УТВЕРЖДАЮ»

Директор ГБПОУ КДПИ

им. Карла Фаберже

___________________ М.И. Никулаева

« _____ » ___________________ 2021 г.








ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«Тайны российской истории в музеях, парках, усадьбах»



Уровень: базовый

Возраст обучающихся: 14-18 лет

Количество часов: 68 часов












Москва

2021 г.


ОДОБРЕНА


ПЦК № ___
__________________________________

название ПЦК

__________________________________




Председатель ПЦК № _____

_________________________________


Подпись ФИО председателя ПЦК



«_____» _________________ 2021 г.
































Автор(ы):

Никандрова Елена Владимировна, Борисова Альбина Михайловна

____________________________

Подпись ФИО автора(ов)





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родном селу или городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости - это доказывать. Но как воспитать эту любовь?» (Д.С. Лихачев)

Для развития, обучения и воспитания подрастающего человека исключительно важны связь с прошлыми поколениями, изучение тайн российской истории, формирование культурной и исторической памяти. Чтобы молодёжь могла проникнуться такими чувствами, недостаточно только прочесть, посмотреть или услышать нужную информацию, тут требуется прикоснуться к эпохе, потрогать её руками и эмоционально пережить артефакты. Помочь молодому поколению в решении этих проблем сегодня может такие уникальные социальные учреждения, как музеи, парки, усадьбы.

Музей (парк, усадьба) — это своеобразная модель системы культуры, играющая огромную роль в воспитании личности. Им отводится особое место в общеобразовательном процессе, в котором комплексно решаются вопросы развития, обучения и воспитания подрастающего поколения средствами экскурсионной и музейной педагогики. Музей является центром этой титанической работы и хранителем уникальных памятников истории страны, художественной и народной культуры.

Знакомство с тайнами российской истории через музейные ценности Москвы имеет свои особенности. Москва – это не просто столица великого государства, мегаполис с многомиллионным населением – это целая страна, впитавшая в себя богатейшие многонациональные исторические, культурные традиции и сохраняющая все эти бесценные памятники во всем их разнообразии в музейных фондах и экспозициях. Эта "малая Родина", как никакая другая, носит на себе отпечаток многообразия жизни и истории нашего Отечества. Только в музеях, парках, усадьбах человека окружают вещи и события всех эпох, которые пережило человечество.

Единственная возможность нормальной социализации молодёжи в настоящее время видится в восстановлении во всей полноте исторической памяти, в спокойном воспитании чувства принадлежности к великой стране, причастности к судьбе Отечества.

Музеи, парки, усадьбы как учреждения культуры в силу своей специфики обладает значительными потенциальными возможностями: их социальные функции включают в себя несколько направлений, в том числе культурно-просветительную и образовательно-воспитательную. Сегодня музей и усадьба не только собирают, хранят, экспонируют и реставрируют культурные и исторические ценности, произведения искусства, но и являются важнейшим институтом социализации подрастающего поколения. Музейные среда и атмосфера способствуют становлению личности подростка, формируют его общий кругозор и развивают ценностные ориентации.

Программа способствует духовно-нравственному, патриотическому, интеллектуальному и творческому воспитанию молодёжи на основе творческого познания истории и современности родного города через музейно-исторические ценности Москвы. Программа позволит ее участникам реализовать свой творческий потенциал и применить свои знания и умения в учебной и внеурочной деятельности. Актуальность данной программы заключается в привлечении молодёжи к новым формам проведения досуга и внеурочного времени, активно включившихся в познавательный процесс проведения экскурсий в музеи, парки и усадьбы Москвы, а также и поисковую работу.

Разработанная программа рассчитана на один учебный год.

Цель программы - повышение духовно-нравственной и интеллектуальной культуры обучающихся, воспитание чувства «малой Родины», обеспечение необходимого объёма знаний по истории России и её культуры через приобщение к культурному наследию России путём активизации экскурсионной музейной работы.

Студентам, принимающим участие в программе «Тайны российской истории в музеях, парках, усадьбах», предоставляется возможность познакомиться с историей и многовековой материальной культурой Москвы в процессе экскурсионно-краеведческой формы образования непосредственно приобщаясь к культурным ценностям музеев столицы. сформировать устойчивый интерес к истории России, воспринимать историю как свое собственное прошлое и представлять себе свое будущее в неразрывной связи с будущим своей Родины.

Задачи программы:

- сформировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к новому времени, другой культуре посредствам общения с музейными памятниками истории и культуры;

- научить видеть историко-культурный контекст окружающих его вещей, т.е. оценивать их с точки зрения развития и культуры;

- сформировать способность к воссозданию образа соответствующей эпохи на основе общения с культурным наследием, художественное восприятие действительности;

- воспитание патриотизма у студентов через краеведческие знания об истории города Москвы и Государства через изучение музейного материала.

- максимальное использование культурных возможностей Москвы за период обучения

- знакомство с историей музейного дела и с основными музеями города (краеведческим, художественным, историческим, мемориальным и др.);

-внедрение формы образовательной деятельности в рамках реализации ФГОС

-систематизация экскурсионных выездов по двум направлениям: учебному и культурологическому, непосредственно увязав с программой профессионального обучения.

- активизация поисковой и познавательной деятельности обучающихся. Выработка умений по ведению исследовательской работы в области музееведения.

- ознакомление обучающихся с историко-культурным наследием, с материальной культурой музеев Москвы.

- формирование у студентов навыков информационной культуры и умение использовать информационные технологии и ресурсы интернета в изучении культурного наследия Москвы.

В результате освоения программы, обучающиеся должны:

  • знать:

- Понятия история, музей, культура.

– Историю России и Москвы.

– Изучение основных особенностей и тайн музеев Москвы, их вклада в мировую культуру.

- Изучение истории России и Москвы с древнейших времен до нашего времени.

  • уметь:

- Уметь делать презентации и доклады.

– Развитие навыков коммуникации и логического мышления.

– Формирование и углубление знаний по истории.

- Делать выводы и высказывать свою точку зрения.

- Анализировать события и явления.

- Использовать современные технологии для участия в олимпиадах, в том числе и музейных.

Направленность программы:

  • Направленность программы: естественнонаучная (проектно-исследовательская);

  • Культурологическая;

  • Туристко-краеведческая;

  • Познавательная.

Принципы построения программы:

  • Хронологический;

  • Структурно-тематический;

  • Логический.

Методы обучения

Программа опирается на современные образовательные технологии:

· формирование приёмов учебной работы;

· учебно-игровой деятельности;

· коммуникативно-диалоговой деятельности;

· модульной;

· проектной деятельности

Ожидаемые результаты:

  • Личностные результаты:

Обучающие:

  • - приобретение обучающимися глубоких знаний по истории России.

  • - умений свободно ориентироваться в исторических событиях и фактах, связывать эти факты с историей России в целом;

  • - видеть свою неразрывную связь с историей России.

Развивающие:

  • -достижения обучающимися высокого уровня умений и навыков по самостоятельной работе;

  • - применение знаний и умений в процессе поиска, обработки, описанию и классификации научной информации;

  • - развитие творческих способностей учащихся в процессе создания и презентации творческих работ по музейно-историческим ценностям;

  • -развитие у обучающихся навыков самостоятельного мышления в сфере исторического знания, и вообще – в сфере развития высокого уровня гражданского и патриотического сознания обучающихся.

Воспитательные:

  • - воспитание у обучающихся чувства уважения к Отечественной истории,

  • гордости за его славное прошлое;

  • - достижение обучающимися высокого уровня патриотического сознания, основанного на знании и понимании истории Отечества.

Метапредметные результаты:

- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией, различными логическими действиями;

- использование современных источников информации, в том числе материалов на электронных носителях и интернет-ресурсов;

- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение. эссе, презентации, реферат и др.);

-готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе. освоение основ межкультурного взаимодействия в социальном пространстве;

- владение умениями работать в группе, слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать ее с партнерами, продуктивно разрешать конфликт на основе учета интересов и позиций всех его участников.

Главные результаты:

  • Формирование личности патриота и гражданина своей страны, развитие и укрепление у обучающихся чувства любви к Отечеству и его истории через знакомство с материальными и документальными ценностями, хранящихся в музеях Москвы.

Организационно-педагогические основы образовательного процесса:

Методы обучения

  • Словесный – передача необходимой для дальнейшего обучения информации.

  • Наглядный – просмотр видеофильмов, слайдов, открыток, посещение экспозиций и выставок музеев.

  • Поисковый – сбор информации по интересующей теме.

  • Исследовательский – изучение документальных и вещественных предметов из фондов школьного и городских музеев для развития мыслительной, интеллектуально-познавательной деятельности.

  • Средства обучения: научный и практический опыт музеев, богатства музейных экспонатов и достижения цивилизаций.



В рамках реализации программы планируется:

  • Организация экскурсионного посещения музеев Москвы.

  • Участие в конкурсах по экскурсионному направлению различного уровня, проводимых МЦПФВ, Департаментом образования города Москвы, в Олимпиаде «Музеи. Парки. Усадьбы»

  • Самостоятельная работа студента с выполнением различных заданий, подготовка сообщений и докладов, обучающихся по определенной теме, самостоятельная работа с книгами, оформление фотоматериалов в презентации и слайд-фильмов по темам.

  • Использование в организации экскурсионной работы мультимедийных технологий, компьютерной техники, видеопроектора, аудио -и визуальных материалов, методической литературы и ресурсов Интернета.

Формы подведения итогов:

  • очная форма предусматривает сочетание аудиторных теоретических и практических выездных занятий;

  • групповая форма предусматривает проведение экскурсий в музеи и выполнение практических заданий.

  • индивидуальная форма предусматривает проектирование, подготовку и проведение защиты презентаций по итогам выполнения программы.

Информационно-техническое и методическое обеспечение занятий:


Материально-техническое обеспечение программы

Реализация учебной дисциплины предусматривает наличие учебного кабинета.

Оборудование учебного кабинета:

  • рабочие места по количеству обучающихся;

  • рабочее место преподавателя;

  • комплект учебно-методической документации;

  • наглядные пособия; демонстрационные плакаты;

  • учебные и документальные фильмы;

  • периодическая и художественная литература;

  • шкаф для хранения учебно-методической документации

  • учебные стенды.


Технические средства обучения:

    • персональный компьютер

    • мультимедиа комплекс

    • интерактивный экран

    • видеофильмы



Методическое обеспечение программы

  • «Тайны российской истории в музеях, парках, усадьбах»

  • Видео и диско-фильмы

Название

1

«Московский Кремль»

2

«Государственный исторический музей». «Краса и гордость наша». «В поисках утраченного счастья». «Святая Русь». «Да не постыжусь вовек». «Мое отечество – усадьбы милый кров»

3

Диско-фильм «Оружейная палата Кремля».

4

Диско-фильм «Алмазный фонд Кремля –сокровищница России»

5

«Народные промыслы». О сокровищах народного творчества

6

«Московские особняки» - музеи

7

Сокровища народного творчества. Этнографический музей в С-Петер-бурге. Дворец для племен и народов.

8

«Государственная Третьяковская галерея»

9

Комплект ДВД дисков (20 шт.) по теме «Искусство России» (творчество художников, архитектура, музеи России)

10.

Фильм «Рюриковичи» / STAR MEDIA

11.

Фильм «Романовы» / STAR MEDIA



























Содержание программы

Раздел 1. Введение. История возникновения музееведения.

Тема1.1 Теория 2 ч Музей как хранилище культурного наследия эпохи. История музейного дела в России.

Тема1.2 Теория 2 ч

Коллекционирование Сохранение культурного наследия России. Законодательство Российской Федерации об охране памятников истории и культуры

Раздел 2. Музеи и их социальные функции.

Тема 2.1 Теория 2 ч

Социальная роль музеев. Музей как хранилище культурного наследия эпохи.

Тема 2.2 Теория 2 ч

История возникновения музееведения. История музейного дела в России.

Тема 2.3 Теория 2 ч

Коллекционирование как начало сбора артефактов.

Тема 2.4 Практика 2

Современные формы работы музеев с населением и образовательными учреждениями Москвы.

Раздел 3. История возникновения музеев.

Теория 8 ч (4 темы по 2 часа)

Тема 3.1 История возникновения музеев в Древней Греции. Храмы как центры хранения сокровищ.

Тема 3.2 Частные коллекции - начало формирования музейных кол­лекций в Древнем Риме.

Тема 3.3 Роль монастырей как цен­тров духовной жизни.

Тема 3.4 Первые музейные учрежде­ния эпохи Возрождения, первых официальных му­зеев в Европе. Знаменитые музеи мира.

Раздел 4. История музейного дела в России.

Теория 6 ч (3 темы по 2 часа)

Тема 4.1«Государев кабинет» - первая коллекция в России при Петре 1. Петербургская Кунсткамера - пер­вый официальный музей в России.

Тема 4.2 Эрмитаж - му­зей национального и мирового значения, создан­ный Екатериной II в 1774 год. Значение меценат­ства в России для возникновения знаменитых му­зеев Москвы.

Тема 4.3 Третьяковская галерея, музей Бахру­шина. Судьбы музейных коллекций Москвы в пери­од революции.

Раздел 5. Участие в олимпиаде «Музеи. Парки. Усадьбы».

Тема 5.1 Теория 4 ч Ознакомление с Положением о проведении олимпиады.

Тема 5.2 Практика 12 ч (6 уроков по 2 ч)

Тема 5.2.1 Практика 2 ч Определение участников олимпиады, формирование групп по категориям.

Тема 5.2. 2 Практика 2 ч Регистрация на информационном сайте.

Тема 5.2.3 Практика 2 ч Выполнение заданий вводного тура, регистрации, выбор музея.

Тема 5.2.4 Практика 2 ч Прохождение заочного тура, получение «Приглашения» в музей.

Тема 5.2.5 Практика 4 ч Выполнение заданий очного тура при посещении музеев.

Раздел 6. Сокровища музеев Москвы - культурное наследие России.

Тема 6.1 Теория 4 ч.

Краеведческие музеи Москвы как уникальные хранилища духовной и материальной культуры, коллективной памяти ушедших поколений, связующее звено между прошлым и настоящим.

Тема 6.2 Теория 2 ч Экскурсии в музеи – это путь к представлениям об историческом времени и предметном мире, о духовной, литературной и художественной жизни, о знаменитых людях.

Тема 6. 3 Теория 2 ч Культурное наследие Москвы – это художественное богатство Оружейной палаты, Алмазного Фонда, музея декоративно-прикладного искусства на Делегатской, музея истории Москвы, научно-технических и литературных музеев.

Раздел 7. Музеи-заповедники и дворянские усадьбы - важнейшая часть культурного наследия России.

Тема 7.1 Теория 4 ч Знакомство с историей царских усадеб - музеев «Коломенское», «Царицыно», «Измайлово» и др.

Тема 7.2 Теория 4 ч Дворянские усадьбы и их роль в истории России, в развитии русской культуры как центров коллекционирования и жизни великих деятелей культуры.

Тема 7.3 Теория 2 ч «Кусково», «Кузьминки» и др.

Раздел 8. Парки столицы - музейные комплексы Москвы.

Тема 8.1 Теория 4 ч

Усадьбы в олимпиаде: Кузьминки-Влахернское, «Кузьминки», парк искусств под открытым небом «Музеон» и другие парки. Регистрация на сайте олимпиады «Музеи. Парки. Усадьбы».

Тема 8.2 Теория 4 ч Прохождение за­очного тура - викторины. Посещение музеев, парков, усадеб.

Раздел 9. Итоговое занятие.

Тема 9.1 Практика 4 ч Оформление зачётных презентаций. Выступление обучающихся.


Инфраструктурный лист

п/п

Наименование


Ед. измерения

Кол-во


Учебные парты

Шт.

18

Стулья

Шт.

37

Видеопроектор

ШТ.

1

Экран

Шт.

1

Ноутбук

Шт.

1

Подвес для видеопроектора

Шт.

1

Портреты исторических личностей

Шт.

7

Книжная выставка (книги)

Шт.

27

ДВД-диски

Шт.

10

Стойка для книжной выставки

Шт.

1

Уголок для книг

Шт.

1

Тумбы

Шт.

4

Принтер

Шт.

1

Плакатница

Шт.

1

Шкафы книжные

Шт.

4

Стенды

Шт.

3

Стол письменный, компьютерный

Шт.

1


Задание итоговой аттестации (квалификационного экзамена) - презентации

Критерии оценки

п/п

Критерии оценки

Баллы

- соответствие содержанию темы;

5

- правильная структурированность информации;

5

- эстетичность оформления, его соответствие требованиям;

5

- работа представлена в срок;

5

- самостоятельность подхода;

5

- небольшие расхождения в соответствии содержанию темы;

4

- несколько отклонений в структурированности информации;

4

- некоторая небрежность оформления, его соответствие требованиям;

4

- работа представлена в срок;

4

- большие расхождения содержания и темы

3

- нарушение структуры передачи информации

3

- небрежность оформления презентации, мелкий шрифт;

3

- нарушены сроки сдачи работы.

3


Список литературы,

используемой обучающимися при изучении

тематических разделов программы

«Тайны российской истории в музеях, парках, усадьбах»

Наименование

Год издания

Кол-во


Основная:



1.

Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История.

2018, Москва

1

2.

Исторические справки и всякие интересности. Олимпиада «Музеи. Парки. Усадьбы».

2016, Москва

1

3

Конвенция об охране нематериального культурного наследия. –Федеральный закон от 26.05.96. № 54-ФЗ «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации».

Париж: ЮНЕСКО, 2003

1

4

Курило Л.В., Основы экскурсионной деятельности

2012, Москва

1

5.

Долженко Г.П., Экскурсионное дело

2013, Москва

1

6.

Школьник Ю.К. Москва. Полная энциклопедия

2010, Москва

1


Бисько И.А., Информационно-экскурсионная деятельность на предприятиях туризма

2015, Москва

1

7.

Козлов В.Ф., Святославский А.В. По старым московским окраинам: Экскурсии

2007, Москва

1

8.

Козлов В.Ф., Святославский А.В. По Москве пешком: путеводитель.

2007, Москва

1

9.

Романюк С.К. Москва. Китай-город: путеводитель.

2007, Москва

1

10.

Зуйков В.В. Государев двор в Коломенском

2007, Москва

1

11.

Романюк С.К. Кремль и Красная площадь: путеводитель.

2004, Москва

1

12.

Козлов В.Ф., Святославский А.В. Москва в экскурсиях.

2003, Москва

1


Дополнительная:



13.

Музей «Палаты в Зарядье»: путеводитель.

2003, Москва

1

14.

Богатырев Е.А., Потемина Е.И. Государственный музей А.С. Пушкина

2002, Москва

1

15.

Зверев В. Л. Москва белокаменная: очерки естественной истории.

2001, Москва

1

16.

Москвоведение. Наш город/А.И. Алексеев, В.Г. Глушкова, Э.В. Ким и др.

2000, Москва

1

17.

Музей-панорама «Бородинская битва»

1999, Москва

1

18.

Загорский государственный историко-художественный музей-заповедник

1973, Москва

1

19.

Древнерусское декоративно-прикладное искусство в собрании Государственного Русского Музея

1980, Ленинград

1

20.

Кижи-музей-памятник деревянного зодчества

1970, С-Петербург

1

21.

Памятники архитектуры Ленинграда

1985, С-Петербург

1

22.

Государственный музей Московского Кремля

2004, Москва

1

23.

Музеи профессиональных образовательных учреждений города Москвы 1 и 2 выпуск


1


Интернет-источники:



21.

https://museum.olimpiada.ru/



22.

https://www.mos.ru/city/about/



23.

https://mosmuseum.ru/exhibitions/p/istoriya-moskvyi-dlya-detey-i-vzroslyih/



24.

https://moscowchronology.ru/



25.

www.museum.ru

Информационный портал Музеи России



26.

www.culture.ru

Портал Культурного наследия России



27.

www.whc.unesco.com

Всемирное наследие ЮНЕСКО



28.

www.personalguide.ru

Персональный гид в туризме



29.

www.planetolog.ru

Информационный портал по странам мира







Нормативно-правовые акты и документы

  1. Рабочая программа написана в соответствии с документами: Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.08.13 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», Приказ Департамента образования г. Москвы от 17.12.14 №922 «О мерах по развитию дополнительного образования детей в 2014-2015 году».

  2. Конвенция об охране нематериального культурного наследия. – Париж: ЮНЕСКО, 2003 Федеральный закон от 26.05.96. № 54-ФЗ «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации»;

  3. Письмо Министерства культуры Российской Федерации от 14.05.2016 № 165-01-39-ВА «О страховании музейных предметов»

  4. Приказ Министерства культуры РФ от 30 декабря 2014 г. N 2478 "Об утверждении типовых отраслевых норм труда на работы, выполняемые в зоопарках, фильмофондах, музеях и других организациях музейного типа"

Законы Российской Федерации:

  1. Закон РФ «Об основах законодательства Российской Федерации о культуре» от 09.10.1992 № 3612-1;

  2. РФ «О ввозе и вывозе культурных ценностей» от 15.04.1993г. № 4804-1;

  3. Закон РФ «Об оружии» от 13.12.1996 № 150-ФЗ (редакция 18.07.2006),

  4. Федеральный закон от 26.05.1996 № 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации»

  5. Закон РФ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25.06.2002 года № 73-ФЗ; Закон РФ «Об архивном деле в Российской Федерации»

  6. Федеральный Закон РФ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся») (далее – 273-ФЗ);

  7. Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 г. № 533 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196»;

  8. Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

  9. Концепцию развития дополнительного образования детей от 04.09.2014 г. № 1726-р;

  10. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14)


Учебно-тематический план программы

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«Тайны российской истории в музеях, парках, усадьбах»

Цель: повышение духовно-нравственной и интеллектуальной культуры обучающихся, воспитание чувства «малой Родины», обеспечение необходимого объёма знаний по истории России и её культуры через приобщение к культурному наследию России путём активизации экскурсионной музейной работы.

Категория слушателей: студенты 14-18 лет

Срок обучения:1 год

Режим занятий: каждый вторник (еженедельно) с 16.30-18.10


п/п

Наименование разделов и тем

Всего,
час.

Теорети-ческие занятия,
час.

Практи-ческие занятия,
час.

1.

Раздел 1. Введение. История возникновения музееведения.

4

4

-

2.

Тема1.1 Музей как хранилище культурного наследия эпохи. История музейного дела в России.

2

2

-

3.

Тема 1.2 Коллекционирование Сохранение культурного наследия России. Законодательство Российской Федерации об охране памятников истории и культуры

2

2

-

4.

Раздел 2. Музеи и их социальные функции.

8

6

2

5.

Тема 2.1 Социальная роль музеев. Музей как хранилище культурного наследия эпохи.

2

2

-

6.

Тема 2.2 История возникновения музееведения. История музейного дела в России.

2

2

-

7.

Тема 2.3 Коллекционирование как начало сбора артефактов.

2

2

-

8.

Тема 2.4 Современные формы работы музеев с населением и образовательными учреждениями Москвы.

2

-

2

9.

Раздел 3. История возникновения музеев.

8

8

-

10.

Тема 3.1 История возникновения музеев в Древней Греции. Храмы как центры хранения сокровищ.

2

2

-

11.

Тема 3.2 Частные коллекции - начало формирования музейных коллекций в Древнем Риме.

2

2

-

12.

Тема 3.3 Роль монастырей как центров духовной жизни.

2

2

-

13.

Тема 3.4 Первые музейные учреждений эпохи Возрождения, первых официальных музеев в Европе. Знаменитые музеи мира.

2

2

-

14.

Раздел 4. История музейного дела в России.

6

6

-

15.

Тема 4.1«Государев кабинет» - первая коллекция в России при Петре 1. Петербургская Кунсткамера - пер­вый официальный музей в России.

2

2

-

16.

Тема 4.2 Эрмитаж - му­зей национального и мирового значения, создан­ный Екатериной II в 1774 год. Значение меценат­ства в России для возникновения знаменитых му­зеев Москвы.

2

2

-

17.

Тема 4.3 Третьяковская галерея, музей Бахру­шина. Судьбы музейных коллекций Москвы в пери­од революции.

2

2

-

18.

Раздел 5. Участие в олимпиаде «Музеи. Парки. Усадьбы».

16

4

12

19.

Тема 5.1 Ознакомление с Положением о проведении олимпиады.

4

4

-

20.

Тема 5.2.1 Определение участников олимпиады, формирование групп по категориям.

2

-

2

21.

Тема 5.2.2 Регистрация на информационном сайте.

2

-

2

22.

Тема 5.2.3 Выполнение заданий вводного тура, регистрации, выбор музея.

2

-

2

23.

Тема 5.2.4 Прохождение заочного тура, получение «Приглашения» в музей.

2

-

2

24.

Тема 5.2.5 Практика 4 ч Выполнение заданий очного тура при посещении музеев.

4

-

4

25.

Раздел 6. Сокровища музеев Москвы - культурное наследие России.

8

8

-

26.

Тема 6.1 Краеведческие музеи Москвы как уникальные хранилища духовной и материальной культуры, коллективной памяти ушедших поколений, связующее звено между прошлым и настоящим.

4

4

-

27.

Тема 6.2 Экскурсии в музеи – это путь к представлениям об историческом времени и предметном мире, о духовной, литературной и художественной жизни, о знаменитых людях.

2

2

-

28.

Тема 6. 3 Культурное наследие Москвы – это художественное богатство Оружейной палаты, Алмазного Фонда, музея декоративно-прикладного искусства на Делегатской, музея истории Москвы, научно-технических и литературных музеев.

2

2

-

29.

Раздел 7. Музеи-заповедники и дворянские

усадьбы - важнейшая часть культурного наследия России.

10

10

-

30.

Тема 7.1 Знакомство с историей царских усадеб - музеев «Коломенское», «Царицыно», «Измайлово» и др.

4

4

-

31.

Тема 7.2 Дворянские усадьбы и их роль в истории России, в развитии русской культуры как центров коллекционирования и жизни великих деятелей культуры.

4

4

-

32.

Тема 7.3 «Кусково», «Кузьминки» и др.

2

2

-

33.

Раздел 8. Парки столицы - музейные комплексы Москвы.

6

6


34.

Тема 8.1 Усадьбы в олимпиаде: Кузьминки-Влахернское, «Кузьминки», парк искусств под открытым небом «Музеон» и другие парки. Регистрация на сайте олимпиады «Музеи. Парки. Усадьбы».

4

4

-

35.

Тема 8.2 Прохождение за­очного тура - викторины. Посещение музеев, парков, усадеб.

2

2

-

36.

Раздел 9. Итоговое занятие.

2

-

2

37.

Тема 9.1 Оформление зачётных презентаций. Выступление обучающихся.

2

-

2


Итого:

68

52

16


















Календарно-тематический план программы

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«Тайны российской истории в музеях, парках, усадьбах»

Цель: повышение духовно-нравственной и интеллектуальной культуры обучающихся, воспитание чувства «малой Родины», обеспечение необходимого объёма знаний по истории России и её культуры через приобщение к культурному наследию России путём активизации экскурсионной музейной работы.

Категория слушателей: студенты 14-18 лет

Срок обучения:1 год

Режим занятий: каждый вторник (еженедельно) с 16.30-18.10


п/п

Наименование разделов и тем

Всего,
час.

Теорети-ческие занятия,
час.

Практи-ческие занятия,
час.

Сроки реализации (недели)

Раздел 1. Введение. История возникновения музееведения.

4

4

-


Тема1.1 Музей как хранилище культурного наследия эпохи. История музейного дела в России.

2

2

-

06.09-11.09.21

Тема 1.2 Коллекционирование Сохранение культурного наследия России. Законодательство Российской Федерации об охране памятников истории и культуры

2

2

-

13.09-18.09.21

Раздел 2. Музеи и их социальные функции.

8

6

2


Тема 2.1 Социальная роль музеев. Музей как хранилище культурного наследия эпохи.

2

2

-

20.09-25.09.21

Тема 2.2 История возникновения музееведения. История музейного дела в России.

2

2

-

27.09-02.10.21

Тема 2.3 Коллекционирование как начало сбора артефактов.

2

2

-

04.10-09.10.21

Тема 2.4 Современные формы работы музеев с населением и образовательными учреждениями Москвы.

2

-

2

11.10-16.10.21

Раздел 3. История возникновения музеев.

8

8

-


Тема 3.1 История возникновения музеев в Древней Греции. Храмы как центры хранения сокровищ.

2

2

-

18.10-23.10.21

Тема 3.2 Частные коллекции - начало формирования музейных коллекций в Древнем Риме.

2

2

-

25.10-30.10.21

Тема 3.3 Роль монастырей как центров духовной жизни.

2

2

-

01.11-03.11.21

Тема 3.4 Первые музейные учреждений эпохи Возрождения, первых официальных музеев в Европе. Знаменитые музеи мира.

2

2

-

08.11-13.11.21

Раздел 4. История музейного дела в России.

6

6

-


Тема 4.1«Государев кабинет» - первая коллекция в России при Петре 1. Петербургская Кунсткамера - пер­вый официальный музей в России.

2

2

-

15.11-20.11.21

Тема 4.2 Эрмитаж - му­зей национального и мирового значения, создан­ный Екатериной II в 1774 год. Значение меценат­ства в России для возникновения знаменитых му­зеев Москвы.

2

2

-

22.11-27.11.21

Тема 4.3 Третьяковская галерея, музей Бахру­шина. Судьбы музейных коллекций Москвы в пери­од революции.

2

2

-

29.11-04.12.21

Раздел 5. Участие в олимпиаде «Музеи. Парки. Усадьбы».

16

4

12


Тема 5.1 Ознакомление с Положением о проведении олимпиады.

4

4

-

06.12-11.12.2;

13.12-18.12.21

Тема 5.2.1 Определение участников олимпиады, формирование групп по категориям.

2

-

2

20.12-25.12.21

Тема 5.2.2 Регистрация на информационном сайте.

2

-

2

27.12-30.12.21

Тема 5.2.3 Выполнение заданий вводного тура, регистрации, выбор музея.

2

-

2

17.01-22.01.22

Тема 5.2.4 Прохождение заочного тура, получение «Приглашения» в музей.

2

-

2

24.01-29.01.22

Тема 5.2.5 Выполнение заданий очного тура при посещении музеев.

4

-

4

31.01-05.02.22;

07.02-12.02.22

Раздел 6. Сокровища музеев Москвы - культурное наследие России.

8

8

-


Тема 6.1 Краеведческие музеи Москвы как уникальные хранилища духовной и материальной культуры, коллективной памяти ушедших поколений, связующее звено между прошлым и настоящим.

4

4

-

14.02-19.02.22;

21.02-26.02.22

Тема 6.2 Экскурсии в музеи – это путь к представлениям об историческом времени и предметном мире, о духовной, литературной и художественной жизни, о знаменитых людях.

2

2

-

28.02-05.03.22

Тема 6. 3 Культурное наследие Москвы – это художественное богатство Оружейной палаты, Алмазного Фонда, музея декоративно-прикладного искусства на Делегатской, музея истории Москвы, научно-технических и литературных музеев.

2

2

-

09.03-12.03.22

Раздел 7. Музеи-заповедники и дворянские

усадьбы - важнейшая часть культурного наследия России.

10

10

-


Тема 7.1 Знакомство с историей царских усадеб - музеев «Коломенское», «Царицыно», «Измайлово» и др.

4

4

-

14.03-19.03.22;

21.03-26.03.22

Тема 7.2 Дворянские усадьбы и их роль в истории России, в развитии русской культуры как центров коллекционирования и жизни великих деятелей культуры.

4

4

-

28.03-02.04.22;

04.04-09.04.22

Тема 7.3 «Кусково», «Кузьминки» и др.

2

2

-

11.04-16.04.22

Раздел 8. Парки столицы - музейные комплексы Москвы.

6

6



Тема 8.1 Усадьбы в олимпиаде: Кузьминки-Влахернское, «Кузьминки», парк искусств под открытым небом «Музеон» и другие парки. Регистрация на сайте олимпиады «Музеи. Парки. Усадьбы».

4

4

-

18.04-23.04.22;

25.04-30.04.22

Тема 8.2 Прохождение за­очного тура - викторины. Посещение музеев, парков, усадеб.

2

2

-

04.05-07.05.22

Раздел 9. Итоговое занятие.

2

-

2


Тема 9.1 Оформление зачётных презентаций. Выступление обучающихся.

2

-

2

11.05-14.05.22


Итого:

68

52

16



2


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!