Программа лаборатории
«Метеостанция»
Дошкольники– прирожденные исследователи.
И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить
решение в проблемной ситуации. 3адача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.
Актуальность:
Особое значение для развития личности дошкольника имеет
усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными,
общительными, самостоятельными, умеющими решать возникающие проблемы и правильно ориентироваться в окружающей
обстановке. Жажда впечатлений, желание детей самостоятельно исследовать мир вокруг заставляет педагогов искать новые методы
организации детского экспериментирования.
Важно помнить то, что самые ценные и прочные знания – не те, что усвоены путем выучивания, а те, что добыты самостоятельно, в
ходе собственных творческих изысканий. Самое важное то, что ребенку гораздо легче изучать науку, действуя подобно ученому
(проводя исследования, ставя эксперименты, др.), чем получать добытые кем-то знания в готовом виде.
Развивать у дошкольников умения экспериментировать, наблюдать можно доступными средствами:
наблюдая за погодой и природными явлениями.
В настоящее время потребность человека в определении погоды на основе личных наблюдений за поведением животных,
состоянием растений и некоторых явлений неживой природы заметно снижается.
При современном уровне развития науки и техники легче узнать прогноз погоды из средств массовой информации, чем определять
самому. Но «легче» не значит «лучше»: умение определять погоду оказывает большое влияние на общее развитие человека.
Прогнозирование погоды — это деятельность познавательная, доступная ребенку, развивающая его умственные способности:
наблюдательность, любознательность, умение сравнивать, предполагать, анализировать, сопоставлять, рассуждать, делать
умозаключения, выводы.
Прогнозирование погоды позволяет углубить знания о природе, о значимости ее компонентов, о зависимости органической
природы от неорганической. Этот вид деятельности можно осуществлять в любом месте, в любое время суток, в любое время года и в любом возрасте.
Прогнозирование погоды позволяет использовать все методы экологического образования во всех формах работы,
прежде всего это повторные и длительные наблюдения-исследования за растениями и животными в уголке природы, на прогулке,
дома, на даче с последующим обсуждением результатов на «научной конференции». Этот вид деятельности позволяет открыть детям неизвестное в известном, хорошо знакомом. Знакомство детей с народными приметами — это приобщение их к народной культуре, народной мудрости, народному опыту, а это
воспитывает уважение к предкам, обеспечивает связь поколений. Знание народных примет, результаты собственных наблюдений в
ходе их проверки позволяют развивать детей не только интеллектуально, но и творчески.
Прогнозирование погоды позволяет детям убедиться в существовании взаимосвязей живой и неживой природы, что способствует
подведению детей к философскому понятию всеединства мира («все связано со всем»).
Этот метод помогает детям разобраться в причинно-следственных связях, что очень важно для понимания экологических
закономерностей и для жизни вообще.
Содержание
Гипотеза: Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего
мира, так как дети по природе своей – исследователи.
Включение ребенка в исследовательскую деятельность, позволяет значительно повысить образовательный эффект, способствует
развитию его любознательности, внимания и логического мышления.
Развитие ребенка будет усиливаться, если педагогическая поддержка воспитывающих взрослых будет направлена на:
• Создание развивающей предметной среды, ориентирующей дошкольников на активную субъектную позицию;
• Обогащение воспитательно – образовательного процесса эмоциональным содержанием через организацию разнообразных
видов творческой деятельности и общения;
• Воспитание у дошкольников гуманно - ценностного отношения к природе через понимание ценности природы.
Цели:
• Усвоение системы знаний о природе: ее компонентах и взаимосвязях между ними.
• Формирование представлений об универсальной ценности природы.
• Воспитание потребности в общении с природой.
• Привитие трудовых природоведческих навыков, экологического сознания.
• Создание благоприятных эмоциональных условий при ознакомлении
дошкольников с родным краем.
Задачи:
• Развивать у детей навыки исследовательской деятельности: наблюдательность, любознательность, умение сравнивать,
предполагать, анализировать, сопоставлять, рассуждать, делать выводы и умозаключения.
• Учить детей прогнозировать погоду, устанавливая взаимосвязи между живой и неживой природой.
• Развивать чуткость и внимательность к миру природы: замечать изменения в состоянии объектов природы («комары вьются –
к теплу»…)
• Приобщать детей к народной культуре, народной мудрости, народному опыту: знакомить детей с народными приметами,
проверять их в ходе наблюдений.
• Учить детей фиксировать свои наблюдения с помощью знаков, символов в календарях погоды, тетрадях наблюдений и т.д.
• Воспитывать интерес и потребность в общении с природой, любовь к родному краю.
• Активизировать позицию родителей как участников педагогического процесса детского сада.
Формы организации детей:
• Экскурсии в различные биоценозы: на луг, речку, болото
• Целевые прогулки: в парк, сквер, улицу города
• Экскурсии на метеостанцию
• Организованная образовательная деятельность в комнате природы
• Организованная образовательная деятельность на метеоплощадке.
Методы:
• Систематические наблюдения в живой и неживой природе
• Проверка в практической деятельности народных примет (зарисовка и рифмовка примет)
• Чтение природоведческой литературы
• Моделирование
• Экспериментирование
• Труд в комнате природы и на метеоплощадке
• Домашние задания
Ожидаемые результаты:
• Формирование у детей гуманно – ценностного отношения к природе: увлечение познанием природы, открытием ее законов,
пониманием языка природы, внимательное отношение к изменениям в животном и растительном мире;
• Творческое развитие детей: расширение кругозора, формирование умений описывать природу, изображать её в
разнообразных техниках.