Министерство образования Пермского края
Управление образования администрации Юрлинского муниципального района
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Юрлинская средняя школа им. Л.Барышева»
Филиал «Чужьинская основная общеобразовательная школа»
Программа
летнего оздоровительного лагеря
с дневным пребыванием детей
«ЭТНОГРАД»
Разработала: Боталова Е.А.,
учитель начальных классов
филиала «Чужьинская ОШ».
Тел.: 8-904-84-48-543
2022 г.
Содержание
1.Содержание……………………………………………………………………. 2
2. Пояснительная записка…………………………………………………… 3-4
3. Паспорт программы………………………………………………………… 4-6
4. План-сетка мероприятий……………………………………………………… 7
5.Ожидаемые результаты и критерии их оценки…………………………... 8-9
6.Участники программы……………………………………………………….. 9
7.Этапы реализации программы…………………………………………….. 9-10
8. Сроки действия программы………………………………………………… 10
9. Содержание деятельности……………………………………………….. 10-11
10. Направления воспитательной работы…………………………………….. 11
11.Режим дня……………………………………………………………………. 11
12. Материально-техническое обеспечение…………………………………... 12
13. Факторы риска и меры их профилактики………………………………… 12
14. Методы диагностики……………………………………………………….. 12
15. Список литературы………………………………………………………… 13
16.Приложения……………………………………………………………… 14-15
2.Пояснительная записка
Нормативно-правовая база
Программа летнего оздоровительного лагеря «Путешествие в мир славянской культуры» разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:
Конституция РФ;
Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989)
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ
Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
Приказ Минобразования России от 13.07.2001 № 2688 «Об утверждении порядка проведения смен профильных лагерей, лагерей с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха».
Типовое положение о детском оздоровительном лагере (утв. письмом Минздравсоцразвития России от 15.04.2011 № 18-2/10/1-2188).
Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул. СанПин 2.4.4.2599-10 (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 19.04.2010 № 25)
Положение о летнем оздоровительном лагере.
Должностные инструкции работников летнего оздоровительного лагеря
Заявления родителей.
Договор с родителями.
Акт приемки лагеря.
2.2.Актуальность программы
С наступлением летних каникул особую роль для родителей и учащихся играют летние лагеря с дневным пребыванием при образовательных учреждениях. На сегодняшний день это наиболее выгодный и для многих единственный выход для занятия детей в летний период. Посещая лагерь, ребенок не отрывается от семьи, находится под контролем педагогов, своевременно накормлен, занят интересными делами. Родители спокойны за своих детей.
В условиях летнего пришкольного лагеря, отдых детей уникален, это не продолжение школьного образовательного процесса, а интеграция летнего отдыха и познавательной деятельности. Это совсем иной кусочек жизни ребенка, его отдых, наполненный яркими впечатлениями, и только хорошим настроением. Главное в лагере не система дел, не мероприятия, а ребенок в деле, его поступки, его отношение к делу, к друзьям по отряду, к взрослым людям.
Проведение лагерной смены обусловлено необходимостью:
- проблема летней занятости детей;
- укрепление здоровья учащихся;
-возможность получить полноценный отдых детям из социально незащищенных категорий семей.
3. Паспорт программы
Информационная карта
Номинация, по которой предоставляется программа | Комплексная программа по организации летнего отдыха, оздоровления и занятости несовершеннолетних |
Полное название программы | Комплексная краткосрочная программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «ЭТНОГРАД» |
Цель программы | Создание условий для сохранения и укрепления физического, нравственного, психического здоровья школьников, раскрытия творческого потенциала. |
Задачи | - способствовать укреплению здоровья, закаливанию организма детей; - развивать личность ребёнка, раскрывать его способности на основе удовлетворения интересов и неудовлетворённых в школе потребностей (прежде всего духовных, интеллектуальных и двигательных); - раскрывать творческий потенциал детей, включать их в коллективную и индивидуальную деятельность; - создать условия для социализации личности ребёнка на основе формирования его гражданской позиции; - создать условия для присвоения ребёнком морально-этических норм. |
Игровая модель | Летний лагерь - это не только мероприятия способствующие укреплению здоровья, но в большей степени организация занятости ребёнка в форме сюжетно-ролевой игры, в результате которой ребёнок пробует себя в различных социальных ролях, а после окончания смены начинает использовать приобретённые игровые знания в школе, классе, компании друзей с целью организации досуга. «ЭТНОГРАД» представляет собой лагерную смену, во время которой вся деятельность школьников будет направлена на приобщение их к миру культурного наследия народов России в доступной занимательной форме. На время смены лагерь становится местом поселения древних славян. Все жители: славяне, объединённые в отряды-племена. Ежедневно на главной площади городища проводится утренняя линейка – «Утренняя Заря», на которой звучит Гимн лагеря, кричалка и приветствие, происходит перекличка племён, сообщается план на текущий день. Итоги подводятся на вечернем сходе «Вечерняя Заря». На «Вечерней Заре» происходит передача тотема (игрушка-медведь) и вымпелы с изображением тотема отличившемуся в течение дня отряду и жетонов за личные достижения отдельным детям. За нарушение Законов назначаются штрафные санкции: весь отряд лишается вымпела. Тотем передаётся от отряда к отряду, а вымпелы и жетоны копятся. В конце смены по количеству вымпелов определяется лучший отряд-племя, а по количеству жетонов лучшие представители племён. Каждый день на «Вечерней Заре» анализируется прошедшая работа и планируется следующее дело. Вся воспитательная деятельность в период лагерной смены будет иметь этнографическую направленность и осуществляться с учётом трёх видов деятельности: Познавательной Творческой Деятельности, направленной на здоровый образ жизни Собранным материалом оформляется проект. В конце смены каждый отряд предоставляет защиту проекта. На время лагерной смены все дети делятся на два отряда. |
Ожидаемый результат | По окончании смены у ребёнка: 1. будет создана мотивация на активную жизненную позицию в формировании здорового образа жизни и получении конкретного результата от своей деятельности; 2. будет реализована мотивация к собственному развитию, участию в собственной деятельности, проявление социальной инициативы; 3. будут развиты коммуникативные, познавательные, творческие способности, умение работать в коллективе; 4. будут сформированы гражданские качества, культура межличностных взаимоотношений |
Название организации Авторы программы | МБОУ «Юрлинская СОШ им. Л. Барышева» филиал «Чужьинская ОШ» |
Почтовый адрес учреждения, телефон | 619200, Пермский край, Юрлинский район, д. Чужья, ул. Зеленая, д.18, 83429421828 |
ФИО руководителя учреждения | Светлакова Екатерина Васильевна, заведующая филиалом |
ФИО автора программы | Боталова Екатерина Александровна, организатор |
06.06.2022 Линейка (поднятие флага). Проектирование отрядных комнат. Инструктаж по ТБ. Игра-путешествие «Литературной дилижанс». Линейка (спуск флага). | 07.06.2022 Линейка (поднятие флага). Подготовка к открытию смены. Виртуальная экскурсия по музеям народных промыслов России. Игры на сплочение «Тише-громче», «Круг знакомств» и др. Линейка (спуск флага). | 08.06.2022 Линейка (поднятие флага). Открытие смены «Экоград». Оформление мини-музея «Предметы старины». Линейка (спуск флага). | 09.06.2022 Линейка (поднятие флага). Мастер – класс «Культура разных народов». Конкурсная программа «Дорожный серпантин». Линейка (спуск флага). | 10.06.2022 Линейка (поднятие флага). Квест-игра «Тайны народов России». Конкурс причесок «Коса – девичья краса». Линейка (спуск флага). |
14.06.2022 Линейка (поднятие флага). Праздничное мероприятие «С любовью к России». Конкурс рисунков на асфальте «Дополненная реальность». Линейка (спуск флага). | 15.06.2022 Линейка (поднятие флага). Подвижные игры «Забавы старины». Викторина «Русские народные праздники». Линейка (спуск флага). | 16.06.2022 Линейка (поднятие флага). Мастер-класс «Щедра талантами родная сторона». Калейдоскоп соревнований «Рекордсмен». Линейка (спуск флага). | 17.06.2022 Линейка (поднятие флага). Игра-путешествие «От глиняной таблички к печатной страничке». Шашечный турнир «Шах и мат». Линейка (спуск флага). | 18.06.2022 Линейка (поднятие флага). Посещение Коми-Пермяцкого краеведческого музея им. П.И. Субботина-Пермяка» Викторина «Аптека под ногами». Линейка (спуск флага). |
21.06.2022 Линейка (поднятие флага). Игра-викторина «Золотые россыпи русского слова». Операция «Фантик» Линейка (спуск флага). | 22.06.2022 Линейка (поднятие флага). Митинг «Мы, дети, против войны на планете» Беседа «Земляки в годы войны» Линейка (спуск флага). | 23.06.2022 Линейка (поднятие флага). Блиц-турнир «Путешествие по Пермскому краю». «Подиум» (конкурс на лучший народный костюм) Линейка (спуск флага). | 24.06.2022 Линейка (поднятие флага). «Северная сказка» (посещение музея под открытым небом в д. Парамайлово») Линейка (спуск флага). | 25.06.2022 Линейка (поднятие флага). Праздничный концерт «Закрытие лагеря». Подведение итогов смены, награждение племен и их жителей. Линейка (спуск флага). |
4. План-сетка мероприятий
5. Ожидаемые результаты и критерии их оценки
Критерии | Показатели | Методы отслеживания результатов |
Укрепление здоровья воспитанников: способствовать сохранению и укреплению здоровья детей и подростков, привитию навыков здорового образа жизни и интереса к систематическим занятиям физической культурой и спортом | Показатели здоровья детей (в начале и конце смены) Повышение количества участвующих в спортивных соревнованиях Снижение заболеваемости во время лагерной смены | Медицинское наблюдение Педагогическое наблюдение Количество участников спортивных соревнований и мероприятий |
Оказать социальную поддержку детям из малообеспеченных семей | Количество детей из малообеспеченных семей | Учет заявлений родителей на посещение лагеря дневного пребывания детей |
Развить умения и навыки индивидуальной и коллективной творческой активности Расширение кругозора детей. | Повышение интереса к проводимым занятиям в % отношении | Анкетирование, участие в интеллектуальных мероприятиях |
Развить коммуникативные способности и толерантность. Повышение творческой активности детей через коллективно-творческие дела, социально-значимую деятельность, стремление к культурной жизни, доброте, красоте, снижение эмоционального напряжения | Отсутствие негативных инцидентов, правонарушений, рейтинг проводимых мероприятий (экскурсии, музеи, выставки) | Анкетирование, индивидуальные беседы |
Развивать навыки коммуникативного общения, содействовать развитию социального опыта и реализации творческого потенциала детей | Повышение количества детей, участвующих в проводимых мероприятиях. Устойчивый интерес к творческой деятельности и расширению кругозора | Качество продуктов творческой деятельности детей (концерты, мероприятия, выставки, конкурсы) |
Получение навыков культурного поведения, соблюдения моральных норм, правильных коммуникативных отношений. Осуществлять профилактику противоправного поведения обучающихся | Отсутствие конфликтных ситуаций | Метод наблюдения (наличие или отсутствие фактов). Анализ данных уровня развития социальной активности личности |
6. Участники программы
-дети от 6 до 14 лет;
- дети различных учетных категорий (СОП, группа риска и т.д.);
7.Этапы реализации программы
7.1.Подготовительный этап: характеризуется подготовкой к смене. Основные виды деятельности:
- разработка педагогической основы программы и сюжетно-игровой модели смен;
- подбор методического материала на основе учета тематики смен и контингента обучающихся;
- оформление помещений;
- обучение помощников воспитателей формам и методам работы с детьми и подростками;
- психолого-педагогические семинары для педагогического коллектива;
- установление внешних связей с социальными учреждениями, учреждениями культуры;
-проведение родительских собраний, анкетирование родителей;
-оформление информационных стендов для обучающихся, родителей;
- размещение информации об организации летнего отдыха обучающихся на школьном сайте.
7.2. Организационный этап:
-встреча детей, формирование отрядов;
-знакомство с законами, традициями и правилами жизнедеятельности лагеря;
-привлечение детей и подростков разных категорий в кружки по интересам и различные виды КТД;
- открытие смены.
7.3.Основной этап: непосредственная реализация программы.
- реализация основной идеи программы;
- проведение познавательных, развлекательных, спортивно-массовых мероприятий;
-ежедневный контроль посещения детей с занесением отметки в журнале.
- наблюдение за состоянием детей со стороны педагогов, медицинских работников, воспитателей.
7.4.Заключительный этап: подведение итогов смены.
- защита проектов;
- заключительный гала-концерт;
- минута отрядного общения;
- анкетирование детей и их родителей по изучению удовлетворенности организацией лагерной смены;
8. Сроки действия программы
Программа является краткосрочной, т.е. реализуется в течение июня, продолжительностью 21 календарный день.
9. Содержание деятельности
Реализация целей и задач смены осуществляется по программе «ЭТНОГРАД». Все учащиеся делятся на две возрастные группы. Каждый отряд планирует свою работу с учетом общелагерного плана. Центром является территория лагеря.
Утренняя гимнастика проводится ежедневно в течение 10-15 минут: в хорошую погоду – на открытом воздухе, в непогоду – в проветриваемых помещениях. Основная задача этого режимного момента, помимо физического развития – создание положительного эмоционального заряда и хорошего физического тонуса на весь день.
Содержание программы направлено на знакомство детей с коллективным образом жизни.
«ЭТНОГРАД» представляет собой лагерную смену, во время которой вся деятельность школьников будет направлена на приобщение их к миру культурного наследия народов России в доступной занимательной форме. На время смены лагерь становится местом поселения древних славян.
Все жители: славяне, объединённые в отряды-племена.
Ежедневно на главной площади городища проводится утренняя линейка – «Утренняя Заря», на которой звучит Гимн лагеря, кричалка и приветствие, происходит перекличка племён, сообщается план на текущий день. Итоги подводятся на вечернем сходе «Вечерняя Заря». На «Вечерней Заре» происходит передача тотема (игрушка-медведь) и вымпелы с изображением тотема отличившемуся в течение дня отряду и жетонов за личные достижения отдельным детям. За нарушение Законов назначаются штрафные санкции: весь отряд лишается вымпела.
Тотем передаётся от отряда к отряду, а вымпелы и жетоны копятся. В конце смены по количеству вымпелов определяется лучший отряд-племя, а по количеству жетонов лучшие представители племён.
Каждый день на «Вечерней Заре» анализируется прошедшая работа и планируется следующее дело.
Вся воспитательная деятельность в период лагерной смены будет иметь этнографическую направленность и осуществляться с учётом трёх видов деятельности:
Познавательной
Творческой
Деятельности, направленной на здоровый образ жизни
Ежедневно ребята будут заниматься проектной деятельностью своего отряда (оформление отрядной комнаты), развивать творческие способности в оформительском искусстве, в современной хореографии, вокале, в актерском мастерстве. В такой не принужденной обстановке будут проходить – отдых, воздушные, солнечные ванны.
Оригинальность программы «ЭТНОГРАД» заключается в гармоничном сочетании спортивно-оздоровительной, общекультурной и духовно-нравственной деятельности учащихся посредством вовлечения детей в интеллектуальную, спортивно-игровую компетентности, что отражено в содержании, формах и методах деятельности лагеря.
11. Режим дня
9.00-9.15 - прием детей
9.15-9.30 – зарядка
9.30-9.45 – утренняя линейка
10.00-10.30 – завтрак
10.30-11.30 – подготовка к мероприятию, занятия по интересам
12.00-13.00 – мероприятия по плану
13.00-14.00 – мероприятия по плану
13.00-14.00 – закаливающие процедуры, игры на свежем воздухе
14.00-14.30 – обед
14.30-14.45 – уборка комнат
14.45-15.00 – вечерняя линейка, подведение итогов дня
12. Материально-техническое обеспечение
-Выбор оптимальных условий и площадок для проведения различных мероприятий (игровая комната, спортзал, территория лагеря, Дом культуры, сельская библиотека).
-Материалы для оформления и творчества детей.
-Наличие канцелярских принадлежностей.
-Аудиоматериалы и видеотехника
13. Факторы риска и меры их профилактики
№ п/п | Факторы риска | Методы профилактики |
1 | Неблагоприятные погодные условия. | Заменить мероприятием без выхода на улицу. |
2 | Жара. | Защита головы от солнечного удара, питьевой режим. Не позволять длительное время, находится на открытом солнце. |
3 | Отсутствие воды. | Запас питьевой воды. |
4 | Травмы и ушибы. | Предупреждение и профилактика травматизма. Иметь средство для дезинфекции ссадин и ран, порезов. Помощь медицинского работника. |
5 | Несоблюдение режима дня. | Разъяснительные беседы о необходимости соблюдения режима дня. |
6 | Инфекционные заболевания. | Постоянное мытьё рук перед едой и после посещения туалета. Беседы медицинского работника по теме. |
14. Методы диагностики
- Проведение стартового анкетирования. (Приложение 1)
- Проведение анкетирования по окончанию смены. (Приложение 2)
15. Список литературы
Вайдорф-Сысоева, М.Е. Основы вожатского мастерства: Учеб.-метод. пособие. – М.: ЦГЛ, 2015.
Гончарова, Е.И. Школьный летний лагерь. – М.: ООО «Вако», 2014.
Григоренко, Ю.Н. Коллективно-творческие дела, интересные встречи, песни, аттракционы, развлечения, игры, соревнования: Учебное пособие по организации детского досуга в детских оздоровительных лагерях и школе. – М.: Педагогическое общ-во России, 2014.
Должиков, И.И. Физкультурно-оздоровительные и спортивно-массовые мероприятия в детском лагере: Методическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2015.
Вожатый.ру – http://www.vozhatiy.ru/documents/1.html
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов – http://schoolcollection.edu.ru
Сайт для вожатых. Шпаргалка. В помощь вожатому –
http://www.salvetour.ru/_text01.html
Летний лагерь https://summercamp.ru/Заглавная_страница
16. Приложения
Приложение №1
Анкеты (на входе)
Мы снова вместе!
Для того чтобы сделать жизнь в нашем лагере более интересной, мы просим тебя ответить на некоторые вопросы:
Я пришёл в лагерь для того, чтобы _______________________________
Вожатого представляю себе как _________________________________
Моё самое любимое занятие ____________________________________
Мои первые впечатления о лагере _______________________________
Чего ожидаешь от лагерной смены_______________________________
Приложение №2
Анкета по изучению удовлетворенности детей организацией лагерной смены (на выходе)
1. Чего ты ожидал от лагерной смены?
( из предложенного списка выбери три варианта ответа)
- встреч со знаменитыми, интересными людьми
- просмотра новых художественных и мультипликационных фильмов
- возможность попробовать себя в роли жюри
- возможности проявить себя в разных направлениях
- зрелищности и веселья
- приятного времяпровождения
- ничего
- свой вариант___________________________________________________
2. Насколько оправдались твои ожидания?
- оправдались полностью, все было здорово
- могло быть и лучше
- программа была скучной и неинтересной
-Мне запомнилось только____________________________________________
- свой вариант ______________________________________________________
__________________________________________________________________3.Кем ты был в течении смены?
- членом детского жюри
- активным участником всех дел
- заинтересованным зрителем
- наблюдателем
- свой вариант ___________________________________________________
_______________________________________________________________
Если бы ты был организатором, то изменил бы (убрал, добавил …)
________________________________________________________________
Твое самое яркое впечатление о лагере
__________________________________________________________________