СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа "Ландшафтный дизайн"

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Ландшафтный дизайн» (далее – Программа) естественно-научной направленности базового уровня позволяет обучающимся изучить историю садово-паркового искусства, цветоводство, биологию развития растений, овладеть основами построения композиции и проектирования объектов ландшафтного дизайна, помогает реализовать творческие способности, способствует профессиональному самоопределению обучающихся.

Просмотр содержимого документа
«Программа "Ландшафтный дизайн"»

Муниципальное образовательное бюджетное учреждение дополнительного образования Тюкалинского муниципального района Омской области

«Станция юных натуралистов»


Принята на заседании методического совета

от « » 20 г. Протокол №

УТВЕРЖДАЮ

Директор

ФИО

« » 20 г.









ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Ландшафтный дизайн» НАПРАВЛЕННОСТЬ: ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ

Уровень программы: базовый Возраст обучающихся: 12 – 16 лет Срок реализации: 2 года






Составитель (разработчик):

Беспалова Марина Викторовна

педагог дополнительного образования






2021 год

ОГЛАВЛЕНИЕ


1.

Пояснительная записка

3

2.

Учебный (тематический) план 1 года обучения

7

3.

Содержание учебного (тематического) плана 1 года обучения

10

4.

Учебный (тематический) план 2 года обучения

23

5.

Содержание учебного (тематического) плана 2 года обучения

25

6.

Формы контроля и оценочные материалы

32

7.

Организационно-педагогические условия реализации Программы

32

8.

Список литературы

34

9.

Приложение 1

37



























2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

При современном темпе жизни очень важно иметь уголок, где человек мог бы по-настоящему отдохнуть и восстановить силы. Лучшим средством для этого, как утверждают специалисты, является общение с природой. Ландшафтный дизайн как будто выступает в роли посредника между природой и цивилизацией, соединяя их невидимой нитью. Ландшафтный дизайн – это настоящее искусство, находящееся на стыке трех направлений: с одной стороны, архитектуры и проектирования, с другой стороны, ботаники и растениеводства, с третьей стороны, истории и культуры, дающее человеку возможность жить в атмосфере красоты и комфорта.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Ландшафтный дизайн» (далее – Программа) естественно-научной направленности базового уровня позволяет обучающимся изучить историю садово-паркового искусства, цветоводство, биологию развития растений, овладеть основами построения композиции и проектирования объектов ландшафтного дизайна, помогает реализовать творческие способности, способствует профессиональному самоопределению обучающихся.

Актуальность программы заключается в том, что она направлена на содействие профессиональному самоопределению обучающихся путем приобретения специальных знаний, умений и навыков в области ландшафтного дизайна. Программа позволяет осуществить пробы, оценить свои потребности и возможности и сделать обоснованный выбор будущей профессиональной деятельности.

Новизна Программы заключается в том, что она ориентирована на формирование опыта практической деятельности в области ландшафтного дизайна, что позволяет обучающимся соотнести свои индивидуальные особенности и возможности с требованиями, которые предъявляются к этой области в современных условиях.

Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что основным принципом её реализации служит обучение в процессе практической деятельности. Это позволяет обучающимся овладеть необходимыми навыками ландшафтного дизайна, создает благоприятные условия для творческой самореализации личности.

Отличительная особенность программы состоит в том, что она даёт возможность обучающимся попробовать свои силы в ландшафтном проектировании, получить навыки работы, познакомиться с современными технологиями и методами работы в данной области, тем самым, создавая

условия для социального и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности.

Программа разработана на основе программы «Ландшафтная архитектура» (разработчик Романова Е.С., педагог дополнительного образования ГБПОУ «Воробьевы горы» г. Москвы, 2019 г.).

Программа может быть использована при подготовке к демонстрационному экзамену по направлению «Ландшафтный дизайн» и к участию в Чемпионате WorldSkills Russia (юниоры).

Цель программы – создать условия для эстетического и творческого развития, профессионального самоопределения обучающихся посредством обучения основам ландшафтного проектирования, включения их в разработку и реализацию экологически грамотных проектов оформления территории.

Реализация поставленной цели предусматривает решение ряда задач.


Задачи программы

1.формировать основные умения и навыки выполнения ландшафтных работ;

2.развивать творческие способности, воображение, фантазию, художественный вкус ;

3.воспитывать художественный вкус, способность видеть и чувствовать гармонию;

4. формировать интерес к ландшафтному проектированию.


Категория обучающихся

Обучение по Программе ведется в разновозрастных группах, которые комплектуются из обучающихся 12-16 лет, имеющих навыки рисования и проявляющих интерес к ландшафтному дизайну. Количество обучающихся в группе – 15 человек.

Сроки реализации

Программа рассчитана на 2 года обучения. Общее количество часов в год составляет 144 часа.

Формы и режим занятий

Программа реализуется 2 раза в неделю по 2часа. Программа включает в себя лекционные и практические занятия.

Планируемые результаты освоения программы

По итогам 1-го года освоения Программы обучающиеся

будут знать:
    • технику безопасности и требования, предъявляемые к организации рабочего места;

    • инструменты и принадлежности, способы ухода за ними;

    • историю ландшафтного дизайна;

    • основы ботаники и растениеводства;

    • современные тенденции, стили и направления ландшафтного дизайна;

    • биологические и экологические особенности цветочных и декоративно-лиственных растений;

    • виды цветников, особенности составления цветочных композиций, основные;

    • способы ухода за цветником;

будут уметь:
    • выбирать и использовать необходимые инструменты;

    • соблюдать правила техники безопасности при работе;

    • выполнять зонирование территории;

    • ориентироваться в стилях и направлениях ландшафтного дизайна;

    • подбирать растения, соответствующие климатическим условиям и назначению объектов озеленения;

    • разрабатывать и оформлять ландшафтные проекты территорий различного назначения;

    • оформлять простейшее портфолио из фотографий.


По итогам 2-го года освоения программы обучающиеся

будут знать:
    • отличительные особенности стилей садово-паркового искусства;

    • исторические и природные особенности формирования стилей ландшафтного дизайна;

    • основные виды древесно-кустарниковых пород, используемых в декоративном озеленении;

    • характерные особенности древесно-кустарниковых пород и правила ухода за ними;

    • особенности изображения различных элементов ландшафтных композиций;

    • условные обозначения, применяемые на схемах;

    • общие понятия об элементах зеленой и малой архитектуры;

будут уметь:
    • разрабатывать простейшие проекты озеленения и цветочно- декоративного оформления различных объектов;

    • использовать знания основ ландшафтного и архитектурного дизайна;

    • составлять схемы размещения растений на участке, использования солитеров и групповых посадок.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Учебный (тематический) план 1-го года обучения


Названия раздела/темы

Количество часов

Формы аттестации и

контроля

Всего

Лекция, мозговые штурмы, тренинги

Практическая работа

1.

Вводное занятие. Ландшафтный дизайн.

Техника безопасности

2

1

1


1.1.

Вводное занятие. Понятие ландшафтного дизайна.

Инструктаж по ТБ

2

1

1

Первичная диагностика.

Тестирование

2.

История и современность ландшафтного дизайна

12

4

8


2.1.

История возникновения и развития ландшафтного дизайна

3

1

2

Текущий контроль.

Тест

2.2.

Ландшафтная архитектура в России

3

1

2

Текущий контроль.

Тест

2.3.

Основные стили садовых ландшафтов и их характеристики

3

1

2

Текущий контроль.

Практическое

задание

2.4.

Основные составляющие ландшафтного дизайна

3

1

2

Текущий контроль.

Практическое

задание

3.

Основы ландшафтного дизайна

18

5

13


3.1.

Соотношение геометрических форм в ландшафтном дизайне

3

1

2

Текущий контроль.

Практическое

задание

3.2.

Игра цвета и свет. Контраст. Нюанс. Акцент. Ритм.

Пропорциональность

4

1

3

Текущий контроль.

Практическое

задание

3.3.

Фактура в ландшафтном дизайне

4

1

3

Текущий контроль.

Практическое

задание

3.4.

Законы гармонии

3

1

2

Текущий контроль.

Практическое

задание

3.5.

Выразительные средства и художественно- композиционные приемы дизайна

4

1

3

Текущий контроль.

Практическое

задание

4.

Биологические и декоративные особенности растений, используемых в

ландшафтном дизайне

28

12

16


4.1.

Биологические свойства древесных растений

3

1

2

Текущий контроль.

Практическое

задание

4.2.

Декоративные свойства деревьев и кустарников. Декоративные качества кроны. Декоративные

качества листа

4

2

2

Текущий контроль.

Практическое задание

4.3.

Декоративные свойства деревьев и кустарников. Декоративные свойства цветков и плодов.

Декоративные свойства ствола и коры

4

2

2

Текущий контроль.

Практическое задание

4.4.

Физиономические типы деревьев. Общие принципы выращивания деревьев

3

1

2

Текущий контроль.

Практическое

задание

4.5.

Физиономические типы кустарников. Общие принципы выращивания кустарников

3

1

2

Текущий контроль.

Практическое

задание

4.6.

Морфологические и биологические особенности цветочно- декоративных растений

3

1

2

Текущий контроль.

Практическое

задание

4.7.

Общая характеристика однолетних травянистых растений

4

2

2

Текущий контроль.

Практическое

задание

4.8.

Общая характеристика двулетних и многолетних травянистых растений

4

2

2

Промежуточный контроль.

Открытое

занятие

5.

Декоративное

оформление территории

80

20

60


5.1.

Основные принципы декоративного оформления территории

4

1

3

Текущий контроль.

Тест

5.2.

Типы посадок травянистых растений

4

1

3

Текущий контроль.

Практическое

задание

5.3.

Понятие газона. Виды газонов

4

1

3

Текущий контроль.

Практическое

задание

5.4.

Композиции декоративных растений: аллеи, живые изгороди. Топиарное искусство

4

1

3

Текущий контроль.

Практическое

задание

5.5.

Композиции из декоративных растений: клумба, рабатка

4

1

3

Текущий контроль.

Практическое

задание

5.6.

Композиции из декоративных растений: солитер, бордюр, кулиса

4

1

3

Текущий контроль.

Практическое

задание

5.7.

Композиции из декоративных растений: миксбордер, партер, арабеска

4

1

3

Текущий контроль.

Практическое

задание

5.8.

Вертикальное озеленение. Горшечный сад

4

1

3

Текущий контроль.

Практическое

задание

5.9.

Садовые сооружения: скамейки

4

1

3

Текущий контроль.

Практическое

задание

5.10.

Садовые сооружения: перголы, беседки, арки

4

1

3

Текущий контроль.

Практическое

задание

5.11.

Садовые сооружения: патио

4

1

3

Текущий контроль.

Практическое

задание

5.12.

Садовые дорожки

4

1

3

Текущий контроль.

Практическое

задание

5.13.

Садовая скульптура

4

1

3

Текущий контроль.

Практическое






задание

5.14.

Камни в ландшафтном искусстве

4

1

3

Текущий контроль.

Практическое

задание

5.15.

Камни в ландшафтном искусстве. Альпинарий

4

1

3

Текущий контроль.

Практическое

задание

5.16.

Камни в ландшафтном искусстве. Рокарий

4

1

3

Текущий контроль.

Практическое

задание

5.17.

Камни в ландшафтном искусстве. Декоративная отсыпка

4

1

3

Текущий контроль.

Практическое

задание

5.18.

Камни в ландшафтном искусстве. Сухой ручей

4

1

3

Текущий контроль.

Практическое

задание

5.19.

Фонтаны в ландшафтном искусстве

4

1

3

Текущий контроль.

Практическое

задание

5.20.

Искусственные водоемы в ландшафтном искусстве

4

1

3

Текущий контроль.

Практическое

задание

6.

Итоговое занятие. Конкурс эскизов

ландшафтного дизайна

4

-

4

Итоговая аттестация.

Презентация


ИТОГО

144

41

103




Содержание учебного (тематического) плана 1-го года обучения


Раздел 1. Вводное занятие. Ландшафтный дизайн. Техника

безопасности Тема 1.1. Вводное занятие. Понятие ландшафтного дизайна.

Инструктаж по ТБ.

Знакомство с деятельностью объединения, с его целями и задачами, порядком и планом работы на учебный год. Задачи и план работы объединения. Что такое ландшафтный дизайн. Два основных принципа

ландшафтного дизайна. Понятие о ландшафтной архитектуре, садово- парковом искусстве. Инструктаж по технике безопасности на занятиях.

Практическая работа. Выполнение первичной диагностики. Стартовое тестирование.

Раздел 2. История и современность ландшафтного дизайна Тема 2.1. История возникновения и развития ландшафтного дизайна

Ландшафтная архитектура Древнего мира. Сады древнего Египта, их особенности. Висячие сады Семирамиды (Вавилон). Ландшафтный дизайн Древней Греции, его особенности. Ландшафтный дизайн Древнего Рима, его особенности. Калвена – садовник Цезаря, основатель топиари. Ландшафтный дизайн в Средневековье, его особенности. Сады Ислама. Садово-парковая архитектура Дальнего Востока. Эпоха ренессанса и барокко в Европе. Расцвет искусства топиари. Ландшафтная архитектура в эпохи романтизма и классицизма (XVII-XIX вв.). Каркасное топиари. Ландшафтный дизайн в Америке и Европе XX века, его дальнейшее развитие.

Практическая работа. Выполнение теста по теме «История возникновения и развития ландшафтного дизайна».

Тема 2.2. Ландшафтная архитектура в России

Аптекарские сады монастырей. Русская ландшафтная архитектура первой половины XVIII в. Стиль барокко в парковых ансамблях. Ландшафтная архитектура России от середины XVIII до середины XIX вв.: расцвет эпохи классицизма в окрестных парках Петербурга и усадебных садах. Формирование ландшафтной архитектуры в конце XIX – первой половине XX вв. Ландшафтный дизайн в России на современном этапе, тенденции его развития.

Практическая работа. Выполнение теста по теме «Ландшафтная архитектура в России».

Тема 2.3. Основные стили садовых ландшафтов и их характеристики

Два направления: регулярный (классический) ландшафтный дизайн и пейзажный ландшафтный дизайн. Стили. Классический (регулярный) или французский стиль. Особенности стиля. Итальянский стиль, его особенности. Античный стиль, его особенности. Пейзажный (английский) стиль и его особенности. Китайский стиль, его главные особенности. Японский стиль и его отличительные особенности. Современные стили: Кантри (деревенский) стиль и его особенности. Голландский стиль, его характеристика. Колониальный (американский)

стиль, основные концепции. Средиземноморский стиль и его характерные особенности. Мавританский стиль и его особенности. Русский стиль (русский сад), особенности. Два направления: декоративное и утилитарное. Стиль Минимализм, его характерные особенности. Альпийский стиль, его особенности. Скандинавский стиль и его особенности. Техностили. Модерн, его характерные особенности. Стиль Хай-тек и его отличительные особенности. Арт-стиль (арт-сад), особенность. Сенсорный сад и его отличительные особенности. Эко-стиль (лесной) и его особенности.

Практическая работа. Онлайн-экскурсия по известным садам и паркам мира. Выполнение практического задания. Составление и заполнение таблицы

«Стили ландшафтного дизайна и их характерные особенности».

Тема 2.4. Основные составляющие ландшафтного дизайна

Классификация элементов. Разнообразные растения (травянистые, деревья, кустарники). Малые архитектурные формы (беседки, статуи, вазоны, скамьи из различных материалов). Искусственные водоемы. Крупные декоративные элементы (беседки, ограждения и т. п. конструкции). Газоны и дорожки.

Творческая мастерская. Выполнение практического задания. Составление схематичного плана участка, двора в выбранном ландшафтном стиле.

Раздел 3. Основы ландшафтного дизайна Тема 3.1. Соотношение геометрических форм в ландшафтном дизайне

Формообразующие функциональные и эргономические требования. Принцип создания формы. Линейные, плоскостные и объективные формы. Оптические иллюзии. Соотношение геометрических форм.

Практическое занятие.. Выполнение практического задания по теме «Соотношение геометрических форм в ландшафтном дизайне».

Тема 3.2. Игра цвета и свет. Контраст. Нюанс. Акцент. Ритм.

Пропорциональность

Выразительные средства композиционного проектирования: цвет, линии, форма, доминанта, баланс, равновесие, контраст. Средства композиции: пропорциональность, масштабность, контраст, нюанс, ритм. Цель композиции в дизайне: функциональная, конструктивная и эстетическая ценность предмета. Свойства пространственной формы: геометрический вид, величина, текстура, цвет, светотень.

Практикое занятие. Выполнение практического задания по теме «Игра цвета и свет. Контраст. Нюанс. Акцент. Ритм. Пропорциональность».

Тема 3.3. Фактура в ландшафтном дизайне

Свойства пространственной формы: геометрический вид, величина, текстура, цвет, светотень. Цель композиции в дизайне: функциональная, конструктивная и эстетическая ценность предмета.

Практическое занятие. Выполнение практического задания по теме «Фактура в ландшафтном дизайне».

Тема 3.4. Законы гармонии

. Общее понятие гармонии. Восприятие красоты природы – путь открытия законов гармонии. Соподчиненность и взаимосвязь. Композиция и процесс создания гармонического произведения.

Практическое занятие. Выполнение практического задания по теме «Законы гармонии».

Тема 3.5. Выразительные средства и художественно- композиционные приемы дизайна

Понятие композиции и масштабности. Композиция.

Симметрия, асимметрия.

Практическое занятие. Выполнение практического задания по теме «Выразительные средства и художественно-композиционные приемы дизайна».

Раздел 4. Биологические и декоративные особенности растений, используемых в ландшафтном дизайне Тема 4.1. Биологические свойства древесных растений

. Определение древесных растений. Общая особенность древесных растений. Подразделение древесных растений. Деревья. Кустарники. Вьющиеся (лианы). Полукустарники. Вечнозеленые и листопадные древесные растения. Классификация деревьев и кустарников. По высоте. По быстроте роста. По долговечности. По способности выносить длительное понижение температур. По потребности к влаге. По отношению к свету. По требовательности к плодородию почвы. По ветроустойчивости.

Практическое занятие. Выполнение практического задания по теме «Биологические свойства древесных растений».

Тема 4.2. Декоративные свойства деревьев и кустарников.

Декоративные качества кроны. Декоративные качества листа

. Форма кроны. Естественные формы крон и их особенности. Раскидистая/неправильная. Пирамидальная (конусовидная, веретенообразная, колонновидная). Овальная/эллипсоидальная (яйцевидная, обратнояйцевидная, зонтичная). Шаровидная (штамбовая, кустовая). Плакучая. Вьющаяся/лианообразная. Стелющаяся. Подушечная. Два направления формирования крон и их особенности. Вертикальное (прямое, обратное/нисходящее). Горизонтальное, его особенности. Равномерное,

слабое, сильное. Деление крон по плотности. Характер поверхности кроны (фактура). Типы фактур: крупная рыхлая; крупная плотная; мелкая рыхлая; мелкая плотная. Декоративные качества листа. Деление по величине листа/хвои. Деление по длине черешка листа. Характер поверхности листа его фактура. Деление по фактуре листа. Окраска листьев. Деление по цвету листьев. Деление по времени распускания и опадания листьев.

Практическое занятие. Выполнение практического задания по теме «Декоративные свойства деревьев и кустарников. Декоративные качества кроны. Декоративные качества листа».

Тема 4.3. Декоративные свойства деревьев и кустарников. Декоративные свойства цветков и плодов. Декоративные свойства ствола и коры

Декоративные качества цветка. Деление деревьев и кустарников. По величине отдельных цветков. По величине соцветий. По окраске цветков. По силе и по качеству запаха. По периоду и продолжительности цветения. Декоративные качества плодов: величина, оригинальность формы, яркость окраски, обилие плодоношения и продолжительность сохранения плодов на ветвях. Декоративные качества ствола. Деление стволов по форме. Кора. Деление по фактуре и рисунку коры. Деление по окраске коры.

Практическое занятие Выполнение практического задания по теме «Декоративные свойства деревьев и кустарников. Декоративные свойства цветков и плодов. Декоративные свойства ствола и коры».

Тема 4.4. Физиономические типы деревьев. Общие принципы выращивания деревьев

Деление на хвойные и лиственные. Хвойные деревья и их особенности. Классификация хвойных деревьев, характеристика особенностей каждой группы, представители. Группа еловых типов. Группа сосновых типов. Группа лиственничных типов. Группа туевых типов. Группа тисовых типов. Лиственные деревья. Декоративно-лиственные (теневые) и их особенности. Деление на группы, характеристика каждой из групп. Группа дубовых типов. Группа платановых типов. Группа ореховых типов. Группа ясеневых типов. Группа гледичиевых типов. Группа березовых типов. Группа тополевых типов. Группа ивовых типов. Красивоцветущие, их разделение.

Практическое занятие. Выполнение практического задания по теме «Физиономические типы деревьев».

Тема 4.5. Физиономические типы кустарников. Общие принципы выращивания кустарников

Деление кустарников на группы. Характеристика особенностей каждой группы, представители. Кустарники широколиственных лесов. Кустарники мелколиственных лесов. Кустарники сухих сосновых лесов. Кустарники для закрепления склонов и оврагов. Кустарники плодового типа. Кустарники садового типа: кустарники, цветущие на побегах прошлого года; кустарники, цветущие на побегах текущего года). Кустарники субтропического типа. Кустарники горного типа. Кустарники вьющиеся. Деление по способу крепления к опоре. Древесные лианы. Лианы листопадные. Лианы вечнозеленые.

Практическое занятие. Выполнение практического задания по теме «Физиономические типы кустарников. Общие принципы выращивания кустарников».

Тема 4.6. Морфологические и биологические особенности цветочно- декоративных растений.

Краткий обзор развития цветоводства. Современные подходы к созданию ассортимента цветочно-декоративных растений. Роль полиплоидии в создании новых сортов, форм и разновидностей. Уровни плоидности, обеспечивающие максимальную декоративность растений. Использование гетерозисных гибридов в современном ассортименте, их преимущества.

Классификация цветочно-декоративных растений по эколого-биологическим признакам. Однолетники, двулетники, многолетники.

Практическое занятие. Выполнение практического задания по теме «Основные группы цветочно-декоративных растений, их морфологические и биологические особенности».

Тема 4.7. Общая характеристика однолетних травянистых растений

. Классификация однолетних цветочных растений в зависимости от биологических, декоративных особенностей, способов применения в ландшафтном дизайне. Группы однолетников по срокам зацветания. Способы выращивания однолетников. Красивоцветущие (бархатцы, калистефус китайский, петуния садовая), декоративно-лиственные (кохия венечная, перилла кустарниковая, цинерария приморская), ковровые (сантолина кипарис овиковидная, седумы, эхеверии, колеусы), вьющиеся цветочно-декоративные растения (чина душистая, вьюнок трехцветный, кобея лазающая). По способу использования: срезочные, обсадочные, контейнерные, сухоцветы, душистые однолетники, пищевые растения, лекарственные растения. Условия произрастания. Отношение к свету. Отношение к теплу. Отношение к влаге. Отношение к плодородию почвы.

Изучение ассортимента однолетников различных сортов, подбор с учетом цветовой гаммы, фактуры и роста. Выращивание посадочного материала.

Практическое занятие.. Выполнение практического задания по теме «Общая характеристика однолетних цветочных растений».

Тема 4.8. Общая характеристика двулетних и многолетних травянистых растений

Двулетние травянистые растения, их характеристика и особенности. Способы применения в ландшафтном дизайне. Особенности их развития, способы размножения. Отдельные виды из группы двулетних цветочно-декоративных растений (гвоздика бородатая, маргаритка многолетняя, виола Виттрокка). Классификация многолетних цветочных растений в зависимости от биологических, декоративных особенностей, способов применения в ландшафтном дизайне. Цветущие травы, их характеристика и особенности. Нецветущие травянистые растения, их характеристика и особенности. Плетистые растения, их характеристика и особенности. Растения для водоемов, их характеристика и особенности. Особенности их развития, способы размножения. Луковичные, клубнелуковичные, клубневые растения. Группы многолетников по отношению к перепадам температур, по отношению к освещенности, по отношению к влажности и плодородию почвы. Цветущие травы. Нецветущие травянистые растения. Плетистые растения. Растения для водоемов, их характеристика и особенности. Отдельные виды многолетних цветочно- декоративных растений (аквилегии, ирисы, гиацинт восточный, лилии, тюльпаны, нарциссы, крокусы). Изучение ассортимента двулетников и многолетников различных сортов, подбор с учетом цветовой гаммы, фактуры и роста. Выращивание посадочного материала.

Практическое занятие. Открытое занятие по теме «Общая характеристика двулетних и многолетних травянистых растений».

Раздел 5. Декоративное оформление территории Тема 5.1. Основные принципы декоративного оформления территории

Принцип единства композиции (высота; размер текстуры; цветовая схема различных элементов). Тематичность в создании ландшафтного дизайна. Принцип простоты. Принцип пропорций. Роль цвета. Принцип перехода. Линия. Принцип повторения.

Практическое занятие. Выполнение теста по теме «Основные принципы декоративного оформления территории».

Тема 5.2. Типы посадок травянистых растений

Озеленение территорий: клумбы, рабатки, бордюры,

миксбордеры, партеры, специальные типы цветочного оформления (георгинарии, розарии, сирингарии, альпинарии, перголы, трельяжи, сады непрерывного цветения). Два стиля цветочного оформления: регулярный/геометрический, пейзажный/естественный. Регулярный стиль (строгие пропорции, симметрия в планировке, использование в посадках однолетних, реже многолетних растений, создающих большие яркие пятна). Пейзажный стиль (планировка, распределение растений очень схожими с естественными). Типы цветочных посадок, присущи каждому стилю. Регулярный стиль (клумбы, рабатки, бордюры, цветники, партеры). Естественный стиль (одиночные посадки, группы, миксбордеры, ландшафтные цветники, каменистые горки).

Практическое занятие. Выполнение практического задания по теме «Типы посадок травянистых растений».

Тема 5.3. Понятие газона. Виды газонов

Газон – неотъемлемая часть ландшафтного озеленения. Разновидности газона. Обыкновенные газоны (смесь обыкновенной полевицы, полевого гребенника, красной овсяницы, мятлика лугового и райграса пастбищного). Универсальность покрытия. Партерные лужайки – парадный газон (смесь овсяницы и полевицы). Высокие требования к качеству (плотноcть, густота, высота травы 3-4 см, одинаковая толщина травинок). Спортивные площадки – сверхвыносливые зеленые покрытия (смесь овсяной полевицы, полевицы луговой и рейграса пастбищного). Высеивается в полтора раза больше семян. Цветущие мавританские покрытия – создается на малых участках, не стрижется (смесь для посева обычного газона, семена луговых цветов и злаков в пропорциях 4х1). Используются мята, чабрец, душица, лен, львиный зев, маттиола луговая, космея дваждыперистая, ромашка, календула, мак, гайлардия. Теневыносливые газоны – неприхотливые (копытня, барвинка и живучка). Газоны, созданные при помощи мхов. Нетравянистые газоны – имитации зеленых газонов (клевер, флоксы, тимьян и живучка). Специальные газоны – для практичных целей (укрепление склонов холмов, задернение обочин дорог, предупреждение размыва почвы на берегах водоемов). Для создания используется райграс пастбищный – 50%, луговая овсяница – 25%, полевица белая – 25%.

Практическое занятие. Выполнение практического задания. Подбор растений и подготовка эскиза по теме «Понятие газона. Виды газонов».

Тема 5.4. Композиции декоративных растений: аллеи, живые изгороди. Топиарное искусство

Назначение изгороди. Форма. Многоуровневые конструкции

(краснолистный самшит и сизая ель). Цветущие растения для придания яркости (спирея, смородина и боярышник). Габионы. Крупные камни. Плетни. Деревянные модули. Столбы из кирпича. Проволочные конструкции (клематис, гортензия, жимолость, виноград и глициния). Быстрорастущие кустарники (кизил, пузыреплодник, снежеягодник, боярышник). Вечнозеленые кустарники (смарагт, барабант, самшит, можжевельник, тис). Кустарники, не требующие регулярной стрижки (кальмия, спирея Вангутта, карагана кустарниковая, форзиция). Аллеи. Топиарное искусство.

Практическое занятие. Выполнение практического задания. Подбор растений и подготовка эскиза по теме «Композиции декоративных растений: аллеи, живые изгороди. Топиарное искусство».

Тема 5.5. Композиции из декоративных растений: клумба, рабатка Определение «клумба». Требования: геометрические

очертания, замкнутый контур, соблюдение симметрии. Размещение цветов (структурно, в заданной последовательности). Место расположения клумбы. Преобладающие растения. Виды посадок. Нерегулярная и регулярная клумбы. Необычные идеи дизайна (приподнятые клумбы, вертикальные клумбы, плавающие островки). Рабатка – клумба в виде правильного прямоугольника. Основная особенность. Размеры. Строение. Отличие от партера. Виды и их характерные особенности: классические и видоизмененные. Преобладающие растения. Планировка, разметка. Подготовка грунта. Правила компоновки растений. Подбор и высадка цветов. Оформление композиции. Уход.

Практическое занятие. Выполнение практического задания. Подбор растений и подготовка эскиза по теме «Композиции из декоративных растений: клумба, рабатка».

Тема 5.6. Композиции из декоративных растений: солитер, бордюр, кулиса

Солитер – одиночная посадка. Фон, требования к нему. Требования к расстоянию между растением и точкой обзора. Требования к растениям (необычные цветы/листья). Чаще всего деревья. Преобладающие растения. Подбор и высадка растения. Уход. Бордюр. Назначение. Правила создания бордюра. Ассортимент декоративных растений для создания

«живых» бордюров. Кулиса Назначение. Правила создания кулисы. Ассортимент декоративных растений для создания кулис. Уход.

Практическое занятие. Выполнение практического задания. Подбор растений и подготовка эскиза по теме «Композиции из декоративных растений: бордюр, солитер».

Тема 5.7. Композиции из декоративных растений: миксбордер,

партер, арабеска

Миксбордер – цветник, где разные виды растений высажены в ступенчатом порядке. Форма. Размеры. Требования к подбору растений. Виды, их особенности: односторонние и двухсторонние. По типу растительности: английский, луговой, в стиле деревенской усадьбы, огородный. Особенности создания. Схема миксбордера. Преобладающие растения. Миксбордер непрерывного цветения. Уход. Партер – декоративная композиция на горизонтальной плоскости. Форма. Отличительные черты партера. Виды и их характерные особенности: газонные, цветочные и водные. Газон – основа партера. Арабеска – один из самых сложных и красивых элементов орнамента (извилистая линия). Проектирование арабески. Выбор растений. Перенос рисунка арабески на грунт. Высаживание растений. Уход.

Практическое занятие.. Выполнение практического задания. Подбор растений и подготовка эскиза по теме «Композиции из декоративных растений: миксбордер, партер, арабеска».

Тема 5.8. Вертикальное озеленение. Горшечный сад

Дизайнерский прием украшения территории. Применяют для оформления фасадов, создания из растений декоративных конструкций и зонирования. Используются вьющиеся культуры, стриженые кусты и деревья. Конструкции вертикального озеленения. Задачи. Виды: арки, перголы, подвесные контейнеры, шпалеры, обелиски. Оформление веранд, балконов, стен домов с помощью вертикального озеленения. Популярные растения (хмель обыкновенный, амурский виноград, жимолость, клематис, ипомея, кобея). Уход. Горшечный сад. Создание каскадов из растений в горшках. Уход.

Практическое занятие. Выполнение практического задания. Подбор растений и подготовка эскиза по теме «Вертикальное озеленение. Горшечный сад».

Тема 5.9.Садовые сооружения: скамейки

Материал (дерево, металл, камень). Переносные и стационарные. Скамейки из дерна. Их декоративная роль. Украшение спинки и подлокотников (вьющиеся растения, кашпо с красивыми цветами). Места установки (в зонах отдыха рядом с привлекательными объектами, вдоль аллей, живых изгородей, арок, под раскидистыми деревьями, у входа в дом, на газоне, у искусственного водоема). Цветовые решения. Зависимость от стиля. Кантри-стиль – скамья из круглых брёвен. Стиль модерн – чугунные конструкции, размещённые на белом фоне. Природный стиль – кованая скамья с минимальным количеством витиеватых элементов и т.д.

Практическое занятие. Подбор растений

подготовка эскиза по теме «Садовые сооружения: скамейки».

Тема 5.10.Садовые сооружения: перголы, беседки, арки

Широкое применение в современном оформлении участков. Назначение (создание зелёных коридоров, лабиринтов и затенённых мест, зонирование пространства). Украшение конструкций вьющимися растениями. Самостоятельный декоративный элемент или элемент оригинальной композиции/ансамбля. Пергола. История возникновения. Назначение. Материал (камень, дерево, металл). Беседка. Используемые растения: теневыносливые (кирказон, лимонник, хмель и древогубец), солнцелюбивые (плетистые розы, клематисы и виноград). Арки. Оригинальные конструкции. Технология берсо. Используются растения, хорошо поддающиеся стрижке и формовке (липа, виноград, граб, боярышник).

Практическое занятие. Выполнение практического задания. Подбор растений и подготовка эскиза по теме «Садовые сооружения: оформление перголы, беседки, арки».

Тема 5.11.Садовые сооружения: патио

Патио. История возникновения, назначение. Элементы. Материалы. Оформление (вьющиеся растения, клумбы). Распространенные стили патио: (средиземноморский, японский, мавританский, кантри). Характерные особенности оформления.

Практическое занятие.Выполнение практического задания. Подбор растений и подготовка эскиза по теме «Садовые сооружения: оформление патио».

Тема 5.12. Садовые дорожки

Требования к садовым дорожкам: функциональность, надежность покрытия, эстетичность и красота, сочетание с ландшафтной композицией. Принципы проектирования. Материал (плитка, дерево, гравий, натуральный камень и т.д.). Стили и особенности садовых дорожек. Английский стиль. Регулярный стиль. Японский стиль. Кантри. Современные направления: хай-тек, минимализм. Оформление.

Практическое занятие. Выполнение практического задания. Подбор растений и подготовка эскиза по теме «Садовые дорожки».

Тема 5.13. Садовая скульптура

Один из основных элементов. Места расположения: лужайки, площадки возле прудов и водопадов, пересечения аллей. Задачи. Виды скульптур в зависимости от стиля. Эко-стиль (животные и птицы). Классический стиль (скульптуры античных богов и мифических персонажей). Абстрактный стиль (геометрические фигуры). Этнический стиль (различные божества). Материал изготовления: натуральный камень,

бетон, металл, гипс, полистоун, дерево. Виды деревянных скульптур

(объемные, фасадные, рельефно-плоскостные, скульптурные комплексы). Правила расположения садовых скульптур.

Практическое занятие. Выполнение практического задания. Подготовка эскиза по теме «Садовая скульптура».

Тема 5.14. Камни в ландшафтном искусстве

Природный камень – универсальный компонент ландшафтного дизайна. Преимущества: неограниченный срок службы; устойчивость к неблагоприятному атмосферному воздействию; прочность; естественная красота; экологическая безопасность. Классификация декоративных камней: валуны, булыжники, галька, глыбы, щебень, песок, каменная крошка. Использование декоративных камней для оформления территории (цветники, дорожки, габионы, альпинарии, рокарии и т.д.). Цветные камни. Мозаика.

Практическое занятие. Выполнение практического задания. Подготовка эскиза по теме «Камни в ландшафтном искусстве».

Тема 5.15. Камни в ландшафтном искусстве. Альпинарий

Альпийская горка (альпинарий) – смелое и модное решение для обустройства участка. Разновидности альпийских горок и их особенности. Требования. Строительные материалы. Подбор цветов и растений. Этапы и технология создания альпинария. Уход.

Практическое занятие. Выполнение практического задания. Подбор растений и подготовка эскиза по теме «Камни в ландшафтном искусстве. Альпинарий».

Тема 5.16. Камни в ландшафтном искусстве. Рокарий

Рокарий – мини-альпинарий. Каменистый цветник. Виды и особенности оформления. Японский. Английский. Европейский. Немецкий. Итальянский. Выбор растений для рокария. Рокарий в ландшафтном дизайне: схемы и правила оформления. Особенности ухода. Выбор камней.

Практическое занятие. Подбор растений и подготовка эскиза по теме «Камни в ландшафтном искусстве. Рокарий».

Тема 5.17. Камни в ландшафтном искусстве. Декоративная отсыпка

Декоративная отсыпка – популярный элемент оформления ландшафта. Материалы: декоративная щепа, сосновая кора, кедровая шелуха, гравий, галька, каменная крошка, ракушки, песок, искусственные камешки. Применение: создание альпинариев, рокариев, отсыпка водоёмов, формирование дорожек и цветников. Достоинства: простота укладки, доступность, долгий срок службы искусственных материалов. Недостатки: трудоёмкое удаление мусора, короткий срок службы органических компонентов, необходимость регулярного удаления прорастающих сорняков.

Техника создания.

Практическое занятие. Подготовка эскиза по теме «Камни в ландшафтном искусстве. Декоративная отсыпка».

Тема 5.18. Камни в ландшафтном искусстве. Сухой ручей

Сухой ручей – яркий, оригинальный элемент ландшафтного дизайна. Назначение. Популярные виды сухих ручьев и их характеристика. Извилистый ручей. Разветвлённый ручей. Водопад, каскад. Материалы. Разработка проекта, планировка. Подготовка основания. Укладка камней. Растения для сухого ручья. Цветущие весь сезон (ирис бородавчатый, лук Островского, флоксы шелковидные, лилейник гибридный, гвоздика- травянка, колокольчик Портеншлага). Ковровые низкорослики: (барвинок, флокс Дугласа, флокс сибирский, клевер, обриета, живучка, алиссум). Зелёные, хвойные насаждения (можжевельник грин карпет, голден карпет; туя даника, литл чемпион; пихта сильберлок, бриллиант; сосна пумилио, мугус; ель гнездовидная, Глаука Глобоза). Способы декорирования.

Практическое занятие. Подбор растений и подготовка эскиза по теме «Камни в ландшафтном искусстве. Сухой ручей».

Тема 5.19. Фонтаны в ландшафтном искусстве

Понятие культурного назначения фонтана. Подготовительные работы (модель, размер, дизайн, вид подачи воды). Различие фонтанов по форме. Выбор места. Погружные фонтаны. Стационарные фонтаны. Фонтан в виде водопада. Чаша для искусственного водоема. Принцип работы. Установка и проверка. Дополнение композиции цветами и растениями.

Практическое занятие. Подбор растений и подготовка эскиза по теме «Фонтаны в ландшафтном искусстве».

Тема 5.20. Искусственные водоемы в ландшафтном искусстве

Декоративный пруд. Выбор места. Размеры и форма. Назначение. Виды водоемов и их характеристика: маленький, центральная композиция, водоем с рыбками, декоративный бассейн для дачи. Применяемые материалы. Начало работ. Гидроизоляция. Выбор пластиковой емкости. Бетонная конструкция. Обустройство. Растения прибрежной группы (калужница, лютики, малочай, астильба, горец, прекрасная молинию, папоротник, осока, мискантус). Водные растения (кубышка, калужница, ряска, кувшинка, камыш, турча болотная, водяная звездочка). Оформление береговой линии. Стилистика ланшафта.

Практическое задание. Подбор растений и подготовка эскиза по теме «Искусственные водоемы в ландшафтном искусстве». Раздел 6. Итоговое занятие. Конкурс эскизов ландшафтного дизайна

Практика. Итоговая аттестация. Подготовка портфолио. Презентация эскизов.


Учебный (тематический) план 2-го года обучения

Названия раздела/темы

Количество часов

Формы аттестации и

контроля

Всего

Мозговые штурмы,

Тренинги, лекции

Практическая работа

1.

Вводное занятие. Инструктаж по технике

безопасности

2

1

1


1.1.

Повторение пройденного материала. Инструктаж

2

1

1

Текущий контроль.

Тест

2.

Зонирование территории

30

6

24


2.1.

Понятие зонирования в ландшафтном дизайне

5

1

4

Текущий контроль.

Тест

2.2.

Партерная/парадная зона участка

5

1

4

Текущий контроль.

Практическое

задание

2.3.

Зона отдыха. Мини-зоны отдыха. Природная зона

5

1

4

Текущий контроль.

Практическое

задание

2.4.

Садовая зона участка

5

1

4

Текущий контроль.

Практическое

задание

2.5.

Хозяйственная зона участка

5

1

4

Текущий контроль.

Практическое

задание

2.6.

Игровая зона. Спортивная зона

5

1

4

Текущий контроль.

Практическое

задание

3.

Основы ландшафтного проектирования

23

5

18


3.1.

Методика ландшафтного проектирования

5

1

4

Текущий контроль.

Практическое

задание

3.2.

Ландшафтное проектирование. Предпроектный этап

5

1

4

Текущий контроль.

Практическое

задание

3.3.

Ландшафтное проектирование. Подготовка проекта

5

1

4

Текущий контроль.

Практическое

задание

3.4.

Компьютерное проектирование

8

2

6

Текущий контроль.

Практическое

задание

4.

Ландшафтные работы

45

9

36


4.1.

Определение солнечных и тенистых участков

5

1

4

Промежуточный контроль.

Открытое занятие

4.2.

Работа с садовыми инструментами

5

1

4

Текущий контроль.

Практическое

задание

4.3.

Посадка и пересадка почвопокровных растений

5

1

4

Текущий контроль.

Практическое

задание

4.4.

Посадка и пересадка вьющих растений

5

1

4

Текущий контроль.

Практическое

задание

4.5.

Посадка растений с комом земли, посадка растений, выращенных в горшках

5

1

4

Текущий контроль.

Практическое

задание

4.6.

Пересадка кустов. Защита недавно пересаженных деревьев и кустов

5

1

4

Текущий контроль.

Практическое

задание

4.7.

Почвенный анализ. Подкормка растений

5

1

4

Текущий контроль.

Практическое

задание

4.8.

Обрезка растений

5

1

4

Текущий контроль.

Практическое

задание

4.9.

Борьба с сорняками

5

1

4

Текущий контроль.

Практическое

задание

5.

Основы фитодизайна

18

7

11


5.1.

Формирование фитосреды в интерьерах

3

2

1

Текущий

контроль.






Практическое

задание

5.2.

Классификация комнатных растений

6

3

3

Текущий контроль.

Практическое

задание

5.3.

Размещение растений в интерьере

5

1

4

Текущий контроль.

Практическое

задание

5.4.

Зимний сад. Мини- оранжереи. Сады на крыше

4

1

3

Текущий контроль.

Практическое

задание

6.

Творческий проект

22

4

18


6.1.

Ландшафтное проектирование сада

20

2

18

Текущий контроль.

Самостоятельная

работа

7.

Итоговое занятие. Конкурс ландшафтных проектов

4

-

4

Итоговая аттестация. Презентация

проекта


ИТОГО

144

32

112




Содержание учебного (тематического) плана 2-го года обучения


Раздел 1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности Тема 1.1. Повторение пройденного материала. Инструктаж Знакомство с программой 2-го года обучения. Инструктаж по

технике безопасности при работе. Повторение материала, изученного в предыдущем году.

Практическое занятие. Выполнение теста по пройденному материалу.

Раздел 2. Зонирование территории Тема 2.1. Понятие зонирования в ландшафтном дизайне

Функциональное зонирование территории. Основные функциональные зоны. Партерная зона. Зона общего отдыха. Мини-зона отдыха. Природная зона. Игровая зона. Спортивная зона. Садовая зона. Хозяйственная зона. Правильное зонирование территории. Фактор использования.

Практическое занятие. Выполнение практического задания по теме «Понятие зонирования в ландшафтном дизайне».

Тема 2.2. Партерная/парадная зона участка

. Партерная/парадная зона – зона перед главным фасадом или входом. Наиболее часто используемые элементы дизайна (партерные газоны и цветники, свободные цветочные композиции, рядовые или пейзажные групповые посадки хвойных или декоративно-лиственных деревьев/кустарников). Виды и сорта растений, рекомендуемых для посадок. Форма и размеры фасадной части участка. Газон. Бордюры. Миксбордеры.

Практическое зянятие. Подбор растений и подготовка эскиза партерной/парадной зоны.

Тема 2.3. Зона отдыха. Мини-зоны отдыха. Природная зона

Зона отдыха – открытые лужайки и газоны, площадки, беседки, где может собраться вся семья. Мини-зоны отдыха – небольшие, скрытые от посторонних глаз пространства с садовой мебелью. Природная зона – участок, имитирующий фрагмент леса/луга, часто с водоемом. Газон. Мавританский газон. Терраса. Патио. Беседка. Искусственные водоемы. Живые изгороди (граб, бук, липа мелколистная, туя западная). Габионы. Мебель.

Практическое занятие. Подбор растений и подготовка эскиза зоны отдыха.

Тема 2.4. Садовая зона участка

Садовая зона – включает плодовые деревья, грядки, теплицы, оранжереи. Отводятся солнечные и открытые участки. Расположение посадки фруктовых деревьев. Огород. Ярусное расположение.

Практическое занятие. Подбор растений и подготовка эскиза садовой зоны.

Тема 2.5. Хозяйственная зона участка

Хозяйственная зона – гараж, сарай, теплица, баня, подсобные помещения. Варианты размещения на участке. Деление зоны на части. Мощение дорожек, площадок. Функциональность. Ограждения (шпалерные насаждения, ширмы, трельяжи, арки с плетистыми или вьющимися растениями).

Практическое занятие. Подбор растений и подготовка эскиза хозяйственной зоны.

Тема 2.6. Игровая зона. Спортивная зона

. Игровая зона – для самых маленьких. Песочница, качели, небольшая горка, детский домик, окруженные газоном. Скамейки.

Спортивная зона – теннисный корт, тренажеры, скрытые под навесом. Бассейн. Газоны.

Практическое занятие. Подбор растений и подготовка эскиза игровой/спортивной зоны.

Раздел 3. Основы ландшафтного проектирования Тема 3.1. Методика ландшафтного проектирования

Основы топографии: черчения и рисунка. Графика. Условные обозначения. Масштаб. Способы изображения объектов и элементов дизайна. Топографический план.

Практическое занятие. Выполнение практического задания по теме «Методика ландшафтного проектирования».

Тема 3.2. Ландшафтное проектирование. Предпроектный этап. Последовательность работ. Изучение земельного участка и

прилегающих территорий (близлежащие зеленые зоны (лесные массивы и насаждения), подъездные дороги, инженерные коммуникации, водоемы). Выделение красивых видов за пределами участка. Потенциальные источники шума (железная дорога, автотрасса). Исследование микроклимата, рельефа и почвы на участке (структура, механический состав, pH, плодородность). Изучение гидрологии участка. Постройки (архитектурный стиль строений, расположение окон и дверей). Составление плана-анализа ситуации. Анализ насаждений. Анализ освещённости (определение тенистых и солнечных мест). Определение зон запрета посадок (скрытые инженерные коммуникации: водопровод, газ, кабель связи или силовой кабель).

Практическое занятие. Выполнение практического задания по теме «Ландшафтное проектирование. Предпроектный этап».

Тема 3.3. Ландшафтное проектирование. Подготовка проекта Разработка эскизов планировки территории. План

функционального зонирования. Концептуальный план – описывает идею проекта (3D-презентация). Генеральный (окончательный) план озеленения и благоустройства территории. Элементы генерального плана. Дендрологический план – ассортиментная ведомость (растения, запланированные на посадку), указание размера взрослых растений для исключения проблем с освещенностью участка. План озеленения (разбивочно-посадочный) – строится в масштабе с указанием строений и оград, к которым осуществляется привязка. План благоустройства (разбивочный чертёж) – форма зон, садовых площадок и дорожек; тип их мощения, схема построек (в масштабе 1:100 или 1:200) со всеми размерами. Схема вертикальной планировки – перепад высот, если участок расположен на неровной поверхности (на склоне). Схема освещения территории. Проект автоматического полива. Предварительная смета на работы и материалы. Пояснительная записка к проекту.

Практическое занятие. Выполнение практического задания по теме «Ландшафтное проектирование. Подготовка проекта».

Тема 3.4. Компьютерное проектирование

. Обзор бесплатных программ по ландшафтному дизайну на русском языке: Garden Planner, X-designer, Наш сад–Рубин, 9.0. Их характеристика и сопоставление возможностей. Основные панели и инструменты. Выбор программы. Создание и редактирование объектов.

Построение планов, рабочих чертежей и трёхмерных изображений.

Практическое занятие. «Компьютерное проектирование».

Раздел 4. Ландшафтные работы Тема 4.1. Определение солнечных и тенистых участков

Определение количества солнечных лучей является ключевым для принятия решения об устройстве сада. Солнечная активность. Полное солнце (участки под воздействием прямого солнца минимум шесть часов в день). Полутень (от четырех до шести часов в день). Полная тень (не более трех часов в день). Определение глубины тени. Разреженная (ажурная) тень. Полутень. Тень. Глубокая тень. Теневыносливые и тенелюбивые растения.

Качество почвы и влажность тенистых участков. Кустарники для тенистых мест. Лиственные (барбарис, бересклет, дерен белый, спирея японская, рябинник рябинолистный). Декоративные (чубушник, пузыреплодник калинолистный, рододендрон, жимолость, кизильник, гортензия, бузина).

Растения-компаньоны. Плетистые растения. Папоротники. Хосты. Почвопокровные растения. Цветы и злаковые.

Практическое занятие. Открытое занятие по теме «Определение солнечных и тенистых участков».

Тема 4.2. Работа с садовыми инструментами

Табурет с регулируемой высотой. Обувь для работы в саду. Садовые перчатки. Садовый инвентарь. Садовые и веерные грабли, их назначение, требования. Садовая тачка, виды, требования. Газонокосилка. Штыковая и совковая лопаты, их назначение, требования к ним. Тяпка (мотыга), ее назначение и виды. Ручной культиватор, назначение. Секатор, его применение. Садовые ножницы, их назначение. Сучкорез, его назначение. Садовый измельчитель, назначение. Лейка. Бочка садовая. Ведро для сада. Поливочный шланг. Вспомогательный садовый инвентарь. Опрыскиватель. Отпугиватель насекомых. Тестер для измерения уровня pH. Использование. Хранение садового инвентаря.

Практическое занятие. Выполнение практического задания по теме «Работа с садовыми инструментами».

Тема 4.3. Посадка и пересадка почвопокровных растений

. Почвопокровные растения: однолетние, двухлетние, многолетние. Размножение семенами, а кустовые формы – делением корневища. Посадочные ямки. Высадка в грунт. Полив. Подкормка. Мульчирование. Обрезка. Пересадка.

Практическое занятие. Выполнение практического задания по теме «Посадка и пересадка почвопокровных растений».

Тема 4.4. Посадка и пересадка вьющих растений

. Вьющиеся растения: однолетние, многолетние (цветущие и лиственные). Размножение семенами или саженцами. Благоприятное время для посадки – осень. Подготовка места посадки (выбор места, устроить опоры). Уход (обильный полив, распределение новых побегов по опоре, привязывание и подвязывании стеблей). Время пересадки (ранняя весна/осень). Пересадка и ее особенности.

Практическое занятие. Выполнение практического задания по теме «Посадка и пересадка вьющих растений».

Тема 4.5. Посадка растений с комом земли, посадка растений, выращенных в горшках

Посадка растений с комом земли. Правильная выкопка растений. Полив и подкормка. заглубление корневой шейки – причина гибели растений. Некорректно сформированный ком. Подготовка посадочной ямы. Посадка. Установка приствольного круга. Полив. Удобрения. Посадка растений, выращенных в горшках. Сроки посадки. Обрезка. Полив. Притенение. Зимнее укрытие.

Практическое занятие. «Посадка растений с комом земли и посадка растений, выращенных в горшках».

Тема 4.6. Пересадка кустов. Защита недавно пересаженных деревьев и кустов

Пересадка кустов. Выбор места. Расстояние между кустарниками. Совместимость кустарников. Подготовка посадочной ямы. Обработка корней. Посадка. Уплотнение земли. Полив. Мульчирование.

Практическое занятие. «Пересадка кустов. Защита недавно пересаженных деревьев и кустов».

Тема 4.7. Почвенный анализ. Подкормка растений

Агрохимический анализ почвы. pH-кислотность почвы. Органическое вещество. Гранулометрический состав. Кислотность. Сумма поглощенных оснований. Нитраты. Самостоятельный анализ почвы на плодородие. Применение удобрений. Подкормка кустарников и деревьев. Подкормка газона, цветников.

Практическое занятие. Выполнение практического задания по теме «Почвенный анализ. Подкормка растений».

Тема 4.8. Обрезка растений

Обрезка цветущих вьющих растений. Обрезка декоративных деревьев и кустарников. Формирование кроны кустов. Обрезка живых изгородей.

Практическое занятие. Выполнение практического задания по теме «Обрезка растений».

Тема 4.9. Борьба с сорняками

Методы борьбы с сорняками. Традиционный способ – перекопка. Биологический метод борьбы с сорняками. Химический метод борьбы с сорняками. Замещающий метод борьбы с сорняками. Профилактике появления сорняков. Химические средства в борьбе с сорняками. Системные гербициды. Контактные гербициды. Гербициды сплошного действия. Гербициды избирательного действия. Виды сорняков.

Практическое занятие. Выполнение практического задания по теме «Борьба с сорняками».

Раздел 5. Основы фитодизайна Тема 5.1. Формирование фитосреды в интерьерах

Основные задачи фитодизайна. Особенности формирования фитосреды различных помещений. Фитокомпозиции: точечные и линейные, групповые объемные и плоско-орнаментальные, вертикальные, ландшафтные фрагменты. Типы интерьера: производственные и служебные; рекреационные; жилые; зрелищные и выставочные; вспомогательные. Условия размещения растений в интерьерах. Масштабность. Биологические свойства растений. Пространственно-организующие свойства фитокомпозиций. Размещение фитокомпозиций в пространстве интерьера. Эстетические свойства растений. Психологическое и эмоциональное воздействие на человека. Икебана. Бонсай. Коллажи. Их особенности. Флорариум. Особенности. Темы. Полюдарий и его особенности. Кактусарий, его устройство.

Практическое занятие. «Формирование фитосреды в интерьерах».

Тема 5.2. Классификация комнатных растений

Классификация. По внешнему виду: растения с одним прямостоячим стеблем; кустистые растения; растения с гибкими стеблями; бесстебельные растения. Их особенности. Растения с одревесневшим стеблем

– деревья (пальмы, бонсай). Лианы (вьющиеся и лазящие). Розеточные растения (плоские, воронкообразные, объемные). По декоративным

особенностям: декоративнолистные, декоративноцветущие растения. Характеристика их особенностей.

Практическое занятие. Выполнение теста по теме «Классификация комнатных растений».

Тема 5.3. Размещение растений в интерьере.

Солитер, его отличительные особенности. Требования к качествам. Горшечная группа, характерные особенности. Формирование горшечной групповой композиции. Висячий садик, его создание и особенности. Цветущий горшок, его создание и особенности. Бутылочный флорариум, его создание и особенности. Уход за горшечными растениями.

Принципы размещения комнатных растений. Цветовые решения.

Требования к фактуре и размеру. Ассортименты цветов. Икебана.

Практическое занятие. Выполнение практического задания по теме «Размещение растений в интерьере».

Тема 5.4. Зимний сад. Мини-оранжереи. Сады на крыше

Устройство зимнего сада. Требования к стенам, полам, потолку. Мебель. Регулируемый климат. Растения, их характеристика, требования к уходу. Устройство мини-оранжерей на веранде, лоджии, балконе. Розарий на балконе. Требования к его устройству. Уход. Сад на крыше. Устройство, уход.

Практическое занятие. Выполнение практического задания по теме «Зимний сад.

Мини-оранжереи. Сады на крыше».

Раздел 6. Творческий проект Тема 6.1. Ландшафтное проектирование сада

Работа с проектной документацией. Оформление эскиза.

Компьютерное проектирование. Подготовка портфолио.

Практическое занятие.. Выполнение практического задания. Подготовка проекта благоустройства участка (600 кв. м) согласно техническому заданию в любом из изученных стилей.

Раздел 7. Итоговое занятие. Конкурс ландшафтных проектов

Практическое занятие. Итоговая аттестация. Презентация проекта.


ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Формы контроля и оценочные материалы служат для определения результативности освоения обучающимися Программы. Текущий контроль проводится по окончании изучения каждой темы – выполнение обучающимися практических заданий или тестов. Промежуточный контроль проходит в середине учебного года в форме открытого занятия. Итоговый

контроль (зачетное занятие) проходит в конце учебного года – в форме конкурса.

Формы проведения аттестации:
  • выполнение практических заданий;

  • тест;

  • онлайн-экскурсия;

  • открытое занятие;

  • самостоятельная работа.



ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Реализация Программы строится на принципах: «от простого к сложному», доступности материала, развивающего обучения. На первых занятиях используется метод репродуктивного обучения (объяснение с демонстрацией наглядных пособий). На этом этапе обучающиеся выполняют задания точно по образцу и в соответствии с объяснением. В дальнейшем материал постепенно усложняется, подключается метод проектов.

Основной формой проведения являются комбинированные занятия, состоящие из теоретической и практической части, большее количество времени уделяется практической части.

Материально-технические условия реализации Программы

Продуктивность работы во многом зависит от качества материально- технического оснащения процесса, инфраструктуры организации и иных условий. При реализации Программы используются методические пособия, дидактические материалы, материалы на электронных носителях.

Для успешного проведения занятий и выполнения Программы в полном объеме необходимы:

инфраструктура организации:

  • учебный кабинет;

  • лаборатория;

  • пришкольный участок;

технические средства обучения:

  • ноутбук

  • ПО – Garden Planner (скачивается бесплатно);

  • ПО – X-designer (скачивается бесплатно);

  • ПО – Наш сад – Рубин, 9.0. (скачивается бесплатно);

  • цифровой фотоаппарат;

  • ТДС-метр;

  • рН-метр;

  • фотометр;

  • микроскоп;

инструменты и расходные материалы:

  • карандаши для рисования;

  • краски для рисования;

  • кисти для рисования;

  • ватман;

  • лабораторное оборудование;

  • лабораторные весы;

  • пробирки;

  • колбы;

  • предметные стекла;

  • гербарии;

  • табурет с регулируемой высотой;

  • садовые перчатки;

  • садовые и веерные грабли;

  • садовая тачка;

  • газонокосилка;

  • штыковая и совковая лопаты;

  • тяпка (мотыга);

  • ручной культиватор;

  • секатор;

  • садовые ножницы;

  • сучкорез;

  • лейка;

  • ведро;

  • поливочный шланг;

  • бечевки, декоративные сетки, дуги, решетки и т.д. для подвязки растений;

  • мерные ленты и рулетки;

  • ассортимент луковичного, клубневого и клубне-луковичного вегетативного материла;

  • семена декоративных растений;

  • посадочный материал цветочно-декоративных и древесно-

кустарниковых растений;

  • химические реактивы для питательных сред;

  • комплексные удобрения (азотнокислый калий и кальций, суперфосфат, сернокислый калий, сернокислый магний).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


Список литературы, использованной при написании Программы


  1. Брошар Д. Все о деревьях и кустарниках. Как посадить, вырастить и сделать свой сад идеальным / Д. Брошар. – Москва: Эксмо, 2016.

  2. Васильева В.А. Ландшафтный дизайн: учебное пособие / В.А. Васильева. – Москва: КноРус, 2020.

  3. Викторов А. С. Рисунок ландшафта: Анализ геометрических свойств ландшафта и его практическое применение / А. С. Викторов. – Санкт-Петербург: Ленанд, 2021.

  4. Воронова О.В. Красивый сад. Легко ухаживать. Легко отдыхать /

О.В. Воронова. – Москва: Эксмо, 2019.

  1. Воронова О.В. Сам себе ландшафтный дизайнер / О.В. Воронова. –

Москва: Эксмо, 2016.

  1. Воронцов В.В. Обрезка и формировка кустарников / В.В. Воронцов.

– Москва: Фитон XXI, 2016.

  1. Епанчин К. Ландшафтный сад / К. Епанчин. – Москва: Издательство ИП Секачев В.Ю., 2021.

  2. Жмакин М.С. Ландшафтный дизайн из камня / М.С. Жмакин. –

Москва: T8RUGRAM, 2018.

  1. Карписонова Р. Стильный цветник: популярная энциклопедия / Р. Карписонова. – Москва: АСТ, 2018.

  2. Кичунов Н. Цветники и партеры. Устройство ковровых клумб, рабаток, арабесок, цветочных и лиственных групп. С 113 рисунками в тексте на отдельных таблицах / Н. Кичунов. – Москва: Издательство ИП Секачев В.Ю., 2021.

  3. Ковешникова А.И. и др. Колористика в архитектурной дендрологии

/ А.И. Ковешникова, Н.Е. Новикова, Ж.Г. Силаева, П.А. Ковешников. –

Москва: Лань, 2019.

  1. Коновалова Т.Ю., Шевырева Н.А. Атлас декоративных деревьев и кустарников / Т.Ю. Коновалова, Н.А. Шевырева. – Москва: Фитон XXI, 2018.

  2. Ландшафтный дизайн своими руками: пруды, фонтаны, водоемы, травы и цветы, дачная мебель / сост. С. Кашин. – Москва: T8Rugram, 2017.

  3. Лепкович И. Парковые и усадебные растения России и Европы / И. Лепкович. – Москва: Диля, 2016.

  4. Лефевр А. Парки и сады / А. Лефевр. – Москва: Издательство ИП Секачев В.Ю., 2021.

  5. Кудрявец Д., Петренко Н. Цветы для любого цветника за один сезон

/ Д. Кудрявец, Н. Петренко. – Москва: Эксмо, 2018.

  1. Ландшафтный дизайн от А до Я. – Москва: ОЛМА-ПРЕСС, 2005.

  2. Максименко А. Декоративные и полезные растения в ландшафтном дизайне / А. Максименко. – Москва: Лань, 2021.

  3. Максименко А. Ландшафтный дизайн / А. Максименко. – Москва: Лань, 2021.

  4. Марковский Ю.Б. Современный цветник. Миксбордер всегда в моде / Ю.Б. Марковский. – Москва: Фитон XXI, 2018.

  5. Нефедов В.А. Городской ландшафтный дизайн / В.А. Нефедов. –

Москва: Любавич, 2020.

  1. Николаева Н.С. Японские сады. – Москва: Арт-родник, 2005.

  2. Попова О.С., Попов В.П. Древесные растения в ландшафтном проектировании и инженерном благоустройстве территории / О.С. Попова, В.П. Попов. – Москва: Лань, 2021.

  3. Разумовский Ю.В., Фурсова Л.М., Теодоронский В.С. Ландшафтное проектирование: учебное пособие / Ю.В. Разумовский, Л.М. Фурсова, В.С. Теодоронский. – Москва: Форум, 2021.

  4. Сокольская О.Б. Ландшафтная архитектура. Интерьерное озеленение помещений и крыш / О.Б. Сокольская. – Москва: Лань, 2020.

  5. Харрисон Л., Ярхем Л., Райдил Л. Энциклопедия дизайнера ландшафта. В 3-х книгах. Книга 1. Как читать сады; Книга 2. Как читать живопись; Книга 3 Как читать ландшафты / Л. Харрисон, Л. Ярхем, Л. Райдил. – Москва: Рипол Классик, 2021.

  6. Хорошеев А.В., Авессаломова И.А., Дьяконов К.Н. и др. Теория и методология ландшафтного планирования / А.В. Хорошеев, И.А. Авессаломова, К.Н. Дьяконов, А.Н. Иванов, В.Н. Калуцков, В.М. Матасов, В.А. Низовцев, В.А. Сысуев, Т.И. Харитонова, В.П. Чижова, Н.М. Эрман, Е.С. Лощинская. – Москва: КМК, 2019.

  7. Шиканян Т. Сады вдохновения: 25 лучших идей ландшафтного дизайна / Т. Шиканян. – Москва: Эксмо, 2020.

  8. Ландшафтный дизайн для начинающих: бесплатные видеоуроки / Все курсы онлайн: [сайт]. – URL: https://vse-kursy.com/read/393-landshaftnyi- dizain-dlya-nachinayuschih-besplatnye-videouroki.html (Дата обращения 02.06.2021).

  9. Ландшафтный дизайн. Обзоры. Примеры: 51 видео урок / VidExp.com: [сайт]. – URL: http://www.videxp.com/RU/author/103/515/go.html (Дата обращения 02.06.2021).



















































Приложение 1

Словарь терминов

Аллея – пешеходная коммуникация, ограниченная с двух сторон деревьями, кустарниками, вьющимися растениями.

Альпинарий – композиция из высокогорных растений, культивируемая в условиях, приближенных к природным. Альпинарии впервые появились в английских пейзажных садах в XVIII в.

Арабеска одноименный цветник или составная часть его, выполненная на основе геометрических узоров, используемых в партерах и клумбах.

Аранжировка – расположение цветов и листьев в букете, в вазах, корзинах, гирляндах, венках.

Арборетум – дендрологический сад, который предназначен для акклиматизации растений из различных климатических зон.

Ассортимент – подбор различных видов деревьев, кустарников и цветов, применяемых для озеленения данной местности или данного объекта.

Бонсай – искусство выращивания карликовых деревьев, из которых японцы создавали миниатюрные сады.

Берсо, биндаж сводчатая аллея, образованная с помощью полукруглых вязаных каркасов, на которых смыкались кроны деревьев (липа, граб); участок сада, окруженный сводчатыми аллеями. Применялся в садах и парках эпохи барокко.

Боскет – небольшие пространства правильной геометрической формы, ограниченные экранами стриженой живой изгороди. В парках эпохи барокко они назывались кабинетами или зелеными залами.

Букетные посадки – прием формирования ландшафтных фрагментов с помощью посадки нескольких саженцев в одно гнездо. Букетную группу также можно образовать посадкой на пень молодого дерева, чтобы создать условия для развития боковым побегам.

Бульвар – широкая озелененная полоса, выделяемая по обеим или одной стороне улицы, набережной и предназначенная для пешеходного движения и кратковременного отдыха. Бульварами сначала назывались валы крепостных укреплений. Затем так были названы места для прогулок горожан, созданные на месте бывших укреплений.

Вертикальное озеленение – озеленение фасадов зданий, парковых сооружений и специальных устройств (куполы, трельяжи) древовидными лианами и другими вьющимися растениями.

Виридарий – озелененный дворик, небольшой сад в перистильном дворе монастыря или жилого дома. Обычно имел геометрическую планировку с небольшим фонтаном или бассейном в центре и клумбами цветов. Стены дома, окружавшего садик, покрывались фресками, на которых были изображены перспективы фантастических садов.

Газон – искусственный дерновой покров из многолетних злаков. В зависимости от назначения газоны подразделяются на спортивные, специального назначения и декоративные (партерные, обыкновенные и луговые).

Газон мавританский – пестроцветный газон. Образуется из цветочных растений или их смеси с многолетними травами.

Гирлянды – украшения из цветов, листьев или ветвей, связанных в виде длинных лент. Обычай украшать гирляндами был известен еще в Древнем Египте, затем применялся в Древней Элладе и в эпоху барокко и рококо.

Группа – важнейший элемент живописного паркового пейзажа. Обычно это сочетание из нечетного (до 11 шт.) количества древесных, кустарниковых или цветочных растений.

Дендрарий зеленый массив различных видов деревьев и кустарников.

Обычно служит для проведения научных работ по акклиматизации и интродукции древесных растений.

Дерновая скамья – устройство из дерна в виде выступа вдоль ограды.

Широко распространенный элемент средневекового сада.

Загущенные посадки – прием формирования ландшафтного пейзажа с помощью посадки деревьев на расстоянии друг от друга 1-1,5 м в целях быстрейшего создания (через два-три года) компактных насаждений. Такие насаждения в стадии формирования стволов более устойчивы и хорошо развиваются. В последующем проводится прореживание.

Икебана – в переводе с японского языка означает «сохранение цветов во второй жизни» и является древним оригинальным искусством цветочной аранжировки в Японии.

Кабинет – элемент внутренней пространственной садовопарковой композиции боскета, образованный стриженными стенами из липы или граба. Во французских садах и парках XVII—XVIII вв. большинство кабинетов было украшено партерами, бассейнами, скульптурами и даже садово-парковыми сооружениями.

Кашпо – декоративное устройство из керамики, пластмассы, дерева, лозы для размещения цветов в интерьере и на открытом воздухе.

Клумба – группа деревьев и кустарников на открытой поляне в пейзажном парке, сформированная в виде круга или овала. С середины XIX в. клумбой называют цветник с геометрической формой плана, расположенный на пересечении дорожек, перед главным входом в здание, у пьедестала статуи. Клумба имеет значительно меньшую площадь, чем партер. Создают их из однолетних и двулетних цветочных растений.

Кулиса – группа деревьев или кустарников, ограничивающая вид на открытое пространство ландшафтного объекта или окружающая ландшафт.

Куртина – ландшафтное пространство, ограниченное дорожками.

Малый сад – это ограниченное пространство, расположенное возле общественного, жилого или промышленного здания и сформированное с использованием средств ландшафтного дизайна. Он может занимать территорию в среднем от 0,2 до 5-6 га (иногда до 10 га).

Модульный сад – цветочная композиция, состоящая из элементов геометрически правильной конфигурации.

Моносад – это сад одного вида растений. К моносаду относятся розарии, тюльпанарии, георгинарии и др.

Одерновка – способ устройства газонов на откосах и насыпях с крутизной склона более 30° в целях их укрепления и улучшения декоративных качеств.

Партер – открытая часть пространства, расположенная на плоском рельефе, имеющая геометрически правильную форму с соотношением 1:3 или 1:7. Существуют три типа партеров: газонный, цветочный и смешанный. В XVII – XVIII вв. партер был неотъемлемой частью дворцовых ансамблей.

Патио – внутренний двор жилого дома, обязательно оформленный зелеными насаждениями.

Поляна – свободный от древесно-кустарниковой растительности участок ландшафта.

Почвопокровные – растения, которые по своим декоративным свойствам и особенностям произрастания используются в озеленении для образования дерна на бедных, сухих почвах, на склонах, на затененных участках, насыпях, а также в различных композициях из цветов и камней.

Рабатка – представляет собой узкую полосу из цветов в партерах, вдоль дорожек и аллей длиной от 1 м до 7-9 м. Ширина рабатки зависит от используемых растений и колеблется от 0,5 до 2 м.

Розариум – часть парка, сада или отдельный участок, предназначенный для посадки различных видов и сортов роз.

Рокарий – ландшафтная композиция, где декоративные растения сочетаются с камнями.

Силуэт – контурное очертание декоративных растительных группировок или отдельных растений на фоне неба или городской застройки, воспринимаемое с отдаленного расстояния.

Сквер – небольшой озелененный участок среди городской застройки (до 1 га), предназначенный для кратковременного отдыха и декоративного оформления отдельных архитектурных комплексов и городской среды.

Солитер – одиночный экземпляр растения, размещаемый на открытом участке газона, выделяющийся своей фактурой, кроной и т. п.

Солнечные часы – устройство из растений (цветов) для определения времени с помощью тени от штыря, падающей на плоскость.

Топиарное искусство – искусство фигурной стрижки деревьев и кустарников.

Фитонцидность – способность растений выделять летучие защитные вещества, которые губительно действуют на микробы.

Фитоценоз – совокупность растений, занимающих однородный участок земной поверхности и находящихся в тесном взаимоотношении между собой и с условиями окружающей среды.

Цветочница – представляет собой емкость, в которую помещены композиции из растений.

Цветочная группировка – это композиция, состоящая из декоративных растений одного сорта, образующая правильные круги, квадраты, прямоугольники, а также неправильные геометрические фигуры.

Шпалера – ряд густо посаженных деревьев, образующих зеленый экран с помощью стрижки; деревянная решетка (трельяж) с вертикальной растительностью.

Эдификаторы – растения, характерные для данного биоценоза.

Экзот – древесное или кустарниковое растение, не встречающееся в составе местных естественных зеленых насаждений, но имеющее ценные декоративные свойства.

Экология растений – наука о взаимозависимостях и взаимодействиях между растениями и средой их обитания.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!